Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Праздничная культура селькупов: традиции и современность

Работа №186591

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость4690 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Формирование современной праздничной культуры селькупов 13
1.1 Федеральное и региональное законодательство о КМНС и защите их культуры 13
2 Репрезентация современной праздничной культуры селькупов 28
2.1 Элементы традиции в современной праздничной культуре селькупов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В 59


Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, проблемами возрождения и возможностями сохранения традиционных культур в условиях современного стремительно меняющегося мира. Особенно сложно сохранить традиционные культуры, тогда, когда их основные элементы были значительно видоизменены или утрачены, как это произошло с культурой селькупского этноса в результате социальных трансформаций XX - XXI веков.
Во-вторых, праздничная культура является неотъемлемой частью культуры в целом и, сопровождая человеческое общество с самых ранних стадий развития, выражает этническую, национальную специфику народа. Праздничные обычаи и обряды, как компоненты духовной культуры, выступают средством передачи традиций новым поколениям, необходимым для стабилизации отношений в условиях сменяющихся поколений. Через обрядность осуществляется процесс трансляции общей культурной памяти - информации, жизненно необходимой для устойчивого существования и развития общества, при этом каждый участник, вовлеченный в процесс, является актором, формирующим отношения внутри общества. Таким образом, обряды выступают регулятором процесса формирования этнокультурной идентичности
Кроме того, перманентную актуальность исследования праздничной культуры придает тот факт, что праздники являются одновременно, с одной стороны наиболее устойчивой частью культуры, с другой же постоянно трансформируемой под влиянием меняющейся социокультурной ситуации, таким образом, актуализируется научная проблема диалектики традиции и новации.
В ходе возрождения национального самосознания обозначились основные проблемы коренных малочисленных народов - бережное и уважительное отношение к земле предков, сохранение и возрождение утраченных языков, реконструкция традиционных праздников. В связи с этим особый интерес представляет деятельность национальной элиты, так как качество ее функционирования играет решающую роль в формировании национальной идентичности.
Степень изученности темы. Исследования по истории и этнографии селькупов можно условно разделить на три крупных хронологических периода, отличающихся также проблематикой изучаемых аспектов:
XVII-XVIII вв. - фиксация и накопление первых документированных сведений о селькупах. Одно из самых ранних датированных свидетельств о селькупском этносе встречается в Есиповской летописи , где население, отнесенное Саввой Есиповым к «остякам» и позднее определенное исследователями, как селькупы, обозначено, как «Пегая орда».
В 1675 г., во время путешествия в Китай, Николай Спафарий , часть маршрута которого проходила по Оби и Кети через Тобольск и Нарым задокументировал сведения «об остяцком народе», отметив наличие у них двух разных языков. Ему принадлежит информация о расселении селькупов на Оби с указанием топонимов.
В 1740 г. Герард Миллер в ходе этнолингвистического исследования территории Обского бассейна выделил группу «остяков», отличавшихся от хантов и зафиксировал в качестве самоназвания этноним «сосёль-куп», от которого, по мнению ученых, происходит современное звучание этноса - селькуп.
XIX - XX век - проведение полевых наблюдений и систематизация накопленных сведений. Одними из самых значимых работ данного хронологического периода, бесспорно стоить считать исследования А. Кастрена , отправившегося в Сибирь в 1845 г. для изучения языков. Ему принадлежат первые квалифицированно записанные данные о культуре нарымских селькупов. В числе работ данного периода также стоит отметить статистический очерк, написанный чиновником А. Ф. Плотниковым , посетившим Нарымский край и собравшим этноисторические сведения о селькупах, расселившихся на р. Обь (в отрезке от Кети до Чаи). Данная работа представляет собой подробное историко - статистическое описание административного деления и содержит информацию о традициях и верованиях нарымских остяков.
Первую попытку обобщить имеющиеся сведения об остяках предпринял князь Н. Костров , занимавший пост Томского губернатора. В его работах освещены многие аспекты жизни и быта селькупов. Ценные материалы по этнографии и фольклору чаинской группы селькупов были собраны Н. П. Григоровским , ценные описания и фотографии оставлены Уно Сирелиусом . Язык, верования селькупов и многие аспекты общественно-хозяйственного быта у селькупов изучал С. К. Патканов . Выдающийся вклад в этноисторические исследования селькупов сделал Кай Донер , совершивший большое путешествие по Сибири, во время которого он обследовал практически все группы остяко-самоедов. В ходе путешествия было собрано значительное число фотографий, аудиоматериалов, предметов быта и культа, послуживших ценным источником для последующих исследователей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная жизнь человеческого общества немыслима без праздничной культуры, которая ассоциируется в нашем сознании с моментами отдыха и возможностью отвлечься от повседневных забот. Праздничное время мы можем посвятить участию в массовых торжествах, встречам с родственниками и друзьями, посещению культурно - развлекательных заведений или занятиям по душе. Однако так было не всегда, еще каких- то несколько столетий назад подавляющая часть праздничного времени уходила на выполнение определенных обрядов и ритуалов, которые были продиктованы религиозными воззрениями или волей государства.
Обращаясь к современной праздничной культуре, сложно не согласиться с М. А. Слюсаренко: «Феномен праздника состоит в том, что он как одно из проявлений культуры, является хранилищем культурных традиций и может представлять в единстве множество культурных эпох» . Именно связью с традицией обусловлено то, что современные праздники, являясь преимущественно новационными по своему содержанию, не стали чужеродными элементами в культуре и органично вошли в жизнь селькупов Нарымского края.
Анализируя современное российское законодательство, можно сделать вывод, что несмотря на недостаточную нормативно-правовую базу и отсутствие актов, регулирующих культурную деятельность КМНС, в Томской области активно развивается деятельность, направленная на развитие и воспроизводство культурного наследия и активизацию культурной идентичности. Об этом свидетельствует появление мероприятия, которое стало «брендом» области - «Этюдов Севера», различных мероприятий, связанных с календарными праздниками, обрядами и традициями коренных малочисленных народов, функционирование музея «Чумыл чвэч» в Парабельском районе. Целью государственной национальной политики в отношении селькупов выступает содействие их этнокультурному развитию. Бесспорно, на наш взгляд, то, что национальная политика имеет патерналистский характер, но подобная модель отношений обуславливается тем, что традиционный быт и культура селькупов были значительно деформированы.
Модернизация праздничной культуры, ее современное конструирование имеет авторов - разработчиков современных версий этнической культуры селькупов, в лице национальной сельской интеллигенции, чья деятельность не должна игнорироваться. Так как прервана традиционная семейная преемственность, воспитательная функция праздника возлагается на профессиональных деятелей культуры. Совершенно недопустима замена обряда зрелищем, при котором нивелируется духовная наполненность и теряется воспитательное значение обряда.
В ходе социальных потрясений и преобразований традиционная культура селькупов оказалась в значительной степени деформирована, а отдельные элементы и вовсе безвозвратно утрачены. Но в результате исследования мы видим, что, несмотря на значительное этнокультурное влияние и современные условия жизни, праздничная культура сохраняет традиционные черты: мифологические представления, традиционные ритуалы и обычаи. Некоторые из них трансформировались, например священное дерево «кассыль-по», некоторые безвозвратно утрачены, как камлания селькупских шаманов, но многие из них еще живы в сознании современного селькупского этноса, именно поэтому они находят такой живой отклик и массовую поддержку.
Говоря о современном влиянии, стоит обратить внимание и на место проведения обрядов (новая благоустроенная площадка и музей под открытым небом), и на изготовленный профессиональными творцами инвентарь (костюмы исполнителей). С этой точки зрения фестиваль явился реконструкцией, устроенной по заданию «сверху» и на средства из государственного бюджета (проект получает финансирование из федерального, областного и районного бюджета, а также активно использует практику привлечения грантов). С другой стороны, участвовавшие в обряде исполнители песен, сценок и прочих составляющих ритуала действительно являлись знатоками своего фольклора, они участвовали в проведении подобных праздников на протяжении десятилетий, обеспечив, таким образом, преемственность традиции. А ведь именно это - обучение молодых - является одной из функций праздника. Этот факт дает нам некоторую надежду на продолжение традиции в будущем в том или ином виде. Соотношение традиционных и инновационных элементов в конкретных описываемых нами праздничных церемониалах позволяет говорить скорее о развитии этой сферы духовной культуры селькупов Нарымского края, нежели о ее угасании или перерождении в нечто совсем другое.



1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 01 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф.- М., 2022.- Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре : утв. ВС РФ 09
окт. 1992г. N 3612-1 : (ред. от 30 апр. 2021г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая
система. - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Земельный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 25 окт. 2001г. N 136-ФЗ : (ред. от 28 мая 2022г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Водный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 03 июня 2006г. N 74-ФЗ : (ред. от 01.05.2022) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф.- М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04 дек. 2006г. N 200-ФЗ : (ред. от 30 дек. 2021г.) : (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 марта 2022г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф.- М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации : федер. закон от 30 апр. 1999г. N 82-ФЗ : (ред. от 13 июля 2020г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : федер. закон от 20 июля 2000г. N 104-ФЗ : (ред. от 27 июня 2018) //КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : федер. закон от 07 мая 2001г. N 49-ФЗ : (ред. от 8 дек 2020г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов : федер. закон от 20 дек. 2004г. N 166-ФЗ : (ред. от 30 дек. 2021г.) : (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 янв. 2022г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 17 апр. 2006г. N 536-р : (ред. от 26 дек. 2011г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2022г. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. Правила любительского и лицензионного рыболовства в Томской области :
приложение к решению Малого Совета от 09. марта 1992 г. № 41 с дополнениями и изменениями // Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. Томск, [Б. г.].Г1<1.: http://green.tsu.ru/upload/file/norm_prav_acti/fish.pdf (дата
обращения 15.06.2022)
12. О коренных малочисленных народах в Томской области : закон Томской области от 04 марта 2010г. N 27-ОЗ : (ред. от 08 июня 2020г.) : (принят постановлением Государственной Думы Томской области от 25 февр. 2010г. N 3009) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года : постановление Законодательной Думы Томской области от 26 марта 2015г. N 2580 : (ред. от 01 июля 2021г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. О Консультативном совете представителей малочисленных народов по проблемам коренных малочисленных народов Севера : постановление Администрации Томской области от 07 сент. 2020г. N 434а : (ред. от 14 февр. 2022г.): (вместе с «Порядком образования, деятельности и ликвидации Консультативного совета представителей малочисленных народов по проблемам коренных малочисленных народов Севера») // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
15. Об охоте и охотничьем хозяйстве Томской области : закон Том. обл. : (ред. от 11 окт. 2006г.) : (принят решением Государственной Думы Томской области от 01 нояб. 1996г. N 351) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та. - утратил силу... 108


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ