Аннотация
Введение 5
Глава 1 Центр «Сэфер» и его создание 15
Создание центра 15
Направления работы и устройство 26
Глава 2 Издательская деятельность центра «Сэфер» 31
Структура издательской деятельности 31
Контент-анализ изданий центра 33
Глава 3 Российская иудаика как часть исторической науки 39
Тренды российской исторической науки на рубеже XX-XXI вв 39
Историографические тренды в современной российской иудаике 44
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 52
Приложение 1 Результаты контент-анализа 58
Центр научных работников и преподавателей иудаики «Сэфер» - общественная организация, цель которой оказание «содействия научным исследованиям в области иудаики и преподавания еврейских дисциплин в ВУЗах, оказание всесторонней поддержки студентам, аспирантам, академическим работникам, в изучении различных аспектов иудаики»1.
Центр, по заявлению его работников, объединяет всех, кто так или иначе связан с иудаикой. Данная организация, по моему мнению, является ведущей общественной организацией, поддерживающей исследования в области иудаики, на всем постсоветском пространстве. «Сэфер» активно проводит различные лекции, семинары, вебинары, зимние и летние школы различной тематики, в том числе он проводит конференции и публикует результаты как своих исследований, так и чужих.
Центр по итогу каждой конференции издаёт сборник. Помимо этого, в число изданий центра «Сэфер» входит ежегодник «Тирош», где размещает работы студентов и аспирантов, академический журнал «Judaic-Slavic journal», где публикуются работы профессиональных историков, культурологов, религиоведов, философов, а также сборники с результатами полевых исследований и юбилейные издания. Критерием отбора для публикации в журнале является высокий уровень научного знания и новизны исследования.
Соответственно, центр «Сэфер» и его издательская деятельность являются отражением историографических трендов в современной российской иудаике. То есть через издания центра можно проследить относительно устойчивые направления или тенденции развития в историографии.
Актуальность. Иудаика в России является де-юре новой научной дисциплиной, поскольку в советский период как наука она была
уничтожена, а дореволюционная иудаика не имела мощных оснований. На данный момент, существуют работы, посвященные развитию дореволюционной и советской иудаики, рассматривающие отдельные персоналии ученых, развитие иудаики как научной дисциплины в рамках антропологического подхода2. Но нет работ, позволяющих судить о развитии современной постсоветской иудаики, поскольку те работы, которые анализируют развитие современной российской иудаики отрывочны. Проблематика, заявленная в исследовании, направлена на привлечение исследователей, занимающихся иудаикой как
профессиональной сферой, а также исследователей, занимающихся изучением институционализации новых научных дисциплин.
Новизну исследованию придают принципиально новые источники, на которых строится исследование, то есть использование изданий центра «Сэфер». Помимо этого, новизну исследованию придает изучение иудаики в современный период.
Степень разработанности темы. На текущий момент существует большое количество работ, посвященных анализу существования и развития как дореволюционной, так и советской иудаики. Однако, работы, посвященные непосредственно современной постсоветской иудаике отрывочны и не лишены эмоциональных суждений в связи с тем, что авторы данных работ являются современниками данного процесса.
Для проведения данной работы автором были проанализированы историографические материалы по двум тематикам - иудаика и развитие исторической науки на рубеже ХХ - XXI вв.
...
Создание центра научных работников и преподавателей иудаики «Сэфер» является завершающим звеном в процессе институционализации современной российской иудаики, поскольку в советское время, с 30 -х гг. ХХ в., она была де-факто разрушена как академическая дисциплина, поскольку еврейские исследования находились под жесткой цензурой. В брежневскую эпоху с расцветом диссидентского движения в рамках культурнического крыла появились кружки интеллектуалов, первым из которых была Еврейская историко-этнографическая комиссия, созданная в 1981 г. Михаилом Членовым и Игорем Крупником при Географическом обществе РАН. Помимо этого, данная комиссия пользовалась поддержкой журнала «Советиш геймланд», который предоставлял помещение для проведения лекций. В 1987 г. данная комиссия распалась. Это являлось первым этапом институционализации российской иудаики.
В замену ей было создано в ноябре 1987 г. Еврейское историческое общество по инициативе Валерия Энгеля и Александра Разгона. Главным отличием от Еврейской историко-этнографической комиссии являлся легальный статус, поскольку общество имело официальную юридическую регистрацию при Молодежном центре изучения и распространения еврейской культуры при Московском городском комитете ВЛКСМ. Помимо этого, общество осуществляло публикационную активность. Образование данного общества является вторым этапом институционализации иудаики.
С распадом СССР иудаика стала легальной дисциплиной. Стали возникать «еврейские» учебные заведения, например, Еврейские университеты в Москве и Санкт-Петербурге, Академия им. Маймонида. Также появились кафедры иудаики в ИСАА МГУ и СПбГУ. Это дало среду для формирования профессионального сообщества. Появление первых светских образовательных учреждений является третьим этапом институционализации иудаики.
Создание центра научных работников и преподавателей иудаики «Сэфер» является завершающим звеном институционализации иудаики, поскольку данная организация сочетает как издательскую деятельность, поскольку у центра есть собственная издательская продукция, осуществляет образовательную и научную деятельность.
Издательскую деятельность центр «Сэфер» ведет с 1994 г. Она включает следующие проекты: 1. Периодические издания. а) Издание рецензируемого академического журнала на русском языке "Judaic-Slavic Journal" (с 2018 года). К настоящему времени, выпущено 3 номера. б) Ежегодник «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия» (с 1994 года). На данный момент, издано 23 номера. в) Ежегодник "Тирош Труды по иудаике, славистике, ориенталистике» (с 1997 года). Выпущено 19 номеров. 2. Сборники статей. а) Публикация серии сборников полевых материалов по Беларуси, Грузии, Латвии, Литве, России (с 2013 года). К настоящему моменту, издано 8 сборников. б) Публикация материалов ежегодных международных конференций по иудаике (с 1994 по 2018 год). Выпущено 29 сборников. в) Совместные публикации с другими университетами, учебными и академическими центрами. В открытом доступе на площадках центра находятся 8 изданий.
Автор провел контент-анализ изданий центра, поскольку данная методика позволяет определить статистические закономерности частного распределения смысловых единиц в объекте исследования, поскольку это позволяет определить закономерности смыслового распределения единиц в объекте.
...
1. Международная общественная организация «Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М.: Сэфер. URL: https://www.rusprofile.ru/id/1252834 (Дата обращения: 06.06.2021).
2. О центре «Сэфер [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - М.:Сэфер. URL: https://sefer.ru/rus/about/ (Дата обращения: 06.06.2021).
3. Лекторское бюро [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - М.:Сэфер. URL:
https://sefer.ru/rus/education/educational_programmes/lecturers_bureau.php (Дата обращения: 06.06.2021).
4. Издательская политика [Электронный ресурс] - Электрон.дан. - М.:Сэфер. URL: https://clck.ru/ThEdH (Дата обращения: 06.06.2021).
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
1. Культура славян и культура евреев. - М.: Сэфер, 2003 - 2019.
2. Тирош - труды по иудаике. - М.: Сэфер, 2003 - 2019.
3. Хазарский альманах. - М.: Сэфер, 2015 - 2016.
4. Judaic-slavic journal. - М.: Сэфер, 2018 - 2020.
ИНТЕРВЬЮ
1. Среди евреев бывают дураки [Электронный ресурс] - Электрон. дан.
-М.: Zahav.Мнения. - URL:
https ://mnenia.zahav.ru/Articles/3712/sredi_evreev_bivaut_duraki (дата
обращения: 24.11.2020).
2. Он все-таки был человек бесстрашный [Электронный ресурс] - Электрон.
Дан. - М.: Медуза. - URL:
https://meduza.io/feature/2018/07/09/on-vse-taki-byl-chelovek-besstrashnyy (дата обращения: 24.11.2020).
3. Рашид Мурадович Капланов. Труды. Интервью. Воспоминания.: сб. ст. / отв. ред. В. В. Мочалова. - М.: Изд-во Сэфер, 2010. - С.179-216.
4. Поросль «Советиш геймланд» Воспоминания по случаю 30-летия первого молодежного номера московского еврейского журнала [Электронный ресурс] - Электрон. Дан. - М.: Народ книги в мире книг. - URL:
http://www.narodknigi.ru/journals/123/porosl_sovetish_geymland/ (дата
обращения: 25.11.2020).
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
1. Евреи пограничья: Смоленщина: отв. ред С. Амосова. -
М.: Изд-во Центра Сэфер, 2018. - 336 с.
2. Утраченное соседство: евреи в культурной памяти жителей Латгалии: отв. ред С. Амосова. - М., Изд-во Центра Сэфер, 2016. - 288 с.
3. Евреи на карте Литвы: Биржай. Проблемы сохранения еврейского наследия и исторической памяти: отв. ред И. Копченов. - М.: Изд-во Центра Сэфер, 2015. - 366 с.
4. Михайлова И.Х. Евреи Дербента в Великой Отечественной войне / И.Х. Михайлова. - М., 2013.
... всего 20 источриков