Введение 3
Глава 1. Место Латинской Америки во внешней политике КНР на современном этапе 9
1.1 Американский фактор в китайско-латиноамериканских отношениях 14
1.2 Латинская Америка и проблема признания Тайваня 16
Глава 2. Китайско-латиноамериканские торгово-экономические отношения в
XXI веке 18
Глава 3. Политические связи КНР и стран Латинской Америки в 2001-2015 гг. 37
Глава 4. Мягкая сила Китая в Латинской Америке 47
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 55
На протяжении долгих лет Латинская Америка играла весьма незначительную роль во внешней политике Китайской народной республики. С момента образования КНР и до начала периода экономических реформ (1978 г.), сотрудничество Китая с латиноамериканскими государствами развивалось очень медленно, будучи ограниченным, с одной стороны — проблемой признания коммунистического правительства странами ЛА, а с другой — идеологическими противоречиями и борьбой просоветских и проамериканских сил в регионе. Но и после начала периода реформ и открытости, несмотря на постепенное развитие экономических связей, вплоть до конца 80-х годов серьезных сдвигов в отношениях с ведущими странами ЛА не происходило. Новая эра в китайско-латиноамериканских отношениях наступила в 1990 году, когда председатель КНР Ян Шанкунь стал первым лидером КНР, совершившим визит в Латинскую Америку, посетив Мексику, Бразилию, Аргентину, Уругвай и Чили. Однако настоящий перелом произошел в 1996 году, когда министр внешнеэкономических связей и внешней торговли КНР У И в течение целого месяца путешествовала по латиноамериканским странам в сопровождении представителей китайского бизнеса. Именно в ходе этой поездки были заложены важнейшие основы экономического и инвестиционного сотрудничества между Китаем и ЛА, развитие которого привело к позитивным результатам в 2000-е годы.
За последние 10-15 лет КНР удалось значительно расширить свое экономическое и политическое присутствие в Латинской Америке. Несмотря на то, что экономические связи стран ЛА и Китая в общемировом масштабе остаются незначительными, они обладают серьезным потенциалом роста. Китай заинтересован в ресурсах Латинской Америки, а страны региона ищут новых инвесторов, которые помогут развитию их собственных экономик. Кроме того, для руководства КНР важно добиться официального признания в ряде Латиноамериканских стран (Парагвай, Панама, Никарагуа и т.д.), для этого используются возможные экономические и политические рычаги для снижения влияния Тайваня в регионе. В том числе с этим связаны участившиеся визиты китайских официальных лиц, развитие сотрудничества военных сил КНР и стран региона, совместная работа в международных организациях и т.д. Тем не менее, сегодня Китай — не главный игрок на пространстве ЛА, пальму первенства по-прежнему несут США, однако с каждым годом КНР занимает все более важное и значимое положение в регионе.
На рубеже XX и XXI веков стремительное развитие экономики КНР, а также нехватка национальных природных ресурсов, вынудили китайское руководство активизировать поиски новых источников импорта ресурсов и экспорта промышленных товаров. Минеральные, энергетические и сельскохозяйственные ресурсы Латинской Америки и, в первую очередь, нефть, медь, железная руда и соя, а также относительная емкость латиноамериканских рынков привлекли внимание Пекина. Посредством дипломатических и медийных каналов, китайские власти отмечают взаимодополняемость и обоюдовыгодность развития сотрудничества со странами региона, подчеркивая, что оно реализуется в формате взаимодействия «Юг- Юг».
Начало быстрого расширения влияния Китая в Латинской Америке стало возможным благодаря целому ряду факторов. Начало 2000-х годов было отмечено некоторой дистанцированностью США от дел в регионе, что было связано с особенностями внешнеполитической доктрины Джорджа Буша мл. А пришедшая к власти в 2009 году администрация Барака Обамы столкнулась с необходимостью преодоления последствий той политики, что мешает вернуть утраченные позиции США в ЛА. Кроме того, целый ряд латиноамериканских государств стали рассматривать развитие отношение с Китаем как инструмент снижения собственной зависимости от Соединенных Штатов и диверсификации внешнеторговых и внешнеполитических связей, а также привлечения новых инвестиций.
Современные китайско-латиноамериканские отношения можно разделить на несколько основных направлений:
• Торговля. Большинство государств Латинской Америки — это страны с интенсивно развивающимися экономиками, где спрос на промышленные товары постоянно растет. Поэтому для Китая Латинская Америка выступает, как один из наиболее перспективных рынков сбыта китайских товаров.
• Экспорт натуральных ресурсов. За последние годы Латинская Америка стала для КНР одним из важнейших источников импорта целого ряда природных ресурсов (в т.ч. меди, железной руды, нефти и т.д.).
• Инвестиции. С начала 2000х гг. общие объемы прямых инвестиций Китая в латиноамериканские экономики возросли многократно. В условиях интенсивного развития китайской экономики, очевидно, что в краткосрочной и среднесрочной перспективах приток инвестиций из Китая в регион продолжит расти.
• Политика. Латинская Америка для КНР выступает как элемент многополюсной системы международных отношений, как важная часть развивающегося мира. Развитие отношений со странами ЛА и экспансия в регионе, среди прочего, позволяют Китаю закрепить за собой роль глобальной державы.
Однако, очевидно, что с каждой отдельной страной региона Китай развивает отношения по особой стратегии, и круг вопросов, рассматриваемых в двустороннем порядке, может быть значительно шире.
На современном этапе в западной исследовательской литературе общей тематике развития китайско-латиноамериканских отношений посвящено немалое количество работ. Однако среди отечественных исследований эта тема представлена не так широко. Кроме того, стоит отметить некоторую ограниченность работ по данной тематике. Во многом это объясняется тем, что вопросы развития китайско- латиноамериканских отношений привлекают особое внимание исследователей только в последние 10-15 лет, что связано с активизацией сотрудничества двух сторон в этот период. Так, недостатком многих исследований по данной тематике является то, что большинство из них посвящено только вопросам экономики, в то время как многие проблемы сфер политики, безопасности и социокультурного сотрудничества остаются малоизученными. Тем не менее, постоянное развитие различных разнонаправленных процессов на международной арене, а также укрепление позиций обеих сторон в мировой политике и экономике, подталкивают все большее количество исследователей к изучению проблем развития кооперации между КНР и Латинской Америкой, поэтому, с каждым годом, количество публикуемых работ растет.
Среди отечественных центров исследований стоит отметить Институт Латинской Америки Российской Академии Наук (Э.С. Дабагян, В.В. Шереметкер), Московский Государственный Институт Международных Отношений (Н.В. Чернышева), Российский Университет Дружбы Народов (А.Ю. Борзова, И.В. Фролова), Санкт-Петербургский Государственный Университет (Я.В. Лексютина, Е.О. Старовойтова) и т.д.
Среди западных исследовательских центров важно отметить Гарвардский Университет (Хорхе Домингес), Бостонский университет (К. Галлахер), Центр стратегических и международных исследований (Э. Эллис) и т.д. В западной литературе тематика китайско-латиноамериканских связей представлена довольно широко. Это объясняется как большим интересом местных исследователей к странам Латинской Америки и Китаю в отдельности, так и постоянно растущим интересом к так называемым «развивающимся странам».
Кроме того, важен вклад различных международных научных институтов, а также исследовательских центров расположенных непосредственно в КНР: Экономическая комиссия ООН по странам Латинской Америки и Карибского Бассейна (В. Росалес), Центр глобальной политики Карнеги-Цинхуа (М. Ферчен) Китайский институт Латинской Америки (Цзян Шисюэ , Сюй Шичэн ) Нанькайский Университет (Дун Гохуэй), Китайская Академия Социальных Наук (У Байи) и т.д.
Цель данной работы — изучение опыта экспансии Китая в Латинской Америке, а также особенностей современных китайско-латиноамериканских отношений.
В рамках достижения данной цели решаются следующие теоретические задачи:
1. Охарактеризовать место и роль латиноамериканского региона во внешнеполитической стратегии Китая на современном этапе.
2. Рассмотреть существующие формы сотрудничества между КНР и странами региона, в том числе в сферах торговли и инвестиций, безопасности, кооперации в международных организациях и т.д.
3. Изучить стратегии мягкой силы Китая в Латинской Америке.
4. Определить проблемы и перспективы дальнейшего развития отношений.
Объектом исследования является комплекс внешнеполитических, внешнеэкономических и иных мер, предпринимаемых властями КНР и китайскими компаниями и направленных на расширение сотрудничества Китая со странами Латинской Америки.
Предметом исследования являются различные аспекты двусторонних и многосторонних отношений КНР со странами региона, в том числе в сферах экономики, торговли, политики, гуманитарного сотрудничества и т.д.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с начала 2000-х гг. по 2-й квартал 2015 г. Нижней границей исследования является турне по странам Латинской Америки Цзян Цзэминя, совершенное в апреле 2001 г., когда фактически были заложены институциональные основы сотрудничества КНР со странами региона. Верхней границей исследования является рабочая поездка по странам региона премьера Госсовета КНР Ли Кецяна в мае 2015 г.
Территориальные рамки исследования ограничены Китайской Народной Республикой и странами Южной и Центральной Америки и Карибского Бассейна.
Источники, использованные в настоящем исследовании можно систематизировать следующим образом:
1. Двусторонние и многосторонние договоры, меморандумы, официальные документы, заявления представителей правительств и МИДов КНР и стран ЛА.
2. Публикации в различных электронных изданиях, а также материалы СМИ.
Важную роль при написании работы сыграли публикации в периодических изданиях «Journal of the International Trade», «Journal of Latin American Studies», «Asian Economic Policy Review», «The Chinese Journal of International Politics», «Revista Brasileira de Politica International», «Латинская Америка» и т.д.
Многие аналитические и статистические материалы, приведенные и проанализированные в работе, заимствованы из открытых справочников и на официальных порталах в сети Интернет: Министерство иностранных дел КНР, Экономическая комиссия ООН по Латинской Америке и Карибскому Бассейну, Агентство новостей «Синьхуа», Межамериканский диалог, Агентство Рейтер и т.д.
Научная новизна работы заключается в том, что представляя собой исследование различных аспектов развития китайско-латиноамериканских отношений на современном этапе, она развивает базу для дальнейших исследований по данной тематике. Данную работу, а также выводы и обобщения, которые в ней содержатся, можно использовать для дальнейшего изучения вопросов развития отношений между КНР и странами ЛА в XXI в.
Структура работы представлена введением, четырьмя главами, заключением, списком источников и литературы.
Сегодня проблемы развития кооперации между КНР и странами Латинской Америки привлекают все большее внимание исследователей. С одной стороны, это связано с интенсивным развитием китайской экономики и становлением Китая в качестве одного из главных центров мировой экономики. С другой стороны, это объясняется активным расширением контактов двух сторон и активной экспансией Китая в регионе в последние годы. Несмотря на то, что китайско-латиноамериканские отношения стали активно развиваться сравнительно недавно, за этот период КНР удалось значительно расширить свое влияние в регионе и закрепиться в качестве одного из главных партнеров Латинской Америки. В особенности это касается экономики — сегодня Китай является вторым по важности торговым партнером для всего региона и первым для ряда крупнейших экономик ЛА, в том числе Бразилии, Перу, Чили и т.д. Учитывая то, что спрос Китая на сырье и природные ресурсы, которые являются главными предметами торговли между КНР и регионом, очевидно будет расти, у китайско-латиноамериканской торговли есть серьезные перспективы роста. Кроме того, стоит учитывать, что постепенно расширяется торговля несырьевыми товарами, а также реализуются совместные инфраструктурные проекты, проекты в сферах промышленности, энергетики и т.д. Однако нельзя недооценивать и значение существующих проблем, особенно возможность обострения конкуренции между местными и китайскими производителями, которая может привести к ухудшению положения китайского бизнеса в странах региона.
Одновременно с экономическими отношениями, происходит интенсификация политических отношений двух сторон. Сегодня крепкие партнерские отношения развиваются со многими странами региона — не только с «традиционными» союзниками Китая — Кубой и Венесуэлой, но и с Бразилией, Аргентиной, Мексикой и т.д. В последние годы все чаще происходят официальные визиты как китайских официальных лиц в регион, так и латиноамериканских лидеров в КНР. Активно развиваются различные механизмы политического сотрудничества, в том числе в рамках международных и региональных организаций. Все большую важность обретает формат так называемого «стратегического партнерства, который сегодня развивается с целым рядом стран ЛА. Кроме того, развитие крепких контактов с латиноамериканскими странами отвечает одной из важнейших внешнеполитических задач, провозглашаемых китайским руководством — поддержке становления и развития т.н. «многополярного мира». Также, наличие в регионе более десятка государств, признающих Тайвань, заставляет китайское руководство активно использовать экономические и дипломатические меры для расширения собственного влияния. Тем не менее, нельзя ожидать, что в ближайшие годы Китай станет главным партнером и союзником для стран Латинской Америки. Позиции Соединенных Штатов в регионе по-прежнему сильны и очевидно, что Китаю не удастся быстро потеснить США в их «зоне ответственности».
Фактически по тем же самым причинам Китай с каждым годом уделяет все большее внимания мягкой силе в регионе. В современном мире, где мягкая сила постепенно приобретает большую важность, КНР активно использует ее возможности для расширения своего влияния, в том числе и в Латинской Америке. Благодаря положительному изменению общественного мнения о Китае, что является основной целью проведения политики мягкой силы, становится возможным ускоренное расширение влияния и более активная экспансия в регионе. Тем не менее, очевидно, что мягкая сила будет оставаться «вспомогательным» средством китайской внешней политики, хотя ее роль и продолжит расти.
Опыт развития китайско-латиноамериканского сотрудничества особенно показателен для Российской Федерации. Сегодня Китай — один из главных партнеров РФ как в сфере экономики, так и на международной арене. В условиях ухудшения отношений со странами Запада, российские политики также обращают все большее внимание и на Латинскую Америку, государства которой могут стать как важными торговыми партнерами, так и политическими союзниками России в международных делах. Кроме того, у России уже сегодня есть важные партнеры в Латинской Америке — это и Бразилия, и Венесуэла, и Куба. С одной стороны, российское руководство может «пользоваться» позитивными результатами развития китайско- латиноамериканской кооперации — перенимать успешные форматы и механизмы сотрудничества, развивать диалог в рамках международных организациях, участвовать в различных инвестиционных проектах и т.д. С другой стороны, изучая опыт сотрудничества КНР со странами Латинской Америки, российские лидеры могут анализировать неудачи и недостатки китайской стратегии в регионе, проблемы такого сотрудничества, препятствия для развития отношений. Таким образом, опираясь на чужой опыт, российское руководство может избежать повторения тех же самых ошибок и более эффективно развивать партнерские связи со странами Латинской Америки. Учитывая большой потенциал этого направления внешней политики РФ, изучение опыта КНР может быть весьма полезным при построении российской стратегии в регионе.
В рамках данного исследования был поставлен и решен ряд теоретических задач, а именно:
1. Охарактеризованы место и роль латиноамериканского региона во внешнеполитической стратегии КНР.
2. Рассмотрены существующие формы сотрудничества между Китаем и странами региона, в том числе в сферах торговли и инвестиций, политики, безопасности, кооперации в международных организациях и т.д.
3. Дана характеристика стратегии мягкой силы Китая в Латинской Америке.
4. Описаны проблемы и определены перспективы дальнейшего развития отношений.
Китайско-латиноамериканские отношения быстро развиваются и трансформируются, благодаря чему постоянно появляются новые вызовы для исследователей. Данную тематику нельзя считать исчерпанной также и потому, что многие аспекты современной политики Китая в ЛА и проблемы китайско- латиноамериканских отношений в целом остаются неизученными.
1. As The U.S. Sleeps, China Conquers Latin America [Электронный ресурс] / Forbes. - 2014. URL: http://www.forbes.com/sites/realspin/2014/10/15/as-the-u-s-sleeps-china- conquers-latin-america/, режим доступа: свободный, дата обращения 21.04.2017.
2. CHINA AND LATIN AMERICA: Problems or Possibilities [Электронный ресурс] / University of California, Berkley. - 2015. URL: http://clas.berkeley.edu/research/china- and-latin-america-problems-or-possibilities/, режим доступа : свободный, дата обращения 19.04.2017.
3. China: FDI outflows abroad, by geographical destination [Электронный ресурс] United Nations Conference on Trade and Development. - 2014. URL: http://unctad.org/Sections/dite_fdistat/docs/webdiaeia2014d3_CHN.pdf/, режим доступа : свободный, дата обращения 19.04.2017.
4. China’s Overseas Investments, Explained in 10 Graphics [Электронный ресурс] / World Resources Institute. - 2015. URL: http://www.wri.org/blog/2015/01/china%E2%80%99s-overseas-investments-explained- Ю-graphics/, режим доступа : свободный, дата обращения 22.04.2017.
5. China-Brazil Earth Resources Satellite [Электронный ресурс] / Institute Nacional de Pesquisas Espaciais. - 2015. URL: http://www.cbers.inpe.br/, режим доступа: свободный, дата обращения 26.05.2017.
6. China's trade with Latin America set to outpace EU within two years [Электронный ресурс] / South China Morning Post. - 2014. URL: http://www.scmp.com/business/economy/article/1450313/chinas-trade-latin-america- set-outpace-eu-within-two-years, режим доступа: свободный, дата обращения 12.05.2017.
7. China's Xi woos Latin America with $250 bln investments [Электронный ресурс] / Reuters. -2014. URL: http://www.reuters.eom/article/2015/01/08/china-latam- idUSL3N0UNlCP20150108/, режим доступа : свободный, дата обращения 01.05.2017.
8. Chinese dam builders rush to Latin America [Электронный ресурс] / South China Morning Post. - 2014. URL: http://www.scmp.com/business/china- business/article/1398498/chinese-dam-builders-rush-latin-america/, режим доступа : свободный, дата обращения 01.05.2017.
9. Comision Economica para Ашёпса Latina у el Caribe [Электронный ресурс] / United Nations. - 2015. URL: http://www.cepal.org/, режим доступа: свободный, дата обращения 26.05.2017.
10. GDP (current US$) [Электронный ресурс] / The World Bank. - 2015. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD, режим доступа: свободный, дата обращения 4.04.2017.
11. Hu Jintao's Visit to the Four Latin-American Countries and His Attending of the Informal APEC Summit [Электронный ресурс] / Ministry of Foreign Affairs of the People's Republic of China. - 2004.
URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/topics_665678/huvisit_665888/, режим доступа: свободный, дата обращения 11.05.2017.
12. Infographic: China-Latin America Trade [Электронный ресурс] / Americas Society.
- 2014. URL: http://www.as-coa.org/articles/infographic-china-latin-america-trade, режим доступа: свободный, дата обращения 13.05.2017.
13. Inter-American Dialogue [Электронный ресурс] / Inter-American Dialogue. - 2015. URL: http://www.thedialogue.org/, режим доступа: свободный, дата обращения 26.05.2017.
14. International Trade Statistics [Электронный ресурс] / UN Comtrade. - 2015. URL: http://comtrade.un.org/data/, режим доступа : свободный, дата обращения 4.05.2017.
15. Latin America: Challenges for China Firms [Электронный ресурс] / Latinvex. - 2013. URL: http://latinvex.com/app/article.aspx?id=1473/, режим доступа: свободный, дата обращения 9.05.2017...45