Особенности стилизации анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве для обучающихся 7 класса средней общеобразовательной школы (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛИЗАЦИИ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 7 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………6
1.1 Понятие стилизация, ее виды и принципы6
1.2 Стилизация анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве………...10
1.3 Характеристика подходов к теме «Стилизация» в различных учебно-методических комплексах по изобразительному искусству для учеников 7 класса……15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТИЛИЗАЦИИ В АНИМАЛИСТИЧЕСКОМ ЖАНРЕ…………………………………………………………...21
2.1 Анализ использования метода стилизации и его приемов в образовательном процессе…21
2.2 Описание комплекта наглядных пособий…24
2.3 Методические рекомендации по проведению занятий с использованием комплекта пособий.....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………46
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛИЗАЦИИ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 7 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………6
1.1 Понятие стилизация, ее виды и принципы6
1.2 Стилизация анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве………...10
1.3 Характеристика подходов к теме «Стилизация» в различных учебно-методических комплексах по изобразительному искусству для учеников 7 класса……15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТИЛИЗАЦИИ В АНИМАЛИСТИЧЕСКОМ ЖАНРЕ…………………………………………………………...21
2.1 Анализ использования метода стилизации и его приемов в образовательном процессе…21
2.2 Описание комплекта наглядных пособий…24
2.3 Методические рекомендации по проведению занятий с использованием комплекта пособий.....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………46
Актуальность исследования. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, любящего свой край и свое Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; активно и заинтересованно познающего мир, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни. Сформировать данные характеристики возможно через приобщение учащихся к художественной культуре, в том числе через изучение предметной области «Искусство» и дисциплины «Изобразительное искусство», которые ориентированы на духовную культуру чувств и отношений людей, великие традиции русской культуры, достижения мирового сообщества.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» отражают конкретные элементы социального опыта, получаемого в рамках дисциплины «Изобразительное искусство». Среди них выделяют формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств, в том числе декоративно-прикладного искусства. Достижение данных результатов позволит учащимся раскрыть свои способности к общественно полезным делам и альтруистичным поступкам, научит познавать мир и самосовершенствоваться, видеть гармонию в эмоциональном, психическом, духовном, социальном и творческом развитии. На достижение вышеперечисленных результатов направлена методика обучения на уроках изобразительного искусства. Одним из средств достижения данных результатов могут стать различные методы, применяемые учителем изобразительного искусства на уроках.
Среди таких методов выделяют стилизацию, которая является специфической группой художественно-творческих умений, позволяющей создавать декоративный образ на основе переработки внешней формы с помощью ряда условных приемов. Кроме этого, владение методом стилизации позволяет выполнять намеренную трансформацию объекта для придания ему сходства с определенным стилем или направлением в искусстве. Метод стилизации активно используется во всех видах изобразительного искусства. Особенно ярко стилизация проявляется в декоративно-прикладном искусстве. Например, стилизованные образы анималистического жанра, воссозданные в предметах народного художественного промысла различных регионов нашей страны, являются не только отражением творческих способностей людей, но частью культурного наследия великого государства – Российской Федерации.
По мимо этого, формируя умение стилизации у школьников, мы закладываем в них основы их будущей успешной профессиональной деятельности в области изобразительного искусства, дизайна, декоративно-прикладного искусства. Обучая детей таким навыкам, мы даем возможность учащимся применить полученные на занятиях знания в практической деятельности в процессе осуществления интересных и функциональных проектах.
Методики обучения стилизации в рамках учебных рабочих программ предлагали такие исследователи, педагоги и профессоры, как Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Л.Г. Савенкова. Но несмотря на имеющиеся научно-методические разработки недостаточно исследованным остался вопрос методики обучения приемам стилизации в анималистическом жанре обучающихся седьмого класса общеобразовательной школы, что обусловило тему нашей курсовой работы: «Особенности стилизации анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве для обучающихся 7 класса средней общеобразовательной школы».
Объектом исследования является обучение методу стилизации на уроках изобразительного искусства в 7 классе.
Предметом исследования является наглядное пособие обучения стилизации в анималистическом жанре обучающихся 7 класса средней общеобразовательной школы.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей стилизации анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве, разработке эффективных методов обучения, направленных на овладение приемов стилизации для создания художественного образа на уроках изобразительного искусства и разработке наглядного пособия.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа литературы раскрыть термин «стилизация», изучить ее виды и принципы.
2. Описать использование стилизации анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве
3. Охарактеризовать подходы к теме «Стилизация» в различных учебно-методических комплексах по изобразительному искусству для учеников 7 класса.
4. Проанализировать использование метода стилизации и его приемов в образовательном процессе.
5. Разработать комплект наглядных пособий по теме «Стилизация в анималистическом жанре».
6. Предложить методические рекомендации по проведению занятий с использованием комплекта пособий.
Гипотеза исследования основана на том, что обучение стилизации анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве для учащихся седьмого класса будут осуществляться более эффективно, если:
анализировать эталонные работы декоративно-прикладного искусства в анималистическом жанре из истории художественной культуры;
выполнять эскизы на основе натурных зарисовок;
изучать эталонные эскизы в анималистическом жанре признанных мастеров;
учитывать особенности используемого материала для создания эскиза будущего изделия;
применять различные приемы стилизации;
использовать в обучении наглядное пособие.
Методологической базой предпринятого нами исследования являются особенности преподавания стилизации для детей подросткового возраста, представленные в исследованиях Виниченко А.В., Алексеевой А.С., Земляковой Г.М. В создании наглядного пособия был использован передовой опыт К.Д. Ушинского и Я. Коменского.
В области исследований художественного стиля и стилизации мы опирались на исследования Г.М. Логвиненко, К.Т. Даглдиян, Н.М. Сокольниковой, которые рассматривали стиль как выражение основной сути и уникальности самого феномена художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи, школы и традиций. Г.М. Логвиненко дает определение «стиль» и «стилизация», выделяет виды стилизации. Н.М. Сокольникова помимо определения «стилизация», рассматривает принципы стилизации в декоративно-прикладном искусстве, живописи и графике, а также отмечает, что процесс выполнения стилизации должен происходить в ходе творческого переосмысления натуры.
Среди теоретических методов исследования были использованы такие, как анализ и обобщение. Среди эмпирических методов исследования были использованы такие, как проектирование, изучение передового опыта и опрос.
Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Приложение исследовательской работы включает в себя 18 рисунков; список литературы насчитывает 52 источника. Объем общей работы составляет 48 страниц.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» отражают конкретные элементы социального опыта, получаемого в рамках дисциплины «Изобразительное искусство». Среди них выделяют формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры, приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств, в том числе декоративно-прикладного искусства. Достижение данных результатов позволит учащимся раскрыть свои способности к общественно полезным делам и альтруистичным поступкам, научит познавать мир и самосовершенствоваться, видеть гармонию в эмоциональном, психическом, духовном, социальном и творческом развитии. На достижение вышеперечисленных результатов направлена методика обучения на уроках изобразительного искусства. Одним из средств достижения данных результатов могут стать различные методы, применяемые учителем изобразительного искусства на уроках.
Среди таких методов выделяют стилизацию, которая является специфической группой художественно-творческих умений, позволяющей создавать декоративный образ на основе переработки внешней формы с помощью ряда условных приемов. Кроме этого, владение методом стилизации позволяет выполнять намеренную трансформацию объекта для придания ему сходства с определенным стилем или направлением в искусстве. Метод стилизации активно используется во всех видах изобразительного искусства. Особенно ярко стилизация проявляется в декоративно-прикладном искусстве. Например, стилизованные образы анималистического жанра, воссозданные в предметах народного художественного промысла различных регионов нашей страны, являются не только отражением творческих способностей людей, но частью культурного наследия великого государства – Российской Федерации.
По мимо этого, формируя умение стилизации у школьников, мы закладываем в них основы их будущей успешной профессиональной деятельности в области изобразительного искусства, дизайна, декоративно-прикладного искусства. Обучая детей таким навыкам, мы даем возможность учащимся применить полученные на занятиях знания в практической деятельности в процессе осуществления интересных и функциональных проектах.
Методики обучения стилизации в рамках учебных рабочих программ предлагали такие исследователи, педагоги и профессоры, как Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Л.Г. Савенкова. Но несмотря на имеющиеся научно-методические разработки недостаточно исследованным остался вопрос методики обучения приемам стилизации в анималистическом жанре обучающихся седьмого класса общеобразовательной школы, что обусловило тему нашей курсовой работы: «Особенности стилизации анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве для обучающихся 7 класса средней общеобразовательной школы».
Объектом исследования является обучение методу стилизации на уроках изобразительного искусства в 7 классе.
Предметом исследования является наглядное пособие обучения стилизации в анималистическом жанре обучающихся 7 класса средней общеобразовательной школы.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей стилизации анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве, разработке эффективных методов обучения, направленных на овладение приемов стилизации для создания художественного образа на уроках изобразительного искусства и разработке наглядного пособия.
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа литературы раскрыть термин «стилизация», изучить ее виды и принципы.
2. Описать использование стилизации анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве
3. Охарактеризовать подходы к теме «Стилизация» в различных учебно-методических комплексах по изобразительному искусству для учеников 7 класса.
4. Проанализировать использование метода стилизации и его приемов в образовательном процессе.
5. Разработать комплект наглядных пособий по теме «Стилизация в анималистическом жанре».
6. Предложить методические рекомендации по проведению занятий с использованием комплекта пособий.
Гипотеза исследования основана на том, что обучение стилизации анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве для учащихся седьмого класса будут осуществляться более эффективно, если:
анализировать эталонные работы декоративно-прикладного искусства в анималистическом жанре из истории художественной культуры;
выполнять эскизы на основе натурных зарисовок;
изучать эталонные эскизы в анималистическом жанре признанных мастеров;
учитывать особенности используемого материала для создания эскиза будущего изделия;
применять различные приемы стилизации;
использовать в обучении наглядное пособие.
Методологической базой предпринятого нами исследования являются особенности преподавания стилизации для детей подросткового возраста, представленные в исследованиях Виниченко А.В., Алексеевой А.С., Земляковой Г.М. В создании наглядного пособия был использован передовой опыт К.Д. Ушинского и Я. Коменского.
В области исследований художественного стиля и стилизации мы опирались на исследования Г.М. Логвиненко, К.Т. Даглдиян, Н.М. Сокольниковой, которые рассматривали стиль как выражение основной сути и уникальности самого феномена художественного творчества в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи, школы и традиций. Г.М. Логвиненко дает определение «стиль» и «стилизация», выделяет виды стилизации. Н.М. Сокольникова помимо определения «стилизация», рассматривает принципы стилизации в декоративно-прикладном искусстве, живописи и графике, а также отмечает, что процесс выполнения стилизации должен происходить в ходе творческого переосмысления натуры.
Среди теоретических методов исследования были использованы такие, как анализ и обобщение. Среди эмпирических методов исследования были использованы такие, как проектирование, изучение передового опыта и опрос.
Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Приложение исследовательской работы включает в себя 18 рисунков; список литературы насчитывает 52 источника. Объем общей работы составляет 48 страниц.
В рамках данной курсовой работы были раскрыт термин «стилизация», изучены ее виды и принципы. Также было охарактеризовано использование стилизации анималистического жанра в декоративно-прикладном искусстве, описаны подходы к теме «Стилизация» в различных учебно-методических комплексах по изобразительному искусству для учеников 7 класса. Кроме того, был разработан комплект наглядных пособий по теме «Стилизация в анималистическом жанре», предложены методические рекомендации по проведению занятий с использованием комплекта пособий.
Исходя из изучения передового педагогического опыта, было выявлено, что результативность уроков по изобразительному искусству определяется соответствием выбора подростка его интересам и творческим задаткам. Имея определенный опыт, семиклассники способны выполнять сложные задачи в учебной деятельности, однако их деятельность крайне обусловлена уже выработанной последовательностью решения задач. Однообразный алгоритм выполнения действий ограничивает развитие творческих способностей, реализацию творческого потенциала подростков, что в итоге приводит к затруднениям в решении творческих задач в этом возрасте. Метод стилизации позволяет решать творческие задачи, поставленные перед учениками на уроках изобразительного искусства при помощи разнообразных приемов, которые позволяют выразить себя, передать свою идентичность через изобразительную деятельность.
На протяжении веков люди обращались к методу стилизации в изобразительном искусстве. Одни из первых работ созданные с использованием трансформации и преобразования образов принадлежат жителям эпохи палеолита. Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. На сегодняшний день стилизация анималистического жанра активно используется в различных видах изобразительного искусства, среди которых графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура. Главная задача процесса стилизации анималистического жанра — это изменение и преобразование образов животного мира с помощью приемов стилизации.
Темы, связанные со стилизацией анималистического жанра, изучают школьники в процессе обучения изобразительному искусству. Исходя из анализа рабочих учебных программ было выявлено, что в учебниках представлено недостаточно материала, демонстрирующего приемы стилизации, что может создать затруднения в процессе выполнения заданий по стилизации, в том числе в выполнении задания по теме «Анималистический жанр в декоративно-прикладном искусстве».
В качестве практической части исследовательской работы были созданы наглядные пособия по теме «Анималистический жанр в декоративно-прикладном искусстве», так как наглядность является неотъемлемой частью уроков изобразительного искусства. За основу были взяты задания из учебника «Изобразительное искусство. 7 класс» Е.А. Ермолинской. Комплект пособий наглядно демонстрирует приемы стилизации на примере образа слона, использование приемов стилизации в конкретных работах декоративно-прикладного искусства в различных материалах, а также методику выполнения практического задания по теме «Анималистический жанр в декоративно-прикладном искусстве».
Данное наглядное пособие позволит семиклассникам успешно выполнить задания по данной теме, а также использовать предложенные приемы в различных творческих работах, связанных с трансформацией и переработкой образов.
Исходя из изучения передового педагогического опыта, было выявлено, что результативность уроков по изобразительному искусству определяется соответствием выбора подростка его интересам и творческим задаткам. Имея определенный опыт, семиклассники способны выполнять сложные задачи в учебной деятельности, однако их деятельность крайне обусловлена уже выработанной последовательностью решения задач. Однообразный алгоритм выполнения действий ограничивает развитие творческих способностей, реализацию творческого потенциала подростков, что в итоге приводит к затруднениям в решении творческих задач в этом возрасте. Метод стилизации позволяет решать творческие задачи, поставленные перед учениками на уроках изобразительного искусства при помощи разнообразных приемов, которые позволяют выразить себя, передать свою идентичность через изобразительную деятельность.
На протяжении веков люди обращались к методу стилизации в изобразительном искусстве. Одни из первых работ созданные с использованием трансформации и преобразования образов принадлежат жителям эпохи палеолита. Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. На сегодняшний день стилизация анималистического жанра активно используется в различных видах изобразительного искусства, среди которых графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура. Главная задача процесса стилизации анималистического жанра — это изменение и преобразование образов животного мира с помощью приемов стилизации.
Темы, связанные со стилизацией анималистического жанра, изучают школьники в процессе обучения изобразительному искусству. Исходя из анализа рабочих учебных программ было выявлено, что в учебниках представлено недостаточно материала, демонстрирующего приемы стилизации, что может создать затруднения в процессе выполнения заданий по стилизации, в том числе в выполнении задания по теме «Анималистический жанр в декоративно-прикладном искусстве».
В качестве практической части исследовательской работы были созданы наглядные пособия по теме «Анималистический жанр в декоративно-прикладном искусстве», так как наглядность является неотъемлемой частью уроков изобразительного искусства. За основу были взяты задания из учебника «Изобразительное искусство. 7 класс» Е.А. Ермолинской. Комплект пособий наглядно демонстрирует приемы стилизации на примере образа слона, использование приемов стилизации в конкретных работах декоративно-прикладного искусства в различных материалах, а также методику выполнения практического задания по теме «Анималистический жанр в декоративно-прикладном искусстве».
Данное наглядное пособие позволит семиклассникам успешно выполнить задания по данной теме, а также использовать предложенные приемы в различных творческих работах, связанных с трансформацией и переработкой образов.



