АННОТАЦИЯ 9
ВВЕДЕНИЕ 10
Глава 1. Теоретический подход к изучению умной колонки Алиса 19
1.2. Анализ скриптов М. Акрич в контексте исследования 21
1.3. Определение повседневных практик пользователей 26
1.4. Обоснование выбора категории молодых людей от 18 до 35 лет, проживающих
самостоятельно и обладающих умной колонкой Алиса. 29
2. Исследование пользовательского опыта и восприятие умной колонки Алиса. 32
2.1. Обзор на функционал, сферы применения умной колонки Алиса, предпочтения пользователей. 32
2.1.1. История развития технологии умной колонки Алиса. 32
2.1.2. Функциональные возможности Алисы и их восприятие пользователями 35
2.1.3. Сопутствующие аспекты применения навыков Алисы (степень использования функций
пользователями, их оценка, ограничения колонки и другие факторы). 51
2.2 Изменения в повседневных практиках пользователей в результате использования умной
колонки Алиса. 58
2.2.1. Трансформация исходных привычек людей под влиянием использования умной
колонки Алиса. 58
2.2.1.1. Автоматизация повседневных задач и управление временем. 59
2.2.1.2. Изменение практик получения информации. 60
2.2.1.3. Трансформация практик досуга и развлечений. 61
2.2.1.4. Возрастная специфика восприятия и использования функций Алисы. 62
2.2.1.5. Итоговые выводы о трансформации повседневных практик. 65
2.2.2. Паттерны взаимодействия, сформировавшиеся в процессе эксплуатации умной колонки
Алиса. 68
2.2.3. Пользовательские ожидания 73
2.3 Эмоциональные аспекты взаимодействия с умной колонкой Алиса в контексте интеграции
технологии в ежедневную жизнь. 75
2.3.1. Степень комфорта использования умной колонки Алиса. 76
2.3.2. Персонификация умной колонки Алиса. 79
2.3.3. Аспекты формирования эмоциональной связи между пользователем и Алисой. 86
2.3.3.1. Роли, которые пользователи приписывают Алисе 88
2.3.3.2. Граница между человеком и машиной. 90
2.3.3.3. Эмоциональные реакции на ошибки Алисы 92
2.3.3.4. Проблема конфиденциальности и эмоциональные механизмы компенсации 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А. ГАЙД ИНТЕРВЬЮ 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. СПИСОК ИНТЕРВЬЮ 112
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ПОЛЕВОЙ ДНЕВНИК 114
За последние 30 лет многие цифровые технологии достигли значительного прогресса , в их числе и искусственный интеллект (ИИ). По информации на 2023 год, в словаре английского языка Collins British English Dictionary «AI» , сокращенно «искусственный интеллект», назван словом года, что свидетельствует о глубоком проникновении данного термина в обиход и о его значимости для формирования дискуссий в различных отраслях .
В данный момент искусственный интеллект все активнее начинает использоваться во многих сферах жизни людей . К примеру, использование искусственного интеллекта становится неотъемлемой частью медицины , бизнеса, финансовой отрасли в частности банковской индустрии. Кроме того, искусственный интеллект применятся в IT сфере , инженерии , образовании , производстве и многих других профессиональных областях.
Наряду с этим ИИ стал частью нашего быта . Это включает в себя, например, уже обыденное использование Face-ID на смартфоне, постепенное распространение беспилотного транспорта, персонализацию рекламы в Интернете и рекомендаций в социальных сетях , применение фото- и видеоредакторов, основанных на инструментах искусственного интеллекта, отслеживание показателей здоровья по специальным трекерам, автоматизацию умного дома.
Кроме того, ИИ активно используется в домашнем хозяйстве. Умные роботы- пылесосы, например, Haier выводит домашнюю уборку на новый уровень . Алгоритмы ИИ использованы для расчета маршрута уборки, управления препятствиями и адаптации к разным видам напольных покрытий. Устройство, оснащенное ИИ, способно самостоятельно определить потребность в заряде и куда возвратиться после окончания уборки, экономя время владельцу.
Незаменимость ИИ в кулинарии также подтверждается востребованностью со стороны пользователей. На анализе больших данных для составления рекомендаций, сервис Yumly предоставляет рецепты на основе имеющихся в доме ингредиентов путем анализа предпочтений пользователя. Сервис по доставке продуктов Самокат с помощью ИИ индивидуализирует рекомендации и таким образом ускоряет процесс заказа продуктов, а также при возникновении проблем с заказом или доставкой, в случае обращения в поддержку пользователь столкнется с ИИ, т.к. этот инструмент обрабатывает 80% заявок потребителей .
Также это касается и применения умных голосовых помощников . Умные помощники, такие как Алиса, Siri и Google Assistant набирают большую популярность, предоставляя пользователям возможность взаимодействовать при помощи голосовых команд. Такого рода устройства облегчают выполнение рутинных задач, создают персонализированный опыт и адаптируются к привычкам и потребностям пользователей. Так, при помощи команд могут ставить будильники, выполнять поиск информации, прослушивать музыку. Исследования показывают, что голосовые помощники активно интегрируются в домохозяйства путем интеграции различных устройств в единую экосистему , что привело к появлению нового термина - «Интернет вещей». Его предложил Кевин Эштон в 1999 году, описав Интернет вещей как технологию, которая изначально соединяла несколько устройств с помощью RFID-тегов (радиочастотная идентификация). Спустя некоторое время наступила эра беспроводных технологий, доступ к Интернету появился везде , а Интернет вещей перестал ограничиваться метками RFID. Суть концепции на нынешний момент заключается в том, что различные устройства, дополненные алгоритмами искусственного интеллекта, объединяются в широкую динамическую связанную сеть, благодаря чему они могут коммуницировать друг с другом, обмениваться информацией через Интернет и, реагируя на изменения в окружающей среде, принимать решения автономно от человека. Эти устройства могут варьироваться: от бытовых лампочек и холодильника до промышленных датчиков, но каждое имеет своей задачей удовлетворение нужд человека . Одним из самых известных способов воплощения Интернета вещей является взаимодействие элементов Интернета вещей с такой технологией, как голосовые помощники. Их внедрение в повседневную жизнь людей стало важным направлением развития искусственного интеллекта .
В 2020 году количество используемых голосовых ассистентов составило 4,2 млрд. устройств, в 2025 г. исследователи прогнозируют увеличение этого числа до 8,4 млрд. . Google, Amazon и Apple, активно инвестируют в разработку голосовых помощников. Примерами наиболее массово используемых виртуальных ассистентов являются зарубежная Alexa от компании Amazon, выпущенная в 2014 году. В 2017 году в России появилась Алиса от компании Яндекс, став частью повседневных практик жителей СНГ и самым популярным голосовым помощников среди россиян . Подобная успешность данной технологии обусловлена тем, что голосовые помощники сильно упрощают выполнение многих повседневных задач, таких как поиск информации, прослушивание музыки, заказ такси, совершение онлайн-покупок и прочие функции, которые выполняются в ответ на простую команду голосом.
Исследователи объясняют популярность голосовых ассистентов спецификой отношений, которые выстраиваются между технологий и ее пользователями. Используя анализ эмоций, И. Гао в своей работе обозначил, что значительное число информантов считают Alexa своим помощником, другом или членом семьи. Некоторые из них даже сравнивают Alexa со своими женами или подругами. То есть в большинстве случаев пользователи рассматривают голосовой помощник не как бездушное устройство, а как личность, которая помогает им для решения задач и участвует в определенных ежедневных ситуациях . Так, технология Alexa, являясь воплощением Интернета вещей, уже доступная на нескольких языках, применяется в умных дисплеях, домашних развлекательных устройствах, умных розетках с голосовым управлением, наушниках и умных дверных звонках . Таким образом, это направление развития обретает все большую популярность у людей в их повседневной жизни.
Путем анализа пользовательского опыта людей с дефектами речи (заиканием) с умными колонками (такими как Amazon Alexa и Google Assistant), А. Бликли, Д. Раф, А. Ропер и С. Линдсей выяснили, что их взаимодействие имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, в исследовании акцентируется внимание на том, что заикание может создавать дополнительные барьеры при использовании технологий, которые зависят от голосового ввода. Обратно этому, некоторые пользователи отмечают, что такие устройства могут снизить уровень стресса и повысить уверенность при общении, так как они не подвергаются суждению со стороны человека. Часто информанты с заиканием испытывают эмпатию к голосовому помощнику, благодаря возможности общения в более расслабленной обстановке, где они чувствуют себя менее под давлением, чем в face-to-face взаимодействии .
Пользователи формируют эмоциональные связи с умными колонками, воспринимая их как "друзей" или помощников. Так, С. Гриффин, Дж.Пауэлл в своем исследовании пришли к выводу о том, что пользователи могут испытывать чувства доверия и привязанности к своим устройствам, так как умные колонки становятся частью рутины и могут влиять на поведение и привычки пользователей. Как оказалось, жизнь в одиночестве, изоляция и возраст связаны с тем, как формируются отношения с умными колонками. Так, пользователи могут классифицировать умного ассистента как компаньона, друга, помощника или любящего человека. Интеллектуальные колонки могут уменьшить чувство одиночества, проявляя потенциал в борьбе с одиночеством. ет полного понимания причин, почему пользователи начинают формировать такую близкую связь с умной колонкой, но предполагается, что это связано с одиночеством и социальной мотивацией. Помимо четкого обоснования причин выбора умного помощника при проблеме одиночества, люди часто поднимают вопросы этики: конфиденциальности и безопасности данных, а также того, как технологии могут манипулировать человеческими эмоциями и взаимодействиями .
На российском рынке умных голосовых помощников, Алиса, согласно списку лучших голосовых 2025 года, занимает первое место среди покупателей в России и странах СНГ . Феномен общения и взаимодействия пользователей с умными колонками, включая вопросы этики, также исследуются в России. Так, С.Г. Ушкин, Е.А. Коваль отмечают, что коммуникация с устройствами становится рутиной, они воспринимаются как часть домашней обстановки. Большинство информантов считают колонки неотъемлемой частью своего быта, т.к. колонка предоставляет всем наиболее востребованные функции: прослушивание музыки, ответы на вопросы, установка таймеров, управление «умным» домом. Коммуникация с устройствами становится рутиной .
А.М. Корбут характеризует умную колонку как элемент домашней социальности, выделяя следующие характеристики :
1. Умная колонка - это фоновый объект, всегда под рукой и доступный для голоса.
2. Колонка малозаметна и встраивается в другие домашние объекты.
3. Колонка располагается в доме так, чтобы быть доступной для голоса.
4. Колонка служит домашним помощником, выполняя различные функции.
Дом - это опривыченное пространство, где формируются привычки, связанные с перемещениями и формами активности . При попадании умной колонки в опривыченное, аккумулированное, зонированное пространство дома, во-первых, меняется фон некоторых практик. Все действия внутри дома имеют определенный материальный фон - это может быть как некоторая конфигурация вещей, так и звуковой фон. Часто сами акторы управляют этим фоном. Поскольку умная колонка предназначена для воспроизведения звуков, она меняет звуковой фон: например, определенные действия вроде приготовления еды начинают сопровождаться музыкой, проигрываемой с помощью колонки. Во-вторых, присутствие умной колонки может менять само содержание некоторых практик. В качестве примера можно привести прием гостей. Колонка может становиться не только фоновым проигрывателем музыки, но и инструментом развлечения: хозяева демонстрируют гостям, что умеет и не умеет делать искусственный интеллект, а гости устраивают «тесты», задавая колонке сложные вопросы или давая веселые задания. В-третьих, умные колонки могут менять частоту осуществления ряда привычных практик. Например, пользователи могут начать чаще пользоваться таймером, узнавать прогноз погоды и новости или прослушивать музыку, чем это было раньше . А.М. Корбут было выдвинуто предположение, что отчасти увеличение частоты этих практик связано с ускорением процесса: получить информацию о погоде у искусственного интеллекта быстрее, чем взять подходящее устройство и запустить специальную программу или открыть веб-сайт. Но изменение частоты также связано с тем, что сама умная колонка по мере ее использования начинает ассоциироваться с определенными практиками, которые можно с ее помощью осуществлять, и эти практики могут «открепляться» от других материальных объектов (вроде смартфонов) при их осуществлении дома .
В рамках данного исследования мы хотим понять, какое влияние оказывает использование голосового помощника, а именно умной колонки Алиса, на повседневные практики пользователей. Конкретно для изучения повседневные практики были выбраны, потому что колонки предлагают больше специальных функций для дома (напоминания, установка будильника, вызов такси, поиск рецептов, подсчет калорий, радионяня, музыка и пр.), где происходит большинство повседневных практик пользователей. Исследование стремится понять функциональность и социальное значение колонки Алиса, а также ее влияние на повседневные привычки и эмоциональные реакции пользователей, используя подход акторно-сетевой теории для глубокого анализа этих сложных взаимодействий.
Объектом исследования являются повседневные практики использования голосового помощника “Алиса” людьми в возрасте от 18 до 35 лет, проживающих самостоятельно и обладающих умной колонкой “Алиса ”.
Предмет - особенности трансформации повседневных практик пользователей в результате внедрения и использования умной колонки Алиса.
Цель: Выявить, как использование умной колонки с голосовым помощником «Алиса» влияет на повседневные практики, эмоциональное восприятие и социальные взаимодействия пользователей, используя подходы акторно-сетевой теории и анализа скриптов.
Задачи:
1. Проанализировать функциональные возможности умной колонки Алиса, заложенные производителем, и определить, в каких сферах повседневной жизни они находят наибольшее применение среди молодежной аудитории.
2. Исследовать, как использование умной колонки Алиса влияет на трансформацию повседневных практик, включая изменение привычек, паттернов взаимодействия с технологией и уровня комфорта при ее использовании.
3. Рассмотреть эмоциональные и символические аспекты взаимодействия с Алисой через призму акторно-сетевой теории.
4. Выявить особенности восприятия умной колонки Алиса пользователями в контексте доверия к технологии и опасений по поводу конфиденциальности и безопасности данных.
Основным методом исследования является полуструктурированное интервью. Было проведено 10 интервью с пользователями голосового помощника Алиса. Отбор респондентов производился по следующим характеристикам: молодые люди от 18 до 35 лет, проживающих самостоятельно и обладающих умной колонкой Алиса. Для интервью был составлен гайд, состоящий из 5 блоков: «Использование виртуального помощника», «Влияние на повседневные практики», «Коммуникация и взаимодействие с умной колонкой», «Алиса и ее пользователь как акторы», «Пользовательские ожидания» (Приложение А).
В рамках первого блока респондентам предоставляется возможность ответить на вопрос «Перечислите, для чего вы используете Алису?», за счет чего можно понять, каким образом человек использует голосовой помощник, какую значимость он придает Алисе. Такими ответами могут быть, например, поиск информации, развлечение, напоминания и т. д.
Второй блок посвящен влиянию на повседневные практики и изменениям, которые респонденты отметили в своих повседневных привычках после использования Алисы, появлении или отсутствии привычки поискового запроса голосом, наличии зависимости от голосового помощника.
Третий блок, напротив, раскрывает отношение к голосовому помощнику, разговору с Алисой и помощи от нее, эмоциях при общении с помощником, а также доверию к ней. Через триггерные вопросы: “Как бы вы объяснили Алису другому человеку? Если бы Алиса была человеком - кто бы это был?” мы сможем понять, насколько хорошо пользователь понимает особенности умного помощника и может передать свои знания о них другим, а также представить Алису в человеческих характеристиках, более глубокому восприятию её роли и возможностей.
Четвертый блок раскрывает взаимоотношения человека с умной колонкой в присутствии посторонних людей, личные наблюдения об изменениях поведения со стороны пользователя и умного помощника. Ответив на вопрос: “Как бы вы описали Алису - это инструмент, помощник, собеседник, друг или что-то другое?” мы подчеркнем гибкость и разные грани взаимодействия с подобными системами.
К заключительному блоку относятся вопросы, связанные с пользовательскими ожиданиями, размышлениями со стороны информанта об улучшении функций Алисы, а также на изменение привычек человека при использовании ассистента при долгосрочной перспективе использования.
Интервью проводились в онлайн и офлайн-формате. Для записи использовались диктофон и ноутбук. Расшифровкой интервью мы занимались самостоятельно, без использования дополнительных и специализированных программ. Данные хранятся на нескольких носителях (телефон, ноутбук, облачные хранилища).
Также для проведения исследования был использован метод включенной автоэтнографии (Приложение Б). Нами были приобретены две умные Яндекс Станции с голосовым помощником Алиса, а именно Яндекс Станция Мини и Яндекс Станция Лайт. Время пользования - полгода. Полугодовой период позволяет отслеживать динамику использования устройства, оценивать влияние обновлений или изменений в функционале и охватить различные ситуации и сценарии использования.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава - методико-теоретическая основа исследования. В ней раскрывается основной теоретический подход и аналитическая рамка исследования.
Вторая глава - эмпирическая часть исследования. Мы подробно рассматривается историю становления умной колонки Алиса, а также составляющие, оказывающие влияние на повседневные практики пользователей при использовании виртуального помощника Алиса
В заключении мы резюмируем итоги проделанной работы и определяем перспективы развития голосовых помощников, а также выделяем потенциальные области исследований, связанных с данной темой, для дальнейших научных работ. В конце работы приведен гайд интервью и расшифровка.
Говоря о вкладе каждого из исследователей данной работы, Кузовкина Мария предложила глубокое описание метода акторно-сетевого подхода, который служит аналитической основой для понимания повседневных практик. В свою очередь, Котова Дарья уточнила параметры выборки и делает акцент на визуализации повседневности через детальное описание пользовательского цикла. Раздел 2, разработанный совместно, представляет собой прекрасно сбалансированное сочетание функционального анализа, а также исследования эмоциональных и символических связей между пользователями и колонкой «Алиса».
Котова Дарья также сыграла важную роль в систематизации и структурировании главы, а также отвечала за написание заключения, оформление кодировки и ведение полевого дневника. Кузовкина Мария, в свою очередь, сосредоточилась на разработке теоретических аспектов, исследуя ключевые темы, такие как персонификация, ролевое взаимодействие и паттерны использования данной технологии. Каждой было проведено и расшифровано по пять интервью, был создан полевой дневник, а также написаны заключительные разделы работы.
В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель - выявлено, как использование умной колонки с голосовым помощником Алиса влияет на повседневные практики, эмоциональное восприятие и социальные взаимодействия пользователей. Результаты показали, что данная технология глубоко интегрируется в быт пользователей и трансформирует способы взаимодействия с информацией и устройствами. Выполнение поставленных задач позволило получить следующие результаты:
1. Умная колонка Алиса достаточно беспроблемно интегрируется в повседневность своего пользователя за счет наличия у нее широкого набора функций. Также в ходе нашего исследования мы выявили те сферы жизни человека, в которых данные функции могут найти применение. Во-первых, Алиса способна отвечать за досуг и развлечения. В число этих навыков входят воспроизведение музыки, фильмов/телепередач, интерактивных игр, анекдотов, а также возможность ведения разговора с колонкой. Во-вторых, Алиса помогает осуществлять контроль за временем и пространством (установка будильников, таймеров, работа с календарем и напоминаниями, озвучка даты и времени, функция радионяни). В-третьих, колонка делает поиск информации максимально легким и интуитивным. Это, в частности, включение новостей и радио, составление прогноза погоды, взаимодействие с Алисой в формате вопрос-ответ.
2. В контексте изучения трансформации повседневных практик было выявлено, что внедрение Алисы в повседневный быт привело к автоматизации многих рутинных задач и, соответственно, к изменению привычек пользователей. Владельцы колонки начали делегировать ей бытовые задачи: то, что раньше делалось с использованием телефона, сейчас осуществляется с помощью интуитивно понятных голосовых команд. К примеру, с появлением колонки людям больше не нужно следить за временем самостоятельно, данную обязанность взяла на себя Алиса через функции таймера, будильника или напоминаний. Это значительно экономит время и усилия пользователя, облегчая для него процесс организации времени. Данный принцип применим к каждой функции и каждой сфере использования колонке. В дополнение, многие информанты отметили, что после покупки Алисы они стали меньше зависеть от смартфонов. Кроме того, благодаря голосовому управлению повысилась частота выполнения определенных действий, так как они стали доступнее и проще (в частности, прослушивание музыки, радио). С приобретением умной колонки Алиса существенно сократился путь от желания к действию. Если раньше для выполнения задачи требовались руки, несколько последовательных действий, концентрация внимания, то сейчас все осуществляется за несколько секунд - достаточно одного запроса для выполнения желаемой задачи.
3. В рамках изучения эмоциональных и символических аспектов взаимодействия с Алисой нами рассматривалось такое явление, как многогранная персонификация колонки. В частности, пользователи приписывают Алисе определенные черты характера от доброжелательности до обидчивости, ассоциируют ее с конкретными образами (например, с образом учительницы), а также наделяют ее умением мыслить и анализировать. То есть пользователи описывают Алису, как настоящего человека с индивидуальным темпераментом и манерой поведения. Кроме того, мы выделили несколько ролей, которыми пользователи наделяют Алису: помощник, инструмент, собеседник, сочетание помощника-инструмента. Как можно заметить, роли разнятся, однако пользователи подчеркивают, что, хотя Алиса не стоит в одном ряду с человеком, она также не является полностью обезличенной машиной.
Кроме того, люди, проживающие одни, часто устанавливают близкие отношения с Алисой. Формированию эмоционально теплых отношений способствует голос Алисы, смоделированный так, чтобы напоминать человеческую речь, ее умение поддерживать диалог, а также способность адаптироваться к предпочтениям владельца. Эти характеристики делают Алису похожей на живого собеседника. Также существенную роль в укреплении привязанности к колонке играет регулярность ее использования и степень интеграции в повседневность пользователя.
В дополнение, значительное влияние на изменение рутины оказывает фактор комфорта пользователя при применении колонки, то есть чем удобнее Алиса в использовании, тем быстрее наступит процесс внедрения умной колонки в повседневную жизнь пользователя - от досуга до организации дел. Пользоваться Алисой было комфортно всегда и уровень удобства, по мере использования, оставался неизменным.
4. Несмотря на определенные сомнения в вопросе доверия и конфиденциальности в отношении умной колонки, пользователи предпочитают комфорт безопасности. Чтобы уменьшить степень тревоги, они занимаются рационализацией своих страхов через юмор и различные установки (риски являются неизбежными в любом случае, преуменьшение значимости угрозы). Имеется в виду, что потенциальные риски начинают восприниматься человеком как соответствующая плата за удобство и эффективность технологии.
Научная новизна данного исследования состоит в применении анализа скриптов и положений акторно-сетевой теории (АСТ) для комплексного изучения эмоционального и поведенческого взаимодействия между человеком и технологией в повседневной жизни. Исследование демонстрирует, что технология (умная колонка) выступает активным актором в социокультурной среде, способным трансформировать практики пользователей и формировать эмоциональные связи. В этом контексте технологию, являющуюся актором, нужно рассматривать как активного участника социокультурных процессов. Скрипты же определяют не только способы использования технологии, но и одновременно с этим влияют на восприятие этого взаимодействия в социальной и эмоциональной плоскостях.
Происходит процесс активной адаптации и интерпретации скриптов, определяя их в соответствии с потребностями. Создаются новые практики взаимодействия, указывающие на динамичный характер отношений между человеком и технологией. Таким образом, Алиса не только меняет структуру повседневности, но и способствует формированию новых форм цифровой повседневности, где технологии становятся активными участниками социокультурных процессов.
Результаты этого исследования могут найти практическое применение в нескольких областях знания. Во-первых, полученные данные углубляют понимание того, что как цифровые технологии влияют на повседневные практики. Это позволит подробно проследить за тем, как голосовые помощники, становясь частью рутины, воздействуют на поведение человека и его восприятие таких аспектов повседневности, как время, коммуникация, безопасность данных и другое. Во-вторых, феномен персонификации Алисы и формирование эмоциональной привязанности к ней подчёркивает необходимость пересмотра отношений между человеком и технологиями. Эти данные могут лечь в основу исследований по изучению этических границ взаимодействия с искусственным интеллектом. В-третьих, анализ практик рационализации тревог касательно безопасности и конфиденциальности личной информации помогает понять механизмы адаптации пользователей к новым цифровым устройствам. Это может быть применено в соответствующих исследованиях доверия и безопасности в контексте цифровой среды, а также при разработке цифровых интерфейсов.
Данное исследование предлагает несколько новационных идей для российских исследований искусственного интеллекта, внедренного в умные помощники. Во-первых, стоит учитывать и возможные негативные аспекты взаимодействия с умным помощником в контексте длительного использования. При наличии ситуаций, требующих критического мышления или принятия индивидуальных решений, зависимость от умного помощника может привести к чувству неуверенности и снижению ответственности со стороны пользователей. Это предлагает новую перспективу для проведения исследования, которая объединяет в себе событийные и смысловые траектории развития отношений между умной колонкой и пользователями. Так, проявление возникновения разочарования или раздражение может быть осуществлено при возникновении технических сбоев или некорректных ответов умного помощника, указывая на хрупкость эмоциональной связи при возникновении стрессовой ситуации. Важным открытием здесь стало понимание инклюзивности в моменты, которые особенно могут послужить разочарованием в функциональности помощника и последующим за этим стрессом при возникновении доверия Алисе своих личных дел, времени, управлении домашними делами. К сожалению, мир еще не готов к оправданиям работника перед работодателем по причине того, что его не разбудила Алиса в назначенное время. Тем самым подтверждается актуальность антропологической перспективы в исследовании взаимоотношений между пользователем и умной колонкой.
Во-вторых, возможной перспективой для дальнейшего исследования может послужить феномен обсуждения Алисы и эмоций, возникающих при обсуждении умной колонки с друзьями или родственниками. Алиса может стать источником не только эмоциональной поддержки, но и формировать новые социальные нормы и привычки, создавая новые формы общественных взаимодействий путем обсуждения пользователями своего опыта использования умных колонок, распространять свои забавные моменты при пользовании, а также давать определенные рекомендации друг другу по эксплуатации. Исследования такого рода являются важными для понимания интеграции и восприятия людьми современных технологий.
В будущем, пользователи могут столкнуться с некоторыми проблемами и вызовами, связанными с использованием умного помощника. Так, эмоциональная связь с Алисой, из примеров, приведенных нами, может быть положительной, в то время как в дальнейшем она может привести к зависимости от технологии. Пользователи могут начать полагаться на умное устройство в эмоциональных аспектах и тем самым перестать воспринимать колонку как помощника, тем самым создавая негативное влияние умной колонки на социальные взаимодействия.
Перспективы дальнейших исследований довольно широки. Во-первых, это изучение персонализации, включая то, как умные колонки могут адаптироваться к предпочтениям пользователей, анализируя их поведение и предлагая индивидуальные рекомендации. Во- вторых, исследование этических и социальных аспектов, таких как защита данных и обеспечение конфиденциальности, учитывая рост популярности умных колонок и их влияние на повседневную жизнь. Наконец, стоит обратить внимание на проблемы зависимости от технологий и изменений в способах общения между людьми.
1. Информант 1 (собрано Котовой Д. С. - Томск, 2025) // Полевые материалы авторов.
2. Информант 2 (собрано Котовой Д. С. - Томск, 2025) // Полевые материалы авторов.
3. Информант 3 (собрано Кузовкиной М. А. - Кемерово, 2025) // Полевые материалы авторов.
4. Информант 4 (собрано Кузовкиной М. А. - Кемерово, 2025) // Полевые материалы авторов.
5. Информант 5 (собрано Котовой Д. С. - Томск, 2025) // Полевые материалы авторов.
6. Информант 6 (собрано Котовой Д. С. - Томск, 2025) // Полевые материалы авторов.
7. Информант 7 (собрано Котовой Д. С. - Томск, 2025) // Полевые материалы авторов.
8. Информант 8 (собрано Кузовкиной М. А. - Кемерово, 2025) // Полевые материалы авторов.
9. Информант 9 (собрано Кузовкиной М. А. - Кемерово, 2025) // Полевые материалы авторов.
10. Информант 10 (собрано Кузовкиной М. А. -Томск, 2025) // Полевые
материалы авторов.
11. «Медиалогия» назвала самые популярные голосовые ассистенты в России // Rozetked - URL: https://rozetked.me/news/24343-medialogiya-nazvala-samye-populyarnye- golosovye-assistenty-v-rossii (дата обращения: 09.02.2025).
12. 10 способов использовать ИИ в повседневной жизни // VC.ru [Б. м.], 2024. - URL: https://vc.ru/uZ1969110-provodnik/1441720- 10-sposobov-ispolzovat-ii-v-povsednevnoi- zhizni (дата обращения: 04.03.2025).
13. Дмитрий К. Почему Алису так назвали? Ответ разработчиков Яндекса // Яндекс.Дзен. [Б. м.], 2024. URL: https://dzen.ru/a/ZaRA-6lp 38eAa50 (дата обращения 16.05.2025).
14. Ее звали ELIZA. Как еще в 1966 году ученые создали чат-бот с искусственным интеллектом // Газета.ги. URL: https://www.gazeta.ru/tech/2023/07/09/17242 316.shtml?updated (дата обращения 26.05.2025).
15. ИИ окружает нас повсюду. Вот как мы применяем его в повседневной жизни // Русбейс [Б. м.], 2024. - URL: https://rb.ru/story/ai-in-everyday-life/ (дата обращения: 04.03.2025).
..46