Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Средства выражения коммуникативных интенций авторов интернет-кинорецензий на исторический российский сериал «Кровавая барыня»

Работа №186758

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы99
Год сдачи2025
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 6
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ 13
Глава 1. Теоретические основы исследования средств выражения коммуникативной интенции автора кинорецензии 17
Раздел 1.1. Определение понятия и подходы к анализу коммуникативной интенции автора 17
Раздел 1.2. Жанр интернет-кинорецензии в рамках литературно-художественной критики и обзоров в публицистике 20
Глава 2. Коммуникативные интенции авторов интернет-кинорецензий на сериал «Кровавая барыня» и средства их выражения 24
Глава 3. Жанровые особенности любительской интернет-кинорецензии как средства реализации коммуникативной интенции автора 76
Раздел 3.1. Тематико-оценочная структура рецензий 76
Раздел 3.2. Коммуникативная позиция адресанта и предполагаемый адресат: приемы взаимодействия 78
Раздел 3.3. Специфика любительской интернет-кинорецензии на фоне иных разновидностей: профессиональной и журнальной 79
Раздел 3.4. Систематизация языковых и речевых средств, реализующих коммуникативные интенции авторов интернет-кинорецензий в эксплицитной и имплицитной формах 81
Раздел 3.5. Продуктивные жанровые характеристики в реализации имплицитной интенции: риторико-прагматический аспект 84
Заключение 87
Список использованной литературы 90


Настоящее исследование направлено на лингвистический анализ кинорецензий на исторический российский сериал «Кровавая барыня», созданных как профессиональными критиками, так и обычными пользователями. Исследовательское внимание сосредоточено на языковых средствах, с помощью которых реализуются коммуникативные интенции, варьирующиеся от открытых (эксплицитных) до скрытых (имплицитных) форм выражения субъективного отношения. Это, в свою очередь, позволяет проследить границу между оценочным и манипулятивным компонентами текста.
В сфере лингвистических исследований, киноискусства и медийной коммуникации заметен растущий интерес к феномену речевого манипулирования, который ранее за пределы объекта изучения в психологии не распространялся. Особое внимание при этом уделяется манипулированию массовым адресатом. Лингвисты активно проводят исследования манипулятивного потенциала рекламного, политического дискурса и дискурса СМИ, как отмечено в работах таких ученых, как: Агаджанян Р. В. (2020), Ашрапова А. Х. (2022), Копнина Г.А. (2010), Ковешникова М. Н. (2017), Иссерс О. С. (2009). Важность таких исследований обусловлена высокой актуальностью указанных областей, поскольку реклама, политика и СМИ представляют собой неотъемлемые составляющие социальной жизни каждого индивида. Однако стоит отметить, что ни один из перечисленных типов речевой коммуникации не может функционировать вне межличностного взаимодействия. Такой подход акцентирует внимание на том, что любое коммуникативное проявление является конкретным речевым актом, реализующимся в определённой социальной и коммуникативной среде. Следовательно, представляется важным рассматривать указанные формы речевого поведения в контексте межличностных отношений, что способствует более глубокому осмыслению их роли в формировании социокультурных практик.
Избранная проблемное поле лингвистического анализа кинорецензий на телесериал "Кровавая барыня" не случайно, оно базируется на актуальности исторических сериалов в современном кинематографическом пространстве. Телесериал, выпущенный в 2017 году, выделяется среди подобных произведений своим редактированным уникальным сюжетом, влияющим на формирование культурного наследия и обогащение российского кинематографа. Именно в свете этой значимости, а также в контексте широкого внимания, уделяемого онлайн-рецензиям, стала актуальной необходимость в исследовании мотиваций и целей адресантов кинорецензий - независимых критиков, в том числе и обычных пользователей общедоступных интернет-платформ, нестандартные рецензии которых, размещаются на публичных сайтах, не требующих особого доступа или профессиональной принадлежности.
Проанализировав отобранные рецензии, мы стремимся выявить на данном материале мы стремимся выявить средства выражения коммуникативных интенций авторов, влияющие на оценку произведения. Классические эксплицитные приемы речевого воздействия, например, выбор определенных эмоционально окрашенных выражений, и имплицитные приемы такие как использование определенного контекста или субъективных ассоциаций, рассматриваются через реализацию жанровых особенностей рецензии.
Одной из значимых задач настоящего исследования выступает выявление коммуникативных интенций, детерминирующих речевое поведение рецензентов. В рамках данного аспекта мы стремимся проанализировать природу их интенций: направлено ли речевое воздействие преимущественно на трансляцию объективной информации, на экспрессию субъективных оценок и переживаний либо же на целенаправленное формирование определённой интерпретационной позиции у реципиента. Представленное исследование осуществляет всесторонний анализ кинокритических высказываний, направленный на глубокое понимание механизмов воздействия разнообразных манипулятивных средств на процесс формирования рецептивной оценки у аудитории. Наряду с этим, особое внимание уделяется выявлению истинных коммуникативных интенций, определяющих речевое поведение критиков в пространстве публичной коммуникации.
Актуальность исследования связана с постоянным ростом научного интереса к изучению взаимодействия индивидов в обстановке общения, в частности, в интернет-среде, а также к прагматическим аспектам коммуникативного процесса, что требует проведения глубоких исследований в области речевого воздействия и манипуляции.
Это исследование направлено на получение данных, которые могут быть использованы в дальнейшем развитии теории коммуникации, психолингвистики и прагмалингвистики.
Материалом исследования избраны авторские (непрофессиональные) кинорецензии на исторический российский телесериал «Кровавая барыня» (выпущен в 2017 году), опубликованные на интернет-порталах «Кинопоиск, Отзовик». Был изучен весь корпус авторских кинорецензий, размещённых на интернет-платформах по состоянию на конец 2023 года. В результате чего отобраны 27 рецензий объёмом 9235 знаков с пробелами - как
положительных, так и отрицательных - опубликованных в разделе «Рецензии зрителей» и наиболее полно отражающих анализируемый аспект
исследования.
Объектом исследования являются эксплицитные и имплицитные коммуникативные интенции авторов кинорецензий на исторический российский телесериал «Кровавая барыня».
Предметом исследования являются средства выражения коммуникативных интенций авторов кинорецензий на исторический российский сериал «Кровавая барыня».
Цель исследования - описать лексико-семантические средства, речевоздействующие и манипулятивные приёмы, используемые авторами кинорецензий на сериал «Кровавая барыня» для выявления имплицитных и эксплицитных компонентов авторской интенции, её индивидуализированного, а также общественного значения, с акцентом на выделение жанровых особенностей рецензии как особого инструмента реализации манипулятивных приемов.
Настоящее исследование позволит не только более глубоко понять, как непрофессиональные критики взаимодействуют с аудиторией, но и выделить аспекты воздействия авторов кинорецензий на восприятие и оценку конкретного кинопроизведения.
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучение теоретических основ коммуникативной интенции и средств её выражения в контексте речевого воздействия и манипуляции
• Разработка терминологического аппарата, включающего понятия коммуникативной интенции, средств её выражения, а также речевого воздействия и манипуляции, для применения в анализе избранных текстов .
• Анализ фундаментальных теоретических работ, посвященных коммуникативной интенции и речевому воздействию в лингвистике и теории коммуникации, с акцентом на средства выражения интенций и манипулятивные приемы.
• Систематизация ключевых понятий (коммуникативная интенция, средства речевого воздействия, манипуляция) и определение основных теоретических подходов к их изучению.
2. В ходе анализа научной литературы выявить характерные черты современных видов интернет-рецензий (журнальная, профессиональная, любительская)
• Проанализировать избранные тексты интернет-кинорецений, выработать критерии их систематизации.
• Избранные тексты необходимо проанализировать, выявить в них используемые лексико-семантические средства, речевоздействующие и манипулятивные приемы.
• Систематизировать полученные результаты, распределив средства реализации коммуникативной интенции автора на группы в соответствии с объектом оценки: а) автор постановки, б) сюжетное соответствие, в) актерский состав.
3. Фиксация полученных результатов систематизации
• Определение ведущих базовых средств выражения коммуникативной интенции автора, реализуемых в непрофессиональной интернет-рецензии.
• Описание роли жанровых характеристик интернет-рецензий при реализации авторских интенций.
4. Формулировка выводов.
• Каталогизация лексико-семантических средств,
речевоздействующих и манипулятивных приёмов, используемых авторами интернет-кинорецензий на сериал «Кровавая барыня».
• Выявление имплицитных и эксплицитных компонентов авторской интенции, выделение жанровых особенностей интернет-рецензии как особого языкового инструмента реализации манипулятивных приемов.
• Определение значимости непрофессиональных рецензий в формировании общественной реакции на произведение.
• Изучение возможности общественного восприятия объекта через призму исторического сериала «Кровавая барыня».
Указанные задачи охватывают ключевые аспекты исследования манипулятивных речевых приемов, реализуемых в рецензентской практике, и способствуют более глубокому постижению мотивационно-прагматических установок авторов критических высказываний. В частности, анализ проводится на материале рецензий, посвящённых историческому российскому телесериалу «Кровавая барыня», что позволяет выявить особенности воздействия критических высказываний на формирование общественного восприятия медиапроизведения.
Методика исследования предполагает в первую очередь применение лингвистического подхода к изучению текста. В рамках данного подхода используются следующие методы:
1. Метод научного описания: этот классический метод позволяет систематизировать и описать предшествующие исследования в данной области. Через анализ прошлых исследований мы приобретаем понимание основных тенденций и результатов, что способствует более глубокому пониманию текущей проблемы.
2. Метод сплошной выборки: применяется в процессе сбора фактологического материала, где объекты исследования, такие как слова, словосочетания, предложения, сверхфразовые единства и микротекст, обнаруживаются и регистрируются по мере их появления при чтении текста.
3. Метод лексико-семантического анализа: представляет собой процесс выявления и разъяснения значений и особенностей функционирования используемых слов. Основной целью лексико-семантического анализа в тексте является выявление и раскрытие скрытых значений, заключенных в словах, с целью более полного и точного толкования содержания.
4. Метод коммуникативного анализа: направлен на выявление целей, приемов и средств речевого воздействия в тексте; позволяет рассматривать язык как инструмент целенаправленного общения, анализировать не только содержание, но и прагматические аспекты высказывания - интенции автора, типы речевых актов, коммуникативные роли участников и способы влияния на адресата. Особенно эффективен этот метод при исследовании текстов, ориентированных на формирование мнения, таких как рецензии, поскольку помогает выявить скрытые механизмы убеждения и манипуляции.
5. Сравнительное исследование и сопоставление: этот метод
предполагает сопоставление различных явлений и является эффективным инструментом для организации классификации материала. Путем сравнения различных форм речевой манипуляции мы можем выделить общие и уникальные черты, что способствует более глубокому анализу и пониманию механизмов воздействия.
Гипотеза исследования: в кинорецензиях применяются как явные речевоздействующие, так и скрытые манипулятивные приёмы, ориентированные на формирование определенных взглядов и оценок у массовой аудитории. Анализ лексико-семантических средств выражения коммуникативной интенции автора рецензии, структуры высказываний, а также выделение ключевых приёмов, способных воздействовать на эмоциональное восприятие читателей, позволит раскрыть природу и степень влияния речевого воздействия в рецензиях на избранный телесериал.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведённое исследование интернет-кинорецензий на исторический сериал «Кровавая барыня» позволило выявить специфику жанра в условиях функционирования в цифровой медиасреде, а также установить закономерности реализации авторской коммуникативной интенции в непрофессиональных рецензиях. В рамках работы были решены поставленные задачи и получены результаты, обобщённые ниже.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты жанра интернет-рецензии как разновидности медиатекста. Было выявлено, что современная интернет-кинорецензия представляет собой
трансформированный жанр, возникший на стыке публицистики и личностной интернет-коммуникации, в котором наблюдается смешение стилистических регистров, ослабление нормативных рамок и высокая степень авторской свободы. Жанр демонстрирует гибкость, подстраиваясь под функциональные и коммуникативные задачи конкретного автора и платформы, на которой он публикуется.
Вторая глава посвящена подробному анализу рецензий на сериал «Кровавая барыня». На этом материале проведена каталогизация речевоздействующих и манипулятивных приёмов, включающих средства как лексико-семантического уровня (оценочные эпитеты, метафоры, ироничные конструкции, гиперболы), так и дискурсивного уровня (структурные отступления, диалогизация речи, стилистическая провокация, намеренное смешение речевых регистров). Также были выделены ключевые жанровые признаки, активно задействуемые в реализации авторской интенции: эмотивность, апеллятивность, субъективность, фрагментарность, а также ироничность и экспрессивность.
В третьей главе рассмотрена внутренняя структура любительских рецензий, особенности авторской позиции, способы взаимодействия с предполагаемым адресатом и их отличие от профессиональных и журнальных форм рецензирования. Было выявлено, что в любительских рецензиях доминируют оценочность, эмотивность, разговорная стилистика и апелляция к субъективному восприятию. Именно это делает их мощным средством манипуляции общественным мнением и формирования коллективной реакции на медиапродукт.
На основании этого можно сделать следующие выводы:
1. Интернет-кинорецензия как жанровая форма публичного высказывания демонстрирует высокую степень жанровой трансформации, обусловленную свободой речевого выражения, снижением требований к структуре, стилистике и аргументативности. Особенно это характерно для любительского сегмента, функционирующего в условиях цифрового медиадискурса.
2. Коммуникативная интенция автора интернет-кинорецензии реализуется эксплицитно с применением открытых, прямо выраженных языковых и речевых средств и имплицитно (скрытно, завуалированнно) с помощью речевоздействующих и манипулятивных приёмов, выстраиваемых на разных уровнях реализации - от лексического до прагматико¬дискурсивного и жанрового. При этом именно имплицитные средства оказываются более продуктивными для воздействия на массового адресата, поскольку позволяют избежать прямой конфронтации и формируют иллюзию самостоятельного суждения у читателя.
3. В жанровой структуре интернет-кинорецензий можно выделить
устойчивые признаки: оценочность, эмотивность, апеллятивность,
ироничность, фрагментарность, - которые становятся базовыми средствами реализации коммуникативной интенции автора медиапространстве.
4. Проведённое сопоставление различных форм рецензий (журнальной, профессиональной интернет-кинорецензии и любительской) позволяет утверждать, что именно любительская форма наиболее активно эксплуатирует манипулятивные речевые механизмы, опираясь на экспрессивные конструкции, эмоциональные инсинуации и стилистическую гибкость текста.
5. Рецензия на исторический сериал, как текст вторичной
интерпретации, представляет собой не только жанрово устойчивое высказывание, но и инструмент социального влияния, в котором автор выступает не только как субъект высказывания, но и как агент речевого давления, формирующий отношение адресата к культурному продукту.
Любительская интернет-кинорецензия как жанровая форма представляет собой мощный канал реализации коммуникативных интенций как в эксплицитной, так и в имплицитной формах. Её структурная гибкость и дискурсивная неформализованность, наряду с богатым арсеналом экспрессивных и оценочных средств, создают благоприятные условия для эффективного речевого воздействия на адресата.
Особую роль в этом процессе играют имплицитные приёмы, которые функционируют на уровне подтекста, интонационной окраски и контекстуальных намёков. Они оказываются особенно продуктивными для реализации скрытого речевого воздействия, выступая в роли механизмов манипуляции восприятием читателя.
При сравнении с журнальной и профессиональной интернет- кинорецензией становится очевидным, что именно любительская форма наиболее активно использует эмоционально-оценочную лексику, речевую агрессию и стереотипизированные речевые шаблоны. Это подчёркивает её особый прагматический статус в современном медиадискурсе и отражает специфику коммуникации в цифровой среде.
В свете вышеизложенного можно утверждать, что любительская интернет-кинорецензия - это не просто жанр спонтанного медийного отклика, а полноценный коммуникативный акт с высоким прагматическим и манипулятивным потенциалом, который заслуживает внимательного и глубокого лингвистического анализа.



1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. События. Факт. - М., 1988. - 338 с.
2. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1993 - 182 с.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров / Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986 - С. 250-296
4. Борботько, Л. А. Авторская идентичность в кинорецензии / Л. А. Борботько. - Текст: непосредственный // Когнитивные исследования языка. - 2021 - № 3 (46) . - С. 448-451.
5. Брежнева Д. Д. Функционально-тематические блоки
кинорецензии (на материале британской прессы) (Электронный источник) / Д. Д. Брежнева // Вестник МГОУ. Сер. Лингвистика. / Вестник МГОУ. - 2011. - URL: http ://www.vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/5155 (дата обращения:
12.02.2024).
6. Брежнева Д. Д. Жанрово-стилистические и когнитивные особенности кинорецензии как вида массово-информационного дискурса: на материале современной британской прессы: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2013. - 24 с.
7. Брежнева, Д. Д. Жанрово-стилистические и когнитивные особенности кинорецензии как вида массово-информационного дискурса (Электронный источник): автореф. дис. // Человек и наука. - 2013. - URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199 000009 005538980?page=1&ro- tate=0&theme=white (дата обращения: 14.05.2024).
8. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. - М., 1985. - 365 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - Москва: Лабиринт, 1999. - 352 с.
10. Галкин Д.В. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. - Вып. 1. - Томск: ТГУ, 2000. - С. 26-34.
11. Гаранина Э.Ю. Оценочность в жанре кинорецензии // Вестник КемГУ. - 2013. - №1. - С. 28-31.
12. Дахалаева, Е.Ч. Автореферентные жанры Интернет-дискурса // Вестник ИГЛУ. Серия Филология / Е.Ч. Дахалаева. - Иркутск, № 4 (25). - 2013. - С. 24-29.
13. Демьянков, В. Интерпретация политического дискурса в СМИ / В. Демьянков // Вестник Моск. - 2017. - 20 мая. - С. 7-11.
14. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010. - 597 с.
15. Денисенко В. Н., Чеботарёва Е. Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2008. - 258 с...55



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ