Введение 3
1 Брачный союз и юридическая практика оформления развода 10
1.1 Порядок заключения брака и его функции 10
1.2 Порядок расторжения брака 18
2 Развод в европейском общественном сознании XII - XVI вв 27
2.1 Реальные практики расторжения браков и отношение к разводу в общественном
сознании 27
2.2 Разводы в знатных семьях: общее и особенное в сравнении с другими социальными
группами 37
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 49
Приложение А 55
Приложение Б
Обращаясь к истории Средневековья, люди часто задаются вопросом о том, чем обусловлено поведение людей той эпохи. Разница в мировоззрении современного и средневекового человека очевидна. Изучение этой разницы позволит приблизиться к пониманию мотивов определенных поступков, совершенных людьми Средневековья. Исследование одного из аспектов жизни средневекового человека, в данном случае, института развода, даст возможность лучше понять его взгляд на мир.
Тема брачно-семейных отношений и, в частности, разводов в Средние века привлекает внимание не только историков, но и правоведов, философов, религиоведов. Практики расторжения брака в Средневековье можно рассматривать, с одной стороны, с точки зрения норм права для исследования Средневекового законодательства, с другой - с точки зрения этических принципов, моральных норм и религиозных догматов. Помимо этого, брачно-семейные отношения являются одним из показателей того, как в обществе распределяются гендерные роли. Таким образом, тема разводов в Средние века актуальна для исследователей, специализирующихся на гендерной истории, истории права и религии.
В католичестве до сих пор существует мнение, что брак заключается на всю жизнь, а развод без веских причин не допускается. Поэтому исследование становления церковного законодательства по вопросам семьи и брака позволит приблизиться к пониманию того, почему к институту развода современные католики относятся так, а не иначе.
Несмотря на официальное мнение церкви о том, что брак заключается на всю жизнь и ассоциации развода с позором, брачные узы разрывались. Поэтому научную проблему можно сформулировать следующим образом: Как юридические и моральные нормы, связанные с (не)расторжимостью брака, соотносятся с реальными практиками разводов?
Исследовательскую литературу, в которой поднимается тема семьи, брака и разводов и с опорой на которую написана данная работа, можно разделить на несколько категорий:
1) Исследования в сфере правоведения и религиоведения. В настоящем исследовании целесообразно объединить данные сферы, так как в Средние века некоторые правовые нормы вытекали непосредственно из религиозных или заменялись ими. Еще в середине XVIII века английский правовед и профессор Оксфорда Уильям Блэкстон (1723 - 1780 гг.) исследовал законодательство Англии. В 1893 году был выпущен первый том серии книг «Commentaries on the laws of England» , в которой собраны лекции о законодательной системе Англии, читавшиеся профессором. Нам данная работа интересна тем, что в ней подробно описаны способы расторжения брака и причины, из-за которых можно было развестись. Американский правовед Г. Дж. Берман описал историю становления западноевропейского права (в том числе порядок заключения брака) и соотношение канонического и светского закона в своем труде под названием «Западная традиция права: эпоха формирования» , написанном в 1983 году и переведенным на русский язык в 1998. Плюсом работы является комплексный подход, при котором учитывается эволюция церковного и светского права в разных регионах Европы. Американский профессор права Р. Гельмгольц в своих работах рассматривал институт развода и особенности выплаты алиментов супруге на примере конкретных случаев, а также судопроизводство по брачным вопросам. Правовед привлек немалый пласт источников, находящихся в архивах Великобритании, что позволило ему сделать вывод о том, что нормы брачно-семейного законодательства в Западной Европе почти не претерпели изменений в период с 1200 года до проведения Тридентского Собора. В начале 2000-х годов американский исследователь Р. Стейси для анализа допустимых способов развода обратился к брачному законодательству средневекового Уэльса, на которое в 2010-х гг. обратила внимание российский юрист и историк М.Е. Лошкарева . Оба исследователя пришли к выводу, что валлийские законы не соответствовали церковным.
2) Исследования в сфере брачно-семейных отношений, гендерные исследования. Ю.Л. Бессмертный , описал эволюцию института семьи и уделил внимание образу женщины в куртуазной культуре и вне ее, основываясь на литературных и религиозных средневековых текстах. А.Л. Ястребицкая проследила, какие изменения, связанные с социальным статусом женщины, происходили в средневековой Европе. Особое внимание было уделено вопросам возможности карьерного и личностного роста женщины, доступности образования, образу идеальной женщины. В 2002 году американские историки Френсис и Джозеф Гис выпустили книгу под названием «Брак и семья в Средние века» , в которой описали основные тенденции развития института семьи с 500 до 1500 гг. На современном этапе британская исследовательница -медиевист Клэр Кеннан изучает английский социум в 1300 - 1500-е гг., в том числе, затрагивает тему разводов , называя допустимые поводы для признания брака недействительным.
3) Культурологические исследования. А.Я. Гуревич в своей работе «Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века)» , написанной в 1989 году, описывает такой литературный жанр, как exempla. С помощью примеров из данных произведений исследователь выявляет определенные аспекты сознания средневекового человека, в том числе - отношение к супружеской измене, повторным бракам и конкретно к женщине. В начале 2000-х гг. появились работы английского исследователя Конора Маккарти , который, основываясь на средневековой городской литературе и нормах брачного законодательства, исследовал институт семьи в Средние века. На материале Кентерберийских рассказов он сопоставил условия вступления в брак, указанные Грацианом, и возможные примеры того, как происходило заключение союза в реальной жизни. Исследователь пришел к выводу, что порядок заключения брака в Кентерберийских рассказах не полностью соответствовал церковным нормам.
Таким образом, правовая сторона брачно-семейных отношений в Средние века в Западной Европе мало изучена российскими исследователями, основная масса трудов на эту тему написана заграницей. Кроме того, нами не было встречено исследований, в которых описывались бы изменения в отношении к разводам общества. В приведенных работах нет сопоставления реальных и заявляемых причин разводов в Западной Европе в Средние века, а также нет анализа общественных (не только церковных) взглядов на развод. Такой ракурс мог бы позволить приблизиться к решению научной проблемы, а именно, к пониманию того, как церковные нормы соотносились с реальными практиками разводов. Мы хотим понять, отличались ли взгляды населения на институт развода от церковных, и менялись ли они со временем.
Объект исследования - институт развода в Западной Европе в XII - XVI вв.
Предмет исследования - общественные дискуссии и реальные практики разводов в Западной Европе в XII - XVI вв.
Цель - определить, какие изменения в осмыслении института расторжения брака происходили в Западной Европе в период XII - XVI вв., и как они соотносились с реальными практиками разводов.
Задачи:
1. Установить порядок заключения брака и выяснить, что считалось
официальным брачным союзом.
2. Определить, что собой представляла процедура расторжения брака как юридическая практика оформления развода.
3. На материале корпуса источников (художественная литература, источники личного происхождения), содержащих информацию о разводах, проследить, как меняется отношение общества к данному явлению в период XII - XVI вв.
4. Выявить реальные и заявляемые причины расторжения брака для определения путей преодоления трудностей при разводе и способов его оправдания.
Хронологические рамки работы - XII - XVI вв. - обусловлены тем, что в XII веке заключение брака в Католической церкви было включено в чинопоследование церковных служб. В XVI веке на Тридентском Соборе были ужесточены правила вступления в брак - при заключении союза присутствие представителя церкви стало обязательным. В канонах Собора еще раз делался акцент на том, что брак создается на всю жизнь. Такие меры могли быть следствием того, что европейское население не считалось с церковными нормами, касающимися брачно-семейных отношений.
Территориальные рамки исследования ограничены следующими регионами Западной Европы - Англия, Германия, Италия, Франция, Уэльс. Такой выбор территориальных рамок обусловлен доступностью источников и исследовательской литературы.
В данной работе использованы следующие виды исторических источников:
1) Церковное законодательство , содержащее каноны, касающиеся семьи и брака. Памятники канонического права позволили установить порядок заключения брака, определить его функции в обществе и выяснить, как церковь относилась к возможности развода и какие пути предлагала для разделения супругов, если совместная жизнь была в тягость, а также по каким причинам могло произойти это разделение.
2) Светское законодательство , содержащее нормы, регулирующие некоторые аспекты брачно-семейных отношений. Это дало возможность определить, какие именно стороны семейной жизни подчинялись светским законам и был ли развод одной из них.
3) Литературные тексты (городская художественная литература , роман , трактаты , хроника ), в которых присутствуют сюжеты, повествующие о разводах и других ситуациях, возникающих в семейной жизни. Привлечение такого вида источников способствовало приближению к пониманию того, как в Средневековье относились к разводу и браку, что могло стать причиной разделения супругов и как люди вели себя, будучи разведенными.
4) Источники личного происхождения (письма , исповедь ), позволившие установить, как церковь видела брак, как люди относились к разводу, какие чувства они испытывали, находясь в шаге от развода или наблюдая за этим со стороны, какие причины расторжения брака могли быть реальными и заявляемыми.
В данном исследовании были использованы следующие общенаучные методы: анализ (разложение объекта на составляющие его части и их изучение), синтез (соединение изученных элементов в единое целое), сравнение (соотнесение элементов по какому-либо признаку), обобщение (выделение и фиксация относительно устойчивых свойств исследуемых объектов).
Помимо общенаучных методов в работе использовались базовые методические принципы: 1) принцип историзма, предполагающий исследование явлений и объектов в связи с конкретно-историческими условиями их существования. В данном исследовании это позволяет учитывать влияние социально-культурной обстановки на мировоззрение и поведение людей Средневековья. 2) Принцип научной объективности, который позволяет верифицировать информацию о средневековом обществе, источником которой выступают светское и церковное законодательство, литературные тексты и источники личного происхождения. 3) Принцип системности, который предполагает рассмотрение института развода во взаимодействии с социокультурными и религиозными факторами.
Для выявления различий в практиках развода в разных странах Западной Европы и в разных социальных группах (знатные и незнатные категории населения) был применен историко-сравнительный метод. В первом случае сравнивались допустимые поводы для развода и условия для вступления в повторный брак, во втором - реальные и заявляемы причины разводов у знатных и незнатных людей.
Для анализа отношения общества к разводам был применен дискурсивный подход. Под дискурсом понимается множество высказываний, принадлежащих определенной группе людей (в данном случае, жителям Западной Европы XII - XVI вв.). Под дискурсивной практикой - «совокупность анонимных, исторических, всегда детерминированных во времени и пространстве правил, которые в данную эпоху и для данного социального, экономического, географического или лингвистического сектора, определили условия осуществления функции высказывания ». Применение дискурс- анализа для исследования литературных текстов и источников личного происхождения позволяет увидеть, в каком контексте употреблялось слово развод, какими терминами обозначалось, с чем ассоциировалось, в каких ситуациях речь заходила о разводе. При исследовании дискурса развода учитывалось намерение создателей текста (литературных текстов и писем), а также виртуальный (ценностные ориентации, культурные традиции, подсознательные фобии, образы, социальный опыт ) и контекстуальный (исторический, социокультурный, политический, ситуативный и прочие контексты дискурсивной
практики23) планы дискурса. В иерархии дискурсивного поля за основоположников берутся представители церкви, принимавшие участие в составлении канонов о браке и разводе. За лидеров-интерпретаторов - представители церкви на местах, представители церкви, редактировавшие церковные законы о браке и разводе (например, на Тридентском Соборе), светские власти. За активистов - авторы литературных текстов, местные представители церкви. За приверженцев - авторы писем, разводящиеся люди и их окружение.
Для решения задач и достижения цели исследования была выделена следующая структура работы. В первом параграфе первой главы устанавливается порядок заключения брака, во втором параграфе - определяется, что собой представлял развод. В первом параграфе второй главы на материале литературных текстов, содержащих информацию о разводе, прослеживается отношение к нему общества, а также выявляются причины разводов у незнатного населения. Во втором параграфе второй главы отношение к разводу определяется с помощью источников личного происхождения, а реальные и заявляемые причины разводов выделяются в среде знати.
В ходе исследования нам удалось решить поставленные задачи и достичь цель работы. Мы пришли к выводу, что заключение брака регламентировалось церковью. Чтобы вступить в брачный союз, паре необходимо было удостовериться в том, что и жених, и невеста согласны на предстоящий брак, а также в отсутствии препятствий для вступления в союз. Среди возможных препятствий были: принуждение к браку, помолвка с другим человеком, наличие жены или мужа, кровное или духовное родство, несовершеннолетний возраст, импотенция, намерение заключить фиктивный брак. В случае отсутствия препятствий брачующиеся, начав жить вместе и вести общий быт, считались супругами.
Развод, как и заключение брака, находился в юрисдикции церкви. Несмотря на убежденность церкви в нерасторжимости брачного союза, существовало несколько способов развестись. Исходя из природы каждого способа, были выделены три понятия, обозначающие развод, но значительно отличающиеся по смыслу: 1) отделение a mensa et thoro (от стола и ложа), 2) аннулирование брака - избавление a vinculo matrimonii (от брачных уз), 3) расторжение брака (dissolutio vinculi).
В первом случае происходило разделение супругов (отдельное проживание) с сохранением брачной связи. И муж, и жена должны были соблюдать воздержание и не могли вступать в новый брак. Такой вид развода мог быть осуществлен по причине совершения супружеской измены или проявления домашнего насилия (в том числе, попыток навредить супруге или супругу любым способом).
Второй вид развода подразумевал разрыв брачной связи. В случае аннулирования считалось, что супруги никогда не состояли в браке друг с другом, потому что такой развод совершался по причинам, которые возникли еще до заключения брака. А именно, из -за помолвки с другим человеком до заключения брака, кровного или духовного родства супругов, принуждения к браку, несовершеннолетнего возраста, импотенции мужа, заключения брака в тайне или под ложным предлогом. После аннулирования брака бывшие супруги могли вступать в новый брак.
При расторжении брака супружеская связь тоже разрывалась. От аннулирования расторжение отличалось тем, что брак должен был быть не завершенный (то есть между супругами не должно было произойти соития). Расторгнуть начатый брак можно было либо по привилегии святого Петра (когда некрещенный супруг отказывался мирно жить с крещенным), либо по привилегии святого Павла (если Папа Римский давал свое разрешение на расторжение брака). Повторные браки после dissolutio vinculi также были разрешены.
Однако не везде вопросы разводов регламентировались церковью, существовали и исключения. Например, в Уэльсе процедура расторжения брака была прописана в светском законе. Там расторгнуть можно было даже завершенный брак по причине проказы, импотенции или неприятного запаха изо рта у мужа, третьей по счету измены мужа и первой по счету измены жены.
Несмотря на то, что церковь заведовала вопросами семьи и брака, в светских законах стран Западной Европы присутствовали статьи, затрагивающие брачно -семейные отношения, и были связаны с имущественными вопросами. Также не стоит забывать, что даже церковные каноны могли трактоваться в регионах Западной Европы по-разному (вспомним Уэльс), поэтому мы говорим здесь о нормах, которые были прописаны церковью во главе с Папой Римским и являлись идеалом брачно-семейного законодательства, по мнению церкви.
На материале использованных в исследовании литературных текстов и писем и благодаря применению дискурс-анализа нам удалось сделать некоторые выводы по поводу отношения средневекового общества к институту развода. Мы считаем, что на протяжении всего периода XII - XVI веков развод ассоциировался с чувством стыда, потери чести и позора (такие ассоциации являются частью виртуального плана дискурса, который также включает в себя образ хитрой, непорядочной женщины). В городской литературе это могло быть связано с тем, что и сам институт брака, и женщина описывались в негативном ключе, авторы старались предостеречь читателей от вступления брак и пугали возможным позором из-за развода, который может случиться только с женатым человеком. Однако, судя по письмам, желания получения развода у людей было больше, чем страха возможной потери чести. Опираясь на письмо Томаса Кранмера Озиандеру, можем предположить, что в XVI веке в Англии и Г ермании допускались повторные браки после совершения прелюбодеяния одним из супругов (церковные каноны этого не допускали). Мы увидели три разных контекста дискурсивной практики: 1) описание ситуаций развода в городской литературе,
2) письмо Маргариты Валуа Диане Валуа (размышляет, каким способом получить развод),
3) письмо Кранмера Озиандеру (высказывает отрицательное мнение о разводах и повторных браках, хотя сам помогал с аннулированием брака Генриху VIII).
Реальные причины разводов далеко не всегда совпадали с заявляемыми. В знатных семьях самым удобным официальным поводом для развода было близкое кровное или духовное родство между супругами. Помимо этого, знати было легче расторгнуть брак по привилегии святого Петра (но только при условии, что у пары не было детей), так как женщины высокого ранга могли не проходить проверку на девственность. Как знатные, так и незнатные женщины могли обвинить мужа в импотенции. В качестве повода для аннулирования брака также называлось принуждение к заключению союза, помолвка с другим человеком до заключения настоящего брака и заключение настоящего брака в тайне.
Подлинными причинами развода в знатных семьях могли стать отсутствие наследников мужского пола и государственные интересы. Как в знатных, так и в незнатных - несоответствие характеров супругов, личная неприязнь мужа и жены друг к другу (или одного из них), измена жены, заинтересованность мужа в другой женщине. При отделении от стола и ложа супружеская измена и угроза жизни и здоровью со стороны одного из супругов могли одновременно быть как реальными, так и заявляемыми причинами.
Можно предположить, что в XVI веке женщинам стало не так страшно требовать отселения от своего супруга благодаря введению церковью алиментов на содержание жены во время отделения a mensa et thoro, а англичанам стало проще избавиться от брачной связи после издания Акта о супрематии Генрихом VIII, способствовавшего потере контроля Папы над процессами разводов и аннулирований в Англии.
Вероятно, что в XVI веке церковь начала терять контроль над населением по вопросам браков и разводов. На Тридентском Соборе произошло ужесточение процедуры заключения брака (присутствие представителей церкви на обряде бракосочетания теперь стало обязательным, еще раз подтверждалась мысль о том, что брак создается один раз и на всю жизнь). Возможно, такой шаг был предпринят из -за того, что люди разрывали брачные узы, утверждая, что в браке они не состояли. А если при заключении брака присутствовал человек из церкви, то оспорить существование такого брака уже не получится. То есть, мы можем предположить, что к XVI веку европейское население начало проще относиться к разводам, и церкви пришлось принимать некоторые меры.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что запреты церкви и предстоящий позор не останавливали людей от освобождения от своего супруга или супруги. А в период с XII по XVI вв. отношение населения к разводам становится все менее категоричным. То есть мнение основоположников (церковь во главе с Папой Римским) и приверженцев (разводящиеся люди) дискурсивного поля относительно разводов не совпадало - церковь запрещает и осуждает, люди разводятся. Однако, чтобы сделать окончательные выводы по поводу изменений в осмыслении института развода, необходимо работать с источниками, находящимися в европейских архивах.
1. Vostlit.info [Электронный ресурс] // Декрет Грациана - Электрон. дан. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Italy/XII/Ioann Gratian/text1.phtml?id=9429 (дата
обращения: 15.04.2022)
2. Trent.unavoce.ru [Электронный ресурс] // Тридентский Собор / Каноны и декреты - Электрон. дан. URL: http://trent.unavoce.ru/trent fulltext ru.html#s07d01 (дата обращения: 20.03.2022)
Светское законодательство
3. Законы Кнута // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961. 950 с. С. 84 - 90.
4. Саксонское Зерцало // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961. 950 с. С 348 - 379.
5. Семь партид мудрого короля дона Альфонса // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961. 950 с. С. 469 - 500.
6. Manuscriptminiatures.com [Электронный ресурс] // Coutumes de Toulouse -
Электрон. дан. URL: https://manuscriptminiatures.com/5572/19862 (дата обращения:
02.04.2022)
7. Archive.org [Электронный ресурс] // The Law of Hywel Dda - Электрон. дан.
URL: https://archive.org/details/jstor-30069216/page/n1/mode/2up (дата обращения:
25.03.2022)
Литературные тексты
8. Vostlit.info [Электронный ресурс] // Андрей Капеллан. Трактат о любви -
Электрон. дан. URL:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/France/XIII/Zizneop Trubadur/101-120/108.phtml?id (дата обращения: 17.03.2022)
9. Azbyka.ru [Электронный ресурс] // Блаженный Аврелий Августин. О супружестве и похоти - Электрон. дан. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o- supruzhestve-i-pohoti/ (дата обращения: 29.03.2022)
10. Г. де Лоррис, Ж. де Мён. Роман о Розе. Средневековая аллегорическая поэма. Перевод и комментарии И.Б. Смирновой. М.: ГИС, 2007. 671 с.
11. Обере, старая сводня // Фаблио: Старофранцузские новеллы., М., Художественная литература. 1971.
12. О женских косах // Фаблио: Старофранцузские новеллы., М., Художественная литература. 1971.
13. «Пятнадцать радостей брака», и другие сочинения французских авторов XIX
- XV веков: Пер. с франц. / Сост. и отв. ред. Ю. Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. 319 с.
14. Ulfdalir.narod.ru [Электронный ресурс] // Хроника принцев - Электрон. дан. URL: http://www.ulfdalir.narod.ru/sources/Britain/Brut/text.htm (дата обращения: 20.04.2022)
Источники личного происхождения
15. Azbyka.ru [Электронный ресурс] // Блаженный Аврелий Августин. Исповедь
- Электрон. дан. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/ (дата обращения: 29.03.2022)
....83