ВВЕДЕНИЕ 3
1 Специфика работы МАУ ДК «Томский перекресток» 8
1.1 Цели и значения учреждений культуры в Городе Томске 8
1.2 Особенности организационной структуры управления в учреждениях
культуры 9
1.3 МАУ ДК «Томский перекресток» в контексте культурно-досуговой
деятельности города 11
2 Авторская песня как оригинальный музыкальный жанр
являющийся основным вектором МАУ ДК «Томский перекресток» 17
2.1 Смысловое содержание понятия «авторская песня» 17
2.2 Этапы развития авторской песни 23
2.3 МАУ ДК «Томский перекресток» в контексте развитие жанра
авторской песни 30
2.4 Содержательный аспект деятельности МАУ ДК «Томский
перекресток» 34
3 Деятельность МАУ ДК «Томский перекресток» в период
самоизоляции 40
3.1 Введение режима самоизоляции 40
3.2 Особенности сети Интернет на современном этапе 42
3.3 Сайт МАУ ДК «Томский перекресток» 45
3.4 Официальные аккаунты МАУ ДК «Томский перекресток» в социальных сетях 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 63
Актуальность. В последнее десятилетие проблемам культуры и искусства в России уделяется особое внимание. Приняты Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)», «Основы государственной культурной политики России», «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года» и другие документы. Как отмечается в ФЦП «Культура России (2012 - 2018 гг.)» , приоритетом государственной политики в области культуры является решение следующих задач:
• воспитание подрастающего поколения в духе правовой демократии, гражданственности и патриотизма, причастности к инновационной культуре и свободе творчества;
• развитие творческого потенциала нации, обеспечение широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры;
• сохранение культурных ценностей и традиций народов
Российской Федерации, материального и нематериального наследия культуры России и использование его в качестве ресурса духовного и экономического развития;
• поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом и расширение международного культурного сотрудничества.
За последние 25 лет в Российской Федерации выросла и окрепла сеть государственных и муниципальных учреждений культуры (по сравнению с аналогичными показателями в РСФСР): количество театров увеличилось в 1,7 раза (с 382 в 1990 г. до 661 в 2014 г.), музеев - в 2 раза (с 1315 в 1990 г. до 2731 в 2014 г.); появляются новые культурные институции .
Муниципальное автономное учреждение «Дом культуры «Томский перекресток» (далее МАУ ДК «ТП») - это единственная муниципальная культурно-досуговая организация в России, где бардовская (авторская) песня является основным направлением деятельности. Цель работы «Томского перекрестка» состоит в сохранении культурных традиций авторского песенно-поэтического творчества и развитии жанра авторской песни. «Томский перекресток» образовался в 2007 году по инициативе местного сообщества авторов и исполнителей. Название появилось благодаря фестивалю авторской песни, который проходит ежегодно на Семейкином острове, начиная 2003 года.
Деятельность такого учреждения как МАУ ДК «Томский перекресток» значима для города. Ежегодный фестиваль и работа МАУ ДК «ТП» в контексте популяризации авторской песни стали своеобразной особенностью города Томска. Отсутствие в режиме самоизоляции возможности продолжать эту деятельность ставит под вопрос всё функционирование дома культуры.
Степень изученности:
Ситуация с введением режима самоизоляции и ограничением культурно-досуговых мероприятий является абсолютно новой для современности. Также, деятельность МАУ ДК «ТП», до сих пор не получила теоретического осмысления в рамках научного дискурса. Тем более в режиме самоизоляции. Следовательно, они нуждаются в опознании и анализе.
Проблемное поле исследования:
1. Низкий уровень популярности жанра авторской, бардовской песни. Угасание зрительского и авторского интереса к этому виду творчества.
2. Недостаточное информирование потенциальных потребителей услуг через средства массовой информации и Интернет-ресурсы. Отсутствие грамотного подхода к созданию имиджа культурного учреждения в Интернет-пространстве.
3. Низкая осведомленность населения о культурных благах и событиях в городе ввиду того, что культурные центры практикуют устаревшие подходы по привлечению потребителей.
4. Отсутствие в учреждениях культуры подготовленных кадров, которые способны на грамотное построение концепции продвижения учреждения в сети Интернет.
Противоречие:
В век современных технологий все больше зрителей и артистов, авторов и исполнителей концентрируются в сети Интернет. Особенностью всемирной сети является простота поиска и доступность информации. Однако, судя по поисковым запросам и частоте обращения к жанру авторской песни, этот жанр на сегодняшний день переживает некоторый кризис.
Итак, объектом настоящего исследования выступает МАУ ДК «Томский перекресток». Предмет - деятельность МАУ ДК «Томский перекресток» в режиме самоизоляции.
Цель исследования:
Изучить деятельность МАУ ДК «ТП» в период самоизоляции.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научную литературу (историческую,
культурологическую, литературоведческую) по теме «Авторская песня»; выявить основные определения и формулировки. Проследить исторический путь авторской песни; рассмотреть особенности этого жанра, его специфику.
2. Проанализировать деятельность МАУ ДК «ТП» до режима самоизоляции.
3. Проанализировать деятельность МАУ ДК «ТП» в период режима самоизоляции.
Теоретико-методологические основания:
В качестве методологической основы для научного исследования использовались труды отечественных литературоведов, известных авторов в жанре бардовской песни. Теоретической базой исследования послужили научные публикации, посвященные специфике жанра авторской песни. В качестве дополнительных материалов привлекались также отчетная документация МАУ ДК «ТП», пресс- и пост-релизы, в которых освещается деятельность этой организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования отдельных теоретических положений при написании научных статей, грантов по общественно-культурной деятельности в городе Томске и Томской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что некоторые стратегии и приемы работы МАУ ДК «ТП»» могут быть распространены на деятельность учреждений подобного рода.
Научная новизна состоит в изучении деятельности муниципального автономного учреждения культуры в период режима самоизоляции.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, включающего в себя свыше шестидесяти наименований.
Во введении обозначается актуальность заявленной темы, указываются объект и предмет исследования, его проблема, противоречие. Были сформулированы цель, задачи исследования, теоретико-методологические основания, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, структура работы.
В первой главе анализируется деятельность МАУ ДК «ТП» как учреждения культуры города Томска.
Во второй главе рассматривается история зарождения авторской песни как жанра, особенности ее развития и авторскую песню в качестве основного вектора деятельности МАУ ДК «ТП»..
В третьей главе автор анализирует процесс перехода МАУ ДК «ТП» от обычного режима работы, к организации культурно-досуговой деятельности в рамках режима самоизоляции.
В заключении автор приходит к выводу касательно деятельности дома культуры в режиме самоизоляции. Как эта деятельность отразилась на авторской песни, как основополагающей концепции развития МАУ ДК «ТП».
В списке литературы представлены статьи, научные исследования и другие работы на которые опирался автор в момент написания работы.
Положения на защиту.
1. Миссия МАУ ДК «ТП» - организация досуга для томичей любого возраста, культурное воспитанию подрастающего поколения, сохранение и поддержанию национальных традиций, актуализация и развитию авторского песенно-поэтического творчества.
2. Направлением развития МАУ ДК «ТП» является достижение определенного уровня популярности в интернет -пространстве. Что тесно связано с развитием и популяризацией авторской песни.
3. Социальные медиа - эффективный инструмент для взаимодействия учреждения культуры с населением. Для этого важно серьезно подойти к вопросу взаимодействия с аудиторией и не стоит пренебрегать важностью присутствия учреждения культуры в сети Интернет.
В первой главе автором были проанализированы особенности организационной структуры управления в учреждениях культуры муниципального образования города Томска. Удалось подробно изучить МАУ «Дом культуры «Томский перекресток» на предмет культурно - досуговой деятельности в городе Томске.
Во второй главе данной работы был рассмотрен процесс зарождения авторской песни и особенности ее как жанра. В этой главе автор подробно представил путь становления авторской песни как объекта исследования данной работы, и изучил хронологические особенности появления жанра авторской песни. Были выявлены типичные элементы жанровой структуры, наиболее полно выражающие особенности авторской песни. Здесь же автором рассматривается МАУ «Дом культуры «Томский перекресток» в контексте развития жанра авторской песни.
В третьей главе автор детально изучил специфику работы МАУ «Дом культуры «Томский перекресток» в рамках режима самоизоляции. Подробно были рассмотрены проблемы, с которыми столкнулось учреждение культуры и пути их решения. Также, в третьей главе были изучены сайт и социальные сети, в которых присутствуют аккаунты, группы или страницы МАУ «Дом культуры «Томский перекресток». Были проанализированы: целевая аудитория каждой платформы; особенности контента и специфика каждой социальной сети в контексте сообщества любителей авторской песни в городе Томске.
В ходе работы автор пришел к следующим выводам:
1) Томск в известном смысле является крупным региональным центром по сохранению, развитию и популяризации «поющейся» песни. С 2003 года в городе ежегодно проводится фестиваль, который востребован среди бардов из России и соотечественников из зарубежья. Важной вехой стало открытие в городе одноименного дома культуры, на базе которого круглый год работают клубные образования, треть из которых специализируется на исполнении авторской (бардовской) песни. Дом культуры «Томский перекресток» регулярно проводит фестивали, конкурсы, концерты и, таким образом, создает условия для поддержания жизнеспособности авторской песни как камерного жанра, что представляется весьма важным сегодня, в эпоху засилья популярной (массовой) культуры.
2) Судьба авторской песни была довольно непростой. Она сформировалась в годы «оттепели» и, прежде всего, как альтернатива «советской массовой песне» - жанру тоталитарного искусства, создававшемуся композиторами, поэтами и певцами. В противоположность такому безличному песенному производству и возникла песня глубоко личностная и индивидуальная. Один человек является автором мелодии, автором стихов, аккомпаниатором и исполнителем. Думается, что это и есть главный признак авторской песни. Доминантой в авторском песенном творчестве является стихотворный текст - ему подчиняется мелодия и манера исполнения. Авторская песня в первую очередь воспринимается и оценивается в зависимости от качества стихотворного текста. Мера доверия и открытости значительно превосходит здесь все нормы, допустимые в профессиональном творчестве. Такая песня, в отличие от массовой (эстрадной), адресована «избранным», чье мировоззрение созвучно мировосприятию автора. На этом основании можно говорить о том, что бардовская песня есть форма духовной коммуникации людей, которая не терпит «вертикалей», дистанции, иерархии.
3) Для качественного представления учреждение культуры в социальных сетях, следует знать, в какой именно социальной сети находится ядро интересующей учреждение целевой аудитории. Какая из них наиболее пригодна для взаимодействия учреждения культуры с населением. Так же, отдельное внимание следует уделять информации, располагаемой от имени учреждения. Осветить деятельность учреждения интересно и ненавязчиво можно и нужно, используя разнообразный контент.
1. Абанкина Т.В. PR некоммерческой организации: Теоретические основы современных PR-технологий и модели коммуникации // Учреждения культуры: Справочник для руководителей. - 2004. - №2.
2. Авторская Песня об Отчем Доме: Стихи и песни с нотным прилож. / Сост. А. Костромин. М.: Локид-Пресс, 2003.
3. Авторская песня: Антология / Сост. Д. Сухарев. Екатеринбург: У- Фактория, 2002. 608 с.
4. Батов В.И. Владимир Высоцкий: психогерменевтика творчества. М.: Росс. ин-т культурологии, 2002. 224 с.
5. Беленький Л. П. «Возьмемся за руки, друзья!» (биографии, репортажи, интервью авторов песен) М. «Молодая гвардия» 1990 450 с.
6. Бирюкова С. С. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде. М., 1990. 54 с.
7. Бирюкова С. С. Спасите наши души... (Окуджава— Высоцкий— бард-рок). Тамбов, 1990. 69 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 1981. - 96с.
9. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. 159 с.
10. Воспоминания о Булате / Сост. Я.И. Гройсман, Г.П. Корнилова. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003. 288 с
11. Высоцкий в Троицке: Вокруг «неизвестного» выступления. Журналистское исследование / Автор-сост. К.П. Рязанов. Троицк: Студия «Вагант» («Байтик-4»), 2002. 240 с.
12. Гизатулин М.Р. Его университеты. М.: ЮПАПС, 2003. 52 с.
13. Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: Поэтика, жанры, традиции. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2003. 272 с.
14. Иксанов А.Г. Опыт Большого театра. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. №2. - 102 с.
15. Истомин С., Денисенко Д. Самые знаменитые барды России. М.: Вече, 2002. 416 с.
16. Каманкина М. В. Самодеятельная авторская песня 1950-1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра) М., 1989. 78 с.
17. Карапетян Д.С. Владимир Высоцкий: Между словом и славой: Воспоминания. М.: Захаров, 2002. 288 с.
18. Каталог произведений известных бардов [Электронный ресурс]. URL: http://www.pesnibardov.ru/(дата обращения: 10.06.2020)
19. Колчакова Анна. Авторская песня и творчество Владимира Высоцкого // Болгарская русистика. (София). 1991. № 3. 128 с.
20. Комаров В.Г. Моя свеча поэту. Абакан, 2003. 201 с.
21. Комитет по информационной политике Администрации г.Томска
[Электронный ресурс]. URL:
https://admin.tomsk.ru/db3/depnews?openview&restricttocategory=infopol(дата обращения: 10.06.2020)
22. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. 52 с.
23. Котлер Ф., Шеффер Д. Все билеты проданы: Стратегии маркетинга исполнительских искусств. - СПб.: Нева, 2000. - 258 с.
24. Крылов А. О трех «антипосвящениях» Александра Галича // Континент. 2000. № 3 (105).
25. Кузнецова Е.И. Владимир Высоцкий в «зеркале» критики: роли в театре и кино. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2003. 176 с.
26. Кулагин А. Барды и филологи: Авторская песня в исследованиях последних лет // Новое литературное обозрение. 2002. № 54.
27. Кулагин А. Высоцкий и другие: Сб. статей. М., 2002.
28. Лебедева Е. PR-деятельность в организациях культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - №1.
29. Левин Л.И. Авторская песня [Электронный ресурс] Портал об авторской песне. URL: http://bard.ru.com/(дата обращения: 10.06.2020)
30. Левина Л.А. Грани звучащего слова: Эстетика и поэтика авторской песни: Монография. М.: Нефть и газ, 2002. 352 с
31. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. VI / Сост. А.Е. Крылов, В.Ф. Щербакова. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002. 520 с.
32. Новиков Вл.И. Высоцкий. М.: Молодая гвардия, 2002. 413 с.
33. Новые статьи и материалы: Сб. / Сост. А.Е. Крылов. М.: ЮПАПС, 2003. 288 с.
34. Окуджава: Проблемы поэтики и текстологии / Сост. А.Е. Крылов. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002. 260 с.
35. Основы государственной культурной политики России: утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // ГАРАНТ.ру: Ин - формационно-правовой портал [электронный ресурс] / ООО «111111 “ГАРАНТ-СЕРВИС”». Cop. 2016. URL: http://base.garant.ru/70828330/(дата обращения: 10.06.2020).
36. Официальный портал муниципального образования «Город Томск» [Электронный ресурс]. URL: https://admin.tomsk.ru/(дата обращения: 10.06.2020)
37. Первый в Интернете сервер по Авторской Песне, который содержит всю информацию о бардах в виде Базы Данных. [Электронный ресурс]. URL: http://bard.ru/(дата обращения: 10.06.2020)
38. Перевод и переводчики: Науч. альманах каф. нем. яз. Сев. междунар. ун-та (г. Магадан). Вып. 3. Б. Окуджава / Гл. ред. Р.Р. Чайковский. Магадан: Кордис, 2002. 127 с.
39. Пользователи Интернета в мире [Электронный ресурс] // Интернет в России и мире. URL: http://www.bizhit.ru/(дата обращения: 10.06.2020)
40. Портал авторской песни [Электронный ресурс] : Статьи об авторской песне. Анонсы концертов. Справочник авторов -исполнителей.
Тексты песен. Дискография. Фотоархив. URL: http://www.bards.ru/(дата обращения: 10.06.2020)
41. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы».
42. Пресс-выпуск № 3346 А если без Интернета?! [Электронный ресурс] // Всероссийский центр исследования общественного мнения: официальный сайт. URL: http://wciom.ru/(дата обращения: 10.06.2020).
43. Пригожин И.И. Политика - вершина шоу-бизнеса. - М.: ФАИР, 2001. - 185 с.
44. Путь к успеху, пособие для неправительственных
некоммерческих организаций / под ред. Е. Алексеевой. - М.: Эксперт, 1997. - 257 с.
45. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от
08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года»).
46. Рекомендации для российских организаций культуры // Культура и бизнес: формулы сотрудничества / Материалы исследования. - М.: Из-во «Институт культурной политики», 2005. - 75 с.
47. Сайт Дома культуры «Томский перекресток» [Электронный ресурс]. URL: http://tomsk-perekrestok.ru/(дата обращения: 10.06.2020)
48. Самойленко С. Из любви к искусству // Советская Сибирь. - 2004. - №12. 15 с.
49. См.: Галич А. Облака плывут, облака / Сост. А. Костромин. М.: Локид; ЭКСМО-Пресс, 1999. 426 с.
50. Современное искусствознание. Методологические проблемы: сборник статей / РАН, Рос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ; отв.
ред.А.Я. Зись. - М.: Наука, 1994. - 253с.
51. Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002. 292 с.
52. Степанов В. Интернет в профессиональной информационной
деятельности: [Электронный ресурс]. 2002-2006. URL:
http://textbook.vadimstepanov.ru. (дата обращения: 10.06.2020)
53. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г.
54. ТВ-2 Агенство новостей. [Электронный ресурс]. URL:
https://tv2.today/(дата обращения: 10.06.2020)
55. Твердохлебов Н. Социокультурная деятельность в сфере досуга..
- 1994. - №3.
56. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта запада. - Ростов на Дону: Феникс, 2001. - 217 с.
57. Томенчук Л.Я. Высоцкий и его песни: Приподнимем занавес за краешек. Днепропетровск: С1Ч, 2003. 246 с.
58. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры, учебное пособие для вузов. - Спб.: Нева, 2001. - 280 с.
59. Федеральная целевая программа «Культура России (2012—2018) годы»: утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г.
60. Чем отличается портал от сайта? [Электронный ресурс] // TheDifference.ru. URL: http://thedifference.ru/(дата обращения: 10.06.2020).
61. Чумиков А. Н. Медиарилейшнз: Учебное пособие для студентов вузов / А. Н. Чумиков. - М.: ЗАО Издательство «Аспект Пресс», 2014. -184 с.
62. Чумиков А.Н. Креативные технологии паблик рилейшнз: Учебное пособие. - М.: Дело, 1998. - 453 с.
63. Чумиков.А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. Пособие. - М.: Дело, 2003. - 496 с.
64. Эрамо М. Язык протеста: Жорж Брассенс и Боб Дилан // Культура. 1985. № 2