Дидактическая игра на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта
|
Введение 5
1 Особенности использования дидактической игры на уроках
русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта 8
1.1 Понятие о дидактической игре в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста с нарушением интеллекта 17
1.3 Из опыта использования дидактической игры на уроках
русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта 25
2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 30
2.1 Методика организации дидактической игры на уроках русского языка 30
2.2 Сравнительно-сопоставительный анализ результатов первичной
и вторичной диагностики 36
2.3 Методические рекомендации по использованию дидактической игры на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Дидактические игры на повышение уровня орфографической зоркости в начальных классах для детей c нарушением интеллекта 51
Приложение Б Урок «Имена собственные» в 4 классе
коррекционной школе VIII вида 63
Приложение В Урок для 4 класса школы VIII вида по теме: «Правописание предлогов с другими словами» 66
1 Особенности использования дидактической игры на уроках
русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта 8
1.1 Понятие о дидактической игре в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста с нарушением интеллекта 17
1.3 Из опыта использования дидактической игры на уроках
русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта 25
2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 30
2.1 Методика организации дидактической игры на уроках русского языка 30
2.2 Сравнительно-сопоставительный анализ результатов первичной
и вторичной диагностики 36
2.3 Методические рекомендации по использованию дидактической игры на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Дидактические игры на повышение уровня орфографической зоркости в начальных классах для детей c нарушением интеллекта 51
Приложение Б Урок «Имена собственные» в 4 классе
коррекционной школе VIII вида 63
Приложение В Урок для 4 класса школы VIII вида по теме: «Правописание предлогов с другими словами» 66
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности учащихся, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Задачи обучения русскому языку школьников имеющих нарушение интеллекта включают в себя: повышение уровня общего и речевого развития учащихся; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; выработка элементарных навыков грамотного письма.
Несмотря на это, успешное решение этих задач существенно осложняются за счёт ряда психофизических причин, неполноценности психического развития указанной категории детей.
Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность, ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся c трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием в процессе развития их познавательных интересов.
Одним из эффективных средств обучения русскому языку является использование на уроках дидактических игр.
Всё вышесказанное определяет актуальность выбранной темы нашего исследования.
интеллекта.
Предмет исследования: формирование орфографической зоркости в процессе проведения дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах для детей c нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: можно предположить, что использование на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта при формировании орфографической зоркости разнообразных дидактических игр будет способствовать развитию орфографической зоркости.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «дидактическая игра» в психолого¬педагогической литературе.
2. Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Изучить опыт использования дидактической игры на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта.
4. Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологической основой нашего исследования явились работы Белоус Т.К., Валиевой Ч.Р., Лыковой И.А., Петрова В.Е., Цедяковой Ж.З. и др.
Методы исследования: анализ психологической, методической литературы; эксперимент.
Практическая значимость исследования: апробированные дидактические игры по совершенствованию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта могут быть использованы учителями начальных классов при подготовке к урокам русского языка.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе КГСОУ «Мотыгинская школа - интернат». Выборка исследования представлена учащимися в количестве 12 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, списка использованных источников (40), таблиц (2), рисунков (3) и приложений (3).
Во введении определены цель, задачи, методы исследования. Выделены актуальность, практическая значимость, методологическая основа нашего исследования, гипотеза.
В первой главе рассмотрены лингвистические основы использования дидактической игры на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта.
Во второй главе проведена Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактической игры на уроках русского языка в начальных, классах для детей с нарушением. интеллекта, сделаны соответствующие выводы.
Задачи обучения русскому языку школьников имеющих нарушение интеллекта включают в себя: повышение уровня общего и речевого развития учащихся; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; выработка элементарных навыков грамотного письма.
Несмотря на это, успешное решение этих задач существенно осложняются за счёт ряда психофизических причин, неполноценности психического развития указанной категории детей.
Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность, ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся c трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием в процессе развития их познавательных интересов.
Одним из эффективных средств обучения русскому языку является использование на уроках дидактических игр.
Всё вышесказанное определяет актуальность выбранной темы нашего исследования.
интеллекта.
Предмет исследования: формирование орфографической зоркости в процессе проведения дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах для детей c нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: можно предположить, что использование на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта при формировании орфографической зоркости разнообразных дидактических игр будет способствовать развитию орфографической зоркости.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «дидактическая игра» в психолого¬педагогической литературе.
2. Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Изучить опыт использования дидактической игры на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта.
4. Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологической основой нашего исследования явились работы Белоус Т.К., Валиевой Ч.Р., Лыковой И.А., Петрова В.Е., Цедяковой Ж.З. и др.
Методы исследования: анализ психологической, методической литературы; эксперимент.
Практическая значимость исследования: апробированные дидактические игры по совершенствованию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта могут быть использованы учителями начальных классов при подготовке к урокам русского языка.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе КГСОУ «Мотыгинская школа - интернат». Выборка исследования представлена учащимися в количестве 12 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, списка использованных источников (40), таблиц (2), рисунков (3) и приложений (3).
Во введении определены цель, задачи, методы исследования. Выделены актуальность, практическая значимость, методологическая основа нашего исследования, гипотеза.
В первой главе рассмотрены лингвистические основы использования дидактической игры на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта.
Во второй главе проведена Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактической игры на уроках русского языка в начальных, классах для детей с нарушением. интеллекта, сделаны соответствующие выводы.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Скучные, монотонные, однообразные уроки снижают в ребенке стремление к познанию, тем самым вызывая всякое желание учиться. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое проявление творческой личности.
В ходе теоретического анализа научной литературы выделены психологические особенностям детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта: без специальной подготовки длительное время не могут действовать в соответствии со словесной инструкцией; стойко нарушена познавательная деятельность; усваивают все новое очень медленно; снижение точности выполнения задания при усложнении его условий, что во многом обусловлено своеобразием их умственной работоспособности, которая представляет собой наиболее сложный вид человеческой деятельности; дети нередко бывают импульсивными, слабо регулируют свое поведение.
Нами было сформулировано понятие дидактическая игра, которая рассматривается как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, т.е. расширяя сферу игры, ребенок расширяет и открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные и глубокие понятия. Дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир.
Основная роль дидактических игр заключается в том, что они используются в целях обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применения их в разных условиях и обстоятельствах, т.е. дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.
Экспериментальное исследование проходило на базе КГСОУ «Мотыгинская школа - интернат». Выборка исследования представлена учащимися 4 класса в количестве 12 человек.
B процессе констатирующего этапа эксперимента нами был проведён диктант, результаты которого позволили предположить, что уровень знаний по выполняемым упражнениям по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах для детей c нарушением интеллекта недостаточно высок.
Поэтому, на формирующем этапе эксперимента мы систематически использовали разнообразные дидактические игры, которые способствовали совершенствованию орфографической зоркости. Игры были использованы на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что систематическое использование разнообразных дидактических игр способствует повышению уровня усвоения программы по русскому языку.
Учащиеся применяют на практике знания по изученным орфограммам, видят и исправляют допущенные в работе ошибки. Это позволяет говорить о том, что использование на уроках дидактических игр способствует совершенствованию орфографической зоркости.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний
Результаты проведённого экспериментального исследования свидетельствуют о том, что систематическое использование разнообразных дидактических игр способствует повышению уровня усвоения изученных орфограмм на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта.
В ходе проведенной опытно - экспериментальной работы была доказана гипотеза исследования: если на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта систематически использовать разнообразные дидактические игры, это будет способствовать развитию орфографической зоркости.
В ходе теоретического анализа научной литературы выделены психологические особенностям детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта: без специальной подготовки длительное время не могут действовать в соответствии со словесной инструкцией; стойко нарушена познавательная деятельность; усваивают все новое очень медленно; снижение точности выполнения задания при усложнении его условий, что во многом обусловлено своеобразием их умственной работоспособности, которая представляет собой наиболее сложный вид человеческой деятельности; дети нередко бывают импульсивными, слабо регулируют свое поведение.
Нами было сформулировано понятие дидактическая игра, которая рассматривается как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, т.е. расширяя сферу игры, ребенок расширяет и открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные и глубокие понятия. Дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир.
Основная роль дидактических игр заключается в том, что они используются в целях обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применения их в разных условиях и обстоятельствах, т.е. дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.
Экспериментальное исследование проходило на базе КГСОУ «Мотыгинская школа - интернат». Выборка исследования представлена учащимися 4 класса в количестве 12 человек.
B процессе констатирующего этапа эксперимента нами был проведён диктант, результаты которого позволили предположить, что уровень знаний по выполняемым упражнениям по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах для детей c нарушением интеллекта недостаточно высок.
Поэтому, на формирующем этапе эксперимента мы систематически использовали разнообразные дидактические игры, которые способствовали совершенствованию орфографической зоркости. Игры были использованы на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что систематическое использование разнообразных дидактических игр способствует повышению уровня усвоения программы по русскому языку.
Учащиеся применяют на практике знания по изученным орфограммам, видят и исправляют допущенные в работе ошибки. Это позволяет говорить о том, что использование на уроках дидактических игр способствует совершенствованию орфографической зоркости.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний
Результаты проведённого экспериментального исследования свидетельствуют о том, что систематическое использование разнообразных дидактических игр способствует повышению уровня усвоения изученных орфограмм на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта.
В ходе проведенной опытно - экспериментальной работы была доказана гипотеза исследования: если на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта систематически использовать разнообразные дидактические игры, это будет способствовать развитию орфографической зоркости.
Подобные работы
- Формирование активного словаря у обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательного интереса к учебному предмету «Русский
язык» у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального
образования
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык» у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Формирование номинативного словаря обучающихся младших классов с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении посредством технологии «Lapbook» на уроках русского языка (Белгородский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Формирование компонентов навыка письма у обучающихся с
умственной отсталостью в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование навыков осознанного чтения задач по математике
в процессе абилитации обучающихся с легкой умственной отсталостью
с опорой на личностно-ориентированный и
индивидуально-дифференцированный подходы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование компонентов навыка письма у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2022



