Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система мотивации научно-исследовательской и научно-практической деятельности ученых и сотрудников СФТИ (1932-1960)

Работа №186776

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы85
Год сдачи2023
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. Освящение научно-исследовательской работы СФТИ в контексте системы мотивации труда 20
1.1 Обзор научно-исследовательской деятельности СФТИ 20
1.2 Характеристика понятий «система мотивации труда» и «стимулирование труда», и
их видовая классификация 30
Глава II. Стимулирование научно-исследовательской и научно-практической деятельности при СФТИ ТГУ 36
2.1 Система «вознаграждения» и «побуждения» труда среди ученых и сотрудников
СФТИ 36
2.2 Система «принуждения» труда среди ученых и сотрудников СФТИ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76


Актуальность темы исследования. В настоящее время в системе науки и образования обозначился процесс глобальной модернизации и реструктуризации, в первую очередь это связано с целью установления полностью независимого во всех сферах деятельности государства от Западных стран. Президент России, Владимир Владимирович Путин, 2 марта 2023 г. в ходе обращения к участникам пилотной образовательной программы «Школа наставника» назвал базовой целью развития российского образования «создание суверенной системы обучения на всех ступенях» . В связи с этим, была предложена концепция суверенизации науки и национально-ориентированного образования Российской Федерации, которая связана с созданием условий для развития самодостаточной и конкурентоспособной научной и научно-технической базы страны. Другими словами, Россия должна контролировать над своими научными и образовательными ресурсами и распоряжаться ими с учетом своих интересов .
В настоящее время в связи с имеющимися санкциями возник запрос на создание новых научно-исследовательских институтов, которые связаны в первую очередь с потребностями отечественной промышленности. Создание таких учреждений будет означать, что для российских ученых появятся дополнительные возможности для продвижения свои исследований и совершенствования современных научных методов в соответствии с технологическими требованиями. Естественно, процесс организации такого рода институтов актуализирует вопрос о мерах повышения заинтересованности ученых в результатах своего труда.
В определенном смысле современную ситуацию в области развития науки и образования можно сравнить с периодом начала индустриализации в Советском Союзе. Идея создания сети научно-исследовательских институтов в СССР была предложена академиком А.Ф. Иоффе, директором Ленинградского физико-технического института. По его плану должны были открыться НИИ на Украине, Урале и Сибири.
В Томске инициатором создания подобного рода института в 1928 г. стал В.Д. Кузнецов. Сибирский физико-технический института (далее - СФТИ) был поистине уникальным научно-образовательным центром, который помогал побеждать многие научные и технические вызовы своей эпохи. С началом Великой Отечественной войны институт был переведен на обслуживание оборонной промышленности и стал фактически военным научно-исследовательским центром. Однако и после 1945 г. СФТИ продолжал активно развивать новые научные направление и выполнять государственные заказы. Сегодня мы можем заимствовать из его опыта эффективные методы мотивации деятельности научно-исследовательских коллективах в условиях некоторой международной изоляции и санкций, а также опыт взаимодействия между администрацией и научно-исследовательскими коллективами.
Новизна темы исследования заключается в том, что до настоящего времени практически не изучается система мотивации ученых и сотрудников Сибирского физико - технического института, а имеющиеся данные отражены в исторических исследованиях фрагментарно и раскрывают лишь общую информацию (биографии ученых, научная деятельность СФТИ периода Великой Отечественной войны), зачастую дублируя её. Кроме того, в работе изучен процесс взаимоотношений администрации института с коллективом физико-техников.
Историография литературы, посвященной оценке стимулирования научно - исследовательской и научно-практической деятельности ученых и сотрудников Сибирского физико-технического института, представлена разрозненной, поверхностной, зачастую дублирующей друг друга информацией. Условно историографию данного исследования можно разделить на три больших блока.
Первый блок является методологической базой исследования и посвящен вопросам истории науки и развития технологий, в которых рассматривается процесс не только разработки и развития научных знаний в стране, но и история взаимоотношений внутри исследовательских коллективов, а также между коллективами и властью.
За основу для общего понимания что есть «история науки» была использована книга В.И. Вернадского «Труды по всеобщей истории науки», автор которой является неизменным классиком историографии в области истории науки. Это сборник из научных трудов, которые были опубликованы В.И. Вернадским в период с 1901 по 1939 гг. Книга вызвала большой интерес в научных кругах сразу после своего появления, и до сих пор она остается одним из основных источников для исследования истории науки. Однако эта книга дает лишь общие сведения об истории науки и техники в довоенный период. Приводится много цитат В.И. Вернадского, тем не менее не всегда ясно связываются в единый комплекс, что приводит плохому восприятию некоторых идей .
Поскольку проблематика данной работы в первую очередь предполагает изучение научно-исследовательских коллективов, занимающихся изучением точных наук, важным элементов для написания этой работы стала монография Г.А. Сарданашвили «Между рассветом и закатом: советская физика в 1950-1979 гг.», которая является первой в своем роде исследованием о советской физике о данном периоде. Автор представляет богатый материал, в том числе архивные документы. Г.А. Сарданашвили анализирует социальные, политические и экономические условия, в которых работало советское научное сообщество в период «оттепели» и «застоя». Кроме того, выделяет эффективные механизмы формирования ученых, как полноценных исследователей. Тем не менее, стоит отметить, что автор не уделяет особого внимания взаимоотношениям внутри научного коллектива, что является ключевой темой для данного исследования .
Не менее важными являются работы Яна Лукассена «Мотивация труда в исторической перспективе: некоторые предварительные заметки по терминологии и принципам классификации» и Марселя Ван дер Линдена «Мотивация труда в российской промышленности: некоторые предварительные суждения». Ян Лукассен впервые вводит определения понятий «мотивация труда» и «стимулирование труда». Его определения легли в основу выпускной квалификационной работы . Марсель Ван дер Линден же представляет в своем очерке 3 категории трудовой мотивации: вознаграждение, побуждение и принуждение, которые были взяты за основу методологической базы работы . Отметим, что впервые, эти категории в виде «теоретической схемы классификации мотивов к труду» были предложены в работах западных историков-социологов Ч. и К. Тилли в конце 1990-х гг. Однако широкое распространение этих категорий среди отечественных историков происходит после публикации вышеописанной работы Марселя Ван дер Линдена. Важно подчеркнуть, что оба исследования авторов посвящены российско-голландскому научному проекту, изучающему механизмы мотивации рабочих. Проект был выполнен при поддержке Нидерландской научно-исследовательской организации (NWO) и Международного института социальной истории (Амстердам) .
Особый интерес для освещения данной тематики представляют собой статьи А.Н. Сорокина. В исследовании представлен анализ основных этапов появления и развития научного сообщества физиков Сибири . Основное же внимание автор акцентирует на вопросе взаимоотношений между учеными и сотрудниками высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов с сектором власти. В статье представлены причины и результаты идеологических кампаний, которые значительно повлияли на томских физиков. Однако автор данной работы по большей части дублирует материал из ранее опубликованных своих работ .
Другой не менее интересной статьей этого автора является работа, посвящённая исследованию форм проявления корпоративной идентичности научного сообщества ученых-физиков. А.Н. Сорокин делает акцент на научных школах, создании НИИ - СФТИ, а также взаимодействии физиков с другими дисциплинами, включая философию и оборонные технологии, которые существенно повлияли на формирование и развитие томского научного сообщества. Тем не менее, сама статья крайне малого размера и не несет в себе глубокого исторического исследования .
Обзор статей в первом блоке историографии продолжает работа В.П. Визгина «Взаимодействие физиков и математиков в советском атомном проекте (1940-1950-е гг.)». Целью автора является рассмотрение роли взаимодействия математиков и физиков в создании первой советской атомной бомбы. Статья вызвала резонанс в исторической науке и была отмечена учеными как важный вклад в изучение истории советской научно - технической мысли. В.П. Визгин уделяет особое внимание роли научного руководителя проекта, который играл решающую роль в организации сотрудничества между коллективами ученых. Однако ключевой точкой стало освящение проведения самого научного исследования атомного проекта, в связи с чем история взаимоотношений между коллективами, а также история взаимодействия между коллективами и руководством остались на втором плане .
Отметим, что полноценных исторических исследований, которые изучают систему стимулирования труда практически единицы и одной из немногих является книга С.В. Журавлева и М.Ю. Мухина «“Крепость социализма”: Повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928-1938 гг.». Представленное исследование было проведено на основании архивных материалах, письмах и воспоминаниях рабочих- очевидцев того времени. Авторы описывают наиболее значимые моменты из жизни и работы рабочих на советском предприятии, что позволяет реконструировать повседневность и мотивацию труда в СССР, а также рассматривают, процесс интеграции новой идеологии среди советских рабочих. Кроме того, авторы рассматривают факторы, которые влияли на повседневную мотивацию в работе: трудовые условия, возможность профессионального роста, а также отношения с представителями власти. Стоит отметить, что книга хоть и фокусируется на проблемах повседневности и мотивации труда, С.В. Журавлев и М.Ю. Мухин рассматривают мотивацию рабочих именно на советском предприятии Электрозавода, а не научно-исследовательского учреждения .
Отдельно, стоит выделить научную статью Д.Д. Семёновой, И.В. Шамовой и С.А. Кузнецова «Мотивация и стимулирование труда в СССР и в современной России». Авторы проводят сравнение между мотивацией к труду рабочих советского и настоящего времени. Авторы отмечают, что в СССР стимулирование труда было в первую очередь связано с системой планировки и распределения ресурсов, в то время как, в настоящее время мотивация труда основана на системе стимулов и мер психологического и социального воздействия. Согласно мнению авторов статьи, более эффективными методами мотивации сотрудников становятся личное участие в принятии решений, высокая степень самоуправления и добровольный подход. Статья является своего рода обзором исторического развития проблем мотивации и стимулирования труда. Тем не менее она имеет свои недостатки: содержание затрагивает много тем, но ни одна из них не рассматривается подробно .
В заключении, обратим внимание, на статью Н.Л. Пушкаревой «Когда зарплаты были большими: материальное поощрение советских ученых», в которой автор работы изучает систему оплаты труда советских ученых, включая выделение дополнительных денежных средств, наград и премий, установленных в разное время. В статье рассматриваются проблемы социальной защиты ученых, включая пенсии и льготы. Однако в работе есть и свои недостатки: автор рассматривает исключительно материальное поощрение, оставив без внимания и другие виды стимулирования ученых и сотрудников научно-исследовательских коллективов .
Подводя итог в первом блоке историографического обзора, можно сказать о том, что выше обозначенные работы позволяют отразить лишь общие представления о том, что такое «история отечественной науки», а также о развитии и становлении научных коллективов. Стоить отметить, что практически отсутствует информация, затрагивающая непосредственно тему исследования - систему мотивации ученых и сотрудников в научно¬исследовательском учреждении. Тем не менее, эти труды позволяют сформировать некоторую методологическую базу для проведения исследования. Особую ценность данной выпускной квалификационной работе же придает тот факт, что на сегодняшний день существует крайне мало исторических трудов, исследующих эту тему.
Второй блок работ посвящен исследованию научной деятельности Сибирского физико-технического института при Томском государственном университете. Во многих исследованиях, изучающих данную тематику отражена в основном история развития и функционирования города Томска, Томского государственного университета, а также СФТИ, например, «Из истории земли Томской», «Томский университет, 1880-1980 гг.», «Сибирский физико-технический институт (1928-1978 гг.)» и др.
Одним из наиболее важных для проведения данного исследования является диссертационная работа А.Н. Сорокина «Сибирский физико-технический институт имени академика В.Д. Кузнецова: история создания и деятельности в 1920-е гг. - 1991 г.» (Томск, 2012). Работа автора основывается на том, что на современном этапе развития российского общества стоит обратиться к советскому опыту организации и развития физической науки в одном из крупнейших научно-исследовательских учреждений страны - Сибирском физико-техническом институте при Томском университете. А.Н. Сорокин в своем исследовании рассматривает эволюцию от Института прикладной физики к СФТИ, деятельность в период с 1920-ых по 1991 гг., а также кадровый вопрос в институте. Однако в основном исследование направлено на изучение административного устройства СФТИ, основываясь по большей части на приказах по СФТИ, которые охватывают все функционирование института в целом, в то время как система стимулирования научного коллектива не была освещена .
Так, в числе биографических исследований, стоит выделить диссертацию А.Г. Костерева «Научная биография академика В.Д. Кузнецова» (Томск, 2008), посвященная В.Д. Кузнецову, который считался первым академиком на территории Сибири и Дальнего Востока. Автор исследования используя большой объем источников впервые подробно попытался воссоздать «образ» выдающегося физика, который являлся создателем Сибирского физико-технического института. Наиболее интересным в диссертации представляются разделы, посвященные вкладу В.Д. Кузнецова в создание и становление СФТИ, а также деятельности ученого на посту директора института в период с 1936 г. по 1960 г. В работе А.Г. Костерева освещены трудности, с которыми пришлось столкнуться при создании института и подробно описываются первые годы его существования. Однако это биографическое исследование о человеке и его вкладе в развитие и становление института, а тема стимулирования научных сотрудников и ученых автором не затрагивалась .
Не менее интересным для выпускной квалификационной работы является второй и третий тома биографического словаря, посвященного профессорам Томского государственного университета (1998, 2001). В этих изданиях собраны биографии профессоров, которые работали в ТГУ и СФТИ в том числе с 1917 г. по 1980 г. Так, уже в предисловии 2-го тома составители упоминают о важности разработок, сделанных такими профессорами как Б.П. Токин, В.Д. Кузнецов и др. Многие биографии, представленные в сборнике, имеют большую значимость для исследования, среди них: Б.И. Баяндуров, М.А. Большанина, И.Н. Буланкин, А.П. Бунтин, В.А. Измаильский, Б.Г. Иоганзен, и др. Авторы словаря представили не только жизненный путь профессоров, но и охарактеризовали научно-исследовательскую и практическую, педагогическую, а также административную деятельность. Стоит обратить внимание и на то, что в каждой биографии указывались разработки, которые были сделаны учеными в период войны. Можно уверенностью утверждать о том, что данный биографический словарь является ценной литературой, характеризующей биографию ученых Томска, но и содержит во многом уникальные сведения проводимых ими научных исследований. Однако, биографические словари не являются полноценным исследованием, поэтому информация фрагментарна, описательна и не системна .
Отдельно отметим цикл научных статей А.О. Степнова посвященных ряду биографий ведущих ученых Томска того периода. В том числе, «Б.П. Токин - председатель Томского Комитета ученых (1941-1945)», «В.Д. Кузнецов - заместитель председателя Томского Комитета ученых в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В этих статьях автор описывает не только жизненный путь ученых, но и оценивает их вклад в приближение Великой Победы. Тем не менее, статьи А.О. Степнова дублируют информацию из 2-ого тома биографического словаря профессоров Томского университета, не внося значительного объема новой информации в исследование .
Кроме того, одно из ключевых мест в данном исследовании два исторических очерка в сборниках документов и материалов «Организация СФТИ и его деятельность в предвоенный период» и «Сибирский физико-технический институт с начала Великой Отечественной войны и до своего 50-летия (1941-1978 гг.)», написанные С.Ф. Фоминых, А.И. Потекаевым и А.С. Ульяновым. На основе широкого круга источников, которые не были ранее нигде опубликованы авторы очерков рассматривают СФТИ как научно-исследовательский центр, описывая подробно его деятельность от создания и до полного становления как НИИ. Данные исторические записки имеют значимый вес для исследования, так как позволяют установить огромное количество имен тех, кто трудился в институте и внес свой вклад в развитие Сибирского физико-технического института .
Одним из значимых явлений в военный период стало создание Томского Комитета ученых, который стал первым объединением ученых в СССР с целью помощи в Победе над фашистской Германией. Наиболее крупной работой, которая посвящена этому событию, стал сборник документов «Томский Комитет ученых в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Во вводной статье к этому сборнику указано, что Томский комитет ученых (далее - ТКУ) был создан уже в первые дни войны и действовал на протяжении всех военных лет. В работе освящается, административная деятельность ученых ТКУ, мероприятия, которые были направлены на поддержку науки, а также выделены направления, в рамках которых Комитет осуществлял свою деятельность. Тем не менее, работа носит схематичный характер и в большинстве своем сосредоточена на биографиях отдельных ученых. Несмотря на большой объем книги ее большая часть - это опубликованные архивные материалы, реальное же исследование весьма небольшое и скорее излагает общую концепцию существования ТКУ, чем является глубоким научным исследованием .
Отметим, что вклад ученых Томска в Победу также широко освящен в сборнике статей научно-практической конференции «Великая Отечественная война: взгляд из XXI века». Многие материалы данной книги имеют особое значение для данного исследования. Так, например, в пленарном докладе С.Ф. Фоминых «Томский государственный университет в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» представлена информация не только о том, как жил ТГУ в военное время, но и том, какую роль внесла научно-исследовательская работа ученых в приближение победы. Автор сделал обзор на многие изобретения того периода, а также на то, как помимо науки студенты и сотрудники университета помогали фронту. Тем не менее большая часть исследования дублирует информацию из выше перечисленных трудов .
И подытоживая историографический обзор второго этапа стоит упомянуть книгу П.А. Зайченко «Томский государственный университет имени В.В. Куйбышева, 1880-1955 гг.», которая представляет значимую информацию о научном потенциале ТГУ в исследуемый нами период. Так, во второй части монографии, посвященной Томскому университету после Великой Октябрьской социалистической революции, рассмотрены: материальная база и ее изменение (в первый период открытия института), жизнь научных работников и сотрудников, учебная деятельность, научные кадры и их подготовка, общественно-политическая и научно-исследовательская работа. Однако автор работы весьма поверхностно упоминает о каких-либо трудовых отношениях ученых, взаимосвязи науки и высшего руководства, что позволяет использовать это издание скорее для характеристики условий работы томских исследователей, чем для глубокого анализа их деятельности .
Таким образом, историографический обзор позволяет отразить общие представления о научной деятельности и изобретениях ученых Томского государственного университета и входящего в его состав Сибирского физико-технического института. Второй блок по большей части представлен работами томской школы историков. Это объясняется тем, что СФТИ являлся оборонным институтом и был закрыт для изучения без специального разрешения.
Подводя итоги изучения истории Сибирского физико-технического института и его научной деятельности, отметим, что несмотря на большое количество работ и достигнутых успехов в данной исследовательской области, малоизученным осталась тема мотивации
ученых и сотрудников. Основным форматом подобного рода исследований чаще всего является статья или сравнительно небольшой раздел в книге, которая освещает положение НИИ в целом, давая при этом лишь общую информацию. Стоит отметить, что недостаточно полно изучены история взаимоотношений научного коллектива томских физиков с администрацией СФТИ и властью. Немаловажным является и тот факт, что в большинстве своем все исследования в данном направлении являются социологическими, в то время как исторические работы практически отсутствуют.
Цель - выявить динамику изменения взаимоотношений администрации с учеными и сотрудниками СФТИ в рамках организации инновационной деятельности при институте.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Охарактеризовать научный потенциал СФТИ как базы для проведения исследований сибирскими учеными;
2. Дать определение понятиям «система мотивации» и «стимулирование» труда, а также обосновать применяемую классификацию трудовых стимулов;
3. Выявить и систематизировать на основании архивных материалов виды стимулирования ученых и сотрудников СФТИ;
4. Изучить динамику изменения системы стимулирования ученых и сотрудников СФТИ, соотнеся ее с обще советским и мировым контекстом.
Объект исследования - научно-исследовательская и научно-практическая деятельность Сибирского физико-технического института.
Предмет исследования - взаимоотношения администрации с учеными и сотрудниками СФТИ в рамках регулирования их деятельности.
Хронологические рамки обусловлены периодом 1932-1960 гг. Нижний хронологический предел определяется 1932 г., потому как институт стал структурным подразделением Томского государственного университета. Верхний хронологический предел ограничен апрелем 1960 г., когда В.Д. Кузнецов покинул пост директора Сибирского физико-технического института.
Территориальные рамки охватывают город Томск. Данные рамки были выбраны, потому что в начале Великой Отечественной войны Томск был административной частью Новосибирской области, а в 1944 г. выделился в самостоятельную административную единицу.
Методология исследования. Для выполнения поставленных задач в данном исследовании использован принцип историзма, а также ряд общенаучных методов, таких как системный анализ, дедукция, индукция. Определение методов и подходов, примененных в работе, обусловлено спецификой изучаемого предмета. В -первую очередь 13
необходимо выделить историко-генетический метод исследования, требующий рассмотрения любого явления в контексте его эволюции (то есть в развитии и динамике количественных и качественных изменений), позволил выявить общие закономерности и особенности в развитии СФТИ, а также провести изучение основных этапов развития системы мотивации научной деятельности ученых и сотрудников института на протяжении исследуемого периода. Посредством историко-статистического методов был проанализирован материал газет «Красное знамя», «За советскую науку!» и «Советская Сибирь» за 1932-1960 гг., а также делопроизводственная документация (Архивы ГАТО, ЦДНИ, СФТИ) и проведена реконструкция целостной картины научно-исследовательской работы, которая велась в Сибирском физико-техническом институте в исследуемый период. Стоит отметить также, что с помощью этого метода проводился анализ изменений в системе мотивации ученых и сотрудников с течением времени, как менялась система оплаты труда, стимулирующая и мотивирующая работников на научно-исследовательскую и научно¬практическую деятельность. Историко-хронологический метод позволил не только скомпоновать весь собранный материал по главам и разделам, но и отразить эволюцию определенных идей, которые высказывали и развивали университетские ученые. Одним из наиболее важных метод для исследования является сравнительно-исторический. Посредством него было проведено сравнение между обще советским и мировым контекстом истории и СФТИ в период с 1932 по 1960 гг. для определения того, с чем были связаны всплески и резкие падания в системе мотивации. Таким образом, приведённые выше методы исторического исследования позволяют нам достоверно и верифицировано изучить не только научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность Сибирского физико-технического института, но и то, как происходило стимулирование ученых и сотрудников.
Источниковедческая база исследования. Условно ее можно разделить на четыре большие группы материалов: нормативно-правовая база, архивные и делопроизводственные материалы, источники личного происхождения, а также периодическая печать.
Нормативно-правовая база определяется приказами и постановлениями: высших государственных и партийных органов (СНК СССР, Совета Министров СССР и РСФСР), Народных комиссариатов снабжения и тяжелой промышленности, здравоохранения, просвещения СССР . Данные документы носили директивный и обязательный к исполнению характер, регулировали вопросы организации и развития системы научно - образовательных учреждений и отдельных составляющих, в частности СФТИ. Значительная часть этих документов напрямую связана с научно-исследовательской работой, проводимой в Томском университете. Отметим, что многие из этих документов в настоящее время уже опубликованы в документальном издании «С Верой в Победу!: Томский государственный университет в годы Великой Отечественной войны» (ответственный редактор - С.Ф. Фоминых) .
В качестве основного источника в данной выпускной квалификационной работе используется делопроизводственная документация - в первую очередь архивные дела.
Архив Сибирского физико-технического института занимает одну из ключевых позиций в представляемой работе. Отметим, что упомянутый нами архив отличается от других мест хранения архивных дел. Во-первых, тем что, не имеет определенных фондов, кроме личных (Личный фонд М.А. Кривова). Во-вторых, архив СФТИ, является закрытым хранилищем, поэтому большинству исследователей зачастую бывает затруднительно ознакомиться с размещенном в нем материалом без специального разрешения.
Из наиболее интересных документов в архиве СФТИ стоит отметить многочисленные ежегодные журналы приказов по институту (всего было использовано 28 журналов /архивных дел/), приказы по экспериментальным мастерским (привлечено 4 книги /архивных дела/), различные отчеты, докладные записки, справки о деятельности работы СФТИ. Данные архивные материалы позволяют проследить не только изменения, происходившие в структуре Сибирского физико-технического института, динамику научно-исследовательской и научно-практической деятельности СФТИ, но и что самое важное выявить виды стимулирования ученых и сотрудников.
Кроме того, стоит выделить альбомы, хранящиеся в архиве Сибирского физико-технического института, которые посвящены научной и административной деятельности, материально-бытовому положению томских физиков и системе поощрения ученых и сотрудников института в исследуемый нами период. Всего в выпускной квалификационной работе использовано 4 альбома за разные периоды работы СФТИ. Они представляют собой достаточный объем нужной для исследования информации.
Дополняют и расширяют представленный выше материал личные дела сотрудников института, которые хранятся в архиве СФТИ. Так, в работе были использованы 10 личных дел, наиболее интересными являются дела М.А. и Н.А. Большаниной, А.М. Вендеровича, М.С. Горохова, В.Н. Кессениха, А.Б. Сапожникова. Через автобиографии, личные листки по учету кадров, дипломы, выписки из протоколов и справки реконструировать персонифицированный вклад отдельных ученых в научно-исследовательскую и практическую деятельность СФТИ.
Другим не менее важным для исследования архивом стал Государственный архив Томской области (ГАТО). Так, в исследовании были использованы материалы из таких фондов как Р-815 (Томский государственный университет - использовано 3 дела), Р-1562 (В.Д. Кузнецов - использовано 4 дела), Р-1638 (Сибирский физико-технический институт - использовано 8 дел). Источниковый потенциал протоколов, приказов и отчетов позволяет раскрыть основные тенденции в развитии научно-исследовательской и научно-практической деятельности Сибирского физико-технического института. Кроме того, представляется возможным проследить динамику изменений взаимоотношений ученых и сотрудников с администрацией СФТИ.
Архивные дела Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО) занимает не менее значимое место в исследовании. К работе был привлечен Фонд - 1078 Томского комитета ученых, который включает в себя более 20 дел. Постановления областного и городского комитетов КПСС, протоколы заседаний партбюро ТГУ и отчеты Томского комитета ученых являются уникальными источниками информации не только для изучения организации научно-исследовательского процесса в институте, но и вопросов укрепления связей с промышленностью Сибири в изучаемый период. Стоит отметить и то, что хранящиеся в фонде архивные дела во многом помогли раскрыть значительную часть вопросов, касающихся системы мотивации научных коллективов и взаимодействия их с властью.
Отдельно следует выделить два сборника уникальных документов и материалов об истории создания и становления Сибирского физико-технического института в период с 1928 г. по 1978 г. под редакцией С.Ф. Фоминых (2005, 2006)21. В сборниках содержатся очень ценные материалы-подлинники для исследования, такие как: приказы директоров института, проекты, обращения, служебная и личная переписка, газетные публикации, воспоминания, заметки, статьи, справки. Все опубликованные в сборнике документы позволяют составить определённое представление о развитии научной проблематики и исследовательских задач СФТИ. Стоит отметить и тот факт, что некоторые материалы позволяют сделать заключение о том, что происходило во взаимоотношениях внутри физико-технического коллектива института, в связи с этим данный источник является важным для исследования. Отметим, что часть опубликованных в этих сборниках документов храниться в выше обозначенном архиве СФТИ.
Третью группу источниковой базы составляют источники личного происхождения. Наиболее широкий интерес представляет собой сборник воспоминаний «Физики о физике и физиках» (1998) как «образец социальной рефлексии части томского научного сообщества». Ученые и сотрудники Сибирского физико-технического института рассказывают о научной и административной деятельности СФТИ и своём участии в работе института, отмечая при этом интересные факты, касающиеся особенностей истории университетской физики, коллектива СФТИ, личных взаимоотношений ведущих томских физиков .
Для проведения исследования к работе также привлекалась часть опубликованных писем, которые были написаны В.Н. Кессенихом к своей жене Р.М. Кессених, находившейся в Ростове-на-Дону. Этот источник был подготовлен к изданию Г.В. Епонешниковой, А.В. Кессенихом, Р.Е. Моховой и С.Ф. Фоминых. В письмах содержится информация, не только описывающая разные аспекты жизни и деятельности В.Н. Кессениха, но существования Сибирского физико-технического института. Отметим, что личный характер данных писем дает возможность окунуться в атмосферу тех времен и почувствовать непосредственность описываемых событий .
Кроме того, в выпускной квалификационной работе был использован сборник документов «От пушек к науке» . Это книга состоит из воспоминаний, дневников и писем участников Великой Отечественной войны - ветеранов Томского государственного университета, которые рассказывают о своем участии в войне и работе в ТГУ. В работе были использованы источники личного происхождения таких ученых, как В.Н. Кессених и Н.Г. Щеглов. Авторы затрагивают важные для исследования вопросы - систему стимулирования, научно-исследовательскую деятельность, а также систему взаимодействия между томскими физиками и властью.
Завершает источниковедческий анализ - периодическая печать: газеты «Красное знамя», «За советскую науку» и «Советская Сибирь» (Новосибирск) в период 1932-1960 гг. Рассмотренные и изученные публикации из газет, сильно дополняют картину происходящего, поскольку позволяют проследить становление и развитие науки в стенах СФТИ и его сотрудников. Рассмотрим каждую газету поподробнее.
Ключевое место среди периодической печати в выпускной квалификационной работе занимает томская городская ежедневная газета «Красное знамя» . Данная газета появилась в 1917 г. Несколько раз газета меняла свое название («Красное знамя», затем «Знамя Революции», вскоре изменили на «Сибирский коммунист» и с 1944 г. была образована Томская область и газета получила вновь название «Красное знамя»). Несмотря на то, что данное издание имело свою идеологизированность, так как в изучаемый период существовала определенная специфика подачи печатного материала в прессе, в газете освещались различные стороны становления и развития Сибирского физико-технического института, всевозможных научных изобретениях и открытиях, и что самое важное видах стимулирования ученых и сотрудников.
Газета «За советскую науку!» представляет особый интерес для исследования не только из-за своей уникальной истории, но и потому что это периодическая печать являлась «университетской многотиражкой» . Официальный печатный орган Томского университета первоначально назывался «В бой за темпы и качество» , затем «За качество кадров» и «За советскую науку» и в конце концов получил название «Alma mater». Наиболее ценным является то, что газета публиковала научные статьи, репортажи об открытиях и достижениях, а также занималась поощрением научно-исследовательской и научно-практической деятельности ученых ТГУ и Сибирского физико-технического института.
Стоит выделить и такую газету как «Советская Сибирь» (Новосибирск), на страницах которой нашли отражение статьи о научно-исследовательской и научно-практической, а также административной деятельности института в исследуемый период . Особенно интересным в газете представляется опубликованный материал, который посвящен описанию проходившей на базе Сибирского физико-технического института в 1934 г. первой региональной конференции физиков.
Таким образом, совокупность приведенных источников позволяет по действительности оценить деятельность Сибирского физико-технического института. Все публикации в изученной периодической печати составляют общие сведения о разных сторонах жизни СФТИ, научных изобретениях, открытиях и исследовательских трудах, а также о видах стимулирования ученых. Объем и состояние доступной источниковой базы позволяет провести исследование, в объемах, соответствующих заявленной цели и уровню исследования.
Структура курсовой работы полностью соответствует содержанию, поставленной цели и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, перечня использованных источников и литературы, а также приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании была рассмотрена система мотивации научно-исследовательской и научно-практической деятельности ученых и сотрудников Сибирского физико-технического института. В центре выпускной квалификационной работы находятся определения ключевых понятий «система мотивации труда» и «стимулирование труда». Эти термины были выбраны на основе анализа исследовательской литературы и источников.
Большинство исторических источников, используемых в данном исследовании, содержат в себе ценный материал, характеризующий систему мотивации труда коллектива физико-техников в период с 1932 г по 1960 г. Однако сами элементы стимулирования труда в приказах СФТИ в источниках никак не классифицируются и не имеют общих формулировок или названий. В этой связи, для удобства проведения текущего исторического исследования в качестве методологической основы исследования были взяты разработанная Я. Лукасееном и М. Ван дер Линденом терминология и классификация мотивации труда, которая нами была «переложена» на условия существования и деятельности Сибирского физико-технического института.
В ходе исследования было определено, что общее количество элементов, составляющих систему мотивации труда ученых и сотрудников Сибирского физико-технического института, составило - 17 позиций. Из них к системе «вознаграждения» относилось 7 видов (денежное и вещественное премирование, научная командировка и командировка на конференцию, рост по карьерной лестнице, повышение заработной платы). «Вознаграждение» членов коллектива института было применено дирекцией учреждения по отношению к 1308 чел. «Принуждение» состояло из 8 видов (замечание, выговор, строгий выговор, строгий выговор с предупреждением, а также выговор с удержанием заработной платы, штраф, увольнение и судебная или уголовная ответственность). Всего дисциплинарными взысканиями наказывались за изучаемый период - 1275 чел. Наиболее малым по количеству видов оказалась система «побуждения» - 2 (устная благодарность и доска почета). Однако несмотря на это, количественные показатели отмеченных сотрудников составили в общей сложности порядка 1829 чел.
Перейдем к общим характеристикам системы мотивации к труду, которая была в институте. В основном «вознаграждение» в форме денежного и вещественного премирования физико-техников и рабочих СФТИ подводилось к юбилейным датам, праздникам и важным событиям для института. Другой интересной чертой «вознаграждения» было то, что женщин, работающих в коллективе учреждения, предпочитали поощрять именно в день «международного коммунистического женского праздника 8-го марта», тогда как в другие праздничные дни (31 декабря, 1 мая) женщины не премировались.
Несмотря на то, что система «побуждения» в данной выпускной квалификационной работе представлена на основании всего двух видов, она также имела свои характерные черты. До начала Великой Отечественной войны в Сибирском физико-техническом институте активное развитие имели практики денежного и вещественного премирования. Однако уже в послевоенные годы премирование в основном было заменено на устную благодарность, что связано с нехваткой денежных средств, так как в тот период СССР проводил политику восстановления народного хозяйства. Отметим, что в послевоенные годы система «побуждения» постепенно заняла доминирующее положение среди остальных категорий стимулирования, вытеснив другие виды поддержки заинтересованности в труде.
Последней категорией системы мотивации выступает «принуждение». В исследуемый нами период был замечен характерный спад количественных показателей. Такое явление (спад) происходило в силу того, что дисциплинарные взыскания в любом их проявлении, ухудшали социально-экономическое положение ученых и сотрудников института, в тот момент как СССР позиционировал себя как технократическое государство, построенное пролетариями для пролетариев.
Подчеркнем, что система мотивации труда в Сибирском физико-техническом институте являлась динамичной, она изменяла свои качественные и количественные показатели, в первую очередь в соответствии с внутриполитической и внешнеполитической жизнью страны (индустриализация, Вторая Мировая война, послевоенное восстановление, Холодная война значительно повлияли на научно-практическую деятельность СФТИ).
Таким образом, в общем и целом, нами была достигнута цель исследования. Были сформулированы определения «системы мотивации труда» и «стимулирования труда», а также их видовая классификация. Выявлены и изучены категории системы мотивации труда (вознаграждение, побуждение и принуждение) ученых и сотрудников Сибирского физико-технического института (1932-1960). Исследована динамика изменения взаимоотношений администрации с коллективом СФТИ в рамках организации инновационной деятельности при институте.



1. Альбом Сибирский физико-технический институт имени В.Д. Кузнецова 1934-1941 гг. // Архив Сибирского физико-технического института (далее - Архив СФТИ).
2. Альбом Сибирский физико-технический институт имени В.Д. Кузнецова 1946-1950 гг. // Архив СФТИ.
3. Альбом Сибирский физико-технический институт имени В.Д. Кузнецова 1951-1955 гг. // Архив СФТИ.
4. Альбом Сибирский физико-технический институт имени В.Д. Кузнецова 1956-1965 гг. // Архив СФТИ.
5. В Президиум Верховного совета РСФСР // Архив СФТИ. - Оп. 2а. - Д. 257. - Л. 107.
6. Вопросы военно-оборонного характера // Центр документации новейшей истории Томской области (Далее - ЦДНИ ТО). - Ф. 1078. - Оп. 1. - Д. 13.
7. Выписка из приказа № 27 по СФТИ от 17 мая 1938 года // Архив СФТИ. - Оп. 2а. - Д. 321. - Л. 86.
8. Вырезки из газет «За социалистическую науку и технику», «Известия», «Правда» и других за 1909-1957 гг. // Государственный архив Томской области (Далее ГАТО). - Ф. Р-1562. - Оп. 1. - Д. 882.
9. Доклад «20 лет СФТИ» // ГАТО. - Ф. Р-1638. - Оп. 1. - Д. 90.
10. Доклады о работе учёных г. Томска в военное время // ГАТО. - Ф. Р-1638. - Оп. 1. - Д. 66.
11. Информации о работе партийных организаций вузов, о связи науки с производством, о подготовке научных кадров // ЦДНИ ТО. - Ф. 607. - Оп. 1. - Д. 1203.
12. Книга приказов по СФТИ 1932 г. // Архив СФТИ. - Оп. 2. - Д. 3.
13. Книга приказов по СФТИ 1933 г. // Архив СФТИ. - Оп. 2. - Д. 4.
14. Книга приказов по СФТИ 1934-1935 гг. // Архив СФТИ. - Оп. 2. - Д. 5.
15. Книга приказов по СФТИ 1935 г. // Архив СФТИ. - Оп. 2. - Д. 6...124


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ