Введение……………………………………………………………………….….3
1. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста …….8
2. Особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста …11
3. Методы и приёмы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства………………….14
Заключение………………………………………………………………..…….18
Список использованных источников………………………………..………21
Приложение
Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста в рамках ФГОС НОО [1] направлена на формирование высокой точности координированных движений руки, накопление графического опыта изображения предметов, форм, знаков и линий различной конфигурации, развитие точности зрительного восприятия, мышления и ощущений.
Проблема развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста получила значительное внимание в научной литературе. Исследования проводились различными авторами, каждый из которых внёс важный вклад в понимание этой темы.
Одним из первых исследователей был Л.С. Выготский. В начале XX века он уделял особое внимание роли игры в развитии ребёнка. Выготский считал, что игровая деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте и служит основой для развития многих психических функций, включая графическую деятельность. Таким образом, игры помогают детям осваивать новые умения и навыки, такие как рисование и письмо, которые являются важными элементами графической деятельности.
Другой известный исследователь, Б.М. Теплов, изучал психологию искусства и творчества во второй половине XX века. Он подчёркивал важность эстетического воспитания детей, что включает в себя развитие графических навыков. Эстетическое воспитание помогает формировать художественный вкус и развивать творческие способности у детей.
Также стоит отметить работы Н.А. Ветлугиной, которая занималась вопросами художественного воспитания детей в 1960-х годах. Она утверждала, что занятия изобразительным искусством способствуют общему развитию ребёнка, включая интеллектуальное и эмоциональное. Изобразительная деятельность стимулирует воображение и креативность, что важно для полноценного развития личности.
Основная причина заключается в неудовлетворительном уровне развития мелкой и крупной моторики Это проявляется в неспособности проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, рисовании букв, по причине слабо развитой мелкие мышцы рук, не закончено отвердение кистей, запястья и фалангов пальцев [11]. Некоторые причины недостаточного развития моторики: ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития; социальные факторы, например, если родители не уделяли этому аспекту развития должного внимания или несформированность графических умений в дошкольных учреждениях. Дети, пришедшие в школу, зачастую не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), использовать его выразительные возможности.
Актуальность темы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста (1–4 класс) на уроках изобразительного искусства отражена в работах таких педагогов и психологов, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Е.Г. Пилюгина, В.С. Мухина и И.В. Курочкина. Мы можем выделить некоторые значимые факторы графической деятельности для общего развития личности, а именно:
- способствует формированию способностей к восприятию окружающей действительности, пространственных представлений, воображения, логики;
- ликвидировать трудности в обучении;
- развитие мелкой моторики пальцев руки и навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти;
- помогает развить творческое воображение, фантазию, оказывают помощь в освоении различных школьных дисциплин.
Вопросам развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства уделяли огромное внимание такие ученые как Д.Б. Богоявленская, А.Ю. Бодров, JI.C. Выготский, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева, И.М. Кыштымова, В.А. Сластенин и др.
Например, Дина Борисовна Богоявленская известна своим исследованием творческой активности и креативности. Её работы посвящены изучению процессов, лежащих в основе творчества, и возможностей их развития у детей. Она разработала в рамках федеральной программы «Одаренные дети», «Рабочую концепцию одаренности'' которая рассматривает творчество как системное свойство личности, проявляющееся в разных видах деятельности, включая графическую.
Также Андрей Юрьевич Бодров занимался проблемами психологии мотивации и волевых процессов. Его исследования касаются влияния мотивации на творческую активность, что актуально и для развития графической деятельности. Он разработал подходы к стимулированию интереса к изобразительному искусству через создание позитивной мотивации. Лев Семёнович Выготский внёс огромный вклад в психологию развития, особенно в области культурно-исторической теории. Его идеи о зоне ближайшего развития и роли взрослого в обучении применимы и к развитию графической деятельности. Выготский считал, что обучение должно опережать развитие, создавая условия для формирования новых навыков и способностей.
Советский учёный Валерий Александрович Сластенин известен своими работами в области педагогической психологии и дидактики. Он уделял большое внимание вопросам педагогического мастерства и профессионального роста учителя. Его труды содержат рекомендации по эффективному использованию различных методов и приёмов в обучении, включая развитие графической деятельности.
Владимир Николаевич Дружинин изучал психологию творчества и интеллекта. Его работы затрагивали вопросы диагностики и развития творческих способностей, что имеет прямое отношение к обучению изобразительному искусству. Он предложил методики оценки уровня креативности и способы её стимуляции. Ирина Михайловна Кыштымова разрабатывала методики интегрированного подхода к обучению изобразительному искусству, сочетая традиционные и инновационные методы. Её подход основан на использовании межпредметных связей и создании условий для комплексного развития творческих способностей.
Лариса Борисовна Ермолаева-Томина занималась вопросами психологии художественной деятельности. Она исследовала механизмы восприятия и интерпретации визуальной информации, что важно для развития графической деятельности. Её работы предлагают методики, направленные на развитие наблюдательности и выразительности в рисунке. Каждый из перечисленных учёных внёс вклад в разработку методик и подходов к развитию графической деятельности у детей младшего школьного возраста.
Для решения факторов, перечисленных выше, необходимо проводить специальные упражнения и игры, направленные на развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук. Также важно знакомить младших школьников с различными графическими материалами, использовать и комбинировать выразительные средства графики, выбирать наиболее выразительные техники, работать в различных жанрах, применять разнообразные графические приёмы [6].
Таким образом, актуальность темы связана с необходимостью создания условий для развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, общее развитие и успешность в учёбе [20].
Проблема исследования: как осуществлять развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства?
Цель исследования: изучение основ графической деятельности детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства и описание приемов успешного обучения учащихся.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста;
2) раскрыть особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс;
3) проанализировать методы и приёмы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования: изучение и анализ учебной, научной и методической литературы по теме исследования, синтез полученной информации.
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первом параграфе была рассмотрена сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста. Графическая деятельность у детей младшего школьного возраста – это процесс отражения идеальных объектов и материальных форм окружающего мира с использованием средств графики. Она включает в себя различные умения и знания, которые дети получают при изучении разных учебных дисциплин, таких как рисование, геометрия, черчение, труд и письмо. Графическая деятельность способствует развитию мышления и воображения, так как дети создают реалистичные рисунки, используя такие средства, как точка, линия, штрих, тон, пятно.
Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста заключается в процессе отражения идеальных объектов и материальных форм окружающего мира с использованием средств графики.
По содержанию графическая деятельность представляет сложную систему умений, в которую включены:
1. Группа исполнительских графических умений (умение пользоваться законами воздушной и линейной перспективы в процессе рисования).
2. Группа инструментальных графических умений (умение работать с различными рисовальными материалами: карандаш, краска, гуашь, пастель, сангина и использовать их основные свойства и т.д.).
3. Группа художественно-выразительных графических умений (умение использовать основные выразительные средства рисунка: линия, штрих; умение графическими средствами достигать образного решения в передаче объектов, выявляя яркие характеристики изображаемого (создание художественного образа и т.д.).
Графическая деятельность имеет существенное значение в развитии важных свойств личности, её способностей к восприятию окружающей действительности, пространственных представлений, воображения, логики.
Во втором параграфе рассмотрели особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс. Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста проходит поэтапно, начиная с освоения базовых навыков и заканчивая созданием сложных и детализированных произведений искусства. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы его развития могут отличаться. Задача учителя – создать условия, в которых каждый ученик сможет раскрыть свой творческий потенциал и получить удовольствие от процесса создания художественных образов.
Выделим особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста (1–4 класс):
1. Несовершенное восприятие изображений. Дети затрудняются в узнавании вещей при изменении ракурса, не ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов, делают ошибки в масштабе изображений.
2. Неустойчивый замысел. Он может часто меняться в процессе рисования.
3. Плохо развитая мелкая моторика. Ребёнок ещё не умеет точно управлять мелкими движениями руки, делает много лишних движений.
4. Рисование по памяти, а не с натуры. Часто это графический рассказ об изображаемом предмете, смесь формального и схематического изображения.
Для эффективного развития графических умений у младших школьников рекомендуется использовать систему специальных упражнений и диагностических методик Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова, методика «Домик» (по Н. И. Гуткиной) и методику обследования возможностей штриховки М. В. Ткачевой.
В третьем параграфе рассмотрели методы и приёмы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства.
Некоторые методы и приёмы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства:
1. Объяснительно-иллюстративный метод
2. Репродуктивный метод.
3. Метод проблемного изложения.
4. Эвристический метод.
5. Исследовательский метод.
6. Игровой метод.
Также для развития графической деятельности можно использовать специальные упражнения, приемя и игры, направленные на развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук. Например, составление контуров предметов из палочек, вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой, нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой – мелких бусин, бисера.
Таким образом, развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста (1–4 классы) на уроках изобразительного искусства помогает сформировать творческие и познавательные навыки, положительно влияет на когнитивные и моторные возможности ребёнка.
Для эффективного развития графической деятельности учащихся рекомендуют осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, реализовывать межпредметные связи и использовать методы проблемного и развивающего обучения.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования : утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2024.
2. Акатов Л.И. Сущность понятий «креативность» и «развитие креативности» : учебное пособие / Л.И. Акатов. – Москва : ВЛАДОС, 2020. - 368 с.
3. Богданова Т.Г. Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Богданова Т.Г. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. - 24 с.
4. Болотова А.К. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста / Болотова А.К. – Москва : ЧеРо, 2020, 524 с.
5. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Головей Л. А. - Издат. «Речь», 2021. - 693 с.
6. Грошенков И.A. Особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс / И.A. Грошенков. - Санкт-Петербург : Лань, 2020. - 656 с.
7. Димскис Л. С. Специфика развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста / Л. С. Димскис. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. - 128 с.
8. Дубровина И.В. Специфика развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2021. - 123 с.
9. Зайцева Г.Л. Особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс / Г. Л. Зайцева. – Москва : «Владос», 2021. - 192 с.
10. Зыкова Т.С. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста / Т.С. Зыкова. – Москва : ВЛАДОС, 2021. - 201 с.
11. Комарова Т.С. Особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс / Т.С. Комарова // Школа - Москва : Просвещение, 2021. - № 7. – С. 95-102.
12. Кузин В.С. Специфика развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста / В.С. Кузин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. - 128 с.
13. Назарова Л.П. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Л.П. Назарова. – Москва : ВЛАДОС, 2020. - 288 с.
14. Нейман Л.В. Специфика развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста : учебник / Л.В. Нейман. – Москва : ВЛАДОС, 2021. - 222 с.
15. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста на уроках музыки : учебное пособие / Г.Н. Пенин. - Санкт-Петербург : КАРО, 2021. - 496 с.
16. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста / Н. Н. Поддьякова. - Москва : Педагогика, 2020. – 192 с.
17. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста / М. И. Лисина. Москва : Просвещение, 2020. – 207 с.
18. Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства : учебное пособие / Е.Л. Инденбаум. – Иркутск : Изд-во ГОУ ВПО - Иркут. гос. пед. ун-т., 2020. - 140 с.
19. Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Г. Речицкая. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. - 655 с.
20. Соловьев И.М. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста / И.М. Соловьев. – Москва : Просвещение, 2020. – 460 с.
21. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста / В. Н. Лавриненко. – Москва : 2020. - 240 с.
22. Чугунова И.В. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста : учебное пособие / И.В. Чугунова. – Москва : Академия, 2021. - 196 с.
23. Осипова С. М. Особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс / С.М. Осипова // Наука-2020. - 2020. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения : 05.02.2025).
24. Рахматов А.И. Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства / А.И. Рахматов // Образование. – 2020. – № 5. – С. 33-34. – URL: https://moluch.ru (дата обращения : 05.02.2025).
25. Яковлева О.В. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста / О.В. Яковлева // Гуманитарный научный журнал. - 2020. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения : 05.02.2025).