КОРПОРАТИВНЫЙ САЙТ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВУЗА КАК ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС ПАБЛИСИТИ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Паблисити как информационная деятельность высшего учебного заведения России 15
1.1 Сущность, содержание и особенности паблисити вуза как информационного
процесса 15
1.2 Информационные ресурсы паблисити вуза России 27
1.3 Современные подходы к формированию информационных ресурсов паблисити ....36
2 Сайты НИ ТГУ и НИ ТПУ как компоненты информационной деятельности по
формированию имиджа вуза 52
2.1 Организационные основы паблисити в НИ ТГУ и НИ ТПУ 52
2.2 Нормативные регуляторы и методические рекомендации по презентации
информационных материалов паблисити на сайтах вузов 60
2.3 Структура и содержание информационных материалов паблисити на корпоративных
сайтах ТГУ и ТПУ 72
2.4 Ключевые параметры референтной модели сайта российского вуза как
информационного ресурса паблисити 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А Скриншоты пресс-релиза ТПУ «Вузовский акселератор и
программирование игр: Томский политех на форуме U-NOVUS» 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Скриншоты пресс-релиза ТГУ «14 апреля в Томске стартует форум U-
NOVUS-23» 104
Современные российские вузы являются не просто институциями, продуцирующими научное знание, осуществляющими профессиональную подготовку кадров с учетом разнообразия специальностей. На региональном уровне в России университеты являются одними из центров реализации технического и социо-гуманитарного потенциала в интересах развития региона, интегрируя инновации ученых, стартап-проекты сотрудников и студентов в бизнес-процессы, производственную деятельность предприятий. Вузы также способны вносить вклад в развитие общества на уровне международного научного пространства посредством исследовательских проектов, возможностей академической мобильности. Многогранность деятельности университета, её результаты, а также степень вовлеченности вуза в современные динамичные реалии важно презентовать общественности для формирования благоприятного имиджа, приобретения известности и лояльности целевой аудитории в России и зарубежом.
Необходимость активного внешнего позиционирования деятельности университета усиливается существующей конкуренцией учебных заведений, связанной с увеличением числа вузов, ужесточением требований государства к качеству высшего образования. Традиционно конкуренция вызвана также соперничеством университетов за привлечение абитуриентов, источники финансирования и высокие позиции в престижных образовательных мировых и российских рейтингах. Чтобы выдержать конкурентные условия вузы реализуют меры по повышению конкурентоспособности для успешного закрепления собственных позиций на современном рынке высшего профессионального образования. Одной из подобных мер является реализация паблисити - информационной деятельности, включающей ньюсмейкинг, создание и трансляцию различного контента вуза для широкой общественности. На фоне цифровизации коммуникационных процессов возникает необходимость использования вузами в информационной деятельности различных web-технологий. Спектр цифровых инструментов широк. Среди социальных сетей, мессенджеров и прочих медиатехнологий вуза особое место занимает корпоративный сайт, являясь одним из ключевых цифровых инструментов паблисити в силу нескольких факторов.
Сайт как официальный информационный канал высшего учебного заведения оперативно обеспечивает релевантными точными сведениями, создает условия для информационной прозрачности деятельности университета, востребованной среди госструктур, органов, инспектирующих вузы, бизнес-сообществ. Предоставление достоверных исчерпывающих сведений позитивно влияет на образ университета в целом среди широкой общественности.
Web-сайт университета является коммуникационным интегратором, так как содержит ссылки на другие информационные каналы и медиа площадки вуза, направляет и ориентирует пользователей по всей цифровой информационной среде учебного заведения.
Корпоративный сайт выступает также средством бренд-менеджмента. Информация об успехах научной деятельности вуза и приоритетных образовательных проектах, позициях в авторитетных международных рейтингах способствует формированию имиджа вуза, его престижности и узнаваемости.
Кроме того, корпоративный сайт вуза - это цифровая платформа, содержащая большие массивы информации о деятельности образовательного учреждения, сопутствующие медиа-материалы и официальные электронные документы. Объемы контента и его видовой состав обуславливают необходимость в упорядоченной и систематизированной информационной структуре сайта, в юзабилити, способном корректно ориентировать пользователя сайта среди всего контента. Важна информационная наполненность сайта, которая должна коррелировать с целями вуза, отличаться оперативными, достоверными материалами. Контент должен удовлетворять запросы и интересы общественности, а также соответствовать многочисленным требованиям нормативных регуляторов, рекомендациям специалистов. Чем эффективнее функционирует информационная составляющая сайта, тем результативнее осуществляется смысловое воздействие. Но, именно вопрос информационного компонента сайта вуза является не очевидным в условиях цифровизации деятельности вуза и повышенных требований к качеству сайтов образовательных организаций. Возможности корпоративного сайта вуза как информационного ресурса паблисити не явны, раскрыты недостаточно для того, чтобы утверждать о проведении действенной кампании паблисити вуза посредством сайта.
Существование приведенной проблемы указывает на необходимость более детального рассмотрения структурных и содержательных особенностей корпоративного сайта высшего учебного заведения, уточнения его назначения и роли в реализации паблисити.
В совокупности исследований, посвященных различным аспектам заявленной темы, следует выделить несколько направлений.
Во-первых, это работы, играющие вспомогательную роль для определения общей сущности паблисити. К ним относится работа И. В. Алёшиной1, а также учебное пособие Е. Б. Лукиевой , автор которого подробно останавливается на паблицитном капитале как совокупности множества нематериальных активов организации. Для более детального погружения в тематику паблисити представляется важным обращение к исследованиям о технологиях паблисити. Д. И. Доти в «Паблисити и паблик рилейшнз»1 подчеркивает необходимость ряда ресурсов для реализации паблисити, а также раскрывает основные традиционные инструменты паблисити, такие как календарь знаменательных дат и биографии сотрудников организации, уделяет особое внимание интервью как действенному способу сбора необходимых фактов о компании, её штате, направлениях деятельности. Традиционные технологии паблисити дополняются новыми форматами, которые отражены в исследованиях Е. Ю. Аленьтьевой , И. С. Литвиновой. К группе исследований, используемых для характеристики паблисити вуза, относятся работы, содержащие описание основных инструментов паблисити высшего учебного заведения. С. А. Ваторопин акцентирует внимание на социальные сети, являющиеся средством трансляции информации. На событийных методах паблисити подробно останавливается М. С. Глущенко, освещая разнообразие мероприятий, направленных на приобретение большей известности вуза и лояльности его целевой аудитории. Web-сайт рассматривается как электронный инструмент паблисити в статье Е. А. Неретиной, А. Б. Макарец. Авторы активно рассуждают о возможностях данной технологии с позиции информационного воздействия на общественность.
Во-вторых, необходимо обозначить исследования, которые применяются с целью характеристики информационных ресурсов для организации паблисити российского вуза. При работе с понятием информационного ресурса как части информационной системы актуальны статьи, содержащие определение информационных систем, раскрывающие их видовой состав. К числу данных исследований следует отнести работу О. А. Шубиной1 и статью А. В. Попковой . Второе направление исследований также составляют работы, раскрывающие особенности информационных ресурсов вузов. Например, в исследовании В. В. Ванюшкиной, работе М. А. Абросимовой и Ш. З. Валиева приводится видовое разнообразие информационных ресурсов, а также фокусируется внимание на электронных ресурсах вуза, в числе которых корпоративный сайт. Стоит отметить группу исследований, авторы которых рассматривают непосредственно текстовые формы представления информации в паблисити. А. Ю. Касаева и Е. А. Кузнецова в статье раскрывают видовой состав текстовых форм. Широкий диапазон форм описывает в собственном исследовании Л. В. Балахонская.
Третье направление составляют работы, авторы которых рассматривают порядок создания и использования информационных ресурсов паблисити. К
данным исследованиям относится работа Л.В. Балахонской и статья Е.М. Хакимовой1, авторы которых приводят не только видовой состав текстовых форм, но и подробно останавливаются на существующих практиках и правилах создания форм. Исследование Е.В. Алешиной содержит обширные рекомендации к составлению пресс-релиза и ряда других документов. Обстоятельно на пресс-релизе останавливается А. С. Морякова в работе «К вопросу об определении современного пресс-релиза» . При ознакомлении с исследованиями, систематизирующими существующие рекомендации и правила к составлению таких документов, как пресс-кит, информационное письмо, пресс-релиз, было выявлено только одно исследование, в содержании которого прослеживается анализ формуляра документа, а также данные об обязательных элементах (реквизитах). Речь идёт о ещё одной работе А. С. Моряковой, посвящённой исследованию пресс-релиза,
«Функционально-семантические признаки документа в структуре пресс - релиза». Наличие только одной подобной работы и большое количество исследований, относящихся к сферам СМИ и массовой информации, экономике и бизнесу, указывает на недостаточную изученность вопросов, связанных с документоведческим анализом информационных ресурсов паблисити. Между тем, такой анализ представляется чрезвычайно важным как с теоретической, так и с практической точки зрения, поскольку способствует формированию комплексного подхода к созданию и использованию информационных ресурсов в паблисити. Среди работ, раскрывающих подходы работы с информационными ресурсами паблисити, особую значимость представляют исследования о корпоративных сайтах организаций и конкретно высших учебных заведений. В этих работах активно рассматриваются структурные и содержательные параметры корпоративного сайта вуза, его назначение. К числу настоящих исследований необходимо отнести работу Ю. А. Еременко1, а также исследование Е. Ю. Алентьевой . Статья «Современные тенденции в организации Web-сайта вуза» О. М. Култышевой и О. И. Рухляды выделяется из общего ряда работ, так как авторы не только приводят определение сайта, но и осуществляют классификацию целевых установок сайта высшего учебного заведения, рассматривают структурные особенности. Часть исследований содержат экспертные рекомендации и мнения по структуре сайта, его информационному наполнению, дизайну. Среди подобных исследований - работы Д. А. Шевченко, Д. В. Дузенко.
Отмечена малая степень изученности исследовательского поля паблисити и корпоративного сайта высшего учебного заведения как информационного ресурса паблисити в ракурсе документоведения. На это указывает также дефицит исследований, связанных с проблематизацией содержания документов на сайте высшего учебного заведения, как и с путями минимизации или исключения рисков, связанных с размещением, обновлением и хранением документированной информации, в составе которой также материалы паблисити сайта вуза.
В качестве объекта данного исследования было определено паблисити высших учебных заведений России. Предметом исследования является информационный потенциал корпоративного сайта в формировании паблисити российского вуза....
В результате настоящего исследования сделаны следующие выводы. В ходе системного анализа паблисити как информационной деятельности вуза определено, что паблисити реализуется в рамках процесса. Данный процесс характеризуется принципом рациональности, который заключается в наличии объективно достижимых целей информационного воздействия и соответствующих им вещественных и невещественных результатов, нормативных регуляторов и рекомендаций экспертов, организационных основ. Паблисити является комплексным процессом, так как обладает этапностью и разнообразным инструментарием в виде традиционных событийных и информационных методов и современных web-технологий.
Ключевой составляющей паблисити как информационного процесса является информационная система паблисити вуза, включающая архивные материалы, ресурсы корпоративных СМИ вуза, а также документно - информационные ресурсы, в числе которых традиционные текстовые формы паблисити, а также корпоративный сайт вуза как сложный цифровой документ. Работа с информационными ресурсами паблисити характеризуется сочетанием творческого подхода и алгоритмизированных аналитических операций, последовательного оформления подготовленных месседжей.
В процессе моделирования современного цифрового пресс-релиза вуза отмечено, что соблюдение базовых традиционных норм аналогового пресс- релиза и учет особенностей цифрового контента, в частности поликодовости, гипертестуальности и жанрового полиморфизма, способствуют созданию качественного цифрового информационного материала. Применение данной практики к ряду других полиморфных текстовых форм паблисити предоставляет возможности для более эффективного содержательного наполнения корпоративного сайта вуза, соответственно, ведет к повышению информационного потенциала сайта как информационного ресурса паблисити вуза.
В результате анализа организационных основ паблисити конкретно выбранных для исследования вузов представлена характеристика структуры Управления информационной политики ТГУ и Управления коммуникаций ТПУ. Данные структурные подразделения активно реализуют управление контентом университета, бренд-менеджмент, издательскую деятельность. Именно Управления ответственны за ведение корпоративных СМИ, содержание фото- и видеоархива, создание и трансляцию разнообразных информационных материалов, актуализацию корпоративного сайта.
С помощью структурно-функционального метода, использованного для анализа содержательной и структурной компоненты сайтов, удалось установить, что потенциал сайтов ТГУ и ТПУ как информационных ресурсов паблисити высок по причине разноформатного мультимедийного контента сайта ТГУ, а также функциональности сайта ТПУ, заключающейся в интерактивном дизайне, четкой упорядоченной структуре с набором базовых релевантных сведений об университете. Сайты реализуют активный усиленный ньюсмейкинг. Однако выявлены и некоторые ограничения. Сайт ТГУ нуждается в оптимизации структуры с целью равномерного и четкого распределения объемного контента, устранения информационных дублей, а также в налаженной поисковой системе. Сайт ТПУ функционирует без поисковой системы. Кроме того, реализацию информационной, имиджевой и просветительской функции сайта необходимо усилить за счет внесения разнообразия в транслируемый контент посредством фото- и видеоряда, подкастов, материалов интервью и статей о науке в ТПУ, адаптированных для массового читателя.
Обобщение требований нормативных регуляторов, рекомендаций экспертов относительно ведения корпоративных сайтов вузов, а также детальный анализ сайтов ТГУ и ТПУ позволили определить ключевые параметры референтной модели сайта вуза. К их числу относится контент, включающий информацию, обязательную для размещения, сведения о достижениях вуза, его рейтингах, контактную информацию, новостной и мультимедийный контент, а также информацию, носящую воспитательный патриотичный характер. Сопровождает данный параметр простая и понятная в использовании структура в виде разделов и рубрик, исключающих дублирование и избыточность информации, предусматривающая вспомогательные сервисы в виде поисковой системы, навигационных цепочек, обратной связи, версий сайта на иностранных языках, инструментов паблисити («Календарь мероприятий», «Карта ресурсов вуза», «Предложить новость/мероприятие», «Подписка на новости» и т.д.). Функциональность структуры должна также поддерживаться оптимальной навигацией и дизайном, отражающим айдентику вуза, обеспечивающим читабельность шрифтов, стилевую согласованность микросайтов, удобство просмотра фото - и видеоматериалов.
Соблюдение единства приведенных параметров сайта в контексте упорядоченной профессиональной деятельности, которая обеспечивается организационными основами паблисити университета, а также комплексная работа с информационными ресурсами информационной системы паблисити вуза вкупе с цифровыми технологиями для подготовки контента сайта, усиливает его потенциал как информационного ресурса паблисити и создает перспективы для более качественного информационного воздействия, эффективного позиционирования вуза в глобальном информационном пространстве.
Стоит отметить, что созданная референтная модель может быть дополнена рядом параметров и характеристик. Её совершенствование возможно посредством использования опыта организации сайтов ряда других крупных университетов России, являющихся флагманами науки и образования. Ещё одним направлением для возможных исследований являются в целом вопросы исследовательского поля паблисити, создания и использования его информационных ресурсов в цифровом пространстве.
1. О средствах массовой информации: федер. закон от 27 декабря
1991 г. № 2124-1-ФЗ : (ред. от 29 дек. 2022 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 04.05.2023).
2. Об обязательном экземпляре документов: федер. закон от 29
декабря 1994 г. № 77-ФЗ : (последняя редакция) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - URL:
https ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5437/ (дата обращения: 04.05.2023).
3. Об информации, информационных технологиях и защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ : (ред. от 29 дек. 2022 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 04.05.2023).
4. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ : (последняя редакция) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.05.2023).
5. ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17
октября 2013 г. № 1185-ст : дата введения 2014-03-01. // Гарант : информ.- правовое обеспечение. - М., 2023. - URL: https://base.garant.ru/70650732/ (дата обращения: 04.05.2023).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20
октября 2021 г. №1802 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398976/d3a3cc088c3e3912 21b70e7f29dbc1d34eb7a80d/ (дата обращения: 04.05.2023).
Локальный нормативный документ НИ ТПУ
7. Положение об Управлении коммуникаций Дирекции корпоративного развития Томского политехнического университета : [утвержден Зам. руководителя ДКР, проректором по МПиВР М.С. Моисеенко от 05.10.2022] // Национальный исследовательский Томский политехнический университет : [офиц. сайт]. - [Томск]. - 2023. - URL: https://storage.tpu.ru/com mon//2022/10/07/NMfeXVN8.pdf (дата обращения: 04.05.2023).
Официальные сайты и их web-страницы
8. Национальный исследовательский Томский государственный университет : [офиц. сайт]. - [Томск]. - 2023. - URL: https://www.tsu.ru/ (дата обращения: 21.04.2023).
9. 14 апреля в Томске стартует форум U-NOVUS-23 / Новости
Томского государственного университета // Национальный
исследовательский Томский государственный университет : [офиц. сайт]. - [Томск]. - 2023. - URL: https://news.tsu.ru/news/14-aprelya-v-tomske-startuet- forum-u-novus-23/ (дата обращения: 21.04.2023).
10. Издательская деятельность // Национальный исследовательский Томский государственный университет : [офиц. сайт]. - [Томск]. - 2023. - URL: https://www.tsu.ru/science/publish/ (дата обращения: 04.05.2023).
11. Общеуниверситетские подразделения // Национальный исследовательский Томский государственный университет : [офиц. сайт]. - [Томск]. - 2023. - URL: https://www.tsu.ru/university/structure/Phonebook/unive rsity-wide-divisions/ (дата обращения: 04.05.2023).
12. ТГУ. Сотрудники // Национальный исследовательский Томский государственный университет : [офиц. сайт]. - [Томск]. - 2023. - URL: https://persona.tsu.ru/Department/Profile/449 (дата обращения: 04.05.2023).
13. Управление информационной политики // Национальный
исследовательский Томский государственный университет : [офиц. сайт]. - [Томск]. - 2023. - URL: https://www.tsu.ru/university/structure/upravl/iro.php
(дата обращения: 04.05.2023).
14. Национальный исследовательский Томский политехнический университет : [офиц. сайт]. - [Томск]. - 2023. - URL: https://tpu.ru/ (дата обращения: 21.04.2023).
15. Вузовский акселератор и программирование игр: Томский
политех на форуме U-NOVUS / Служба новостей Томского политехнического университета // Национальный исследовательский Томский политехнический университет : [офиц. сайт]. - [Томск]. - 2023. - URL:
https://news.tpu.ru/news/vuzovskiy-akselerator-i-programmirovanie-igr-tomskiy- politekh-na-forume-u-novus/ (дата обращения: 21.04.2023)....50