Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА КРИЗИСА КУЛЬТУРЫ И ЕЁ РАЗРАБОТКА В ТВОРЧЕСТВЕ ТОМАСА МАННА И ГЕРМАНА ГЕССЕ

Работа №186835

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы75
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
1. Кризис культуры как научная проблема 8
1.1 Кризис культуры Европы в конце XIX— первой половине XX вв. и его
осмысление 8
1.2 Современные научные концепции кризиса культуры 14
1.3 Кризис культуры как проблема современного общества 19
2. Проблема кризиса культуры в творчестве Томаса Манна 26
2.1 Судьбы культуры в творчестве Томаса Манна 26
2.2 Тайна «Волшебной горы». Кризис евроценностей как болезнь культуры. 31
2.3 Разрушение гармонии. Творчество как спасение и погибель 37
3. Поиск путей преодоления кризиса культуры в творчестве Германа Гессе. 44
3.1 Кастальская провинция — спасение культуры или резервация
культурного опыта? 44
3.2 «Игра в бисер» как противостояние высшей духовной цели и
утонченной интеллектуальной забавы 50
3.3 Магистр игры и ответственность личности за судьбу культуры 56
Заключение 63
Список литературы 66


Начиная с рубежа XIX-XX веков наметился глобальный кризис европейской культуры. Этот вопрос, так или иначе, затрагивали многие мыслители, ученые, литераторы. Среди них: О. Шпенглер, Макс и Альфред Веберы, П. Сорокин; Т. Манн и Г. Гессе; из современных: А. А. Гусейнов, Ю.М. Лотман, А. Ю. Цофнас, Д. А. Гранин и другие. Параллельно происходило изучение кризисов в экономическом, политическом, социальнопсихологическом аспектах.
Кризис — непонятный, неподконтрольный и чрезвычайно сильный механизм, способный полностью изменять общество, как в хорошую сторону, так и в плохую. Данный феномен рассматривался в рамках таких научных дисциплин, как философия, социология, политэкономия и др.; в настоящее время создалась ситуация, в которой изучение кризиса как закономерного и многостороннего явления, который пронизывает всё человеческое существование, от целого общества до отдельной личности, начало оформляться в частную отрасль научного мира — кризисологию, которая позволяет исследовать природу кризисов, закономерности их развития и преодоления в разных сферах.
Сложность осмысления кризисов в культуре связана с тонкими и сложными процессами в сознании людей, переживающих кризисное время. Эти духовные аспекты кризиса с особой глубиной проникновения смогли разработать выдающиеся писатели современности.
Так, Герман Гессе рассматривал проблемы столкновения высокой и массовой культур, индивидуализма, разрыва человеческих, социальных связей, проблемы ответственности отдельной личности за сохранение культуры и общечеловеческих гуманистических ценностей.
В основании большей части произведений Гессе лежит идея кризиса культуры как нарушения мирового механизма — именно в этом видится огромная проблема современного общества.
В основе кризиса, в понимании писателя, — не закономерные процессы развития цивилизации, но духовные позиции и поведение отдельных людей. Таким образом, Гессе говорит о личной ответственности каждого человека за сохранение гуманистических идеалов и высоких моральных принципов. За эту идею Гессе выступал до конца своей жизни. Он развивал ее в своих произведениях, таких как «Демиан», «Сиддхартха», «Нарцисс и Златоуст», «Паломничество в страну Востока», и ряд других романов и рассказов, варьируя и рассматривая эту идеюв разных аспектах.
Томас Манн — один из классиков немецкой интеллектуальной прозы, внесший значительный и несравнимый вклад в историю мировой литературы. В его произведениях затрагиваются важные вопросы морали, достоинства, природы творчества, судеб мировой культуры и мировых процессов, которые определяют человеческое бытие.
Кризис культуры, как доминирующая тема произведений Манна, никогда не открывается читателю явно, она как бы скрыта за действительностью истории и позволяет читателю проникнуться атмосферой эпохи, самому сделать вывод, в каком состоянии находятся мир и его герои. Никогда нет абсолютно точно выстроенного конфликта, все герои, так или иначе, имеют свои мотивы, своё прошлое, настоящее, будущее, они просто живут, и как современники эпохи переживают коренные переломы внутри социума и самих себя.
Полнее всего кризис культуры и оценка происходящих событий в мире находят своё воплощение в таких ключевых произведениях Томаса Манна, как романы «Будденброки», «Доктор Фаустус» и, разумеется «Волшебная гора», где центральную роль в происходящем кризисе играет непосредственно человек, переживающий мировой и личностный кризисы. Однако чтобы окунуться в действительность, переживаемую самим Манном, достаточно даже заглянуть в его небольшие новеллы и повести.
Огромное значение для разработки проблематики кризиса культуры как такового, и человека в нем, имеет и тот факт, что два этих крупнейших писателя XX столетия, чьи произведения можно считать настоящим достоянием мировой культуры, в жизни не раз пересекались и смогли превратить свои взаимоотношения в тёплую и знаковую дружбу. Каждый из них на самом себе прочувствовал боль, утраты, тяготы и лишения мира, оказавшегося втянутым в две мировые войны, бесчинство нацистского режима, бегство и утрату подлинной родины, потери и по-настоящему трагические события в любви и дружбе. Всё это не могло не отразиться в их трудах, и человек, герой их произведений, каждый раз оказывается в ситуации, когда кризис как таковой разворачивается вокруг него, — на фоне исторических событий, — и внутри него самого.
В данной работе будут рассмотрены вопросы, связанные с кризисом культуры как таковым, о месте человека в нём, о развитие кризисных явлений в культуре, которые остро обозначились еще на рубеже XIX-XX вв. и получили развитие в культуре современной эпохи, когда сохраняются аспекты кризисности, и появляются новые, более опасные, кричащие и не такие явные, сигналы, на которые современному человеку необходимо обратить внимание. А также будет произведена попытка, опираясь на идеи Т. Манна и Г. Гессе, связать опыт осмысления кризиса культуры в первой половине XX в. с пониманием его в современном научном мышлении и общественном сознании.
Таким образом, объектом исследования выступает творчество Томаса Манна и Германа Гессе; предметом — конкретные произведения писателей, в которых представлены образы культуры, её кризиса, сильной и неординарной личности.
Целью данной работы является актуализация опыта осмысления Томасом Манном и Германом Гессе проблемы кризиса культуры в аспекте значимости их наследия для глубокого осознания кризисной ситуации в современном культуре и поиска возможных путей выхода из нее.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
• Изучить научные концепции кризиса культуры.
• Рассмотреть произведения Томаса Манна и Германа Гессе и выявить главные идеи, наиболее полно отражающие посыл авторов к читателю в рамках тем «Человек», «Культура», «Кризис».
• Изучить и проанализировать философские и авторские позиции Т. Манна и Г. Гессе по отношению к проблемам кризиса культуры.
• Выявить возможные решения названных проблем, предложенных Манном и Гессе в их наиболее знаковых произведениях — «Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Игра в бисер» и др.
Степень разработанности проблемы. Исследование опирается на широкий пласт научной литературы, посвященной данной проблематике.
Прежде всего, это труды, посвященные теоретической разработке проблемы кризиса культуры - от научно-философских концепций первой половины XX века до современных. Среди первых - это работы М. и A Веберов, П. Сорокина, О. Шпенглера, К. Мангейма.
Из современных исследователей проблемам кризиса культуры уделяли внимание следующие философы, историки и социологи: Ж. Бодрийяр («Общество потребления», 1970), З. Бауман («Индивидуализированное общество», 2001), Э. Фромм («Здоровое общество», 1955), а также Ю.М. Лотман, А.А. Гусейнов. В.Н. Лексин, А.Ю. Цофнас Интерес представляют также мнения о кризисе культуры, высказанные представителями широкой общественности - политиками, юристами, литераторами, священниками, среди них - Патриарх Кирилл, М. Резник, Даниил Гранин и др.
Кроме того, исследование опирается на труды, характеризующие кризисную ситуацию в культуре на рубеже XIX-XX вв. и в первой половине XX столетия, которые получили развитие в современности — В.
Берниковской, Н. Ведровой и др. Используются, также, работы, посвященные творчеству Томаса Манна и Германа Гессе — А. А. Казакова, Р. Каралашвили, Д. А. Белякова. И, конечно, осуществляется непосредственно анализ конкретных художественных произведений этих писателей.
Новизна исследования определяется попыткой рассмотрения творчества выдающихся писателей и мыслителей первой половины XX века Т. Манна и Г. Гессе в культурологическом аспекте — с выявлением их опыта осмысления острой кризисной ситуации в культуре их времени и актуализацией этого опыта в контексте современных проблем кризиса культуры.
Методология. В исследовании используются исторический, компаративный, аналитический методы. При рассмотрении художественных произведений используются элементы литературоведческого анализа.
Структура. Работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования мы постарались, проанализировав романы, рассказы, критические работы Томаса Манна и Германа Гессе, вникнуть в мысли и идеи этих выдающихся писателей по поводу состояния современной им культуры, ее глубокого кризиса, в их размышления о его причинах, признаках и о возможных путях выхода из кризиса. Особое внимание было уделено осмыслению авторами «Волшебной горы», «Доктора Фаустуса», «Игры в бисер» состояния человека в обществе, переживающем кризисную ситуацию, драматизма существования думающей, тонко чувствующей личности внутри культуры, в которой происходит крушение всех значимых ранее основ, смыслов и форм.
Анализ творчества Т. Манна и Г. Гессе показывает, что писателям удалось выделить такие признаки кризиса культуры, как дискредитация ценностей (по отношению к европейской культуре - это рационализм, христианство, гуманизм), наступление массовой культуры и опасность утраты культуры высокой, богатого культурного опыта, накопленного веками, разрушение социальных связей, потеря ориентиров в жизни, что приводит к одиночеству человека, крайнему индивидуализму и обостряет ответственность личности за свою судьбу и судьбы культуры. Вот этот духовный, личностный аспект кризиса культуры с особой яркостью и глубиной смогли отразить писатели, творчество которых отличается тонким психологизмом и реализмом - и в этом наибольшая ценность их опыта разработки проблемы кризиса культуры. Но не мене значимы и их масштабные образы охваченного кризисом общества, целостного видения европейской культуры в ее многовековом развитии и современном состоянии.
Осуществленный в нашем исследовании анализ научных концепций кризиса культуры - как первой половины XX века (М. и А. Веберов, О. Шпенглера, П. Сорокина, К Мангейма), так и более позднего периода до наших дней (Э. Фромма, Ж. Бодрийяра, З. Баумана, Ю.М. Лотмана, А.А. Гусейнова, В.Н. Лексина и др.) - позволяет увидеть осмысление данного явления в науке как длительный творческий процесс, который позволяет все более глубоко постигать природу и внутренние механизмы кризиса. А значит попытаться предупредить о его возможных негативных последствиях и найти способы предотвратить их.
В работе сделана попытка показать актуальность опыта Т. Манна и Г. Гессе для современности, он созвучен с осмыслением проблемы кризиса культуры как в современных научных трудах, так и в широком общественном сознании, т.е. идеям, высказанным представителями общественности - писателями, политиками, юристами, священниками, - выражающими тревогу о неблагополучии в развитии культуры и духовном состоянии общества.
Литературное наследие Т.Манна и Г. Гессе, в котором разрабатывается проблема кризиса культуры, мы не воспринимаем буквально как вклад в ее научное исследование. Речь идет не о прямолинейной связи с научными изысканиями, а об общемировоззренческом уровне, на котором происходит саморефлексия современной культуры. В нее может вносит вклад как научный анализ, так и художественно-образное постижение мира и человека. Образ несет в себе ту целостность, многогранность и тонкость во всех нюансах, которая может ускользать от научного рационального взгляда, и во многом обогащать и научную рефлексию. Тем более, если речь идет о таких писателях, как Т. Манн и Г. Гессе, которые были, как мы знаем, мастерами именно интеллектуальной прозы, а значит, и глубокими мыслителями своего времени (как для своей эпохи - Л. Толстой и Достоевский, идеи которых потом восприняла русская философия Серебряного века). В произведениях Манна и Гессе можно выделить как образное мышление, так и глубокую философскую рефлексию по широкому спектру проблем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что опыт Томаса Манна и Германа Гессе в осмыслении проблемы кризиса культуры сохраняет свою культурфилософскую ценность до сих пор. Поставленные писателями вопросы актуализируются в современности, когда кризис углубляется, и развиваются связанные с ним негативные тенденции. Проблема столкновения высокой и массовой культуры начинает звучать по-новому в эпоху постмодернизма, когда границы между ними размываются. Актуальность сохраняет и вопрос о сохранении интеллектуальной элиты и ее месте в обществе. А также проблемы трансформации ценностной системы с деструктивными для человека и общества последствиями, притупления чувства ответственности, попытки перенести вину на другого, ослабление и разрушение структур, существующих для формирования моральнонравственных принципов, механизмов передачи культурного опыта.
Важным и актуальным оказывается вывод писателей об ответственности не только всего общества, но и каждой личности за будущее, за культуру, за подрастающее поколение и за поиск способов предотвратить опасное распутье, к которому мчится мировой поезд культуры - свернем мы, притормозим или вылетим в бездну новых страданий?



1. Апт С. К. Над страницами Томаса Манна: сайт — URL: https://imwerden.de/pdf/apt nad stranitsami thomas mann 1980 ocr.pdf (дата обращения 10. 05. 22)
2. Апт С. К. Томас Манн: сайт — URL:
https://www.litmir.me/bd/?b=51074 (дата обращения 10. 05. 22)
3. Бауман З. Индивидуализированное общество: сайт — URL: https://www.rulit.me/books/individualizirovannoe-obshchestvo-read-326156- 1.html (дата обращения 14. 05. 22)
4. Беляков Д. А. «Волшебная гора» Томаса Манна: от романа испытания к роману становления: монография/. — М.: ФЛИНТА, 2019. — 224 с.
5. Бодрийяр Ж. Общество потребления: сайт — URL:
https://www.rulit.me/books/obshchestvo-potrebleniya-read-88332-1.html (дата обращения 14. 05. 22)
6. Вебер А. Кризис европейской культуры. 1905-1919: сайт — URL:
http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000307/index.shtml (дата
обращения 14. 05. 22)
7. Вебер М. Наука как призвание и профессия: сайт. - URL: http:// lib.ru/POLITOLOG/weber.txt (дата обращения: 21.05. 2022).
8. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: сайт. - URL: https://chisineu.files.wordpress.com/2012/09/biblioteca protestanskaya etiketa w eber.pdf (дата обращения: 30.05.22).
9. Ведрова Н.А. Кризис рациональных оснований культуры в
зеркале философии и искусства XX века. // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. Серия «Философия.
Культурология. Филология». С. 46 — 49.
10. Берниковская В. Европейская культура на рубеже XIX-XX вв.:
попытка культурологического анализа: сайт. - URL:
https://core.ac.uk/download/pdf/214872152.pdf (дата обращения: 21.05.22).
11. Вопросы философии. Круглый стол: О нравственности,
патриотизме, культуре и бескультурье: сайт. - URL:
http: //vphil .ru/index.php?option=com content&task=view&id=7 7 (дата
обращения 25.05.22).
12. Вопросы философии. Куда идёт российская культура?
(материалы круглого стола): сайт. - URL:
http://vphil.ru/index.php?option=com content&task=view&id=200&Itemid=52 (дата обращения 25.05.22).
13. Гессе Г. Игра в бисер: [роман] / Герман Гессе; [пер. с нем. С. Апта]. - Москва: Издательство АСТ, 2018. - 512 с. - (Эксклюзивная классика).
14. Гессе Г. Избранное. Предисловие С. С. Аверинцева. М: Художественная литература. 1977
15. Гессе Г. Магия книги: Эссе о литературе. - СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2019. - 336 с....48



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ