Введение
1.2 Отечественный и зарубежный опыт управления городской средой 18
1.3 Современные подходы в формировании качественной городской среды 35
2 Система институционального регулирования городской среды 45
2.1 Анализ нормативно-правового регулирования внешнего облика
городской среды 45
2.2 Полномочия органов местного самоуправления в регулировании
внешнего облика городской среды 57
2.3 Исполнение органами местного самоуправления программы
«Формирование комфортной городской среды» 72
3 Совершенствование институционального регулирования внешнего облика
городской среды муниципального образования 87
3.1 Дорожная карта совершенствования институционального регулирования
внешнего облика городской среды 87
3.2 Формирование перечня объектов управления городской среды 95
3.3 Предложения по совершенствованию институционального регулирования
внешнего облика городской среды 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 113
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Ж 121-
Институциональная среда образует механизм саморегуляции, который обеспечивает поддержание равновесия системы вокруг определенных заданных параметров. Поэтому эффективное управление городской средой возможно с соответствующей адаптивностью институтов и институционального окружения.
Институциональная среда муниципального управления городской средой должна соответствовать следующим критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; быть достаточно простой для понимания; использовать систему социально-психологических мотиваций; быть адаптивной; стимулировать развитие. Именно институциональная среда и ее ограничительные рамки формируют эффективный экономический механизм управления потенциалом городских территорий.
Главное требование, которое предъявляется к институтам механизма управления городской средой, состоит в том, что все составляющие элементы должны содействовать формированию системы, обеспечивающей воспроизводство интеллектуального, творческого потенциала жителей, роста предпринимательской активности и социальной ответственности.
На сегодняшний день необходимо учитывать разнообразие природно-климатических, демографических, национальных и социально-экономических условий в целях создания оптимальной системы управления городскими территориями и обеспечить эффективность взаимодействия управленческих подсистем.
Оценка институциональной среды осуществляется, на основе анализа факторов ее определяющих и способствующих устойчивому развитию системы. К ним можно отнести:
- качество государственного управления;
- эффективную законодательную базу;
- защиту прав экономических субъектов;
- влияние условий жизни, образа жизни, экономического поведения субъектов;
- уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;
- участие субъектов в политической жизни страны.
Необходимо подчеркнуть, что для улучшения институциональной среды необходимо принять комплекс мер, к которым относятся:
- упрощение и систематизация процессов государственного управления, ликвидация дублирующих функций, организаций с нечеткими и ненужными для общества полномочиями;
- повышение уровня информативности общества, т.е. обеспечение населения муниципалитета доступной, достоверной и своевременной информацией;
- упрощение системы налогообложения, учета и отчетности,налогового администрирования, внедрение дифференцированной шкалы налогообложения. Инфраструктура как фактор влияет на устойчивое экономическое развитие муниципалитета, включает материальные условия, пути сообщения, средства связи, сетей электро- и водоснабжения и др., а также организационно-правовые: государственные и частные институты,законодательную базу.
Диссертация посвящена исследованию институционального регулирования внешнего облика городской среды. Под городской средой понимается совокупность существующих в границах поселений внешних условий и явлений, которые оказывают влияние на характер жизнедеятельности внешнего облика города к архитектурно-художественному единообразию.
С позиции степени разработанности проблемы хочется отметить, что над вопросами управления и организационно-экономическим развитием городских территорий проведены исследования такими авторами, как Ан. А.Л., Браславский А.В., Вавилова Т.Я., Волков В.Е., Вяткина Б.М., Гришин О.Е., Закирова Ю.А., Хаснутдинова С.Р., Касимова А.Р., Ильина И.Н., Котов А.И., Катаева Ю.В., Овсянникова Т.Ю., Попова Л.М., Рой О.М., Санина А.Г.
Составляющие городской среды, их архитектурно - художественные, функциональные, проектные характеристики исследованы авторами Андреевой М.Н., Анопченко Т.Ю., Вагнер Е.А., Гавриловым А.И., Герберг Л.Я., Демуриной Ю.Л., Жиряковой С.Н., Желязняк И.М., Кислянских В.В., Нефедовфм В.А., Перьковой М.В., Заикиной А.С., Петровым А.И., Раевским А.А., Серебренниковым Т.А., Соловьевой Е.А., Сущик М.В., Лучковой В.И., Федотовым Е.С., Фирсовой Н.В., Рыжиковой М.Р., Целых Е.А., Шакаловой Е.Ю., Шаманиной К.С., Янковсой Ю.С.
Актуальность исследования определяется статусом городской среды как национального приоритета. Разработка проектов благоустройства улиц города и примыкающих к ним территорий или иным образом связанных общественных пространств должна подчиняются целостному архитектурно-художественному облику. Единая концепция внешнего вида города является важной составляющей регулирования облика городской среды, следовательно, исследование институционального управления городской среды необходимо для качественной оценки ее состояния и улучшения регулирования внешнего облика.
Объектом исследования является городская среда муниципального образования.
Предмет исследования - механизмы институционального регулирования внешнего облика городской среды муниципального образования.
Цель проводимого исследования - усовершенствовать порядок институционального регулирования внешнего облика городской среды на примере города Красноярска.
Выдвинутая цель базируется на гипотезе, что существующие система институционального регулирования внешнего облика городской среды не способна быть эффективной ввиду отсутствия разграничения полномочий по управлению и содержанию данными территориями. В следствие отсутствия достаточного финансирования, помимо бюджетных средств, муниципальное образование не выполняет работу по созданию современной городской среды и единого архитектурно-художественного облика города.
Достижение поставленной цели и доказательство выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач:
- рассмотреть сущность городской среды и ее роли в системе муниципального образования;
- изучить зарубежный и отечественный опыт регулирования городской среды;
- рассмотреть сложившуюся систему институционального регулирования внешнего облика городской среды;
- предложить механизмы совершенствования институционального регулирования внешнего облика городской среды;
- проанализировать эффективность совершенствование институционального регулирования внешнего облика городской среды.
Научная новизна работы заключается в постановке, обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с разработкой теоритических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию институционального регулирования внешнего облика городской среды.
Теоретическая ценность работы заключается в анализе и систематизации нормативно - правовых актов, регулирующих городскую среду, и подходов к ее управлению.
Практическая ценность работы определяется возможностью применения результатов исследования в формировании управленческой структуры для развития внешнего облика городской среды и привлечения внебюджетных источников в данную сферу.
Методика исследования предполагает междисциплинарный системно-структурный подход: сбор и систематизация проектной и научной информации, полученной из специализированных литературных источников и электронных ресурсов. В рамках этого исследования был проведен анализ проектной информации, выполненной для города Красноярска. Проведен сравнительный и аналитический анализ для выявления воздействующих факторов и современных тенденций в области формирования внешнего облика общественных пространств.
Среди факторов, определяющих характер современного российского города, доминируют восприятие городского пространства. Крупные города ассоциируются с плотной, многоэтажной застройкой, недоучетом создания эстетических качеств среды, игнорированием психологических предпочтений горожан по отношению к городским территориям, маршрутам, объектам социальной и исторической значимости. Современные тенденции развития городской среды направлены на преодоление архаичных ассоциаций, формированию среды с учетом потребности жителей.
В результате работы над данной диссертацией был систематизирован понятийный аппарат в разрезе процесса управления городской средой посредством уточнения термина: «городская среда» с определением критериев ее качества. Была определена роль городской среды в системе муниципального образования, как материальной основы города , обеспечивающей потенциал устойчивого развития города и включающей большое количество объектов , находящихся в муниципальной собственности . При этом, основное значение городских пространств - моделирование поведенческих моделей горожан, которые закладываются объединением организационно - социального проектирования и создание необходимой инфраструктуры и дальнейшее содержания.
В ходе изучения зарубежного и отечественного опыта регулирования городской среды, были выявлены основные субъекты управления. Главенствующую роль имеют муниципальные органы власти, при этом особое значение необходимо придать разделению функций застройщика и девелопера в реализации проектов застройки и благоустройства. Анализ показал финансовое участие консолидированного или местного бюджета в реализации проектов в зависимости от его масштаба. Исследование зарубежного опыта показало эффективность применения государственно-частного партнерства, что характеризует многообразие форм осуществления проектов благоустройства и заинтересованность в их реализации различных институтов. Так же можно отметить разнообразие нормативно-правовых актов, регулирующих формирование городской среды, которые имеют как рекомендательный, так и обязательный характер исполнения. Отечественный опыт показал слабый характер межведомственного взаимодействия в вопросах регулирования развития городских территорий и необходимость осуществления функций управления стратегией развития общественных пространств структурой, не связанной с обеспечением жизнедеятельности города в разрезе дорог, различных сетей, жилого фонда.
Рассмотрение нормативно - правового регулирования внешнего облика городской среды в России, показало проблему развития территорий, которая подменяется регулированием строительной сферы, в подчинении интересам которой находится градостроительство. Город, городская среда и качество жизни при таком подходе не являются приоритетными направлениями для государственной политики. Соответственно, человеческий масштаб в проектировании городской среды становится неучтенным. Анализ показал главенствующую роль муниципалитета в вопросах регулирования внешнего облика городской среды, так как федеральные нормативы и рекомендации носят обобщающий характер, в то время как муниципальные регламенты и правила конкретизируют параметры общественных пространств относительно проектирования и содержания объектов.
Анализ полномочий органов местного самоуправления в регулирования внешнего облика городской среды показал финансовую несостоятельность. Так же выявлены межведомственные разрывы в подходах к благоустройству. Одной из важнейших задач видится повышение уровня информативности общества в вопросах благоустройства, т.е. обеспечение населения муниципалитета доступной, достоверной и своевременной информацией.
Для устранения указанных проблем предложена дорожная карта по совершенствования порядка институционального регулирования внешнего облика городской среды, использование которой способно привести к улучшению имиджевой составляющей городской власти, созданию новых рекреационных пространств для жителей города, повышению доходной части бюджета города, созданию качественной долгосрочной программы по улучшению городской среды, формированию комфортной городской среды с учетом потребностей адресных групп, выявлению бюджетных потребностей на создание и содержание общественных пространств, а следовательно, более рациональному расходованию средств, установлению контакта с бизнес - сообществом в части улучшения городской среды и привлечению внебюджетных средств к комплексному благоустройству города, предложены механизмы пополнения городского бюджета прямыми и косвенными методами.
В ходе исследования выявлены общественные пространства города Красноярска, нуждающиеся в благоустройстве и приведению к стилевому единству, а также детализирован план их развития.
1. Ан, А.Л. Управление общественными пространствами в городской среде как фактор улучшения качества жизни/ А.Л.Ан // Проблемы современной экономики. - 2012. - 8. - С. 30-34.
2. Аузан, А. Как вывести экономику из комы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www//biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a15967/.
3. Бабичев, И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций: учебник / И.В. Бабичев. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2010. - 336 с.
4. Бикмаева, А.В. Технология оценки влияния факторов на развитие городской среды/ А.В.Бикмаева // Экономика, социология и право. - 2015. - №1. - С. 36-40.
5. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии: учебник/ Н.С. Бондарь. - М.: Норма, 2008. - 592 с.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ ред. от 14.11.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Вавилова, Т.Я. Зарубежный опыт применения индикаторов устойчивого развития для оценки качества городской среды/ Т.Я. Вавилова // Устойчивое развитие городской среды: сборник статей [Электронный ресурс] / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой, Е.Г. Вышкина, Ф. Свитала; АСИ СамГТУ. - Электронные текстовые и графические данные. - Самара, 2016.
8. Выдрин, И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект). автореф. дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / И.В. Выдрин. - Екатеринбург, 1998. - 29 с.
9. Вяткина, Б.М. Целевая реабилитация как средство управления городской средой/ Б.М. Вяткина // Известия ВУЗОВ. Инвестиции, строительсво, недвижимость. - 2012. - №1. - С. 85-92.
10. Герберг, Л.Я. Качество городской среды: проблемы
проектирования и реализации/ Л.Я. Вяткина // Экономика и управления. - 2014. - №3. - С. 67-74.
11. Городская среда в России: проблемы планирования и развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://politcom.ru/21705.html
12. Городская среда и общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gisa.ru/74190.html.
13. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ ред. от 29.07.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации . В 4 ч. Ч. 2
[Электронный ресурс] : федер. закон от 26.01.1996 No 14-ФЗ ред. от 30.11.2011. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15. Гришин, О.Е. Политические технологии создания комфорта городской среды (на примере Московского мегаполиса) / О.Е. Гришин // Евразийский юридический журнал. - 2015. - №10 (89). - С. 326-329.
16. Демурина, Ю.Л. Типология общественных пешеходных пространств в городской среде / Ю.Л. Демурина // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. - 2011. - №3. - С. 12-14.
17. Джагарян, Н.В. О роли муниципально-правового регулирования в сфере градостроительных отношений [Электронный ресурс] / Н.В. Джагарян, Е.В. Гурнак // Муниципальное право. - 2013. - №12. - Режим доступа: http://www.journal-
18. Дом РФ. Формирование комфортной городской среды
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.journal-
https: //дом.рф/about/bшldmg/priority_proj ects/formirovanie-komfortnoj -gorodskoj - sredy/
19. Евтихиев, И.И. Управление в области планировки и застроики городов (Лекция). М., 1958.
20. Елистратов А.И., Учебник русского административного права. Пособие к лекциям. Вып. I. (издание второе, исправленное). М., 1911.
21. Закон Красноярского края от 02.10.2008 №7-2161 «Об
административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // Официальный портал Красноярского края. - Режим доступа:
http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/1877
22. Ильина, И.Н. Качество городской среды как фактор устоичивого развития муниципальных образовании/ И.Н. Ильина // Экономика и управления народным хозяйством. - 2015. - №5. - С. 69-82.
23. Итоги Всероссиискои переписи населения ВПН -2010
[Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Условия доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
24. Кайсарова, В.П. Ценностно-ориентированный подход в стратегическом управлении крупным городом / В.П. Кайсарова // Вестник СПбГУ. - 2008. - № 4. - С. 133.
25. Катаева, Ю.В. Городская среда как пространство жизнеднедеятельности местных сообществ/ Ю.В. Катаева, Я.И. Кадырова // Региональная экономика. - 2013. - №2. - С. 76-81.
26. Катаева, Ю.В. Формирование институциональной среды в целях реализации интеллектуального потенциала региона / Ю.В. Катаева, И.И. Максименко // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011.- №22-1. - С. 185-190.
27. Колесникова, М.В. Институциональные аспекты формирования инфраструктурной политики в сфере городской среды / М.В. Колесникова // Теория и практика институциональных преобразований в России. - 2015. - №32. - С. 136-154.
28. Конституция Россиискои Федерации : офиц. текст. - Москва : Маркетинг, 2001. - 39 с.
29. Котов, А.И. Стратегирование в России и мире: ставка на человека
[Электронный ресурс] / А.И. Котов // Петербургский международный экономический форум 2014. - Режим доступа:
http://87.245.207.33/ru/2014/sections/30/materials/229/sessions/771
30. Котова, Е.А. Понятие «городской среды» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://urbanica.spb.ru/wpcontent/uploads/2011/12/2_Ponjtie_gorodcskaj_sreda.pdf
31. Матейкович, М.С. Публичное управление в России: пути совершенствования / М.С. Матейкович // Журнал российского права. - 2008. - № 5. - С. 118-124.
32. Мировой опыт. Как создаются проекты благоустройства
[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://strelka.com/ru/magazine/2016/04/25/standarts benchmarking
33. Мировой процесс урбанизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //geographyofrussia. com/mirovoj -process-urbanizacii/
34. Московский урбанистический форум [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http ://2016. mosurbanforum. ru/files/city/habarovsk/brochure_muf.pdf
35. Наука и технологии РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=347&d_no=20108#.Whvt_rTQpE4
36. Общественная палата города МосквыВ Москве разработают регламент содержания территорий в любую погоду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opmoscow.ru/ru-RU/news/default/card/122.html
37. Овсянникова, Т.Ю. Градостроительная среда как основа городского
38. Овсянникова Т.Ю. Урбосервейинг: концепция перехода от
управление объектом у управлению городской средой / Т.Ю. Овсянникова // Недвижимость: экономика, управление. - 2014. - № 34. - С. 21-24.
39. Пак, О.А. Институциональная среда развития благосостояния
субъектов [Электронный ресурс] / О.А. Пак // Новый взгляд. Международный
научный вестник. Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_23092556_93230721.pdf
40. Пестрикова, А.Г. Анализ факторов , определяющих состояние городской среды/ А.Г. Пестрикова // Наука и образование. - 2010. - № 1. - 8 с.
41. Правила землепользования и застройки города Красноярск от
07.07.2015 № В-122 [Электронный ресурс] // Официальный портал
администрации города Красноярска. - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/citytoday/building/Pages/pzz.aspx
42. Постановление администрации Красноярска №326 об Об
утверждении архитектурно-художественного регламента улиц города Красноярска, подлежащих ремонту (капитальному ремонту) от 25.05.2017 [Электронный ресурс] // Официальный портал администрации города Красноярска. - Режим доступа:
http://www.admkrsk.ru/sites/doc/Pages/detail.aspx?RecordID=21490
43. Правила благоустройства территории города Красноярска от
25.06.2013 №В-378 [Электронный ресурс] // Официальный портал
администрации города Красноярска. - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/citytoday/municipal/ozelenenie/Pages/pravila.aspx
44. Росгосстрах. Центр стратегических исследовании' [Электронный
ресурс] : Официальный сайт . - Режим доступа:
http://www.rgs.ru/pr/csr/trends/index.wbp]
45. Российский союз инженеров . Генеральный рейтинг
деятельности городов за 2012 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. российский-союз-инженеров.рф/2-generalnyy-reyting-
privlekatelnosti-rossiyskikh-gorodov-po-rezultam-deyatelnosti- za-2011
46. СНиП III-10-75 Благоустройство территории [Электронный ресурс]. - Введ. - Москва: Гипрокоммунстрой Мнижилкоммунхоза РСФСР, 1979. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/14575/
47. Соловьева, Е. А. Человек в городской среде: история и перспективы психологичсеких исследований / Е.А. Соловьева // Вестник гражданских инженеров. - 2011. - №4. - С. 195-199.
48. СП 82.13330.2015 Благоустройство территории [Электронный ресурс]. - Введ. - Москва: ФГБУ ЦНИИП Минстроя, 2016. - Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/14575/
49. Трофименко, Д.В. Городское сообщество: разрешение институциональных конфликтов в полиэтничной среде: автореф. дисс. ... канд. соц. наук.: 22.00.04 / Д.В. Трофименко. - Ростов-на-Дону, 2008. - 22 с.
50. Федерального закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40416/
51. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
52. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ ред. от 19.07.2011 «Об архитектурной деятельности Российской федерации» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8344/
53. Федеральный закон от 03.07.2016 № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/07/13/izmeneniya-dok.html
54. Федотов, Е. С. Социальная роль благоустройства городской среды мегаполиса / Е.С. Федотов // Социальная политика и социология. - 2013. - № 1¬2. - С. 272-284.
55. Adams, D. Planning, public policy and property markets / D. Adams, С. Watkins, М. White. - Wiley-Blackwell: Oxford, 2005. - pp. 239-251.
56. Bureau of Urban Development Tokyo Metropolitan Governmen [Электронный ресурс] : Официальный сайт бюро городского развития Токио. - Режим доступа: http://www.toshiseibi.metro.tokyo.jp/eng/
57. Cities of Opportunity: Building the future [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.pwc.com.br/pt/publicacoes/ setores-
atividade/assets/infraestrutura-grandes-projetos/pwc-cities- of-opportunity-building- the-future-2014.pdf.
58. City Development Index - CDI [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esl.jrc.ec.europa.eu/dc/cdi_joef
59. Economist Intelligence Unit [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eiu.com/ public/topical_report.aspx? campaignid=Liveability2013.
60. McKinsey Global Institute [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. MGI_internet_matters_full_report%20(1).pdf
61. Melbourne City Council Council Plan 2013-17 [Электронный ресурс].
- Режим доступа:
http://www.melbourne.vic.gov.au/SiteCollectionDocuments/council-plan-2013- 17.pdf
62. Mercer 2012 Quality of Living Survey [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http:// www.mercer.com/qualityoflivingpr#city-rankings
63. Monocle: Most Liveable Cities Index [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http:// monocle.com/film/affairs/quality-of-life-survey-
2013/&usg=ALkJrhgel2mwTQUgbBleUuI9- PIZPziklw.],
64. Rezende J.F.C., Sinay M.C.F. Methodology for leading indicators on
sustainable regional development [Электронный ресурс]. - 2016. - № 3. - Режим доступа: http://www.scielo.br/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0034-
76122016000300395&lng=en&nrm=iso&tlng=en
65. Stern, J. Electricity and telecommunications Regulatory Institutions in Small and Developing Countries/ J. Stern // Utilities Policy. - 2000. - No. 3. Pp. 131-157.
66. World Urbanization Prospects: The 2011 Revision. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division [Электронный ресурс]. - United Nations, New York, 2012. - Режим доступа: http://esa.un.org/unup/Documentation/final-report.htm
67. Zhao, X. Early warning of urban residential development considering
sustainability factors / X. Zhao // International Journal of Smart Home. - 2016. - Vol. 10. № 6. - P. 355-368.