Аннотация
Введение 3
1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью вузов 5
1.1 Конкурентоспособность российских ВУЗов в условиях глобализации
образования: современные тенденции, рейтинги, программы -
1.2 Вовлеченность персонала: подходы, методики диагностики и управления 16
1.3 Опыт российских и зарубежных вузов по применению методов вовлечения
персонала в процессы развития 26
2 Анализ практики вовлечения персонала в реализацию программы повышения
международной конкурентоспособности НИ ТГУ 37
2.1 Характеристика НИ ТГУ -
2.2 Анализ практики вовлечения персонала в реализацию программы повышения
международной конкурентоспособности НИ ТГУ 39
2.3 Рекомендации по развитию практики вовлечения персонала в реализацию
программы повышения международной конкурентоспособности НИ ТГУ 51
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения
Трансформация системы вузовского образования, в настоящее время, является объективной необходимостью для развития государства и общества в целом. Создание экономики нового типа, основывается на знаниях, инновациях, компетенциях, информации, а также на подготовке и переподготовке специалистов.
Важной характеристикой функционирования любого высшего учебного учреждения является его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Стоит отметить, что образовательные учреждения, как и остальные организации, своей главной функцией считают максимизацию прибыли. Это следует из того что если ВУЗ привлек большее количество контрактов, заработал больше денег и обучил наибольшее количество учащихся в одинаковых рыночных условиях, то такое учреждение считается более конкурентоспособным.
Не смотря на это, высшие учебные заведения конкурируют между собой не за прибыль и количество учащихся, а за стабильный авторитет. Стало быть, что учреждения конкурируют не только на рынке образовательных услуг, но и на площадке общественноинформационной области.
Поскольку научная и образовательная деятельность университетов имеет тесную связь с производством для общества и государства внешних эффектов, а именно культуру, образованность населения, на конкретных полях конкурентоспособности ресурсы ранжируются не по критерию эффективности, а по критериям законности функционального и институционального соответствия средовому окружению и его требованиям.
В последнее время вся конкурентоспособность российских и зарубежных вузов оценивается с точки зрения места, занимающего институтом в рейтингах. Что влечет за собой активность и вовлеченность университета в мировую гонку за первыми местами в рейтингах, тем самым вовлекая сотрудников образовательного учреждения.
Актуальность темы обусловлена развитием научной и инновационной деятельностями, а также переходом с экономической парадигмы к гуманистической, где человек — это главный субъект организации и особый объект управления, который приносит определенную пользу организации.
Объект исследования - методы повышения международной конкурентоспособности российских вузов.
Предмет исследования - методы диагностики и управления вовлеченностью персонала вуза в условиях повышения международной конкурентоспособности.
Цель данной работы - диагностика уровня вовлеченности персонала ТГУ в условиях реализации программы повышения международной конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управления конкурентоспособностью вузов в условиях глобализации.
2. Провести анализ реализации программы повышения международной
конкурентоспособности российских вузов.
3. Изучить теоретические аспекты управления вовлеченностью персонала в процессы развития организации.
4. Проанализировать опыт российских и зарубежных вузов по применению методов вовлечения персонала в процессы развития.
5. Провести диагностику вовлеченности персонала НИ ТГУ в реализацию программы повышения международной конкурентоспособности.
6. Изучить опыт НИ ТГУ по вовлечению персонала в реализацию программы повышения конкурентоспособности.
7. Разработать рекомендации по развитию практики вовлечения персонала в реализацию программы повышения конкурентоспособности НИ ТГУ.
Библиографический обзор состоит из двух тем. Для изучения материала будут использованы учебные пособия, книги, сборники российских и зарубежных авторов.
Первая тема «Вовлеченность персонала»: Н.А. Александровна, С.А.Белановский, Е.Ю.Васильева, В.Р.Веснин, Е.В.Киселева, Е.А.Колисниченко. В.Коновалов,О.И.Припасаева, К.В.Харский, О.Л.Чуланова, M.Atmsrtong.
Вторая тема «Международная конкурентоспособность»: С.В.Барсукова, Л.В.
Баумгартен, О.Г.Гузеева, С.А.Исаева, Т.В.Комарова, А.А.Попова.
Методы, которые задействованы для исследования: теоретические и эмпирические. Эмпирические в свою очередь включают в себя: анализ документов, контент - анализ и глубинное интервью.
В заключение проведенного исследования можно сделать вывод, что рынок образовательных услуг - это конкурентная связь, представляющая собой совокупность экономических отношений, возникающих на основе взаимодействия производителей и покупателей данных услуг.
Стоит отметить, что повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения возможно при учете стратегических направлениях образовательных услуг, при учете факторов эффективного управления, при разработке мероприятий по вовлечению персонала в развитие программы повышение международной конкурентоспособности вуза.
Для диагностики уровня вовлеченности персонала ТГУ в условиях реализации программы повышения международной конкурентоспособности, были поставлены и решены следующие задачи:
1) Были рассмотрены факторы, которые оказывают влияние на конкурентоспособность вузов в условиях глобализации. Здесь очень важно отметить, что глобализация в настоящее время открывает большие возможности для современного образовательного процесса.
2) Был проведен анализ проекта 5-100, повышение конкурентоспособности российских университетов, который рассчитан на 7 лет, и начал свою работу в 2013 году.
3) Были рассмотрены основные аспекты вовлечения профессорско-преподавательского состава в развитие программы конкурентоспособности Томского Государственного университета.
4) Был проанализирован опыт российских и зарубежных высших учебных заведений в плане применение методов вовлечения персонала. Конечно, зарубежные вузы имеют больше опыта в этом и больше преимуществ, чем российские, но тем не менее российские университеты стараются не уступать и также занимают достойные строчки в мировых рейтингах.
5) Была проведена диагностика вовлечения персонала НИ ТГУ в реализацию программы повышения конкурентоспособности, с помощью глубинного интервью, это дало понять, что есть некоторые недочеты ТГУ в работе с практикой вовлечения сотрудников.
6) Был проведен контент-анализ статей Ректора ТГУ Галажинского Эдуарда Владимировича, в которых говорилось о практиках, влияющих на систему университетского управления.
На основе исследований, были даны рекомендации для улучшений практики вовлечения персонала в развитие программы конкурентоспособности. А также рекомендации по повышению удовлетворенности сотрудников, которые в дальнейшем помогут повысить конкурентоспособность Томского государственного университета.
Таким образом, подводя итоги проделанной работы, важно знать, что на современном рынке образовательных услуг существует множество конкурентов. Для повышения имиджа и конкурентоспособности вуза, образовательное учреждение должно проводить мероприятия по вовлечению персонала в процессы развития университета, а также делать все возможное для удовлетворения потребностей сотрудников.
1. Системы менеджмента качества с Изменением N 1, принятым в июле 2003 г. [Электронный ресурс] //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации.-Электрон.дан.Спб.,2005.URL:http://docs.cntd.гu/docuшent/1200015262
2. Азоев Г.Л. Маркетинг. Словарь / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг . - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. - 362 с.
3. Александрова Н.А. Повышение степени удовлетворенности трудом как направление кадровой политики организации / Н.А. Александрова // Аграрное образование и наука. - 2016. - №2.
4. Барсукова С.В.Международный маркетинг/С.В. Барсукова // Барсукова С.В.Международный маркетинг: учебное пособие / С.В. Барсукова, Н.И. Перцовский, И.А. Спиридонов. -М.: Высшая школа, 2001 г. - С. 239.
5. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. -2005, №4
6. Белановский С.А. Индивидуальное глубокое интервью /С.А. Белановский.-М.-127с.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь./ Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. -38 с.
8. Бухтеева Е.Е. Тенденции глобализации в образовании / Е.Е. Бухтеева // Преподаватель XXI век. -2013
9. Васильева Е.Ю. Оценка качества деятельности профессорско-преподавательского состава вуза / Е.Ю. Васильева, С.Ю. Трапицын //Знание. Понимание. Умение. -2005. № 4.
10. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала/ В.Р.Веснин.-М.:Юрист,2013.-387 с.
11. Вовлеченность персонала: обзор методического инструментария. [Электронный ресурс]//е1аг.иг1и.ги.Электрон.дан.иКЕ:ййр://е1аг.иг1и.ги/Ьй81геаш/10995/46777/1/к1о_2017_ 028.рб£.(Дата обращения: 25.05.2018).
12. Второй Всероссийский конкурс молодых преподавателей вузов [Электронный
ресурс] // 1omonosov-msu.ru. - Электрон.дан. URL: https://1omonosov-
msu.ru/rus/event/5013/. (дата обращения: 1.06.2018).
13. Гузеева О.Г. Теоретико-методические аспекты исследования объектов инновационной инфраструктуры поддержки стартапов в регионах / Гузеева О.Г., Морковина С.С.// Вестник Тамбовского университета.-2015.
14. Десять вузов России вошли в топ-50 рейтинга университетов стран БРИКС
[Электронный ресурс] ://ria.ru. Электрон.дан. URL:
https://ria.ru/abitura_world/20171122/1509381859.html. (дата обращения: 18.05.2018).
15. Исаева С.А. Конкурентоспособность вузов и бизнеса: современные тенденции и взаимосвязь / С.А.Исаева // Креативная экономика. - 2013.- №3....35