Введение 4
1. «Политизация этничности» и «нациестроительство» как категории
политической науки 9
1.1 Понятие политизации этничности 9
1.2 Понятие нациестроительства 14
2. Политизация этничности в современной России 17
2.1 Причины и ключевые акторы политизации этничности 17
2.2 Проявления политизации этничности 27
3. Проблема нациестроительства в Российской Федерации 45
3.1 Политика нациестроительства РФ в условиях этнического многообразия 45
3.2 Политизация этничности как одна из проблем нациестроительства в современной
России 53
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 66
Приложение А 72
Приложение Б 73
Приложение В 74
Приложение Г 75
Актуальность темы исследования. Политизация этничности выступает в современном российском контексте как динамичный фактор, существенно влияющий на процессы нациестроительства. В условиях многонационального государства сложное переплетение культурных, языковых и этнических групп приобретает двойственную роль: с одной стороны, оно формирует ядро социальной структуры, а с другой - становится важной политической категорией. За последние десятилетия наблюдается возрастание значения вопросов национальной идентичности и этнических различий, что проявляется в акценте на их политической репрезентации при разработке государственной политики. Эти процессы, в свою очередь, существенно отражаются на характере межэтнических взаимодействий и влияют на развитие гражданской идентичности.
Использование принадлежности к определённой этнической группе для обоснования легитимности власти представляет собой один из ключевых механизмов влияния на общественное сознание в современной России. Нередко этнические меньшинства оказываются вовлечёнными в политические процессы, в результате чего их права и интересы подвергаются целенаправленному манипулированию в политическом контексте. В то же время, процессы интеграции и унификации, направленные на создание единой гражданской идентичности, сталкиваются с трудностями из-за различий в восприятии этничности в различных слоях общества.
Этнические вопросы становятся основными при обсуждении проблем, связанных с гражданским единством и государственным суверенитетом. Влияние политизации этничности также прослеживается в области социальной политики, где вопросы национальных меньшинств, языковой политики и прав этнических групп становятся предметом государственных стратегий. Однако в условиях политизации этничности возникают риски, связанные с усилением этнической напряженности, а также с угрозами межэтнического конфликта, что подрывает процесс формирования единой российской нации.
Таким образом, понимание процессов политизации этничности и их влияния на нациестроительство в России имеет важное значение для анализа современных этнополитических процессов и выработки эффективных стратегий по укреплению гражданского единства, а также для решения проблем, связанных с сохранением этнической и культурной идентичности в условиях глобализации.
Степень научной разработанности темы исследования.
Тема политизации этничности и её влияния на нациестроительство в современной России нашла отражение в работах многих отечественных исследователей, среди которых выделяются В.А. Тишков, В.А. Авксентьев, Б.В. Аксюмов и Г.Д. Гриценко, Ю.В. Любимов, А.С. Бубеев и М.В. Назукина. Эти авторы внесли значительный вклад в исследование теоретических аспектов вышеназванной темы. В то же время, отдельные исследования сосредоточены на институциональных и политических аспектах этнополитических процессов, к числу которых относятся работы А.В. Качкина, А.И. Кольбы и З.А. Чадаевой, а также В.А. Ачкасова. Немаловажное место занимают публикации, посвященные вопросам государственной национальной политики и механизмам нациестроительства, среди авторов которых О.В. Бахлова и И.В. Бахлов, С.Г. Кара-Мурза. Эмпирические исследования, касающиеся медийных практик и мобилизации этнических сообществ, отражены в трудах В.К. Мальковой и М.А. Игошевой. Такой широкий спектр источников свидетельствует о глубокой научной проработке темы с различных позиций. Вместе с тем, учитывая сложность и многогранность предмета, наблюдается потребность в дальнейшем развитии комплексных и междисциплинарных подходов, а также в расширении эмпирической базы, что обусловливает актуальность продолжения исследований в этой области.
Эмпирическую базу исследования составляют: нормативно-правовые документы, регулирующие межэтнические отношения и национальную политику в Российской Федерации, среди которых: Конституция Российской Федерации, Указ Президента РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», Указ Президента РФ «О Федеральном агентстве по делам национальностей», Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»», Распоряжение Правительства РФ «О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года», Федеральный закон «О национально-культурной автономии», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений», Приказ ФАДН «Об утверждении методических рекомендаций для органов
государственной власти субъектов РФ «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»», Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ), а также отчёты и материалы ФАДН России.
Дополнительно в работе использовались материалы и публикации с интернет - ресурсов: RTVI, РИА Новости, Ведомости, Коммерсантъ, Российская газета, Rambler, ТАСС, РБК, Wikipedia, НацАкцент и другие.
Объект исследования: этнополитические процессы в современной России
Предмет исследования: процесс политизации этничности и его влияние на нациестроительство в современной России.
Цель исследования: выявить последствия влияния политизации этничности на нациестроительство в РФ.
Задачи исследования:
1. Определить основные теоретические подходы к понятию политизации этничности и нациестроительсва в политической науке.
2. Выявить основные причины и акторов политизации этничности в Российской Федерации.
3. Определить формы проявления политизации этничности в российском обществе.
4. Выявить базовые принципы политики нациестроительства РФ в условиях этнического многообразия.
5. Охарактеризовать политизацию этничности как одну из проблем нациестроительства в современной России.
Методы исследования: В исследовании применяется ряд общенаучных методов: анализ, синтез, исторический метод. Для сбора и анализа эмпирических данных были применены следующие методы: контент-анализ СМИ по данной теме и анализ нормативно-правовой документации и официальных источников по теме исследования.
Структура исследования:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении определены: актуальность темы квалификационной работы; объект и предмет; цель, задачи и методы исследования. Первая глава посвящена анализу основных понятий: «политизация этничности» и «нациестроительство». Во второй главе
исследуются причины и ключевые акторы политизации этничности в современной России, дается характеристика форм её проявления. В третьей глава анализируется опыт нациестроительства в РФ; исследуются проблемы, влияющие на эффективность процесса нациестроительства, при этом особое внимание уделяется политизации этничности как одной из ключевых проблем нациестроительства в современной России. В заключении подведены итоги и сделаны основные выводы. Список использованных источников и литературы содержит 57 наименований.
В рамках проведённого исследования была раскрыта сложная и многогранная взаимосвязь между процессами политизации этничности и нациестроительства в современной России. Полученные результаты свидетельствуют о том, что этничность в условиях федеративного устройства России выступает не просто как элемент культурной идентичности, но и как активный политический ресурс, способный влиять на институциональные механизмы, общественные настроения и структуру межнациональных отношений.
Анализ теоретических подходов и эмпирических материалов показал, что политизация этничности оказывает двойственное влияние на процессы нациестроительства. С одной стороны, она может способствовать консолидации этнических сообществ, активизации гражданского участия и сохранению культурного разнообразия. С другой - при определённых условиях она становится фактором политической дестабилизации, способным усиливать социальную фрагментацию, воспроизводить конфликты и подрывать доверие к институтам государственной власти.
Нациестроительство в многоэтничной стране, такой как Россия, требует баланса между признанием этнокультурного многообразия и формированием интеграционной модели гражданской идентичности. Политизация этничности, как показало исследование, способна как замедлять, так и ускорять этот процесс - в зависимости от того, каким образом она институционализирована и встроена в политические и управленческие практики. Там, где этничность становится инструментом диалога и включенности, она усиливает устойчивость федеративных связей. Но в случаях, когда этническая тематика используется в политической риторике как элемент давления или мобилизации “против”, это может тормозить процессы формирования общенациональной идентичности и усиливать центробежные тенденции.
Таким образом, политизация этничности в России - не локальное явление, а устойчивая черта политического общества, оказывающая существенное влияние на темпы, направления и качество нациестроительсва. Устойчивое нациестроительство в условиях этнокультурного многообразия возможно лишь при условии выстраивания инклюзивной государственной политики, ориентированной на баланс интересов, уважение к идентичности и формирование общественного консенсуса вокруг ценностей единства и гражданской солидарности.
Политизация этничности в РФ проявляется в различных формах, оказывая значительное влияние на процессы нациестроительства. В регионах с выраженной
этнической спецификой этничность активно используется как политический ресурс. Это выражается в создании этнических организаций, использовании этнической риторики в предвыборных кампаниях, мобилизации избирателей по этническому признаку, а также в акцентировании этнических различий в медийном пространстве. Особенно заметна политизация этничности в вопросах языковой политики, образования и символической политики, где этнические элиты стремятся сохранить или расширить свои позиции.
Целью современной национальной политики России заявлено формирование единой гражданской (политической) нации - сообщества, основанного на гражданской идентичности и общих институтах, а не на этнокультурной принадлежности. Однако устойчивое воспроизводство политизации этничности в стране значительно тормозит этот процесс и во многом препятствует его реализации.
Во-первых, политизация этничности усиливает разделение между гражданской и этнической идентичностью. Эти формы идентичности начинают восприниматься как взаимоисключающие, что порождает конкуренцию между лояльностью к государству и этнокультурной солидарностью. По данным исследования «Мониторинг общественного мнения», лишь 20% россиян в полной мере идентифицируют себя на основе гражданских критериев, таких как гражданство или уважение к законам, тогда как столько же - на этнокультурной основе. Большинство же (около 60%) либо комбинируют оба подхода, либо вовсе не считают нужным выстраивать устойчивую идентичность. Это свидетельствует об отсутствии в обществе согласованного понимания того, кто такой «россиянин», и, следовательно, о незавершённости проекта формирования общенациональной идентичности.
Во-вторых, политизация этничности способствует автономизации этнических групп. В условиях, когда этническая принадлежность получает политическое измерение, группы начинают самоидентифицироваться как самостоятельные субъекты с собственными интересами и повесткой. Особенно выражено это в национальных республиках, где этничность институционализирована, но такие процессы всё чаще наблюдаются и в многонациональных городах с высоким уровнем миграции. Вместо единой повестки формируются параллельные символические пространства, что снижает потенциал для межэтнической солидарности и подрывает горизонтальные связи между группами.
В-третьих, политизация этничности снижает уровень доверия к государственным институтам, особенно среди этнических меньшинств, ощущающих угрозу своей культуре. Это, в свою очередь, замедляет процессы политической интеграции, без которой невозможна консолидация нации и полноценный процесс нациестроительства. Кроме 62
того, политизация этничности активно воспроизводится через медиапространство. Усиление негативных нарративов об «угрозе мигрантов» или «чуждых ценностях» формирует у этих групп ощущение исключённости из образа российской нации. Это подрывает эмоциональную лояльность к государству и укрепляет ориентацию на внутриэтнические формы идентичности.
Пятый важный эффект - это административное сужение каналов этнического самовыражения. Вместо того чтобы обеспечивать условия для равноправного участия этнокультурных групп в гражданской жизни, государство нередко прибегает к контролю и ограничению их активности. Примером служат случаи давления на этнокультурные НКО и ограничения в адрес организаций, представляющих интересы коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это приводит к снижению легитимности самой идеи нациестроительства.
Наконец, несмотря на наличие программ и институтов, призванных укреплять единство (например, деятельность ФАДН, грантовые конкурсы, адаптационные центры), темпы формирования единой гражданской нации остаются замедленными. Доля населения, для которой гражданская идентичность доминирует над этнической, по- прежнему не превышает одной пятой. Это свидетельствует о структурных барьерах к интеграции, порождённых в том числе политизированной этничностью.
Таким образом, политизация этничности в России не только усиливает социальную напряжённость, но и структурно тормозит процесс нациестроительства. Она мешает формированию общей системы идентичностей, снижает доверие к государственным институтам, подрывает межэтническую солидарность и замедляет политическую и гражданскую интеграцию.
В последние три года наметилась четкая тенденция к деполитизации этничности. Государство усилило контроль над этнополитической активностью через ужесточение законодательства, ограничение протестных акций и реформирование системы управления в национальных республиках. Одновременно акцент сместился на культурные формы выражения этничности - фестивали, образовательные программы, праздники, лишенные политической составляющей.
Однако такая политика деполитизации не всегда достигает желаемого эффекта. Вместо гармонизации межэтнических отношений она иногда приводит к обратным результатам: росту скрытой напряженности, усилению этнической солидарности в ответ на воспринимаемые как дискриминационные меры центра, переходу активности в неформальные сети. Особенно это заметно в сфере языковой политики, где ограничения вызывают резонанс среди национальной интеллигенции.
При этом важно понимать, что деполитизация не означает деэтнизации этничности. Культурная идентичность народов России сохраняет свое значение, но должна находить выражение в неполитических формах, поэтому представляется целесообразным сформулировать следующие рекомендации:
1. Развивать механизмы инклюзивного участия этнических сообществ в процессах принятия решений на региональном и федеральном уровнях, в том числе через консультативные советы, общественные палаты и иные формы диалога.
2. Обеспечивать устойчивое финансирование программ поддержки этнокультурных инициатив, направленных на сохранение и развитие языков, традиций и культур малых народов России.
3. Гармонизировать языковую политику, исходя из принципов баланса между государственными интересами и правами региональных сообществ на сохранение родного языка и культурной самобытности.
4. Создавать устойчивые площадки для межэтнического взаимодействия - как в формате молодёжных, образовательных и культурных проектов, так и через медиаплатформы, формирующие образ позитивного многообразия.
5. Снижать уровень конфликтности этнических дискурсов в публичной сфере, в том числе путём подготовки медиаспециалистов, способных освещать этнополитические вопросы профессионально и без радикализации.
6. Повышать уровень этнополитической компетентности чиновников и управленцев, через специальные образовательные курсы и программы повышения квалификации в области межэтнических отношений.
Реализация указанных рекомендаций может способствовать не только снижению напряжённости в этнополитической сфере, но и формированию более устойчивой модели нациестроительства, основанной на учёте регионального многообразия и укреплении гражданской солидарности.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: (с изм. от 1 июля 2020 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 31.05.2025).
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153536/ (дата обращения: 31.05.2025).
3. О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на период до 2036 года: Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2025 № 1161 р [Электронный ресурс] // Закон РФ. - URL: https://www.zakonrf.info/rasporiazhenie-pravitelstvo-rf-1161-r-
08052025/ (дата обращения: 09.06.2025).
4. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17.06. 1996 г. № 74-
ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL:
https://belros.org/doc/zakon_rf_nka.pdf (дата обращения: 09.06.2025).
5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации
[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 31.05.2025).
6. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от
25.07.2002 N 114-ФЗ (последняя редакция): Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ (дата обращения: 31.05.2025).
7. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (с изменениями и дополнениями): Указ президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 [Электронный ресурс] // Гарант. - URL: https://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 31.05.2025).
8. О Федеральном агентстве по делам национальностей: Указ Президента РФ от
31.03.2015 № 168 [Электронный ресурс] // Гарант. - URL:
https://base.garant.ru/70928316/ (дата обращения: 07.06.2025).
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025): Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 31.05.2025).
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация
государственной национальной политики»»: Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс] // Гарант. - URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/ (дата обращения: 03.06.2025).
11. Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти
субъектов Российской Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»: Приказ ФАДН от 17.11.2020 № 142 [Электронный ресурс] // ЮИС Легалакт. - URL:
https://legalacts.ru/doc/prikaz-fadn-rossii-ot-17112020-n-142-ob-utverzhdenii/ (дата
обращения: 03.06.2025).
12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 [Электронный ресурс] // Гарант. - URL:
https://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 31.05.2025).
13. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации [Электронный ресурс] // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассоциация_коренных_малочисленных_народов_Север а,_Сибири_и_Дальнего_Востока_Российской_Федерации (дата обращения
09.06.2025).
14. В России проведут мониторинг межнациональных отношений... [Электронный
ресурс] // Ведомости. 3 июня 2025 г. - URL:
https://www.vedomosti.ru/society/articles/2025/06/03/1114495-v-rossii-provedut- monitoring-mezhnatsionalnih-otnoshenii (дата обращения: 01.06.2025).
15. Закон о патриотическом воспитании граждан Татарстана [Электронный ресурс] // Реальное время. - URL: https://m.realnoevremya.ru/articles/291735-v-tatarstane- razrabotali-zakon-o-patrioticheskom-vospitanii-grazhdan (дата обращения: 08.06.2025)... 57