ИЛЛЮСТРАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ Р. БРЭДБЕРИ «АПРЕЛЬСКОЕ КОЛДОВСТВО» И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПРИ СОЗДАНИИ
КОМПОЗИЦИИ В ЖАНРЕ МАГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Магический реализм как явление ХХ в 10
1.1 Истоки и границы магического реализма 10
1.2 Этапы и локализация магического реализма 14
1.2.1 Возникновение и формирование магического реализма в литературе 15
1.2.2 Магический реализм как феномен латиноамериканской литературы ХХ в....18
1.2.3 Магический реализм как явление в современной литературе 21
1.3 Визуализация литературных произведений магического реализма 25
Глава 2. Работа над оформлением издания Р. Брэдбери «Апрельское колдовство» 31
2.1 Рассказ вне сборника Р. Брэдбери «Апрельское колдовство» 31
2.1 Художественная идея и иллюстрирование издания 34
2.2.1 Замысел 35
2.2.2 Эскизы, композиция издания 38
2.2.3 Создание иллюстраций в технике масляной пастели для оформления издания
Р. Брэдбери «Апрельское колдовство» 42
2.3 Создание макета книги и подготовка издания к печати 44
2.3.1 Дизайн и верстка издания 45
2.3.2 Подготовка изображений к печати в Photoshop 47
2.3.3 Подготовка файла к печати 49
Глава 3. Проектирование программы занятий по композиции на тему «Магический реализм» для обучающихся учреждений дополнительно образования 13-15 лет 52
3.1 Краткая характеристика проекта 52
3.2 Возрастные особенности обучающихся 13-15 лет 54
3.3 Содержательное наполнение занятий 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Планы-конспекты 79
С конца XIX века европейское искусство и его философское осмысление переживают сложный период. С одной стороны, Ф. Ницше провозгласил, что «Бог умер», и классические религиозные конфессии переживают явный кризис, характеризующийся ростом в обществе прагматических атеистических убеждений. С другой - освободившуюся «религиозную» нишу начинают заполнять не только разного рода мистические учения и неоязыческие культы, но и «научное оправдание» магии - например, увлечение спиритизм, НЛО, идеями «мирового информационного поля», исследования ауры и т.д. То есть мистика как бы сращивается с наукой, становится частью реальности.
Эти процессы затрагивают и художественную литературу. Появляются многочисленные произведения, в которых магия и мистика становятся элементом повседневной жизни либо неким «параллельным миром», который сосуществует с нашим, но контакт с ним доступен только избранным.
Термин «магический реализм», характеризующий этот феномен, впервые был введен немецким критиком Ф. Роо в ХХ в. Использовавшие его авторы давали ему различные определения:
- культурное явление, которое изменяет человеческое сознание
- новое направление в искусстве и литературе
- новый художественный метод
Обобщая эти точки зрения, можно сказать, что для магического реализма, как явления ХХ в., характерны жизнеподобие, обязательное наличие конкретных и узнаваемых черт исторической реальности в сочетании с так называемым «магическим пространством» и его элементами. [12]
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что за истекшее столетие данное явление не только не исчезло, но стало все более активно проявляться в самых различных видах искусства, в том числе изобразительных (живопись, графика, кинематограф и т.д.). Особый интерес представляет визуализация литературных произведений, написанных в жанре магического реализма, представляющих собой сочетание литературных и изобразительных приемов.
Объектом данного исследования является магический реализм
Предметом данного исследования является изучение методов визуализации магического реализма в книжной иллюстрации.
Новизна темы выпускной работы заключается в изучении разных подходов к созданию иллюстраций к произведению внежанровой литературы.
Целью данного исследования является изучение методов визуализации литературных произведений магического реализма, а также иллюстрирование и оформление издания Р. Брэдбери «Апрельское колдовство».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Обобщить наколенный в процессе обучения опыт (знания и навыки в составлении композиции, теория по методике преподавания и воспитания дисциплин ИЗО).
2. На основе изученной литературы определить особенности исторического развития магического реализма и сформулировать особенности книжной иллюстрации в литературных произведениях данного направления.
3. Провести анализ современных тенденций в преподавании композиции в ДХШ.
4. Придумать подходящую концепцию издания Р. Брэдбери «Апрельское колдовство» и создать иллюстрации, которые будут отражать содержание рассказа.
5. Изучить технологические особенности в создании книжной иллюстрации.
6. Изучить особенности выбранного художественного материала для выполнения иллюстраций.
7. Установить психологические особенности у детей среднего школьного возраста, а также особенности обучения.
8. Разработать учебную программу для ДХШ.
9. Разработать планы-конспекты для ДХШ по композиции.
Методы исследования:
• Изучение и обобщение, а также анализ литературных источников, интернет - публикаций, связанных с изучаемой тематикой.
• Сравнительный анализ книжных иллюстраций произведений в жанре магического реализма с целью выявления их характерных особенностей.
• Практический метод: разработка визуального решения поставленной задачи.
Теоретической базой работы послужили публикации по теме магического реализма. В частности, это исследование критика А. А. Гугнина «Магический реализм в контексте литературы и искусства ХХ века: феномен и некоторые пути его осмысления», посвященный изучению истории данного направления, его особенностей и характеристик. Для сбора информации по педагогическому разделу были использованы монографии, учебные пособия, методические разработки, а также интернет-ресурсы. Источниками для анализа стали собственно иллюстрации, интернет-ресурсы, а также интервью писателей, работающих в данном жанре.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты помогут преподавателям при использовании в работе с детьми заданий в жанре магического реализма. Это представляется чрезвычайно перспективным, так как отвечает детской психологии, хорошо соотносится с литературными и визуальными произведениями, популярными среди детей, развивает и творчество и фантазию.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть применимы не только в творческом, но и педагогическом процессе.
В данной дипломной были сформированы следующие цели: изучение методов визуализации литературных произведений магического реализма, иллюстрирование и оформление издания Р. Брэдбери «Апрельское колдовство».
Культурологическое исследование позволяет сделать вывод о том, что магический реализм в современной литературе претерпевает изменения. Магический реализм - это система художественных принципов, которые в разном сочетании используются писателями. Применение разных характеристик способствует формированию внежанровой литературы. К ней относятся произведения, которые трудно идентифицировать одним жанром.
Методы визуализация литературных произведений магического реализма - иллюстрация, экранизация, театральная постановка. В иллюстрации перед художниками стоит не простая задача: изобразить двойственность произведения или представить его только с одной стороны. Персонажи таких произведений магические, их трудно описать изобразительными средствами. В таком случае иллюстратор становится активным интерпретатором замысла автора, представляет свое видение персонажей и всего произведения в целом.
В данной дипломной работе анализируется творчество американского писателя Р. Брэдбери, одно из его произведений взято для дипломного практического проекта - иллюстрации и оформление издания «Апрельское колдовство». Все его произведения - совокупность метафор, визуальных метафор и поэзии. В них чувствуется особое мироощущение самого Р. Брэдбери, для которого не подойдет реалистичная иллюстрация.
Разработанные мной иллюстрации существуют на грани абстрактного, в них угадываются образы, которые достраивают общую атмосферу рассказа. Материла для выполнения практический работы - масляная пастель. Она очень насыщенная, имеет яркие цвета, с ней легко работать. При создании иллюстраций я вдохновлялась работами итальянского художника Л. Маттотти, который работает масляной пастелью.
При работе над внутреннем и внешнем оформлении издания Р. Брэдбери «Апрельское колдовство» является я сформировала особую стилистику иллюстраций и разработала дизайн таким образом, что он отражает мое видение этого рассказа. Темпо- ритм издания разработан так, что логические акценты и ритмические паузы расставлены согласно моей логике, которая не противоречит структуре рассказа.
Цель была достигнута на основе сведений, полученных в ходе исследования. Издание Р. Брэдбери «Аперльское колдовство» напечатано в твердом переплете, в нем содержится 48 страниц, печать цветная. Также была освоена техника масляной пастели.
В ходе изучения и анализа психолого-педагогических источников были выявлены особенности учащихся данной возрастной группы, составлена программа занятий по изобразительному искусству на тему «Магический реализм в композиции». На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что главная особенность работы с детьми при создании композиции в жанре магического реализма заключается в том, чтобы прислушиваться к учащимся, учитывать интересы потому, что ощущения от данного жанра индивидуально. Все ученики ощущают его по-разному, для каждого магия- это индивидуальные ассоциации. Прислушиваться к учащимся очень важно. Результат создания такой композиции - это выражение индивидуальности каждого ребенка. Так при обучении используется индивидуальный подход, который является современной тенденцией в преподавании.
Таким образом, все поставленные цели и задачи были выполнены. Результаты данной выпускной квалификационной работы могут использоваться в изобразительном искусстве и педагогике.
Актуальные проблемы и перспективы развития художественного ДХШ, ДШИ: традиции и инновации»: Материалы межзональной практической педагогической конференции - Вейделевка, 2016 год
2. «Мастер-класс». Издание в четырех томах. Т. 2. Цвет в дизайне/ П. Бриджоуотер, Д. Уэйр, Г. Дэвис, В. Крылова - РИП-Холдинг, Москва
3. Андриянова Е. Н. Инновационные подходы преподавания изобразительного искусства в детской художественной школе. - Димитровград, 2017.
4. Бауэрс М. Э. Магический реализм. /Бауэрс М.Э. - BOWERS M.A. Magic(al) realism. - N.Y.: Routledge, 2004. - 150 p.
5. Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий» /Н.П. Бесчастнов. — М. : Гумнитар. изд. центр ВЛАДОС,2008 — 271 с. : ил. — (Изобразительное искусство).
6. Боева С. А. Творчество Харуки Мураками в условиях глобализации межкультурной коммуникации (2009 г.) : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. культурологии - Владивосток, 2009. - 27 с.
7. Большакова С. В. Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью подростка в формировании субъектного отношения к искусству (2004 г.) : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук - Москва, 2004. - 24 с.
8. Бреусова Т.А., Буркина О.С., Мажурина А.З. Педагогический потенциал
коллажа как средства формирования эстетического вкуса и художественно-творческих способностей младшего школьника// Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 1. [Электронный ресурс]; URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=26120 (дата обращения: 13.06.2021).
9. Брэдбери Р. «Из праха восставшие». Послесловие. «Как семья собралась в одно место». — М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2009 — С. 232
10. Брэдбери Р. Д. Избранные сочинения. В трех томах. Т. 3. Что-то страшное грядет: Роман. Канун Всех святых: Повесть. Пер. с англ. - М.: Олимп, 1992. - 304 с.
11. Герчук Ю. Я. Художественная структура книги. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Сост.: Герчук Ю. Я. - РИП-холдинг. 2014 - 213 с.
12. Гугнин А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века (Феномен и некоторые пути его осмысления)/ Научный центр славяно-германских исследований ИС РАН, 1998 - 117 с.
13. Келейников И. В. Дизайн книги: от слов к делу. - М.: РИП-холдинг, 2014. - 304 с.
14. Кислицын Н. К. Магический реализм/ Н.К. Кислицын// Журнал Московского государственного университета ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ №1 - 2011. - С. 274
15. Красовская Н.В. Магический реализм как способ реализации латиноамериканского концептуально-метафорического кода/ Н. В. Красовская// Известия Саратовского университета, Т. 9. Сер. Филология. Журналистика, вып. 2 - 2009. - С.14
..66