АННОТАЦИЯ 3
Ведение 3
1 Теоретические основы налогообложения 5
1.1 Общая характеристика и роль налогообложения в решении государственных и местных задач 5
1.2 Классификация налогов и порядок их распределения по уровням бюджетной системы 19
2 Место местных налогов в доходной части местных бюджетов 32
2.1 Общая характеристика и классификация местных налогов 32
2.2 Роль налогов с малого бизнеса в формировании доходов местных бюджетов 43
2.3 Сравнительный анализ местных налогов в формировании доходов местных бюджетов в
Томской области 51
Заключение 64
Список использованных источников
Значение налогообложения невозможно недооценивать, так как это один из основных источников которые способствуют развитию и функционированию любого государства. Налоговая система играет первостепенную роль в функционировании национальной экономики. Она является главным звеном финансового механизма, с помощью которого государство осуществляет экономическое и социальное регулирование, именно поэтому необходимо знать налоговую систему при изучении основ экономики.
Актуальность темы данного исследования обуславливается необходимостью поиска новых направлений бюджетно-налоговых преобразований. Особую актуальность имеет проблема, связанная с обеспечением самостоятельности муниципальных бюджетов, так как объемом местных финансов не обеспечивается выполнение роли, которую органы местного самоуправления должны играть в жизни населения, исходя из возложенных на них Конституцией РФ обязанностей. На сегодняшний день можно наблюдать значительное несоответствие между вопросами, за которые отвечают местные органы власти и их финансовыми возможностями. Это связано с недостатками в регулировании налоговых источников доходов муниципальных бюджетов.
Проблема, связанная с поиском оптимального финансово-бюджетного взаимодействия, является актуальной не только для Российской Федерации, но и почти для всех федеративных государств. Причем универсальных решений мировой опыт не дает -в каждой стране государственное устройство, методы межбюджетного взаимодействия, распределение бюджетных и налоговых полномочий имеют свои национальные особенности. В то же время, некоторые отдельные проблемы по выбранной тематике имеют решение в мировой практике. Таким образом, учет ее уроков и достижений необходим и целесообразен; обеспечивает возможность определения направлений, по которым следует двигаться, чтобы найти резервы пополнения местных бюджетов, и принять органами власти обоснованные финансовые решения в отношении регулирования доходов бюджета.
Итак, актуальностью разрабатываемой проблематики был предопределен выбор темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение роли местных налогов в формировании муниципальных бюджетов.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику и выявить роль налогообложения в решении государственных и местных задач;
- изучить классификацию налогов и порядок их распределения по уровням бюджетной системы;
- рассмотреть общую характеристику и классификацию местных налогов;
- исследовать роль налогов с малого бизнеса в формировании доходов местных бюджетов;
- провести сравнительный анализ местных налогов в формировании доходов местных бюджетов в Томской области.
Объектом исследования является формирование и регулирование налоговых источников муниципальных бюджетов в условиях развития местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и регулирования налоговых источников доходной базы муниципальных бюджетов в Томской области.
Теоретической основой работы послужили труды следующих авторов: Викуленко А.Е., Гайсиной А. Ф., Додоновой Н.Е., Похилько Т.А., Шимширт Н.Д., Рябых И. А. и др.
Цель и задачи работы определили ее структуру. Работа включает введение, 2 главы основной части, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность работы, определены ее цель и задачи,
В первой главе представлены теоретические основы налогообложения
Во второй главе исследовано место местных налогов в доходной части местных бюджетов.
В заключении представлены выводы по проделанной работе.
В ходе исследования были использованы следующие методы: метод логического анализа основных понятий, метод табличного и графического представления данных, методы научного познания, такие как наблюдение, сравнение, логический анализ и синтез, конкретизация и абстрагирование, обобщение теоретического материала, а также метод анализа теоретических источников, который состоит в обобщении, сопоставлении, сравнении и анализе информации из статей, учебников и других источников информации.
Информационной базой исследования послужила информация в открытом доступе в сети интернет по бюджетам муниципальных образований Томской области, материалы сайтов муниципальных образований Томской области, а также информация с сайта Минфина России о ежемесячном исполнении федерального бюджета, информация с сайта Росстата о поступлении налогов в бюджеты РФ, а также другие информационные интернет-источники и статьи в журналах.
В ходе работы было выявлено, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований Налоги выступают как основной источник формирования бюджетов всех уровней. Полученные средства необходимы для финансирования государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год. Из этих средств осуществляется социальная поддержка и защита граждан.
В ходе работы было выявлено, что 51% налоговых доходов федерального бюджета России приходится на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, 32% на НДС, 8 % на налог на прибыль организаций, 7% на акцизы и 2 % на прочие налоги и сборы. Таким образом, очень важна роль налогов в формировании федерального бюджета страны.
Всего в нашей стране насчитывается 15 налогов: 9 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных налоговых режимов.
В настоящее время в России существует всего 3 местных налога: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор
01.07.2015 вступила в силу новая гл. 33 Налогового кодекса РФ, посвященная торговому сбору. Это местный платеж, установленный для таких городов федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Пока в последних 2 городах специальный закон о торговом сборе не принят, что означает, что платить его не нужно. В других регионах России торговый сбор пока не введен.
За 2016-2018гг. поступившая в бюджет сумма налогов по специальных налоговым режимам увеличилась на 34,79% или на 132351 млн. руб., что произошло за счет роста поступлений по налогу с связи с применением УСН на 47,07% или на 135123 млн. руб., а также поступлений ЕСХН на 19,15% или на 2191 млн. руб., увеличения поступлений суммы налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на 4909 млн. руб. или на 64,94%. За 2016-2018гг. сильно уменьшилась сумма поступлений по ЕНВД на 9868 млн. руб. или на 13,28%.
Основная часть налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов, в 2018г., приходится на налог в связи с применением УСН - 82,34% от всей суммы поступивших налогов, 12,57% приходится на ЕНВД, 2,66% - на ЕСХН, 2,43% - налог с связи с применением патентной системы налогообложения.
По всем местным бюджетам в России в 2018г. доля налоговых доходов составила 29%, наибольшая доля налоговых доходов в бюджетах внутригородских муниципальных образований - 61,15% и бюджетах городских поселений - 48,32%, наименьшая доля налоговых доходов в бюджетах муниципальных районов - 20,3%. по местным бюджетам доля налогов с малого бизнеса составляла в 2018г. - 2%, наибольшая доля налогов с малого бизнеса в доходах бюджетов внутригородских муниципальных образований - 9,8%, а также доходах бюджетов внутригородских районов - 3,45%, наименьшая доля доходах бюджетов городских поселений - 0,45%.
В целом доля ЕНВД в доходах местных бюджетов по РФ в 2018г. - составила 1,51%, наибольшая доля ЕНВД в доходах бюджетов внутригородских муниципальных образований - 8,11%, в доходах бюджетов городских округов она составляет - 2,07%, в доходах бюджетов городских округов с внутригородским делением она составляет 1,79%, в доходах бюджетов муниципальных районов она составляет 1%.
В целом доля ЕСХН в доходах местных бюджетов по РФ в 2018г. - составила 0,32%, наибольшая доля ЕСХН в доходах сельских поселений - 1,34%, в доходах бюджетов городских округов она составляет - 0,25%, в доходах бюджетов городских поселений она составляет 0,45%, в доходах бюджетов муниципальных районов она составляет 0,29%.
В целом доля налогов при применении ПСН в доходах местных бюджетов по РФ в 2018г. - составила 0,16%, наибольшая доля налогов при применении ПСН в доходах бюджетов внутригородских районов - 3,45%, в доходах бюджетов внутригородских
муниципальных образований она составляет - 1,69%, в доходах бюджетов городских
округов она составляет 0,23%, в доходах бюджетов муниципальных районов она составляет 0,08%.
В работе более подробно была изучена роль налогов с малого бизнеса при формировании доходов местных бюджетов в Томской области на примере города Томска и города Кедровый. При этом нужно отметить, что на территории Томской области установлены единые нормативы отчислений от налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых в бюджеты муниципальных районов и городских округов в размере 100 процентов и единые нормативы отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в бюджеты муниципальных районов и городских округов в размере 30 процентов Таким образом, в доходы городов Томска и Кедровый помимо ЕСХН, ЕНВД и налога при применении патентной системы налогообложения поступает еще и налог при применении УСН.
Доля налогов с малого бизнеса в доходах бюджета города Томск за 2016-2018гг. снизилась с 6,37 до 5,98%, что произошло за счет снижения доли ЕНВД в доходах бюджета города с 3,27 до 2,29%, при этом доля налога при применении УСН в доходах города возросла с 3,06 до 3,64%, доля налога при применении ПСН возросла с 0,03 до 0,05%. ЕСХН в доходы бюджета города Томск не поступает.
Доля налогов с малого бизнеса в доходах бюджета города Кедровый за 2016-2018гг. снизилась тоже, как и в Томске с 1,9 до 1,3%, что произошло за счет снижения доли ЕНВД в доходах бюджета города с 1,09 до 0,66%, также доля налога при применении УСН в доходах города снизилась с 0,8 до 0,63%, доля налога при применении ПСН возросла с 0,01 до 0,02%. ЕСХН в доходы бюджета города Кедровый не поступает.
Доля налогов с малого бизнеса в городе Кедровый в 2018г. составляет - 1,3%, что ниже, чем в целом по РФ по городским округам - 2,55% и намного ниже, чем в городе Томск - 5,98%. Далее рассмотрим более подробно бюджеты городов Томск и Кедровый и определим роль местных налогов в формировании доходов их бюджетов.
Доля местных налогов в доходах бюджета города Томск была наибольшей в 2017г. и составляла 10,68%, в 2018г. она снизилась до 10,45%. В 2018г. возросла доля земельного налога в доходах города с 6,82 до 6,9%, а доля налога на имущество физических лиц снизилась с 3,86 до 3,55%.
Доля местных налогов в доходах бюджета города Кедровый очень мала: в 2016г. - 0,25%, в 2017г. - 0,27%, в 2018г. - 0,25%. Доля земельного налога в доходах бюджета города Кедровый снизилась с 0,19 до 0,16% за 2016-2018гг., а доля налога на имущество физических лиц возросла с 0,06 до 0,08%.
В целом по России доля местных налогов в доходах местных бюджетов составляет 4,92%, при этом доля земельного налога 3,93%, а налога на имущество физических лиц - 1%. Доля местных налогов наибольшая в доходах бюджетов внутригородских районов - 27,59%, при этом доля земельного налога составляет 10,34%, а налога на имущество физических лиц в доходах бюджета - 17,24%. Доля местных налогов самая низкая в доходах бюджетов муниципальных районов - всего 0,02%.
В городе Томск доля местных налогов в доходах бюджета в 2018г. составила 10,45%, доля земельного налога - 6,9%, доля налога на имущество физических лиц - 3,55%, в городе Кедровый в 2018г. - доля местных налогов - 0,25%, доля земельного налога - 0,16%, доля налога на имущество физических лиц - 0,08%. В целом по России по городским округам доля местных налогов составляет 5,86% в доходах бюджета города, доля земельного налога - 4,47%, доля налога на имущество физических лиц - 1,39%. У города Томск доля местных налогов выше, чем в среднем по России, а в городе Кедровый - доля местных налогов очень мала - 0,25%, что намного ниже среднероссийских показателей.
В ходе проведенного анализа доходов местных бюджетов можно выделить основные проблемы:
1) дефицит собственных доходов местного бюджета (например, в 2016г. в Томске был дефицитный бюджет);
2) наблюдается тенденция к увеличению зависимости от поступлений из вышестоящих бюджетов (доля безвозмездных поступлений в доходах местных бюджетов очень велика - более 50% и растет);
3) низкая степень самостоятельности местных органов в формировании доходной базы. Несмотря на то, что 06.10.2003 года был принят Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который расширил полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и наделил их большей самостоятельностью, проблема создания стабильной и полноценной финансовой базы у муниципалитетов осталась нерешенной.
Для повышения доходов местных бюджетов можно предложить следующие меры:
- введение в хозяйственный оборот неучтенных имущественных и земельных объектов;
- улучшить качество данных об объектах налогообложения, а также усовершенствовать информационный обмен между соответствующими органами (регистрирующими, фискальными, инвентаризирующими);
- утвердить программы приватизации муниципального имущества; провести пересмотр ставок арендной платы за муниципальное имущество, сдаваемое в аренду, исходя из рыночной ситуации; оптимизировать ставки платы за пользование средствами местных бюджетов на возмездной и возвратной основе; начислять проценты при продлении срока по предоставленным прежде рассрочкам и отсрочкам платежей в местный бюджет.
Итак, для повышения доходов местных бюджетов должны использоваться разнообразные методы. Кроме того, целесообразно использование совокупности методов для роста эффективности муниципального бюджета. Улучшение инвестиционного климата в муниципалитете, прежде всего, должны обеспечивать местные органы власти, создавая условия для получения профицита в муниципальном бюджете.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2019).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2019).
4. О Законе Томской области Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Томской области от отдельных федеральных налогов, постановление Законодательной думы Томской области от 25 октября 2012 года № 635 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2019).
5. О внесении изменений в Постановление администрации поселка Кедровый
Красноярского края от 20.03.2015 г. № 228-п О создании межведомственной комиссии по снижению задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет, по проведению работы по легализации «теневой» заработной платы во внебюджетном секторе экономики и по снижению неформальной занятости [Электронный ресурс]: постановление администрации поселка Кедровый Красноярского края от 23 августа 2017 года № 416 //
КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2019).
6. Об утверждении коэффициента, равного совокупному темпу роста налогов на очередной финансовый год и плановый период [Электронный ресурс]: постановление администрации Томской области от от 18 марта 2003 года № 30-ОЗ. https://www.tomsk.gov.ru/documents/front/view/id/45164 (дата обращения: 01.05.2019)
7. Барашева, Е.В. Межбюджетные отношения муниципальных образований в области формирования доходов местных бюджетов / Е.В. Барашева, Е.Л. Власова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2018. - № 1 (107). - С. 21.
8. Бобошко Н.М. Анализ проблем динамики развития налоговой системы России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2015. - № 7. - С. 147-152.
9. Бюджет для граждан. Город Кедровый [Электронный ресурс]:
http://www.kedradm.tomsk.ru/The%20budget%20for%20citizens.html (дата обращения:
01.05.2019)
10. Бюджет для граждан. Город Томск [Электронный ресурс]: https://admin.tomsk.ru/pgs/4ca (дата обращения: 01.05.2019)
11. Вараксина А.О. Пути увеличения доходов местных бюджетов / А.О. Вараксина, С.С. Кайгородова // Наука и образование сегодня. - 2018. - № 1 (24). - С. 36-38.
12. Викуленко А.Е. Роль и перспективы развития налоговой системы России // Экономический вектор. - 2016. - № 2 (5). - С. 38-44.
13. Викуленко А.Е. Характеристика системы налогообложения в России на современном этапе и ее оценка // Экономический вектор. - 2016. - № 1 (4). - С. 42-50.
14. Гайсина, А.Ф., Игнатьева М.С. Местные налоги как источник доходов местных бюджетов / А.Ф. Гайсина, М.С. Игнатьева // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2016. - № 28. - С. 82-86.
15. Государственное и муниципальное управление (академический бакалавриат). Программы учебных дисциплин : учеб. пособие / под ред. В.И. Звонникова. — М. : ИНФРА- М, 2017. — 352 с.
..44