Реферат
Введение 3
1 Теоретические основы организации эмиссии и обращения государственных и
субфедеральных облигаций 5
1.1 Понятие государственных и субфедеральных облигаций 5
1.2 Виды облигаций 8
1.3 Международный рынок государственных облигаций 12
2 Организация эмиссии и обращения субфедеральных облигаций в России 19
2.1 Нормативно-правовая база эмиссии субфедеральных облигаций 19
2.2 Этапы эмиссии субфедеральных облигаций 23
2.3 Характеристика рынка субфедеральных облигаций 26
2.4 Роль рейтингов и индексов в оценке субфедеральных облигаций 29
2.5 Порядок налогообложения субфедеральных облигаций 36
3 Организация эмиссии и обращения субфедеральных облигаций на примере облигаций
Томской области 39
3.1 Общая характеристика Т омской области 39
3.2 Анализ эмиссии и обращения субфедеральных облигаций Томской области 43
3.3 Рекомендации для Томской области и инвесторов по субфедеральным
облигациям 52
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Приложение А 65
Приложение Б 66
Приложение В 67
Приложение Г 70
Субфедеральные облигации являются финансовым инструментом, с помощью которого субъект может привлечь дополнительные денежные средства для финансирования дефицита областного бюджета и целевых инвестиционных, социальных и бюджетных программ и проектов субъектов. Субфедеральные облигации являются популярным, перспективным и надежным финансовым инструментом российского фондового рынка, представляют интерес для инвесторов.
Актуальность темы бакалаврской работы определяется необходимостью повышения эффективности функционирования рынка субфедеральных облигаций в Российской Федерации, а также повышения инвестиционной привлекательности данного финансового инструмента на отечественном рынке среди широкого круга инвесторов.
Целью бакалаврской работы является теоретическое и практическое исследование организации эмиссии и обращения субфедеральных облигаций в РФ в целом и на примере Томской области.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы эмиссии и обращения государственных и субфедеральных облигаций.
2. Изучить зарубежный опыт эмиссии государственных и муниципальных облигаций.
3. Проанализировать и изучить нормативно-правовую базу организации эмиссии и обращения субфедеральных облигаций в РФ.
4. Охарактеризовать российский рынок субфедеральных облигаций и изучить роль рейтингов и индексов в оценке облигаций.
5. Проанализировать организацию эмиссии и обращения субфедеральных облигаций на примере Томской области.
6. Разработать рекомендации для Департамента финансов Томской области, как эмитента субфедеральных облигаций от имени Томской области, и для инвесторов.
Объектом исследования выступает рынок субфедеральных облигаций.
Предметом исследования является организация эмиссии и обращения субфедеральных облигаций в Российской Федерации, в том числе в Томской области.
Исследуемая тема недостаточно широко отражена в литературе. В процессе написания бакалаврской работы были изучены и использованы нормативно-правовая база, учебная литература, научные статьи, Интернет-ресурсы и др.
В качестве основных использовались: Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» и «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», а также научные работы следующих экономистов: Е. А. Ермакова, Е. С. Крепоносова, О. И. Ларина, О. В. Невская, Ю. В. Семернина и А. А. Щербаков.
Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой части представлены теоретические основы эмиссии и обращения государственных и субфедеральных облигаций. Даны понятия государственных и субфедеральных облигаций, рассмотрены виды облигаций, а также представлен обзор зарубежного опыта эмиссии и обращения государственных облигаций.
Вторая глава посвящена анализу функционирования рынка субфедеральных облигаций в РФ: рассмотрена нормативно-правовая база организации эмиссии и обращения субфедеральных облигаций, выделены основные этапы эмиссии субфедеральных облигаций, дана характеристика рынка субфедеральных облигаций в Российской Федерации, изучена роль рейтингов и индексов в оценке субфедеральных облигаций.
Третья часть работы представляет исследование организации эмиссии и обращения субфедеральных облигаций на примере Томской области. В ней дана характеристика эмитента и исследуемого направления, проведены расчеты стоимости облигационного займа для эмитента, а также сформированы рекомендации по повышению эффективности функционирования рынка субфедеральных облигаций.
В условиях дефицитного областного бюджета регион может привлечь денежные средства с помощью кредита или с помощью эмиссии субфедеральных облигаций. Субфедеральные облигации популярный и перспективный финансовый инструмент, имеющий множество преимуществ по сравнению с кредитом.
Большинство классификаций облигаций являются универсальными и применяются к субфедеральным облигациям. Субфедеральные облигации классифицируются по характеру решаемых задач, по целевому предназначению и количеству целей заимствования, а также по источнику средств, за счет которых будут погашены облигации.
В зарубежной практике нет понятия «субфедеральные облигации», однако очень развит сектор государственных и муниципальных облигаций. Самыми крупными заемщиками в мире признаются США, Япония, Германия и Великобритания.
Эмиссия субфедеральных облигаций включает в себя 6 основных этапов и регулируется Бюджетным кодексом, Федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
В России субфедеральные облигации занимают лишь 3% в общей структуре облигационных займов. Рынок субфедеральных облигаций представлен 51 субъектом и годовой объем размещений в 2018 году составил 85,9 млрд. руб., что в 2,6 раза меньше годового объема размещений в 2017 году.
Субфедеральные облигации имеют ряд преимуществ. Это надежный финансовый инструмент с фиксированным купоном. Купоны по субфедеральным облигациям не облагаются НДФЛ, а налогом на прибыль организации облагаются по пониженной ставке.
Томская область является активным участником публичного долгового рынка: она развивает два облигационных инструмента - биржевые и внебиржевые субфедеральные облигации.
Томская область имеет стабильный уровень рейтинга, по всем привлеченным средствам исполняет обязательства в срок и в полном объеме.
Субфедеральные облигации Томской области в основном выпускаются в форме именных бездокументарных купонных ценных бумаг номиналом 1000 рублей и на срок от 1 года до 8 лет. Доходность облигаций Томской области от 8% годовых, выплаты по купону производятся ежеквартально.
На сегодняшний день в обращении находится 7 выпусков субфедеральных облигаций, один выпуск размещается и один готовится к размещению.
Для эмитента целесообразно занимать денежные средства посредством эмиссии субфедеральных облигаций, поскольку стоимость облигационного займа значительно ниже стоимости банковского кредита, а инвесторам выгодно покупать облигации, поскольку процент по вкладам ниже, чем по облигациям Томской области.
Для повышения эффективности функционирования рынка субфедеральных облигаций необходимо размещать облигации с помощью проекта Банка России «Маркетплейс».
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ : (в ред. от 15 апр. 2019 г. № 63-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения: 05.04.2019).
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля. 1998 г. № 146-ФЗ : (в ред. от 27 дек. 2018 г. № 546-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения: 05.04.2019).
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ : (в ред. от 15 апр. 2019 г. № 63-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения: 05.04.2019).
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 5 апр. 2013 №44-ФЗ: (ред. от 01.05.2019) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения: 05.05.2019).
5. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: федеральный закон от 22 апр. 1996 №39-ФЗ: (ред. от 27.12.2018) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения: 05.04.2019).
6. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29 июля 1998 №136-ФЗ: (ред. от 14.06.2012) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та. (дата обращения: 05.04.2019).
7. Аверин А. Ю. Рейтинговая оценка субъектов РФ как инструмент повышения инвестиционной привлекательности эмитируемых ценных бумаг // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2011. - №1. - С. 130-134.
8. Алиев У. И. Основные тенденции развития рынка региональных ценных бумаг // Дайджест-финансы. - 2006. - № 6 (138). - С. 2-5.
9. Асаул А. Н. Рынок ценных бумаг: учебник / А. Н. Асаул, В. К. Севек, Р. М. Севек. - Кызыл: ТывГУ, 2015. - 232 с.
10. Беломытцева О. С. Субфедеральные и муниципальные облигации: тенденции развития рынка и элементы концепции управления долгом // Вестник Томского государственного университета. - 2006. - № 292-2. - С. 288-293.
11. Бондаренко А. С. Облигации субъектов Российской Федерации // Аллея науки. - 2018. - Т. 4, №6 (22). - С. 27-29.
12. Волкова Н.М. Использование заемных средств, привлеченных в результате размещения облигаций субъектов РФ и муниципальных образований // Дайджест- Финансы. - 2002. - №8. - С. 2-11.
13. Горовец Н. А. Тенденции развития рынка облигаций в Российской Федерации / Н. А. Горовец, И. С. Новикова, А. П. Комарова // Вестник науки и творчества. - 2017. - № 1 (13). - С. 52-57.
14. Григорьева Н. С. Облигации как один из инструментов финансирования дефицита государственного бюджета субъектов России / Н. С. Григорьева, А. Р. Сафина // Экономика, управление и инвестиции. - 2014. - №2 (4). - С. 1-11.
15. Дейнега А. Н. Государственный долг: учебно-методическое пособие / Сост.
А. Н. Дейнега, Т. Н. Харламова, С. В. Позднякова, О. А. Денисова, Н. В. Сарнычева. - Тамбов: Издательство ИП Чеснокова А. В., 2010. - С. 69....70