Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения (Социальная педагогика, Хакасский государственный университет)

Работа №186454

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Базой исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана « Средняя общеобразовательная школа №25, №19, №10, №30».
Выборка: 4 социальных педагога.
Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретическое обоснование деятельности социального педагога с неблагополучной семьей.7
1.1 Неблагополучная семья: характеристика, причины………………………7
1.2 Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей…1
1.3 Опыт деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации……...17
2. Практика деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения (на примере г. Абакана)….23
2.1 Организация методов исследования……23
2.2. Анализ деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения………………………25
2.3 Проблемы деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения…………………….37
Заключение………………………………………………………………………39
Библиографический список…………41
Приложение А…………………………………………………………………..44
Приложение Б…………………………………………………………………..45
Приложение В………………………………………………………………….47

Неблагополучная семья самостоятельно не может справиться со своей проблемой, ей необходима комплексная социально-педагогическая помощь. Комплексность данной помощи проявляется в одновременной работе специалистов медицинских, образовательных, социальных учреждений. Именно всесторонний подход к решению проблемы неблагополучия семьи будет способствовать улучшению положения данной группы семей в окружающем обществе.
Рассмотрим, каким образом осуществляет свою деятельность с неблагополучными семьями.
Профессиональная деятельность социального педагога - это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.
Особого внимания и заботы социального педагога требуют дети, которые имеют определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностном общении, низкую успеваемость, трудные социальные условия, сложные отношения между членами семьи и т.д. Ведь при определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться и ребенок не всегда может справиться с ними. Вот тогда он становится “трудным”. Чтобы этого не произошло, социальный педагог ведет с этими детьми активную работу. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, подключают учителей-предметников, которые работают над развитием познавательной сферы, формируют учебную мотивацию, помогают ребенку справиться с трудностями и проблемами в обучении во внеурочной деятельности и определиться в интересах. Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников - это главный успех в работе социального педагога. Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы и способности

С некоторыми детьми проводится индивидуальная работа по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т.е. умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.
Большая проблема педагогов - межличностные отношения детей. Межличностные отношения - это важнейший компонент воспитательной системы школы. Задача социального педагога - знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через наблюдение, через беседы с классными руководителями и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы. Итак, можно сказать: школа - это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Поэтому социально-педагогическая работа одно из важнейших направлений в работе образовательного учреждения.
Таким образом, под деятельностью социального педагога понимается деятельность, направленная на защиту прав ребенка, а также на оказание ему медицинской, педагогической, социальной помощи. В деятельности социального педагога с неблагополучной семьёй важным является оказание помощи ребенку в его социализации через повышение уровня его адаптации в семье.
Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители наркозависимые и алкозависимые, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи.
Объект исследования: Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей
Предмет исследования: Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения
Цель исследования: проанализировать деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего образовательного учреждения
Задачи исследования:
1. Дать понятие неблагополучная семья, описать ее характеристики и причины неблагополучия
2. Описать особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей
3. Проанализировать опыт деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
4. Изучить методы исследования применяемые на практике социальным педагогом с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения на примере г.Абакан
5. Проанализировать деятельность социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения на примере города Абакан
6. Описать проблемы деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения в г. Абакан.
Теоретической основой исследования по данной теме стали научные труды таких исследователей как: Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузовой, И.А. Телина, Л.В. Мурдахаев – социальная педагогика, Н.И. Никитина – методика и технология работы социального педагога – по изучению основ деятельности социального педагога.
Теоретические методы исследования: анализ научной литературы и нормативно правовых документов.
Эмпирические методы исследования: беседа.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что была дана общая характеристика основных направлений деятельности социального педагога с неблагополучной семьей; раскрыты основные составляющие содержания социально-педагогической деятельности с данной категорией семей.
Практическая значимость заключается в изучение опыта реализации деятельности социального педагога в условиях среднего образовательного учреждения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из рассмотренных вопросов курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
Неблагополучная семья– это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Причины семейного неблагополучия, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал. Во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. В-третьих, биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов)
Социальный педагог – это педагог, исследующий воспитание в рамках социализации, которая осуществляется в специально созданных для этого организациях, а также и в таких учреждениях, для которых воспитание не является основной функцией.
Целью работы социального педагога является создание благоприятных условий для личностного (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального) развития ребенка, оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита его в социуме. Педагог выступает как посредник между взрослым и ребенком, ребенком и его окружением, а также как наставник при общении ребенка с окружением, социумом.
Эффективной будет социально-педагогическая деятельность, если она будет основана на комплексном подходе. Комплексный подход подразумевает изучение и использование демографических данных (рождаемость), социологии и социальной психологии (исследование и анализ семейных отношений, причин конфликтов в семье), педагогики (воспитательные функции семьи), права (права членов семьи), экономики (бюджет семьи), этнографии (быт, история, культура), истории и философии, а также религии.
В современной психолого-педагогической литературе содержатся различные определения и типологии семей. Существует несколько видов неблагополучных семей, с которыми необходимо вести коррекционную работу. Такую работу должен выполнять социальный педагог, который имеет навыки и умения по устранению проблем в таких семьях. У педагога должен быть алгоритм, согласно которому он проводит свою работу.
В ходе проведенного исследования мы проанализировали деятельность социальных педагогов работающих с неблагополучными семьями в условиях среднего общеобразовательных учреждений г. Абакана. Изучили методы, формы работы, нормативно правовую базу которой они руководствуются в ходе своей деятельности.
В ходе данного исследования мы получили следующие выводы: в ходе проведенного исследования мы проанализировали деятельность социальных педагогов работающих с неблагополучными семьями в условиях среднего общеобразовательных учреждений г. Абакана. Изучили методы, формы работы, нормативно правовую базу которой они руководствуются в ходе своей деятельности. В ходе проведенного нами исследования были выделены следующие проблемы деятельности социальных педагогов с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения: 1) невыполнение своих обязательств по разработанному плану, 2) нежелание родителей идти на контакт со специалистами.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
2. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022).
3. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" от 28.12.2013 N 442-ФЗ (последняя редакция).
5. Конвенция о правах ребёнка.
6. ФЗ-124 Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

II. Статьи

7. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» [Текст] / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.-399с.
8. Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагоги- ческой поддержки детства: теория и практика: Автореф. дис. ... докт. пед. Наук[Текст]/Л.Я.Олиференко. -М., 2010.-45 с.
9.Круть С.В., Современная Российская семья - проблемы и решения. / С.В. Круть Социальная работа, М.: 03/2013
10.Ядов В.А., Социальная идентификация личности. - М., 2014г, - с.54
11. Карабанова О.А., Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2011. - с. 261
12. Лебедева А.И., Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект профилактики преступлений. Автореферат дис. канд. юрид. наук. М., 2010. - с.158
13. Беличева А., Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. М., 2016. - с.72
. 14. Мудрик А. В. Социальная педагогика. – М.: Просвещение , 2002. –200 с.
. 15. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996
16. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. – 1991. – №4.
. 17. Организационная и социально – педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.-М., 2004. –364 с. // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
III. Учебная литература

18. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд. Стереотип / Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова— М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 440 с.
19. Социальная педагогика: Курс лекций[Текст] /Под ред. М.А. Галагузовой.-М: Владос, 2013.-416с.
20. Социальная педагогика:учебн.пособие [Текст]/И.А.Телина.-М.:Флинта.-2014.-87с.
21. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник [Текст] / Л.В.Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005.
22.Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Я. Оли¬ференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М.: Академия, 2012.-256с.
23. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 20. – 416 с.
24. Лекции по социальной педагогике: учебно- методическое пособие для студентов педагогических вузов по общепрофессиональной подготовке / Г.М. Клочева. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 63 с.
25. Социальная педагогика: учебное пособие / авт.-сост. С.Г.Григорьева. – Казань: Казан.ун-т, 2018. – 97 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ