ВВЕДЕНИЕ 3
1 Модели решения проблемы сиротства 6
1.1 Советская модель решения проблемы сиротства 6
1.2 Переходная модель решения проблемы сиротства 17
1.3 Современная модель решения проблемы сиротства 27
2 Решение проблемы сиротства в настоящее время (опыт Томской области) 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 59
Дети - сироты существовали в Союзе Советских Социалистических Республик на протяжении всей его истории. И решалась эта проблема сиротства системой детских домов. Но эта система была далеко не идеальной, она имело множество недостатков и изъянов. Дети - сироты, выходя из детского дома, зачастую не умели любить, потому что их никто не любил. Человек, который не имел опыта семейных отношений, не может их передать и своему ребенку. Поэтому не редки были случаи, что они отказывались от уже своих детей или государство забирало их из-за ненадлежащего ухода и тому подобного. Но, не смотря ни на что, дети-сироты являются частью общества поэтому очень важно, чтобы они смогли стать полноценными его членами и не чувствовали себя обделенными. Для этого государство пыталось внедрить семейные отношения в детские дома, так появился детский дом семейного типа, который должен был показать детям, что такое семья, приучить их к домашней обстановке. Но детский дом семейного типа появился только незадолго до распада Советского союза, поэтому проблемы с отсутствием семейных отношений имели место быть. Распад СССР повлиял на все сферы общественной жизни, коснулся он и детей. Так после распада СССР количество бездомных детей, живущих попрошайничеством и воровством увеличилось, поскольку произошло падение уровня жизни населения, обострилась демографическая ситуация, наблюдался рост безработицы, большие масштабы приобрели преступность и криминализация экономики. После распада СССР проблема сиротства в основном решалась системой детских домов, но их количество сократилось также как и количество детей в них. И все больше стало открываться детских домов семейного типа. Также использовались и такие формы жизнеустройства как опека и попечительства, детей в основном передавали в семьи родственников. В постсоветский период произошло переосмысление проблемы сиротства в целом как социальной. Проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальной и сейчас. Ведь основное влияние на формирование личности ребенка оказывает, именно, его семья. Любовь в семье для ребенка - самое первое и важное чувство. Родители любят своих детей просто потому, что они есть, и неважно, "хорошие" они или "плохие". Семья - это защита, принятие, она даёт опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить своё дело, доводить до конца задуманное. Даже самое хорошее общественное воспитание не может заменить ребенку семью, так как решающую роль в становлении личности играет та психологическая атмосфера и система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет развитие ребенка. Любовь родителей - величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира. Если же ребенок долгое время находился в учреждении интернатного типа, то он не в полной мере достигает понимания жизненных ценностей на протяжении всей своей дальнейшей жизни, а также, не имея перед глазами примера родительских отношений, может в дальнейшем испытывать трудности с созданием своей собственной семьи. Поэтому очень важно, чтобы каждый ребенок имел опыт проживания в семейных условиях с обязательным наличием тесных и стойких эмоциональных связей.
Многие исследователи занимались данной темой. Так, первоочередное внимание детскому призрению уделялось в работах М. Д. Ван-Путерена1, Н. А. Засецкого , Г. И. Лисенкова . Также А. М. Нечаева в своей работе делает обзор политики государства в области социальной защиты детства. Г. Карелова в своей работе рассматривает сиротство как социальное явление, которое вызвано нездоровым состоянием общества, снижением в нем морали и нравственности. Проблемы социального сиротства изучались И. Ф. Дементьевой и Е.В. Сакварелидзе . Рассмотрение национальной системы социальной помощи в исторической ретроспективе было продолжено в трудах В. Герье , Н. Исакова , П. Горностаева . Существенную помощь в изучении формирования системы социальной защиты семьи и детей оказал сборник «Антология социальной работы»11, в котором охарактеризован исторический путь становления современной системы социальной защиты. В него вошли статьи А. Панова «Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми», А. Ляшенко «Состояние и перспективы становления государственной службы социальной помощи семье в России (начало 90-х годов)» и другие, в которых охарактеризована социальная работа как особый вид профессиональной деятельности по оказанию помощи семье и детям. Проблемам сиротства посвящены выпуски сборника под общей редакцией Е.М. Рыбинского , в котором он раскрывает причины и состояние наиболее острых проблем детства.
Объект: система социального обеспечения детей-сирот в советское, постсоветское и настоящее время
Предмет: содержание и изменения в работе с детьми-сиротами в советское, постсоветское и настоящее время
Проблема: какие произошли изменения после перехода от советской модели решения проблемы сиротства к современной
Цель: отследить изменения, которые произошли после перехода от советской
модели решения проблемы сиротства к современной
Задачи:
1. Изучить советскую модель решения проблемы сиротства
2. Изучить переходную модель решения проблемы сиротства
3. Изучить современную модель решения проблемы сиротства
4. Изучить решение проблемы сиротства в настоящее время, на основе проведенного исследования
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава бакалаврской работы посвящена моделям решения проблемы сиротства, она состоит из трех параграфов. В первом параграфе рассматривается советская модель решения проблемы сиротства. Во втором параграфе рассматривается переходная модель решения проблемы сиротства. В третьем рассматривается современная модель решения проблемы сиротства Вторая глава, состоящая из одного параграфа, направлена на анализ результатов, проведенного исследования.
Таким образом, в советское время внимание на проблеме сиротства не акцентировалось, решалась она учреждениями интернатного типа: дети жили в очень больших комнатах по 15-20 человек. Учреждения были на самообеспечении, то есть имели огород, где выращивали овощи. После распада Советского Союза государство обратило внимание на проблему сиротства, так как было очень много беспризорных и безнадзорных детей. Это были тоже учреждения интернатного типа, но все больше становилось детских домов семейного типа. Стал меняться подход к решению проблемы сиротства: начал развиваться институт жизнеустройства детей-сирот, произошло переосмысление проблемы сиротства в целом как социальной и за этим следовали уверенные шаги на сокращение этих учреждений и детей-сирот в них. Современная же модель решения проблемы сиротства претерпела серьезные изменения по сравнению с советской моделью. Так, изменилась организация детских домов, в настоящее время центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Сейчас условия в центрах помощи приближены к квартирному типу: есть прихожая, зал, санузел, в комнате может жить один, два, три ребенка. В каждой группе не больше 8 детей, все группы разновозрастные - возраст детей может быть от 3 до 18 лет, кровных родственников не разлучают, братья и сестры живут вместе, за каждой группой закрепляется несколько воспитателей. Очень важно, чтобы воспитатели постоянно не менялись, чтобы была стабильная атмосфера, ведь иначе дети перестают воспринимать воспитателей как значимых взрослых, привязанности не формируются. А ведь, по сути, работа воспитателя в центре напоминает работу мамы дома. Воспитатели проделывают огромную и очень важную работу, помогая этим детям: помогают им с выполнением домашних заданий, формируют положительный образ семьи и т. д. В каждом микроблоке есть своя кухня, где дети могут готовить, выписав продукты. В центрах есть различные кружки и секции, которые дети могут посещать. Детям прививаются навыки самообслуживания: они могут сами постирать, приготовить, убрать за собой и т. д. Одно из главных изменений - это то, что изменилась цель учреждений для детей, сейчас их цель - помощь семье и детям, то есть решаются проблемы не только ребенка, который попал в учреждение, но и его семьи. Решаются проблемы семьи, чтобы вернуть ребенка в его кровную семью - это идеальный вариант. Если же вернуть ребенка кровным родителем не получается, тогда специалисты работают с родственниками, и только потом, если и с родственниками не получилось, ребенку подбирают замещающую семью. Ведь сейчас приоритетное направление жизнеустройства детей - семейные формы устройства. Семья - это идеальная обстановка для детей, она дает ребенку любовь, поддержку, заботу. Семья необходима каждому ребенку и никакое даже самое лучшее общественное воспитание не сможет ее заменить. Приоритетной формой устройства детей было и остается усыновление, но вместе с тем используются и другие формы устройства детей. Такие как: опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание, семейные-воспитательные группы, детские дома семейного типа, детские деревни - SOS. Каждая из форм имеет свои отличительные особенности, поэтому граждане, желающие взять ребенка на воспитание могут выбрать ту форму, которая им подходит больше всего. И, конечно, любая из этих семейных форм даст ребенку намного больше чем государственные учреждения. То есть современная система решения проблемы сиротства претерпела значительные изменения: начиная от цели учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заканчивая развитием семейных форм устройства, сопровождением и т. д. Сейчас всех выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, сопровождают до 23 лет, оказывая им помощь, поддержку. В центрах есть группа постинтернатного сопровождения, где ребенок может пожить, и ему помогут решить проблему, с которой он обратился. Но, тем не менее, еще есть над чем работать, современную систему нельзя оценить как очень эффективную. Так, центры помощи не могут обучить детей как нужно распоряжаться деньгами, так как деньги на это не выделяются, нет таких рычагов воздействия на детей как в семье, а также привыкая к государственному обеспечению потом детям сложно привыкнуть к самостоятельной жизни. Не редки и возвраты детей из замещающих семей, которые наносят детям серьезные психологические травмы. Для того чтобы минимизировать возвраты нужно еще более грамотно подходить к отбору, подготовке и сопровождению семей. Только тогда семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действительно, станут эффективным решением проблемы сиротства.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М: Изд-во МГУ, 1980. — 385 с.
2. Бабушкин А. В. Когда за спиною детский дом (спутник выпускника детского дома). М.: Сам себе адвокат. 1999. — 221 с.
3. Беляков В.В. О некоторых истоках и причинах современного сиротства // Актуальные проблемы современного детства. М., 1992. - 128 с.
4. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России. М.: Дом, 1993. — 149 с.
5. Белякова A. M. Охрана прав несовершеннолетних. М: Знание, 1983. — 203 с.
6. Брутман В.И. Ранее социальное сиротство как комплексная медико- социально-педагогическая проблема. М., 1994. - 65 с.
7. Варывдин В. А., Клемантович И. П. Управление системой социальной защиты детства. М: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
8. Волобуева Н. А. Детский дом как государственная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (исторический опыт) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. 2010. № 3. - 235 с.
9. Воскобойникова С. А. Нет чужих детей: Раздумья о проблемах социального сиротства. М., 1989. — 175 с.
10. Гессен И. В. Узаконение, усыновление и внебрачные дети. СПб, 1910. — 196 с.
11. Горбушина А. Е. Преодоление социально-психологической отчуждённости воспитанников школ-интернатов. Автореферат дисс. канд. пед. наук. М., 1993. — 230 с.
12. Гурко Т. А. Родительство: социологические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 2003. — 257 с.
13. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. — 170 с.
14. Дементьева И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.: Дом, 2000. — 195 с.
15. Дети без семьи // Положение детей в России. 1992 год (социальный портрет) / Под общ. ред. А.А.Лиханова, Е.М. Рыбинского. М., 1993. - 206 с... 40