Введение 3
1 Методология разработки стартап-проекта 8
1.1 Анализ рынка и обоснование актуальности выбора темы 8
1.2 Описание и обоснование выбора методологии разработки стартап -
проекта 11
2 Бизнес-модель и бизнес-план стартап-проекта 15
2.1 Общая характеристика стартап-проекта и сферы деятельность 15
2.2 Описание продукта 16
2.3 Маркетинговый анализ, стратегия и сбыт продукта 26
2.4 Производственный план 31
2.5 Организационный план 38
2.6 Финансовый план 39
2.7 Направленность, эффективность и конкурентоспособность стартап -
проекта 41
2.8 Риски и гарантии 42
Заключение 43
Список используемых источников литературы 45
Приложение А 49
Интернет-издания адаптируются под меняющиеся законы, особенно в области рекламы. В последние годы в российское законодательство были внесены изменения о распространении рекламы в интернете и социальных сетях. Теперь рекламные материалы должны иметь специальную маркировку - erid-метку. За ее отсутствие предусмотрены штрафы до 500000 рублей. Поэтому сейчас к любой публикации следует относиться со вниманием и пониманием юридических аспектов.
На сегодняшний день большинство интернет-изданий зарабатывает на рекламе. Рекламные доходы в цифровых средствах массовой информации (СМИ) и в социальных сетях достигают до 70% 1. Так реклама является одним из важных источников дохода, но новые ограничения и новые правила усложняют ее размещение.
Редакции ставят хоть и незаметную, но отпугивающую читателя метку, на материалах, которые попадают под определение рекламы в законе «О рекламе». Журналисты получают erid-метку вручную в кабинетах оператора рекламных данных (ОРД). Они заполняют информацию о заказчике и распространителе, данные из договора об оказании услуг на размещение интернет -рекламы. После выпуска рекламной публикации специалист собирает статистику (показы и дату показов) и через определенный срок формирует акт с отчетом о публикации для Единого реестра интернет -рекламы (ЕРИР).
Невнимательный подход может привести к ошибкам в заполнении данных или отсутствию отчетов в нужное время. Особенно сложно молодым специалистам или небольшим изданиям, которые впервые сталкиваются с
1 Перспективы развития мировой индустрии развлечений и СМИ на 2022-2026 годы // PWC —
URL: https://www.pwc.co.nz/insights-and-publications/2022-publications/outlook.html (дата обращения: 12.06.2025) этой системой и не имеют возможности проконсультироваться с юристами.
В данной работе рассматривается разработка Telegram-бота для быстрой и удобной маркировки рекламы в интернет-изданиях и социальных сетях. Решение направлено на автоматизацию процесса маркировки рекламы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Название стартап-проекта: EridRush
Цель стартап-проекта заключается в разработке эффективного инструмента для упрощенного получения erid-меток для маркировки рекламных материалов.
Задачи развития стартап-проекта:
• Исследовать рынок рекламы, включая анализ существующих проблем, потребностей, решений;
• Провести проблемные интервью с потенциальными клиентами (Custom Development);
• Определить функционал MVP, включая подключение к базе данных ОРД;
• Разработать MVP - Telegram-бота с базовым функционалом;
• Создать план по продвижению сервиса и его масштабированию;
• Тестирование сервиса с привлечением потенциальных клиентов для оценки эффективности работы бота и получению обратной связи.
Уникальность EridRush заключается в том, что в продукте используется всем знакомый и понятный интерфейс Telegram в формате диалога. Знакомое пространство ускоряет процесс работы и сокращает время обработки рекламного креатива минимум на 30 минут по сравнению с заполнением документации в операторе рекламных данных. А также уникальность проекта в дополнительных функциях — отметка на календаре о сдаче отчета и уведомление о заполнение акта в ЕРИР.
Работа над продуктом реализуется поэтапно. В планах выпустить полностью функциональный продукт в течение пяти месяцев с марта 2025 года. С июня по август текущего года мы готовы выдать 160 меток первым клиентам, которые позволят не только подтвердить работоспособность системы, но и получить первую выручку. В конце 2025 года с помощью партнерств и привлечением новых клиентов выдать до 500 меток и расширить команду. В перспективе, в 2026 году разработать бонусную систему, пересмотреть тарифы, создать свое комьюнити и активно выдавать от 30 тысяч меток в год.
Внедрение продукта на рынок происходит быстро (за 1,5 года) по трем причинам:
• Сейчас проект на начальной стадии разработки, в процессе планирования дальнейшей работы могут возникнуть обстоятельства, которые повлияют на сроки выполнения задач и требуют адаптации;
• Возможны изменения в законодательстве «О рекламе» Российской Федерации;
• Проект развивается в сфере IT, что подразумевает гибкость к потребностям рынка и техническим возможностям.
Сейчас проект развивается на личные средства основателей. В дальнейшем планируется привлечь инвесторов и получить грант.
Подписка на EridRush стоит от 590 рублей в зависимости от количества публикуемого рекламного контента в месяц.
Проект реализовывается в такие короткие сроки из-за рисков, среди которых есть возможные изменения в законодательстве, технологические сложности интеграции с операторами рекламных данных и площадками для размещения рекламы.
Сейчас проект разработан на пробной версии ОРД Ozon — Sandbox, поэтому результатом нашей работы станет запуск сервиса на базе полной версии ОРД Ozon и работы бота в мессенджере Telegram с дополнительными функциями. Сейчас вся полученная информация сохраняется на базе данных оператора рекламных данных. В будущем планируется создать личную базу данных и внедрить ее в работу сервиса, где будут храниться данные о рекламодателе и заказчиках в соответствии с Федеральными законами от 23.05.2025 N 121-ФЗ, вступающих в силу с 01.09.20 252.
Ожидается, что решением будут пользоваться авторы новостных изданий, маркетологи и юристы интернет-изданий, которые занимаются маркировкой рекламы для социальных сетей или сайтов.
Ценность продукта в том, что в нем объединен цифровой маркетинг и юриспруденция.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Теоретическую основу дипломной работы составили научные исследования, посвященные маркировке рекламе, например, Ланцева, Н. А. «Маркировка интернет-рекламы как новый вызов современному медиапространству», а также федеральный закон «О рекламе», статистика рекламного рынка и учебники по бизнес-стратегии и менеджменту. При анализе рынка и проведении интервью в работе над проектом
2 Обзор изменений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» // КонсультантПлюс. — URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94223/601a4f99fd70caaf621604e89128f50a94c8967f/ (дата обращения: 12.06.2025).
использовались труды Бедринской И. В, Бурмистровой Е. П., Московкиной Д. М., Бланка С., Риса Э., Ткачева В. В..
В данной выпускной квалификационной работе был разобран план по работе и развитию стартап-проекта EridRush.
EridRush представляет собой инновационное решение и автоматизирует рутинные процессы по маркировке рекламы в социальных сетях и интернет-изданиях.
В ходе работы мы изучили рынок и выяснили, что сейчас быстро изменяется и развивается цифровая реклама, и появляются новые условия для ее размещения. Такие условия требуют инструментов, которые упрощают рутинные задачи и помогают быть в курсе последних обновлений и новостей, каким и является EridRush.
По итогам работы был выполнен анализ рынка, проведены проблемные интервью, результат которых лег в основу разработки функций сервиса. Разработан MVP продукта, который состоит из двух частей — бота в Telegram и сайта. Бот подключен к базе данных ОРД OZON и работает пока исключительно в пробной версии. Через лендинг можно оставить заявку на подключение к боту и дальнейших инструкциях.
Для данной работы мы изучили законодательство Российской Федерации, проводили интервью и консультации с юристами. Создали дорожную карту продукта, расписав план масштабирования и развития проекта на ближайшие 1-1,5 года, рассчитали стоимость услуг, создали тарифные пакеты и составили оптимистичный финансовый план, проанализировав доходы и расходы.
За время работы над проектом мы прошли бизнес-акселератор Академгородка, в рамках которого прошли трекшны, экспертные карусели и разработано MVP проекта.
Результат работы соответствует ожиданиям. Мы достигли 60% выполнения: провели все расчеты, описали модели стартапа и разработали MVP для тестирования своей идеи.
Главная цель стартапа — помочь журналистам и сотрудникам редакций избегать штрафов за отсутствие маркировки рекламы и не терять время на изучение сервисов для получения метки. У сервиса есть дополнительные функции, например, встроенный календарь и пуш- уведомления о сдаче отчетов, что отличает продукт от конкурентов. При быстрой и качественной реализации проект в будущем может выйти на большой рынок и внедриться в работу крупных интернет-изданий.
На следующем этапе команда планирует отключить бота от пробной версии ОРД Ozon и подключиться напрямую к оператору рекламных данных, чтобы действовать в рамках закона. Также планируется запуск рекламы и первые сотрудничества.
1. Перспективы развития мировой индустрии развлечений
и СМИ на 2022-2026 годы // PWC : [сайт]. — URL:
https://www.pwc.co.nz/insights-and-publications/2022- publications/outlook.html (дата обращения: 12.06.2025)
2. Обзор изменений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94223/601a4f99fd 70caaf621604e89128f50a94c8967f/ (дата обращения: 12.06.2025).
3. Объем рынка маркетинговых коммуникаций в 2024 году
// АКАР — URL: https://akarussia.ru/volumes/obem-rynka-
marketingovyh-kommunikacij-v-2024-godu/ (дата обращения:
12.06.2025).
4. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
// КонсультантПлюс. — URL:
https ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5 8968/ (дата
обращения: 12.06.2025).
5. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от
05.12.2022) «О рекламе» // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389115/ (дата
обращения: 12.06.2025).
6. Маркировка интернет-рекламы как новый вызов современному медиапространству / Н. А. Ланцева // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2023) : Сборник материалов Международной научной конференции молодых исследователей, Москва, 11-15 декабря 2023 года. - Москва: Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2023. - С. 248-251 (дата обращения: 12.06.2025).
7. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 05.12.2022) «О
средствах массовой информации» // КонсультантПлюс. - URL: https ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата
обращения: 12.06.2025).
8. Роскомнадзор оштрафовал блогеров и
распространителей рекламы на 4,5 млн рублей в 2024 году // Роскомнадзор — URL: https://rkn.gov.ru/press/news/news74830.htm (дата обращения: 12.06.2025).
9. Роскомнадзор оштрафовал блогеров и
распространителей рекламы на 4,5 млн рублей в 2024 году // ТАСС — URL: https://tass.ru/ekonomika/20795555 (дата обращения:
12.06.2025).
10. Актуальные информационные PR-форматы в деловых СМИ (в ситуации новой маркировки рекламы) / И. В. Бедринская // Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия: Материалы международной научно-практической конференции Москва, Москва, 05-06 февраля 2024 года. - Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2024. - С. 254-255 (дата обращения: 12.06.2025).
11. Российским СМИ стало сложнее работать после
принятия закона о маркировке // РБК Компании — URL: https://companies.rbc.ru/news/VkdX3LyaAy/rossijskim-smi-stalo- slozhnee-rabotat-posle-prinyatiya-zakona-o-markirovke/ (дата
обращения: 12.06.2025).
12. ВЛИЯНИЕ МЕТОДА LEAN STARTUP НА
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА/ Бурмистрова Е.П. // Интерактивная наука. 2020. №7 (53). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-metoda-lean-startup-na- pokazateli-effektivnosti-proekta (дата обращения: 12.06.2025).
13. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Эрик Рис; Пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2025. - 255 с. (дата обращения: 12.06.2025).
14. Кастдев как маркетинговый инструмент: цели,
методика, практическое применение / Д. М. Московкина // Материалы ежегодной научной конференции студентов и магистрантов университета, 16-18 апреля 2024 : в 4 ч. - Минск : МГЛУ, 2024. - Ч. 1. - С. 230-231 (дата обращения: 12.06.2025).
15. Стартап: Настольная книга основателя / С. Бланк. - М.: Альпина Паблишер, 2021. - 616 с. (дата обращения: 12.06.2025).
..25