Аннотация
Введение 9
1. Роль внеурочной деятельности в развитии социальной зрелости
старшеклассников 13
1.1 Сущность понятий «внеурочная деятельность» и «социальная зрелость» 13
1.2 Анализ существующих практик реализации внеурочной деятельности,
направленной на развитие социальной зрелости старшеклассников 25
2. Условия организации внеурочной деятельности, направленной на развитие
социальной зрелости старшеклассников 32
2.1 Разработка серии занятий «Разговор на равных» 32
2.2 Оценка успешности апробации серии занятий, выводы, предложения. ... 43
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 60
Приложение А 67
Приложение Б 69
Приложение В 71
Приложение Г 72
Приложение Д 74
В современном российском обществе за последние десятилетия в результате социокультурной трансформации, перехода к демократической модели управления и рыночной экономике подверглись качественному изменению не только экономическая, политическая, социальная сферы, но и сфера образования. Вместо формирования молодого поколения по заранее заданному идеологическому образцу сегодня в качестве приоритетной задачи признается воспитание свободной, зрелой личности. Ориентация современной школы на потребности индивида является следствием того, что постиндустриальное общество диктует необходимость воспитания не столько специалиста и гражданина определенного государства, сколько целостного человека, способного нести личную ответственность за принимаемые решения. Организация условий для успешной самореализации школьника, развития умений формулировать и выражать собственное мнение, выстраивать конструктивное социальное взаимодействие с другими и способность принимать обоснованные решения является важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.
В условиях решения задач успешной социализации молодого поколения образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим достижение желаемых развивающих эффектов. В связи с этим особую значимость в теории и практике современного образования приобретает проблема формирования социально зрелой школьной молодежи, готовой успешно выполнять социальные роли и функции в условиях постиндустриального общества, участвовать в демократических процедурах, придерживаясь при этом правовых и нравственных норм.
В одном из разделов государственной программы «Развитие образования», рассчитанной до 2025 года, подчеркнута необходимость создания условий во всех общеобразовательных организациях,
соответствующих требованиям федеральных государственных
образовательных стандартов [28].
В федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС) говорится о том, что основная образовательная программа общего образования должна быть реализована через учебный план и внеурочную деятельность [44]. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС становится нормированной и должна составлять 340 часов в рамках основного образования. Разработчики ФГОС понимают внеурочную деятельность как одну из составляющих образовательного процесса, которая работает на единый результат вместе с урочной деятельностью. Таким образом, значительно возрастает роль внеурочной деятельности в процессе формирования социально зрелой личности.
Актуальность данной исследовательской работы обуславливается тем, что внеурочная деятельность признается сегодня неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одним из способов формирования социально зрелой и разносторонней личности, а, с другой стороны, следует признать недостаточную гибкость и эффективность используемых сегодня в образовательной практике форм этой деятельности, позволяющих достигать социально-желаемые образовательные результаты.
Объектом исследования является внеурочная деятельность старшеклассников.
Предметом исследования выступают условия организации внеурочной деятельности, способствующей развитию социальной зрелости старшеклассников.
Полагаем, что организация внеурочной деятельности со старшеклассниками будет способствовать развитию таких личностных качеств как: толерантное отношение к жизни, способность нести личную ответственность за принимаемые решения и потребность в саморазвитии, если при ее организации ориентироваться на:
• моделирование ситуации выбора;
• обращение к личному опыту старших школьников;
• рефлексивное обсуждение со старшеклассниками процесса взаимодействия и его результатов.
Цель данного исследования заключается в разработке и апробации условий организации внеурочной деятельности, способствующей развитию социальной зрелости старшеклассников.
...
Подводя итоги, можно сделать вывод, что проблема, заключающаяся в необходимости разработки условий организации внеурочной деятельности, направленной на развитие социальной зрелости старшеклассников, действительно является актуальной для современного общества. В этом и заключалась цель данной выпускной квалификационной работы: разработка и апробация условий организации внеурочной деятельности, способствующей развитию социальной зрелости старшеклассников.
В начале работы нами было поставлено несколько задач, которые были успешно выполнены.
Во-первых, на основании анализа работ по тематике нашего исследования нами были раскрыты понятия внеурочной деятельности и социальной зрелости, изучены основные формы внеурочной деятельности, наиболее используемые в настоящее время, и критерии социальной зрелости. Кроме того, изучение критериев социальной зрелости позволило нам определить наиболее подходящие формы внеурочной деятельности, направленные на развитие социальной зрелости у старшеклассников. А так же, нами были описаны основные виды, направления и модели внеурочной деятельности и виды, формы и уровни социальной зрелости старших школьников.
Во-вторых, нам удалось проанализировать имеющиеся практики реализации внеурочной деятельности, направленной на развитие социальной зрелости старшеклассников в различных регионах России. На основе полученного анализа мы пришли к следующему выводу: на данный момент в разных регионах России остаются школьники, которых сложно отнести к категории социально-зрелых, потому мы можем предложить условия, позволяющие сократить число таких старшеклассников. А так же то, что эффективное развитие социальной зрелости школьников старших классов зависит от множества факторов, среди которых значимую роль играют формы и виды внеурочной деятельности. Во второй главе нами были выделены основные особенности и методики оценки эффективности внеурочной деятельности и способы ее проведения.
В-третьих, на основании аналитической работы по поиску эффективных форм работы со старшими школьниками, направленных на развитие критериев социальной зрелости, нами была разработана серия занятий «Разговор на равных», которая была реализована на базе среднего общеобразовательного учреждения «Школа №8» города Горно-Алтайск. В нем приняли участие 15 старшеклассников, обучающихся в 9-11 классах. Данный проект включал в себя 5 тематических занятий, влияющих на развитие таких критериев социальной зрелости как: толерантность к неопределенности, интернальность и потребность в саморазвитии. Работа была организована на основе принципов внеурочной деятельности и потребностей и интересов старшеклассников. Особенностями проводимых занятий являлись свобода выбора, регулярная обратная связь в свободной форме, а так же обращение к накопленному опыту учащихся.
В-четвертых, был проведен анализ результативности описанной и апробированной серии занятий. Имеющиеся методики оценки
эффективности внеурочной деятельности позволили отслеживать эффективность проводимой работы на протяжении всего периода реализации проекта, также оценить уровень достижения планируемых результатов. Анализ и обработка этих документов позволяет нам сделать вывод о том, что данная серия занятий «Разговор на равных» является благоприятным условием для развития социальной зрелости старшеклассников во внеурочной деятельности.
Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтверждена. Создание условий во внеурочной деятельности для старшеклассников, в которых они будут иметь возможность выражать свое мнение, применять имеющийся опыт на практике, а так же в любой момент обратиться к руководителю для получения обратной связи, будут способствовать развитию социальной зрелости.
1. Александрова Г. Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - [Б. м.], 2007. - №1. - С. 34-45.
2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса // Гуманная педагогика Ш. А. Амонашвили. - М., 1998. - 88c.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания // АН СССР, Ин-т психологии. - М. : Педагогика, 1997. - 305 с.
4. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах : учеб.-метод. пособие / Л. В. Байбородова . - М. : Просвещение, 2013. - 176 с.
5. Багдасарьян Н. Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // - М. : Педагогика, 2008. - № 5.
6. Внеурочная деятельность государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения «Лицей № 64 Приморского района г. Санкт-Петербурга» // Официальный сайт ГБОУ «Лицей № 64 Приморского района г. Санкт-Петербурга». - Спб., 2021. - URL:
https:// school64. spb.ru/obrazovanie/obuchenie/vneurochnaya_deyatelnost.html (дата обращения: 05. 06. 2021).
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология // Л. С. Выготский. - М. : Педагогика-пресс, 1999. - 536с.
8. Гамезо М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М. В. Гамезо. - М. : Педагогическое общество России, 2014. - 272 с.
9. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2014. - 224 c.
10. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор : учеб.-метод. пособие / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2013.
11. Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 222-229.
12. Евладова Е. Б. Дополнительное образование в школе: в поисках смыслов и ценностей: практико-ориентированная монография / Е. Б. Евладова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. - 186 с.
13. Жесткова Н. А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - № 2 (14). - С. 128-136.
14. Каменчук И. Л. Формирование толерантности школьников в ходе академической дискуссии / И. Л. Каменчук. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 604 с.
15. Комаревцева Е. А. Личностная и профессиональная зрелость специалиста // Ананьевские чтения - 2016: Материалы научно-практической конференции. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2016. - С. 257-259.
... всего 57 источников