Введение 5
1. Этническая политика как предмет политологического исследования 12
1.1 Понятие этнической политики 12
1.2. Современные концепты этнополитики и их влияние на тенденции развития этнической политики государства 17
1.3 Нормативно-правовые документы, определяющие тенденции развития этнической политики РФ 23
2. Тенденции развития этнической политики на этапе реализации Стратегии
государственной национальной политики РФ 31
2.1 Проблема выбора концептуальных основ этнической политики РФ: анализ
дискуссий 31
2.2 Тенденция на построение национального государства и причины её актуализации .46
2.3 Тенденция на укрепление России как государства-цивилизации и причины её
актуализации 52
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61
Приложение А 68
Приложение Б 69
Актуальность темы исследования обоснована в первую очередь тем фактом, что Российская Федерация является одним из самых многонациональных и поликонфессиональных государств в мире, поэтому этническая политика и национальный вопрос всегда находились под пристальным вниманием ученых и государственных деятелей. В ходе своего исторического развития этнонациональная политика России прошла несколько стадий, каждая из которых обладала своей спецификой в виде определенных направлений развития, приоритетов и т.д. Не стоит забывать и то, что конец каждой стадии исторического развития этнической политики нашей страны заканчивался серьезными проблемами в межнациональной сфере, решение которых происходило в совершенно другом политическом контексте.
После распада СССР, Российская Федерация столкнулась с новыми проблемами, такими как: рост этнонационального самосознания, выход из латентной стадии большого количества этнических конфликтов, а также возникновение новых. Все это приводило к росту сепаратизма, возникновению и процветанию религиозно-политического экстремизма и, как следствие, ставило под угрозу существование Российской Федерации как суверенного государства.
На данный момент государственные органы власти урегулировали те проблемы, которые появились после распада СССР, но в то же время наша страна столкнулась с новыми вызовами времени: усиливающаяся миграция, рост международного терроризма, ухудшение отношений со странами Запада, эскалация конфликта с Украиной и т.д. Все вышеперечисленное требовало новых подходов и методов управления этнической политикой.
В конечном итоге, необходимость модернизации национальной политики нашла свое отражение в публикации 23 января 2012 года В.В. Путиным статьи «Россия: национальный вопрос», в которой Президент обозначил основные задачи и цели национальной политики Российской Федерации, проблемы, которые существуют на данном этапе развития страны, а также способы их разрешения. Также в данной работе содержались положения о назревшей потребности создания нового документа стратегического планирования и коллегиального органа, который будет совместно с главой страны и органами государственной власти заниматься вопросами этнополитики Российской Федерации. Именно с этого момента начался современный этап этнической политики России, который нашел свое отражение в создании нормативно-правовых
оснований национальной политики и институтов, а также в поиске новых ориентиров развития этой сферы. Так, Указом Президента РФ от 5 июня 2012 г. № 776 был создан Совет по межнациональным отношениям, члены которого обсуждают концептуальные основы этнополитики и определяют этапы ее реализации. Помимо этого, 19 декабря 2012 года вышел Указ Президента № 1666 «О стратегии государственной национальной
политики Российской Федерации на период до 2025 года», который утвердил новый основополагающий документ, регулирующий основные вопросы национальной политики.
Все перечисленное явно указывает на начало нового периода в истории развития этнической политики страны. Это, в свою очередь, предполагает поиск современных тенденций, которые задаются как новыми нормативно-правовыми документами, так деятельностью Совета по межнациональным отношениям. Именно их мы выявим в рамках этой работы, а также определим причины актуализации подобных трендов.
Степень научной разработанности темы исследования. Тенденции развития современной этнической политики РФ являются одной из наиболее значимых тем исследований, однако следует заметить, что ученые в основном сосредоточены на анализе «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и иных нормативно-правовых актов. В связи с этим наблюдаются две проблемы, во-первых, исследования охватывают лишь период с 2012 по 2018 годы, а, во- вторых, не учитывается влияние внутренних и внешних факторов, влияющих на тренды развития национальной политики и их актуализацию.
В целом, всю литературу можно разделить на несколько групп. Первая представлена работами, которые посвящены определению самого термина «этническая политика» и схожих с ним дефиниций, а также вопросу о целесообразности его применения в научной среде. Среди авторов работ стоит назвать: В.А. Тишкова и Ю.П. Шабаева , Л.В. Савинова , В.Ю. Зорина , К.С. Зайкова , И.И. Болотину .
В области анализа нормативно-правовых оснований этнической политики следует выделить работы И.И. Болотиной и А.Ю. Исаевой , В.Ю. Зорина и С.А. Орешина , которые в наибольшей степени сконцентрировались на изучении «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», принятой в 2012 году и ее новой редакции от 2018 года, но в то же время охарактеризовали и другие документы, оказывающие непосредственное влияние на развитие интересующей нас сферы.
Концепт государства-цивилизации был разработан в трудах С. Хантингтона8 и Ф. Броделя . В работах этих авторов основное внимание сосредоточено на описании геополитических, культурных и социально-исторических характеристик, отличающих подобные государственные образования от классических примеров национальных государств.
В свою очередь, идеи концепта национального государства представлены в трудах
A. Ливена , Д.А. Каплуновой и В.А. Тишкова , которые описали основные характеристики такого государства и его деятельность в области этнической политики, направленную, прежде всего, на формирование единой политической / гражданской нации.
Анализ и сравнение концептуальных основ этнической политики в общем плане и с опорой на Российскую Федерацию был представлен в работах В.И. Спиридоновой , , ,
B. А. Тишкова , , а также В.В. Наумкина . Именно в этих работах на конкретных примерах стран были описаны вышеназванные концепты, выявлены их сходства и различия. Особенно важным в трудах исследователей был анализ проблемы выбора концептуальных основ развития этнической политики в Российской Федерации.
Динамику развития этнической политики России, начиная от принятия Концепции национальной политики и заканчивая современным положением дел, а также тенденции и проблемы рассматриваемой сферы в своих работах исследовали В.А. Тишков , , Ю.П. Шабаев , В.Ю. Зорин и С.А. Орешин , А.В. Томильцев .
Эмпирическая база исследования.
Нормативно-правовые акты: Конституция РФ ; Концепция государственной национальной политики РФ ; Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и ее новая редакция за 2018 г.; Концепция преподавания родных языков народов России ; Концепция внешней политики РФ ; Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей ; Указ Президента РФ
«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» ; Федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» ; Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы ; Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» ; Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям ; постановление Правительства РФ «О порядке возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации, объединениям коренных малочисленных народов Российской Федерации и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами» ; распоряжение Правительства РФ «Об утверждении схемы размещения территориальных органов ФАДН России» .
Ежегодные стенографические отчеты в текстовом и видео форматах с заседаний Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям за период с 2012 по 2023 годы.
Объектом исследования является этническая политика Российской Федерации.
Предметом исследования являются тенденции развития этнической политики Российской Федерации в период с 2012 по 2023 год.
Цель исследования - выявить актуальные тенденции развития этнической политики Российской Федерации на современном этапе.
Для достижения цели в данной работе поставлен ряд задач:
1. Дать определение понятию «этническая политика»;
2. Определить современные концепты этнополитики и их влияние на тенденции развития этнической политики государства;
3. Охарактеризовать нормативно-правовые документы, регулирующие сферу этнической политики РФ и определяющие тенденции ее развития;
4. Провести анализ современных дискуссий в РФ по проблеме выбора концептуальных основ этнической политики;
5. Провести анализ практических мер по реализации этнической политики РФ в 2012-2023 гг.;
6. Выявить причины актуализации современных тенденций развития этнической политики РФ.
Цель данной работы заключалась в выявлении актуальных тенденций развития этнической политики Российской Федерации в период с 2012 по 2023 годы. В ходе исследования посредством контент-анализа стенографических отчетов, нормативно-правовой документации и официальных источников по теме исследования поставленные задачи были решены, а цель - достигнута.
В первой теоретической главе работы мы дали определение понятию «этническая политика», охарактеризовали основные концепты этнополитики, а именно: государство- нация и государство-цивилизация, выявили их влияние на национальную политику стран. Помимо этого был проведен анализ основных нормативно-правовых документов, регулирующих этническую политику России, и выявлен тот факт, что в их содержании четко прослеживаются идеи и тенденции, которые присущи ранее обозначенным концепциям.
Во второй главе был проведен анализ научных, политико-властных и общественных дискуссий по поводу выбора концептуальных основ национальной политики. Мы пришли к тому выводу, что оба концепта оказывает значительное влияние на развитие современной этнополитики в РФ, а также задает две основополагающие тенденции: построение национального государства и укрепление страны как государства- цивилизации. Также с помощью контент-анализа стенографических отчетов с заседаний Совета по межнациональным отношениям было выявлено то, что на протяжении всего периода времени тренды являются актуальными и могут становиться более значимыми в зависимости от курса внутренней и внешней политики, проводимой государством, а также влияния других стран.
Тенденция на построение национального государства выражается в популяризации русского языка как языка межнационального общения, исторического и гуманитарного образования в целом, патриотического воспитания, а также в формировании единых нормативно-правовых основаниях национальной политики и основ управления ею. Нами была выделена периодизация становления и актуализации это тренда. Так, с 2012 по 2014 годы можно выделить первый этап развития этнической политики России, в рамках которого было задано направление на усиление роли русского языка, литературы и исторического образования, а также были приняты первые шаги, направленные на совершенствование и дальнейшее создание нормативно-правовой базы и органов государственной власти. Все это выразилось в реализации ФЦП «Русский язык», праздновании важнейших дат истории, а также создании Управления по общественным проектам Администрации Президента, которое занималась подготовкой и реализацией проектов в области патриотического воспитания граждан.
Второй период развития этнической политики РФ в рамках тенденции на построение национального государства был определен в промежутке с 2014 по 2022 годы. Актуализация тренда была связана с присоединением Крыма к РФ, усилением санкционного давления и эскалацией напряженности между нашей страной и Украиной. Все это повлияло на рост национального единства, которое было необходимо сохранить и преумножить для обеспечения стабильности государственности. В это время происходит дальнейшее продвижение русского языка на новоприсоединенной территории, особое внимание начинает уделяться истории российского государства, в частности периоду ВОВ, что явно отразилось в 2020 году, а также патриотическому воспитанию. Необходимость реализации единого комплекса мер национальной политики и эффективной интеграции республики Крым в единое социально-культурное пространство привела к созданию ФАДН, которое централизовало деятельность всех государственных и общественных организаций и унифицировало основы управления этнополитики в регионах и муниципалитетах.
Третьим и завершающим на данный момент времени этапом тенденции стал период с 2022 года по 2023 годы. В этот период причиной актуализации тренда стало проведение СВО, наибольшее за все время внешнеполитическое и санкционное давление на страну, а также вхождение в состав РФ новых территорий, которые было необходимо интегрировать в единое российское пространство, что предполагало усиление работы в рамках ориентацией, обозначенных ранее. Это проявилось в усилении патриотического воспитания и укреплении традиционных ценностей посредством введения воспитательных дисциплин в образовательных учреждениях, дальнейшей централизации управления этнической политикой, что выразилось в создании новых территориальных органов ФАДН, популяризации истории и русского языка, особенно в рамках политики по интеграции присоединенных регионов.
Второй значимой тенденцией развития этнической политики страны на современном этапе стало укрепление России как государства-цивилизации, которое было выражено в сохранении и развитии родных языков, традиций и культуры народов, в том числе и коренных малочисленных, создании новых институтов гражданского общества, а также проведении мероприятий, направленных на популяризацию этничности. Актуализация этого тренда произошла в 2014 году после присоединения Крыма к РФ, что нашло отражение в создании новых национально-культурных автономий и других институтов гражданского общества, например, Центра культуры народов России, усиленном проведении мероприятий, подчеркивающих многообразие России таких как: «СамоварФест», «Театр и дети» и другие.
В 2019 году, объявленным ЮНЕСКО годом языков коренных малочисленных народов, особый акцент был сделан на сохранение и популяризацию культурного наследия коренных малочисленных народов обеспечение защиты их прав посредством формирования новых нормативно-правовых актов. Важно отметить, что в будущем деятельность в этом направлении не была остановлена, несмотря на завершение этого года. Это выразилось в развитии сферы этнотуризма, а также дальнейшем совершенствовании законодательства и проведении комплекса мероприятий просветительского характера.
С 2022 года тенденция вновь актуализировалась, на что повлияли такие события, как: специальная военная операция, вхождение в состав страны новых регионов и объявленный в это время год культурного наследия народов РФ. С 2022 по 2023 гг. происходит создание филиалов институтов гражданского общества на присоединенных территориях, например «Домов народов России» и ряда других, а также продолжаются меры по сохранению родных языков и продвижению культурного наследия народов страны.
Также следует сделать предположение о том, что в последующие годы наибольшее влияние на развитие этнической политики Российской Федерации будет оказывать тенденция на построение национального государства. Это будет связано с дальнейшим проведением специальной военной операции, которая служит одним из мощнейших факторов консолидации населения страны перед угрозами национальным интересам страны и общества. Также этот тренд будет наиболее актуальным по причине необходимости интеграции новых субъектов России в единое социально-культурное и политико-правовое российское пространство, что предполагает продвижение на этих территориях единых общих для россиян ценностей объединяющих, а не разделяющих все населяющие страну народы. В то же время тенденция на укрепление Российской Федерации как уникальной цивилизации, которая выражается в сохранении и продвижении этнокультурного и языкового многообразия, все еще остается значимой и будет оказывать влияние на дальнейшее развитие этнической политики в стране. Но, стоит признать, что в связи с объективной политической ситуацией, акцент все же будет сделан на дальнейшее построение единого национального государства и продвижение общих для всех народов ценностных ориентиров.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения:
02.02.2024).
2. О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации: федеральный закон от 20.10.2022 г. № 402-ФЗ [Электронный ресурс] // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48445 (дата обращения: 04.05.2024).
3. О совершенствовании государственной политики в области патриотического
воспитания: указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 г. № 1416
[Электронный ресурс] // Президент России. - URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/36194 (дата обращения: 20.04.2024).
4. О порядке возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации, объединениям коренных малочисленных народов Российской Федерации и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами: постановление Правительства РФ от 19.09.2020 N 1488 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 362663/5ed200eb9010a6c0bf6076958 a0d2aacbc4b3fff/ (дата обращения: 01.05.2024).
5. Об утверждении схемы размещения территориальных органов ФАДН России:
распоряжение Правительства РФ от 24 марта 2023 г. [Электронный ресурс] // Гарант. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406501475/ (дата обращения:
26.04.24).
6. Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям (утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2012 г. N 776) [Электронный ресурс] // Гарант. - URL: https://base.garant.ru/70185068/ (дата обращения: 21.02.2024).
7. «Русский язык» на 2011-2015 годы: федеральная целевая программа от 20 июня 2011 г. N 492 [Электронный ресурс] // Гарант. - URL: https://base.garant.ru/55171580/ (дата обращения: 23.04.2024).
8. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Указом Президента
Российской Федерации от 31 марта 2023 года № 229) [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. - URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/?lang=ru (дата обращения:
27.03.2024).
9. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы (утв. Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. N 622) [Электронный ресурс] // Гарант. - URL: https://base.garant.ru/72092260/ (дата обращения: 21.02.2024).
10. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909) [Электронный ресурс] // Президент России. - URL: http://www.kremlin,ru/acts/bank/9571 (дата обращения: 12.02.2024).
11. Концепция преподавания родных языков народов России [Электронный ресурс] //
Банк документов. Министерство просвещения РФ. - URL:
https://docs.edu.gov.ru/document/616ab265aa2810f14a2c3fd1203a0aaa/download/2400/ (дата обращения: 01.05.2024).
12. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей (утв. Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809) [Электронный ресурс] // Гарант. - URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 25.03.2024).
13. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666) [Электронный ресурс] // Гарант. - URL: https://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 02.02.2024).
14. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400) [Электронный ресурс] // Гарант. - URL: https://base.garant.ru/401425792/ (дата обращения: 21.02.2024).
15. Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы): федеральная целевая программа от 20 августа 2013 г. № 718 [Электронный ресурс] // Гарант. - URL: https://base.garant.ru/70439260/ (дата обращения: 28.05.2024)... 72