ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1. Теоретические аспекты профессиональной адаптации студентов 12
1.1. Понятие профессиональной адаптации. Особенности адаптации 12
1.2. Факторы воздействия на адаптацию 17
1.3. Особенности профессиональной адаптации студентов. Характеристика адаптации
студентов 32
2. Особенности профессиональной адаптации студентов очного отделения 39
2.1. Оценка уровня адаптации студентов 39
2.2. Анализ ожиданий студентов и реальности, с которой столкнулись выпускники при трудоустройстве 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список использованной литературы 60
Приложение А. Программа исследования 64
Приложение Б. Инструмент исследования 72
Приложение В. Результаты опроса
1. Теоретические аспекты профессиональной адаптации студентов 12
1.1. Понятие профессиональной адаптации. Особенности адаптации 12
1.2. Факторы воздействия на адаптацию 17
1.3. Особенности профессиональной адаптации студентов. Характеристика адаптации
студентов 32
2. Особенности профессиональной адаптации студентов очного отделения 39
2.1. Оценка уровня адаптации студентов 39
2.2. Анализ ожиданий студентов и реальности, с которой столкнулись выпускники при трудоустройстве 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список использованной литературы 60
Приложение А. Программа исследования 64
Приложение Б. Инструмент исследования 72
Приложение В. Результаты опроса
В современном мире многие выпускники школ выбирают специальность не по личному желанию, а опираясь на результаты единого государственного экзамена и на проходные баллы, установленные высшим учебным заведением, это означает, что немного тех абитуриентов, которые действительно мотивированы на будущую профессию. В высшие учебные заведения приходят профессионально неопределившиеся абитуриенты, целью которых является первостепенно получить «корочку», а не освоить профессию. В связи с этим после выпуска из университета многие кадры уходят работать в иные сферы, или же только начинают знакомиться со своей профессией, находясь не в стенах университета. Адаптация студентов в профессиональной сфере имеет большое значение, как для самих студентов, так и для кафедры, на которой они обучались, за счет того, что действительно профессионально ориентированные студенты имеют платформу для того, чтобы стать «ценным кадром» за рамками ВУЗа. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что смена условий - один из важнейших, а порой и непредвиденных факторов, оказывающих воздействие на жизнь любого индивида. Привыкание к переменам и сам процесс нового восприятия мира называется адаптацией.
Проблема профессиональной адаптации является объектом научных исследований как в нашей стране, так и за ее пределами. Причиной интереса к адаптивным процессам является динамика современной жизни и производства. В то же время, успешность адаптации на этапе профессионального становления определяет, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек усвоит профессиональные навыки, общий язык с окружающими людьми, а также определится успешность трудового пути. Таким образом, адаптация личности является одной из социально-психологических проблем, что позволяет раскрыть закономерности взаимодействия личности и социума. Так как проблема профессиональной адаптации приобретает большое значение, поэтому возникает необходимость описать и определить сам феномен адаптации, а также обеспечить условия для развития адаптационного потенциала современной молодежи и помочь студентам адаптироваться к профессии.
При изучении трактовки сущности адаптации, удалось выявить массу определений, которые существуют в таких науках как: биология, физиология, медицина, психология, социология и т.д. В связи с этим в научной литературе представлено многообразие подходов к определению адаптации.
В биологии и медицине «адаптация» стоит в одном ряду с такими категориями как «наследственность», «воспроизведение», «Изменчивость», «развитие», поскольку способность к приспособлению является фундаментальным свойством живого существа.
С биологической точки зрения, адаптация - это совокупность морфологических, поведенческих, популяционных и других особенностей данного биологического вида, что обеспечивает возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Изучение физиологических механизмов процесса адаптации Дарвином, И.П. Павловым, П.К. Анохиным привело к пониманию адаптации как необходимого условия существования живого организма, а с другой стороны, к пониманию адаптации как динамической системы организма, что стремится к динамическому равновесию.
В данной работе объектом исследования является профессиональная адаптация студентов направления социальная работа, предметом исследования: факторы и особенности профессиональной адаптации студентов направления «социальная работа».
Исследовательская проблема состоит в том, чтобы узнать, какие факторы обуславливают успешную и неуспешную профессиональную адаптацию студентов
Целью работы является изучение особенностей профессиональной адаптации студентов специальности социальная работа.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
1. определить особенности адаптации;
2. отразить факторы воздействия на адаптацию;
3. выделить особенности профессиональной адаптации молодых специалистов;
4. привести характеристику адаптации студентов очного отделения кафедры социальная работа;
5. провести оценку уровня адаптации студентов кафедры социальная работа.
Методологическую основу бакалаврской работы составляют общенаучные принципы - объективности, ситуационного подхода (является воплощением системного подхода). Для достижения цели были использованы такие методы исследования, как: теоретические: анализ, а именно разбор научной проблемы для подробного изучения, эмпирические: метод опроса - анкетирование, а именно сбор информации путем получения ответов с помощью выбора определенного варианта участниками анкетирования.
Для более глубокого изучения специфики профессиональной адаптации студентов мною был проведен анализ литературы.
Среди литературы особое внимание было уделено работе Снегиревой Т.В. «Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности». В своей работе Снегирева Т.В. рассматривает процесс адаптации и говорит о том, что это довольно сложно явление, которое имеет определенную структуру и состоит из многих относительно независимых процессов, каждый из которых обслуживает определенную систему отношений, которые возникают у человека с соответствующей системой и в совокупности со связями составляет структурный компонент адаптации.
Также была изучена работа Тарасовой Е.О. «Особенности адаптации студентов к обучению в ВУЗе». В своей статье Тарасова Е.О. рассматривает аспекты адаптации студентов в ВУЗе, а также исследует процесс адаптации студентов к учебной деятельности.
В работе «Модели профессиональной адаптации студентов» автор Александров Е.П. рассматривает то, что процесс обучения в ВУЗе, особенно на первых его этапах, непременно должен включать содержательные компоненты, также как формы и методы работы, прямо и непосредственно направленные на профессиональную адаптацию.
Автор Вражнова М. в своей работе «О системе профессиональной адаптации студентов» фокусирует внимание на том, что выпускник ВУЗа может успешно функционировать в новой профессиональной среде, обладая лишь определенными поведенческими навыками, среди которых находятся такие навыки, как: ответственность, профессионализм, активность, компетентность. Также автор пишет о том, что профессиональную адаптацию следует рассматривать с точки зрения системного подхода, то есть анализировать ее в комплексе с социальными, педагогическими и психологическими аспектами.
Также стоило рассмотреть работу Муратовой Е.И. и Федорова И.В. «Модель адаптации студентов к профессиональной среде». Где авторы предложили модель процесса профессиональной адаптации, а также рассмотрели систему условий, необходимых для формирования высокого уровня адаптации выпускников к профессиональной среде.
Не осталась без внимания работа Ж.В. Горькой и А.С. Горького «Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности». В статье авторами было рассмотрено влияние особенностей студентов на успешность адаптации. Также обосновано разделение стратегий адаптации на активные и пассивные, где активные - ориентированы на развитие и преобразование ситуации, а пассивные направлены на подчинение внешним обстоятельствам. Выделены индивидуальные особенности, которые способствуют успешной учебно-профессиональной адаптации.
Новизна работы заключается в том, что в ней рассматривается и анализируется мнение студентов и выпускников кафедр социальной работы для более успешного процесса учебно-профессиональной адаптации в ВУЗе во время прохождения практики.
В ходе исследования использовался метод опроса - online-анкетирование, что дало возможность в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории города Томска провести само исследование.
В рамках исследования «Анализ ожиданий студентов и реальности, с которой столкнулись выпускники при трудоустройстве» было проведено анкетирование для студентов 3-4 курсов Томских ВУЗов кафедр социальной работы и анкетирование для выпускников Томских ВУЗов кафедр социальной работы (апрель 2020 г. - май 2020 г.).
Всего исследованием было охвачено 60 человек, из которых 29 - студенты 3-4 курсов кафедры «Социальная работа», 31 человек - выпускники кафедры «Социальная работа». В выборку вошли студенты университетов ТГУ, ТГПУ, ТУСУР. Студентам и выпускникам были предложены анкеты (приложение 1) состоящие из 13 вопросов для каждой группы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты исследования при разработке учебного плана студентов кафедр социальной работы Томских ВУЗов, опираясь на желание самих студентов, а также оценку выпускников кафедр социальной работы Томских ВУЗов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава бакалаврской работы посвящена подробному рассмотрению профессиональной адаптации и ее теоретических аспектов. Первая глава состоит из трех параграфов. В первом параграфе описываются особенности адаптации и основные понятия. Во втором параграфе подробно изучены факторы воздействия на адаптацию. В третьем же изучена характеристика адаптации студентов и особенности профессиональной адаптации.
Вторая глава посвящена особенностям профессиональной адаптации студентов очного отделения. Вторая глава включает в себя два параграфа. Первый - оценка уровня адаптации студентов, а второй - анализ ожиданий студентов и реальности, с которой столкнулись выпускники при трудоустройстве.
Проблема профессиональной адаптации является объектом научных исследований как в нашей стране, так и за ее пределами. Причиной интереса к адаптивным процессам является динамика современной жизни и производства. В то же время, успешность адаптации на этапе профессионального становления определяет, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек усвоит профессиональные навыки, общий язык с окружающими людьми, а также определится успешность трудового пути. Таким образом, адаптация личности является одной из социально-психологических проблем, что позволяет раскрыть закономерности взаимодействия личности и социума. Так как проблема профессиональной адаптации приобретает большое значение, поэтому возникает необходимость описать и определить сам феномен адаптации, а также обеспечить условия для развития адаптационного потенциала современной молодежи и помочь студентам адаптироваться к профессии.
При изучении трактовки сущности адаптации, удалось выявить массу определений, которые существуют в таких науках как: биология, физиология, медицина, психология, социология и т.д. В связи с этим в научной литературе представлено многообразие подходов к определению адаптации.
В биологии и медицине «адаптация» стоит в одном ряду с такими категориями как «наследственность», «воспроизведение», «Изменчивость», «развитие», поскольку способность к приспособлению является фундаментальным свойством живого существа.
С биологической точки зрения, адаптация - это совокупность морфологических, поведенческих, популяционных и других особенностей данного биологического вида, что обеспечивает возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Изучение физиологических механизмов процесса адаптации Дарвином, И.П. Павловым, П.К. Анохиным привело к пониманию адаптации как необходимого условия существования живого организма, а с другой стороны, к пониманию адаптации как динамической системы организма, что стремится к динамическому равновесию.
В данной работе объектом исследования является профессиональная адаптация студентов направления социальная работа, предметом исследования: факторы и особенности профессиональной адаптации студентов направления «социальная работа».
Исследовательская проблема состоит в том, чтобы узнать, какие факторы обуславливают успешную и неуспешную профессиональную адаптацию студентов
Целью работы является изучение особенностей профессиональной адаптации студентов специальности социальная работа.
Для достижения цели работы необходимо решение следующих задач:
1. определить особенности адаптации;
2. отразить факторы воздействия на адаптацию;
3. выделить особенности профессиональной адаптации молодых специалистов;
4. привести характеристику адаптации студентов очного отделения кафедры социальная работа;
5. провести оценку уровня адаптации студентов кафедры социальная работа.
Методологическую основу бакалаврской работы составляют общенаучные принципы - объективности, ситуационного подхода (является воплощением системного подхода). Для достижения цели были использованы такие методы исследования, как: теоретические: анализ, а именно разбор научной проблемы для подробного изучения, эмпирические: метод опроса - анкетирование, а именно сбор информации путем получения ответов с помощью выбора определенного варианта участниками анкетирования.
Для более глубокого изучения специфики профессиональной адаптации студентов мною был проведен анализ литературы.
Среди литературы особое внимание было уделено работе Снегиревой Т.В. «Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности». В своей работе Снегирева Т.В. рассматривает процесс адаптации и говорит о том, что это довольно сложно явление, которое имеет определенную структуру и состоит из многих относительно независимых процессов, каждый из которых обслуживает определенную систему отношений, которые возникают у человека с соответствующей системой и в совокупности со связями составляет структурный компонент адаптации.
Также была изучена работа Тарасовой Е.О. «Особенности адаптации студентов к обучению в ВУЗе». В своей статье Тарасова Е.О. рассматривает аспекты адаптации студентов в ВУЗе, а также исследует процесс адаптации студентов к учебной деятельности.
В работе «Модели профессиональной адаптации студентов» автор Александров Е.П. рассматривает то, что процесс обучения в ВУЗе, особенно на первых его этапах, непременно должен включать содержательные компоненты, также как формы и методы работы, прямо и непосредственно направленные на профессиональную адаптацию.
Автор Вражнова М. в своей работе «О системе профессиональной адаптации студентов» фокусирует внимание на том, что выпускник ВУЗа может успешно функционировать в новой профессиональной среде, обладая лишь определенными поведенческими навыками, среди которых находятся такие навыки, как: ответственность, профессионализм, активность, компетентность. Также автор пишет о том, что профессиональную адаптацию следует рассматривать с точки зрения системного подхода, то есть анализировать ее в комплексе с социальными, педагогическими и психологическими аспектами.
Также стоило рассмотреть работу Муратовой Е.И. и Федорова И.В. «Модель адаптации студентов к профессиональной среде». Где авторы предложили модель процесса профессиональной адаптации, а также рассмотрели систему условий, необходимых для формирования высокого уровня адаптации выпускников к профессиональной среде.
Не осталась без внимания работа Ж.В. Горькой и А.С. Горького «Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности». В статье авторами было рассмотрено влияние особенностей студентов на успешность адаптации. Также обосновано разделение стратегий адаптации на активные и пассивные, где активные - ориентированы на развитие и преобразование ситуации, а пассивные направлены на подчинение внешним обстоятельствам. Выделены индивидуальные особенности, которые способствуют успешной учебно-профессиональной адаптации.
Новизна работы заключается в том, что в ней рассматривается и анализируется мнение студентов и выпускников кафедр социальной работы для более успешного процесса учебно-профессиональной адаптации в ВУЗе во время прохождения практики.
В ходе исследования использовался метод опроса - online-анкетирование, что дало возможность в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории города Томска провести само исследование.
В рамках исследования «Анализ ожиданий студентов и реальности, с которой столкнулись выпускники при трудоустройстве» было проведено анкетирование для студентов 3-4 курсов Томских ВУЗов кафедр социальной работы и анкетирование для выпускников Томских ВУЗов кафедр социальной работы (апрель 2020 г. - май 2020 г.).
Всего исследованием было охвачено 60 человек, из которых 29 - студенты 3-4 курсов кафедры «Социальная работа», 31 человек - выпускники кафедры «Социальная работа». В выборку вошли студенты университетов ТГУ, ТГПУ, ТУСУР. Студентам и выпускникам были предложены анкеты (приложение 1) состоящие из 13 вопросов для каждой группы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты исследования при разработке учебного плана студентов кафедр социальной работы Томских ВУЗов, опираясь на желание самих студентов, а также оценку выпускников кафедр социальной работы Томских ВУЗов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава бакалаврской работы посвящена подробному рассмотрению профессиональной адаптации и ее теоретических аспектов. Первая глава состоит из трех параграфов. В первом параграфе описываются особенности адаптации и основные понятия. Во втором параграфе подробно изучены факторы воздействия на адаптацию. В третьем же изучена характеристика адаптации студентов и особенности профессиональной адаптации.
Вторая глава посвящена особенностям профессиональной адаптации студентов очного отделения. Вторая глава включает в себя два параграфа. Первый - оценка уровня адаптации студентов, а второй - анализ ожиданий студентов и реальности, с которой столкнулись выпускники при трудоустройстве.
В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.
Определено, что адаптация студентов является актуальной современной проблемой, потому как от успешности процесса адаптации во многом зависят дальнейшие профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Большая часть современных студентов испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности.
Наиболее «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются студенты первого курса. Во-первых, условия обучения в школах, выпускниками которых является большинство первокурсников, не совпадают с условиями обучения в вузе. В этой связи бывшему школьнику необходимо адаптироваться к новым требованиям, к иной, чем в школе, организации учебного процесса.
С одной стороны, первокурсник должен проявлять большую самостоятельность и активность в освоении знаний, с другой стороны - это требует большей ответственности за свое образование, студент в большей степени, чем школьник, должен организовывать свое образовательное пространство. Это один пласт проблемы.
Во-вторых, очень важно понимать представление студентов о своем дальнейшем профессиональном будущем и реальную ситуацию, с которой впоследствии сталкиваются выпускники. Именно поэтому было принято решение проводить исследование, связанное с анализом ожиданий студентов 3-4 курсов кафедры «Социальная работа» Томских вузов перед трудоустройством и реальные проблемы при трудоустройстве, с которыми столкнулись выпускники кафедры «Социальная работа» Томских ВУЗов.
Так же при написании курсовой работы было проведено социологическое исследование, в ходе которого были решены поставленные задачи и получены следующие выводы:
1) Как студенты 3-4 курсов, так и выпускники в своей учебной программе хотели бы видеть больше практических курсов, так как считают, что это лучше повлияет на дальнейшее успешное трудоустройство. Большинство опрошенных студентов считают, что «Мы знаем все в общем и по верхушкам, а навыков никаких нет», это также обусловлено тем, что по мнению студентов 3-4 курсов не хватает практических занятий, связанных с решением кейсов и рассмотрением работы конкретной организации. «Наверное, что то связанное с конкретной работой с документами именно по социальной работе, то есть по конкретным организациям, то наподобие как было у Пучкиной, только во всех сферах деятельности». Многие опрошенные студенты также обратили внимание, на то, чего что им не хватает: «Правовое обеспечение социальной работы (особенно семейное право)»
2) Многие студенты, а также выпускники были недовольны своей практикой, в связи с тем, что она без полного включения практиканта в деятельность. Для того, чтобы исследование стало полезным для дальнейшей работы кафедр социальной работы, студенты и выпускники предложили свое видение, как можно изменить эту ситуацию. Наиболее популярным ответом было то, чтобы кафедра помогала выбирать качественное место практики. А именно - распределение по местам практики.
Перед началом исследования было выдвинуто несколько гипотез. Согласно первой гипотезе студенты 3-4 курсов и выпускники кафедры социальной работы считают, что наибольшее значение имеют профильные предметы при трудоустройстве, чем общеобразовательные. Данная гипотеза подтвердилась частично, так как выпускники считают, что профильные и общеобразовательные предметы в равной степени важны для дальнейшего трудоустройства. Студенты 3-4 курсов действительно считают, что в большей мере им понадобятся именно профильные курсы.
Согласно второй гипотезе студенты 3-4 курсов кафедр социальной работы считают, что практика в университете - это очень полезно для дальнейшего трудоустройства, в отличие от выпускников кафедр социальной работы, они наоборот считают, что практика им не пригодилась для дальнейшего трудоустройства. По результатам исследования можно сделать вывод, что вторая гипотеза не подтвердилась, так как выпускники считают, что практика оказалась полезной для трудоустройства, если проанализировать также ответы на вопросы, касательно практики, то можно заметить, что многие выпускники остались работать в местах, в которых проходили практику.
Согласно третьей гипотезе студенты 3-4 курсов и выпускники кафедр больше бы всего хотели изменить практику в лучшую сторону и обратить внимание кафедры на взаимодействие с местами практики для более качественного сотрудничества. Гипотеза подтвердилась, как студенты, так и выпускники в опросе обратили внимание на то, что взаимодействие кафедры с местами практики могло бы сделать практику более качественной, и, соответственно, более полезной. Многие студенты заинтересованы на заключительных курсах в том, чтобы получить полноценные практические знания. Во многом это решается не решением кейсов и посещением экскурсий, а именно полноценным включение студента в процесс деятельности конкретной организации. Это расширяет кругозор в том плане, что за 4 года обучения (бакалавр), студент может попробовать себя во всех направлениях социальной работы (работа с пожилыми, с инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями, с матерями, не достигшими совершеннолетия), и к окончанию своего обучения студенту будет проще пройти профессиональную адаптацию, так как фактически, первый ее этап, студент пройдет находясь на практике, с поддержкой своей кафедры, что заметно снизит уровень стресса и повысит профессиональные качества работника.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, насколько важна профессиональная адаптация студентов очных отделений. Необходимо большое внимание уделять профессиональной адаптации студентов еще на этапе становления их, как специалистов. Также необходимо корректировать учебные программы курсов профессиональных и общеобразовательных, опираясь на мнение выпускников и студентов старших курсов. Это позволит не только выпускать квалифицированных специалистов, но и повысит уровень доверия по отношению к специальности «Социальной работы», ведь каждый понимает, насколько это важная специальность для любого социума.
Определено, что адаптация студентов является актуальной современной проблемой, потому как от успешности процесса адаптации во многом зависят дальнейшие профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Большая часть современных студентов испытывает сложности в саморазвитии в условиях изменяющейся действительности.
Наиболее «хрупкими» и уязвимыми во многих отношениях являются студенты первого курса. Во-первых, условия обучения в школах, выпускниками которых является большинство первокурсников, не совпадают с условиями обучения в вузе. В этой связи бывшему школьнику необходимо адаптироваться к новым требованиям, к иной, чем в школе, организации учебного процесса.
С одной стороны, первокурсник должен проявлять большую самостоятельность и активность в освоении знаний, с другой стороны - это требует большей ответственности за свое образование, студент в большей степени, чем школьник, должен организовывать свое образовательное пространство. Это один пласт проблемы.
Во-вторых, очень важно понимать представление студентов о своем дальнейшем профессиональном будущем и реальную ситуацию, с которой впоследствии сталкиваются выпускники. Именно поэтому было принято решение проводить исследование, связанное с анализом ожиданий студентов 3-4 курсов кафедры «Социальная работа» Томских вузов перед трудоустройством и реальные проблемы при трудоустройстве, с которыми столкнулись выпускники кафедры «Социальная работа» Томских ВУЗов.
Так же при написании курсовой работы было проведено социологическое исследование, в ходе которого были решены поставленные задачи и получены следующие выводы:
1) Как студенты 3-4 курсов, так и выпускники в своей учебной программе хотели бы видеть больше практических курсов, так как считают, что это лучше повлияет на дальнейшее успешное трудоустройство. Большинство опрошенных студентов считают, что «Мы знаем все в общем и по верхушкам, а навыков никаких нет», это также обусловлено тем, что по мнению студентов 3-4 курсов не хватает практических занятий, связанных с решением кейсов и рассмотрением работы конкретной организации. «Наверное, что то связанное с конкретной работой с документами именно по социальной работе, то есть по конкретным организациям, то наподобие как было у Пучкиной, только во всех сферах деятельности». Многие опрошенные студенты также обратили внимание, на то, чего что им не хватает: «Правовое обеспечение социальной работы (особенно семейное право)»
2) Многие студенты, а также выпускники были недовольны своей практикой, в связи с тем, что она без полного включения практиканта в деятельность. Для того, чтобы исследование стало полезным для дальнейшей работы кафедр социальной работы, студенты и выпускники предложили свое видение, как можно изменить эту ситуацию. Наиболее популярным ответом было то, чтобы кафедра помогала выбирать качественное место практики. А именно - распределение по местам практики.
Перед началом исследования было выдвинуто несколько гипотез. Согласно первой гипотезе студенты 3-4 курсов и выпускники кафедры социальной работы считают, что наибольшее значение имеют профильные предметы при трудоустройстве, чем общеобразовательные. Данная гипотеза подтвердилась частично, так как выпускники считают, что профильные и общеобразовательные предметы в равной степени важны для дальнейшего трудоустройства. Студенты 3-4 курсов действительно считают, что в большей мере им понадобятся именно профильные курсы.
Согласно второй гипотезе студенты 3-4 курсов кафедр социальной работы считают, что практика в университете - это очень полезно для дальнейшего трудоустройства, в отличие от выпускников кафедр социальной работы, они наоборот считают, что практика им не пригодилась для дальнейшего трудоустройства. По результатам исследования можно сделать вывод, что вторая гипотеза не подтвердилась, так как выпускники считают, что практика оказалась полезной для трудоустройства, если проанализировать также ответы на вопросы, касательно практики, то можно заметить, что многие выпускники остались работать в местах, в которых проходили практику.
Согласно третьей гипотезе студенты 3-4 курсов и выпускники кафедр больше бы всего хотели изменить практику в лучшую сторону и обратить внимание кафедры на взаимодействие с местами практики для более качественного сотрудничества. Гипотеза подтвердилась, как студенты, так и выпускники в опросе обратили внимание на то, что взаимодействие кафедры с местами практики могло бы сделать практику более качественной, и, соответственно, более полезной. Многие студенты заинтересованы на заключительных курсах в том, чтобы получить полноценные практические знания. Во многом это решается не решением кейсов и посещением экскурсий, а именно полноценным включение студента в процесс деятельности конкретной организации. Это расширяет кругозор в том плане, что за 4 года обучения (бакалавр), студент может попробовать себя во всех направлениях социальной работы (работа с пожилыми, с инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями, с матерями, не достигшими совершеннолетия), и к окончанию своего обучения студенту будет проще пройти профессиональную адаптацию, так как фактически, первый ее этап, студент пройдет находясь на практике, с поддержкой своей кафедры, что заметно снизит уровень стресса и повысит профессиональные качества работника.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, насколько важна профессиональная адаптация студентов очных отделений. Необходимо большое внимание уделять профессиональной адаптации студентов еще на этапе становления их, как специалистов. Также необходимо корректировать учебные программы курсов профессиональных и общеобразовательных, опираясь на мнение выпускников и студентов старших курсов. Это позволит не только выпускать квалифицированных специалистов, но и повысит уровень доверия по отношению к специальности «Социальной работы», ведь каждый понимает, насколько это важная специальность для любого социума.
Подобные работы
- Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» средствами Интернет-технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации
студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»
средствами Интернет-технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2016 - ТРУДОУСТРОЙСТВО ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ МЕГАПОЛИСЕ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование корпоративно-профессиональной компетенции у будущих учителей начальной школы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Различия в психологических характеристиках работающих и не работающих студентов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
РАЗНЫХ СТРАН
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: СУБЪЕКТЫ СОДЕЙСТВИЯ ПОМОЩИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2020 - ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ: МОТИВЫ
СОВМЕЩЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШИЕ КАРЬЕРНЫЕ ПЛАНЫ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ НИ ТГУ И НИ ТПУ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2025 - ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ:
МОТИВЫ И ТРУДНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018



