ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СГЕНЕРИРОВАННЫЙ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (ИИ) ВИДЕОКОНТЕНТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 11
1.1. Управление общественным мнением в цифровом обществе 11
1.2. Сгенерированный искусственным интеллектом (ИИ) видеоконтент как технология управления общественным мнением: понятие, характеристика и механизм 22
Глава 2. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СГЕНЕРИРОВАННОГО ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (ИИ) ВИДЕОКОНТЕНТА КАК ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ 42
2.1.1. Анализ и специфика практики использования сгенерированного с помощью
искусственного интеллекта (ИИ) видеоконтента в сфере PR и рекламы 48
2.1.2. Анализ и специфика практики использования сгенерированного искусственным интеллектом (ИИ) видеоконтента в социально-политической сфере 69
2.1.3. Анализ и специфика практики использования сгенерированного искусственным интеллектом (ИИ) видеоконтента развлекательной сфере 85
ОПИСАНИЕ ЦИФРОВОГО ПРОДУКТА «ВИДЕОГАЙД ПО ПРИМЕНЕНИЮ СГЕНЕРИРОВАННОГО ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (ИИ) ВИДЕОКОНТЕНТА КАК ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ В СФЕРЕ PR 110
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 115
ПРИЛОЖЕНИЕ А 119
В цифровом обществе общественное мнение формируется как в офлайн-, так и в онлайн-среде, что расширяет возможности управления им.
Цифровое общество характеризуется стремительным появлением и развитием социальных сетей и цифровых технологий, включая технологии искусственного интеллекта (ИИ), что способствует появлению и распространению новых форм коммуникации. В этом контексте происходит трансформация не только средств и методов коммуникации, но и технологий управления общественным мнением.
Сегодня в цифровом обществе с целью управления общественным мнением используются такие технологии, как организация специальных мероприятий, ньюсмейкинг, онлайн-опросы и т.д. Среди них важное место занимает создание визуального контента (фотографий, видеозаписей, инфографики и т. д.). С появлением искусственного интеллекта появилась возможность разрабатывать и выпускать более интерактивный и привлекательный визуальный контент, особенности которого заключаются в адаптивности под разные форматы и платформы, персонализации, скорости создания и высокой степени детализации.
В результате разработанный с помощью искусственного интеллекта визуальный контент становится новой технологией управления общественным мнением. Этот контент основан на использовании алгоритмов искусственного интеллекта и CGI-технологии , которые позволяют создавать компьютерную графику (статичные картинки, видеопотоки и т. п.). С помощью CGI-технологий и инструментов искусственного интеллекта появляется возможность не только генерировать контент с меньшими временными и финансовыми затратами, адаптировать его к различным площадкам, но и создавать поддельный медиаконтент с участием цифровых копий политиков, актёров и любых других известных личностей. Развитие технологий искусственного интеллекта открывает новые возможности для специалистов в развлекательной, рекламной, PR и социально-политической сферах.
Изначально сгенерированный с помощью искусственного интеллекта видеоконтент применялся в развлекательной сфере и в сфере PR и рекламы, позже стал использоваться в социально-политической сфере, но не всегда в легитимных целях, так как с помощью данной технологии становится возможным генерировать не только поддельный контент с места событий, но и контент с места событий, которых не было в реальности. Например, в 2022 году появился видеоролик, в котором бывший президент США Барак Обама оскорбляет своего преемника Дональда Трампа. Вскоре выяснилось, что данный видеоролик был сгенерирован режиссёром и сценаристом Джорданом Пилом.
Однако целевая аудитория, не обладающая достаточными знаниями и технологиями для идентификации сгенерированного с помощью искусственного интеллекта видеоконтента, может поверить в несуществующие события, ненастоящему политику, актёру, блогеру и другим «личностям». Таким образом, аудитория становится более подверженной влиянию поддельного медиаконтента.
В связи с этим возникает проблема противоречивости использования сгенерированного искусственным интеллектом видеоконтента: с одной стороны, в рекламной и развлекательной сферах данная технология позволяет создавать уникальные и запоминающиеся продукты, экономя бюджет и время, с другой стороны — в социально-политической сфере сгенерированный искусственным интеллектом видеоконтент может использоваться для создания поддельного образа известной личности, материалов, имитирующих реальные новости с целью распространения ложной информации, запугивания, негативного воздействия на репутацию и мошенничества, что может приводить к негативным последствиям в виде подрыва доверия общества к СМИ. В этой сфере для обозначения такого рода сгенерированного с помощью ИИ видеоконтента используется понятие «дипфейк», имеющее негативную коннотацию.
Несмотря на активное применение сгенерированного с помощью искусственного интеллекта (ИИ) видеоконтента в разных областях, в том числе в сфере PR и рекламы и развлекательной сфере, данная технология остаётся малоизученной. В то же время сгенерированный с помощью ИИ видеоконтент изучается в контексте юридической (О. Г. Степаненко, В. О. Калятин, А. С. Киселёв и другие) и политической сфер (В. Г. Иванов, Я. Р. Игнатовский, М. А. Фалалеев, Н. А. Ситдикова, Е. Е. Нечай и другие) без учёта социальной практики его применения, что подчёркивает необходимость более глубокого изучения его применения в других областях.
На сегодняшний день существует множество исследований по теме общественного мнения и технологий его управления. При этом само понятие «общественное мнение» не имеет единого определения, поскольку рассматривается с разных позиций: философии (В. М. Герасимов, А. К. Уледов, Ю. Хабермас и т.д), социологии (Д. П. Гавра, Ю. А. Левада, Б. А. Грушин, У. Липпман, Г. Блумер, Г. Лебон, Г. Тард, Н. Луман и т.д.), политологии (Э. Ноэль- Нойман, Г. Лассуэлл и т. д.).
Так, с точки зрения философии, общественное мнение характеризуется как состояние массового сознания, которое включает в себя скрытое или явно выраженные отношения различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. С позиции социологии, общественное мнение рассматривается как форма массового сознания, в которой проявляется отношение различных групп к событиям и процессам социальной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. В политологии общественное мнение представляет собой атрибут светского, демократического общества, с помощью которого общество выражает своё отношение к общественным событиям, а также к деятельности различных групп, организаций и отдельных личностей, а также выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам.
Специалисты выделяют различные технологии управления общественного мнения. Их также можно соотнести с позициями, с которых общественное мнение изучается.
С позиции философии, технологии управления общественного мнения можно рассматривать как совокупность методов и технологий, направленных на конструирование и трансформацию коллективных установок и убеждений. В контексте формируемой цифровой реальности способы управления общественным мнением, в основном направлены на создание не существующих событий и образов, которые обществом воспринимаются как действительность. Таким образом размывается граница между виртуальным и реальным пространством. Опираясь на теорию симулякров и симуляции Ж. Бодрийяра, можно выделить следующие технологии управления общественным мнением: экстремальные события (события, которые в обстановке политического безразличия привлекают к себе стойкое внимание общественности) и самосбывающийся прогноз или прецессия симулякров (публикация ложных прогнозов, экспертных оценок, социологических исследований). По мнению У.Липпмана, общественное мнение формируется через мифы и стереотипы. В качестве технологий управления общественного мнения мифы и стереотипы могут использоваться для создания определённых ожиданий или предубеждений относительно событий, определённых явлений и групп людей.
Политологи, в частности Д. Овертон и С. Кара-Мурза, выделяют следующие виды технологий управления общественным мнением: манипулятивные технологии (внушение — воздействие на психику человека с помощью вербальных и невербальных средств, использование слухов и домыслов в качестве доводов, уменьшение значения одних фактов, событий и явлений за счёт преувеличения других, замалчивание или секретность существенных фактов действительности и т. д.), стратегические или долгосрочные технологии (особенность этих технологий заключается в их поэтапном использовании), краткосрочные или ситуативные технологии (используются для достижения поставленных целей за короткий промежуток времени). Также в качестве технологии управления общественным мнением Г. Лассуэлл рассматривал пропаганду, поскольку она предполагает преднамеренное воздействие на поведение и взгляды людей через избирательное представление фактов, акцента на манипуляции и использовании как психологических, так и риторических приёмов. П. Лазарсфельд как технологию управления общественным мнением рассматривал средства массовой информации, так как поток мнений воздействует сначала на лидеров мнений, которые интерпретируют информацию и передают её различным группам общества. Таким образом, средства массовой информации как технология управления общественным мнением влияют на общество не только содержанием, но и способом передачи информации.
Следовательно, проблема, на решение которой направлено данное исследование, заключается в малоизученности сгенерированного с помощью искусственного интеллекта (ИИ) видеоконтента и невыявленности его специфики как технологии управления общественным мнением в сфере PR и рекламы, а также в социально-политической и развлекательной сферах.
Цель данной работы — изучение сгенерированного искусственным интеллектом (ИИ) видеоконтента и выявление его специфики как технологии управления общественным мнением в сфере PR и рекламы, в социально-политической и развлекательной сферах.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать процесс управления общественным мнением в цифровом обществе;
2. Уточнить понятие «сгенерированный искусственным интеллектом (ИИ) видеоконтент», определить его основные характеристики и механизм как технологии управления общественным мнением;
3. Выявить и проанализировать специфику использования сгенерированного искусственным интеллектом (ИИ) видеоконтента как технологии управления общественным мнением в сфере PR и рекламы, в социально-политической и развлекательной сферах на основе анализа социальной практики;
4. Разработать видеогайд по использованию сгенерированного искусственным интеллектом (ИИ) видеоконтента как технологии управления общественным мнением в сфере PR и рекламы.
Объектом исследования является управление общественным мнением в цифровом обществе.
Предмет исследования — сгенерированный искусственным интеллектом (ИИ) видеоконтент и его специфика как технологии управления общественным мнением в сфере PR и рекламы, в социально-политической и развлекательной сферах.
Теоретико-методологический комплекс исследования:
Основу теоретико-методологического комплекса составили следующие концепции: концепция цифрового общества М. Кастельса, концепция «Третьей волны» Э. Тоффлера, концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, концепция стереотипов У. Липпмана, теория пропаганды Г. Лассуэлла, знаково-символическая теория Ж. Бодрийяра, идея толпы Г. Лебона и Г. Тарда, институциональная концепция общественного мнения Д. П. Гавры, а также инжиниринг согласия — концепция, предложенная Э. Бернейсом, идея которой заключается в использовании психологии толпы и её поведения для создания условий, при которых большинство людей склоняется к определённой позиции.
Для изучения кейсов из сферы PR и рекламы, социально-политической и развлекательной сфер применялись дискурсивный анализ, контент-анализ и кейс-стади.
Использование данных концепций и методов позволило изучить и выявить специфику сгенерированного с помощью искусственного интеллекта (ИИ) видеоконтента как технологии управления общественным мнением в сфере PR и рекламы, социально-политическая и развлекательная сферах.
Научная новизна
Научная новизна данной работы заключается в выявлении специфики сгенерированного с помощью искусственного интеллекта (ИИ) видеоконтента как технологии управления общественным мнением в сфере PR и рекламы, социально-политической и развлекательной сферах. Таким образом, специфика применения сгенерированного с помощью ИИ видеоконтента как технологии управления общественным мнением заключается в следующем:
1. В сфере рекламы и PR, во-первых, созданный с помощью ИИ видеоконтент
позволяет снизить временные и финансовые затраты, а также сократить срок разработки кампаний от месяца до нескольких дней, в результате чего рекламный и PR-контент и кампании становятся более персонализированными; во-вторых, применение этой технологии в рекламной или PR-кампании требует обязательного обозначения специальными метками. Таким образом укрепляется доверие и лояльность аудитории; в-третьих, перед применением в ИИ-видеоконтенте персонажа или известной личности в рекламной или PR-кампании важно изучить и учесть сформированную репутацию в обществе, что позволит сохранить репутацию бренда, а также предотвратить возможную негативную реакцию со стороны общественности; в-четвёртых, перед тем, как использовать
сгенерированный ИИ видеоконтент в рекламной или PR-кампании, необходимо провести исследования (опросы, анкетирование и т.д.) для того, чтобы выяснить, как аудитория относится к этой технологии и какие ожидания от неё у аудитории;
2. В социально-политической сфере как технология управления общественным мнением используется дипфейк - разновидность сгенерированного с помощью ИИ видеоконтета. Однако, эта технология используется в негативных целях. Во- первых, дипфейк может использоваться для активизации общественности в социально-политическую сферу, оказывая эмоциональное воздействие с помощью использования значимых для общества символов, ценностей, событий. Во-вторых, данная технология применяется с целью дискредитировать политических деятелей, распространяя либо искажённую, либо полностью сгенерированную ИИ информацию, что создаёт риски манипулирования общественным сознанием и требует оперативного реагирования со стороны субъектов, против которых распространяется недостоверная информация. В-третьих, дипфейки могут применяться с целью формирования ложного позитивного представления политического лидера, который не соответствует действительности, популяризации определённых политических взглядов, что может приводить к ослаблению демократии, негативной реакции как со стороны общественности, так и международных сообществ. Таким образом, применение сгенерированного с помощью искусственного интеллекта видеоконтента как технологии управления общественным мнением в социально-политической сфере носит, преимущественно, негативный и манипулятивный характер;
3. В развлекательной сфере сгенерированный с ИИ видеоконтент как технология управления общественным мнением многофункционален. Во-первых, его применение способствует увеличению вовлечённости аудитории за счёт демонстрации образов актёров и других известных личностей в непривычных для них жанрах и сюжетах, что привлекает внимание как существующей, так и новой аудитории. Во-вторых, для создания цифровых копий известных личностей используются актёры или дублёры со схожими внешними чертами, что усиливает правдоподобность контента. В-третьих, данная технология позволяет увековечить память об ушедших из жизни актёров, путём использования их образов в проектах (кинофильмы, сериалы и т.д.). В-четвёртых, с помощью данной технологии появляется возможность тестировать идеи ремейков, позволяя кинокомпаниям оценивать реакцию аудитории до начала съёмок и выпуска ремейка. Теоретическая значимость
Теоретическая значимость данной работы заключается в изучении сгенерированного искусственным интеллектом (ИИ) видеоконтента и специфики его применения как технологии управления общественным мнением в различных сферах: PR и рекламы, социально-политической и развлекательной.
На основе данной работы исследователи сферы PR и рекламы смогут изучить свойства и функции сгенерированного с помощью ИИ видеоконтента как инструмента маркетинговых и рекламных коммуникаций, пополнить и систематизировать актуальную информацию об его применении в рекламных и PR-кампаниях. Важно отметить, что специалисты смогут изучить этические аспекты применения сгенерированного с помощью ИИ видеоконтента в данной сфере.
В связи с тем, что сгенерированный с помощью искусственного интеллекта (ИИ) видеоконтент изучается преимущественно в юридической сфере, для исследователей социально-политической сферы данная работа станет основой для изучения целей, последствий и механизмов влияния на общественное мнение через применение данного вида видеоконтента.
Для исследователей, изучающих сгенерированный с помощью искусственным ИИ видеоконтент в развлекательной сфере, работа позволит систематизировать информацию о его применении в различных форматах развлекательного контента.
Практическая значимость
Практическая значимость данной работы заключается в разработке рекомендаций в формате гайда по применению сгенерированного искусственным интеллектом видеоконтента как технологии управления общественным мнением в сфере PR и рекламы.
Специалистам сферы рекламы и PR данная работа позволит исследовать воздействие сгенерированного с помощью ИИ видеоконтента на аудиторию в рамках PR-кампаний, разрабатывать и выпускать креативные и уникальные рекламные и PR-материалы с применением данной технологии, а также оценить её эффективность. Сгенерированный с помощью искусственного интеллекта видеоконтент как технология управления общественным мнением позволит создать привлекательный и запоминающийся образ субъекта, подчеркнуть его уникальность и особенности, воздействуя на сознание целевой аудитории.
Специалисты, работающие в социально-политической сфере, могут создавать материалы, направленные на просвещение, предупреждение и информирование общественности о сгенерированном с помощью искусственного интеллекта видеоконтенте, а также инструментов, которые позволят общественности идентифицировать данный контент, именуемый в данной сфере как дипфейк.
Для специалистов развлекательной сферы данная работа будет полезна тем, что на её основе возможна разработка видеоконтента с использованием несуществующих персонажей. Также работа даст возможность изучить, как сгенерированный с помощью искусственного интеллекта видеоконтент влияет на аудиторию, что позволит разработать эффективные стратегии, влияющие на конкурентоспособность и узнаваемость компаний данной индустрии.
Структура работы
Настоящая работа состоит из двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников.
Данная работа направлена на исследование применения сгенерированного с помощью искусственного интеллекта видеоконтента и выявление его специфики как технологии управления общественным мнением в таких сферах, как сфера PR и рекламы, социально-политическая и развлекательная сферы.
С опорой на существующие исследования, определения и литературу было сформулировано авторское определение сгенерированного искусственным интеллектом видеоконтента как технологии управления общественным мнением. Таким образом, сгенерированный искусственным интеллектом видеоконтент можно определить, как технологию управления общественным мнением, которая характеризуется, амбивалентность ю, гиперреалистичностью, симулятивностью, вирусностью, персонализированностью, автом атизированностью.
Для исследования специфики применения данной технологии в указанных сферах был проведён анализ кейсов. Кейсы были отобраны по таким критериям, как: обсуждаемость, география, воздействие на общественное мнение.
На основе анализа кейсов применения сгенерированного с помощью искусственного интеллекта видеоконтента как технологии управления общественным мнением в сфере PR и рекламы была выявлена специфика и сделаны следующие выводы:
Во-первых, применение сгенерированного с помощью ИИ видеоконтента открывает возможности для разработки высокоперсонализированного PR и рекламного контента, который можно адаптировать под любую платформу, экономя при этом финансовые и временные ресурсы, что требует от специалистов умения адаптировать идеи под технические возможности и сохранять эмоциональную составляющую контента;
Во-вторых, прозрачность использования PR и рекламных кампаниях сгенерированного с помощью ИИ видеоконтента является не только этическим, но и прагматичным требованием. Честность и открытость непосредственно влияют на восприятие бренда и доверие к нему. PR и рекламный контент, разработанный с помощью ИИ, требует специальной маркировки. Это позволит укрепить доверие и лояльность аудитории и сформировать положительное мнение как о бренде, так и о данной технологии;
В-третьих, использование в PR и рекламных кампаниях сгенерированного с помощью ИИ видеоконтента с образами известных личностей или персонажей требует учёта репутации и общественного мнения, которые сложились по отношению к ним. Предварительное изучение этого аспекта позволит сохранить положительный имидж компании и минимизировать риск негативной реакции общественности;
В-четвёртых, применение сгенерированного с помощью ИИ видеоконтента в PR и рекламе предполагает необходимость активного взаимодействия с целевой аудиторией, которое основано на изучении социальных норм, ценностей, ожиданий. Активное взаимодействие с аудиторией позволит установить с ней прочную эмоциональную связь и создать релевантный контент.
Таким образом, специфика применения сгенерированного с помощью искусственного интеллекта видеоконтента в сфере PR и рекламы заключается не только в возможности разработать высокоперсонализированный контент и оптимизировать его под различные сегменты аудитории и платформы, но и в необходимости обеспечить прозрачность коммуникации, тщательном анализе репутационных рисков, а также в постоянном активном взаимодействии с целевыми аудиториями.
На основе анализа кейсов и специфики применения сгенерированного с помощью искусственного интеллекта видеоконтента как технологии управления общественным мнением в социально-политической было выявлено, что в качестве технологии управления общественным мнением используется дипфейк - один из видов сгенерированного с помощью ИИ видеоконтента, который используется в основном в негативных целях. На основе анализа кейсов социально-политической сферы было выявлено следующее:
Во-первых, сгенерированный с помощью ИИ видеоконтент, в частности, дипфейк характеризуется способностью оказывать эмоциональное воздействие на общественность, апеллируя к ценностям и символике, что способствует искусственному повышению вовлечённости аудитории, что также несёт в себе риск не только манипулирования общественностью, но и формирования искажённого представления о политическом лидере и его деятельности;
Во-вторых, дипфейк в данной сфере зачастую используется с целью дискредитировать политических деятелей и их оппонентов, что несёт риски в виде негативного воздействия на их имидж и доверия общественности к политическому субъекту, СМИ и медиа в целом, так как дискредитация осуществляется путём распространения искажённой или полностью фейковой информации;
В-третьих, применение сгенерированного с помощью ИИ дипфейка как технологии управления общественным мнением может использоваться с целью продвижения интересов действующего политического лидера и режима с помощью искажённой или полностью сгенерированной информации, укрепляя тем самым его позиции. Однако, это несёт в себе риск негативной реакции общественности, которая может проявляться в проведении митингов, бойкотов, а также существует риск применения санкций со стороны международных сообществ в случае, если дипфейк распространится среди них.
Специфика применения сгенерированного с помощью искусственного интеллекта видеоконтента как технологии управления общественным мнением в социально-политической сфере заключается в способности служить инструментом искажения социально значимой информации и воздействовать на общественное мнение и усиления влияния действующего политического лидера.
На основе анализа применения и специфики сгенерированного с помощью искусственного интеллекта видеоконтента как технологии управления общественным мнением в развлекательной сфере были сделаны следующие выводы:
Во-первых, данная технология используется, в первую очередь, с целью увековечить память об умершем актёре, путём воссоздания образа и применения его в развлекательном проекте. Это позволяет усилить эмоциональную связь с аудиторией и её вовлеченность и вызвать ностальгические чувства. Однако существуют риск использования цифровой копии актёра в маркетинговых целях, из-за чего качество контента не будет соответствовать ожиданиям аудитории, что приведёт к негативным реакциям и оценкам продукта. Кроме этого, существует риск восприятия аудиторией использования образа умершего актёра оскорбляющим и искажающим творчество;
Во-вторых, сгенерированный с помощью искусственного интеллекта видеоконтент в развлекательной сфере используется для демонстрации актёров в непривычных для них сюжетах и жанрах. Например, с помощью данной технологии с минимальными финансовыми и временными затратами можно разработать цифровую копию актёра, который снимается в боевиках и ассоциируется у общественности с этим жанром, и применить её в комедии или драме;
В-третьих, данная технология применима для исследования в целесообразности съёмки и выпуске ремейков. Это позволит понять, ремейк каких фильмов, сериалов, мультфильмов и т.д. вызовет положительную реакцию целевой аудитории и одобрение общественности, а также избежать финансовых, временных и репутационных убытков кинокомпании.
Таким образом, сгенерированный с помощью искусственного интеллекта видеоконтент является мощной технологией управления общественным мнением в сфере PR и рекламы, социально-политической и развлекательной сферах, которая обладает амбивалентным характером: с одной стороны, данная технология позволяет укрепить имидж субъекта, доверие и лояльность аудитории, сформировать положительное общественное мнение по отношению к бренду, компании, продукту, применению технологий ИИ в целом. С другой стороны, сгенерированный с помощью ИИ видеоконтент может быть направлен на дискредитацию личностей, лидеров, пропаганду определённых взглядов и на формирование и укрепление неблагоприятного имиджа субъекта. Применение сгенерированного с помощью искусственного интеллекта видеоконтента как технологии управления общественным мнением требует учёта как возможностей, так и последствий.
1. Багдасарьян Н.Г., Кравченко А.Л. «Цифровое общество»: концептуальные подходы, проблемы и перспективы // ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. - 2023. - №2
2. Бодров Н.Ф., Лебедева А.К. — Понятие дипфейка в российском праве, классификация дипфейков и вопросы их правового регулирования // Юридические исследования. - 2023. - № 11.
3. Васильева И.А., Халина Н.В. Дипфейк как технология призрачных коммуникаций // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. - 2021. - №25
4. Ващенко Д.Г., Оруспай Э.А., Степаненко О.Г. К вопросу о правовом регулировании дипфейков // Вопросы науки и образования. - 2023. - №7 (172)
5. Веснин Алексей Владимирович. Технологии формирования общественного мнения // Власть. - 2016. - №6. - С. 70-74
6. Воронин И.А., Гавра Д.П. Дипфейки: современное понимание, подходы к определению, характеристики, проблемы и перспективы // Российская школа связей с общественностью. - 2024. - №33
7. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2020. - 231 с.
8. Гаспарян Л.С., Данченко Н.Ю., Обшарская А., Туснетова А.И. Информационное воздействие на общественное мнение: эффект "спирали молчания" в региональном измерении // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2015. - №4. - С. 58-71.
9. Данилова В.А., Левкин Д.М. Правовые аспекты регулирования «deepfake» технологии в России // ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. - 2022. - № 7(211)
10. Данилова К.А., Медведева О.С. Современные технологии управления общественным мнением // Филологические науки. - 2023. - №4
11. Добробаба М.Б. Дипфейки как угроза правам человека // Lex Russica. - 2022. - № 11 (192)
12. Довгаль В.А. Применение глубокого обучения для создания и обнаружения поддельных изображений, синтезированных с помощью искусственного интеллекта // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. - 2021. - №4 (291)
13. Е. В. Касперский. Deepfake, дипфейк // Лаборатория Касперского. - URL: https://encyclopedia.kaspersky.ru/glossary/deepfake
14. Желудков М.А. Изучение влияния новых цифровых технологий на детерминацию мошеннических действий (технология Deepfake) // Развитие наук антикриминального цикла в свете глобальных вызовов обществу: сборник трудов по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (16 октября 2020 г.). Саратов: Изд-во СГЮА, 2021. С. 262-271
15. Ж. Бодрийяр [пер. с фр. А. Качалова] Войны в заливе не было. - М.: Рипол Классик, 2016. - 224 с... 50