Совершенствование стратегического планирования на предприятии (на примере АО «Транснефть - Центральная Сибирь»)
|
Реферат 2
Введение 6
1. Теоретические аспекты стратегического планирования на предприятии 7
1.1. Экономическое содержание и особенности стратегического планирования на предприятии 7
1.2. Методы и инструменты стратегического планирования на предприятии 23
1.3. Показатели эффективности использования методов стратегического планирования
на предприятии 31
2. Анализ стратегического планирования в АО «Транснефть - Центральная Сибирь» 38
2.1. Характеристика деятельности предприятия 38
2.2. Организация стратегического планирования в АО «Транснефть - Центральная
Сибирь» 40
2.3. Методы стратегического анализа и планирования АО «Транснефть - Центральная
Сибирь» 59
2.3.1 SWOT-анализ АО «Транснефть - Центральная Сибирь» 59
2.3.2 PEST-анализ АО «Транснефть - Центральная Сибирь» 64
2.3.3Показатели эффективности использования методов стратегического планирования АО «Транснефть - Центральная Сибирь» 67
3. Пути совершенствования стратегического планирования АО «Транснефть-Центральная
Сибирь» 72
3.1. Мониторинг окружающей среды предприятия как эффективный инструмент
стратегического анализа: алгоритм использования инструментария 72
3.2. Внедрение SAP ERP в АО «Транснефть - Центральная Сибирь» как фактор
повышения эффективности стратегического планирования 77
Заключение 85
Список использованных источников 86
Приложение А 91
Приложение Б 95
Приложение В 97
Введение 6
1. Теоретические аспекты стратегического планирования на предприятии 7
1.1. Экономическое содержание и особенности стратегического планирования на предприятии 7
1.2. Методы и инструменты стратегического планирования на предприятии 23
1.3. Показатели эффективности использования методов стратегического планирования
на предприятии 31
2. Анализ стратегического планирования в АО «Транснефть - Центральная Сибирь» 38
2.1. Характеристика деятельности предприятия 38
2.2. Организация стратегического планирования в АО «Транснефть - Центральная
Сибирь» 40
2.3. Методы стратегического анализа и планирования АО «Транснефть - Центральная
Сибирь» 59
2.3.1 SWOT-анализ АО «Транснефть - Центральная Сибирь» 59
2.3.2 PEST-анализ АО «Транснефть - Центральная Сибирь» 64
2.3.3Показатели эффективности использования методов стратегического планирования АО «Транснефть - Центральная Сибирь» 67
3. Пути совершенствования стратегического планирования АО «Транснефть-Центральная
Сибирь» 72
3.1. Мониторинг окружающей среды предприятия как эффективный инструмент
стратегического анализа: алгоритм использования инструментария 72
3.2. Внедрение SAP ERP в АО «Транснефть - Центральная Сибирь» как фактор
повышения эффективности стратегического планирования 77
Заключение 85
Список использованных источников 86
Приложение А 91
Приложение Б 95
Приложение В 97
Стратегическое планирование - это процесс определения стратегии организации путем анализа стратегических позиций, исследования внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации ее конкурентных преимуществ. От выбора путей совершенствования стратегического планирования во многом зависят результаты хозяйственной деятельности предприятия, а также его финансовое состояние. Этим обусловлена актуальность дипломной работы.
Рассматриваемое в работе предприятие АО «Транснефть - Центральная Сибирь» является структурным подразделением ПАО «Транснефть», основным видом деятельности которого является транспортировка нефти. В связи с этим, цель дипломной работы - изучение особенностей стратегического планирования и выявление путей его совершенствования на примере АО «Транснефть - Центральная Сибирь», как структурного подразделения вертикально-интегрированного холдинга.
Объектом исследования является стратегическое планирование на предприятии.
Предметом исследования являются подходы и методы стратегического планирования, а так же пути его совершенствования в АО «Транснефть - Центральная Сибирь».
Методами исследования являются: аналитический метод, PEST-анализ и SWOT-анализ АО «Транснефть - Центральная Сибирь», метод коэффициентов.
Исходные данные к работе: материалы преддипломной практики, формы финансовой отчетности АО «Транснефть - Центральная Сибирь» за пять последних лет, Интернет- ресурсы, учебная литература и периодические издания.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты стратегического планирования предприятия.
Вторая глава представляет собой анализ стратегического планирования в АО «Транснефть - Центральная Сибирь», в которой представлены организация стратегического планирования и методы стратегического анализа и планирования АО «Транснефть - Центральная Сибирь».
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию стратегического планирования АО «Транснефть - Центральная Сибирь».
В заключении представлены выводы по проделанной работе.
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на предприятии
1.1 Экономическое содержание и особенности стратегического планирования на предприятии
Понятие «менеджмент» возникло в начале XX в. в американской бизнес-среде. Еще в 30-е гг. прошлого столетия в США была ясно осознана его значимость, менеджмент стал профессией, область знаний превратилась в самостоятельную научную дисциплину, а социальный слой управленцев - в весьма влиятельную общественную силу.
В современной России термин «менеджмент» используется как синоним отечественного понятия «управление на предприятии», однако сам термин «управление» намного шире понятия менеджмента, поскольку применяется ко всем видам человеческой деятельности [25].
Косьмин А.Д. выделяет следующие факторы возникновение и развития менеджмента:
• уровень экономического развития
• социально-экономическое устройство общества
• технологические особенности производства
• влияние на управление социально-психологических отношений
• определенный уровень общей и организационной культуры
К настоящему времени нет единого определения менеджмента, поскольку областью применения менеджмента являются многие виды человеческой деятельности, которыми надо управлять для получения намеченного результата [25].
Можно привести следующее определение менеджмента, которое дает И.Н. Шапкин: «менеджмент - это комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику одной их типологических моделей управления социально-экономической системой - организацией, и, конкретно, управления рыночной экономикой» [59].
Основной целью менеджмента является обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала и применения новых технологий. Объектом управления является организация - группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Субъектом управления являются менеджеры - весь руководящий состав организации [59].
Выделяют следующие основные функции менеджмента, представленные на рисунке 1:
Рисунок 1 - Задачи менеджмента [Составлено автором]
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамики внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран [30].
На сегодняшний день можно считать уже общепризнанным, что «отцами» стратегического планирования по праву считаются Альфред Д. Чандлер, Кеннет Эндрюс и Игорь Ансофф.
Альфред Д. Чандлер - профессор истории бизнеса в Гарвардской Школе Бизнеса - впервые в рамках исторического анализа исследовал историю зарождения фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Кеннет Эндрюс - профессор Гарвардской школы бизнеса, один из ранних авторов теории стратегического управления - сконцентрировал свое внимание на высшем руководстве в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия. Под его руководством сложилась и несколько десятилетий плодотворно работает знаменитая Гарвардская группа. Игорь Ансофф - американский математик и экономист российского происхождения - в своих работах поставил и блестяще решил задачу реализации и некой схематизации процедуры стратегического планирования, [42].
В конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ в. И. Ансофф предложил концепцию стратегического менеджмента. На основе это концепции, при помощи анализа текущей ситуации и тенденций развития внешней среды, формулировались задачи долгосрочного развития организаций. Важное место уделялось выработке долгосрочных принципов принятия и обоснования решений, определяющие стратегическую эффективность деятельности организации. Основное внимание уделялось разработке стратегии [48].
На протяжении более ста лет происходило формирование систем управления в результате длительной эволюции теоретической мысли в тесной связи с практическими запросами деятельности фирм. Чем сложнее и неожиданнее становилось будущее, тем больше усложнялись системы и методы управления организацией (табл. 1).
Рассматриваемое в работе предприятие АО «Транснефть - Центральная Сибирь» является структурным подразделением ПАО «Транснефть», основным видом деятельности которого является транспортировка нефти. В связи с этим, цель дипломной работы - изучение особенностей стратегического планирования и выявление путей его совершенствования на примере АО «Транснефть - Центральная Сибирь», как структурного подразделения вертикально-интегрированного холдинга.
Объектом исследования является стратегическое планирование на предприятии.
Предметом исследования являются подходы и методы стратегического планирования, а так же пути его совершенствования в АО «Транснефть - Центральная Сибирь».
Методами исследования являются: аналитический метод, PEST-анализ и SWOT-анализ АО «Транснефть - Центральная Сибирь», метод коэффициентов.
Исходные данные к работе: материалы преддипломной практики, формы финансовой отчетности АО «Транснефть - Центральная Сибирь» за пять последних лет, Интернет- ресурсы, учебная литература и периодические издания.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты стратегического планирования предприятия.
Вторая глава представляет собой анализ стратегического планирования в АО «Транснефть - Центральная Сибирь», в которой представлены организация стратегического планирования и методы стратегического анализа и планирования АО «Транснефть - Центральная Сибирь».
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию стратегического планирования АО «Транснефть - Центральная Сибирь».
В заключении представлены выводы по проделанной работе.
1 Теоретические аспекты стратегического планирования на предприятии
1.1 Экономическое содержание и особенности стратегического планирования на предприятии
Понятие «менеджмент» возникло в начале XX в. в американской бизнес-среде. Еще в 30-е гг. прошлого столетия в США была ясно осознана его значимость, менеджмент стал профессией, область знаний превратилась в самостоятельную научную дисциплину, а социальный слой управленцев - в весьма влиятельную общественную силу.
В современной России термин «менеджмент» используется как синоним отечественного понятия «управление на предприятии», однако сам термин «управление» намного шире понятия менеджмента, поскольку применяется ко всем видам человеческой деятельности [25].
Косьмин А.Д. выделяет следующие факторы возникновение и развития менеджмента:
• уровень экономического развития
• социально-экономическое устройство общества
• технологические особенности производства
• влияние на управление социально-психологических отношений
• определенный уровень общей и организационной культуры
К настоящему времени нет единого определения менеджмента, поскольку областью применения менеджмента являются многие виды человеческой деятельности, которыми надо управлять для получения намеченного результата [25].
Можно привести следующее определение менеджмента, которое дает И.Н. Шапкин: «менеджмент - это комплекс ключевых положений, отражающих содержание и специфику одной их типологических моделей управления социально-экономической системой - организацией, и, конкретно, управления рыночной экономикой» [59].
Основной целью менеджмента является обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала и применения новых технологий. Объектом управления является организация - группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей. Субъектом управления являются менеджеры - весь руководящий состав организации [59].
Выделяют следующие основные функции менеджмента, представленные на рисунке 1:
Рисунок 1 - Задачи менеджмента [Составлено автором]
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамики внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран [30].
На сегодняшний день можно считать уже общепризнанным, что «отцами» стратегического планирования по праву считаются Альфред Д. Чандлер, Кеннет Эндрюс и Игорь Ансофф.
Альфред Д. Чандлер - профессор истории бизнеса в Гарвардской Школе Бизнеса - впервые в рамках исторического анализа исследовал историю зарождения фирмы через соотношение внешнего окружения, стратегии развития и организационной структуры управления. Кеннет Эндрюс - профессор Гарвардской школы бизнеса, один из ранних авторов теории стратегического управления - сконцентрировал свое внимание на высшем руководстве в процессе разработки и реализации стратегии развития предприятия. Под его руководством сложилась и несколько десятилетий плодотворно работает знаменитая Гарвардская группа. Игорь Ансофф - американский математик и экономист российского происхождения - в своих работах поставил и блестяще решил задачу реализации и некой схематизации процедуры стратегического планирования, [42].
В конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ в. И. Ансофф предложил концепцию стратегического менеджмента. На основе это концепции, при помощи анализа текущей ситуации и тенденций развития внешней среды, формулировались задачи долгосрочного развития организаций. Важное место уделялось выработке долгосрочных принципов принятия и обоснования решений, определяющие стратегическую эффективность деятельности организации. Основное внимание уделялось разработке стратегии [48].
На протяжении более ста лет происходило формирование систем управления в результате длительной эволюции теоретической мысли в тесной связи с практическими запросами деятельности фирм. Чем сложнее и неожиданнее становилось будущее, тем больше усложнялись системы и методы управления организацией (табл. 1).
Стратегическое планирование является одним из важнейших аспектов, который необходимо реализовать для построения эффективно работающего предприятия.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривались особенности стратегического планирования АО «Транснефть - Центральная Сибирь», которая является структурным подразделением холдинга ПАО «Транснефть».
Рассматриваемое предприятие имеет ряд особенностей. С одной стороны, это компания, которая занимается транспортировкой нефти из удаленных районов, где располагаются месторождения, к нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ) и за рубеж, что накладывает ограничения на структуру запасов, с другой стороны, предприятие является частью холдинга, что приводит к появлению особенностей в управлении денежными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями.
Как показало приведенное исследование, компания имеет достаточно эффективную и отлаженную систему стратегического планирования.
Объем запасов в последние годы мало изменялся, что, в сочетании с растущими показателями рентабельности, говорит о высокой степени отработки и эффективности технологических процессов.
Так как предприятие является частью холдинга, использующего кэш-пулинг, остатки денежных средств на счетах минимальны, что приводит к формальному снижению показателей ликвидности и оборачиваемости оборотных активов. Однако риск неплатежей остается незначительным благодаря финансовым возможностям материнской компании. В компании имеется значительная дебиторская задолженность, что в условиях роста инфляции приводит к снижению стоимости поступающих денежных средств.
В связи с выше изложенным, предприятию стоит порекомендовать продолжать внедрять современные системы автоматизации для снижения управленческих расходов, повышения эффективности управления запасами, денежными средствами и финансовыми вложениями, совершенствования стратегического планирования. Также, следует снижать дебиторскую задолженность, которая обесценивается в условиях растущей инфляции. Кроме того, материнской компании следует уменьшать финансовую зависимость дочерних предприятий для повышения эффективности управления оборотными активами.
В данной выпускной квалификационной работе рассматривались особенности стратегического планирования АО «Транснефть - Центральная Сибирь», которая является структурным подразделением холдинга ПАО «Транснефть».
Рассматриваемое предприятие имеет ряд особенностей. С одной стороны, это компания, которая занимается транспортировкой нефти из удаленных районов, где располагаются месторождения, к нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ) и за рубеж, что накладывает ограничения на структуру запасов, с другой стороны, предприятие является частью холдинга, что приводит к появлению особенностей в управлении денежными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностями.
Как показало приведенное исследование, компания имеет достаточно эффективную и отлаженную систему стратегического планирования.
Объем запасов в последние годы мало изменялся, что, в сочетании с растущими показателями рентабельности, говорит о высокой степени отработки и эффективности технологических процессов.
Так как предприятие является частью холдинга, использующего кэш-пулинг, остатки денежных средств на счетах минимальны, что приводит к формальному снижению показателей ликвидности и оборачиваемости оборотных активов. Однако риск неплатежей остается незначительным благодаря финансовым возможностям материнской компании. В компании имеется значительная дебиторская задолженность, что в условиях роста инфляции приводит к снижению стоимости поступающих денежных средств.
В связи с выше изложенным, предприятию стоит порекомендовать продолжать внедрять современные системы автоматизации для снижения управленческих расходов, повышения эффективности управления запасами, денежными средствами и финансовыми вложениями, совершенствования стратегического планирования. Также, следует снижать дебиторскую задолженность, которая обесценивается в условиях растущей инфляции. Кроме того, материнской компании следует уменьшать финансовую зависимость дочерних предприятий для повышения эффективности управления оборотными активами.
Подобные работы
- Совершенствование финансового планирования на предприятии (на примере ПАО «Магнит»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Организация процесса подбора и расстановки персонала
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности системы стимулирования и мотивации персонала на примере предприятий нефтегазовой отрасли
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Бухгалтерский учет и анализ оборотных активов на примере ООО «Околица»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018





