ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ МИГРАЦИОННАЯ СИСТЕМА В КНР 8
1.1. Миграционная политика, проводимая в государстве 12
1.2 Факторы внутренней миграции в КНР 15
ГЛАВА 2. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОВИНЦИИ ГУАНДУН 17
2.1 Трудовой капитал как фактор формирования миграционных процессов 22
2.2 Масштабы и тенденции миграционных процессов в провинции 26
2.3 Миграции в Гуандун - как вклад в развитие экономики 31
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
В современном мире миграционные процессы являются частым явлением, вызванным экономическим развитием, социальными и политическими факторами, одним словом, глобализацией. По данным исследования Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, с начала XXI века, количество международных мигрантов в мире увеличилось на 49%, что составляет 258 млн. человек.
Миграция в КНР, как и везде в мире, является результатом рационального решения принятого отдельными лицами или домашними хозяйствами в результате взвешивания затрат и выгод. Осмысление этого решения является ключом к пониманию феномена миграции. Лидирующий по численности населения Китай традиционно является одним из лидеров по поставке рабочей силы. В связи с реформами открытости, гражданам КНР стали доступны отличные возможности для миграции из страны. Высокая численность и плотность населения являются объективными причинами для выезда из страны. Тем не менее, для Китая очень характерно явление внутренней миграции. Китай - страна, не только с самой большой численностью населения, но с большой численностью мигрирующего населения. С 1990 по 2000г. число внутренних мигрантов выросло в 6 раз и составил 150 млн. человек. После реформ открытости интенсивная миграция стала следствием быстрой урбанизации. Этот период еще называют «Китайским экономическим чудом». Миграционные потоки, охватывающие страну, связаны, прежде всего, со стремительными успехами в экономике. Стоит отметить, что миграционная политика, проводимая правительством КНР, отличается от политик в других государствах, так как для Китая это является не только обычным демографическим явлением, но и средством дальнейшего развития и стабильности страны, поэтому миграционная политика является одной из приоритетных задач правительства.
Быстрая урбанизация в КНР стала результатом интенсивной миграции из сельских районов в города в последние десятилетия. Масштабы миграции быстро увеличиваются, и главной характеристикой является долгосрочная миграция. Демографические характеристики миграции определяются не только личным решением, но и совместным решением домашних хозяйств о направлении на работу в города членов, обладающих сравнительными преимуществами в сфере производства и услуг, как правило, мужчин и молодежи. Основными направлениями являются прибрежные регионы, где производство и услуги развиты лучше, особенно крупные города. Стремление к более высоким доходам и лучшим возможностям трудоустройства является основной движущей силой миграции, в то время как общественные услуги и городские удобства также частично объясняют потоки населения.
Китайская экономика быстро развивалась в течение 40 лет с начала реформ и политики открытости. Реальный ВВП на душу населения увеличился с 381 юаня в 1978 году до 59,262 юаней. А реальный ВВП на душу населения в 2017 году был в 150 раз больше, чем в 1978 году. Миграция увеличилась вследствие быстрого экономического развития, развитие промышленности и урбанизация в Китае . Число мигрантов из менее развитых районов в развитые районы Китая увеличилось с 39,6 млн до 121,0 млн. В период 1990-2000 годов и далее увеличились до 247 млн в конце 2015 года . Внутренняя миграция Китая считается крупнейшей миграцией в мире. Из-за быстрого экономического развития в Китае, эта широкомасштабная внутренняя миграция может стать точкой исследования на международном уровне.
Актуальность исследования заключается в тесной связи между миграционными потоками и экономического развития государства с первой экономикой мира. Особый научный интерес вызывает воздействие экономических успехов и неравномерное социально-экономическое развитие на динамику внутренних миграционных процессов.
Объектом исследования выступает внутренняя миграция в КНР.
Предметом исследования является развитие миграционных процессов и их структура.
Цель данной работы заключается в выявлении основных тенденций миграционных потоков и в оценке развития внутренней миграции в контексте экономически изменений в стране.
Исследование основывается на анализе теоретических материалов, в их сравнении, также был использован системный подход к изучению объекта и предмета исследования во взаимодействии политических, демографических, экономических и других факторов.
В соответствии с поставленной целью следует выполнить ряд следующих задач:
1. Общая характеристика миграционных процессов в КНР. Анализ взаимовлияния социально-экономического состояния государства на миграции на примере провинции Гуандун.
2. Выявление предпосылок внутренней миграции, ее направления и влияние на социально-экономическое развитие. Определение роли и места миграционной политики в развитии государства.
3. Определение роли и места миграционной политики в развитии государства.
4. Анализ законодательных актов миграционной политики.
5. Анализ взаимовлияния социально-экономического состояния государства на миграции на примере провинции Гуандун.
Степень теоретической разработанности. Проблема внутренней миграции КНР изучается многими российскими и зарубежными учеными. В связи с этим, тема широко исследована в научной литературе. Теоретические вопросы миграции в Китае исследовались с учетом специфики населения КНР, в частности уникальной системы прописки хукоу . Также исследование проблемы внутренней миграции предполагает рассмотрение таких факторов как: региональное развитие, историко-культурные изменения, социально - экономическое развитие, демографическая и миграционная политика.
Теоретической базой по проблеме внутренней миграции служат работы, объясняющие ключевые термины и понятия, общую характеристику миграционной ситуации в КНР, ее факторы и динамику. К этим работам относятся труды Е.С Анохиной , Е.В Траковой , С. Кожировой , А.В Островского , Ю.Ю Погудиной . Можно выделить и зарубежных авторов, таких как, Кам Винг Чан , Чжан Шаохуа , Сильвия Демюргер и Ши Ли , Минг Лю. Также, в исследовании принимали участие совместные работы отечественных и зарубежных исследователей, в частности китайских: Га Жида, Ли Чженфен, Клюев А. В. Особое внимание было уделено работе Е. В Траковой «Внутренняя миграция населения в КНР в ходе экономических реформ (2000-2016 ГГ.)».
В ней автор, где кроме периода, указанного в названии работы, вела исследование китайской миграции с 1949 года, поэтому детальное изучение и выявление основных предпосылок в прошлом дал понять характер и дальнейшие тенденции миграции в КНР. Использование научных терминов, основных миграционных теорий и методов в работе помогли исследованию правильно составить общую миграционную картину Китая. Помимо работ российских ученых, в исследовании отражены работы и зарубежных специалистов в сфере миграции - Kam Wing Chan, C. Cindy Fan, Га Жида, Ли
Чженфен. В ходе исследования автор нашел отклик в работе Kam Wing Chan «China, Internal Migration». Так как в ней ведется исследование миграции в тесной связи с системой прописки хукоу. В работе детально описывается география миграции в Китае, ведется статистика и анализ статистики по провинциям, что было очень полезно и информативно для данного исследования.
В исследовании дипломной работы была использована работа Ю. Ю Погудиной «Особенности процесса урбанизации в Китае», в которой подробно описывается поэтапный процесс урбанизации в КНР, в его исторической ретроспективе. Наряду с урбанизацией, автор проводит параллель с процессами миграции в стране и описывает проблемы и последствия этих двух процессов. Процесс урбанизации непрерывно идет рука об руку с процессом миграции и мобильностью населения. Она также положительно влияет на развитие городов, укрупнение агломераций, способствует решению проблем нехватки рабочей силы, но с другой стороны она имеет также отрицательные последствия.
Что примечательно, автор рассказывает о проблеме многочисленного
трудоспособного сельского населения и в качестве решения этой проблемы рассматривает «урбанизацию снизу», то есть урбанизация деревень, откуда и берутся большинство трудовых мигрантов. Такое решение проблемы для правительства является не только инструментом контроля потока трудовых мигрантов и миграционной ситуации в стране в целом, но и активизирует развитие экономики сельского хозяйства.
Достаточно примечательно исследование и анализ проведенный учеными французского национального центра научных исследований Сильви Демурже и Ши ли, которые задаются вопросом: А правильно ли считать мигрантов второсортной рабочей силой? Исследование содержит результаты других различных исследований и опросов, проведенных в Китае. На их основе исследователи провели сравнительный анализ между доходами и условиями мигрантов и городских жителей. Главная проблема их исследования состоит в очевидной дискриминации рабочих мигрантов в КНР, какие меры и попытки принимаются правительством для решения данной проблемы, также авторы дают статистику за прошлые десятилетия, начиная с политики открытости, что дает понять тенденцию и масштаб процесса.
Так как исследование проводится на примере провинции Гуандун, то были, непосредственно, использованы труды ученых и исследователей, которых волновала проблема миграции в Гуандуне. К таким работам относится исследование известного демографа Гуандунской Академии социальных наук Чжен Цзичжен «Модели и тенденции миграционных процессов в провинции Гуандун». Несмотря на то, что публикация издана еще в 1988 году, исследование помогло выстроить хронологическую последовательность социально-экономических изменений в провинции на фоне политики «открытости миру» и притока людей, а также описать полную картину миграции со статистическими данными того периода. В своей работе, автор дает характеристику миграционных процессов и статистику четырех городов провинции: Гуанчжоу, Чжаоцин, Чжухай и Дацин. В работе, также приводятся подробные данные о миграции в соответствии с категориями. Например, половое и возрастное различие, гражданский статус мигрантов и др.
Еще одна работа по миграции в провинции Гуандун, значительно новая по сравнению с предыдущей - «Анализ факторов, определяющих привлекательность местности для мигрантов» - совместная работа ученых из Университета Гуандуна финансов и экономики, Политехнического университета Гуандуна и Брауновского университета, исследователей Циньшен Ян, Хунсиан Чжан и Кевин Венда. Исследование богато математическими вычислениями количественных данных населения и соотношениями их с социально-экономическими процессами в провинции. Данные исследования носят более современный характер, в отличие от работы Чжен Цзичжен. Приводятся данные, начиная с 2000 и по 2017 год.
В вышеперечисленных исследовательских работах проводился анализ миграционных процессов КНР на разных этапах, классификация и характеристика миграционных потоков, влияние их на демографию государства и развитие в целом. Помимо анализа самой миграции в КНР, приводятся методы и концепции, позволившие авторам изучить миграцию в рамках китайской специфики. Кроме общетеоретической базы были использованы статистические данные и документы законодательного характера.
В процессе исследования были выявлены факторы, влияющие на процессы миграции в КНР. Анализ факторов дал понять, какие из них содействуют миграции, а какие препятствуют этому процессу. На основе исследований ученых, данных статистики и разнообразных прогнозов, были рассмотрены основные тенденции и направления внутренней миграции. В Китае, как и в любом другом государстве, процессы миграции избирательны.
Пример с провинцией Гуандун показывает, что провинция является основным магнитом для мигрантов, так как имеет быстрый экономический рост и потому что с каждым годом получает большие объемы иностранных инвестиций, которые создают множество новых рабочих мест. Исследования показывают тесную связь между экономическим развитием и иностранными инвестициями, с одной стороны, и миграцией, с другой. Мигранты в Китае перемещаются вверх по экономическому градиенту от более бедных провинций и населенных пунктов к более богатым районам, и они перемещаются в места, где иностранные инвестиции создают и обещают создать новые экономические возможности и возможности трудоустройства. Мигранты действительно отреагировали на новые силы толчка, вызванные экономической реформой. Растущий избыток рабочей силы в сельской местности, вызванный ростом производительности сельского хозяйства, должен найти новые рабочие места.
Сравнительное преимущество относительно качественной и недорогой рабочей силы позволил КНР войти в трудоемкое звено глобальной цепочки поставок, особенно экспортно-перерабатывающее производство. С момента размещения экспортно-перерабатывающего производства возле восточных и южных прибрежных районов сэкономлены транспортные расходы. Города и провинции, которые получили значительные объемы иностранных инвестиций, предлагают спрос на рабочую силу. Когда правительственные ограничения на миграцию были смягчены, экономический мотив быстро стал важным фактором, определяющим миграционные модели. Мигранты, которые ответили на «толчок и притяжение», представляют собой избранную группу населения, включая молодых мужчин и женщин, которые имеют большую склонность к перемещению и пользуются высоким спросом в производственной системе растущего городского и промышленного сектора Китая.
По оценкам, в 2018 году в Китае насчитывалось 288 миллионов сельских трудящихся-мигрантов, что составляет более трети всего трудоспособного населения. Трудящиеся-мигранты были двигателем впечатляющего экономического роста Китая в течение последних трех десятилетий, но они остаются маргинализованными и подвергаются институционализированной дискриминации. Их дети имеют ограниченный 42
доступ к образованию и здравоохранению и могут быть разлучены с родителями на долгие годы. По мере того как трудящиеся-мигранты хлынули в города, стало ясно, что ограничения хукоу на внутреннюю миграцию являются не только невыполнимыми, но и контрпродуктивными для социально-экономического развития. Во многих небольших городах ограничения хукоу постепенно были демонтированы, но сама система все еще на месте. Действительно, по мере роста городского населения власти в крупных городах, таких как Пекин, в настоящее время фактически затрудняют трудящимся - мигрантам и их семьям доступ к социальным услугам.
Особенностью внутренней миграции является различие не только в доходах между городскими жителями и долгосрочными трудовыми мигрантами, но и в рабочих условиях, доступе к различным, можно даже сказать к жизненно важным общественным благам, как медицинское страхование, получение образования и т.д. В силу своей недостаточной образованности и низкой рабочей квалификации, большинство мигрантов занято в строительной сфере, в обслуживании. Таким образом, доступ мигрантов к государственному сектору весьма ограничен. Но стоит отметить, что мигранты имеют сравнительные преимущества в самостоятельной занятости и в частном секторе. Так как переход в государственный сектор не очень выгоден для них, в отличие от городских жителей. Мигранты с большей вероятностью будут самозаняты в неформальном секторе и будут лучше обеспечены, чем те, кто работает в формальном секторе. Поэтому считать мигрантов второсортной рабочей силой будет ошибочно, так как дифференциация с точки зрения как доступа к рабочим местам, так и заработка на работе не является основным фактором. В этой связи, ключевым политическим последствием является подчеркивание важности государственной политик в отношении сельского образования в целях сокращения разрыва в обеспеченности сельских мигрантов и городских жителей на городском рынке труда.
Что касается провинции Гуандун, в исследовании были анализированы закономерности и тенденции миграции в провинции. Эти модели и тенденции включают несколько аспектов. Во-первых, анализ демографических и социальных характеристик мигрантов в городах и сельских местностях. Он указывает, что эта миграция выборочна для людей по возрасту и образованию. В некоторых возрастных группах пол и семейное положение также показывают высокую селективность. Такая избирательность является обобщенной в некоторые функции для оценки и описания характеристики внутренних мигрантов.
Китайские мигранты по-прежнему подвержены правительственным ограничениям и моделям миграции и вмешательства. Например, местные органы власти могут иметь 43
особую политику поощрения или сдерживания миграции. Во-вторых, традиционная культура и ценности продолжают служить важным объяснением желания или отсутствия его миграции. Поэтому модели миграции, основанные только на экономических факторах, не могут полностью объяснить историю миграции в Китае. Часть мигрантов, несмотря на институциональные ограничения, продолжают переезжать в города, а увеличение городских агломераций за счет сельских районов не привело к значительным изменениям. Теории неравномерного развития интерпретируют миграцию от периферии к ядру как эффект обратной промывки, который еще больше увеличит существующий разрыв в развитии между ними. Донорские районы теряют относительно молодых, способных и образованных, в то время как принимающие районы выигрывают от притока рабочей силы.
Для оценки тенденций миграции и урбанизация в провинции Гуандун, важно понять, что заставило провинцию сформировать свой особый стиль миграции и урбанизации. Во-первых, урбанизация - это социально-исторический процесс. Страна, которая хочет стать современной, в частности общественного развития, должна испытать процесс урбанизации. Китай-страна с большим сельским населением, который работает для индустриализации и модернизации. В этом процессе перевод сельского населения в промышленное населения имеет важное значение, таким образом, урбанизация - это неизбежный результат. Во-вторых, Китай помимо большого числа населения, сталкивается с проблемой большого количества сельскохозяйственных рабочих. В условиях слабой экономики, развивать города и малые города - было лучшим способом распределить эту рабочую силу и предотвратить миграцию сельского населения на дополнительные крупные и большие города.
Исследование показывает, что недавние изменения в региональном развитии Китая создали мощный импульс для внутренней миграции. В последнее время темпы внутренней миграции в Китае только набирают скорость и имеют восходящую динамику, можно предположить, что такая картина будет продолжаться до середины этого столетия. Поэтому, сталкиваясь с экономическими, социальными, экологическими и иными проблемами, возникающими в результате миграций, правительство должно акцентировать свое внимание и свои усилия на смягчение отрицательных последствий крупномасштабной внутренней миграции.
1. Положение Китайской Народной Республики о регистрации «хукоу» law-lib.com.
2. О постоянной регистрации (хукоу): положение КНР от 1958 г. // Chinalaw.center. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://chinalaw.center/administrative_law/china _household_registration_statute_1958_russian/.
3. Об управлении въездом и выездом иностранных граждан: положение КНР // Бизнес в Китае: информационно-аналитический портал. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://asia-business.ru/law/law2/foreigner/immigration/.
4. International Migration Report. UN, 2002.
URL:http://www.un.org/esa/population/publications/ittmig2002/locations.html
5. Островский А.В. «Формирование рынка рабочей силы в КНР» 2003.
6. Анохина Е.С. «Новая» китайская миграция и политика КНР по ее регулированию в 1978-2008гг. Томск, 2010.
7. Тракова Е.В. «Внутренняя миграция населения КНР в зоне экономических реформ (2000-2016 ГГ.)» Москва, 2018.
8. Кожирова С. «Факторы китайской миграции» // Информационно-аналитический журнал. 2010.
9. Рыбаковский Л.Л. «Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. (Очерки теории и методов исследования)» М.: Наука, 2001. - 114 с.
10. Юдина Т.Н. «Миграция: словарь основных терминов». 2007.
11. Га Жида, Ли Чженфен, Клюев А. В. «Структура и тенденции внутренней и внешней миграции в Китае и России» 25с., 2014.
12. Shen, J.F.; Xu, W. Migration and development in China: Introduction. China Rev. Interdiscipl. J. Greater
13. Баженова, Е.С. Социально-демографическое развитие КНР в ходе реформ: новые тенденции в свете решений XVIII съезда КПК // Экономика КНР в свете решений XVIII съезда КПК. В 2 ч. Ч. 1. / отв. ред. А.В. Островский; сост. А.В. Каменнов. - Москва: ИДВ РАН, 2013.
14. Плесский Н. С. «Особенности урбанизационных и миграционных процессов современного Китая», Известия Восточного Института 2015.
15. В. Толстой «Китайская провинция Гуандун предоставит больше прав рабочим- мигрантам» 2015... 62