АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологические основания изучения речеповеденческих актов 6
1.1 Основные исследования в сфере речевой деятельности 6
1.2 Основные направления изучения речеповеденческих актов в
отечественной и зарубежной лингвистике 9
1.3 Лингвистические подходы к анализу перформативных единиц 13
Выводы по первой главе 18
2 Реализация перформативных единиц в речеповеденческих актах 20
2.1 Описание особенностей перформативных глаголов и методика их
анализа в составе речевых актов 20
2.2 Перформативные глаголы как основа речеповеденческого акта просьбы
29
2.3 Перформативные глаголы как основа речеповеденческого акта приказа
49
Выводы по второй главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Системно-структурная парадигма лингвистики во второй половине ХХ века постепенно заменяется новой антропологической парадигмой, в центре которой стоит человек. Гуманитарное знание активно обращается к изучению семиотических систем, таких как язык, искусство, обычаи, обряды и других, через которые передается информация о деятельности человека. Благодаря антропологическому подходу лингвистика начинает сближаться с рядом наук: психологией, социологией, философией и культурологией. В настоящее время многие лингвистические труды посвящены изучению того, как язык отражает связь между психологическими, культурными и коммуникативными явлениями.
В исследовании речевых актов лингвистика сближается с психологией, изучающей поведение человека. Поведение - это «совокупность реальных действий, внешних проявлений жизнедеятельности живых существ, в том числе человека» [Популярная ... , 2005, с. 453]. Оно раскрывает эмоциональность, характер и отношение индивида к миру. Две последние психологические характеристики проявляются в поведении человека в рамках коммуникативных актов, они составляют основу «речевого поведения». Данное понятие обозначает форму взаимодействия человека с окружающей средой, выраженную в речи [Азимов, Щукин, 2009, с. 254]. Форму взаимодействия определяет множество факторов: коммуникативная ситуация, менталитет и воспитание говорящего, время и место коммуникации, социальные роли участников и задачи, которые перед ними стоят.
Термин «речевое поведение» становится широко востребованным в ХХ веке. Разные лингвистические школы вкладывают в него свое содержание, рассматривая его как речевую деятельность индивида [Леонтьев, 2003], процесс выбора оптимального варианта высказывания [Швейцер, Никольский, 1978], поступки, действия и эмоции, определяемые дискурсом и выраженные с помощью речи и внеречевых элементов [Винокур, 2005]. В итоге возникло смешение терминов «речевое поведение» и «речевое общение», «словесное поведение» и «речевая деятельность». В данной работе речевое поведение трактуется как деятельность индивида, выраженная с помощью речи.
Поскольку речь и поведение неразрывно связаны между собой, речевые акты выражают как речевые, так и не речевые действия, поэтому могут именоваться речеповеденческими актами. Такое выражение речевых и не речевых действий обусловливает необходимость использования в них специализированной лексики - перформативов, которые являются основной составляющей речевого акта.
Актуальность исследования обусловлена возрастанием интереса русской лингвистики к изучению речевых актов, а также перформативов, их функционированию в коммуникативном акте.
Новизна работы связана с изучением перформативной составляющей речевых актов приказа и просьбы на материалах Национального корпуса русского языка.
Объект исследования - речеповеденческие акты.
Предмет исследования - семантика, форма и функционирование перформативов в речеповеденческих актах.
Цель работы - выявить и охарактеризовать перформативные глаголы в составе речеповеденческих актов приказа и просьбы, охарактеризовать особенности речеповеденческих актов приказа и просьбы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать теоретико-методологическую базу, сформировать понятийный аппарат исследования.
2. Разработать методику описания речеповеденческих актов просьбы и приказа.
3. Выявить перформативные глаголы.
4. Проанализировать семантику и функционирование перформативных единиц в речевых актах.
5. Охарактеризовать речеповеденческие акты просьбы и приказа на основании анализа перформативных единиц.
Исследование проведено на материале текстов корпуса русского языка. Выбор источника обусловлен тем, что в корпусе представлены письменные источники (мемуары, художественная, научная и религиозная литература), а также записи устных текстов (частных бесед и публичной речи). Поиск в нем может осуществляться по подкорпусам, например, поэтических или диалектных текстов. Общий объем корпуса около 600 млн словоупотреблений. В данной работе используется материал из основного корпуса текстов. Будет проанализировано 98 текстов, в которых встречаются глаголы в перформативном употреблении. Единицей исследования является перформатив.
Методы и приемы исследования. В работе используется метод научного описания в совокупности его приемов (контекстуальный анализ, компонентный анализ, прием количественных подсчетов и некоторые другие), метод семантических примитивов, а также метод корпусного анализа. Сбор материала осуществлен с помощью приема сплошной выборки.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть применены для дальнейшего изучения речевых актов с использованием Национального корпуса русского языка, в генристике, интенсивно развивающейся в отечественной науке. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее результатов при анализе материалов из Национального корпуса русского языка, при исследовании речеповеденческих актов. Также возможно использование результатов в лексикографической практике, в преподавании РКИ. Предложенная методика может быть использована при описании других речевых актов и перформативов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Теоретическая база исследования включает в себя работы русских и зарубежных лингвистов, которые занимались исследованиями в сфере речевого поведения.
Работа представляет собой исследование перформативных единиц как основы речеповеденческих актов. В ходе ее выполнения были достигнуты следующие результаты:
1. Была изучена научная литература, с помощью которой сформирована теоретико-методологическая база исследования, определены понятия речеповеденческого (речевого) акта и перформатива, как составляющей.
2. Представлена количественная характеристика употребления глаголов, проанализированы группы глаголов, составляющих просьбу и приказ, среди которых выявлены перформативные глаголы:
А) Глаголы, составляющие речевой акт просьбы: взываю, испрашиваю, испрошу, молю, умоляю, умолю, прошу, апеллирую, заклинаю, попрошу.
Б) Глаголы, составляющие речевой акт приказа: обязываю, поручаю, поручу, предписываю, приказываю, обяжу, прикажу.
3. В работе осуществлен анализ семантики и функционирования перформативных единиц, образующих речеповеденческие акты просьбы и приказа. Для каждого глагола были выявлены семантические примитивы, сопоставление которых позволило сформировать общие примитивы для группы глаголов просьбы и группы глаголов приказа.
4. На основании сопоставления семантических примитивов глаголов были описаны особенности речевых актов просьбы и приказа.
Общим для речеповеденческих актов приказа и просьбы становится компонент «я говорю, что хочу, чтобы ты сделал Х».
Функционирование актов имеет дискурсивную обусловленность, так, речеповеденческие акты просьбы, в отличие от речевых актов приказа, используются в церковном дискурсе. Важной частью речевого акта просьбы является установка на свободный выбор (выполнять или не выполнять просьбу) для слушающего говорящим, такой акт не зависит от социальных ролей.
Речеповеденческий акт приказа функционирует в военном дискурсе, что разграничивает его с речевым актом просьбы. В таких актах важно то, что они выражают априорную необходимость выполнения действия слушающим. Поэтому, в таком речевом акте обязательны социальные роли говорящего и слушающего, например, как начальника и подчиненного, командира и солдата.
Исследование речеповеденческих актов приказа и просьбы на материалах текстов Национального корпуса русского языка открывает перспективы использования работы в качестве дополнительных материалов в лексикографической практике, в преподавании РКИ.
В перспективах работы планируется расширение контекстной базы, для более точного анализа речевых актов просьбы и приказа, а также подробное описание косвенных речевых актов приказа и просьбы, их анализ.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Апресян Ю. Д. Перформативы в грамматике и словаре // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. - М.: Наука, 1986. - Т. 45, № 3. - С. 208-223.
3. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Изв. АН СССС. Сер. Лит. и яз. - М.: Наука, 1981. - Т.40, № 4. - С.356 - 367.
4. Арутюнова. Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры», 1999. - 896 с.
5. Баранов А. Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А. Н. Баранов. - М., 1990. - 46 с.
6. Баранов А. Н., Паршин П. Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой информации. - М., 1986. - С. 100-142.
7. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987. - С. 88-125.
8. Богданов В. В. Классификация речевых актов // Личностные аспекты языкового общения/ отв.ред. И. П. Сусов - Калинин.: Калинин. гос. унт, 1989. - С.25-37.
9. Вежбицка А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 16: Лингвистическая прагматика. - М., 1985. - С. 251-276.
10. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - Вып.1. - 212 с. - С. 99-112.
11. Вендлер З. Иллокутивное самоубийство // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. 16: Лингвистическая прагматика. - М., 1985. - С. 238-250.
12. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения. М.: КомКнига, 2005. т 76 с.
13. Гловинская М. Я. Многозначность и синонимия в видовременной системе русского глагола / М. Я. Гловинская. - М.: Русские словари, 2001.
- 320 с.
14. Гловинская М. Я. Русские речевые акты и вид глагола // Логический анализ языка. Модели действия. - М., 1992. - С. 123-130.
15. Гловинская М. Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно - прагматический аспект. - М.: Наука, 1993. - С. 158-218...44