Введение 3
1 Комментарий к практике 6
1.1 Авторы 6
1.2 Референсы к документальному фильму 19
1.3 Особенности творческой ситуации 32
2 Презентация практики 35
2.1 Позиция 35
2.2 Ход работы 37
2.3 Перспектива развития и потенциал проекта 54
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Приложение А
Тема: документальная сказка как жанр неигрового кино на примере фильма «Охота за счастьем».
Объект: документальное кино
Предмет: короткометражный документальный фильм
Актуальность: значимость исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в эпоху глобализации и цифровизации традиционные уклады жизни коренных народов стремительно трансформируются, а их культурное наследие рискует исчезнуть, не будучи зафиксированным. Во- вторых, документальное кино, долгое время, остававшееся в рамках строгого репортажного стиля, сегодня ищет новые формы выражения, способные передать не только факты, но и эмоциональную правду. В этом смысле сказочное повествование становится инструментом, позволяющим говорить о сложных социальных явлениях через метафору, делая их ближе и понятнее зрителю. Горный Алтай, выбранный в качестве локации, — регион, где природа, мифология и повседневность неразрывно связаны. Здесь охота — не просто промысел, а сакральный ритуал, а семья — главный хранитель традиций. Однако эти устои сталкиваются с реалиями современности: запретами на традиционные виды деятельности, экономическими трудностями, вытеснением коренного населения коммерческими проектами. Через историю одной семьи, где взрослые вынуждены бороться за выживание, а ребенок воспринимает мир через сказку, фильм раскрывает не только локальные проблемы, но и универсальные темы: связь поколений, конфликт традиции и прогресса, поиск счастья в условиях кризиса. Практическая значимость проекта заключается в его междисциплинарности: он сочетает этнографическое исследование, социальную критику и эксперименты с кинематографической формой. Фильм не только фиксирует исчезающий уклад жизни, но и предлагает зрителю задуматься о ценности культурного наследия и семьи как опоры в меняющемся мире. В перспективе этот опыт может быть применен к другим регионам и темам, где документальная сказка станет мостом между реальностью и ее художественным осмыслением.
Таким образом, актуальность моей дипломной работы определяется ее междисциплинарным характером, сочетающим социальную проблематику, экспериментальную форму и этический подход к документалистике. Этот проект не только вносит вклад в изучение конкретного региона, но и предлагает методы работы с документальным материалом, которые могут быть применены в других культурных и географических контекстах.
Цель: исследование жанра документальной сказки и создание короткометражного фильма на основе проведенного анализа. Для реализации цели были решены следующие задачи:
1. Наблюдение и историческая справка Г орного Алтая
2. Выбор ключевых героев и центральной темы
3. Выбор методов и оригинальных решений в съемке
4. Съемка героев, поездка в Горный Алтай
5. Отбор кадров
6. Создание истории с помощью монтажа
Характеристика проекта: проект реализован в Горном Алтае, деревни Чепош, Чемальского района. Героями проекта стали местные жители, четырехлетний главный герой Владимир и его семья. Тема всего проекта сосредоточена вокруг специфики региона и семейных ценностей, поэтому участниками кинокартины стали местные жители отдаленного села в Горном Алтае. Съемка проекта была осуществлена зимой 2025 года, а работа с озвучкой проекта при помощи закадрового голоса выпала на май 2025.
Работа над фильмом подразумевает под собой не только съемочные дни, но и сближение с героями фильма, жизнь с ними в одном доме и раскрытия их реальных чувств и эмоций. Благодаря такому подходу можно добиться жанра чистого наблюдения, без записи отдельных синхронов для раскрытия темы. Для работы была использована закадровая озвучка, записанная после съемок фильма, текст к которой был составлен на основе техники наблюдения и интервью с героями.
Проект снят по классической трехактной структуре. А письменная часть содержит все необходимые элементы: введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава содержит обзор работ по данной теме, написанных другими авторами, анализ фильмов-референсов и описание особенностей работы над фильмом. Вторая глава рассказывает об итогах проделанной работы и представляет финальный продукт, в это также входит описание цели фильма, актуальности темы и хода работы. В результате будет снят документальный фильм в экспериментальном жанре документальной сказки, а также исследована роль закадровой озвучки, влияющая на эмоциональную составляющую фильма.
Хронометраж: 20 минут
Целевая аудитория проекта: люди, проживающие в Горном Алтае и других отдаленных местах России: в маленьких селах, и деревня. Люди среднего возраста, интересующиеся этнографией, особенностями региона и обычаями. А также люди увлекающиеся документалистикой в возрасте от 25-40 лет.
Жанр: документальная сказка.
В ходе данного исследования была рассмотрена концепция «документальной сказки» как жанрового направления в неигровом кино, сочетающего элементы традиционной документалистики с мифопоэтическим повествованием. Анализ теоретических источников и практическая работа над фильмом позволили выявить ключевые особенности этого формата: специфика повествования - документальная сказка строится на переплетении реальности и символического восприятия, где объективная фиксация событий дополняется субъективным, почти сказочным взглядом героя (в данном случае - ребенка). Это создает уникальный гибридный жанр, расширяющий границы документального кино, а визуально-стилистические приемы - использование живописных локаций, естественного света и длинных планов помогает передать «волшебство» повседневности, не нарушая при этом принципов достоверности. Работа в этом жанре требует глубокого погружения в среду, поскольку режиссер выступает одновременно как наблюдатель и соучастник событий. Особую роль играет психологический аспект взаимодействия с героями, особенно когда одним из них является ребенок, а также трансляция культурных ценностей и связи поколений. На примере Горного Алтая я показывала связь человека с местом, идеологические особенности региона и семейные ценности, все это придало исследованию новизну и географическую специфику.
Практическая часть исследования подтвердила, что «документальная сказка» - это перспективное направление, позволяющее говорить на серьезные темы через призму поэтики и метафоры. Мною были затронуты сразу несколько аспектов: социальный контекст жизни малочисленных народов, экономический - застройка территорий природных мест и кризис в некоторых регионах нашей страны и политический - распределение бюджета и вовлеченность администрации в жизнь села. Сказка, как жанр может стать мостом между классической документалистикой и экспериментальным кино, предлагая зрителю новые формы восприятия реальности. А исследование Алтая, в частности местных жителей села Чепош помогло разобрать в дискурсе семейных ценностей, поколенческих традиций и природных особенностей.
Таким образом, проведенная работа не только систематизировала теоретические основы этого формата, но и доказала его жизнеспособность на практике. Дальнейшее развитие жанра может быть связано с более активным использованием архивных материалов, расширение локаций и смешение фокуса работы на другие важные темы, что открывает широкие возможности для творческих экспериментов в неигровом кино.
1. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. // Рипол Классик, 2013.
2. Пропп В. Я. Русская сказка. // М: Лабиринт., 2000. - 415 с.
3. Путилов Б. Н. Проблемы фольклора в трудах В.Я. Проппа //Типологические исследования по фольклору. Сборник статей памяти ВЯ Проппа (1895-1970)/сост.: ЕМ Мелетинский, СЮ Неклюдов. - М.:«Наука. - 1975. - С. 7-15.
4. Афанасьев А. Н. Предисловие ко 2-му изданию 1873 г. // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 1. — 1984. — С. 5—10.
5. Исламова С. Б., Лиходзиевский А. С. Жанр литературной сказки и фантастики в современной литературы //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2023. - Т. 3. - №. 4. - С. 220-223.
6. Абашева М. П., Зырянова А. И. Литературная сказка в исторической и методологической перспективе //Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». - 2019. - Т. 29. - №. 2. - С. 246-254.
7. Екимова Т. А. Специфика жанровой природы драматической сказки //Вестник Челябинского государственного университета. - 1997. - Т. 2.
- №. 2. - С. 64-70.
8. Елена Юрьевна Назаренко «Сказки Большого Алтая»: сборник народных сказок // Издание 2-е. -Барнаул: 2017. -86 с.
9. Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2018. - №. 2 (16). - С. 246-253.
10. Документальная проза // КартаСлов.Ру — Карта слов и выражений русского языка URL:https://kartaslov.ru/ (дата обращения: 19.06.2025).
11. Seim N. Владимир Сорокин ум, честь и совесть эпохи постмодерна. - 2007.
12. Вероника Б. Зусева-Озкан Нарратология, историческая поэтика и историческая нарратология // EHESS. - 2015.
13. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. - 1-е. Том 23 изд. - Москва: Библиотека всемирной литературы, 1974. - 576 с.
14. Петр Золин Таргитай // Проза.ру, 2010.
15. Оруэлл Д. Скотный двор. // Strelbytskyy Multimedia Publishing, 2021.
16. Булгаков М. Мастер и Маргарита. // Азбука-Аттикус, 2024.
17. Мартел Я. Жизнь Пи.// EKSMO, 2013.
18. Гейман Н. Коралина. // Litres, 2010.
19. Михалков С. В. Быль для детей. // Государственное издательство детской литературы, 1944.
20. Тесля А. А. Документальная проза: проблема и история жанров //Ученые заметки ТОГУ. - 2012. - Т. 3. - №. 1. - С. 7-17.
21. Невидимова М. А. От документального фильма к притче. Роль музыки в процессе жанровой трансформации документальных фильмов Вернера Херцога //Музыка-Философия-Культура. - 2020. - С. 45-46.
22. Девликамова Э. А. Документальный фильм: концепция жанра //Культурная жизнь юга России. - 2019. - №. 2 (73). - С. 102-104.
23. «Акварелью по воде» [документальный фильм] // Режиссер Михаэль Глорвиц - 2018.
24. «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» [игровой фильм] // Режиссер Апичатпонг Вирасетхакул- 2010.
25. «Лабиринт Фавна» [игровой фильм] // Режиссер Гильермо дель Торо - 2006.
26. Воскресенская И. Н. Звуковое решение фильма. // Издательство Pubmix. com, 1978.
27. «По волнам: Искусство звука в кино» [документальный фильм] // Режиссер Мидж Костин - 2019.
28. Рабигер М. Режиссура документального кино и «Постпродакшн» //Москва: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - 1999.
29. Марина Разбежкина Всепобеждающая жажда жизни // Октябрь. - 2008.
- №2.
30. «Король бакланов» [документальный фильм] // Режиссер Дарья Разумникова - 2022.
31. «Север Помнит» [документальный фильм] // Режиссер Владимир Долженков - 2024.
32. «Левиафан» [игровой фильм] // Режиссер Андрей Звягинцев - 2014.
33. «Выход» [документальный фильм] // Режиссер Максим и Евгения Арбугаевы - 2024
34. Канал «Лесные» [медаипроект] - 2018.
35. Рейтинг регионов по доходам населения — 2020 // РИА Новости URL: https://ria.ru/20200706/1573773182.html(дата обращения: 15.06.2025).