Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОГРАММА СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 7
1.1 Роль и задачи специалиста сферы социальных коммуникаций 7
1.2 Подходы к профессиограмме специалиста сферы социальных коммуникаций 13
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОГРАММЫ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 28
2.1 Возможности и вызовы для специалиста сферы социальных коммуникаций в контексте
развития технологий искусственного интеллекта 28
2.2 Профессиограмма специалиста сферы социальных коммуникаций в эпоху развития
искусственного интеллекта (ИИ) 38
ОПИСАНИЕ ЦИФРОВОГО ПРОДУКТА 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Современный мир характеризуется стремительным развитием технологий, в частности искусственного интеллекта (- далее ИИ), что оказывает непосредственное влияние на профессиональную деятельность специалистов сферы социальных коммуникаций.
В современном обществе сфера социальных коммуникаций становится неотъемлемой частью информационной эпохи, которую рассматривает в своих трудах финский социолог Пекка Химанен. В своем исследовании «Хакерская этика» Химанен выделяет ключевые аспекты взаимодействия между индивидами и обществом в контексте цифровизации, когда коммуникация приобретает новые формы и значения. Специалист в области социальных коммуникаций должен не просто адаптироваться к этим изменениям, но и активно участвовать в формировании новых путей взаимодействия между людьми.
Химанен подчеркивает, что новая этика, характерная для информационной эпохи, предполагает интеграцию семи основных ценностей — страсти, свободы, социальной значимости, открытости, активности, заботы и творчества. Эти ценности, будучи перенесенными в сферу социальных коммуникаций, формируют основу для профессиональной деятельности, направленной на создание устойчивых и инклюзивных коммуникационных процессов. Задача специалиста — не просто передача информации, а создание контекста, в котором каждый участник коммуникации ощущает свою значимость и возможность влияния на окружающую действительность.
По данным исследований McKinsey & Company (2020), около 60% всех профессий содержат как минимум 30% задач, которые могут быть автоматизированы с помощью ИИ, что подчеркивает значимость адаптации профессий к новым условиям.
Преобразование профессиональных навыков специалистов в области социальных коммуникаций в условиях быстрого развития технологий искусственного интеллекта становится актуальной проблемой в современном цифровом мире.
Современные технологии ИИ стали мощными инструментами, способными автоматизировать широкий спектр задач, что ведет к созданию более эффективных коммуникационных стратегий.
Внедрение ИИ в сферы социальных коммуникаций улучшает таргетирование рекламы, автоматизирует задачи в области PR и освобождает время для стратегических решений. Ежедневно важность интеграции ИИ в деятельности компаний, становится все более очевидной. ИИ преобразуют способы коммуникаций, поэтому для специалистов в области социальных коммуникаций крайне важно освоить новейшие технологии.
Традиционные навыки и компетенции, которые раньше считались ключевыми для специалиста сферы социальных коммуникаций, постепенно трансформируются и расширяются благодаря возможностям, предоставляемым ИИ.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для специалистов в сфере социальных коммуникаций являются основополагающими документами, определяющими содержание, цели и задачи обучения данной профессиональной категории. Включая различные аспекты подготовки, эти стандарты обеспечивают единообразие и качество образовательных программ по всей России.
В частности, ФГОС высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 «Медиакоммуникации», утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2017 №527, задает нормативы и ориентиры для вузовского образования в области медиакоммуникаций.
В свою очередь, ФГОС среднего профессионального образования по специальности ФГОС 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», утверждённый приказом Минобрнауки России от 08.06.2017 № 512, ориентирован на подготовку специалистов вузовского образования, способных эффективно работать в сфере социальных коммуникаций.
В 2023 году Минобрнауки совместно с «РосНавык» в сфере искусственного интеллекта, университетами и технологическими компаниями определило перечень компетенций в области ИИ, которыми должен обладать специалист после вуза.
Компетенции, важные для специалистов в сфере социальных коммуникаций, связанных с ИИ: обработка естественного языка, например, распознавание общего смысла текста и возможность выделять ключевые тезисы; многофункциональные чат-боты, способные разговаривать на свободную тему, выполнять множество задач, учитывать сленг и ошибки, распознавать более 98% запросов; рекомендательные системы и системы поддержки принятия решений, способные принимать решения в рамках непрерывного процесса, тестировать модели без участия пользователя; распознавание и синтез речи, в том числе умение распознавать более 10 источников звуков, антропологические признаки и эмоции с высокой точностью (более 80%).
Так, специалисты сферы социальных коммуникаций по результатам опроса организаций медиа и коммуникаций, проведённого ВНИИ труда в третьем квартале 2023 года, считают, что их навыки и компетенции не соответствуют требованиям предъявляемым рынком и новой технологической средой.
Использование ИИ и других передовых технологий требует от специалистов сферы социальных коммуникаций новых знаний и гибкости в профессиональной деятельности. Без своевременной адаптации и обучения, работа этих специалистов рискует потерять актуальность, что затрудняет их взаимодействие с аудиторией, снижает конкурентоспособность на рынке труда и ставит под угрозу успешность реализуемых ими проектов.
Следовательно, проблема, на решение которой направлено данное исследование, заключается в отсутствии анализа аспектов трансформации профессиограммы специалиста сферы социальных коммуникаций в контексте развития технологий искусственного интеллекта.
На сегодняшний день существуют разнообразные профессиограммы специалистов сферы социальных коммуникаций, однако профессиограмма, которая учитывает влияние ИИ, пока еще не разработана.
Объектом исследования является профессиограмма специалиста сферы социальных коммуникаций.
Предметом выступает трансформация профессиограммы специалиста сферы социальных коммуникаций в контексте развития технологий искусственного интеллекта.
Целью работы является анализ трансформации профессиограммы специалиста сферы социальных коммуникации в контексте развития технологий искусственного интеллекта, а также разработка самой профессиограммы специалиста сферы социальных коммуникаций в эпоху развития искусственного интеллекта.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать роль и задачи специалиста сферы социальных коммуникаций;
2. Охарактеризовать подходы к профессиограмме специалиста сферы социальных коммуникаций;
3. Проанализировать возможности и вызовы для специалиста сферы социальных коммуникаций в контексте развития технологий искусственного интеллекта;
4. Разработать профессиограмму специалиста сферы социальных коммуникаций в эпоху развития искусственного интеллекта.
Теоретико-методологический комплекс исследования:
Данная работа опирается на следующие теории и концепции: концепции, связанные с цифровым обществом П. Химанена, рассматривающие влияние информационных технологий на культурные и социальные структуры; идеи Э. Бернейса, анализирующие аспекты манипуляции общественным мнением через медиа; концепции К. Блэка, исследующие стратегические коммуникации в условиях глобальных сетей; а также подходы С. Катлипа, фокусирующиеся на профессиональной этике и эффективности связей с общественностью в цифровую эпоху.
Для анализа изменения социальных и профессиональных навыков с развитием технологий искусственного интеллекта использовался системно-структурный анализ, сравнительный анализ, социокультурный и социально-исторический анализ.
Применение этих методов позволило выявить ключевые направления изменения компетентностных требований к специалистам сферы социальных коммуникаций.
Научная новизна исследования заключается в систематизации и представление ключевых компетенций и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности в условиях активной интеграции ИИ с профессиональными навыками специалиста в области социальных коммуникаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе трансформации профессиональных компетенциях специалистов в области социальных коммуникаций.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке профессиограммы специалиста в области социальных коммуникаций с учётом стремительного развития технологий искусственного интеллекта. Это позволит адаптировать образовательные программы и профессиональные стандарты к современным требованиям, которые трансформируются под воздействием ИИ.
Кроме того, разработанная профессиограмма станет основой для создания новых методик обучения, направленных на развитие навыков работы с ИИ, что необходимо для современных специалистов.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка используемых источников и литературы.
Технологии искусственного интеллекта оказывают значительное влияние на профессиограмму специалиста сферы социальных коммуникаций. Это влияние выражается в необходимости адаптации к быстро меняющимся условиям и переосмыслении традиционных компетенций в условиях цифровой трансформации.
В ходе проведенного исследования было установлено, что роль и задачи специалиста сферы социальных коммуникаций неизменно связаны с поддержанием эффективного взаимодействия в обществе. Однако, в условиях развития технологий, эти задачи усложняются необходимостью интеграции новых инструментов и подходов, которые обеспечивает искусственный интеллект.
Целью данной работы являлось исследование и анализ процесса изменения профессиограммы специалиста в сфере социальных коммуникаций в условиях активного развития технологий искусственного интеллекта.
Также были рассмотрены различные подходы к созданию профессиограммы специалистов, от традиционных до инновационных, включая гибридные модели, учитывающие роль ИИ. Это позволяет специалистам успешнее адаптироваться к новым вызовам и использовать ИИ в качестве вспомогательного инструмента.
Во второй главе, были исследованы возможности, так и вызовы, которые приносит развитие технологий искусственного интеллекта. Специалисты должны развивать гибкость и готовность к непрерывному обучению для эффективного использования ИИ в своей деятельности.
Также была предложена обновленная профессиограмма, учитывающая потребности времени. Она опирается на новую структуру компетенций, которые включают как традиционные навыки, так и проактивное освоение ИИ-технологий, что открывает для специалистов новые горизонты и возможности.
В контексте нарастающего воздействия технологий ИИ, ключевые задачи профессионалов в сфере социальных коммуникаций трансформируются следующим образом: эффективность в разработке и реализации коммуникационных стратегий должна сопровождаться умением анализировать большие массивы данных и быстро адаптировать подходы к взаимодействию с аудиторией. Профессионалы должны уметь не только создавать и поддерживать положительный имидж организаций, но и быстро решать возникающие кризисные ситуации с учетом новых технологий.
Эффективный специалист сферы социальных коммуникаций в эпоху искусственного интеллекта стремится к созданию коммуникационной платформы, которая способствует не только достижению бизнес-целей, но и развитию доверия и лояльности среди целевой аудитории, создавая возможности для диалога и партнерства.
Использование инновационных подходов и технологий становится обязательным для успешной адаптации к динамичным изменениям на рынке. Это требует глубокого исследования и постоянного мониторинга поведения целевой аудитории, общественного мнения и трендов, что, в свою очередь, позволяет своевременно корректировать стратегические планы и обеспечивать конкурентоспособность.
Специалисты в сфере социальных коммуникаций играют центральную роль в исследовании трансформации профессиограммы под влиянием развития технологий искусственного интеллекта. Их задачи включают не только продвижение бренда и управление репутацией, но и адаптацию к новым технологиям. Благодаря развитию технологий ИИ, они могут разрабатывать инновационные контент-стратегии и создавать более персонализированные коммуникационные подходы, способствуя укреплению позиций компании в глобализированном мире.
Специалисты должны быть готовы к решению кризисных ситуаций, интегрируя технологии ИИ в медиапланирование, что позволяет оперативно реагировать на изменения в окружающей среде. Профессиограмма специалиста становится многоуровневым инструментом, который необходим для понимания и развития ключевых навыков, как технических, так и коммуникативных.
Подходы А.В. Николаевой, О.П. Сидорова, С.В. Чуриковой и К. Блэка подчеркивают важность интеграции академических знаний с практическими навыками, эмоционального интеллекта, инновационного обучения и осведомленности в социокультурном контексте. Это создает интегративную модель, которая включает в себя как основные компетенции, так и качества, необходимые для справления с современными вызовами.
Эпоха искусственного интеллекта требует от специалистов постоянного обучения и адаптации, что подразумевает расширение аналитических способностей, автоматизацию рутинных задач и освоение новых рынков. Важно учитывать этические и культурные аспекты, чтобы гармонизировать эффективность ИИ и общественные ожидания, а также правильно управлять данными для сохранения приватности.
Таким образом, профессиограмма специалистов современной эпохи — это комплексный набор компетенций и качеств, где ключевую роль занимает способность использовать технологии ИИ для достижения успеха в развитии социальных коммуникаций. Специалисты должны интегрировать технические навыки и коммуникативные способности, чтобы быть эффективными в быстро меняющемся мире.
1. Алексеев, Ю.Н. Будущее профессий: влияние искусственного интеллекта // Наука и технологии. - 2024. - № 16. - С. 77-85.
2. Афанасьева, Г.В. Новые тренировочные программы для специалистов в сфере ИИ // Образование и технологии. - 2023. - № 25. - С. 61-70.
3. Блинова, Н.Г. Социальные институты и их развитие под влиянием ИИ // Вестник социальной динамики. - 2023. - № 19. - С. 48-56.
4. Богданович, А.С. Социальные перспективы использования ИИ // Вестник социальной адаптации. - 2024. - № 26. - С. 114-122.
5. Борисова, Е.А. Социальные факторы трансформации профессий // Вопросы социальной экономики. - 2024. - № 38. - С. 115-123.
6. Васильева, Л.М. Стратегии адаптации профессиограмм к вызовам ИИ // Вестник социального развития. - 2024. - № 12. - С. 130-138.
7. Волкова, Л.С. Профессиограмма специалиста в эпоху ИИ: изменения и адаптация // Труд и коммуникации. - 2023. - № 4. - С. 34-42.
8. Гаврилов, Е.А. Применение ИИ и изменения на рынке труда // Век технологий. - 2024. - № 30. - С. 112-119.
9. Голубев, В.К. Эволюция профессиональных навыков в условиях ИИ // Профессиональные исследования. - 2024. - № 10. - С. 90-98.
10. Григорьев, Л.С. Трансформация профессиограмм в контексте ИИ // Новый взгляд на профессии. - 2024. - № 20. - С. 121-129.
11. Ершова, Е.И. Изменение роли человека в условиях цифровизации // Человеческий капитал. - 2023. - № 7. - С. 29-38.
12. Журавлёва, И.А. Проблемы социального взаимодействия в условиях ИИ // Социальные вызовы. - 2023. - № 27. - С. 75-82.
13. Захаров, Д.М. Социальные коммуникации и ИИ: новое время, новые требования // Вестник современных технологий. - 2024. - № 3. - С. 140-149.
14. Иванов, П.П. Трансформация профессиограммы в условиях цифровизации // Социальные коммуникации. - 2023. - № 1. - С. 45-53.
15. Иванов, Ю. Какую профессию выбрать в эпоху искусственного интеллекта? Перспективы и рекомендации для молодежи. Дело и сервис, 2019....57