Введение 5
1 Особенности использования дидактической игры на уроках
русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта 8
1.1 Понятие о дидактической игре в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного
возраста с нарушением интеллекта 17
1.3 Из опыта использования дидактической игры на уроках
русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта 25
2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 30
2.1 Методика организации дидактической игры на уроках русского языка 30
2.2 Сравнительно-сопоставительный анализ результатов первичной
и вторичной диагностики 36
2.3 Методические рекомендации по использованию дидактической игры на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А Дидактические игры на повышение уровня орфографической зоркости в начальных классах для детей c нарушением интеллекта 51
Приложение Б Урок «Имена собственные» в 4 классе
коррекционной школе VIII вида 63
Приложение В Урок для 4 класса школы VIII вида по теме: «Правописание предлогов с другими словами» 66
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности учащихся, имеющих нарушение интеллекта, обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Задачи обучения русскому языку школьников имеющих нарушение интеллекта включают в себя: повышение уровня общего и речевого развития учащихся; научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; выработка элементарных навыков грамотного письма.
Несмотря на это, успешное решение этих задач существенно осложняются за счёт ряда психофизических причин, неполноценности психического развития указанной категории детей.
Поверхностное осмысление явлений внешнего мира, неразвитая речь, сниженная эмоциональность, ограниченность интересов, недостаточная любознательность учащихся c трудностями в обучении нередко становятся непреодолимым препятствием в процессе развития их познавательных интересов.
Одним из эффективных средств обучения русскому языку является использование на уроках дидактических игр.
Всё вышесказанное определяет актуальность выбранной темы нашего исследования.
интеллекта.
Предмет исследования: формирование орфографической зоркости в процессе проведения дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах для детей c нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: можно предположить, что использование на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта при формировании орфографической зоркости разнообразных дидактических игр будет способствовать развитию орфографической зоркости.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «дидактическая игра» в психолого¬педагогической литературе.
2. Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Изучить опыт использования дидактической игры на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта.
4. Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологической основой нашего исследования явились работы Белоус Т.К., Валиевой Ч.Р., Лыковой И.А., Петрова В.Е., Цедяковой Ж.З. и др.
Методы исследования: анализ психологической, методической литературы; эксперимент.
Практическая значимость исследования: апробированные дидактические игры по совершенствованию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта могут быть использованы учителями начальных классов при подготовке к урокам русского языка.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе КГСОУ «Мотыгинская школа - интернат». Выборка исследования представлена учащимися в количестве 12 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, заключения, списка использованных источников (40), таблиц (2), рисунков (3) и приложений (3).
Во введении определены цель, задачи, методы исследования. Выделены актуальность, практическая значимость, методологическая основа нашего исследования, гипотеза.
В первой главе рассмотрены лингвистические основы использования дидактической игры на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта.
Во второй главе проведена Опытно-экспериментальная работа по использованию дидактической игры на уроках русского языка в начальных, классах для детей с нарушением. интеллекта, сделаны соответствующие выводы.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Скучные, монотонные, однообразные уроки снижают в ребенке стремление к познанию, тем самым вызывая всякое желание учиться. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое проявление творческой личности.
В ходе теоретического анализа научной литературы выделены психологические особенностям детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта: без специальной подготовки длительное время не могут действовать в соответствии со словесной инструкцией; стойко нарушена познавательная деятельность; усваивают все новое очень медленно; снижение точности выполнения задания при усложнении его условий, что во многом обусловлено своеобразием их умственной работоспособности, которая представляет собой наиболее сложный вид человеческой деятельности; дети нередко бывают импульсивными, слабо регулируют свое поведение.
Нами было сформулировано понятие дидактическая игра, которая рассматривается как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, т.е. расширяя сферу игры, ребенок расширяет и открывает новые свойства вещей и явлений и получает о них более точные и глубокие понятия. Дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явление окружающей действительности и познают мир.
Основная роль дидактических игр заключается в том, что они используются в целях обучения, формирования конкретных и обобщенных знаний и применения их в разных условиях и обстоятельствах, т.е. дидактическая игра является способом обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, а также создает интерес к решению умственных задач.
Экспериментальное исследование проходило на базе КГСОУ «Мотыгинская школа - интернат». Выборка исследования представлена учащимися 4 класса в количестве 12 человек.
B процессе констатирующего этапа эксперимента нами был проведён диктант, результаты которого позволили предположить, что уровень знаний по выполняемым упражнениям по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах для детей c нарушением интеллекта недостаточно высок.
Поэтому, на формирующем этапе эксперимента мы систематически использовали разнообразные дидактические игры, которые способствовали совершенствованию орфографической зоркости. Игры были использованы на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что систематическое использование разнообразных дидактических игр способствует повышению уровня усвоения программы по русскому языку.
Учащиеся применяют на практике знания по изученным орфограммам, видят и исправляют допущенные в работе ошибки. Это позволяет говорить о том, что использование на уроках дидактических игр способствует совершенствованию орфографической зоркости.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний
Результаты проведённого экспериментального исследования свидетельствуют о том, что систематическое использование разнообразных дидактических игр способствует повышению уровня усвоения изученных орфограмм на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта.
В ходе проведенной опытно - экспериментальной работы была доказана гипотеза исследования: если на уроках русского языка в начальных классах для детей с нарушением интеллекта систематически использовать разнообразные дидактические игры, это будет способствовать развитию орфографической зоркости.
1. Антонова, Е.С. Методика обучения русскому языку/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - Москва: Академия, 2015. - 400 с.
2. Бездетная, О.В. Эволюция понятия «умственно отсталый» в зарубежной и отечественной дефектологии / О.В.Бездетная: [Электронный ресурс]: Internet: http://www.emissia.50g.com/ ,http://www.emissia.org/
3. Белоус, Т.К. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду / Т.К. Белоус // Дошкольное воспитание. -2014. - №10. - С. 44 - 46.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада /А.К. Бондаренко. - Москва: Академия, 2011. - 160 с.
5. Валиева, Ч.Р. Использование игровой технологии в начальной школе / Ч.Р. Валиева, Э.Р. Хафизова // актуальные проблемы инновационного педагогического образования. - 2018. - №1(4). - С. 20 - 23.
6. Гайзулина, К. А. Подготовка и проведение дидактической игры как основные компоненты методики её организации / К.А. Гайзулина // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - № 2(5). - С. 132 - 133.
7. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А. А. Столяра. - Москва: Академия, 2011. - 320 с.
8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - Москва: Академия, 2013. - 165 с.
9. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - Москва: Эксмо, 2014. - 176c.
10. Жданова, Л.У. Методика организации дидактических игр в начальной школе / Л.У. Жданова, Р.А. Исмагилова // Современные научные исследования и разработки. - 2016. - № 7. - С. 102 - 105.
11. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребёнка /А.В. Запорожец. - Москва: Педагогика, 1986. - 320 с. - (Труды д. чл. и чл. - кор. АПН СССР).
12. Зыкова, Н. В. Дидактические игры на уроках обучения грамоте в
специальной (коррекционной) школе VIII вида / Н.В. Зыкова // Концепт. -
2015. - № 08 (август). - С. 1-6. ART 15289. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/15289.htm. - ISSN 2304120X.
13. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. - Популярное пособие для родителей и педагогов. - 2011. - 240 с.
14. Коррекционная педагогика в начальном образовании: / под ред. Г. Ф. Кумариной. - Москва: Академия, 2001. - 276 с.
15. Кузнецов, А. П. Особенности восприятия детей с нарушением интеллекта /А.П. Кузнецов // Достижения науки и образования. - 2015. - №1
1. С. 32 - 35.
16. Кузнецов, А. П. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна / А.П. Кузнецов // Проблемы науки. - 2015. - № 1. С. 63¬66.
17. Кузнецов, А. П. Понятие «социальная депривация», ее влияние на развитие психики ребенка /А.П. Кузнецов // Проблемы науки. - 2015. -№ 1. С. 66 - 68.
18. Кузнецов, А. П. Принципы построения классификаций отклоняющегося развития /А.П. Кузнецов // Достижения науки и образования. - 2015. №1. С. 35 - 37.
19. Кузнецов, А. П. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии /А.П. Кузнецов // Проблемы науки. - 2015. - №1. С. 71-73.
20. Кумарина, Г. Ф. Теоретические основы компенсирующего обучения / Г.Ф. Кумарина // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. - Москва: Академия, 2005. - 184 с.
21. Лыкова, И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.А. Лыкова. - Москва: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009. - 144с.
22. Методика обучения русскому языку в начальной школе / под ред. Т.И. Зиновьевой. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 255 с.
23. Мордашова, Е.Н. Использование дидактической игры в
обучении русскому языку в начальных классах, обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII [Электронный ресурс]: ййр://открытыйурок.рф/статьи/600157/
24. Нарушение интеллекта: [Электронный ресурс]:
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6802-narushenie-intellekta-u-detej.php
25. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектологических ф-тов пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой. - Москва: Школа-Пресс, 1994. - 128 с.
26. Особенности использования дидактической игры в процессе
обучения младших школьников с нарушением интеллекта: [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/osobennosti-ispolzovaniya-didakticheskoy-igri-v-
processe-obucheniya-mladshih-shkolnikov-s-narusheniem-intellekta-1215090.html
27. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др., под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2008. - 352с.
28. Петров, В.Е. Особенности деятельности у детей с нарушением интеллекта / В.Е. Петров // Симбирский научный вестник. - 2016. - № 2(24). - С. 61 - 65.
29. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова.- Москва: Флинта: Московский психолого¬социальный институт, 1998. - 104 с.
30. Покаместова, О.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе / О.В. Покаместова // Проблемы современной науки и образования. -2014. -№ 12 (30). -С. 126 - 127.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - Москва: Мозаика- Синтез, 2010. - 208 с.
32. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я. Рубинштейн: [Электронный pecypc]:https://docviewer.yandex.rn/view
33. Смирнова, Е.О. Психология и педагогика игры / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова. - Москва: Юрайт, 2017. - 233с.
34. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Москва: «Современное слово», 2001. - 928с.
35. Соловьев, И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений и предметов / И.М. Соловьёв. - Москва: Просвещение, 1966. - 224 с.
36. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радяньска школа, 1969. - 381с.
37. Таранина, А.М. Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта /А.М. Таранина // Вестник науки и образования. - 2014. - № 2 (2). С. 91 - 96.
38. Цедякова, Ж.Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта / Ж.Д. Цедякова // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 6 (24). С. 94 - 97.
39. Шапарь, В.Б. новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806с.
40. Яковлева, И.М. О проблеме классификации дидактической игры / И.М. Яковлева. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. - С. 139 - 141.