Совершенствование институционального регулирования внешнего облика городской среды муниципального образования
|
Введение
1.2 Отечественный и зарубежный опыт управления городской средой 18
1.3 Современные подходы в формировании качественной городской среды 35
2 Система институционального регулирования городской среды 45
2.1 Анализ нормативно-правового регулирования внешнего облика
городской среды 45
2.2 Полномочия органов местного самоуправления в регулировании
внешнего облика городской среды 57
2.3 Исполнение органами местного самоуправления программы
«Формирование комфортной городской среды» 72
3 Совершенствование институционального регулирования внешнего облика
городской среды муниципального образования 87
3.1 Дорожная карта совершенствования институционального регулирования
внешнего облика городской среды 87
3.2 Формирование перечня объектов управления городской среды 95
3.3 Предложения по совершенствованию институционального регулирования
внешнего облика городской среды 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Ж 121-
1.2 Отечественный и зарубежный опыт управления городской средой 18
1.3 Современные подходы в формировании качественной городской среды 35
2 Система институционального регулирования городской среды 45
2.1 Анализ нормативно-правового регулирования внешнего облика
городской среды 45
2.2 Полномочия органов местного самоуправления в регулировании
внешнего облика городской среды 57
2.3 Исполнение органами местного самоуправления программы
«Формирование комфортной городской среды» 72
3 Совершенствование институционального регулирования внешнего облика
городской среды муниципального образования 87
3.1 Дорожная карта совершенствования институционального регулирования
внешнего облика городской среды 87
3.2 Формирование перечня объектов управления городской среды 95
3.3 Предложения по совершенствованию институционального регулирования
внешнего облика городской среды 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Ж 121-
Институциональная среда образует механизм саморегуляции, который обеспечивает поддержание равновесия системы вокруг определенных заданных параметров. Поэтому эффективное управление городской средой возможно с соответствующей адаптивностью институтов и институционального окружения.
Институциональная среда муниципального управления городской средой должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; быть достаточно простой для понимания; использовать систему социально-психологических мотиваций; быть адаптивной; стимулировать развитие. Именно институциональная среда и ее ограничительные рамки формируют эффективный экономический механизм управления потенциалом городских территорий.
Главное требование, которое предъявляется к институтам механизма управления городской средой, состоит в том, что все составляющие элементы должны содействовать формированию системы, обеспечивающей воспроизводство интеллектуального, творческого потенциала жителей, роста предпринимательской активности и социальной ответственности.
На сегодняшний день необходимо учитывать разнообразие природно-климатических, демографических, национальных и социально-экономических условий в целях создания оптимальной системы управления городскими территориями и обеспечить эффективность взаимодействия управленческих подсистем.
Оценка институциональной среды осуществляется, на основе анализа факторов ее определяющих и способствующих устойчивому развитию системы. К ним можно отнести:
- качество государственного управления;
- эффективную законодательную базу;
- защиту прав экономических субъектов;
- влияние условий жизни, образа жизни, экономического поведения субъектов;
- уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
- участие субъектов в политической жизни страны.
Необходимо подчеркнуть, что для улучшения институциональной среды необходимо принять комплекс мер, к которым относятся:
- упрощение и систематизация процессов государственного управления, ликвидация дублирующих функций, организаций с нечеткими и ненужными для общества полномочиями;
- повышение уровня информативности общества, т.е. обеспечение населения муниципалитета доступной, достоверной и своевременной информацией;
- упрощение системы налогообложения, учета и отчетности,налогового администрирования, внедрение дифференцированной шкалы налогообложения. Инфраструктура как фактор влияет на устойчивое экономическое развитие муниципалитета, включает материальные условия, пути сообщения, средства связи, сетей электро- и водоснабжения и др., а также организационно-правовые: государственные и частные институты,законодательную базу.
Диссертация посвящена исследованию институционального регулирования внешнего облика городской среды. Под городской средой понимается совокупность существующих в границах поселений внешних условий и явлений, которые оказывают влияние на характер жизнедеятельности внешнего облика города к архитектурно-художественному единообразию.
С позиции степени разработанности проблемы хочется отметить, что над вопросами управления и организационно-экономическим развитием городских территорий проведены исследования такими авторами, как Ан. А.Л., Браславский А.В., Вавилова Т.Я., Волков В.Е., Вяткина Б.М., Гришин О.Е., Закирова Ю.А., Хаснутдинова С.Р., Касимова А.Р., Ильина И.Н., Котов А.И., Катаева Ю.В., Овсянникова Т.Ю., Попова Л.М., Рой О.М., Санина А.Г.
Составляющие городской среды, их архитектурно - художественные, функциональные, проектные характеристики исследованы авторами Андреевой М.Н., Анопченко Т.Ю., Вагнер Е.А., Гавриловым А.И., Герберг Л.Я., Демуриной Ю.Л., Жиряковой С.Н., Желязняк И.М., Кислянских В.В., Нефедовфм В.А., Перьковой М.В., Заикиной А.С., Петровым А.И., Раевским А.А., Серебренниковым Т.А., Соловьевой Е.А., Сущик М.В., Лучковой В.И., Федотовым Е.С., Фирсовой Н.В., Рыжиковой М.Р., Целых Е.А., Шакаловой Е.Ю., Шаманиной К.С., Янковсой Ю.С.
Актуальность исследования определяется статусом городской среды как национального приоритета. Разработка проектов благоустройства улиц города и примыкающих к ним территорий или иным образом связанных общественных пространств должна подчиняются целостному архитектурно-художественному облику. Единая концепция внешнего вида города является важной составляющей регулирования облика городской среды, следовательно, исследование институционального управления городской среды необходимо для качественной оценки ее состояния и улучшения регулирования внешнего облика.
Объектом исследования является городская среда муниципального образования.
Предмет исследования - механизмы институционального регулирования внешнего облика городской среды муниципального образования.
Цель проводимого исследования - усовершенствовать порядок институционального регулирования внешнего облика городской среды на примере города Красноярска.
Выдвинутая цель базируется на гипотезе, что существующие система институционального регулирования внешнего облика городской среды не способна быть эффективной ввиду отсутствия разграничения полномочий по управлению и содержанию данными территориями. В следствие отсутствия достаточного финансирования, помимо бюджетных средств, муниципальное образование не выполняет работу по созданию современной городской среды и единого архитектурно-художественного облика города.
Достижение поставленной цели и доказательство выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:
- рассмотреть сущность городской среды и ее роли в системе муниципального образования;
- изучить зарубежный и отечественный опыт регулирования городской среды;
- рассмотреть сложившуюся систему институционального регулирования внешнего облика городской среды;
- предложить механизмы совершенствования институционального регулирования внешнего облика городской среды;
- проанализировать эффективность совершенствование институционального регулирования внешнего облика городской среды.
Научная новизна работы заключается в постановке, обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с разработкой теоритических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию институционального регулирования внешнего облика городской среды.
Теоретическая ценность работы заключается в анализе и систематизации нормативно - правовых актов, регулирующих городскую среду, и подходов к ее управлению.
Практическая ценность работы определяется возможностью применения результатов исследования в формировании управленческой структуры для развития внешнего облика городской среды и привлечения внебюджетных источников в данную сферу.
Методика исследования предполагает междисциплинарный системно-структурный подход: сбор и систематизация проектной и научной информации, полученной из специализированных литературных источников и электронных ресурсов. В рамках этого исследования был проведен анализ проектной информации, выполненной для города Красноярска. Проведен сравнительный и аналитический анализ для выявления воздействующих факторов и современных тенденций в области формирования внешнего облика общественных пространств.
Институциональная среда муниципального управления городской средой должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; быть достаточно простой для понимания; использовать систему социально-психологических мотиваций; быть адаптивной; стимулировать развитие. Именно институциональная среда и ее ограничительные рамки формируют эффективный экономический механизм управления потенциалом городских территорий.
Главное требование, которое предъявляется к институтам механизма управления городской средой, состоит в том, что все составляющие элементы должны содействовать формированию системы, обеспечивающей воспроизводство интеллектуального, творческого потенциала жителей, роста предпринимательской активности и социальной ответственности.
На сегодняшний день необходимо учитывать разнообразие природно-климатических, демографических, национальных и социально-экономических условий в целях создания оптимальной системы управления городскими территориями и обеспечить эффективность взаимодействия управленческих подсистем.
Оценка институциональной среды осуществляется, на основе анализа факторов ее определяющих и способствующих устойчивому развитию системы. К ним можно отнести:
- качество государственного управления;
- эффективную законодательную базу;
- защиту прав экономических субъектов;
- влияние условий жизни, образа жизни, экономического поведения субъектов;
- уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
- участие субъектов в политической жизни страны.
Необходимо подчеркнуть, что для улучшения институциональной среды необходимо принять комплекс мер, к которым относятся:
- упрощение и систематизация процессов государственного управления, ликвидация дублирующих функций, организаций с нечеткими и ненужными для общества полномочиями;
- повышение уровня информативности общества, т.е. обеспечение населения муниципалитета доступной, достоверной и своевременной информацией;
- упрощение системы налогообложения, учета и отчетности,налогового администрирования, внедрение дифференцированной шкалы налогообложения. Инфраструктура как фактор влияет на устойчивое экономическое развитие муниципалитета, включает материальные условия, пути сообщения, средства связи, сетей электро- и водоснабжения и др., а также организационно-правовые: государственные и частные институты,законодательную базу.
Диссертация посвящена исследованию институционального регулирования внешнего облика городской среды. Под городской средой понимается совокупность существующих в границах поселений внешних условий и явлений, которые оказывают влияние на характер жизнедеятельности внешнего облика города к архитектурно-художественному единообразию.
С позиции степени разработанности проблемы хочется отметить, что над вопросами управления и организационно-экономическим развитием городских территорий проведены исследования такими авторами, как Ан. А.Л., Браславский А.В., Вавилова Т.Я., Волков В.Е., Вяткина Б.М., Гришин О.Е., Закирова Ю.А., Хаснутдинова С.Р., Касимова А.Р., Ильина И.Н., Котов А.И., Катаева Ю.В., Овсянникова Т.Ю., Попова Л.М., Рой О.М., Санина А.Г.
Составляющие городской среды, их архитектурно - художественные, функциональные, проектные характеристики исследованы авторами Андреевой М.Н., Анопченко Т.Ю., Вагнер Е.А., Гавриловым А.И., Герберг Л.Я., Демуриной Ю.Л., Жиряковой С.Н., Желязняк И.М., Кислянских В.В., Нефедовфм В.А., Перьковой М.В., Заикиной А.С., Петровым А.И., Раевским А.А., Серебренниковым Т.А., Соловьевой Е.А., Сущик М.В., Лучковой В.И., Федотовым Е.С., Фирсовой Н.В., Рыжиковой М.Р., Целых Е.А., Шакаловой Е.Ю., Шаманиной К.С., Янковсой Ю.С.
Актуальность исследования определяется статусом городской среды как национального приоритета. Разработка проектов благоустройства улиц города и примыкающих к ним территорий или иным образом связанных общественных пространств должна подчиняются целостному архитектурно-художественному облику. Единая концепция внешнего вида города является важной составляющей регулирования облика городской среды, следовательно, исследование институционального управления городской среды необходимо для качественной оценки ее состояния и улучшения регулирования внешнего облика.
Объектом исследования является городская среда муниципального образования.
Предмет исследования - механизмы институционального регулирования внешнего облика городской среды муниципального образования.
Цель проводимого исследования - усовершенствовать порядок институционального регулирования внешнего облика городской среды на примере города Красноярска.
Выдвинутая цель базируется на гипотезе, что существующие система институционального регулирования внешнего облика городской среды не способна быть эффективной ввиду отсутствия разграничения полномочий по управлению и содержанию данными территориями. В следствие отсутствия достаточного финансирования, помимо бюджетных средств, муниципальное образование не выполняет работу по созданию современной городской среды и единого архитектурно-художественного облика города.
Достижение поставленной цели и доказательство выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:
- рассмотреть сущность городской среды и ее роли в системе муниципального образования;
- изучить зарубежный и отечественный опыт регулирования городской среды;
- рассмотреть сложившуюся систему институционального регулирования внешнего облика городской среды;
- предложить механизмы совершенствования институционального регулирования внешнего облика городской среды;
- проанализировать эффективность совершенствование институционального регулирования внешнего облика городской среды.
Научная новизна работы заключается в постановке, обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с разработкой теоритических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию институционального регулирования внешнего облика городской среды.
Теоретическая ценность работы заключается в анализе и систематизации нормативно - правовых актов, регулирующих городскую среду, и подходов к ее управлению.
Практическая ценность работы определяется возможностью применения результатов исследования в формировании управленческой структуры для развития внешнего облика городской среды и привлечения внебюджетных источников в данную сферу.
Методика исследования предполагает междисциплинарный системно-структурный подход: сбор и систематизация проектной и научной информации, полученной из специализированных литературных источников и электронных ресурсов. В рамках этого исследования был проведен анализ проектной информации, выполненной для города Красноярска. Проведен сравнительный и аналитический анализ для выявления воздействующих факторов и современных тенденций в области формирования внешнего облика общественных пространств.
Среди факторов, определяющих характер современного российского города, доминируют восприятие городского пространства. Крупные города ассоциируются с плотной, многоэтажной застройкой, недоучетом создания эстетических качеств среды, игнорированием психологических предпочтений горожан по отношению к городским территориям, маршрутам, объектам социальной и исторической значимости. Современные тенденции развития городской среды направлены на преодоление архаичных ассоциаций, формированию среды с учетом потребности жителей.
В результате работы над данной диссертацией был систематизирован понятийный аппарат в разрезе процесса управления городской средой посредством уточнения термина: «городская среда» с определением критериев ее качества. Была определена роль городской среды в системе муниципального образования, как материальной основы города , обеспечивающей потенциал устойчивого развития города и включающей большое количество объектов , находящихся в муниципальной собственности . При этом, основное значение городских пространств - моделирование поведенческих моделей горожан, которые закладываются объединением организационно - социального проектирования и создание необходимой инфраструктуры и дальнейшее содержания.
В ходе изучения зарубежного и отечественного опыта регулирования городской среды, были выявлены основные субъекты управления. Главенствующую роль имеют муниципальные органы власти, при этом особое значение необходимо придать разделению функций застройщика и девелопера в реализации проектов застройки и благоустройства. Анализ показал финансовое участие консолидированного или местного бюджета в реализации проектов в зависимости от его масштаба. Исследование зарубежного опыта показало эффективность применения государственно-частного партнерства, что характеризует многообразие форм осуществления проектов благоустройства и заинтересованность в их реализации различных институтов. Так же можно отметить разнообразие нормативно-правовых актов, регулирующих формирование городской среды, которые имеют как рекомендательный, так и обязательный характер исполнения. Отечественный опыт показал слабый характер межведомственного взаимодействия в вопросах регулирования развития городских территорий и необходимость осуществления функций управления стратегией развития общественных пространств структурой, не связанной с обеспечением жизнедеятельности города в разрезе дорог, различных сетей, жилого фонда.
Рассмотрение нормативно - правового регулирования внешнего облика городской среды в России, показало проблему развития территорий, которая подменяется регулированием строительной сферы, в подчинении интересам которой находится градостроительство. Город, городская среда и качество жизни при таком подходе не являются приоритетными направлениями для государственной политики. Соответственно, человеческий масштаб в проектировании городской среды становится неучтенным. Анализ показал главенствующую роль муниципалитета в вопросах регулирования внешнего облика городской среды, так как федеральные нормативы и рекомендации носят обобщающий характер, в то время как муниципальные регламенты и правила конкретизируют параметры общественных пространств относительно проектирования и содержания объектов.
Анализ полномочий органов местного самоуправления в регулирования внешнего облика городской среды показал финансовую несостоятельность. Так же выявлены межведомственные разрывы в подходах к благоустройству. Одной из важнейших задач видится повышение уровня информативности общества в вопросах благоустройства, т.е. обеспечение населения муниципалитета доступной, достоверной и своевременной информацией.
Для устранения указанных проблем предложена дорожная карта по совершенствования порядка институционального регулирования внешнего облика городской среды, использование которой способно привести к улучшению имиджевой составляющей городской власти, созданию новых рекреационных пространств для жителей города, повышению доходной части бюджета города, созданию качественной долгосрочной программы по улучшению городской среды, формированию комфортной городской среды с учетом потребностей адресных групп, выявлению бюджетных потребностей на создание и содержание общественных пространств, а следовательно, более рациональному расходованию средств, установлению контакта с бизнес - сообществом в части улучшения городской среды и привлечению внебюджетных средств к комплексному благоустройству города, предложены механизмы пополнения городского бюджета прямыми и косвенными методами.
В ходе исследования выявлены общественные пространства города Красноярска, нуждающиеся в благоустройстве и приведению к стилевому единству, а также детализирован план их развития.
В результате работы над данной диссертацией был систематизирован понятийный аппарат в разрезе процесса управления городской средой посредством уточнения термина: «городская среда» с определением критериев ее качества. Была определена роль городской среды в системе муниципального образования, как материальной основы города , обеспечивающей потенциал устойчивого развития города и включающей большое количество объектов , находящихся в муниципальной собственности . При этом, основное значение городских пространств - моделирование поведенческих моделей горожан, которые закладываются объединением организационно - социального проектирования и создание необходимой инфраструктуры и дальнейшее содержания.
В ходе изучения зарубежного и отечественного опыта регулирования городской среды, были выявлены основные субъекты управления. Главенствующую роль имеют муниципальные органы власти, при этом особое значение необходимо придать разделению функций застройщика и девелопера в реализации проектов застройки и благоустройства. Анализ показал финансовое участие консолидированного или местного бюджета в реализации проектов в зависимости от его масштаба. Исследование зарубежного опыта показало эффективность применения государственно-частного партнерства, что характеризует многообразие форм осуществления проектов благоустройства и заинтересованность в их реализации различных институтов. Так же можно отметить разнообразие нормативно-правовых актов, регулирующих формирование городской среды, которые имеют как рекомендательный, так и обязательный характер исполнения. Отечественный опыт показал слабый характер межведомственного взаимодействия в вопросах регулирования развития городских территорий и необходимость осуществления функций управления стратегией развития общественных пространств структурой, не связанной с обеспечением жизнедеятельности города в разрезе дорог, различных сетей, жилого фонда.
Рассмотрение нормативно - правового регулирования внешнего облика городской среды в России, показало проблему развития территорий, которая подменяется регулированием строительной сферы, в подчинении интересам которой находится градостроительство. Город, городская среда и качество жизни при таком подходе не являются приоритетными направлениями для государственной политики. Соответственно, человеческий масштаб в проектировании городской среды становится неучтенным. Анализ показал главенствующую роль муниципалитета в вопросах регулирования внешнего облика городской среды, так как федеральные нормативы и рекомендации носят обобщающий характер, в то время как муниципальные регламенты и правила конкретизируют параметры общественных пространств относительно проектирования и содержания объектов.
Анализ полномочий органов местного самоуправления в регулирования внешнего облика городской среды показал финансовую несостоятельность. Так же выявлены межведомственные разрывы в подходах к благоустройству. Одной из важнейших задач видится повышение уровня информативности общества в вопросах благоустройства, т.е. обеспечение населения муниципалитета доступной, достоверной и своевременной информацией.
Для устранения указанных проблем предложена дорожная карта по совершенствования порядка институционального регулирования внешнего облика городской среды, использование которой способно привести к улучшению имиджевой составляющей городской власти, созданию новых рекреационных пространств для жителей города, повышению доходной части бюджета города, созданию качественной долгосрочной программы по улучшению городской среды, формированию комфортной городской среды с учетом потребностей адресных групп, выявлению бюджетных потребностей на создание и содержание общественных пространств, а следовательно, более рациональному расходованию средств, установлению контакта с бизнес - сообществом в части улучшения городской среды и привлечению внебюджетных средств к комплексному благоустройству города, предложены механизмы пополнения городского бюджета прямыми и косвенными методами.
В ходе исследования выявлены общественные пространства города Красноярска, нуждающиеся в благоустройстве и приведению к стилевому единству, а также детализирован план их развития.
Подобные работы
- СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В ГОРОДАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ
ТОМСКА, НОВОСИБИРСКА И ОМСКА)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2025 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД НАРЬЯН-МАР»)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Финансово-экономические факторы конкурентоспособности Республики Татарстан
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие бизнеса и органов власти при реализации строительных проектов в Санкт-Петербурге
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018



