СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК КАНАЛ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБЛАСТНЫХ БИБЛИОТЕК В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОУНБ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И PR В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 8
1.1 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ 8
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, КАК КАНАЛ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ СООБЩЕСТВ 27
2 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК КАНАЛ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБЛАСТНЫХ БИБЛИОТЕК
(НА ПРИМЕРЕ ТОУНБ ИМЕНИ ПУШКИНА) 32
2.1 ОБЛАСТНЫЕ БИБЛИОТЕКИ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.2 ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОУНБ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА:
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОУНБ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ БИБЛИОТЕК
В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
1 РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И PR В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 8
1.1 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ 8
1.2 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, КАК КАНАЛ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИТИКИ ПРОДВИЖЕНИЯ СООБЩЕСТВ 27
2 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК КАНАЛ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБЛАСТНЫХ БИБЛИОТЕК
(НА ПРИМЕРЕ ТОУНБ ИМЕНИ ПУШКИНА) 32
2.1 ОБЛАСТНЫЕ БИБЛИОТЕКИ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.2 ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОУНБ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА:
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 38
2.3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОУНБ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ БИБЛИОТЕК
В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
На сегодняшний день социальные сети являются одним из самых популярных и действенных инструментов продвижения товаров и услуг, формирования имиджа, донесения до пользователей уникальных предложений, а также, налаживания контакта с аудиторией. В последние годы маркетологи весьма активно используют социальные сети как канал продвижения, передачи важнейшей информации об организации и ее деятельности, развивая новые технологии и создавая свежие тренды.
Крупные бренды и организации понимают, что им необходимо напрямую взаимодействовать с аудиторией, прибегая к новым методам рекламы и PR, используя социальные медиа как канал коммуникации. Данное исследование посвящено анализу деятельности по продвижению областной библиотеки и PR в социальных сетях, а именно, используемой в качестве примера, ТОУНБ имени А. С. Пушкина.
Работа в данном направлении ведется в различных библиотеках, в первую очередь, с целью пропаганды чтения, организации досуга, и, конечно же, привлечения пользователей в свои стены. В Томской области такой деятельностью занимается крупнейшая публичная библиотека области - Томская областная универсальная научная библиотека (ТОУНБ) им. А.С. Пушкина.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью своевременного анализа деятельности по продвижению библиотеки в социальных сетях.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в возможности использования результатов анализа деятельности библиотеки для прогнозирования возможностей и дальнейшего развития видов деятельности, направленных на продвижение библиотек и приросту числа пользователей ТОУНБ имени А. С. Пушкина.
Положение и возможности библиотек в виртуальном пространстве были рассмотрены в работах О.Г. Колесникова «Библиотеки в виртуальном пространстве», С.В. Баландюк «Современные онлайн-сервисы электронных библиотек», О. В. Крыжановская «Библиотека в кармане» .
Понятие, основные черты и история возникновения социальных сетей довольно полно раскрыты в трудах В.Д. Винника «Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу», Е.Д. Патаркина «Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: учебно-методическое пособие» и «Педагогический дизайн социальной сети Scratch» , А.Н. Стрельникова «Социальные сети: механизмы работы и пути развития» , К.Н. Обухова «Сеть как социальная структура: модель сетевой коммуникации в теории М. Кастельса», Д.А. Губанова «Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства» Т.С. Садыговой «Социально-психологические функции социальных сетей» , и многие другие авторы.
Социальная сеть как платформа для рекламы и продвижения продуктов и услуг подробно рассмотрена в трудах таких авторов, как: Е.Н. Петрова «Навигаторы для поиска изданий и собеседников», Е. А. Шибаева «Сквозь социальные медиа к звездам: библиотекари в поисках лучших решений», А. О. Федоров «Библиотечная блогосфера: В чем феномен библиотечного блога?», М. Пикулева и М. Лапук «Продвижение чтения в социальных медиа», С. В. Кузнецов «В контакте с книгой» и других исследователей.
Цель выпускной квалификационной работы: оценка эффективности деятельности ТОУНБ им. А. С. Пушкина в направлении продвижения библиотеки в социальных сетях.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
1. изучить историю появления и развития социальных сетей, основные понятия и характеристики;
2. рассмотреть социальные сети, как канал PR деятельности библиотек;
3. рассмотреть областные библиотеки, как сферу применения рекламной деятельности и PR;
4. изучить деятельность отдела маркетинга и проектной деятельности ТОУНБ имени Пушкина (цели, задачи, направление деятельности);
5. изучить современные возможности аналитики продвижения сообществ
6. провести анализ деятельности ТОУНБ им. А. С. Пушкина по продвижению библиотек в социальных сетях;
Объект бакалаврской работы: социальные сети как канал продвижения библиотек.
Предмет: публичные страницы, группы и сообщества в социальных сетях, представляющие деятельность Томской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина.
Методы, использованные при написании выпускной квалификационной работы: анализ и синтез полученных данных, при переработке информации из статей, отчетов, монографий, исследовательских работ и других документов, представляющих теоретическую базу для написания данной исследовательской работы. Вычисления, при работе с данными из таблиц и отчетов, с целью получения сведений о приросте количества пользователей сообществ, исследуемой библиотеки в социальных сетях. Сравнение полученных данных из первого (2014-2016гг.) и второго (2016-2018гг.) блоков, исследуемого временного промежутка.
Цель и задачи напрямую влияют на формирование структуры выпускной квалификационной работы, которая включает в себя: введение, две главы (в составе которых по три параграфа), заключение и список использованных источников и литературы, а также приложения с таблицами.
Введение раскрывает актуальность новизну и практическую значимость выбранной темы работы, степень ее научной изученности, цель и задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе автором работы раскрывается понятие социальных сетей, их история развития, классификация и основные характеристики, а сами социальные сети представляются как канал PR деятельности. Кроме того, обращается особое внимание на современные возможности аналитики продвижения сообществ, групп и публичных станиц.
Во второй главе рассматриваются: определение областных библиотек, их основные черты, характеристики и направления деятельности. Особое внимание уделяется изучению работы отдела маркетинга и проектной деятельности ТОУНБ имени А. С. Пушкина, а также, анализ деятельности по продвижению данной областной библиотеки в социальных сетях.
В заключении приводятся результаты исследования, формируются окончательные выводы и рекомендации.
Крупные бренды и организации понимают, что им необходимо напрямую взаимодействовать с аудиторией, прибегая к новым методам рекламы и PR, используя социальные медиа как канал коммуникации. Данное исследование посвящено анализу деятельности по продвижению областной библиотеки и PR в социальных сетях, а именно, используемой в качестве примера, ТОУНБ имени А. С. Пушкина.
Работа в данном направлении ведется в различных библиотеках, в первую очередь, с целью пропаганды чтения, организации досуга, и, конечно же, привлечения пользователей в свои стены. В Томской области такой деятельностью занимается крупнейшая публичная библиотека области - Томская областная универсальная научная библиотека (ТОУНБ) им. А.С. Пушкина.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью своевременного анализа деятельности по продвижению библиотеки в социальных сетях.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в возможности использования результатов анализа деятельности библиотеки для прогнозирования возможностей и дальнейшего развития видов деятельности, направленных на продвижение библиотек и приросту числа пользователей ТОУНБ имени А. С. Пушкина.
Положение и возможности библиотек в виртуальном пространстве были рассмотрены в работах О.Г. Колесникова «Библиотеки в виртуальном пространстве», С.В. Баландюк «Современные онлайн-сервисы электронных библиотек», О. В. Крыжановская «Библиотека в кармане» .
Понятие, основные черты и история возникновения социальных сетей довольно полно раскрыты в трудах В.Д. Винника «Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу», Е.Д. Патаркина «Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю: учебно-методическое пособие» и «Педагогический дизайн социальной сети Scratch» , А.Н. Стрельникова «Социальные сети: механизмы работы и пути развития» , К.Н. Обухова «Сеть как социальная структура: модель сетевой коммуникации в теории М. Кастельса», Д.А. Губанова «Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства» Т.С. Садыговой «Социально-психологические функции социальных сетей» , и многие другие авторы.
Социальная сеть как платформа для рекламы и продвижения продуктов и услуг подробно рассмотрена в трудах таких авторов, как: Е.Н. Петрова «Навигаторы для поиска изданий и собеседников», Е. А. Шибаева «Сквозь социальные медиа к звездам: библиотекари в поисках лучших решений», А. О. Федоров «Библиотечная блогосфера: В чем феномен библиотечного блога?», М. Пикулева и М. Лапук «Продвижение чтения в социальных медиа», С. В. Кузнецов «В контакте с книгой» и других исследователей.
Цель выпускной квалификационной работы: оценка эффективности деятельности ТОУНБ им. А. С. Пушкина в направлении продвижения библиотеки в социальных сетях.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели:
1. изучить историю появления и развития социальных сетей, основные понятия и характеристики;
2. рассмотреть социальные сети, как канал PR деятельности библиотек;
3. рассмотреть областные библиотеки, как сферу применения рекламной деятельности и PR;
4. изучить деятельность отдела маркетинга и проектной деятельности ТОУНБ имени Пушкина (цели, задачи, направление деятельности);
5. изучить современные возможности аналитики продвижения сообществ
6. провести анализ деятельности ТОУНБ им. А. С. Пушкина по продвижению библиотек в социальных сетях;
Объект бакалаврской работы: социальные сети как канал продвижения библиотек.
Предмет: публичные страницы, группы и сообщества в социальных сетях, представляющие деятельность Томской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина.
Методы, использованные при написании выпускной квалификационной работы: анализ и синтез полученных данных, при переработке информации из статей, отчетов, монографий, исследовательских работ и других документов, представляющих теоретическую базу для написания данной исследовательской работы. Вычисления, при работе с данными из таблиц и отчетов, с целью получения сведений о приросте количества пользователей сообществ, исследуемой библиотеки в социальных сетях. Сравнение полученных данных из первого (2014-2016гг.) и второго (2016-2018гг.) блоков, исследуемого временного промежутка.
Цель и задачи напрямую влияют на формирование структуры выпускной квалификационной работы, которая включает в себя: введение, две главы (в составе которых по три параграфа), заключение и список использованных источников и литературы, а также приложения с таблицами.
Введение раскрывает актуальность новизну и практическую значимость выбранной темы работы, степень ее научной изученности, цель и задачи, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе автором работы раскрывается понятие социальных сетей, их история развития, классификация и основные характеристики, а сами социальные сети представляются как канал PR деятельности. Кроме того, обращается особое внимание на современные возможности аналитики продвижения сообществ, групп и публичных станиц.
Во второй главе рассматриваются: определение областных библиотек, их основные черты, характеристики и направления деятельности. Особое внимание уделяется изучению работы отдела маркетинга и проектной деятельности ТОУНБ имени А. С. Пушкина, а также, анализ деятельности по продвижению данной областной библиотеки в социальных сетях.
В заключении приводятся результаты исследования, формируются окончательные выводы и рекомендации.
При написании выпускной квалификационной работы было выявлено, что работа в направлении продвижения и связей с общественностью ведется в различных библиотеках, в первую очередь, с целью пропаганды чтения, организации досуга, а также привлечения новых пользователей и удовлетворения информационных потребностей, уже знакомых с деятельностью библиотеки, читателей. Конечно же, формирование положительного имиджа является неотъемлемой частью работы любой публичной библиотеки, среди которых Томская областная универсальная библиотека им. А. С. Пушкина.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• ТОУНБ им. А. С. Пушкина ведет активную деятельность по созданию положительного имиджа библиотеки, в процессе культурно-просветительской и досуговой деятельности в различных направлениях осуществляет распространение необходимых пользователю знаний, участвует в развитии духовного мира человека, общественного сознания;
• библиотека активно использует деятельность в социальных сетях и возможность коммуникации с читателями;
• деятельность библиотеки принесла определенные результаты в ходе развития интернет-сообществ в период с 2014г. по 2018г., а именно: прирост подписчиков в группах, представляющих ТОУНБ имени А.С. Пушкина в социальных сетях. Особенно это было заметно в первый период (2014-2016гг.)
• Проведенное исследование выявило не только положительные моменты в деятельности библиотеки по продвижению библиотеки и связям с общественностью, но и снижение скорости прироста новых пользователей во второй период, исследуемого временного промежутка (2016-2018гг.)
Подводя итоги работы, хотелось бы отметить особую значимость внимания к интересам пользователей интернет-ресурсов библиотеки при деятельности по продвижению библиотек в социальных сетях. Кроме аналитики и получения определенной статистики о работе групп, представляющих библиотеку, стоит уделить внимание и таким способам продвижения, как контекстные рекламы, различные предложения на основе просмотренного пользователем, контента, подписки на определенный жанр или автора. Организация работы с тематическими хэштегами, анализом запросов пользователя, бот-переписок с предложениями «что почитать сегодня». К примеру, довольно интересным предложением может показаться, основанный на анализе страницы пользователя, лист предложенных книг. Так, автоматически отсортировав книги и авторов, указанных пользователем в личной информации, список книг попадает в базу данных о жанрах, названиях, авторах, и, подбирая подобные книги из разделов, с учетом возрастной категории, отправляется автоматическое сообщение с вопросом о знакомстве с творчеством и отношением к тому или иному автору у пользователя. Со временем, исключая неподходящий контент и, получая из диалога достаточно информации, бот-библиотекарь может предложить заказать книгу на абонемент какого-либо из отделений своей библиотеки, или же, пользуясь возможностями сводного каталога, сообщить о наличии книги в других библиотеках.
Вся прелесть такой деятельности заключается в использовании, так называемы «ботов», программ, связанных с определенными базами данных, способные к анализу деятельности и интересов пользователя, а также упрощающий поиск среди множества, предлагаемых ресурсов. Немаловажным вопросом в таком случае станет финансирование крупного проекта, а также, дополнительных затрат для привлечения специалистов из IT-сферы. Однако, стоит понимать, что вложения в подобные программы весьма перспективны, так как каждому человеку приятно внимание и крайне важна своевременная обратная связь, особенно, когда дело касается научных исследований или личных интересов.
Безусловно, подобные предложения и проекты требуют довольно серьезных расчетов и изучения тонкостей работы в каждой из частей такого огромного механизма, как библиотека и ее взаимосвязи с виртуальной средой, но, уже сейчас начав разрабатывать концепцию подобной деятельности, спустя пару лет можно получить некоторую отдачу и прирост пользователей, и, как следствие большее развитие библиотек в пространстве социальных сетей.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• ТОУНБ им. А. С. Пушкина ведет активную деятельность по созданию положительного имиджа библиотеки, в процессе культурно-просветительской и досуговой деятельности в различных направлениях осуществляет распространение необходимых пользователю знаний, участвует в развитии духовного мира человека, общественного сознания;
• библиотека активно использует деятельность в социальных сетях и возможность коммуникации с читателями;
• деятельность библиотеки принесла определенные результаты в ходе развития интернет-сообществ в период с 2014г. по 2018г., а именно: прирост подписчиков в группах, представляющих ТОУНБ имени А.С. Пушкина в социальных сетях. Особенно это было заметно в первый период (2014-2016гг.)
• Проведенное исследование выявило не только положительные моменты в деятельности библиотеки по продвижению библиотеки и связям с общественностью, но и снижение скорости прироста новых пользователей во второй период, исследуемого временного промежутка (2016-2018гг.)
Подводя итоги работы, хотелось бы отметить особую значимость внимания к интересам пользователей интернет-ресурсов библиотеки при деятельности по продвижению библиотек в социальных сетях. Кроме аналитики и получения определенной статистики о работе групп, представляющих библиотеку, стоит уделить внимание и таким способам продвижения, как контекстные рекламы, различные предложения на основе просмотренного пользователем, контента, подписки на определенный жанр или автора. Организация работы с тематическими хэштегами, анализом запросов пользователя, бот-переписок с предложениями «что почитать сегодня». К примеру, довольно интересным предложением может показаться, основанный на анализе страницы пользователя, лист предложенных книг. Так, автоматически отсортировав книги и авторов, указанных пользователем в личной информации, список книг попадает в базу данных о жанрах, названиях, авторах, и, подбирая подобные книги из разделов, с учетом возрастной категории, отправляется автоматическое сообщение с вопросом о знакомстве с творчеством и отношением к тому или иному автору у пользователя. Со временем, исключая неподходящий контент и, получая из диалога достаточно информации, бот-библиотекарь может предложить заказать книгу на абонемент какого-либо из отделений своей библиотеки, или же, пользуясь возможностями сводного каталога, сообщить о наличии книги в других библиотеках.
Вся прелесть такой деятельности заключается в использовании, так называемы «ботов», программ, связанных с определенными базами данных, способные к анализу деятельности и интересов пользователя, а также упрощающий поиск среди множества, предлагаемых ресурсов. Немаловажным вопросом в таком случае станет финансирование крупного проекта, а также, дополнительных затрат для привлечения специалистов из IT-сферы. Однако, стоит понимать, что вложения в подобные программы весьма перспективны, так как каждому человеку приятно внимание и крайне важна своевременная обратная связь, особенно, когда дело касается научных исследований или личных интересов.
Безусловно, подобные предложения и проекты требуют довольно серьезных расчетов и изучения тонкостей работы в каждой из частей такого огромного механизма, как библиотека и ее взаимосвязи с виртуальной средой, но, уже сейчас начав разрабатывать концепцию подобной деятельности, спустя пару лет можно получить некоторую отдачу и прирост пользователей, и, как следствие большее развитие библиотек в пространстве социальных сетей.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННЫЙ ФОРМАТ ПУТЕВОДИТЕЛЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КНИГОИЗДАНИЯ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020



