Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования механизмов устной речи у дошкольников с заиканием (Кубанский Государственный Университет)

Работа №186562

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы65
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

Введение 3
1 Теоретическое обоснование проблемы формирования механизмов устной речи у дошкольников с заиканием 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с заиканием 6
1.2 Особенности устной речи у дошкольников с заиканием 15
1.3 Анализ современных методик по устранению заикания у дошкольников 23
2 Практическое изучение проблемы формирования механизмов устной речи у дошкольников с заиканием 30
2.1 Организация и методы констатирующего эксперимента 30
2.2 Методические рекомендации для родителей по формированию механизмов устной речи у дошкольников с заиканием 39
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А Форма протокола для заполнения анамнестических данных дошкольника с заиканием 59
Приложение Б Содержание диагностического инструментария 61


Актуальность исследования. Человеческое общество немыслимо без общения. Общение выступает необходимым условием существования и взаимодействия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Заикание, как указывают статистические данные, является одним сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью коррекции. Возникая в период наиболее активного формирования речи (2–6 лет), заикание ограничивает коммуникативные возможности ребёнка, искажает формирование личности, затрудняет социальную адаптацию (И.Ю. Абелева, Л.3. Арутюнян-Андронова, Л.И. Белякова, М.А. Виноградова, Н.А. Власова, Н.И. Жинкин, Е.Ю. Рау, В.И. Селивёрстов, И.А. Сикорский и др.).
Значение умений общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми становится очевидным на этапе старшего дошкольного возраста и последующего обучения в школе (М.И. Лисина, В.А. Петровский, А.Г. Рузская и др.).
Трудности общения дошкольников с заиканием, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки их личностного развития, низкого статуса в коллективе, дезадаптации, тревожности [5].
Согласно взглядам отечественных учёных устная речь, как основной компонент общения, является важным условием развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, наконец, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя. А необходимость формирования механизмов устной речи определена совместной деятельностью.
В настоящее время существующая система приёмов, методов и логопедических техник коррекции заикания, направленная на становление механизмов устной речи. Однако, несмотря на их существование, целостной системы работы по формированию механизмов устной речи, как компонента коммуникативной компетентности, у детей с заиканием не существует.
Актуальность исследования и существующая проблема позволили определить тему исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему исследования, подобрать методы диагностики и составить методические рекомендации по формированию механизмов устной речи для специалистов, работающих с дошкольниками с заиканием.
Объект исследования: устная речь у дошкольников с заиканием.
Предмет исследования: процесс формирования механизмов устной речи у дошкольников с заиканием.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) на основе междисциплинарного анализа теоретической и методической литературы изучить состояние проблемы, уточнить и конкретизировать основное понятие исследования;
2) подобрать и описать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности механизмов устной речи у дошкольников с заиканием;
3) составить методические рекомендации по формированию механизмов устной речи у дошкольников с заиканием.
Теоретике-методологической основой исследования являются следующие теории и концепции:
‒ положение о взаимосвязи физиологических и психологических закономерностей организма (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.А. Гиляровский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.);
‒ теория о патологическом механизме заикания (Л.И. Белякова, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, И.П. Павлов и др.);
‒ теории о механизмах речевой деятельности, порождении и восприятии речевого сообщения, взаимодействии речевых процессов (Т.В. Ахутина, В.И. Бельтюков, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.).
Для достижения цели и решения задач исследования были использовались следующие методы:
1) анализ и систематизация теоретических данных,
2) дифференциация и подбора материала.
Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 214».
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников (45 наименований) и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин – Москва : Медицина, 1968. – 547 с.
2. Бадалян, Л. О. Руководство по неврологии раннего детского возраста / Л. О. Бадалян. – Киев: Здоровье, 1990. – 342 с.
3. Белякова, Л. И. Патофизиологические механизмы заикания / Л. И. Белякова. – Москва : Медицина, 1978. – 181 с.
4. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. – Москва : Наука, 1947. – 206 с.
5. Богомолова, А. И. Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы / А. И. Богомолов. – Москва : Просвещение, 1977. – 92 с.
6. Виноградова, М. А. Методы исследования особенностей коммуникации у заикающихся дошкольников в разных ситуациях речевого общения / Под ред. Г. А. Волковой. – Санкт-Петербург : Образование, 1994. – 184 с.
7. Власова, Н. А. Комплексный медико-педагогический подход к проблеме заикания / Н. А. Власова. – Москва : Сфера 2004. – 118 с.
8. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников / Г. А. Волковаю – Москва : Просвещение, 2013. – 86 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 2002. – т. 2 – 504 с.
10. Геркина, М. И. Речь заикающихся дошкольников в различных условиях общения / М. И. Геркина // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 45–53.
11. Грибова, O. E. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2004. – № 2 – С. 14–20.
12. Данилов, И. В. Патофизиология логоневрозов / И. В. Данилов. – Москва : Медицина, 1970. – 183 с.
13. Долматова, А. А. Методы коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием / А. А. Долматова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 20 декабря 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 234–236.
14. Екель, В. В. Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов / В. В. Екель // Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов, Красноярск, 30 апреля 2021 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2021. – С. 75–77.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва : Просвещение, 1958. – 246 с.
16. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. С. С. Ляпидевского. – Москва : Медгиз, 1962. – 299 с.
17. Золотарева, И. В. Формирование плавности речи у дошкольников с заиканием / И. В. Золотарева, С. Д. Сазонова, Э. Э. Собянина // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : Сборник научных трудов международных научно-практических конференций, Москва, 07–24 апреля 2023 года / Отв. редакторы: В.П. Вершинин, А.Л. Третьяков. Том 10. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2023. – С. 498–502.
18. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. – Москва : Медицина, 1979. – 560 с.
19. Колягин, В. И. Если ребёнок заикается / В. И. Колягин. – Санкт-петербург : ПитерКом, 2020. – 192 с.
20. Куршев, В. А. Заикание / В. А. Куршев – Москва : Медицина, 1973. – 160 с.
21. Левина, P. E. О генезе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи / Р. Е. Левина. – Москва : Аркти, 2015. – 200 с.
22. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2003. – 287 с.
23. Лисина, М. И. Общение и речь : развитие речи у детей в общении со взрослыми / М. И. Лисина. – Москва : Сфера, 1985. – 208 с.
24. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции / А. Р. Лурия. – Москва : Академический Проект, 2000. – 512 с.
25. Ляпидевский, С. С. О некоторых вопросах клинического изучения заикания / С. С. Ляпидевский // Дефектология. – 1963. – № .2. – С.8–18.
26. Миронова, С. А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. – Москва : Просвещение, 1975. – 160 с.
27. Морозов, Г. В. Клиника и терапия заикания / Г. В. Морозов. – Москва : Знание, 1984. – 190 с.
28. Назарычева, А. П. Проблема формирования коммуникативной функции речи у дошкольников с заиканием / А. П. Назарычева // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической он-лайн конференции, посвященной 75-летию ООН, Магнитогорск, 27–29 апреля 2020 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. – С. 203–206.
29. Никитинская, С. В. Особенности моторного развития дошкольников с заиканием / С. В. Никитинская // Актуальные вопросы психолого-педагогической кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, Москва - Ростов-на-Дону, 25–26 декабря 2024 года. – Ростов-на-Дону - Таганрог: Южный федеральный университет, 2024. – С. 185–189.
30. Оганесян, Е. В. Проблема заикания в современных зарубежных исследованиях / Е.В. Оганесян. – Дефектология. – 2021. – № 2. – С.88–93.
31. Одинцова, Т. С. Заикание у детей / Т. С. Одинцова. – Ростов-на- Дону : Феникс, 2019. – 288 с
32. Рау, Е. Ю. Значение стресса и фрустрации в появлении и развитии невротической формы заикания. Заикание : проблемы теории и практики. / Под ред. Л. И. Беляковой. – Москва : Прометей, 1992. – 163 с.
33. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи / З. А. Репина. – Екатеринбург, ЕГПУ, 1996. – 121 с.
34. Рычкова, Н. А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста / Н. А. Рычкова // Дефектология. – 2024. – № 3. – С. 245–152.
35. Селиверстов В. И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических знаний / В. И. Селиверстов. – Москва: Владос, 2004. – 200 с.
36. Сикорский, И. А. О заикании / И. А. Сикорский. – Санкт-Петербург: Питер, 1989. – 314 с.
37. Ушакова, Т. Н. Речь как когнитивный процесс и как средство общения / Т. Н. Ушакова. – Москва : Наука, 1986. – 142 с.
38. Филиппова, М. М. Взаимодействие педагогического коллектива группы с родителями дошкольников с заиканием в период режима ограничения речи / М. М. Филиппова, В. Ф. Дмитриева, Л. П. Газиева // Технологии образования. – 2023. – № 2(20). – С. 31–34.
39. Хавин, А. Б. Индивидуально-психологические факторы в прогнозировании преодоления заикания / А. Б. Хвин // Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 133–135.
40. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев – Москва : ГУИ, 1937. – 273 с.
41. Чевелева, Н. А. Речь заикающихся детей / Н. А. Чевелева // Журнал Невропатология и психиатрия. – 1971.– № 1. – С. 17–21.
42. Шашкина, Г. Р. Технологии преодоления темпо-ритмических нарушений у детей дошкольного возраста : учебное пособие / Г. Р. Шашкина. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2021. – 128 с.
43. Шилова, Е. А. Как работать с заикающимися дошкольниками / Е. А. Шилова. – Москва : Гном и Д, 2024. – 128 с.
44. Шкловский, В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания / В. М. Шкловский. – Москва : Просвещение, 1989. – 420 с.
45. Ястребова, А. В. Коррекция заикания у детей / А. В. Ястребова. – Москва : Аркти, 2000. – 96 с.



1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин – Москва : Медицина, 1968. – 547 с.
2. Бадалян, Л. О. Руководство по неврологии раннего детского возраста / Л. О. Бадалян. – Киев: Здоровье, 1990. – 342 с.
3. Белякова, Л. И. Патофизиологические механизмы заикания / Л. И. Белякова. – Москва : Медицина, 1978. – 181 с.
4. Бернштейн, Н. А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. – Москва : Наука, 1947. – 206 с.
5. Богомолова, А. И. Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы / А. И. Богомолов. – Москва : Просвещение, 1977. – 92 с.
6. Виноградова, М. А. Методы исследования особенностей коммуникации у заикающихся дошкольников в разных ситуациях речевого общения / Под ред. Г. А. Волковой. – Санкт-Петербург : Образование, 1994. – 184 с.
7. Власова, Н. А. Комплексный медико-педагогический подход к проблеме заикания / Н. А. Власова. – Москва : Сфера 2004. – 118 с.
8. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников / Г. А. Волковаю – Москва : Просвещение, 2013. – 86 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 2002. – т. 2 – 504 с.
10. Геркина, М. И. Речь заикающихся дошкольников в различных условиях общения / М. И. Геркина // Дефектология. – 2022. – № 3. – С. 45–53.
11. Грибова, O. E. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2004. – № 2 – С. 14–20.
12. Данилов, И. В. Патофизиология логоневрозов / И. В. Данилов. – Москва : Медицина, 1970. – 183 с.
13. Долматова, А. А. Методы коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие коммуникативных навыков у дошкольников с заиканием / А. А. Долматова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 20 декабря 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 234–236.
14. Екель, В. В. Особенности социально-коммуникативного развития старших дошкольников с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов / В. В. Екель // Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов, Красноярск, 30 апреля 2021 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2021. – С. 75–77.
15. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва : Просвещение, 1958. – 246 с.
16. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. С. С. Ляпидевского. – Москва : Медгиз, 1962. – 299 с.
17. Золотарева, И. В. Формирование плавности речи у дошкольников с заиканием / И. В. Золотарева, С. Д. Сазонова, Э. Э. Собянина // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : Сборник научных трудов международных научно-практических конференций, Москва, 07–24 апреля 2023 года / Отв. редакторы: В.П. Вершинин, А.Л. Третьяков. Том 10. – Москва: Московский психолого-социальный университет, 2023. – С. 498–502.
18. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. – Москва : Медицина, 1979. – 560 с.
19. Колягин, В. И. Если ребёнок заикается / В. И. Колягин. – Санкт-петербург : ПитерКом, 2020. – 192 с.
20. Куршев, В. А. Заикание / В. А. Куршев – Москва : Медицина, 1973. – 160 с.
21. Левина, P. E. О генезе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи / Р. Е. Левина. – Москва : Аркти, 2015. – 200 с.
22. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2003. – 287 с.
23. Лисина, М. И. Общение и речь : развитие речи у детей в общении со взрослыми / М. И. Лисина. – Москва : Сфера, 1985. – 208 с.
24. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции / А. Р. Лурия. – Москва : Академический Проект, 2000. – 512 с.
25. Ляпидевский, С. С. О некоторых вопросах клинического изучения заикания / С. С. Ляпидевский // Дефектология. – 1963. – № .2. – С.8–18.
26. Миронова, С. А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. – Москва : Просвещение, 1975. – 160 с.
27. Морозов, Г. В. Клиника и терапия заикания / Г. В. Морозов. – Москва : Знание, 1984. – 190 с.
28. Назарычева, А. П. Проблема формирования коммуникативной функции речи у дошкольников с заиканием / А. П. Назарычева // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической он-лайн конференции, посвященной 75-летию ООН, Магнитогорск, 27–29 апреля 2020 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. – С. 203–206.
29. Никитинская, С. В. Особенности моторного развития дошкольников с заиканием / С. В. Никитинская // Актуальные вопросы психолого-педагогической кинезиологии, оздоровительной и адаптивной физической культуры : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, Москва - Ростов-на-Дону, 25–26 декабря 2024 года. – Ростов-на-Дону - Таганрог: Южный федеральный университет, 2024. – С. 185–189.
30. Оганесян, Е. В. Проблема заикания в современных зарубежных исследованиях / Е.В. Оганесян. – Дефектология. – 2021. – № 2. – С.88–93.
31. Одинцова, Т. С. Заикание у детей / Т. С. Одинцова. – Ростов-на- Дону : Феникс, 2019. – 288 с
32. Рау, Е. Ю. Значение стресса и фрустрации в появлении и развитии невротической формы заикания. Заикание : проблемы теории и практики. / Под ред. Л. И. Беляковой. – Москва : Прометей, 1992. – 163 с.
33. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи / З. А. Репина. – Екатеринбург, ЕГПУ, 1996. – 121 с.
34. Рычкова, Н. А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста / Н. А. Рычкова // Дефектология. – 2024. – № 3. – С. 245–152.
35. Селиверстов В. И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических знаний / В. И. Селиверстов. – Москва: Владос, 2004. – 200 с.
36. Сикорский, И. А. О заикании / И. А. Сикорский. – Санкт-Петербург: Питер, 1989. – 314 с.
37. Ушакова, Т. Н. Речь как когнитивный процесс и как средство общения / Т. Н. Ушакова. – Москва : Наука, 1986. – 142 с.
38. Филиппова, М. М. Взаимодействие педагогического коллектива группы с родителями дошкольников с заиканием в период режима ограничения речи / М. М. Филиппова, В. Ф. Дмитриева, Л. П. Газиева // Технологии образования. – 2023. – № 2(20). – С. 31–34.
39. Хавин, А. Б. Индивидуально-психологические факторы в прогнозировании преодоления заикания / А. Б. Хвин // Вопросы психологии. – 2022. – № 2. – С. 133–135.
40. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев – Москва : ГУИ, 1937. – 273 с.
41. Чевелева, Н. А. Речь заикающихся детей / Н. А. Чевелева // Журнал Невропатология и психиатрия. – 1971.– № 1. – С. 17–21.
42. Шашкина, Г. Р. Технологии преодоления темпо-ритмических нарушений у детей дошкольного возраста : учебное пособие / Г. Р. Шашкина. – Москва : Московский городской педагогический университет, 2021. – 128 с.
43. Шилова, Е. А. Как работать с заикающимися дошкольниками / Е. А. Шилова. – Москва : Гном и Д, 2024. – 128 с.
44. Шкловский, В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения заикания / В. М. Шкловский. – Москва : Просвещение, 1989. – 420 с.
45. Ястребова, А. В. Коррекция заикания у детей / А. В. Ястребова. – Москва : Аркти, 2000. – 96 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ