АННОТАЦИЯ 3
Введение 6
1 Теоретико-методологические основания изучения отношения к эзотеризму как к нетрадиционной религиозной ориентации 10
1.1 Интерпретация понятий «эзотерика» и «эзотеризм» в социологии 10
1.2 Эзотеризм как часть новых религиозных движений 17
1.3 Современное общество и поиск ориентиров: роль эзотерических течений 24
2 Особенности отношения российской молодежи к эзотеризму (на примере эмпирического исследования) 28
2.1 Общая характеристика респондентов 28
2.2 Вера в эзотерические учения и причины обращения к эзотерике 30
2.3 Роль эзотерических практик в решении жизненных вопросов и доверие эзотерикам 34
2.4 Сравнительный анализ результатов на основании социально-демографических характеристик 43
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение А Программа исследования 59
Приложение Б Бланк анкеты 71
Приложение В Таблицы распределений 77
Приложение Г Таблицы распределений открытых вопросов 86
Актуальность: Последнее десятилетие российское общество претерпевало
трансформации. Рост экономического неравенства между группами населения, политическая «турбулентность», изменение структуры медиасферы и ее принципов взаимодействия с человеком, послужили причинами изменения уровня доверия к официальным институтам. Значительное снижение доверия наблюдается в таких важных сферах как наука и религия. Данные из исследования ВЦИОМ за 2020 год говорят о том, что полностью доверяют науке лишь 12% россиян, при этом этот показатель уменьшился вдвое за последние 10 лет. [22] Согласно опросу Левада Центра за 2022 год, церкви как социальному институту доверяют только 51% россиян. [9]
На фоне падения доверия к официальным институтам повышается интерес к новым способам интерпретации реальности. Через нестандартные, нетрадиционные подходы к объяснению окружающей действительности люди ищут новые смыслы и ориентиры в жизни. В связи с этим, различные мистические практики, такие как астрология, нумерология, гадания и пр. все больше завоевывают внимание людей. По данным издательской группы «Эксмо- АСТ», за 2022 год продажи эзотерической литературы в России выросли на 53% относительно 2021 года. При этом популярность религиозной литературы за 2021 год упала на 30%. [18]
Эзотеризм в общем виде может рассматриваться как «комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками» [27]. Иными словами, можно сказать, что эзотеризм - это некая форма скрытого знания, помогающего особым образом познать окружающий мир, космос и достичь трансцендентного опыта. По мнению В. А. Мартиновича, эксперта в области социологии религии, эзотерические учения могут рассматриваться как часть феномена «новых религиозных движений». [21] Данный термин объединяет различные проявления современной нетрадиционной религиозности, поэтому астрологические, псевдонаучные, спиритические, восточные и другие учения могут изучаться в рамках концепции новых религиозных движений.
На данный момент можно говорить о том, что эзотеризм имеет относительно большой кредит доверия у жителей нашей страны, но различие науки и эзотерики в массовом сознании является весьма расплывчатым, о чем свидетельствует исследование «Левада-центра» за 2018 год. Выяснилось, что 33% россиян считает, что астрология является научной областью знаний. При этом лишь четверть россиян (24%) четко понимают, что астрология не является наукой. [14] Другое исследование, проведенное социологическим агентством “ВЦИОМ” в 2022 году, говорит о том, что каждый третий россиянин верит в способность отдельных людей предсказывать судьбу (28%), каждый четвертый опрошенный верит в колдовство и способность некоторых людей наводить порчу (25%). В этом же исследовании было отмечено, что астрологии чаще доверяют молодые россияне от 18 до 24 лет (27% vs. 13% среди россиян старшего возраста). [25]
Категория молодежи представляет собой отдельный интерес, так как именно эта социальная группа является наиболее неустойчивой, подвижной и склонной вступать в новомодные течения. Молодые люди находятся в процессе своего становления, формирования мировоззрения и определения основных жизненных ценностей. Они наиболее активно вступают в различные сообщества и объединения по интересам, групповые нормы которых могут значительно влиять на их поведение. Отсюда следует исследовательский интерес к тому, насколько на самом деле предсказания, гадания и другие эзотерические практики распространены среди молодежи? Как в целом молодые люди относятся к эзотеризму и насколько вовлечены в него? И самое главное, каков уровень доверия молодежи к экспертам в области эзотерики? Представленные вопросы и являются предметом изучения в данной исследовательской работе.
Проблемная ситуация: Современный мир сложен и изменчив, молодые люди постоянно сталкиваются с трудными решениями, которые могут повлиять на их будущее. С ростом популярности эзотерики многие люди обращаются к этим практикам, чтобы найти смысл и руководство в своей жизни. Эзотерика как мистическое течение несет в себе противоречивые ценности, которые могут оказать неоднозначное влияние на социальное поведение молодежи. С одной стороны, эзотеризм может повлечь за собой усиление индивидуализма, отходом от общепринятых ценностей в сторону альтернативных систем убеждения, и даже привести к социальной отчужденности. С другой стороны, увлечение эзотеризмом может привлечь внимание молодых людей к вопросам духовности, саморазвития и улучшения жизненной ситуации. На фоне этого возникают важные вопросы. Насколько распространена экспертиза эзотериков в молодежной среде? Являются ли эзотерические учения инструментом поиска новых ориентиров для молодежи? Или интерес к эзотерике - это просто новый способ проведения досуга, необычное развлечение? Противоречивые утверждения и недостаток эмпирических данных создали проблемную ситуацию, требующую дальнейшего изучения.
Проблема: Как российская молодежь относится к эзотеризму? Насколько молодые люди доверяют эзотерикам и по каким причинам обращаются к ним?
Объект: российская молодежь
Предмет: отношение к эзотеризму
Цель: выявить отношение российской молодежи к эзотеризму и определить уровень доверия молодых людей к эзотерикам.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения отношения к эзотеризму как к нетрадиционной религиозной ориентации
2. Рассмотреть факторы, влияющие на интерес к эзотеризму
3. Определить уровень интереса молодежи к эзотерическим учениям и распространенность эзотерических практик
4. Выявить причины обращения молодых людей к эзотерикам и факторы, влияющие на уровень доверия молодежи к эзотерикам
5. Выявить распространенность эзотеризма среди молодежи в зависимости от места проживания, образования и конфессиональной принадлежности
Теоретико-методологические основания: в данной работе рассматриваются теории современного общества, разработанные У. Беком и Р. Инглхартом, концепции западного эзотеризма А. Февра и В. Ханеграафа, теория доверия П. Штомпки, а также работы Э. Тирикьяна. Среди отечественных ученых, внесших вклад в разработку проблемы эзотеризма можно выделить С. В. Пахомова, О. А. Иванову, П. Г. Носачева, Ю. В. Курносова и В. А. Мартиновича. Теории У. Бека и Р. Инглхарта в данной работе используются в качестве социального контекста современности, того какие вызовы несет в себе общество риска и какие ценности являются важными для современных людей. Концепция западного эзотеризма А. Февра и В. Ханеграафа являются основанием для рассмотрения данного явления как совокупности представлений об эзотерическом, а также как знания, выходящего за рамки научной системы познания. Концепция доверия П. Штомпки стала основанием для разработки методологии исследования доверия к эзотерикам. Работы российских ученых внесли ясность в построение структуры эзотеризма, его функций и содержания.
Методы исследования: теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных исследователей, опросный метод: онлайн-анкетирование, осуществленное с помощью неслучайной выборки. Опрошено 350 человек, при уровне значимости 95% доверительный интервал составляет 5,24 %.
Метод отбора: стихийная выборка. Способ отбора - рассылка онлайн-анкеты в группы соцсетей и телеграм-чаты крупных, средних и мелких населенных пунктов России. Так как в качестве метода отбора респондентов используется стихийная выборка, исследование не может претендовать на высокую репрезентативность генеральной совокупности.
Обоснование метода исследования: в рамках данного исследования будет использоваться метод онлайн-опроса, так как именно с помощью количественной методологии мы сможем выявить общий уровень осведомленности о различных эзотерических учениях среди молодежи, а также распространенность эзотерических практик и уровень доверия к эзотерикам. Онлайн-опрос позволит охватить не только молодежь Томска или Томской области, но и молодежь других регионов России.
Гипотезы:
1. Астрология, йога и гадания на картах таро вызывают наибольший интерес у молодежи.
2. Уровень распространенности эзотерических практик среди молодежи, проживающей в маленьких городах ниже, чем в больших городах.
3. Больший уровень доверия к эзотерикам имеет молодежь, относящая себя к неконфессиональным верующим.
Новизна: данное исследование позволит сформировать представление о том, насколько эзотерические верования и практики распространены в молодежной среде и о том, насколько молодежь доверяет эзотерикам.
Практическая значимость: анализ распространенности эзотерических верований и практик и определение уровня доверия молодежи к эзотерикам позволит выработать методические рекомендации для принятия управленческих решений в области молодежной политики.
Таким образом, подводя итог работе, можно говорить об актуальности и востребованности данной темы. Для понимания основных условий, влияющих на повышение популярности эзотеризма, были рассмотрены концепция общества риска У. Бека и исследования современных ценностных ориентаций Р. Инглхарта. Глобальная
неопределенность и чувство постоянной тревоги, существующие в жизни современного человека с одной стороны, и стремление к онтологической безопасности, индивидуализму и самовыражению, с другой стороны, приводят к кризису идентичности и трудностям в духовно-религиозной ориентации человека. Эзотеризм, как синкретичное, гибкое и при этом устойчивое явление, удовлетворяет внутреннюю потребность индивида к построению собственного духовного пути и одновременно с этим дает чувство принадлежности к социальной группе. На примере рассмотренных теорий, мы выяснили почему эзотеризм становится для многих людей средством преодоления социальных и морально-духовных трудностей.
На основании изученных теоретико-методологических концепций было организовано и проведено исследование, направленное на выявление отношения молодежи к эзотеризму. В онлайн-опросе приняло участие 350 респондентов, проживающих на территории России.
В ходе исследования выяснилось, что молодежь испытывает довольно высокий уровень интереса к эзотерическим учениям - 61% опрошенных интересуется хотя бы одним из эзотерических учений. Самыми популярными направлениями оказались астрология, карты таро, и направления индуизма, что подтвердило первую гипотезу исследования. Основным источником информации по эзотерическим учениям стали сообщества в соцсетях, а также семья и друзья. При этом по разным направлениям эзотерики респонденты ищут информацию в разных источниках: по астрологии и развитию нового мышления в личных блогах, а по буддизму - в книгах и журналах.
При высоком интересе молодежи к эзотерическим учениям, компонент веры в них остается на низком уровне, что говорит о том, что эзотерические учения для большей части молодежи выполняют не мировоззренческую, а развлекательную функцию. Больше всего респонденты верят в астрологию, развитие нового мышления, а также духовные и физические практики индуизма. Выделились группы, испытывающие наибольший уровень веры, среди них: женщины, молодежь младшей возрастной категории и конфессионально верующие люди. Заинтересованность и вера в эзотерические учения со стороны женского пола может быть объяснена тем, что эзотеризм выполняет для них в первую очередь функцию компенсации. В виду наделения женщин низкой социальной субъектностью, они рассматривают эзотеризм как дополнительный инструмент влияния на окружающую действительность. Большой интерес к эзотерике у младшей категории молодежи объясняется их стремлением понять свое место в мире и сформировать собственное мировоззрение, чему активно способствуют различные эзотерические учения. Вера со стороны группы конфессионально верующих людей связана с их общей включенностью в духовно-религиозную систему общества. Не смотря на свою принадлежность к конкретной религии, они также стремятся найти дополнительные каналы коммуникации с миром сверхъестественного.
В ходе анализа были обнаружены 3 группы респондентов по их степени включенности в эзотерические практики: первая группа респондентов (46%) не реализует какие-либо эзотерические практики, вторая группа (21%) реализует их раз в несколько месяцев или реже, и третья группа (35%) реализует их как минимум пару раз в месяц. Включенная в эзотерические практики на регулярной основе группа заявила о том, что преследует в данных действиях в первую очередь цель эмоциональной разгрузки. Также часто упоминались цели поиска решения жизненных проблем и контроля своего сознания. Гипотеза о том, что уровень распространенности эзотерических практик среди молодежи, проживающей в маленьких городах ниже, чем в больших городах не подтвердилась, так как влияния города проживания на включенность в практики не было обнаружено.
Целевой группой эзотериков стали те респонденты, кто включен в самостоятельные эзотерические практики на ежедневной основе. Большая же часть молодежи (86%) никогда не обращалась к платным эзотерическим услугам. Основным фактором, повлиявшим на то, чтобы обратиться к эзотерику, а не к специалисту узкого профиля, стала уникальная и доступная к пониманию информация, предоставляемая эзотериками, а также их клиентоориентированность. Наиболее часто встречающиеся цели, которые респонденты преследуют в своем визите к эзотерику - это улучшение межличностных отношений и карьерное самоопределение и большинство респондентов отметили, что остались довольны эзотерической услугой. Третья гипотеза исследования о том, больший уровень доверия к эзотерикам имеет молодежь, относящая себя к неконфессиональным верующим, также не была подтверждена. Выяснилось, что наибольшее доверие к эзотерикам испытывают конфессионально верующие люди, так как именно они чаще всего обращаются к данным услугам.
Цели и задачи исследования были выполнены. Мы определили, что молодые люди испытывают высокий уровень интереса к эзотерическим учениям, но при этом в большинстве своем не верят в них. Включенность в эзотерические практики связана в первую очередь с целью эмоциональной разгрузки, а не с получением скрытых знаний о мире или трансцендентного опыта. Эзотерики, как социальная группа, не имеют высокого уровня доверия у опрошенной молодежи. Только малая часть людей, которые самостоятельно включены в эзотерические практики прибегают к их услугам.
Полученные результаты пополнят научно-исследовательскую базу в сфере исследований проблем современного эзотеризма. Данная тема остается актуальной, поэтому, в дальнейшем, возможно ее изучение с помощью текстового анализа данных групп в социальных сетях, посвященных эзотерическим учениям, а также проведения качественных интервью с целью выяснения более глубинных мотивов включения в эзотерическую группу.
1. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ / Е. Г. Балагушкин - М.: ИФ РАН, 1999. - 172 с.
2. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / У. Бек - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
3. Бекарюков М. В. Конструирование эзотерической реальности: базовые элементы и их специфика / М. В. Бекарюков // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 4-2(29). - С. 258-261.
4. Бекарюков М. В. Социокультурные предпосылки усиления интереса к эзотерическим учениям / М. В. Бекарюков // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - № 2-2(70). - С. 197-199.
5. Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; пер. Е. Д. Руткевич. - М.: Медиум [и др.], 1995. - 323 с.
6. Гаврилов К. А. От общества риска к метаморфозам мира: памяти Ульриха Бека // Социологический ежегодник. - 2016. - №2015-2016. - С. 317-330.
7. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / А. Ю. Акимова, Н. А. Амерханова, И. В. Антоненко [и др.]. - М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2013. - 564 с.
8. Доверие общественным институтам [Электронный ресурс] / Левада-центр. - 2022. - URL: https://www.levada.ru/2022/09/20/doverie-obshhestvennym-institutam-2/
9. Жданов В. Изучение эзотерики в Западной Европе: Институты, концепции и методики // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия.СПб.: РХГА, 2009. - С. 5-27.
10. Иванова О. А. Специфика современного эзотеризма в России: культурфилософский анализ : дис. ... канд. филос. наук / О. А. Иванова. - Ставрополь, 2006. - 150 с.
11. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. Политические исследования. - 1997. - № 4. - С. 6-32.
12. Калашникова М. Б. Особенности религиозности российской молодежи / М. Б. Калашникова // Вестник Новгородского государственного университета. - 2016. - № 2(93). - С. 49-54.
13. Ко дню российской науки [Электронный ресурс] / Левада-центр. - 2018. - URL: https://www.levada.ru/2018/02/05/ko-dnyu-rossijskoj-nauki-2/
14. Кублицкая Е. А. Особенности религиозности в современной России / Е. А. Кублицкая // Социологические исследования. - 2009. - № 4(300). - С. 96-107.
15. Кублицкая Е. А. Традиционная религиозность и нетрадиционные религиозные учения в жизни российской молодежи: социально-педагогические аспекты / Е. А. Кублицкая, И. В. Лютенко // ЦИТИСЭ. - 2019. - № 5(22). - С. 478-493.
16. Курносов Ю. В. Тайные доктрины: вчера и сегодня. Эзотеризм как культурно-исторический феномен / Ю. В. Курносов - М.: Интеллект, 1997. - 256 с.
17. Лебедева В. Карма — источник знаний // Коммерсант. - 2022. - №17. - С.1
18. Лукашина Е. В. Религиозные ценности современной российской молодежи в условиях глобальных социальных трансформаций / Е. В. Лукашина // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. - 2018. - № 1. - С. 95-100.
19. Лютенко И. В. Интерес к нетрадиционным религиям московской молодёжи и мигрантов (сравнительный анализ 2021 г.) / И. В. Лютенко // Наука. Культура. Общество. - 2022. - № 4 (28). - С. 122-134.
20. Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция / В. А. Мартинович // Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1. Минск: Минская духовная академия, 2015. — 559 с.
21. Наука и учёные на фоне пандемии: кризис общественного доверия? [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. - 2020. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nauka- i-uchyonye-na-fone-pandemii-krizis-obshhestvennogo-doveriya
22. Неронов А. В. Проблема кризиса персональной культурной идентичности и современный эзотеризм / А. В. Неронов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2012. - №2 (4). - С. 111-121.
23. Носачев П. Г. Эзотерика: Основные моменты истории термина / П. Г. Носачев // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. - 2011. - № 2(34). - С. 49-60.
24. О вере и суевериях, или таинственное и загадочное рядом [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. - 2022. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-vere-i- sueverijakh-ili-tainstvennoe-i-zagadochnoe-rjadom
обозрение. 2002. Т. 2. № 3. С. 30-41.
25. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 270 с.
26. Пахомов С.В. К вопросу о демаркации понятия «эзотеризм» // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия. Сб. материалов / под ред. С.В. Пахомова, Ю. Ю. Завгороднего, С. В. Капранова. - СПб., 2008. - С. 7-14.
27. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. - М.: НОРМА; ИНФРА-М, 1999. - 672 с.
28. Савченко И. А. Религия в восприятии современной молодежи: цифры и комментарии / И. А. Савченко, С. В. Устинкин // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 7. - С. 232-263.
29. Социодиггер. 2021: ежегодник ВЦИОМ. - Москва: ВЦИОМ, 2022. - Т. 2. - 736 с.
30. Социология религии: классические подходы: Хрестоматия / Рос. АН, ИНИОН; Науч. редакция и сост. М. П. Гапочки, Ю. А. Кимелева. - М.: ИНИОН, 1994. - 272 с.
31. Тирикьян Э. А. К социологии эзотерической культуры // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2013. - №4 (31). - С.247-275.
32. Федорова М. В. Религиозность российской молодёжи в условиях современной культуры / М. В. Федорова, А. В. Терехин // Система ценностей современного общества. - 2015. - № 43. - С. 146-154.
33. Фреик Н. Петр Штомпка. Доверие: социологическая теория / Н. Фреик // Социологическое обозрение. - 2002. - Т. 2, № 3. - С. 30-41.
34. Штомпка П. Доверие — основа общества / П. Штомпка: пер. с польского Н.В. Морозовой. — М.: Логос, 2012. - 440 с.
35. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; Пер. с польск. С. М. Червонной. - М.: Логос, 2005. - 664 с.
..42