Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Система дистанционного образования как элемент информационно¬образовательной системы НИ ТГУ 7
1.1 Дистанционное обучение как вид информационно-коммуникативных технологий на современном этапе развития 7
1.2 Функции проектируемой системы дистанционного обучения в
информационной образовательной среде НИ ТГУ на платформе Moodle 11
2 Теоретические аспекты Ui/Ux веб-дизайна 14
2.1 Ui/Ux веб-дизайн: аспекты моделирования 14
2.2 Современные подходы к поиску Ui/Ux дизайна 20
2.3 Ui/Ux дизайн оптимизации интерфейса 27
3 Практическое исполнение Ui/Ux дизайна мобильного приложения
moodle.tsu.ru для преподавателей 34
3.1 Окно входа 34
3.2 Домашняя страница пользователя 35
3.3 Страница курса 36
3.4 Режим редактирования 38
3.5 Просмотр ответов на задания 41
3.6 Список добавляемых элементов 43
3.7 Окно сообщений 44
3.8 Календарь событий 46
3.9 Редактирование доступа 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
В системе образования, в том числе высшего, активно разрабатываются и широко внедряются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - «совокупность таких методов, программно-технических средств и производственных процессов, которые применяются с целью сбора, хранения, обработки, распространения, отображения и использования информации в интересах пользователей» [1], которыми для рассматриваемой сферы являются обучающиеся и педагоги.
Одним из видов ИКТ является программное обеспечение дистанционного обучения - «это целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателем, со средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и между собой. Он некритичен в пространстве, времени и конкретному образовательному учреждению и протекает в специфической педагогической системе, элементами которой являются цель, содержание, средства, методы и формы, преподаватель и обучающиеся» [2]. Массовое внедрение дистанционных форм обучения произошло в конце зимы-весной 2020 г. из-за пандемии COVID-19 и это событие выявило целый ряд проблем научного спектра: экономических, технических, психологических и педагогических.
Экономические проблемы проявились в сложностях коммерческого приобретения и законного использования лицензированных продуктов дистанционного обучения (WebTutor, eLearning Server и др.) или специальной их разработки под конкретное учебное заведение, что становится и технической проблемой, наряду с необходимостью обеспечения одновременного многопользовательского подключения, которое требует значительных мощностей сервера и пропускной способности интернет- соединения. Психологические проблемы проявились как с одной стороны в неготовности участников педагогического процесса к удаленной работе и недостатке для этого информационной компетентности, а с другой стороны, эргономическим проблемами в плане удобства использования программного обеспечения и сложностями восприятия управляющих элементов интерфейса, особенно мобильных версий. Педагогические проблемы выявились в сложности представления учебного материала при интерактивном обучении для его продуктивного изучения и контроля усвоения, а также обеспечения обратной связи.
Решение экономических и частично технических проблем обычно связано с использованием бесплатных программ с открытыми исходными кодами, например Adobe Connect или Moodle. В системе российского высшего образования наибольшее распространение получил последний. Moodle - это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. По своим возможностям Moodle не уступает известным коммерческим системами управления учебным процессом, в то же время распространяется в открытых исходных кодах - это дает возможность оптимизировать ее под любые особенности проекта, дополнить новыми сервисами [3]. А вот решение психолого-педагогических проблем применения дистанционных платформ, в том числе Moodle, требующих изменения Ui/Ux дизайна интерфейса (англ. User Interface / User Experience) - это пользовательский дизайн интерфейса в контексте опыта взаимодействия с ним.
Работы групп Social Media Examiner, Brain Rules, 3M Corporation говорят, что 8 визуальный контент является самым важным видом контента. Forrester, опрос, проведенный Hubspot, совместное исследование CMS Magazine, Workspace и Рейтинг Рунета, говорят, что качественный UX-дизайн делает выше конверсию обычного хорошего дизайна. Исследование Google, а также совместное исследование Гарвардского университета, Университета Мэриленда и Университета Колорадо говорят, что визуально сложный веб¬сайт имел меньшую привлекательность. Исследования Майка Вольпе говорят, что быстрый и простой поиск нужной информации или продукта определяет хороший дизайн сайта.
Целью работы является разработка Ui/Ux дизайна мобильного приложения для работы с основными функциями платформы moodle.tsu.ru для преподавателей.
Задачи:
4) Рассмотреть систему дистанционного образования как элемент информационно-образовательной системы НИ ТГУ на платформе Moodle.
5) Определить оптимальные эргономические решения интерфейса
6) Разработать Ui/Ux дизайн мобильного приложения для платформы moodle.tsu.ru для преподавателей.
Объект исследования - система дистанционного образования в информационно-образовательной системе НИ ТГУ на платформе Moodle.
Предмет исследования Ui/Ux дизайн мобильного приложения для сайта moodle.tsu.ru для преподавателей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что модель пошаговых этапов проектирования дизайна сайта позволяет не упустить некоторые моменты, которые позволяют повлиять на выбор посетителя, а также создавать более эстетически приятный дизайн сайта.
Технологии дистанционного обучения позволяют обучающимся получать знания от преподавателей в удобной форме из любого места, а преподавателям даёт специфические способы прокторинга и сохранения материалов занятий. И для обеих групп пользователей крайне важно иметь возможность удобного доступа к базовым функциям выбранной платформы. Отсюда возникает проблема создания такого интерфейса, который обеспечивал бы максимальное удобство и интуитивность при работе и не нарушал концентрации при длительном использовании.
В соответствии с проблемой были поставлены и решены задачи работы. Вследствие чего были получены следующие результаты:
Разработан проект дизайна приложения, предоставляющего доступ к самым часто используемым функциям платформы moodle.tsu.ru. Проект отвечает всем принципам Ui/Ux дизайна мобильных приложений и описывает все функции, реализация которых была запланирована.
1. Гринченко Н.А. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании: основные понятия / Н.А. Гринченко, Т.С. Колодний // Развитие образования. - 2020. - №3(9). - С. 40-44 - URL: https://phsreda.com/e-articles/174/Action174-75709 5f71c6249f436.pdf (дата обращения: 29.05.2021).
2. Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные
образовательные технологии // Открытое образование 2013. - №5. - C.40- 46. - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/viewFile/218/220 (дата
обращения 31.05.21)
3. Батаев, А. В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и
мире / А. В. Батаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 433-436. — URL:
https://moluch.ru/archive/97/21748/ (дата обращения: 04.06.2021).
4. Ахметжанова Г.В. Цифровые технологии в образовании / Г.В. Ахметжанова, А.В. Юрьев // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7, №3(24). - С. 334-336.
5. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Термины и определения (введ. 2008.07.01). - 18 с- URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006 (дата обращения:
04.06.2021).
6. Rafae G.A. Distance learning during COVID-19 pandemic: satisfaction,
opportunities and challenges as perceived by faculty members and students / G.A. Rafae, A. Kaba & Elleter Sh. // Interactive Technology and Smart Education№1 2021 - URL: https://doi.org/10.1108/ITSE-08-2020-0128
(accessed date: 09.06.2021).
7. Летягина Е.Н., О негативных последствиях организации учебного процесса в условиях пандемии COVID-19 / Е.Н. Летягина, А.Н. Кутасин, И.А. Сударикова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30825 (дата обращения: 04.06.2021)
8. www.moodle.org
9. Нильсен Я. Веб-дизайн. - М.: Символ, 2015. - 512 с.
10. Гарретт Д. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия / Д. Гарретт. — СПб.: Символ-плюс, 2015. — 192 c.
11. Голубева В.А. Исследование дизайна мобильных приложений с учетом психологического восприятия цвета и формы / В.А. Голубева // // Альманах научных работ молодых ученых XLVIII научной и учебно - методической конференции Университета ИТМО. Том 1. - 2019 - С. 55¬58
12. Дизайн, ориентированный на конверсии / shopolog. URL:
https://www.shopolog.ru/metodichka/design-and- usability/dizaynorientirovannyy-na-konversii/ (дата обращения:
27.05.2021).
13. Gardner O. The 7 principles of conversion-centered design: a framework for
designing effective marketing campaigns 54 с. - URL:
https://unbounce.com/docs/The%207%20Principles%20of%20ConversionCe ntered%20Design.pdf (accessed date: 29.05.2021).
14. Miller S. The 7 Deadly Sins of Landing Page Usability // Unbounce. - 2015. URL:
https://webinar.unbounce.com/userexperience/?- ga=2.144509430.27623086 8.1590833813-992647138.1590833813 (viewing date: 29.05.2021)
15. Как UI дизайн влияет на конверсию [Электронный ресурс]/ Evergreens. - 2019.
https://evergreens.com.ua/ru/articles/how-ui-design-affects-conversion.html...25