Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современной философии образования

Работа №186766

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы90
Год сдачи2016
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ОГЛАВЛЕНИЕ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
1. Философско-образовательные концепции: исторический обзор и
современное состояние 12
1.1 Исторический обзор философско-образовательных концепций 13
1.2 Современная философия образования: разнообразие как
определяющий фактор новой образовательной парадигмы 38
2. Массовые открытые онлайн-курсы - ответ современным тенденциям 46
2.1 МООК как фактор глобализации образования и
индивидуализации процесса обучения 46
2.2 Слушатель и преподаватель онлайн-курса ТГУ: рефлексия с
позиции компетентностного подхода к обучению 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 89


Актуальность.
Сегодня мир находится в стадии перестроения всех общественных процессов в русло информационно-технологического общества. Переходный период от безраздельного господства индустриальной цивилизации второй волны к доминированию информационного общества третьей волны, по словам американского футуролога Элвина Тоффлера, длится с середины 1950-х годов где-то до 2025 года. Таким образом, мы находимся уже на финишной прямой, на завершении стадии перестроения жизненного уклада современного общества. Сфера образования так же, как и остальные сферы, переживает парадигмальный сдвиг.
Образование сегодня характеризуется полипарадигмальностью, системообразующим фактором современного образования становятся вариативность и разнообразие. Среди ряда образовательных моделей выделяют «компетентностно-ориентированную» (личностно¬
ориентированную) парадигму. Она характеризуется рядом принципов, лежащих в основе её функционирования: принципы гуманизации, гуманитаризации, фундаментальности, дифференциации, мобильности, опережения, глобализации, индивидуализации, доступности и непрерывности. В контексте компетентностной образовательной парадигмы наиболее активно проявляются тенденции глобализации образования и индивидуализации процесса обучения.
В поисках педагогической технологии, которая отвечала бы названным принципам и совмещению “традиционного” и “инновационного” компонентов, а также позволяла бы получать образование непрерывно и повсеместно, за последние 20 лет было разработано и введено в практику множество инновационных образовательных инструментов и технологий. Из этого многообразия за последние несколько лет выделился и стал популярным формат МООК - массовых открытых онлайн-курсов. Его концепция основывается на свободном и открытом доступе людей из любой 6
точки земного шара к академическим курсам лучших преподавателей лучших университетов мира в дистанционном режиме.
Таким образом, проблема данной работы может быть сформулирована в форме вопроса: каким принципам отвечает новый образовательный феномен МООК и какое место он занимает в современной образовательной парадигме?
Степень разработанности темы. Проблема соответствия массовых открытых онлайн-курсов в публикациях рассматривается в основном в ключе проблематизации явления: с одной стороны, звучит тезис о том, что МООК - это угроза будущему образования, с другой - что МООК и есть будущее образования. Подробного анализа реализации обучения в формате массовых открытых онлайн-курсов в контексте современной философии образования нами не было выявлено.
Объектом данного исследования является современная философия образования.
Предметом данного исследования является феномен массовых открытых онлайн-курсов.
Цель работы.
Целью работы является проведение исследования МООК в контексте современной философии образования на предмет соответствия тенденциям формирующейся образовательной парадигмы.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1) определить векторы развития философии образования в
современном мире;
2) рассмотреть феномен МООК как инструмент реализации
основных образовательных тенденций (фактор глобализации
образовательных процессов и способ построения индивидуальной образовательной траектории)
3) показать, как на практике производства МООК и в процессе
обучения на них реализуются ключевые направления современной образовательной парадигмы.
Теоретико-методологические основания исследования.
Для достижения поставленной цели были использованы как теоретические, так и эмпирические методы проведения исследования: наблюдение (в рамках участия в проекте по разработке МООК ТГУ), методы опроса (анкетирование, беседы, интервью), как следствие - индуктивные и дедуктивные методы обобщения данных, полученных эмпирическим путём. Была изучена литература по темам философии и истории образования, педагогики, онлайн-обучению, электронному обучению, футорологическим представлениям об образовании и пр. как российских (Щедровицкий П.Г., Корнетов Г.Б., Чапаев Н. К., Торосян В. Г., Грехнев В.С., Лоскутникова В.М., Липская Л.А., Арасланова А.А., Турбовской Я. С., Шибаев В. П., Сахарова Н.С., Стародубцев В.А., Можаева Г.В., Гейхман Л. К., Петькова Ю. Р., Постолатий В., Петрова Г.И., Верещагина И. П., Мейдер В. и др.), так и зарубежных (Хантингтон С.Ф, Тоффлер, Э., Де Маркос Л., Дебоил Дж., Лианагунавердена Т.Р, Адамс А.А., Molnar A., Loizzo J., Ertmer P. A., Kanwar A., Mishra S., Husen T., Garda, Robert A., Candy P. C. и др.) авторов. Теоретическая часть работы опирается на научные публикации, учебные пособия, философские труды, а так же публицистические материалы крупных российских проектов (Edutinme, Newtonew), широко освещающих данную тему. В темах истории и философии образования мы опирались на такие основные работы, как «Реформаторы образования в истории западной педагогики» Г. Б. Корнетова, «Очерки по философии образования» Щедровицкова П. Г., «Философия и история образования: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования» Н. К. Чапаева и И. П. Верещагиной, «История образования и педагогической мысли» В. Г. Торосяна, «Пайдейя и алетейя: Очерки философии образования» Мейдер В. А. и Громовой, Е. А., а так же научные публикации Турбовского Я. С. и Слободчикова В.И. и другие. Разобраться в методических и методологических основаниях современоного образования, а так же его основных тенденциях нам помогли работы Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии», Петровой Г. И. «Образование в информационном обществе: решение проблемы формирования «человека успешного», Husen T. «Research paradigms in education», Липской Л. А. «Философско-антропологический фундамент современного образования», Левицкой И. А. «Проблема дегуманизации образования в современной культуре», Зеленцовой М. Г. и Левицкой И. А. «Античная философия образования в современном контексте», Жука О. Л. «Направления модернизации высшего образования и требования к педагогическим компетенциям преподавателей в контексте Болонского процесса», Грачева В. В. «Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб¬стилю жизни», Бондаревской Е. В. и Кульневич С. В. «Парадигмальный подход», Ангеловского А. А. «Непрерывное образование в течение жизни: опыт зарубежных стран», Kanwar A. и Mishra S. «A New Paradigm for Open Universities», Романенко И. Б. «Экзистенциализм и персонализм: определение образовательных идеалов ХХХ века», Сахаровой Н. С. «Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме» и др. Осмыслению феномена Массовых открытых онлайн-курсов способствовало изучение публикаций таких авторов, как Можаева Г. В. («Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования»), Стародубцев В. А. («Персонализированные МООК в смешанном обучении»), Бабицкий А. («Курсы для миллиардов»), Loizzo J. и Ertmer P. («A. MOOCocracy: the learning culture of massive open online courses).
Новизна исследования.
1. Феномен МООК рассмотрен как фактор глобализации образовательных процессов.
2. Феномен МООК рассмотрен как инструмент индивидуализации образования.
3. Рассмотрен процесс реализации ключевых направлений ведущей образовательной парадигмы на примере исследования процесса производства МООК ТГУ и процесса обучения на конкретном онлайн-курсе.
Положения, выносимые на защиту:
Массовые открытые онлайн-курсы отвечают требованиям, предъявляемым временем к образовательному инструментарию, а именно:
1. МООК является одним из факторов глобализации образовательных процессов;
2. МООК является эффективным инструментом
индивидуализации процесса обучения.
3. МООК позволяет приобретать новые, необходимые для жизни в современном обществе, компетенции всем участникам образовательного процесса.
Теоретическое и практическое значение полученных результатов
Полученные результаты важны для понимания современных тенденций развития образования и методологического обоснования МООК как образовательного феномена, отвечающего как запросам общества, так и аналитическим представлениям о перспективах развития системы образования и определения места МООК в нем.
Практическое значение полученных результатов исследования важно для выстраивания образовательной политики университетов с учетом актуальных тенденций, развития онлайн-обучения и развития профессорско- преподавательского состава вузов с учетом МООК как нового образовательного феномена.
Апробация полученных результатов.
На основании полученных результатов исследования была подготовлена 1 научная статья «Современный преподаватель в процессе МООКизации образования» в междисциплинарный сборник статей «Гуманитарная информатика» (находится в печати). Полученные результаты исследования представлены на двух Школах МООК, проводимых Томским государственным университетом в 2015-2016 годах, а также на Международной конференции «Развитие единой образовательной среды» (Томск, ТГУ, 2015) .
Результаты исследования также применяются в процессе создания МООК в Томском государственном университете, где автор работы является редактором и режиссером создаваемых МООК.
Структура работы.
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (4 параграфов), заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования поставленная цель, которая заключалась в проведении анализа МООК в контексте современной философии образования на предмет соответствия тенденциям формирующейся образовательной парадигмы, была достигнута путем решения поставленных задач.
Было выявлено, что сегодня философия образования характеризуется полипарадигмальностью, т.е. в современной философии образования одновременно сосуществуют различные парадигмы, возникшие в результате исторического развития педагогической мысли. В качестве ведущей образовательной парадигмы современным образовательным сообществом выделена компетентностная или личностно-ориентированная парадигма образования, вместе с которой реализуются традиционалистско- консервативная (знаниевая), деятельностная (поведенческая) и феноменологическо-гуманистическая (неогуманистическая) образовательные парадигмы.
Выдвижение на первый план из разнообразия образовательных подходов компетентностной парадигмы не случайно. Оно является результатом глобализационных процессов, происходящих сегодня во всех сферах жизни, в том числе и в образовании.
В социально-историческом плане выражением тенденций глобализации образования является Болонский процесс. Реформы Болонского процесса предполагают высокотехнолгические способы трансляции знаний и аттестации. Глобализация оказывает влияние на модернизацию высшего образования в следующих аспектах:
- интеграция национальных систем в единое образовательное пространство;
- создание кластеров в образовании;
- усиление междисциплинарной интеграции в профессиональной подготовке будущих специалистов.
Образование становится глобальным и открытым, и среди многообразия образовательных инструментов и форматов особой популярностью сейчас пользуется формат МООК. Он помогает людям из разных стран дистанционно обучаться у лучших преподавателей ведущих мировых университетов. Через онлайн-курсы изучать культуры других стран и смотреть видеолекции на иностранных языках.
Ключевые особенности массовых открытых онлайн-курсов связаны с реализацией важных идей современности: непрерывного образования и индивидуального обучения. Установка на непрерывное образование человека в течение всей жизни обусловлена в большей степени теми объемами информации, которые современному человеку приходится усваивать и перманентно обучаться в постоянно меняющемся мире необходимо для того, чтобы оставаться активным членом общества и востребованным в своей сфере специалистом. Но и эта тенденция неразрывно связана с необходимостью индивидуализации процесса обучения.
Массовые открытые онлайн-курсы позволяют обучающемуся выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Такая возможность представлена в нескольких вариантах, во-первых - в рамках обучения на конкретном онлайн-курсе, когда он может проходить курс в своем темпе, выбирать последовательность изучения материалов, а также быть «вольным слушателем» или стараться получить сертификат об окончании курса. Во-вторых, у слушателя есть возможность выбора преподавателя, платформы обучения. Многие университеты мира, в том числе и российские, вводят положения о зачете и переаттестации по сертификатам об освоении МООК.
Процессы производства, сопровождения МООК и обучения на них работают не только на освоение материала курса (предметных), но и на приобретение метапредметных компетенций. Преподаватели НИ ТГУ, работавшие над производством своих МООК, называют следующие компетенции, приобретенные ими в процессе этой работы: способность к участию в качестве автора проекта, сценариста и ведущего аудио-визуального произведения, способность к созданию своего творческого авторского продукта в новом для себя жанре, способность к творческому сотрудничеству с творческим коллективом, способность создавать произведения в различной стилистике и различных жанрах , владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе коммуникации, использование ораторских приёмов, способность прогнозировать воздействие снятого произведения на зрителя. Кроме того, работа над онлайн-курсом позволяет более подробно продумывать структуру материала, «выжимать воду» из лекций, оставляя только самое главное, уметь визуализировать содержание. Также к особо важным компетенциям преподаватели относят работу в поликультурной среде (на зарубежных платформах) и межкультурную коммуникацию (общение на форумах).
Слушатели онлайн-курса также приобретают новые компетенции: предметные (в зависимости от предмета курса) и метапредметные (информационные и медиакомпетенции, коммуникативные, личностного самосовершенствования, ценностно-смысловые, общекультурные
компетенции, учебно-познавательные компетенции). Особые компетенции приобретают слушатели, слушая лекции и учась у лекторов структурированию и презентации учебного материала, чтению лекций, грамотной речи (в т.ч. иностранной), аргументации, умению формулировать выводы и т.д.
Как правило, слушатели МООК не ограничиваются только одним курсом. Их привлекает идея самостоятельного построения своей образовательной траектории. Курсы, которые они проходят, могут быть необходимы в качестве «учебных пособий» в дополнение к курсам основной образовательной программы, они могут полностью их заменять, или они могут быть просто интересны в качестве дополнительного обучения, для саморазвития.
В складывающемся информационном обществе образование становится «поставщиком» специалистов, сознание которых уже подготовлено к нововведениям и практической работе с новыми технологиями, умеет быстро адаптироваться к постоянно меняющейся глобальной среде, при этом совершенно не имеет значение, где были получены необходимые для работы знания, умения и навыки: в стенах университета или в онлайн-среде. Важны только приобретенные компетенции. В этой ситуации формат массовых открытых онлайн-курсов становится значимым фактором в процессе глобализации образовательных процессов и эффективным инструментом построения индивидуальной образовательной траектории.
Итак, в ходе проведенного исследования мы доказали, что:
1) МООК является одним из факторов глобализации образовательных процессов;
2) МООК является эффективным инструментом индивидуализации процесса обучения.
3) МООК позволяет приобретать новые, необходимые для жизни в современном обществе, компетенции всем участникам образовательного процесса.



1. BigData шагает по планете [Электронный ресурс] // Российская Бизнес-газета. Инновации. - 2013. - № 896 (18). - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://rg.ru/2013/05/14/infa-site.html (дата обращения: 09.10.2015).
2. MOOCs ТГУ [Электронный ресурс] // Томск : официальный интернет-сайт проекта ТГУ. - Электрон. дан. - Томск, [2016]. - URL: http://mooc.tsu.ru/ru/ (дата обращения: 12.04.2016).
3. Авдеева Е. А. Философско-антропологические основания
гуманитаризации системы образования [Электронный ресурс] / Е. А. Авдеева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 4. - С. 186-191. - Электрон. версия печат. публикации. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko- antropologicheskie-osnovaniya-gumanitarizatsii-sistemy-obrazovaniya (дата
обращения: 11.05.2016).
4. Ангеловский А. А. Непрерывное образование в течение жизни: опыт зарубежных стран [Электронный ресурс] / А. А. Ангеловский // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 3 (58). - С. 40-42. - Электрон. версия печат. публикации. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-obuchenie-v-techenie- zhizni-opyt-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 16.05.2016).
5. Арасланова А. А. Кризис классического образования в эпоху
смены педагогических парадигм [Электронный ресурс] / А. А. Арасланова // Вестник ЧГПУ. - 2010. - №3. - С. 14-23. - Электрон. версия печат.
публикации. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/krizis-klassicheskogo-
obrazovaniya-v-epohu-smeny-pedagogicheskih-paradigm (дата обращения: 28.04.2016).
6. Атлас новых профессий [Электронный ресурс] // Агентство
стратегических инициатив. - Электрон. дан. - Москва, [2016]. - URL:
http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/ (дата обращения: 12.04.2016).
7. Бабанская О. М. Современные тенденции развития образования: опыт Томского государственного университета в создании МООК [Электронный ресурс] / О. М. Бабанская, Г. В. Можаева, В. Ю. Баль // ТГУ. - 2014. - С. 24-27. - URL: http://huminf.tsu.ru/publications/mozhaeva-bal- babanskaya-2014 (дата обращения: 02.03.2015).
8. Бабицкий А. Курсы для миллиардов [Электронный ресурс] /
A. Бабицкий // Онлайн-газета РБК. - Электрон. дан. - № 173 (2190) (2309) -
Москва, [2015]. - URL:
http://www.rbc.ru/newspaper/2015/09/23/56bc9aff9a7947299f72bb1b (дата
обращения: 17.12.2015).
9. Бондаревская Е. В. Парадигмальный подход / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Педагогика, 2004. - № 10.
10. Гейхман Л. К. Информационное общество: от педагогики
преподавания к педагогике учения [Электронный ресурс] / Л. К. Гейхман // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №12. - С. 102¬106. - Электрон. версия печат. публикации. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnoe-obschestvo-ot-pedagogiki- prepodavaniya-k-pedagogike-ucheniya (дата обращения: 03.05.2016).
11. Глобалистика. Международный энциклопедический словарь
[Электронный ресурс] / Электрон. дан. - М.-СПб.-Н.Йорк, [2006]. - С.163-164. - URL: http://globalistika.ru/Globalistika/p rgs 1.htm (дата обращения:
19.07.2015).
12. Грачев В. В. Персонализация образования в условиях глобального перехода к веб-стилю жизни [Электронный ресурс] /
B. В. Грачев // Экономика образования. - 2012. - №1. - С. 20-24. - Электрон.
версия печат. публикации. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/personalizatsiya-obrazovaniya-v-usloviyah- globalnogo-perehoda-k-veb-stilyu-zhizni (дата обращения: 17.05.2016).
13. Гусинский Э. Н. Введение в философию образования
[Электронный ресурс] / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова //
М. : Издательская корпорация «Логос», 2000. - 224 С. - URL:
http://pedlib.ru/Books/2/0137/2 0137-1.shtml (дата обращения: 19.01. 2015).
14. Жук О. Л. Направления модернизации высшего образования и
требования к педагогическим компетенциям преподавателей в контексте Болонского процесса [Электронный ресурс] / О. Л. Жук // БГУ. - 2015. - Электрон. версия печат. публикации. - URL:
http://elib.bsu.by/handle/123456789/148123 (дата обращения: 4.02.2016).
15. Зеленцова М. Г. Античная философия образования в современном контексте [Электронный ресурс] / М. Г. Зеленцова, И. А. Левицкая // Ивановский государственный химико-технологический университет. - 2013. - С. 215. - Электрон. версия печат. публикации. - URL: https://www. isuct.ru/e-publ/gum/sites/ru. e-
publ. gum/files/2013/t04n03/humscience 2013 t04n03 215.pdf (дата обращения: 16.02.2016)...54



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ