ВИДЕОКОНТЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
(НА ПРИМЕРЕ ВИДЕОПРОЕКТА “КАФЕДРА” ДЛЯ СТРАНИЦ В СОЦИАЛЬНЫХ
МЕДИА КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НИ ТГУ)
Вводная часть 3
Глава I. Феномен имиджа образовательной организации в контексте современной цифровой эпохи:
1.1. Имидж образовательной организации в цифровую эпоху: теоретико-методологические аспекты 9
1.2. Инструменты формирования имиджа образовательной организации 14
Глава II. Роль видеоконтента в формировании имиджа образовательной организации:
2.1. Видеоконтент как результат трансформации визуальности в современном мире..22
2.2. Ключевые особенности видеоконтента для социальных медиа 27
2.3. Значение видеоконтента в формировании имиджа образовательной организации.28 Глава III. Технология формирования имиджа образовательной организации посредством видеоконтента на примере страниц в социальных медиа кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ:
3.1. Исследование имиджа кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ среди
студентов направления «Реклама и связи с общественностью» 31
3.2. Разработка концепции видеопроекта «Кафедра»: цели, задачи, бюджет, этапы
реализации 54
3.3. Реализация видеопроекта «Кафедра»: поэтапный план работы 59
3.4. Оценка эффективности реализованного проекта 61
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 66
Приложения 71
С каждым годом в России, как и во всём мире, наблюдается возрастание конкуренции субъектов во всех сферах жизни общества, и сфера образования не является исключением. В Постановлении Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» указано, что одной из приоритетных задач до 2020 года является «повышение качества и конкурентоспособности российского образования» .
В связи с изменением российского законодательства относительно поступления в вузы и политикой самих учебных заведений, у абитуриентов появилась возможность подавать документы сразу на несколько специальностей в несколько вузах.
Также, помимо конкуренции внутри страны, вузам приходится конкурировать на международном уровне, так как с интенсификацией современных тенденций глобализации и цифровизации появилось дистанционное обучение и возможность для выпускников общеобразовательных учреждений к поступлению в иностранные образовательные организации. Таким образом, абитуриентам всё сложнее сделать выбор в пользу конкретного вуза или специальности. В сложившихся условиях важную роль начинает играть применение всех способов повышения конкурентоспособности организации, включая методы конкуренции по нематериальному - репутационному признаку и гудвилл^, которые связаны с имиджем .
Имидж, благодаря функции накапливания и классификации информации, упрощает для целевой аудитории процесс принятия решений, позволяет сэкономить время и снизить риски . «Имидж как инструмент публичной коммуникации всегда создавался в целях привлечения внимания, формирования репутации и общественного мнения, повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности своего «носителя» - базового субъекта, предмета или явления действительности» .
Преимущества позитивного имиджа образовательной организации очевидны. Положительный имидж повышает символическую ценность деятельности вуза, привлекает представителей целевой аудитории: абитуриентов, партнеров, спонсоров; повышает спрос на предоставляемые услуги; облегчает доступ к различным необходимым ресурсам (трудовым, техническим, материальным и т.д.).
Также важным аспектом наличия у вуза положительного имиджа является его попадание в российские и международные рейтинги университетов. Это важно в связи с тем, что рейтинги становятся общепризнанными шкалами при оценке качества предоставляемого образования и всей деятельности вуза в целом.
Роль рейтингов вузов в перспективе будет увеличиваться. Это связано, во-первых, со вступлением России в Болонский процесс и с внедрением западной системы стандартизированных показателей деятельности образовательных организаций, во-вторых, с привязкой к рейтингам объемов финансирования, и, в-третьих, с тем, что только постоянное совершенствование систем оценок и мониторинг качества образования смогут позволить поддерживать национальные системы образования на должном уровне . Поэтому удержание позиций в рейтингах непосредственно влияет на имидж образовательной организации. С этим связана актуальность данной бакалаврской работы. В современных условиях, когда количество информации постоянно увеличивается, а развитие общества потребления приводит к усилению информационного шума - от рекламы на улицах города, до поисковой оптимизации в интернет-среде , важным становится вопрос об удержании внимания целевой аудитории на контенте, предлагаемом базисным субъектом - образовательной организацией.
Еще в начале прошлого столетия была научно доказана эффективность использования визуальных образов для привлечения внимания и оказания воздействия на различные группы общественности.
Визуальное кодирование информации имело преимущество еще в традиционных медиа, однако «...сила коммуникативного воздействия видеоконтента в новых медиа возрастает в разы по сравнению с традиционными» . Сообщение, передаваемое посредством видео, оперирует одновременно текстом, аудио и визуально воспринимаемыми динамичными образами, поэтому обладает уникально высокой способностью воздействия на целевую аудиторию. Новые медиа продвинулись еще сильнее в силе воздействия. Они включили эмоции. Человек почувствовал свою сопричастность к происходящему.
Еще одним преимуществом является количество времени, необходимое для контакта с данным видом контента. С распространением мобильных устройств и постоянно увеличивающимся количеством окружающей людей информации, люди уделяют всё меньше времени на ее глубокое, детальное изучение. Пользователям проще посмотреть видеообзор, видеоинструкцию, чем читать обширные тексты, требующие длительного времени и концентрации внимания .
К тому же видеоконтент способствует запоминанию продукта/услуги. По данным компании Hub Spot, 80% потребителей помнят видео, которое они смотрели месяц назад .
Так как «...одним из ключевых механизмов управления имиджем вуза является работа с целевыми аудиториями, т. е. выстраивание эффективных коммуникационных каналов между вузом и целевыми аудиториями» (Юрова, Гусева), а также учитывая все вышеизложенные факты, налаживание коммуникации с целевой аудиторией посредством видеоконтента, имеющее конечную цель формирования позитивного имиджа образовательной организации кажется автору высокоэффективным и результативным в современных условиях, а также одним из важнейших сфер деятельности любой образовательной организации.
Таким образом, имидж - это маркетинговый инструмент, направленный на поддержание и выполнение целей и задач вуза, рост его экономических и социальных показателей. Грамотно сконструированный имидж организации высшего образования способен принести финансовую выгоду, нарастить паблицитный капитал и повысить рейтинги заведения. А одним из наиболее эффективных и результативных инструментов формирования имиджа образовательной организации автор считает видеоконтент в социальных медиа, так как это обусловлено современными тенденциями информатизации, компьютеризации и массовым переходом целевой аудитории в Глобальную сеть.
Проблемная ситуация заключается в том, что при наблюдающейся всеобщей тенденции к визуализации контента и перевод статичных изображений в динамичные, на цифровых платформах образовательных организаций до сих пор наблюдается преобладание текстового и фото-контента. Таким образом потенциал социальных медиа как площадки для размещения видеоконтента в полной мере не используется, в частности, при формировании имиджа образовательной организации.
Проблема: отсутствие целостного представления о возможностях видеоконтента как инструмента формирования имиджа образовательной организации.
Объект квалификационной работы - имидж образовательной организации.
Предмет - видеоконтент в социальных медиа как инструмент формирования имиджа образовательной организации (на примере видеопроекта «Кафедра» для страниц в социальных медиа кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ).
Цель работы: представить возможности видеоконтента как инструмента формирования имиджа образовательной организации и применить его при реализации проекта «Кафедра» для социальных медиа кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Определить теоретико-методологические аспекты изучения имиджа образовательной организации как феномена современной цифровой эпохи;
2. Проанализировать инструменты формирования имиджа образовательной организации;
3. Рассмотреть видеоконтент как результат трансформации визуальности в современном мире;
4. Выявить значение видеоконтента в управлении имиджем образовательной организации;
5. Обозначить ключевые особенности видеоконтента для социальных медиа;
6. Исследовать имидж кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ среди студентов направления «Реклама и связи с общественностью» до реализации проекта «Кафедра» (серия корпоративных видеороликов о преподавателях КСК ТГУ);
7. Разработать концепцию видеопроекта «Кафедра»: цели, задачи, бюджет, поэтапный план;
8. Описать процесс реализации проекта «Кафедра»;
9. Дать оценку эффективности реализованного проекта.
Методология исследования
Теоретико-методологической базой на фундаментальном уровне послужили работы У. Эко о семиотике кино, а также идеи А. Бергера о визуальной коммуникации и создании с ее помощью образов. Кроме того, в рамках данного исследования оказались полезны идеи М. Маклюэна о медиакоммуникациях, в которых он рассуждает о преимуществах телевидения над другими средствами передачи информации, работы Р. Барта о мифологии («для определения мифа важен не сам предмет сообщения, а то, как о нем сообщается») и его трехступенчатая модель сообщения (в контексте многоуровневой структуры видеороликов). Раскрыть феномен цифровой эпохи помогли труды таких социологов как Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельса. О проблематике привлечения и удержания внимания целевой аудитории в процессе электронной коммуникации писали А Бард, Я. Зодерквист, а разобраться с технологическим аспектом изучения имиджа помогла идея социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана, работы которых также были интересны автору в рамках данного исследования.
На общенаучном уровне исследователи были полезны идеи Н Макиавелли и Г. Лебона, обосновавшие практическую ценность феномена имиджа (Н. Макиавелли описал ценность обладания соответствующей «личиной» (маской) для государственного деятеля; Г. Лебон описал имидж как эффект «личного обаяния», смысл которого - достижение политического успеха).
Современные зарубежные концепции формирования имиджа представлены «Я- концепцией» К. Роджерса, «Образом себя» Г. Олпорта, «Теорией ролевого конструкта» Дж. Келли, которые нашли свое отражение в данном исследовании.
Из отечественной литературы наибольшим образом были интересны работы В.М. Шепеля, А.Ю. Панасюка, Д.И. Спичевой, посвященные феномену имиджа, технологическим и стратегическим вопросам его формирования.
Специально-научный уровень представлен работами Т.К. Екшивеева, В. А. Лазарева, С.В. Мохначева, И.А Павловой, А.С. Юдиной и других исследователей вопроса конкурентоспособности образовательных организаций. Автору были полезны статьи Н.В. Ефремовой, К.В Хамановой, В.Г. Водопьян и других, посвященных тематике видеоконтента и визуальных коммуникаций в цифровом пространстве.
Из идей прикладного уровня полезными оказались работы, посвященные методам формирования позитивного имиджа образовательной организации Ю.О. Ивановой, Н.П. Козловой, М.С. Вишняковой, и работы А.Г Верника и А.М Чашленковой в области создания и распространения видеоконтента.
В работе были использованы следующие методы:
Теоретические методы: анализ и критика научной литературы и других источников, интерпретация и обобщение полученных результатов, сравнительный анализ.
Эмпирические методы: контент-анализ, коммуникационный интернет-аудит, анкетный онлайн-опрос с помощью Google-формы, фокус-групповое исследование.
Теоретическая ценность исследования заключается в комплексном описании феномена имиджа образовательной организации, видеоконтента как инструмента его формирования и управления, а также технологии использования видеоконтента как имидж- формирующего инструмента на страницах в социальных медиа. Исследование может заинтересовать специалистов в сфере социальных коммуникаций, осваивающих пространство социальных медиа и механизмы формирования имиджа в онлайн-среде.
Работа может представлять практический интерес для специалистов по рекламе и PR-специалистов, имиджмейкеров, маркетологов, а также действующих практиков в сфере интернет-коммуникации, так как поможет минимизировать усилия по поиску необходимой информации о технологии создания и внедрения видеоконтента на страницы в социальных медиа для выстраивания взаимодействия с целевой аудиторией.
Продукт проекта - видеопроект «Кафедра» - серия роликов о преподавателях кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ.
ВКР состоит из введения, двух частей: теоретической и практической, а также заключения, списка литературы и приложений. Теоретическая часть включает в себя теоретико-методологические аспекты и анализ специальной литературы по тематике имиджа, имиджа образовательной организации, видеоконтента. Практическая часть представляет собой исследование имиджа кафедры социальных коммуникаций НИ ТГУ среди студентов направления «Реклама и связи с общественностью», разработку концепции серии корпоративных роликов о преподавателях кафедры, описание реализации проекта и оценку эффективности.
Развитие технологий, всеобщая глобализация, организация нового информационного пространства стимулируют организации, вовлеченные во все сферы жизни общества (в частности, организации высшего образования) заботиться о своем имидже и системно подходить к вопросу его формирования.
В первой части было сделано теоретико-методологическое обоснование феномена имиджа. Сначала была рассмотрена история становления имиджа как социокультурного феномена, начавшееся еще в древности и не теряющее актуальности до сих пор.
С повсеместным распространением сети интернет имидж приобрел новый онтостатус - он стал цифровым. В условиях внедрения социальных медиа организации начали активно взаимодействовать со своей общественностью, регулируя процессы поступления информации об организации в сеть. Данное положение продиктовано спецификой информационно-сетевого пространства. В условиях неконтролируемости распространения информации в социальных медиа и стихийности формирования мнений о компаниях, организациям пришлось взять под контроль свой имидж и целенаправленно его конструировать и транслировать аудитории.
Было выяснено, что имидж - это структура, состоящая из отдельных системообразующих элементов, таких как имидж руководителя, имидж сотрудников, визуальный имидж, имидж целевой аудитории, имидж образовательной программы, бизнес-имидж и т.д. Также выяснено, что все инструменты по формированию имиджа можно разделить на внешние и внутренние. К внешним можно отнести организацию специальных мероприятий, участие организации в конференциях, симпозиумах и т.д., а к внутренним - формирование корпоративной культуры, введение дресс-кода, норм делового этике и т.д.
Во второй главе был комплексно рассмотрен феномен видеоконтента в современных цифровых реалиях.
Сначала было выяснено, что трансформация визуальности происходила постепенно и каждое новое медиа, согласно идее М. Маклюэна, вбирает в себя предыдущее, что привело телевидения, а позднее и видеоконтента как продукта последовательной трансформации визуальности от букв и иероглифов до фотографии, а далее - до динамично сменяемых образов (телевидение).
На существующем этапе развития электронной коммуникации видеоконтент становится превалирующим типом контента в силу скорости получения, силе воздействия
на сознание пользователя и уникальной способности по привлечению и удержанию внимания.
Основной аудиторией имиджевой коммуникации образовательной организации является ее студенты, так они - главные трансляторы информации о вузе во внешнюю аудиторию, в силу специфики используемых ими каналов взаимодействия.
Социальные сети - главные места присутствия студентов, абитуриентов, поэтому именно на цифровых платформах следует выстраивать коммуникацию с данной группой общественности. В социальных сетях общение с представителями организации приобретает неформальный характер, что помогает формировать положительный имидж организации.
В настоящее время в социальных медиа самым популярным типом контента является видеоконтент, поэтому организации всё чаще обращаются к нему с целью формирования положительного имиджа.
Базисный субъект данной проектной работы - кафедра социальных коммуникаций НИ ТГУ. На существующем этапе своего функционирования у данного подразделения высшего образования возникла потребность в выстраивании коммуникации со студентами и формировании положительного имиджа среди данной группы общественности. С этой целью был предложен проект серии корпоративны роликов о преподавателях «Кафедра», целью которого было представление преподавательского состава с личностной стороны: через хобби, вкусы, предпочтения и т.д.
В ходе реализации проекта было отснято и смонтировано 11 основных видеороликов и 2 ролика к специальному мероприятию.
В ходе проведения оценки эффективности было выяснено, что ролики имели положительный эффект, тепло воспринялись студентами, что было выявлено из повышения активности в социальных сетях базисного субъекта и путем проведения фокус-группового исследования. Однако одного мероприятия и проекта мало для формирования имиджа, необходим комплекс систематических мероприятия, чтобы улучшенное в ходе реализации проекта мнение студентов конвертировалось в закрепленный имидж.
1. Boulding К. The Image. Knowledge in Life and Society. - University of Michigan Press : Ann Arbor, 1956. - 175
2. Асаул A.H., Капаров Б.М. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.
3. Бабочиева М. Л. Профессионализация PR-деятельности в России // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. Челябинск: ЮУрГУ, 2006. № 8. 270 с. , с. 56-58
4. Блэк С. Введение в паблик рилейшнз: пер. с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 317 с., с. 113-115
5. Вартанова, Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во МГУ, 1999. 287 с.
6. Верник А.Г. Особенности и технологии распространения видеоконтента социальных медиа // Челябинский гуманитарий. - 2012. - №3 (20). - с. 27-31
7. Вишнякова, М. С. Концепция формирования имиджа компании (общий подход и рекомендации) / М. С. Вишнякова // Практический маркетинг. 2001. № 5. С. 21-28.
8. Гиллен П.. Новые агенты влияния. // USA: Society for New Communications Research. - 2009. - 80 c.
9. Годин A. M. Маркетинг: Учебник. - M.: Дашков и К, 2007. - 756 с.
10. Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама : учеб, пособие для студентов вузов. - 2-е изд., испр. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 280 с Дойль П. Маркетинг менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2010. 450 с., с. 45-48
11. Екшикеев Т.К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества вуза // Проблемы современной экономики. - 2009
12. Ефимова, И.Н. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза / И.Н. Ефимова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - №4. - С. 19-25.
13. Ефремова, Н.В. Возможности видеоконтента в персональных бренд- коммуникациях // Актуальные проблемы развития медиаиндустрии на современном этапе [Текст]: материалы IV Международной научно-практической конференции. - 2015. - с. 212¬216
14. Завьялова Н.Б., Бреднев А.А. Социальные сети в формировании имиджа образовательной организации. // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. -2016,- №26-С. 54-60
15. Иванова Ю.О. Особенности механизмов формирования и развития имиджа образовательных организаций высшего образования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2016. - №8 (90)...60