ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Медиавирус в информационно-коммуникативном обществе 7
1.1. Медиавирус как явление медиапространства: теоретико-методологические
аспекты 7
1.2. Медиавирус в инфосфере: мемы м мемокоплексы 19
1.3. Условия и принципы вирусного распространения идей 28
Глава 2. Медиавирус в социальных коммуникациях 34
2.1. Медиавирус: понятие и общая характеристика с позиции коммуникаций 34
2.2. Анализ попытки запуска медиавируса для пиццерии Траттория (г.Томск) 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
Приложение 1 Группы в социальных сетях PositiveEating 65
Приложение 2 примеры публикаций для «Траттории» 66
Приложение 3. Визуальный контент для медиавируса 68
Приложение 4 Запуск акции в «Траттории» 69
Приложение 5 Публикации в пабликах «Шедевры рекламы» и «Фабрика идей».. ..70
Приложение 6 Комментарии к публикации в паблике «Шедевры рекламы» 71
Сегодня коммуникативное пространство, в котором живет человек, вмещает в себя огромный объем информации. Постоянный доступ к ней, ставший возможным благодаря повсеместному распространению интернета, актуализирует проблему избыточности этой информации. Пользователи интернета из-за нарастающего воздействия информационных потоков оказываются в состоянии дезориентированности и информационной перенасыщенности. Это приводит к дискретности мышления, рассеянности внимания и притуплению восприятия информации: Сеть перегружена ненужными сообщениями, из- за чего наиболее ценные и полезные из них часто остаются незамеченными.
В современной ситуации коммуникационного изобилия можно говорить о явлении контентной слепоты. Бесконечный поток сообщений мешает отправителям донести суть своего обращения через потоки лишней информации. Человек в таких условиях не реагирует на информацию в традиционном смысле. Он не спешит читать все, что ему предлагают. Потребление контента становится более избирательным.
Особенности развития современного общества ставят перед специалистами сферы социальных коммуникаций задачу поиска новых уникальных и нестандартных подходов в коммуникации с потребителями. Этим обусловлена актуальность обращения к теме медиавируса. Медиавирус - это явление информационного пространства, которое представляет собой сообщение, добровольно передающееся от человека к человеку.
Использование медиавируса позволяет отойти от стандартных методов коммуникации с потребителями и выделить сообщение из потока других. В свою очередь, опора на медиавирус в рекламе и PR-коммуникациях позволяет получить бесплатное освещение в СМИ и внимание общественности. Но что помогает медиавирусу выделиться и получить распространение?
Причины, побуждающие пользователей делиться контентом, могут быть разные. Вирус может получить распространение благодаря провокационному содержанию, использованию юмора, эмоциональной наполненности, иногда - благодаря известности автора или отсутствию подтвержденной официальной информации. Однако важнейший фактор эффективности медиавируса - это его опора на ценности целевой аудитории.
В рамках данного исследования нас интересует целевая аудитория заведений общественного питания, фастфуда, если конкретней - пиццерии. Это представители поколений Y и Z, сформировавшихся в эпоху информационной революции и бурного развития компьютерных и коммуникативных технологий . Рассматривая их особенности, мы будем пользоваться понятием «сетевое поколение». Представители этого поколения глубоко вовлечены в информационные, цифровые, сетевые технологии и легко их осваивают. Их ценностные установки формируются на стыке реального и виртуального миров, что отличает их от представителей предшествующих поколений. Представителей «сетевого поколения» объединяют такие ценности, как свобода выбора, инициативность и стремление к развитию, открытость, новаторство, независимость, коммуникабельность, справедливость и самоуправляемость. Соответственно, при формировании основной идеи медиавируса следует опираться на вышеназванные ценности, разделяемые целевой аудиторией.
Интернет является одним из наиболее удобных каналов для распространения мидиавирусов, так как интернет-коммуникации присущи гипертекстуальность и высокая скорость. Эти особенности также отвечают запросам нового сетевого поколения: информация, представленная в виде гипертекста, имеет возможность расширяться и сужаться, давая возможность найти больше дополнительных фактов того или иного сообщения или, наоборот, исключить лишнее, а высокая скорость позволяет быстро распространяться вирусу и является обязательным фактором получения информации новой целевой аудиторией.
Распространение идей-вирусов как нового привлекательного для «сетевого поколения» контента востребовано, но анализ специальной литературы по теме, а также уже произведенной практической деятельности показал отсутствие описанных механизмов этого феномена. Таким образом, включение медиавируса в рекламную или PR-кампанию - применяемая, но еще не достаточно изученная практика.
Проблема, исследуемая в данной бакалаврской работе, заключается в неразработанности механизмов использования медиавируса в электронных коммуникациях при увеличивающихся попытках его применения на практике.
Объект настоящей квалификационной работы - медиавирус как феномен и инструмент воздействия в современном сетевом обществе. Предметом выступают принципы создания и особенности использования медиавируса в рекламных электронных коммуникациях.
Гипотеза данной бакалаврской работы заключается в том, что выявление и отбор постоянных и переменных факторов, влияющих на успех медиавируса, позволит разработать универсальный механизм для создания медиавируса как инструмента воздействия в электронных коммуникациях.
Цель работы - изучить особенности использования медиавируса в интернет - рекламе.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Определить теоретико-методологические аспекты исследования медиавируса как явления медиапространства;
2. Изучить мемы и мемокоплексы как проявления медиавируса в инфосфере;
3. Рассмотреть условия и принципы вирусного распространения идей;
4. Описать понятие и общую характеристику медиавируса как инструмента воздействия с позиции коммуникаций;
5. Проанализировать попытку запуска медиавируса для пиццерии Траттория (г.Томск).
Методология исследования
Теоретико-методологической базой на фундаментальном и общенаучном уровне послужили работы Мануэля Кастельса об информационной эпохе и сетевом обществе, а также концепция Никласа Лумана о «реальности массмедиа». Кроме того, исследователю оказались полезными идея Ги Дебора об «обществе спектакля», концепция виртуальной реальности и теория симулякров Жана Бодрийяра. Для определения понятия «медиапространство» (ионосфера) исследователь обратился к трудам П. Бурдье и Д. Рашкоффа.
Специально-научный уровень представлен концепцией медиавируса Дугласа Рашкоффа, а также работой Р. Доккинза «Эгоистичный мем», в которой автор, экстраполировав концепты генетики на информационное пространство, ввел слово «мем» (и это понятие в своей книге «Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» использовал Дуглас Рашкофф). А также могут быть полезны работы Сьюзан Блэкмор («Меметическая машина»), Сета Година («Идея-вирус»), Малькольма Гладуэлла, Йоны Бергера и других последователей или критиков концепции медиавируса и мема.
Из идей прикладного уровня полезными оказались исследования, посвященные вирусному распространению информации в рекламных целях: исследования Романа Мандрика в области вирусного маркетинга (о развитие рынка вирусной рекламы), статьи Владимира Николаева про вирусное видео и другие статьи, описывающие использование медиавируса в социальных коммуникациях фирмы с ее общественностью в интернете.
В работе были использованы следующие методы:
Теоретические методы: анализ и критика научной литературы и других источников, метод классификации, обобщение результатов (статистические методы).
Эмпирические методы: контент-анализ, метод наблюдения.
Работа может представлять практический интерес для специалистов по рекламе и PR-специалистов, а также маркетологов и журналистов. Ее ценность заключается в комплексном описании методов создания, форм распространения медиавируса в медиапространстве и возможностей его использования в интернет-рекламе. Исследование может заинтересовать практиков сферы социальных коммуникаций, осваивающих интернет-пространство и в частности механизмы вирусного распространения информации на предмет расширения своей профессиональной деятельности. Кроме того, уже действующим практикам в сфере интернет-коммуникации с аудиторией данная бакалаврская работа поможет оптимизировать контент и уменьшить усилия по поиску необходимой информации для создания уникальных вирусных текстов.
ВКР состоит из введения, теоретической и практической частей, а также заключения, списка литературы и приложений. Теоретическая часть включает в себя теоретико-методологические аспекты понятия «медиавирус», анализ специальной литературы, посвященной вирусному распространению идей. Практическая часть представляет собой формулировку авторской концепции понимания медиавируса с позиции коммуникаций: понятие, общая характеристика. А также в практической части работы описана попытка запуска медиавируса для пиццерии Траттория, г. Томска, а также оценка эффективности это эксперимента.
Из-за активно нарастающего воздействия информационных потоков пользователи интернета оказываются в состоянии дезориентированности и информационной перенасыщенности. Это, в свою очередь, формирует потребность применения новых нестандартных подходов в коммуникации с потребителями в интернет-пространстве.
Преодолеть порог критичности в потреблении информации пользователем позволяет медиавирус как эффективный инструмент воздействия в современном информационном сетевом обществе. Использование медиавируса позволяет отойти от стандартных методов коммуникации с потребителями, выделить сообщение из потока других. В свою очередь, использование медиавируса в рекламе и PR-коммуникациях позволяет получить бесплатное освещение в СМИ и внимание общественности.
Однако включение медиавируса в рекламную или PR-кампанию востребовано, но анализ специальной литературы по теме, а также уже произведенной практической деятельности показал отсутствие описанных механизмов этого феномена. Итак, проблема, исследуемая в данной бакалаврской работе, заключалась в следующем: неразработанности механизмов использования медиавируса в электронных коммуникациях при увеличивающихся попытках его применения на практике.
В рамках первой главы текущей выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи теоретического свойства: определены теоретико-методологические основы исследования медиавируса как явления медиапространства, изучены мемы и мемокомплексы как проявления медиавирусов в инфосфере, а также проанализированы условия и принципы вирусного распространения идей.
Итак, на фундаментальном и общенаучном уровне исследования мы можем сделать вывод, что современное информационное сетевое общество имеет качественно новые характеристики, в том числе, в сфере коммуникаций. Появление интернета как технологического базиса сетевой структуры актуализирует введение понятий нового социального пространства. И, наконец, медиапространство порождает новые явления, в числе которых - медиавирус. Являясь по своей сути продуктом сетевого общества, медиавирус имеет ряд характерных свойств - способность к быстрому и беспрепятственному распространению и заражению аудитории, способность выражать смыслы, заключенные в символическую оболочку, гибкость и мобильность. Но есть и риски для медиавируса как инструмента именно электронных коммуникаций: увеличившаяся скорость распространения информации сокращает «срок жизни» медиавируса. Медиавирус мы понимаем как мемы и мемокомплексы, распространяющиеся по инфосфере, чья информация изменяет восприятие людьми глобальных и локальных событий.
Горизонтальный принцип коммуникации в сетевых структурах актуализирует возможность вирусного распространения информации: передается то, что привлекает внимание. В сети Интернет специально создаются и распространяются информационные продукты с заложенными вирусными свойствами, преследующие цели популяризации тех или иных идей.
Что касается специально научного уровня методологии, необходимо сказать, что авторы книг, описанных и проанализированных в работе, в основном приводят и интерпретируют реальные кейсы из сферы социальных коммуникаций, доказывающие, что приведенные ими факторы успеха, идеи и принципы заразительности контента действительно работают. «Формулы» этих исследователей нельзя назвать универсальными, потому что факторы коммуникационной среды, влияющие на зарождение и функционирование идей очень многообразны и ситуативны. Исследования в области медиавирусов продолжаются, интерес к этому феномену не угасает. Тем не менее, для выведения авторского понятия медиавируса и его общей характеристики во второй главе данной бакалаврской работы оказались полезными труды практиков в сфере создания вирусного контента.
Во второй главе выпускной работы были выполнены задачи практического свойства: сформулировано авторское понятие и общая характеристика медиавируса с позиции коммуникаций, а также проанализирована попытка запуска медиавируса для пиццерии Траттория (г.Томск).
Опираясь на понятие медиавируса, данное популярным и авторитетным журналистом и медиа-исследователем Дугласом Рашкоффом, а также проанализировав ряд определений понятия мема, смежного понятию медиавируса, было дано следующие определение медиавируса с позиции коммуникаций: особая форма сообщения, содержащего лаконичный и понятный потребителю образ или текст, коррелирующий с ценностями аудитории, способного к саморазмножению, создание и использование которого нацелено на достижение цели заказчика (продажу товара или услуги, поддержание имиджа персоны или организации). Кроме того, были выделены следующие общие характеристики медиавируса: самораспостраняемость, неконтролируемость (неподконтрольность со стороны распространителя), двойственность структуры (форма и содержание).
Что касается попытки запуска медиавируса для пиццерии «Траттория» (г.Томск), было установлено, что получившийся контент можно охарактеризовать как креативную рекламу, однако характерные черты медиавируса (например, самораспространяемость) не были приобретены.
Соответственно, все задачи в рамках выпускной бакалаврской работы - выполнены.
Гипотеза данной бакалаврской работы заключалась в том, что выявление и отбор постоянных и переменных факторов, влияющих на успех медиавируса, позволит разработать универсальный механизм для создания медиавируса как инструмента воздействия в электронных коммуникациях.
Итак, исследование пришло к выводу, что существуют постоянные и переменные факторы, влияющие на успех медиавируса. Если при разработке медиавируса постоянные факторы (понятность и доступность медиавируса - его корреляция с ценностями аудитории, соответствие контексту и времени запуска и распространения, фактор привлечения внимания и фактор продвижения медиавируса) можно учесть, то переменные являются очень ситуативными и изменяющимися в зависимости от специфики организации и формы коммуникации, поэтому разработать на их основе конкретный универсальный механизм создания медиавируса нельзя, но можно повысить вероятность его эффективности. Таким образом, можно считать, что гипотеза подтверждена только частично: универсального механизма для создания медиавируса не существует, однако существуют определенные факторы, учет которых позволит создать качественный эффективный контент, потенциально имеющий возможность превратиться в медиавирус.
Таким образом, цель исследования - изучить особенности использования медиавируса в интернет-рекламе - достигнута.
1. Axe объявил войну рутине и призвал всех проснуться [Электронный ресурс] URL: http://emview.ru/obolochka/selfcare/axe-obyavil-vojnu-rutine-i-prizval-vseh-prosnutsya
2. Dawkins R., The Selfish Gene. Oxford, 1976,
3. Howe, Neil; Strauss, William (1991). Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069
4. 1Маркетинг. Работаем по системе. Манн, Иванов и Фербер , 2016
5. Kirby S Cumulative cultural evolution in the laboratory: an experimental approach to the origins of structure in human language. Proc Natl Acad Sci U S A. 2008 Aug 5;105(31)/ Kirby S, Cornish H, Smith K. // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.pnas.org/content/ 105/31/10681.full
6. Positive Eating — [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
http://positiveeating.ru/
7. Tapscott, David 1999: Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. - New York: McGraw-Hill Companies.
8. Terranova T. Network Culture: Politics for the Information Age. L.: Pluto Press, 2004.
9. The Spirit of Christmas - Jesus vs Santa (1995) [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v= EaiKNVRAXE
10. We are social. Global digital report — [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2018
11. Whitty S J A Memetic Paradigm of Project Management / Whitty S J //International Journal of Project Management.2005.23 (8).P.575-583. //[Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.dx.doi.org/10.1016/j.ijproman.2005.06.005
12. Берг Дж., Берер М. «Крутые» всегда остаются «крутыми». Брендинг для поколения Y / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2012.
13. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. - Тула, 2013.
14. Бодрийяр Жан Система вещей. Пер. с фр. и сопров. ст. Зенкина С. Н.: Рудомино: 1999.
15. Бонтур А., Лейю Ж-М. Омоложение бренда. - Companion Group, 2008.
16. Брагина Н.Г. Память в языке и культуре. - М.: Языки славянских культур, 2007.
17. Васильев В.Е. Массовая культура в посттотальном культурном пространстве / Васильев В. Е.// Мысль. 2000. № 4. С. 146-160;
18. Вирусный маркетинг: 15 самых успешных видеороликов всех времен [Электронный ресурс] URL: http://www.shebta.com/marketing/15-best-viral-video-ads/
19. Вознюк К. Мемы в рекламе и брендинге / Вознюк К. // [Электронный ресурс] URL: www.sostav.ru/news/2012/12/29/memy/
20. Дебор Г.-Э. Общество спектакля. - М., 2000
21. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. / Дмитриева Н.А. - М., 1962.
22. Докинз Р. Бог как иллюзия. / Докинз Р. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// ulenspiegel.od.ua/?ID=4528.html
23. Докинз Р. Эгоистичный ген. / Докинз Р. - Москва: ACT:CORPUS, 2013. 512 с.;
24. Закирова Т.В., Кашин В.В. Концепция виртуальной реальности Жана Бодрийяра /
В.В.Закирова, Т.В.Кашин // Вестник Оренбургского государственного
университета. - 2012. - №7(143). - С.29. - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-virtualnoy-realnosti-zhana-bodriyyara
25. Илья Мельников «Создание продвинутых вирусных кампаний» [Электронный
ресурс] URL: http://iknigi.net/avtor-ilya-melnikov/67634-sozdanie-prodvinutyh-
virusnyh-kampaniy-ilya-melnikov/read/page- 1.html
26. Й.Бергер Заразительный / Й.Бергер пер. с англ. Елена Ивченко - М.: МИФ, 2013
27. Как мемы помогают нам общаться, критиковать и продавать [Электронный ресурс] URL:https://lifehacker.ru/memy-i-kommunikaciya/
28. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004
29. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
30. Кафтанджиев X. Герои и красавицы в рекламе. - СПб.: Питер, 2008.
31. Квят А. Медиамем как инструмент политического PR: когнитивный подход. / Квят
A. //Медиаскоп. 2013. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://mediascope.ru/node/1254#24
32. Колодий В. Визуальный поворот и его влияние на социальное познание / Колодий
B. Колодий Н. // Известия Томского политехнического университета. 2010. Том 316. Выпуск № 6.
33. Концепция мема: теория культурной эволюции [Электронный ресурс] URL: https://cameralabs.org/10459-kontseptsiya-mema-teoriya-kulturnoj-evolyutsii-po- zakonam-genetiki
34. Костина А.В. Эстетика рекламы. Энциклопедия менеджмента. М.: Вершина, 2003.
35. Котлер Ф. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению. - М.: Олимп-Бизнес, 2003
36. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер ; [пер. с англ. В. Кузин]. - 14-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015.
37. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? / Красных В.В.- М., 1998.
38. Кронгауз М. Мемы в интернете: опыт деконструкции. / Кронгауз М. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL:http://www.nkj.ru/archive/articles/21327/
39. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имидж-борды, троллинг / Ксенофонтова И.В. // Интернет и фольклор: сб. ст. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 2009
40. Купидон» запустил первый вирусный ролик в Рунете [Электронный ресурс] URL: https://www.media-online.ru/index.php3?id=13550
41. Кутырева И. Коммуникативные практики в процессе социализации. / Кутырева И. // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2. С.51-54;
42. Лазарева Э.А. Рекламный дискурс: стратегии и тактики / Лазарева Э.А. //Лингвистика. Екатеринбург, 2003. Т.9.
43. Левинсон Дж. Партизанская креативность / Левинсон Дж. // [Электронный ресурс].
Режим доступа: URL:
www.vk.com/doc41068314 182319118?hash=4b4be0f74df144fbff&dl=aa680ec014d9de5a87
44. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 2010.
45. Луман Н. Реальность массмедиа: реферат А. Филиппова // Отечественные записки.
2003. № 4.
46. Луркоморье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:www.lurkmore.to
47. М. А. Кронгауз Мем в русскоязычном интернете: опыт деконструкции. [Электронный ресурс] URL: http://prochtenie.ru/passage/27806
48. Маркузе Г. Одномерный человек. / Маркузе Г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://enatramp.narod.ru/pervoistochnik.files/man.files/man4.html
49. Моль А. Социодинамика культуры. / Моль А. - М.: Издательство ЛКИ, 2008
50. Огилви Д. Огилви о рекламе. - М.: Манн, Иванов, Фербер, 2012.
51. Плоткин. Психологическое понятие мема [Электронный ресурс] URL: http://bookap.info/psywar/broudipsihicheskievirusy/gl3.shtm
52. Поляков Е.М. Меметика: наука или парадигма? / Поляков Е.М. // Вестник ВГУ. Серия: Философия. 2010. № 2
53. Почепцов Г.Г. Тоталитарный человек. Очерки тоталитарного символизма и мифологии. Киев: Глобус: 1994
54. Рапай К. Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему / Рапай К. //
[Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:
http://royallib.com/read/rapay kloter/kulturniy kod.html
55. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. Д. Борисова. — М.: Ультра.Культура, 2003.
56. Робертс К. Lovemarks: Бренды будущего. - М.: Рипол-Классик, 2008.
57. С.Годин Идея-вирус? Эпидемия!/ С.Годин пер. с англ., Антон Буланов - Спб.: Питер, 2005
58. Солонин Ю.Н. Культурология: учебник / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган — М.: Высшее образование, 2007.
59. Сыров В. Массовая культура: мифы и реальность. - М.: Водолей, 2010.
60. Сычев А.А. Юмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект. / Сычев А.А // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: www.abc-globe.com/sichev.htm
61. Траут Д., Райс Э. Маркетинговые войны. - СПб.: Питер, 2011
62. Фрэнкель Алекс. Нейминг. Как игра слов становится бизнесом — СПб: Питер, 2006.
63. Черневич Е. Язык графического дизайна: материалы к методике художественного конструирования / Черневич Е. - ВНИИТЭ. М., 1975.
64. Швецов И.В. Игра в рекламе: [учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032401 - «Реклама»/ И.В. Швецов, Ю.С. Вегенер. Под ред. Л.М. Дмитриевой. М.: Юнити: 2009.
65. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Симпозиум:
2004.
66. Ю.В .Щурина Интернет-мемы: проблема типологии
67. Юдина, Е.Н. Развитие медиапространства современной России (на примере телевидения). Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора социолог. Наук / Е.Н. Юдина. - М., Моск. пед. гос. ун-т, 2008.