Введение 3
Глава 1 Вопрос о режиме Черноморских Проливов во внешней политике
Екатерины II 9
Глава 2 Проблема Черноморских проливов в XIX - начале XX в 19
2.1 Русско - турецкие войны 1806 - 1812 и 1828 - 1829 гг 19
2.2 Англо - русские противоречия в Восточном вопросе: от мирного
урегулирования к военному конфликту 27
2.3 Проблема Проливов в Первую мировую войну 43
Глава 3 Восточный вопрос в международных отношениях в 1918 - 1936 гг 47
Заключение 74
Список использованных источников и литературы 77
ИСТОЧНИКИ 77
ЛИТЕРАТУРА 78
Актуальность темы исследования. Проливы и каналы остаются одним из главных факторов в сфере международных перевозок и торговли. Они всегда имели важное историческое значение. Обладание ими, часто означало для государства возможность регулирования и контроля морским сообщением между различными государствами.
Морские пути всегда были наиболее приемлемы и удобны для транспортировки различных грузов и военной силы. Их роль не изменилась и в настоящее время. Часто открытие нового канала или пролива приводило к серьёзным мировым последствиям: возникновению нового государства, усовершенствованию торговли, расцвету или упадку городов. Будь то Суэцкий или Панамский канал, очевидна выгодность их строительства для мирового судоходства.
Режим Черноморских проливов был и остается одним из самых важных, сложных и острых вопросов внешней политики России на протяжении уже трех столетий. Его значение определяется географическим положением России, потребностями её внешней торговли, нуждами экономического развития юга европейской части страны, задачами обороны её Черноморского побережья.
Ни одна из великих держав не была удалена от морских и океанских путей, как Россия. Ко времени восстановления независимости Русского государства, Черноморский бассейн был внутренним турецким морем. Всё его побережье, а также горловина входили в состав Османской империи. Которая полностью контролировала плавание судов из Средиземного моря в Чёрное и обратно, по проливу Дарданеллы (Акдениз), Мраморному морю и проливу Босфор (Истанбалбогазы). Находящийся на Босфоре город Константинополь был превращён турками в свою столицу - Стамбул. Используя выгоды географического положения, Турция играла роль посредника в торговле между Европой и Азией. Проливы служили превосходной базой для турецкого военного флота, который, действуя на морских просторах, мог в нужных случаях укрываться от противника за береговыми оборонительными сооружениями. Такое положение сохранялось в течение XVI - XVII вв.
Борьба российского государства за благоприятный режим Проливов проходила в несколько этапов. Первоначально их статус определялся в рамках двусторонних русско - турецких отношений (вторая половина XVIII в. - 1841 г.). Главным достижением того времени стала свобода коммерческого судоходства через Проливы. В период действия русско - турецких союзов 1799 г., 1805 г., 1833 г., получал то или иное положение, вопрос о проходе военных судов России или закрытия Проливов для флотов враждебных ей стран.
На втором этапе (с 1841 г. до Первой мировой войны), соглашениям был предан международный характер. Борьба России в конце XIX - начале XX в. за пересмотр статуса Проливов в пользу прибрежных держав, также не принесла сколько - нибудь осязаемых результатов.
Вплоть до Первой мировой войны отечественная дипломатия тщетно пыталась изменить невыгодный для России режим. Бывали случаи, например в 1891 и 1894 гг., когда турецкий султан выдавал документы для прохождения русских военных кораблей через Босфор и Дарданеллы (без вооружения и без вооруженной охраны). Но нечерноморские державы затрудняли передвижение русских военных кораблей из Чёрного моря в Средиземное.
После вступления Турции в Первую мировую войну на стороне Германии, было подписано секретное англо - франко - русское соглашение 1915 г., предусматривающее включение Константинополя (Стамбула) и черноморских проливов в состав Российской империи. Это соглашение было призвано сохранить заинтересованность правящих кругов России в доведении войны с Германией до победного конца.
Новый этап дипломатии открыла Октябрьская революция в России и Кемалийская революция в Турции. Совместными усилиями группе прибрежных стран удалось сначала отменить Севрский договор, а после подписать новый.
Хотя новая Лозаннская конвенция 1923 г. недостаточно устраивала интересы России, в дальнейшем ей удалось добиться улучшения статуса Проливов. Конференция 1936 г. в Монтрё, впервые признала особые права черноморских стран в области военного судоходства через Проливы, основанные на их прибрежном положении. В ней учитывались интересы черноморских стран. Им разрешалось проводить через Проливы любые свои корабли при соблюдении установленных правил прохождения, в то время как допуск военных кораблей нечерноморских держав ограничивался тоннажем и классом, со сроком пребывания в Чёрном море. Проход военных кораблей воюющих держав воспрещался; Турция, в случае своего вступления в войну или находясь под угрозой войны, имела право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов
...
В течение многих десятилетий российская дипломатия находилась в тисках узкой альтернативы взаимоотношениях с Османской империей, пытаясь добиться своих целей в отношении Проливов - либо в жестокой политической и вооруженной борьбе (только в XIX в. было четыре русско- турецких войны), либо путем установления добрососедских, дружественных союзнических отношений. Начало XX в. ознаменовалось существенными переменами в общей обстановке на Ближнем Востоке. Появление в этом регионе нового и мощного соперника - Германии - создало вполне реальную опасность утверждения ее в Проливах и Малой Азии, как для России, так и для Франции и Англии. Новая расстановка сил на международной арене породила в правящих кругах надежду, что в результате общеевропейской войны будет окончательно решена «историческая задача» приобретения Россией ключей от собственного дома на южных рубежах империи. И действительно, начавшаяся в 1914 г. война после присоединения Турции к германской коалиции создала своего рода уникальную ситуацию, когда впервые за целое столетие распался единый фронт европейских государств, обычно всегда сплачивавшихся против России, когда возникала угроза слишком большого усилия ее позиций на Ближнем Востоке. В октябре 1914 г. щедрая «уступка» британских дипломатов была действенным средством привязать Россию к союзу, и это им удалось. В результате соглашения между Англией и Францией (соглашение Сайкс - Пико)1 от 9 марта 1916 г. между, ними была поделена большая часть Османской империи.
Англия получала Месопотамию с Багдадом, но без Мосулы. Большая часть Аравийского полуострова признавалась сферой английского влияния. Франции по этому разделу отходили Сирия, Ливан, Малая Армения, Киликия, значительная часть Курдистана и часть Восточной Анатолии. Иными словами союзники заняли бы прочные позиции в Египте, и Передней Азии, которые меньшей мере уравнивали утверждение России на Проливах. Овладение Проливами означало, что фактически Черное море становилось внутренним, в связи с этим были завязаны широкие геополитические и географические планы проведения в будущем активной мировой политики. В период первой мировой войны вопрос о проливах нашел отражение во внешнеполитических разделах программ политических партий, которые формировались после Февральской революции. В атмосфере демократических революций, стал неизбежным пересмотр экспансионистских, захватческих целей павшего царского режима. Поэтому на смену «максимальной программе» в отношении Черноморских проливов с ярко выраженным империалистическим акцентом, пришли демократические требования мира без аннексий, в рамках которых международно-правовое регулирование режима Черноморских проливов в наибольшей степени отвечало влияниям времени.
Коренные перемены в самом восприятии проблемы Черноморских проливов, в подходе к её решению принес для России 1917 г. Овладев в октябре 1917 г. государственной властью российским большевикам первоначально казалось, что провозглашенные ими принципиально новые подходы и теоретические постулаты во внешней политике, позволят им решить проблему международных взаимоотношений, в том числе и в вопросе о Черноморских проливах.
В трудных для Советской России условиях, пришлось пойти на создание конференции для решения проблемы Черноморских проливов. Новый международный режим судоходства в районе Черноморских проливов, выработанный и принятый на Лозаннской конференции 1922 - 1923гг., не устраивал советскую сторону из-за открытости Проливов и высокой уязвимости черноморского побережья. Понадобилось долгих 13 лет в течение которых кардинально изменилась международная обстановка, связанная с возросшей угрозой гитлеровской Германии. Чтобы обеспечить безопасность черноморским государствам, оградив их от угрозы нападения с моря в случае войны, в 1936 г. на международной конференции в Монтрё были выработаны и закреплены новые правила прохода судов через Босфор и Дарданеллы, которые на этом этапе эволюции вопроса по Проливам, устраивали Советский Союз. Эта конвенция во многом повлиял на обстановку в Чёрном море во время второй мировой войны, и не позволила фашистскому блоку господствовать в прибрежных водах СССР.
Очередной виток Восточного вопроса проявился после войны, когда одной из предпосылок нового противостояния послужил «Турецкий кризис» 1945 г. Вновь не сумевший разрешить внешнеполитическую проблему дипломатии, длящуюся на протяжении 200 лет.
Нельзя не заметить, что и в дальнейшей истории XX в. регион Ближнего Востока и Балкан был, и во многом продолжает оставаться в ряде самых горячих точек планеты. По всей вероятности, мы имеем дело с определенной исторической закономерностью, когда при всей видимой разрешонности проблемы она не исчезла бесследно, но трансформировалась, наполняясь новым содержанием и приобретая новые черты. История Восточного вопроса со всей наглядностью показала, что главным фактором определявшим развитие и основные этапы его решения была политика великих держав, их прямое и косвенное воздействие на ход событий.
Современная ситуация в зоне Персидского залива, на Севере Африке или на землях бывшей Югославии, во многом обусловлена долговременными факторами, уходящими своими корнями в историю Восточного вопроса.
1. Балканские народы и европейские правительства в XVIII - начале XX в.: Документы и исследования. М., 1982.
2. Документы внешней политики СССР. Till. М., 1959.
3. История дипломатии. Изд-е 2-е. T.III. М., 1965.
4. Константинополь и Проливы: по секретным документам бывшего министра иностранных дел. T.II-III. М, 1925.
5. Лондонская конференция (Протоколы). СП-б., 1871.
6. Последняя война Российской империи, мир накануне, в ходе и после Первой мировой войны. По документам российских и зарубежных архивов. М., 2006.
7. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - Вып. IX. М., 1938.
8. Сборник дипломатических документов, касающихся событий на Балканском полуострове (август 1912 г. - июль 1913 г.). СП-б., 1914.
9. Сборник договоров России с другими державами. 1856 - 1917 гг. М., 1952.
10. Хрестоматия по истории международных отношений Вып. I. Европа и Америка. М., 1963.
11. Хрестоматия по новейшей истории: В III томах. T.I. М., 1960.
Воспоминания:
12. Бьюкенен Дж. Моя миссия в России. Воспоминания английского дипломата 1910-1918 гг. М., 2006.
13. Вильгельм П. События и люди. 1878 - 1918 гг. Воспоминания. Мемуары. - Минск, 1998.
14. Витте С.Ю. Воспоминания. T.III. М., 1960.
15. Пуанкаре Р. Происхождение мировой войны. М., 1924.
16. Сазонов С.Д. Воспоминания. М., 1991.
17. Тирпиц, фон. Из воспоминаний. М., 1925.
... всего 53 источника