Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Возникновение и развитие монашеских сообществ 11
1.1 Акторно-сетевой подход как инструмент изучения ранней истории монашества 11
1.2 Основные участники процесса формирования монашеских сообществ 16
1.3 Роль не-человеческих акторов в жизни монахов 35
Глава 2 Специфика сетевой структуры раннехристианского монашества 49
2.1 Отношения между акторами и динамика власти 49
2.2 Место монашества в обществе поздней античности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Христианское монашество представляет собой сложное и уникальное явление, которое веками привлекало внимание верующих и неверующих, представителей образованного класса и простых людей. Истоки и развитие этого института были предметом многочисленных спекуляций исследователей, представлявших различные мировоззренческие позиции и пытавшихся через их призму дать объяснение тому, как и почему монашество возникло в раннехристианском мире. Часто такие объяснения, основанные на установках материалистической метафизики и эволюционистской логике натурализма, указывают на более ранние формы аскетизма как на источник христианского монашества. В результате подобных исследовательских предприятий создаётся такой идейный конструкт, который в очень слабой мере отражает историческую реальность. Вероятно, что в решении этой проблемы может помочь применение новых методологических подходов, таких как акторно-сетевая теория.
В данном исследовании предпринимается попытка исследовать истоки и развитие христианского монашества на раннем этапе, уделяя особое внимание акторам, которые участвовали в этих процессах. Предполагается, что это должно позволить получить более глубокое понимание как того социального контекста, в котором сложился институт христианского монашества, так и сложной и многогранной природы этого института.
Феномен раннехристианского монашества важен по нескольким причинам. Прежде всего, возникновение этого института представляет собой значительное событие в истории христианства, оказавшее глубокое влияние на эту религию и её последователей. Появление монашества в раннехристианский период ознаменовало серьёзный сдвиг в том, как христиане думали о своей вере и практиковали её, и оно продолжает формировать христианскую духовность и религиозную практику по сей день. Помимо своего исторического и религиоведческого значения, изучение раннехристианского монашества важно еще и потому, что оно проливает свет на разнообразные социальные и культурные явления. Знание истоков и механизмов развития монашества способствует более глубокому пониманию таких вопросов, как отношения между религией и обществом, роль аскетизма и самоотречения в развитии религии, а также способы, которыми религиозные институты взаимодействуют с более широким полем социальных акторов. Данное исследование направлено на то, чтобы пролить новый свет на эти вопросы и способствовать более глубокому и тонкому пониманию раннехристианского монашества.
Таким образом, научная проблема исследования может быть сформулирована в интеррогативной форме.
• Каким образом происходило становление института монашества?
• Какие социальные акторы принимали участие в этом процессе и какое значение они имели?
• Почему именно монашество стало доминирующей формой христианского аскетизма?
Историографию раннехристианского монашества можно проследить с середины XIX века, когда начинают публиковаться первые научные сборники аутентичных греческих и латинских источников. Эти публикации стали результатом систематизации и критического анализа вариантов текстов, имевших хождение на протяжении столетий. Важность этого этапа, называемого патристическим, заключается в том, что материалы, до этого служившие только религиозно-дидактическим целям, вошли в поле зрения исторической науки. К особенно важным работам, изданным в это время относятся Patrologia Graeca и Patrologia Latina Ж.-П. Миня, представляющие собой сборники текстов соответственно греческих и латинских святых отцов и других церковных авторов (с точки зрения Римо-католической Церкви). В Англии в это время активно развивалось т.н. Оксфордское движение. Оно объединяло представителей Церкви Англии, стремившихся преобразовать англиканские практики в соответствии с древним христианством. Результатом этого стремления стала актуализация патристических исследований, выразившаяся в публикации «Oxford Library of the Fathers», собрания произведений раннехристианских авторов с английским переводом, опубликованного в 48 томах в период с 1835 по 1888 год. Особенностью патристического периода историографии является то, что научная работа в это время проводилась всё ещё в основном в конфессиональных рамках, и акцент исследователями делался на богословских и духовных аспектах монашества, часто подчеркивался вклад отдельных монахов и монахинь. Примером исторической работы этой эпохи является четырехтомный труд «Монахи Запада» авторства Шарля де Монталамбера.
В начале XX в. продолжается критическая публикация источников (например, Corpus Christianorum, Sources Chretiennes). Развитие экуменического движения на Западе вдохновило исследователей на поиски основания христианского единства в первых веках Церкви. Происходит институциональное становление патристики, открываются университетские кафедры, проводятся семинары и конференции, создаются научныежурналы (например, Vigilae Christianae). В поле внимания исследователей попадают теперь такие вопросы, как организация монастырей, экономические структуры и отношения их со светским обществом. Это можно видеть в работах французского историка и теолога Анри Леклерка «La vie chretienne primitive» и «L’ordre bdnddictin». Все эти тенденции продолжились и в середине XX века с появлением новых подходов, таких как социальная история и антропология, которые позволили более тонко понять жизненный опыт монахов.
Начиная с 1970-х годов некоторые исследователи, как, например, Питер Браун, стали подчёркивать важность гендера, сексуальности и динамики власти в монашеских общинах. Браун исследовал фигуру святого отца как обладателя некоей власти в качестве «образца» и «арбитра святых». В этот период также активно заимствуется методология культурной антропологии, разработанная такими акторами, как Клод Леви-Стросс и Мэри Дуглас. Таким образом, во второй половине XX века происходит окончательное оформление «Early Christian studies» как дисциплины, отдельной от патристики. Эта дисциплина встраивается в общую систему гуманитарного знания в светских университетах и колледжах. Исследования раннего христианства теперь проводятся не в рамках истории Церкви, а в рамках истории поздней античности.
В период с 90-х годов по настоящее время фокус исследований стал всё больше смещаться на социальные практики, отношения, роли. Влияние идей «социальной справедливости» на гуманитарные и социальные дисциплины актуализирует темы сексуальности, гендера, «телесности» и власти. Возникает новый интерес к аскетизму, в частности исследователей интересуют региональные особенности монашеских практик (например Филип Руссо, Элизабет Кларк, Сьюзен Эшбрук Харви). Сегодня Early Christian studies - это научная область, для которой характерна междисциплинарность, соединяющая историю, теологию, религиоведение, искусствоведение, археологию и филологию. Исследователи продолжают изучать как духовные, так и материальные аспекты монашеской жизни, а также влияние этого института на общество в целом. При этом отмечается необходимость переоценки реалий, стоящих за устоявшейся номенклатурой, чтобы понять, как монашество обрело свою специфику на фоне общего христианского аскетизма.
Необходимо отдельно отметить некоторые моменты истории изучения раннехристианского монашества отечественными авторами. Точно так же, как и на Западе, история изучения этой темы в России началась в XIX веке, и развивались эти исследования также в конфессиональных рамках. Наиболее значительной работой по истории раннехристианского монашества, написанной в дореволюционной России, является труд Петра Симоновича Казанского, профессора Московской Духовной Академии (19.11.1819 - 14.02.1878). Он был одним из первых российских исследователей, занимавшихся этой темой. С 1845 по 1857 годы он регулярно печатал статьи об истории восточного монашества в журнале «Прибавления к творениям святых отцев», которые послужили основой для его двухтомной монографии «История православного монашества на Востоке», где он подробно изложил историю древнего египетского монашества. После его смерти, многие отечественные церковные учёные продолжили заниматься исследованием истории восточного монашества, например можно отметить такие работы, как «Лавсаик и история египетских монахов» за авторством Сергия (Спасского) и «Новые и старые источники истории первоначального монашества» А. П. Лебедева, однако фундаментальных работ, подобных труду П. С. Казанского, написано не было.
В советское время научное изучение монашества было затруднено, однако после распада СССР начался новый этап историографии. Из отечественных работ последнего времени особого внимания заслуживает исследование А. И. Сидорова «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества». В ней автор описывает историю зарождения монашества в христианстве и прослеживает корни этого института в аскетизме христианства первых веков. Он анализирует вклад знаменитых святых, таких как Антоний, Пахомий и Макарий, в развитие монашеского движения. Профессор Сидоров также исследует ряд тем, связанных с монашеством, таких как принципы жизни монахов и борьба против ересей, показывает, каким образом раннехристианские авторы богословски обосновывали монашеский образ жизни, уделяя особое внимание западной части Церкви, поскольку она «оставалась обычно вне поля зрения русских православных учёных». Алексей Иванович подчёркивает значимость монашеского образа жизни и его влияние на Церковь в целом.
Следует отметить то, что, несмотря на развитие новых методов в исторических дисциплинах в последние десятилетия, к вопросу возникновения института христианского монашества они применены не были. Этот факт послужил основанием для постановки цели настоящего исследования, определения его объекта, предмета и задач.
Целью данной работы является реконструкция процесса формирования социального института христианского монашества в Восточном Средиземноморье в IV-V вв. на основании акторно-сетевого подхода, включающая в себя выявление отдельных человеческих и не-человеческих акторов, а также когерентное отображение связей и отношений между ними.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) представить теоретическое обоснование применения акторно-сетевого подхода к изучаемому явлению и периоду, подчёркивая его преимущества;
2) определить ключевых акторов, участвовавших в процессе формирования института христианского монашества на основании различных письменных источников агиографического характера;
3) реконструировать процесс формирования института христианского монашества как становления новой конфигурации сети социальных акторов и продемонстрировать динамику власти в отношениях между ними;
4) продемонстрировать, каким образом такая модель позволяет лучше понять место и роль монашества в позднеантичном обществе.
В качестве объекта настоящего исследования выступает институт христианского монашества на раннем этапе своего существования (IV-V вв.) в Восточном Средиземноморье.
Предметом исследования являются социальные акторы монашеского мира и отношения между ними, образующие сетевую структуру.
Хронологические рамки исследования определяются тем, что период IV-V вв. был временем возникновения и стремительного развития христианского монашества и формирования монашеских общин. Социальные, политические и религиозные изменения, происходившие в этот период, создали благоприятную среду для данного процесса. Помимо этого, в IV-V вв. действовали важные фигуры в истории христианского монашества, такие как преподобные Антоний, Пахомий, Макарий и др....
В данном исследовании была предпринята попытка проследить истоки и развитие христианского монашества на раннем этапе, уделяя особое внимание акторам, которые участвовали в этих процессах, что позволило получить более глубокое понимание того социального контекста, в котором сложился институт христианского монашества, сложности и многогранной природы этого института. Процесс его формирования был рассмотрен как развитие сетевой структуры, в котором принимали участие как человеческие, так и не-человеческие акторы. Применение акторно-сетевого подхода позволило изучить сложное взаимодействие сущностей, которые способствовали возникновению и развитию монашеских общин в эпоху поздней античности.
Формирование христианского монашества представляло собой сложный процесс, в котором участвовал широкий круг акторов, как человеческих, так и не-человеческих. Изучение этого феномена требует мультидисциплинарного подхода, сочетающего историю, социологию, антропологию и религиоведение. Акторно-сетевая теория показала свою полезность и пригодность для данной цели, дав возможность проанализировать взаимодействия между разными акторами при формировании монашеских общин. Было продемонстрировано, как именно монахи, епископы, миряне и не-человеческие сущности участвовали в развитии раннехристианского монашества. Был проведён анализ отношений между акторами и социальной динамики внутри и вокруг монашеских сообществ.
В первой главе сначала было заложено методологическое основание работы, было показано, каким образом акторно-сетевую теорию можно применить к изучению исторических процессов, подобных рассматриваемому здесь. Было предложено использование модифицированного варианта АСТ, позволяющего лучше объяснить различие между действием разумных и неразумных акторов, а также было показано, как акторно-сетевая теория может дать лучшее понимание религиозных процессов через анализ действия сверхъестественных акторов. Далее в той же главе была изучена роль, которую играли в процессе формирования монашеских общин различные человеческие акторы, в том числе монахи, мученики, духовные лидеры, среди которых Антоний Великий, Пахомий Великий, Макарий Великий, Харитон Исповедник и др., епископы, такие как Василий Великий, и миряне. Там же было подчёркнуто ключевое влияние нечеловеческих сущностей, таких как Бог, ангелы, демоны, Священное Писание и пустыня, на формирование монашества, его духовных и физических аспектов.
Во второй главе была проанализирована специфика сетевой структуры раннехристианского монашества, объяснены отношения между акторами и то, каким образом старцы, будучи инициаторами процесса формирования этой сети, смогли убедить остальных акторов в своей необходимости. Был поэтапно представлен ход этого процесса в соответствии со схемой, изложенной в первой главе. Было продемонстрировано, какими именно действиями святые отцы обеспечили построение сети и свою роль в качестве «центра перевода». Кроме того, было очерчено место монашества в более широком обществе поздней античности и показана его роль как преобразующей силы, влиявшей на религиозный, социальный и культурный ландшафт того времени. Наконец, было показано, как исследуемые процессы отразились на позднеантичном обществе.
Применение акторно-сетевого подхода в данной работе было нацелено прежде всего на то, чтобы попытаться представить процесс формирования института монашества «изнутри», избегая навязывания какой-либо внешней метафизики. Не-человеческим акторам было уделено такое же внимание, как и человеческим. Их действие было представлено равноценным. При этом применение модифицированной версии АСТ, признающей возможность отдельных акторов направлять свои действия, позволило оценить значение святых отцов как вольных инициаторов построения сети, не умаляя роли других участников.
Акторно-сетевой подход доказал свою полезность для изучения многогранной природы раннехристианского монашества, проливая свет на запутанную паутину отношений и взаимодействий, которые легли в основу этого социального института. Признание равнозначности человеческих и не-человеческих акторов делает возможным более глубокое понимание динамики, лежавшей в основе роста и стабильности монашеских общин, и, в конечном счёте, повлиявшей на развитие христианства в целом. Кроме того, акторно-сетевая теория обнаруживает запутанные переговоры и процесс определения ролей, определившие облик монашества.
В заключение следует отметить, что репрезентация процесса формирования института монашества через акторную сеть позволила дать ему новое объяснение: институт христианского монашества сформировался в результате успешных «переговоров», в ходе которых старцы смогли убедить других ключевых акторов принять предложенную ими проблематизацию, мобилизовать действие этих акторов в монашеских общинах, выполняя роль «центров перевода». Применение акторно-сетевого подхода позволяет лучше понять структуру раннего монашества и его влияние на общество поздней античности. Данное исследование не только способствует лучшему пониманию
исторического развития христианского монашества, но и демонстрирует ценность использования акторно-сетевой теории при изучении религиозных и социальных явлений.
Даже если предложенная здесь реконструкция и не является безусловно лучшей, чем остальные, ей совершенно точно есть место в дискурсе, поскольку она предлагает более целостное и динамическое понимание раннехристианского монашества, чем традиционный антропоцентричный подход. Методология, применяемая в данной работе, способна помочь осветить внутренние и внешние факторы, сыгравшие ключевую роль в формировании христианского монашества. Она позволяет раскрыть особенности социальной, культурной и духовной динамики раннего монашества, которые не так хорошо видны в более традиционном анализе.
1. Августин Блаженный. Об истинной религии : теологический трактат. - Минск : Харвест, 2017. - 1280 С.
2. Кирилл Скифопольский. Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого // Палестинский патерик. - 1892.- Вып. 2. - С. 1-98.
3. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов / Палладий, еп. Еленопольский. - М.: Благовест, 2013. - 384 с.
4. Преподобный Антоний Великий : житие и послания. - М. : Синтагма, 2010. - 254 с.
5. Ascetic behavior in Greco-Roman antiquity : a sourcebook / ed. by Vincent Wimbush. — Minneapolis : Fortress Press, 1990. — 514 p.
6. Les apophtegmes des peres : collection systdmatique : chapitres I-IX :
introduction, texte critique, traduction, et notes par Jean-Claude Guy - Paris. : Cerf, 1993. - 387
p.
7. Les apophtegmes des peres : collection systdmatique : chapitres X-XVI :
introduction, texte critique, traduction, et notes par Jean-Claude Guy - Paris. : Cerf, 2003. - 474
p.
8. Les apophtegmes des peres : collection systdmatique : chapitres XVII-XXI : introduction, texte critique, traduction, et notes par Jean-Claude Guy - Paris. : Cerf, 2005. - 498 p.
9. Pachomian koinonia: the life of saint Pachomius : in 3 vol. / translated by Armand Veilleux. - Collegeville : Liturgical Press, 1980. - Vol. 1 : the life of saint Pachomius. - 493 p.
10. The book of the elders : sayings of the desert fathers : the systematic collection : translated by John Wortley. - Collegeville, MN. : Liturgical Press, 2012. - 389 p.
Литература
11. Ерофеева М. А. Акторно-сетевая теория и проблема социального действия // Социология власти. - 2015. - Т. 27. - № 1. - С. 17-36.
12. Казанский П. С. История православного монашества на Востоке : в 2 т. - М. : Паломник, 2000.
13. Латур Б. Нового времени не было : эссе по симметричной антропологии / Бруно Латур ; пер. с фр. Д. Я. Калугина ; науч. ред. О. В. Хархордин. - СПб. : Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. - 240 с.
14. Латур Б. Пересборка социального : введение в акторно-сетевую теорию / Бруно Латур ; пер. с англ. И. Полонской. —М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 384 с.
15. Лебедев А. П. Новые и старые источники истории первоначального монашества // Богословский вестник. - 1892. - № 4. - С. 1-37....62