Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения (Социальная педагогика, Хакасский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Базой исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана « Средняя общеобразовательная школа №25, №19, №10, №30».
Выборка: 4 социальных педагога.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретическое обоснование деятельности социального педагога с неблагополучной семьей.7
1.1 Неблагополучная семья: характеристика, причины………………………7
1.2 Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей…1
1.3 Опыт деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации……...17
2. Практика деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения (на примере г. Абакана)….23
2.1 Организация методов исследования……23
2.2. Анализ деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения………………………25
2.3 Проблемы деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения…………………….37
Заключение………………………………………………………………………39
Библиографический список…………41
Приложение А…………………………………………………………………..44
Приложение Б…………………………………………………………………..45
Приложение В………………………………………………………………….47
Базой исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана « Средняя общеобразовательная школа №25, №19, №10, №30».
Выборка: 4 социальных педагога.
Есть приложения.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретическое обоснование деятельности социального педагога с неблагополучной семьей.7
1.1 Неблагополучная семья: характеристика, причины………………………7
1.2 Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей…1
1.3 Опыт деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации……...17
2. Практика деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения (на примере г. Абакана)….23
2.1 Организация методов исследования……23
2.2. Анализ деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения………………………25
2.3 Проблемы деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения…………………….37
Заключение………………………………………………………………………39
Библиографический список…………41
Приложение А…………………………………………………………………..44
Приложение Б…………………………………………………………………..45
Приложение В………………………………………………………………….47
Неблагополучная семья самостоятельно не может справиться со своей проблемой, ей необходима комплексная социально-педагогическая помощь. Комплексность данной помощи проявляется в одновременной работе специалистов медицинских, образовательных, социальных учреждений. Именно всесторонний подход к решению проблемы неблагополучия семьи будет способствовать улучшению положения данной группы семей в окружающем обществе.
Рассмотрим, каким образом осуществляет свою деятельность с неблагополучными семьями.
Профессиональная деятельность социального педагога - это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.
Особого внимания и заботы социального педагога требуют дети, которые имеют определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностном общении, низкую успеваемость, трудные социальные условия, сложные отношения между членами семьи и т.д. Ведь при определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться и ребенок не всегда может справиться с ними. Вот тогда он становится “трудным”. Чтобы этого не произошло, социальный педагог ведет с этими детьми активную работу. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, подключают учителей-предметников, которые работают над развитием познавательной сферы, формируют учебную мотивацию, помогают ребенку справиться с трудностями и проблемами в обучении во внеурочной деятельности и определиться в интересах. Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников - это главный успех в работе социального педагога. Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы и способности
С некоторыми детьми проводится индивидуальная работа по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т.е. умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.
Большая проблема педагогов - межличностные отношения детей. Межличностные отношения - это важнейший компонент воспитательной системы школы. Задача социального педагога - знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через наблюдение, через беседы с классными руководителями и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы. Итак, можно сказать: школа - это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Поэтому социально-педагогическая работа одно из важнейших направлений в работе образовательного учреждения.
Таким образом, под деятельностью социального педагога понимается деятельность, направленная на защиту прав ребенка, а также на оказание ему медицинской, педагогической, социальной помощи. В деятельности социального педагога с неблагополучной семьёй важным является оказание помощи ребенку в его социализации через повышение уровня его адаптации в семье.
Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители наркозависимые и алкозависимые, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи.
Объект исследования: Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей
Предмет исследования: Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения
Цель исследования: проанализировать деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего образовательного учреждения
Задачи исследования:
1. Дать понятие неблагополучная семья, описать ее характеристики и причины неблагополучия
2. Описать особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей
3. Проанализировать опыт деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
4. Изучить методы исследования применяемые на практике социальным педагогом с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения на примере г.Абакан
5. Проанализировать деятельность социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения на примере города Абакан
6. Описать проблемы деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения в г. Абакан.
Теоретической основой исследования по данной теме стали научные труды таких исследователей как: Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузовой, И.А. Телина, Л.В. Мурдахаев – социальная педагогика, Н.И. Никитина – методика и технология работы социального педагога – по изучению основ деятельности социального педагога.
Теоретические методы исследования: анализ научной литературы и нормативно правовых документов.
Эмпирические методы исследования: беседа.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что была дана общая характеристика основных направлений деятельности социального педагога с неблагополучной семьей; раскрыты основные составляющие содержания социально-педагогической деятельности с данной категорией семей.
Практическая значимость заключается в изучение опыта реализации деятельности социального педагога в условиях среднего образовательного учреждения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Рассмотрим, каким образом осуществляет свою деятельность с неблагополучными семьями.
Профессиональная деятельность социального педагога - это последовательная работа по социальному воспитанию детей и подростков в конкретном окружающем их микросоциуме, направленная на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в нем. Объектом деятельности социального педагога, прежде всего, является ребенок в микросоциальном мире, а предметом - процесс социального воспитания в нем. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как решение достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе.
Особого внимания и заботы социального педагога требуют дети, которые имеют определенные социальные проблемы: слабое здоровье, проблемы в межличностном общении, низкую успеваемость, трудные социальные условия, сложные отношения между членами семьи и т.д. Ведь при определенном стечении обстоятельств эти проблемы могут обостриться и ребенок не всегда может справиться с ними. Вот тогда он становится “трудным”. Чтобы этого не произошло, социальный педагог ведет с этими детьми активную работу. Так для работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, подключают учителей-предметников, которые работают над развитием познавательной сферы, формируют учебную мотивацию, помогают ребенку справиться с трудностями и проблемами в обучении во внеурочной деятельности и определиться в интересах. Помочь ребенку найти себя, компенсировать социальное неблагополучие интересным делом, обрести новых друзей и единомышленников - это главный успех в работе социального педагога. Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы и способности
С некоторыми детьми проводится индивидуальная работа по развитию эмоциональной сферы, формированию культуры чувств, т.е. умению подавлять негативные эмоции положительными, моральными, этическими, интеллектуальными чувствами.
Большая проблема педагогов - межличностные отношения детей. Межличностные отношения - это важнейший компонент воспитательной системы школы. Задача социального педагога - знать психологическую атмосферу класса, держать под контролем детей, испытывающих трудности в общении. Это осуществляется через диагностику, через наблюдение, через беседы с классными руководителями и детьми. Важно, владея этой ситуацией, в трудный момент оказаться рядом, поддержать, помочь разобраться в ситуации и предложить возможные пути решения этой проблемы. Итак, можно сказать: школа - это живой организм, в котором не существует автономно ни один орган. Поэтому социально-педагогическая работа одно из важнейших направлений в работе образовательного учреждения.
Таким образом, под деятельностью социального педагога понимается деятельность, направленная на защиту прав ребенка, а также на оказание ему медицинской, педагогической, социальной помощи. В деятельности социального педагога с неблагополучной семьёй важным является оказание помощи ребенку в его социализации через повышение уровня его адаптации в семье.
Актуальность этой темы состоим в том, что в современном обществе всё больше возрастает количество неблагополучных семей, которые сталкиваются с различными проблемами. Сегодня особенно актуальной становится социально-психологическая и педагогическая помощь специалистов социальной сферы, в частности социального педагога. Социальный педагог работает с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живёт в постоянный ссорах родителей, где родители наркозависимые и алкозависимые, хронически больные или инвалиды, семьи с нарушением детско-родительских отношений и другие. В современном обществе объектом социально-педагогической деятельности всё чаще становятся так же неполные семьи.
Объект исследования: Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей
Предмет исследования: Особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения
Цель исследования: проанализировать деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего образовательного учреждения
Задачи исследования:
1. Дать понятие неблагополучная семья, описать ее характеристики и причины неблагополучия
2. Описать особенности деятельности социального педагога с неблагополучной семьей
3. Проанализировать опыт деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
4. Изучить методы исследования применяемые на практике социальным педагогом с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения на примере г.Абакан
5. Проанализировать деятельность социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения на примере города Абакан
6. Описать проблемы деятельности социального педагога с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения в г. Абакан.
Теоретической основой исследования по данной теме стали научные труды таких исследователей как: Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузовой, И.А. Телина, Л.В. Мурдахаев – социальная педагогика, Н.И. Никитина – методика и технология работы социального педагога – по изучению основ деятельности социального педагога.
Теоретические методы исследования: анализ научной литературы и нормативно правовых документов.
Эмпирические методы исследования: беседа.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что была дана общая характеристика основных направлений деятельности социального педагога с неблагополучной семьей; раскрыты основные составляющие содержания социально-педагогической деятельности с данной категорией семей.
Практическая значимость заключается в изучение опыта реализации деятельности социального педагога в условиях среднего образовательного учреждения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Исходя из рассмотренных вопросов курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
Неблагополучная семья– это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Причины семейного неблагополучия, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал. Во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. В-третьих, биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов)
Социальный педагог – это педагог, исследующий воспитание в рамках социализации, которая осуществляется в специально созданных для этого организациях, а также и в таких учреждениях, для которых воспитание не является основной функцией.
Целью работы социального педагога является создание благоприятных условий для личностного (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального) развития ребенка, оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита его в социуме. Педагог выступает как посредник между взрослым и ребенком, ребенком и его окружением, а также как наставник при общении ребенка с окружением, социумом.
Эффективной будет социально-педагогическая деятельность, если она будет основана на комплексном подходе. Комплексный подход подразумевает изучение и использование демографических данных (рождаемость), социологии и социальной психологии (исследование и анализ семейных отношений, причин конфликтов в семье), педагогики (воспитательные функции семьи), права (права членов семьи), экономики (бюджет семьи), этнографии (быт, история, культура), истории и философии, а также религии.
В современной психолого-педагогической литературе содержатся различные определения и типологии семей. Существует несколько видов неблагополучных семей, с которыми необходимо вести коррекционную работу. Такую работу должен выполнять социальный педагог, который имеет навыки и умения по устранению проблем в таких семьях. У педагога должен быть алгоритм, согласно которому он проводит свою работу.
В ходе проведенного исследования мы проанализировали деятельность социальных педагогов работающих с неблагополучными семьями в условиях среднего общеобразовательных учреждений г. Абакана. Изучили методы, формы работы, нормативно правовую базу которой они руководствуются в ходе своей деятельности.
В ходе данного исследования мы получили следующие выводы: в ходе проведенного исследования мы проанализировали деятельность социальных педагогов работающих с неблагополучными семьями в условиях среднего общеобразовательных учреждений г. Абакана. Изучили методы, формы работы, нормативно правовую базу которой они руководствуются в ходе своей деятельности. В ходе проведенного нами исследования были выделены следующие проблемы деятельности социальных педагогов с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения: 1) невыполнение своих обязательств по разработанному плану, 2) нежелание родителей идти на контакт со специалистами.
Неблагополучная семья– это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Причины семейного неблагополучия, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал. Во-вторых, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. В-третьих, биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов)
Социальный педагог – это педагог, исследующий воспитание в рамках социализации, которая осуществляется в специально созданных для этого организациях, а также и в таких учреждениях, для которых воспитание не является основной функцией.
Целью работы социального педагога является создание благоприятных условий для личностного (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального) развития ребенка, оказание комплексной социально-психологической помощи, а также защита его в социуме. Педагог выступает как посредник между взрослым и ребенком, ребенком и его окружением, а также как наставник при общении ребенка с окружением, социумом.
Эффективной будет социально-педагогическая деятельность, если она будет основана на комплексном подходе. Комплексный подход подразумевает изучение и использование демографических данных (рождаемость), социологии и социальной психологии (исследование и анализ семейных отношений, причин конфликтов в семье), педагогики (воспитательные функции семьи), права (права членов семьи), экономики (бюджет семьи), этнографии (быт, история, культура), истории и философии, а также религии.
В современной психолого-педагогической литературе содержатся различные определения и типологии семей. Существует несколько видов неблагополучных семей, с которыми необходимо вести коррекционную работу. Такую работу должен выполнять социальный педагог, который имеет навыки и умения по устранению проблем в таких семьях. У педагога должен быть алгоритм, согласно которому он проводит свою работу.
В ходе проведенного исследования мы проанализировали деятельность социальных педагогов работающих с неблагополучными семьями в условиях среднего общеобразовательных учреждений г. Абакана. Изучили методы, формы работы, нормативно правовую базу которой они руководствуются в ходе своей деятельности.
В ходе данного исследования мы получили следующие выводы: в ходе проведенного исследования мы проанализировали деятельность социальных педагогов работающих с неблагополучными семьями в условиях среднего общеобразовательных учреждений г. Абакана. Изучили методы, формы работы, нормативно правовую базу которой они руководствуются в ходе своей деятельности. В ходе проведенного нами исследования были выделены следующие проблемы деятельности социальных педагогов с неблагополучной семьей в условиях среднего общеобразовательного учреждения: 1) невыполнение своих обязательств по разработанному плану, 2) нежелание родителей идти на контакт со специалистами.



