Задание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Источники и специфика философских взглядов Юрия Живаго 22
2. Образ Юрия Живаго и его деятельность в последний период жизни 42
2.1. Состояние культуры и общественно-философская мысль России в
постреволюционый период 42
2.2. Последний период жизни Юрия Живаго: образ героя в изменившемся
мире 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» остается резонансным явлением отечественной литературы. Появившийся на изломе века, идеологически сложно поддающийся видовой классификации, он синтезирует в себе признаки романа-жития, романа-притчи, романа-мифа, лирического и философского романа. Такая формальная неопределенность исходит из попытки выдвинуть из ювелирно созданной симфонии текста достойно определяющую произведение категорию. В ряде жанровых определений выделяется общая религиозно-нравственная направленность, выраженная в иносказательной форме. Религия лежит в основе философии главного героя и необходима для понимания многоплановости его образа. Рассмотрение чувственно-эмоциональной стороны личности Юрия Живаго сквозь призму религии необходимо для понимания источников его творческой деятельности и ценностной основы героя.
В последний период жизни Юрий Живаго переживает кризис, связанный с невозможностью изменить себя и разрушить ценностные основы для успешной жизни в новой России. Релятивизм ценностей в обществе, смена культурной парадигмы, угнетение интеллигенции после установления власти Советов расшатывали положение героя и его окружения. Создание объемной картины культурной ситуации в России в первое тридцатилетие XX века, анализ рефлексии о смысле и последствиях революции в России необходимы для изучения условий, в которые был помещен герой романа в последний период жизни и которые коренным образом изменили его жизнь.
Выход из кризисного состояния для Живаго кроется в обращении с помощью творчества к философской концепции, составляющей ценностную основу личности героя. Творчество, с одной стороны, воплощает актуальную мировоззренческую позицию Живаго, а с другой, сохраняет и объясняет людям ту философию жизни, которая зародилась в герое еще в юности.
В последний период жизни доминантой мировоззренческой позиции Юрия Живаго становится личное восприятие христианства. Принцип «быть верным Христу» осуществляется героем в формах созидательной деятельности, имеющей и конкретно-бытовой характер, и идейно-творческий, выраженный в тех вспышках вдохновения, которые, подобно агонии после затяжной болезни, являются последним излиянием личности во внешний мир.
Весь жизненный путь Живаго - это путь богоискательства. В творчестве и в служении людям, в личных принципах жизнеустройства красной нитью проходит поиск в себе образа и подобия Божия. Это не попытка земного человека достичь святости, но это стремление остаться достойным этого христианского положения и, может быть, исполнить Заповеди блаженства.
Теория вопроса. Изучение романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» в религиозном аспекте составляет большой пласт в отечественном и мировом литературоведении. Интерес представляет интерпретация романа в связи с библейскими мотивами, архетипическое и мотивное сопоставление героев романа и православных святых, наконец, представление о романе как о религиозно-философском манифесте является предметом изучения исследователей. Сам Б. Л. Пастернак говорил, что «без ориентации искусства на образ Христа как архетипа искусство будет всегда мертвым, чего в романе я не хочу, поэтому в «Живаго» архетипом будет Христос»1 (здесь и далее курсив мой - Е. П.).
Интерпретация текстов художественных произведений с опорой на священные религиозные и апокрифические тексты является объектом герменевтического подхода. Одним из его основоположников был немецкий философ Ф. Шлейермахер. Он стремился сделать герменевтику универсальной теорией понимания. Предметом герменевтики он считает «всякое творчество, «...» в двойственном отношении»2. Двойственным в творчестве выступают формальный и содержательный аспекты. По мысли Ф. Шлейермахера, целое произведения меняется в зависимости от того, исследуется форма или содержание. В герменевтической теории для интерпретации задействуются два метода: грамматический и психологический.
...
Исследование последнего периода жизни и деятельности Юрия Живаго помогает создать более целостный портрет его личности, детально реконструировать его деятельность и сделать выводы о том, что на протяжении всей жизни он подтверждал своими поступками ту мировоззренческую позицию, которую открыл для себя еще в юношеские годы. Он действительно оставался верен Христу даже в самые кризисные моменты жизни, стремился творить жизнь там, где господствовала смерть, утверждать подлинное искусство над безыскусными пародиями. Не все окружение смогло оценить важность дел этого человека при жизни. Но посмертный образ героя, формируемый в среде его друзей и семьи, говорит о признании героя и зарождающихся изменениях в сознании его окружения.
Трагедия Юрия Живаго - в столкновении двух взаимоотрицающих принципах жизнеустройства. Жизнетворческая во всех отношениях позиция главного героя сополагается с утопической концепцией построения нового мира, носящей жизнеотрицательный характер. Это провоцирует конфликт взаимодействия истории и личности. В логике философской концепции Юрия Живаго человек органично существует в глобальной истории, занятый поиском Бога в вещах и явлениях жизни. Человек своими поступками запечатлевает себя в будущем, переходя в форму памяти. Время - прошлое, настоящее и будущее - развивается нелинейно, оно сосуществует параллельно; человек преодолевает время в процессе созидательной деятельности.
Утопия новой действительности отрицает прошлое, не видит объективного будущего, поскольку не оформлены и не узаконены еще правила существования нового мира, а старые уже разрушены. Человек нового времени не существует и в настоящем, поглощенный изобретением новой реальности, которая никогда не сможет воплотиться в жизнь, поскольку она идет вразрез с законами красоты и человечности. Новый мир лишен нравственного ориентира в Боге, а жизнь без божественного присутствия не имеет смысла, поскольку непреодолимо трагична в отсутствие надежды на жизнь вечную.
В романе Б. Л. Пастернак создает многоплановую картину восприятия эпохи, в которой существует главный герой. От «великолепной хирургии» отношение нарратора и главного героя к современной истории смещается к апокалиптичности мира, где теряет ценность человеческая жизнь, «звереют» люди, разрушаются родственные и дружеские связи, мир ценностей, когда-то незыблемый, совершает бесконечный цикл обменов. Однако общая светлая, возрождающая к жизни тональность последних слов в романном тексте («казалось, что свобода души пришла» ) и тетради Юрия Живаго ( «Я в гроб сойду и в третий день восстану» открывает перспективу восстановления гармонии мира, которая должна свершиться так же естественно, как при любых обстоятельствах весной приходит Пасха и как по прошествии трех дней после крестной смерти воскресает Христос.
В работе заданы перспективы исследования, связанные с реконструкцией посмертного образа Юрия Живаго на материале черновиков и планов глав романа, не вошедших в его итоговый вариант.
1. Азадовский К. М., Пастернак Е. Б., Пастернак Е. В. Вступление // Рильке Райнер Мария, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 года. М.: Книга,1990. С. 17-36.
2. Арутюнова Б. А. Земля и небо. Наблюдения над категориями пространства и времени в ранней лирике Пастернака // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre).Paris, 1979. С. 195-224.
3. Баевский В. С. Миф в поэтическом сознании в лирике Пастернака (Опыт прочтения) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1980. №39 (2). С. 116-127.
4. Бармина О. О. Семантика и взаимодействия окна, свечи и стола в произведении Б. Пастернака "Доктор Живаго" / О. О. Бармина // Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики. Т. 2: материалы конференции молодых ученых, 17 апреля 2009 г. Томск, 2009. Т. 2. С. 16-19.
5. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. Париж: YMCA PRESS, 1955. 157 с.
6. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность / Составление и комментарии В. В. Сапова. М.: Канон+, 1999. 464 с.
7. Бердяев Н. А. Русские богоискатели / Н. А. Бердяев. Кризис русской интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1909). СПб.: Общественная польза, 1910. С. 28-39.
8. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека / Николай Бердяев. М.: АСТ [и др.], 2010. 316 с.
9. Бердяев Н. А. Смысл творчества (сборник): М.: АСТ. Фолио, 2002. 134 с.
10. Бердяев Н. А. Философия неравенства / Составитель и отв. ред.
О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2012. 624 с.
11. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев; [Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Л. В. Полякова; Журн. "Вопр. философии" и др.].М.: Правда, 1989. 607 с.
12. Блок А. А. Интеллигенция и революция. Собрание сочинений. В 8 т. Т.
6. М.: -Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.
13. Богомолов Н. А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. Исследования и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 560 с.
14. Богомолов Н. А. Русская литература первой трети ХХ века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск: Водолей, 1999. 640 с.
15. Борисов В М., Пастернак Е Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир, 1988. № 6. С. 222 - 226.
... всего 80 источников