Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности гестационной доминанты при незапланированной беременности

Работа №18651

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
886
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гестационной доминанты у женщин с незапланированной беременностью в психологии 7
1.1 Гестационная доминанта как объект психологического научного
исследования 7
1.2 Особенности психоэмоционального состояния женщин при
незапланированной беременности 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей гестационной доминанты
при незапланированной беременности 23
2.1. Подготовка к эмпирическому исследованию 23
2.2. Оценка диагностики беременных, интерпретация и анализ результатов 28
2.3. Рекомендации для женщин с незапланированной беременностью 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69


Оценка современного состояния рассматриваемой проблематики. В процессе развития современного социума, перед личностью возникают новые повышенные требования, связанные с инновационным и технологическим прогрессом. Особенно остро ощущается необходимость в людях всесторонне развитых - интеллектуальных, креативных, творческих, способных найти новые, нестандартные, подходы к решению приоритетных социально-экономических, культурных задач, тем самым оказывая положительное влияние на перспективы страны.
При этом, значительная роль в данном случае принадлежит и особенностям личности каждого человека. По мнению ученых, в частности Б.П.Никитина, Г.К. Каплана, и других, одним из детерминирующих факторов, влияющих на развитие каждого человека, является период внутриутробного развития. По результатам многолетних исследований, было установлено что психо - эмоциональное состояние будущей матери, в период беременности, накладывает определенный отпечаток на развитие, характер, а, следовательно, и становление личности ребенка. Действительно, экспериментальным путем было доказано, что у спокойных матерей рождались и росли эмоционально более стабильные дети, чем у женщин, которые в период беременности были подвержены стрессам.
Следует отметить, что, не смотря на довольно обширные исследования в области психологии беременных, существует еще множество нераскрытых аспектов. На наш взгляд, это связанно с тем, что динамика современного социума приводит к возникновению различных проблем - финансовых, проблем со здоровьем, жилищных проблем и т.д., что в различной степени создает новые предпосылки для рассмотрения изучаемой проблематики в новом контексте.
Актуальность проводимого исследования. Нельзя не обратить внимание на данные статистики - в среднем количество абортов в России на период 2015 года, составляло 42 %. Аналогичные показатели наблюдаются также в области преждевременных родов, нарушений родовой деятельности, а также рождения больных и недоношенных детей.
Возникает закономерный вопрос: насколько развита система психологической помощи для беременных женщин?Насколько тщательно проводится диагностика психо - эмоционального состояния, определение желательной или нежелательной беременности, а также помощь женщинам на различных этапах беременности. Данная проблема звучит в работах: И.В.Добряков (Санкт-Петербург). «Психотерапия и перинатальная психология» И.Б.КаплущВ.В.Абрамченко (Санкт-Петербург). «Изучение особенностей психосоматического статуса беременных женщин. Роль психогенных и эмоциональных факторов в формировании и развитии родовой боли.» Ж.В. Завьялова (Москва). «Психологическая составляющая периода беременности и родов.». Таким образом мы видим на обширный интерес к рассматриваемой проблематике, что и обуславливает актуальность проводимого нами исследования.
Новизна проводимого исследования. Поставив перед собой цель - исследовать особенности гестационной доминанты у женщин с незапланированной беременностью, мы хотим акцентировать особое внимание на понятии «незапланированная беременность», уделив внимание таким вопросам: А всегда ли незапланированная беременность является таковой изначально? Или же она формируется в том случае, когда многочисленные социальные факторы истощают личностный психо - эмоциональный ресурс будущей матери? Почему одни женщины успешно преодолевают все сложности, а другие не хотят бороться?
По нашему мнению, поиск ответов на данные вопросы, анализ современных статистических данных, проведение исследования, поможет нам взглянуть на предложенную проблему с принципиально новой точки зрения, что и обусловит новизну проводимого исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили результаты научной деятельности И.В. Добрякова, в аспекте изучения психологического компонента гестационной доминанты у беременных женщин.
Цель работы- изучение особенностей гестационной доминанты у женщин с незапланированной беременностью.
Объект исследования - беременные женщины.
Предмет исследования - особенности гестационной доминанты у женщин с незапланированной беременностью.
Гипотеза исследования- аспект незапланированной беременности может оказывать прямое влияние на возникновение компонентов гестационной доминанты отрицательного характера и может быть обусловлена социальными факторами.
Задачи работы:
1. Изучить содержание понятия «гестационная доминанта», как объекта психологического научного исследования;
2. Изучить характерные особенности психоэмоционального состояния у женщин с незапланированной беременностью;
3. Эмпирически исследовать особенности гестационной доминанты у женщин с незапланированной беременностью.
Методы и средства решения поставленных задач:
1. Теоретические:
- анализ научной литературы;
- понятийный и терминологический анализ;
- сравнение;
- обобщение итогов исследования.
2. Эмпирические:
-изученик анамнеза;
- тестирование;
- проективные.
Методики диагностики:
- скрининг-тест отношений беременных (ТОБ-б) И.В. Добрякова;
- проективная методика «Я и мой ребенок», разработанная Г.Г. Филипповой.
База проведения исследования. Эмпирическое исследование было проведено нами в период с 23.12.2017 г. по 19.12.2017 г. на базе Перинатального центра. В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 20 до 45 лет, на разных сроках беременности.
Практическая значимость исследования.Результаты исследования могут быть полезны для медицинского персонала женских консультаций, а также для медицинских психологов, работающих с беременными женщинами. Исследование особенности гестационной доминанты у женщин с незапланированной беременностью, поможет найти действенные пути и стратегии по предотвращению возникновения таковых ситуаций, что в итоге приведет к снижению абортов. Осложнений в процессе беременности и родоразрешения, а также будет способствовать рождению здоровых, как в физическом, так и в психологическом плане, малышей.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложения.
Объем работы - 72 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Определение типа психологического компонента гестационной доминанты позволяет в определенной мере прогнозировать особенности психологического состояния женщины во время беременности, риск развития дисфункции отношений в пери- и постнатальной диаде, которые в свою очередь будут оказывать влияние на психосоматическое состояние ребенка.
Выявленный в нашем исследовании оптимальный тип ПКГД (67 %) сочетается с уровнем социальных факторов - семейной поддержки и материального положения, что на первичном этапе оказания медицинской помощи не требует коррекции в рамках образовательных программ воспитания ответственного родительства. Данным женщинам очень важно поддерживать комфортный уровень условий протекания беременности и настроя на предстоящую родовую деятельность.
Тревожный тип с гипогестогнозическим аспектом ПКГД (13 %) имеет положительную ассоциативную связь умеренной силы с низким уровнем социальной обеспеченности и поддержки со стороны близких. Этот тип ПКГД относится к факторам риска эмоциональной депривации ребенка, что требует качественного профессионального медицинского, психологического сопровождения беременных данной группы и повышение их образовательного уровня в вопросах ответственного материнства на этапе оказания ПМСП.
Количество случаев тревожного типа ПКГД (20%) среди респондентов нашего исследования, их взаимосвязь с негативными социальными факторами, приводят к тому, что первоочередная задача - сохранение беременности - ориентированность женщины на рождение здорового ребенка, снижение уровня беспокойства, возможное проведение групповых консультаций с близкими и родственниками, задачами которых является создание максимально комфортных условий и снижения уровня беспокойства у беременных данной категории. Таким образом, цели и задачи нашего исследования реализованы, гипотеза частично подтверждена.



1. Авдеева, Н.Н. Особенности психического развития ребёнка первого года жизни : учебник / Н.Н. Авдеева- Москва : АСВ, 2003. - 277с.
2. Агнаева, Е. Х-М. Образ будущего ребёнка у беременной женщины: дис. д-ра физ.-мат. наук : 01.01.01 / Агнаева Елена Хаджи-Муратовна. - Ростов на Дону, 2001.- 158 с.
3. Агнаева, Е.М. Прогностические возможности образа будущего ребёнка у беременной женщины: учебник / Е.М. Агнаева- Ростов н/Д., 2009.-168 с.
4. Антонов, А.И. Кризис семьи и родительства: учебник / А.И. Антонов // Проблемы родительства и планирования семьи. М.: Наука, 2012. - 28 с.
5. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : учебник / Б.Г. Ананьев.- М. : Педагогика, 1980.- 279 с.
6. Ариес, Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке: учебник/ Ф. Ариес - Екатеринбург : Из-во Уральского Университета, 1999. - 415 с.
7. Баженова, О.В Готовность к материнству : выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребёнка: учебник / О.В. Баженова. - 2013.- 42 с.
8. Батуев, А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства/ А.С. Батуев// Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества- 2014.- № 4.- 151 с.
9. Белогай, К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности / К. Н. Белогай // Материалы научно¬практической конференции. - М. : РГУ, 2004. - 498с.
10. Боулби, Д. Материнская забота и психическое здоровье. Хрестоматия по перинатальной психологии / Д. Боулби - М. : Изд-во УРАО, 2005. - 251 с.
11. Брехман, Г.И. Перинатальная психология, открывающиеся возможности / Г.И. Брехман // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология в родовспоможении» СПб : 1997.- 10 с.
12. Брусиловский, А.И. Жизнь до рождения/ А.И. Брусилоский- М.: Знание, 2001. - 315 с.
13. Брутман, В.И. Семейные факторы девиантного материнства / В.И. Брутман, Варга, А.Я // Психологический журнал,- 2000.- №2.- 35 с.
14. Брутман, В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежелательной беременностью / В.И. Брутман // Психология сегодня: Ежегодник Рос. Психол. Общества- 2010.-№ 4.- 151 с.
15. Виткин, Дж. Женщина и стресс: учебник / Дж. Виткин - СПб : Питер Пресс, 2006. - 320с.
16. Добряков, И. В. Гипогестогнозический вариант психологического компонента гестационной доминанты / И.В. Добряков // Здоровье ребенка современного города: Материалы IX Международной конференции. - СПб.: СПбГТУ, 2002. - 81 с.
17. Добряков, И. В. Перинатальная семейная психотерапия. Системная семейная психотерапия / И.В. Добряков; под ред. Э. Г. Эйдемиллера - СПб.: Питер, 2002. - 259 с.
18. Добряков, И. В. Тревожный тип психологического компонента гестационной доминанты. Психология и психотерапия / И. В. Добряков // Тревога и страх: единство и многообразие взглядов: Материалы V ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (8-9 февраля 2003 г.). - СПб.: СПбГУ, 2003. - 74 с.
19. Драпкин, Б.З. Психотерапия материнской любовью : учебник / Б.З. Добряков - М: ДеЛипринт, 2004. - 230с.
20. Емелина, Н. К. Жду малыша/ Н.К. Емелина // «Мама, это я!» -№ 11.- 2009.- 91 с.
21. Захаров, А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А.И. Захаров // Материалы конференции «Перинатальная психология и родовспоможение». СПб.: 2007.- 56 с.
22. Захарова, Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка / Е.И. Захарова // Журнал практического психолога. № 4.- 2003- 45 с.
23. Колосов, Л.Ю. Мамы разные бывают / Л.Ю. Колосов // Растем вместе. - № 05. - 2007. - 5 с.
24. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству/ С.Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. №5. - 2000. -27 с.
25. Мид, М. Культура и мир детства: учебник / М. Мид.- М.: Наука, 2015. - 427 с.
26. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учебник / Р.В. Овчарова - М.: Академия, 2005. - 368с.
27. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова // «Вопросы психологии». №3 - 2014.- 14 с.
28. Филиппова, Г.Г. Психология материнства: учебник / Г.Г. Филиппова - М.: Издательство Института психотерапии, 2002. -240с.
29. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // «Вопросы психологии». №2 - 2001.- 36 с.
30. Филиппова, Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход/ Г.Г. Филиппова // «Детский психолог» - №5 - 2003.- 18 с.
31. Филиппова, Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь . «Человек» - №1-2-3. - 2001.- 35 с.
32. Филиппова, Г.Г. Пренатальная психология и психология родительства - новая область исследования и практики в психологии: Материалы научно-практической конференции/ Г.Г. Филиппова // - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
33. Чемберлен, Д. Разум вашего новорожденного ребенка: учебник / Д. Чемберлен - М.: Класс, 2005. - 224 с.
34. Чодороу, Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология гендера: учебник / Н. Чоудроу -М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. - 496 с.
35. Шапарь, В.Б. Практическая психология: инструментарий / В.Б. Шапарь - Ростов н/Д: издательство "Феникс", 2002. - 688 с.
36. Шевцова, И.В. Диалоги с внутренним ребенком / И.В. Шевцова // Психологическая газета. -№ 10, 2000.- 11 с.
37. Шмурак, Ю.И. Пренатальная общность / Ю.И. Шмурак // «Человек» - № 6. - 2003. - 37 с.
39. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи: учебник / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис - СПб.: Питер, 2011. - 656 с.
40. Энкин, М. Руководство по эффективной помощи при беременности и родах / М. Энкин- М.: Нормед-Издат, 1999. -544 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ