Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИУДАИЗМА И ХРИСТИАНСТВА НА ПРИМЕРЕ ВЗГЛЯДОВ П.ПОЛОНСКОГО И А.ФРУХТЕНБАУМА

Работа №186790

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные этапы развития иудео-христианских отношений 12
Глава 2. Религиозно-философские взгляды Пинхаса Полонского 30
2.1. Биография Пинхаса Полонского 30
2.2. Религиозная концепция П.Полонского: ортодоксальный модернизм 35
2.3. Современные проблемы иудео-христианских взаимоотношений с
точки зрения П.Полонского 42
Глава 3. Религиозно-философские взгляды Арнольда Фрухтенбаума 57
3.1. Биография Арнольд Фрухтенбаума 57
3.2. Религиозная концепция исследователя: мессианский иудаизм 63
3.3. Основные проблемы иудео-христианского диалога с точки зрения А.
Фрухтенбаума 67
Глава 4. Сравнение взглядов П.Полонского и А.Фрухтенбаума 78
Заключение 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

В мире есть большое количество разных религий, некоторые из них мирно сосуществуют, не навязывая друг другу теологических дискуссий, другие плавно сменяют друг друга, третьи взаимодействуют друг с другом только в конфликтной форме. Но именно отношения между иудаизмом и христианством уникальны: их близость служит основой для выстраивания диалога, но в тоже время эта духовная близость является первоосновой разногласий этих религий. Наличие общего наследия зарождает и наличие спора, конфликта относительно этого наследия.
Идеологический конфликт, длящийся с момента появления христианства и его отделения от иудаизма, является следствием близости христианства и иудаизма. Эти две религии имеют схожий язык культур, способ мышления, а самое главное - общий священный текст. Наличие общего религиозного писания у двух разных религий - это уникальное мировое явление. Христианство признает Ветхий Завет не только допустимым писанием для еврейского народа, но и священным писанием своего учения. С точки зрения внешнего наблюдателя иудаизм и христианство это не столько близкие религии, а сколько подвиды одной религии.
Евреи и христиане вступили в определенные взаимоотношения с первых дней возникновения христианства. Эти взаимоотношения продолжаются вот уже почти две тысячи лет. За столь длительный период времени произошло немало изменений в обеих религиях. Каждый период внес свои коррективы в каждую из них. Евреи и христиане сталкивались или соприкасались во всех областях своей жизнедеятельности. Но открытый спор между ними происходил, прежде всего, на религиозной почве.
В истории развития иудео-христианских отношений можно выделить несколько ключевых событий, изменивших характер взаимоотношений данных религий. XX век включил в себя три таких события: Катастрофа, 3
создание государства Израиль, созыв Второго Ватиканского собора, именно XX в. должен был стать переломным в отношении двух религий. «Теорию замещения», которая составляла основу отношения христианства и иудаизма должна была сменить новая парадигма, но вопрос о том, произошла ли данная замена, остается пока открытым.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в недостаточной степени изученности влияния событий XX века на развитие иудео-христианского диалога. В рамках данного исследования, ключевыми являются следующие вопросы: изменилось ли отношение иудеев к христианам, если изменилось, то как? Удалось ли благодаря событиям XX века решить ключевые проблемы взаимоотношения иудаизма и христианства, какие проблемы ведения диалога существует в настоящее время. Для ответа на поставленные вопросы изучены основные работы Пинхаса Полонского и Арнольда Фрухтенбаума - исследователей иудаизма, руководителей еврейских религиозных организаций, представителей двух противоположенных течений иудаизма: ортодоксальный иудаизм и
мессианский иудаизм.
Что касается историографии темы, то в отечественной и зарубежной научной литературе было написано немало работ, посвященных как иудео- христианским отношениям, так и развитию иудаизма и христианства по отдельности. Однако, современные проблемы иудео-христианского диалога (с середины XX века по сегодняшний день) как предмет самостоятельного изучения не рассматривались. Кроме того, в отечественной и зарубежной историографии нет научных работ, рассматривающих концепции еврейских исследователей П. Полонского и А. Фрухтенбаума. Книги Арнольда Фрухтенбаума практически не переведены на русский язык, лишь две
его работы изданы на русском языке: одна из них посвящена личности Иисуса Христа в контексте религиозных писаний , во второй работе
рассматриваются мессианские пророчества в еврейских Писаниях, еврейское представление о Мессии . Тема иудео-христианских отношений
затрагивалась в работах, посвященных истории евреев в целом и отдельным этапам межрелигиозного диалога в частности. Всю литературу,
посвященную иудео-христианскому диалогу можно разделить на несколько типов.
Первый тип - это исследования, в которых иудео-христианский диалог рассматривается как часть истории евреев, основной акцент в данных работах делается на истории еврейского народа. К такому типу исследований относится работа С.М. Дубнова, российского еврейского историка, одного из создателей научной истории еврейского народа. В своей книге «Краткая история евреев» он рассматривает историю евреев с древнейших времен до XIX . Еще одним исследованием, описывающим историю еврейского народа, является книга «Очерки еврейского народа» под ред. С.Эттингера . В оригинале книга писалась на иврите (она вышла в свет в трех томах на иврите в 1969 - 70 гг. в издательстве «Двир») и одновременно подготовлялся сокращенный вариант на русском языке. Редактор оригинала на иврите, профессор Х. Г. Бен-Сассон; редактор русского варианта профессор Ш. Эттингер. Попытки составления общей истории евреев на русском языке, весьма редки, данная книга является одной из самых популярный книг, переведенных на русский язык за последнее время. Из зарубежной литературы данного типа в рамках выпускной квалификационной работы используется книга «Популярная история евреев», автором которой является Пол Джонсон . В этой книге автор исследует 4000-летнюю историю еврейского народа от изначальных корней до настоящего времени, делает свои выводы о роли и значении евреев в мировой истории. Историография первого типа используется в бакалаврской работе в основном для описания ключевых исторических событий, повлиявших на развитие иудео- христианских отношений. Приведенные выше исследования помогают ввести исторический контекст в рамках рассматриваемой темы.
Второй тип - исследования, предметом которых являются непосредственно сами взаимоотношения евреев и христиан. Основной книгой из данного блока, которая применяется в выпускной квалификационной работе, является книга «Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур» . Данное исследование представляет собой курс, созданный коллективом под руководством профессора Оры Лимор, посвященный истории взаимоотношений еврейской и христианской общин в средневековой Европе. В нем рассматривается зарождение христианства, его размежевание с иудаизмом и ключевые проблемы ведения религиозного диалога на раннем этапе. К этой группе литературы также относится работа Арье Барац «Теология дополнительности. Принципы и перспективы иудео- христианского диалога» . В этой книге автор описывает основные проблемы взаимоотношений иудаизма и христианства через принцип дополнительности. К этому типу литературы можно отнести работы, описывающие личность Иисуса Христа и образа Мессии в Ветхом и Новом Завете, так как именно личность Иисуса из Назарета является одним из спорных вопросов в диалоге иудаизма и христианства. Личность Иисуса Христа описывает Б.В. Пилат, в своей книге «Иисус, евреи и раннее христианство» . Образ Мессии представлен в книгах Ристо Сантала «Мессия в Ветхом Завете» и «Мессия в Новом Завете» . Второй тип литературы в рамках выпускной квалификационной работы используется для описания проблем иудео-христианского диалога предыдущих периодов, но ни в одной их существующих работ не описаны современные проблемы диалога двух религий, отличающиеся от проблем, характерных для других исторических периодов.
Третий тип - исследования, предметом которых являются различные течения иудаизма. Данный тип исследования используется для описания религиозно-философских взглядов П. Полонского и А. Фрухтенбаума. К этой группе литературы можно отнести работу рава Кука , последователем которого является П.Полонский. В этой книге представлены основные положения учения р. Кука, которые в дальнейшем развивает П. Полонский. К этому типу литературы относится и работа Шломо Авинера, одного из ведущих духовных лидеров движения религиозного сионизма .
Четвертый тип - работы Пинхаса Полонского и Арнольда Фрухтенбаума, которые не посвящены иудео-христианскому диалогу. Данный тип литературы также будет использоваться при описании религиозных взглядов авторов. У П. Полонского это работы посвященные взаимоотношению евреев с другими народами , книга о соотношении религиозного и научного подхода к Сотворению мира , также работа посвященная изучению личности и деятельности лидера религиозного сионизма р.Кука . Из работ А.Фрухтенбаума в качестве литературы использованы следующие тексты: «Бог Отец» и «Израилелогия, недостающее звено в систематической теологии», книга, написанная на основе диссертации самого же автора, защитив которую он получил степень доктора философских наук . Данные работы помогут лучше понять философские взгляды П.Полонского и А.Фрухтенбаума, их мировоззрение, на основании которого формировались концепции иудео-христианского диалога, авторами которых являются эти исследователи.
В целом, можно отметить, что в отечественной и зарубежной литературе нет работ, посвященных теме выпускной квалификационной работы. Существуют лишь работы, посвященные иудео-христианскому диалогу до XX века. Также отсутствуют работы, посвященные взглядам П. Полонского и А. Фрухтенбаума.
Объектом выпускной квалифицированной работы являются иудео- христианские отношения. Предметом: взгляд П.Полонского и А.
Фрухтенбаума на проблемы иудео-христианского диалога.
Цель исследования: выявить современные проблемы
взаимоотношений иудаизма и христианства на основе работ Пинхаса Полонского и Арнольда Фрухтенбаума.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
1. Выделить основные этапы становления и развития взаимоотношений иудаизма и христианства;
2. Проанализировать основные работы П. Полонского и А. Фрухтенбаума;
3. На основе работ исследователей выявить основные проблемы взаимоотношений иудаизма и христианства;
4. Сравнить религиозные взгляды на иудео-христианские отношения П.Полонского и А. Фрухтенбаума
Важнейшими научными принципами, использованными в ходе написания выпускной квалификационной работы, стали объективность и историзм, которые дали возможность сгруппировать фактический материал. Применялись также методы научного познания, такие как общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, и др.), и специальные методы исторической науки (ретроспективный, проблемно-хронологический и др.).
Источниковедческая база для написания бакалаврской работы включает несколько видов источников. Прежде всего, это книги П. Полонского и А. Фрухтенбаума, посвященные иудео-христианского диалогу.
У П. Полонского это книга «Евреи и христианство: несовместимость двух подходов к миру», в которой исследователь описывает основные различия двух религий на основе священных текстов, главный акцент в данной книге делается на противопоставлении иудаизма и христианства, это первая обобщающая работа П.Полонского на данную тему . Второй источник - книга «Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству», которая является продолжением предыдущей работы. В этой книге Полонский говорит о необходимости диалога двух религий на основе «теории дополнения», при этом считая необходимым учитывать и уважать различия, существующие между иудаизмом и христианством . Третий источник - книга «Библейская динамика. Часть 6: Храм Моисея и Храм Аарона» , в которой П.Полонский проводит аналогию взаимоотношений иудаизма и христианства с отношениями между Храмом Моисея и Храмом Аарона.
Из книг А.Фрухтенбаума в качестве источника в бакалаврской работе использованы следующие тексты: «Мессианская христология», в книге рассматриваются мессианские пророчества еврейских Писаний, которые исполнились в Первое пришествие Мессии, в основе данных исследований
лежат еврейские представления о Мессии . В книге «Иисус был Еврей» на основе религиозных писаний приведены доказательства почему Иисус является Мессией, показано отношение А.Фрухтенбаума к иудео- христианскому диалогу . Работе «Мессия Йешуа, Божественный Искупитель: христология из мессианской еврейской перспективы»,
непереведенная на русский язык, является продолжением первой работы по мессианской христологии .
Еще одной группой источников, использованной в бакалаврской работе, являются статьи, представленные на официальных сайтах организаций, руководителями которых являются П.Полонский и А. Фрухтенбаум. На этих же сайтах расположены многочисленные статьи, активно используемые в качестве источников при написании выпускной квалификационной работы, аудио и видеоматериалы, авторами которых являются приведенные выше исследователи.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, четырех глав, включающих 6 разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе «Основные этапы развития иудео-христианских отношений» рассмотрен исторический контекст становления и развития взаимоотношений между иудаизмом и христианством. Выделены ключевые этапы отношений данных религий, начиная с момента зарождения христианства по сегодняшний день. В главе кратко рассмотрено как менялось отношение иудеев к христианам и христиан к иудеям в связи с ключевыми историческими событиями для иудаизма и христианства. Особое внимание уделено XX веку как переломному с точки зрения ведения иудео- христианского диалога.
Во второй главе «Религиозно-философские взгляды Пинхаса Полонского» составлена биография П.Полонского, включающая в себя основные события, влияющие на формирование религиозной концепции исследователя, кратко описаны его главные научные работы. В отдельной подглаве представлены ключевые идеи религиозного направления, представителем которого является П.Полонский: основные положения ортодоксального модернизма. Приведена концепция Рав Авраам Ицхак ha- Коэн Кука, создателя ортодоксального модернизма, религиозного учителя Пинхаса Полонского. В третьей подглаве рассмотрены современные проблемы иудео-христианского диалога с точки зрения П.Полонского. Описаны краеугольные проблемы иудео-христианского диалога и возможные пути их решения, которые в своих работах предлагает П. Полонский.
В третьей главе «Религиозно-философские взгляды Арнольда Фрухтенбаума» представлена биография Арнольда Фрухтенбаума, его жизненный путь и процесс формирования его религиозной картины мира. Также в данной главе описано становление и развитие мессианского иудаизма, представителем которого является А.Фрухтенбаум, показано различие между мессианским иудаизмом в США и в Израиле. Понимание религиозно-философского взгляда исследователя крайне важно для понимания его видения проблем иудео-христианского диалога, описанных в третьей подглаве. Изучение биографии и процесса формирования основных ценностей А.Фрухтенбаума помогает установить, почему исследователь видит иудео-христианских отношения именно таким образом.
В четвертой главе «Сравнение взглядов П.Полонского и А.
Фрухтенбаума» показаны различия во взглядах П.Полонского и А.
Фрухтенбаума на возможные варианты развития иудео-христианского диалога. Показано, как два исследователя по-разному интерпретируют одни и те же исторические источники и как следствие по-разному видят современные проблемы взаимоотношений иудаизма и христианства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило проанализировать основные этапы развития иудео-христианских отношений и выделить ключевые проблемы ведения диалога между иудеями и христианами на современном этапе с точки зрения Пинхаса Полонского и Арнольда Фрухтенбаума. В ходе проведенного исследования удалось выявить следующие утверждения.
1. XX век имеет особое значение в рамках иудео-христианского диалога, существующего на протяжении двух тысяч лет. Три ключевых события, произошедшие в течение одного века, повлияли на изменение характера ведения диалога между иудеями и христианами: Катастрофа (в расширительном понимании нацизм) , создание Государства Израиль (1948 г. ), и как следствие предыдущих двух событий - Созыв Второго Ватиканского Собора (1963-1965 гг). Впервые за несколько столетий западное христианское общество на официальном уровне пересмотрело свое отношение к еврейской общине. В рамках конференция в 1947 г. в Зелисберге и во время созыва Второго Ватиканского собора были отменены все антисемитские положения исторического христианства, в частности, было признано, что «теология презрения» исторически явилась почвой возникновения нацисткой идеологии, поэтому она должна быть не только отменена, но и осуждена. Создание Государства Израиль привело к изменению не только теологии иудаизма, но и к изменению концепции христианства. Сам факт создания Государства Израиль противоречит концепции Августина, согласно которой евреи потеряли свое государство за «грех непризнания Христа», и они не могут вновь обрести его, пока не исправят этот «грех». Несмотря на переломный характер принятых положений, они не повлияли на решение основных теологических противоречий, существующих между иудаизмом и христианством. Ключевые теологические проблемы остались нерешенными.
2. Анализируя основные работы Пинхаса Полонского и А. Фрухтенбаума, мы видим, как представители разных направлений иудаизма 83
по-разному интерпретируют тексты Священных Писаний. На примере отрывка из Исайи (Ис.53:1), можно увидеть, как исходя из своих религиозных убеждений, представители иудаизма меняют изначальный смысл написанного текста. Кроме того, позиции Пинхаса Полонского и Арнольда Фрухтенбаума по отношению к иудео-христианского диалогу, прежде всего, основываются на их принадлежности к определенному направлению в рамках иудаизма: ортодоксальному и мессианскому иудаизму. При изучении взглядов данных авторов нужно учитывать их биографические особенности и особенности религиозно-философских взглядов.
3. П. Полонский и А.Фрухтенбаум по-разному определяют современные проблемы иудео-христианского диалога. По мнению Пинхаса Полонского, основной современной проблемой иудео-христианского диалога является нежелание представителей двух религий отказаться от предыдущей модели выстраивания отношений. Как утверждает Пинхас Полонский, несмотря на принятые официальные документы в XX веке, диалог между иудеями и христианами продолжается вестись на уровне обсуждения «проблем прошлого». По мнению П.Полонского, иудео-христианский диалог продолжает выстраиваться вокруг обсуждений теологических противоречий, таких как вопрос о личности Иисуса и признание его Мессией и Богом, понимание «первородного греха», различия в описании Мессии в Ветхом и Новом Завете. В свою очередь, А.Фрухтенбаум видит основной проблемой иудео-христианского диалога на современном этапе развития взаимоотношений двух религий, в нежелании евреев признать Иисуса Мессией и «богочеловеком». А.Фрухтенбаум утверждает, что невозможно вести иудео-христианский диалог без обсуждения краеугольных противоречий. По его мнению, события XX века не отменили актуальности данных противоречий, а лишь показали несостоятельность методов ведения диалога на предыдущих этапах.
4. Как уже было сказано выше, религиозно-философские взгляды П.Полонского и А.Фрухтенбаума имеют существенные различия. Они касаются, прежде всего, вопросов, связанных с ключевыми теологическими противоречиями между иудаизмом и христианством. Однако, во взглядах авторов есть и общие положения. Во-первых, оба исследователя говорят о необходимости и важности ведения иудео-христианского диалога. Цель ведения диалога они понимают по-разному, но это не отменяет высокий уровень значения ведения диалога в концепциях данных представителей иудаизма. Деятельность обоих авторов направлена на развитие иудео- христианских отношений. Во-вторых, оба исследователя считают события XX века переломными, и что после данных событий диалог между иудаизмом и христианством не может вестись на предыдущих основаниях.
Данное исследование подтвердило актуальность проблем, существующих между иудаизмом и христианством. Несмотря на то, что иудео-христианский диалог ведется на протяжении двух тысяч лет на различных уровнях: как на уровне представителей официальной церковной власти, так и на межличностном уровне, противоречия, существующие между иудаизмом и христианство, остаются неразрешенными.
Цель исследования - выявить современные проблемы взаимоотношений иудаизма и христианства на основе работ Пинхаса Полонского и Арнольда Фрухтенбаума - была достигнута.


1. Полонский П. Библейская динамика. Часть 6: Храм Моисея и Храм Аарона. - Иерусалим: Маханаим, 2014. - 256 с.
2. Полонский П. Две тысячи лет вместе. Еврейское отношение к христианству. - Иерусалим: Маханаим, 2008. - Т. 1. - 191 с.
3. Полонский П. Евреи и христианство: несовместимость двух подходов к миру. - Иерусалим: Маханаим, 1995. — 84 с.
4. Полонский П.Новый взгляд на отношения иудаизма и христианства.
[Электронный ресурс] //Иерусалимская библиотека. - Электрон. данные. - [Б.М.], 2014. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=2s2uLu8lyP4, свободный.
5. Полонский П. Христос - камень преткновения. [Электронный ресурс] //
Позиция. - Электрон. данные. - [Б.М.], 2015. - Режим доступа:
https: //www.youtube. com/watch?v=pBpzqu-_H8I, свободный.
6. Фрухтенбаум А. Иисус был Еврей [Пер. с англ.]. - СПб. : Христиан. свидетельство Израилю : ХО "Библия для всех", 1997. - 157 с.
7. Фрухтенбаум А. Мессианская христология. - Иерусалим: Керен Ахва Мешихит, 2014. - 240 с.
8. Фрухтенбаум А. Мы вспоминали не только выход из Египта, но и наше
спасение от нацистов. [Электронный ресурс] // Коль Хесед - Голос Милости. - Электрон. данные. - [Б.М.], 2010. - Режим доступа:
http://kolhesed.ru/dr.arnold_fruchtenbaum.html, журнал, свободный.
9. Fruchtenbaum A. Messiah Yeshua, Divine Redeemer: Christology from a Messianic Jewish Perspective. - 2015. - 232 p.
Литература
1. Авинер Ш. Происхождение сионизма. Основные направления в еврейской политической мысли. Сборник статей. - М., 2004 г. - 480 с.
2. Барац А. Теология дополнительности. Принципы и перспективы иудео- христианского диалога. - MET, 2008. - 112 с.
3. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Редакторы Ринекер Фритц, Майер Герхард. - Украина, г. Кременчуг, 1999. - 573.
4. Вермеш Г. Христианство: как все начиналось / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2014. - 384 с.
5. Гасратян С.М. История и идеология еврейского религиозного движения XIX-XX веков. Из предыстории Государства Израиль. - М.: Ин-тут востоковедения РАН, 1999. - 228 с
..47


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ