Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства (Читинский педагогический колледж)

Работа №186590

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы25
Год сдачи2025
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста …….8
2. Особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста …11
3. Методы и приёмы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства………………….14
Заключение………………………………………………………………..…….18
Список использованных источников………………………………..………21
Приложение

Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста в рамках ФГОС НОО [1] направлена на формирование высокой точности координированных движений руки, накопление графического опыта изображения предметов, форм, знаков и линий различной конфигурации, развитие точности зрительного восприятия, мышления и ощущений.
Проблема развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста получила значительное внимание в научной литературе. Исследования проводились различными авторами, каждый из которых внёс важный вклад в понимание этой темы.
Одним из первых исследователей был Л.С. Выготский. В начале XX века он уделял особое внимание роли игры в развитии ребёнка. Выготский считал, что игровая деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте и служит основой для развития многих психических функций, включая графическую деятельность. Таким образом, игры помогают детям осваивать новые умения и навыки, такие как рисование и письмо, которые являются важными элементами графической деятельности.
Другой известный исследователь, Б.М. Теплов, изучал психологию искусства и творчества во второй половине XX века. Он подчёркивал важность эстетического воспитания детей, что включает в себя развитие графических навыков. Эстетическое воспитание помогает формировать художественный вкус и развивать творческие способности у детей.
Также стоит отметить работы Н.А. Ветлугиной, которая занималась вопросами художественного воспитания детей в 1960-х годах. Она утверждала, что занятия изобразительным искусством способствуют общему развитию ребёнка, включая интеллектуальное и эмоциональное. Изобразительная деятельность стимулирует воображение и креативность, что важно для полноценного развития личности.
Основная причина заключается в неудовлетворительном уровне развития мелкой и крупной моторики Это проявляется в неспособности проводить достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, рисовании букв, по причине слабо развитой мелкие мышцы рук, не закончено отвердение кистей, запястья и фалангов пальцев [11]. Некоторые причины недостаточного развития моторики: ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития; социальные факторы, например, если родители не уделяли этому аспекту развития должного внимания или несформированность графических умений в дошкольных учреждениях. Дети, пришедшие в школу, зачастую не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), использовать его выразительные возможности.
Актуальность темы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста (1–4 класс) на уроках изобразительного искусства отражена в работах таких педагогов и психологов, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Е.Г. Пилюгина, В.С. Мухина и И.В. Курочкина. Мы можем выделить некоторые значимые факторы графической деятельности для общего развития личности, а именно:
- способствует формированию способностей к восприятию окружающей действительности, пространственных представлений, воображения, логики;
- ликвидировать трудности в обучении;
- развитие мелкой моторики пальцев руки и навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти;
- помогает развить творческое воображение, фантазию, оказывают помощь в освоении различных школьных дисциплин.
Вопросам развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства уделяли огромное внимание такие ученые как Д.Б. Богоявленская, А.Ю. Бодров, JI.C. Выготский, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева, И.М. Кыштымова, В.А. Сластенин и др.
Например, Дина Борисовна Богоявленская известна своим исследованием творческой активности и креативности. Её работы посвящены изучению процессов, лежащих в основе творчества, и возможностей их развития у детей. Она разработала в рамках федеральной программы «Одаренные дети», «Рабочую концепцию одаренности'' которая рассматривает творчество как системное свойство личности, проявляющееся в разных видах деятельности, включая графическую.
Также Андрей Юрьевич Бодров занимался проблемами психологии мотивации и волевых процессов. Его исследования касаются влияния мотивации на творческую активность, что актуально и для развития графической деятельности. Он разработал подходы к стимулированию интереса к изобразительному искусству через создание позитивной мотивации. Лев Семёнович Выготский внёс огромный вклад в психологию развития, особенно в области культурно-исторической теории. Его идеи о зоне ближайшего развития и роли взрослого в обучении применимы и к развитию графической деятельности. Выготский считал, что обучение должно опережать развитие, создавая условия для формирования новых навыков и способностей.
Советский учёный Валерий Александрович Сластенин известен своими работами в области педагогической психологии и дидактики. Он уделял большое внимание вопросам педагогического мастерства и профессионального роста учителя. Его труды содержат рекомендации по эффективному использованию различных методов и приёмов в обучении, включая развитие графической деятельности.
Владимир Николаевич Дружинин изучал психологию творчества и интеллекта. Его работы затрагивали вопросы диагностики и развития творческих способностей, что имеет прямое отношение к обучению изобразительному искусству. Он предложил методики оценки уровня креативности и способы её стимуляции. Ирина Михайловна Кыштымова разрабатывала методики интегрированного подхода к обучению изобразительному искусству, сочетая традиционные и инновационные методы. Её подход основан на использовании межпредметных связей и создании условий для комплексного развития творческих способностей.
Лариса Борисовна Ермолаева-Томина занималась вопросами психологии художественной деятельности. Она исследовала механизмы восприятия и интерпретации визуальной информации, что важно для развития графической деятельности. Её работы предлагают методики, направленные на развитие наблюдательности и выразительности в рисунке. Каждый из перечисленных учёных внёс вклад в разработку методик и подходов к развитию графической деятельности у детей младшего школьного возраста.
Для решения факторов, перечисленных выше, необходимо проводить специальные упражнения и игры, направленные на развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук. Также важно знакомить младших школьников с различными графическими материалами, использовать и комбинировать выразительные средства графики, выбирать наиболее выразительные техники, работать в различных жанрах, применять разнообразные графические приёмы [6].
Таким образом, актуальность темы связана с необходимостью создания условий для развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, общее развитие и успешность в учёбе [20].
Проблема исследования: как осуществлять развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства?
Цель исследования: изучение основ графической деятельности детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства и описание приемов успешного обучения учащихся.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста;
2) раскрыть особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс;
3) проанализировать методы и приёмы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования: изучение и анализ учебной, научной и методической литературы по теме исследования, синтез полученной информации.
Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первом параграфе была рассмотрена сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста. Графическая деятельность у детей младшего школьного возраста – это процесс отражения идеальных объектов и материальных форм окружающего мира с использованием средств графики. Она включает в себя различные умения и знания, которые дети получают при изучении разных учебных дисциплин, таких как рисование, геометрия, черчение, труд и письмо. Графическая деятельность способствует развитию мышления и воображения, так как дети создают реалистичные рисунки, используя такие средства, как точка, линия, штрих, тон, пятно.
Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста заключается в процессе отражения идеальных объектов и материальных форм окружающего мира с использованием средств графики.
По содержанию графическая деятельность представляет сложную систему умений, в которую включены:
1. Группа исполнительских графических умений (умение пользоваться законами воздушной и линейной перспективы в процессе рисования).
2. Группа инструментальных графических умений (умение работать с различными рисовальными материалами: карандаш, краска, гуашь, пастель, сангина и использовать их основные свойства и т.д.).
3. Группа художественно-выразительных графических умений (умение использовать основные выразительные средства рисунка: линия, штрих; умение графическими средствами достигать образного решения в передаче объектов, выявляя яркие характеристики изображаемого (создание художественного образа и т.д.).
Графическая деятельность имеет существенное значение в развитии важных свойств личности, её способностей к восприятию окружающей действительности, пространственных представлений, воображения, логики.
Во втором параграфе рассмотрели особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс. Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста проходит поэтапно, начиная с освоения базовых навыков и заканчивая созданием сложных и детализированных произведений искусства. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы его развития могут отличаться. Задача учителя – создать условия, в которых каждый ученик сможет раскрыть свой творческий потенциал и получить удовольствие от процесса создания художественных образов.
Выделим особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста (1–4 класс):
1. Несовершенное восприятие изображений. Дети затрудняются в узнавании вещей при изменении ракурса, не ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов, делают ошибки в масштабе изображений.
2. Неустойчивый замысел. Он может часто меняться в процессе рисования.
3. Плохо развитая мелкая моторика. Ребёнок ещё не умеет точно управлять мелкими движениями руки, делает много лишних движений.
4. Рисование по памяти, а не с натуры. Часто это графический рассказ об изображаемом предмете, смесь формального и схематического изображения.
Для эффективного развития графических умений у младших школьников рекомендуется использовать систему специальных упражнений и диагностических методик Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова, методика «Домик» (по Н. И. Гуткиной) и методику обследования возможностей штриховки М. В. Ткачевой.
В третьем параграфе рассмотрели методы и приёмы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства.
Некоторые методы и приёмы развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства:
1. Объяснительно-иллюстративный метод
2. Репродуктивный метод.
3. Метод проблемного изложения.
4. Эвристический метод.
5. Исследовательский метод.
6. Игровой метод.
Также для развития графической деятельности можно использовать специальные упражнения, приемя и игры, направленные на развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук. Например, составление контуров предметов из палочек, вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой, нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой – мелких бусин, бисера.
Таким образом, развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста (1–4 классы) на уроках изобразительного искусства помогает сформировать творческие и познавательные навыки, положительно влияет на когнитивные и моторные возможности ребёнка.
Для эффективного развития графической деятельности учащихся рекомендуют осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, реализовывать межпредметные связи и использовать методы проблемного и развивающего обучения.



1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования : утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2024.
2. Акатов Л.И. Сущность понятий «креативность» и «развитие креативности» : учебное пособие / Л.И. Акатов. – Москва : ВЛАДОС, 2020. - 368 с.
3. Богданова Т.Г. Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Богданова Т.Г. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. - 24 с.
4. Болотова А.К. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста / Болотова А.К. – Москва : ЧеРо, 2020, 524 с.
5. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Головей Л. А. - Издат. «Речь», 2021. - 693 с.
6. Грошенков И.A. Особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс / И.A. Грошенков. - Санкт-Петербург : Лань, 2020. - 656 с.
7. Димскис Л. С. Специфика развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста / Л. С. Димскис. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. - 128 с.
8. Дубровина И.В. Специфика развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2021. - 123 с.
9. Зайцева Г.Л. Особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс / Г. Л. Зайцева. – Москва : «Владос», 2021. - 192 с.
10. Зыкова Т.С. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста / Т.С. Зыкова. – Москва : ВЛАДОС, 2021. - 201 с.
11. Комарова Т.С. Особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс / Т.С. Комарова // Школа - Москва : Просвещение, 2021. - № 7. – С. 95-102.
12. Кузин В.С. Специфика развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста / В.С. Кузин. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. - 128 с.
13. Назарова Л.П. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста : учебное пособие / Л.П. Назарова. – Москва : ВЛАДОС, 2020. - 288 с.
14. Нейман Л.В. Специфика развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста : учебник / Л.В. Нейман. – Москва : ВЛАДОС, 2021. - 222 с.
15. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста на уроках музыки : учебное пособие / Г.Н. Пенин. - Санкт-Петербург : КАРО, 2021. - 496 с.
16. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста / Н. Н. Поддьякова. - Москва : Педагогика, 2020. – 192 с.
17. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста / М. И. Лисина. Москва : Просвещение, 2020. – 207 с.
18. Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства : учебное пособие / Е.Л. Инденбаум. – Иркутск : Изд-во ГОУ ВПО - Иркут. гос. пед. ун-т., 2020. - 140 с.
19. Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. Г. Речицкая. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. - 655 с.
20. Соловьев И.М. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста / И.М. Соловьев. – Москва : Просвещение, 2020. – 460 с.
21. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста / В. Н. Лавриненко. – Москва : 2020. - 240 с.
22. Чугунова И.В. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста : учебное пособие / И.В. Чугунова. – Москва : Академия, 2021. - 196 с.
23. Осипова С. М. Особенности развития графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс / С.М. Осипова // Наука-2020. - 2020. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения : 05.02.2025).
24. Рахматов А.И. Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста 1-4 класс на уроках изобразительного искусства / А.И. Рахматов // Образование. – 2020. – № 5. – С. 33-34. – URL: https://moluch.ru (дата обращения : 05.02.2025).
25. Яковлева О.В. Сущность графической деятельности у детей младшего школьного возраста / О.В. Яковлева // Гуманитарный научный журнал. - 2020. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения : 05.02.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ