ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ВЫРАЖЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ УСТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение 8
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального интеллекта 11
1.1. Понятие эмоционального интеллекта в отечественных и
зарубежных исследованиях. 11
1.2. Структура эмоционального интеллекта. 15
Глава 2. Коммуникативные и лидерские качества личности: теоретические аспекты 19
2.1. Психологические теории коммуникации: обзор и классификация. 19
2.2. Психологические факторы эффективности лидерства. 27
2.3. Эмоциональный интеллект как предиктор коммуникативной и
лидерской успешности. 35
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта, коммуникативных и лидерских качеств среди студентов высшего профессионального и среднего профессионального образований 38
3.1. Организация и проведение исследования 3 8
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 41
3.3 . Анализ результатов и их интерпретация 54
Заключение 67
Список использованной литературы 69
В последние годы в психологии все большую популярность приобретает понятие эмоционального интеллекта (ЭИ), который рассматривается не просто как дополнительное преимущество, а как важная составляющая успеха и предпосылка эффективного функционирования человека в различных сферах жизни. Современные исследования все чаще подтверждают значимость развития ЭИ, особенно в контексте формирования коммуникативных и лидерских способностей. ЭИ определяется как умение человека понимать и осознавать свои эмоции, управлять ими, а также эффективно взаимодействовать с окружающими, понимая и учитывая их эмоциональное состояние [11].
Актуальность изучения связи между эмоциональным интеллектом и коммуникативными и лидерскими качествами у студентов высших и средних профессиональных учебных заведений обусловлена рядом существенных факторов, направленных на эффективную подготовку будущих специалистов. Студенчество, как группа, находящаяся в стадии активного формирования личных и профессиональных компетенций, представляет особый интерес. Образовательная среда, как в вузах (ВПО), так и в средних учебных учреждениях (СПО), предъявляет повышенные требования к коммуникативным навыкам и лидерским качествам, необходимым для плодотворной работы в команде, презентации собственных идей и организации деятельности. В контексте, где коммуникация и лидерство становятся неотъемлемой частью успешной профессиональной деятельности, понимание роли ЭИ в их развитии приобретает особую значимость.
Эмоциональный интеллект - способность понимать и управлять эмоциями - впервые был разработан Питером Саловеем и Джоном Майером, популяризирован Дэниелом Гоулманом [22]. Отечественные исследователи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Д.В. Люсин, И.Н. Андреева) также внесли вклад в изучение ЭИ. Несмотря на разные подходы, все признают его влияние на отношения и успех. ЭИ включает самосознание, управление эмоциями, эмпатию и построение отношений [42].
Коммуникация, от латинского «делать общим», - это обмен информацией, тесно связанный с эмоциями [43]. Успех коммуникации зависит от ясности, способа передачи и учета эмоциональных особенностей собеседника. Коммуникативные способности включают умение слушать, говорить, понимать невербальные сигналы и разрешать конфликты. Исследователи (М.Т. Громкова, М.А. Василик, Р. Крейг, А.П. Панфилова, К. Бэрри, Г.М. Андреева) рассматривают коммуникацию как многогранное явление, включающее речевые, психологические, информационные и эмоциональные аспекты [9].
Лидерство тесно связано с общительностью и умением выстраивать отношения. Лидер - это авторитетная личность, вдохновляющая и объединяющая людей [53]. Теории лидерства расходятся: одни (Ф. Вудсза, М. Вебер) считают, что лидер обладает врожденными качествами, другие (Р. Кетелл) - что лидерство формируется под влиянием среды, третьи (Г. Персон, Дж. Хемфилл) - что лидерство зависит от ситуации.
Современные теории харизматического лидерства (Д. Антонкис, Б. Басс, Р. Хаус) продолжают развивать эту тему. Другие исследователи (Р. Манн, А. Лоутон и Э. Роуз) подчеркивают влияние эпохи, биографии, компетенций и подготовки преемников на формирование лидера [14].
В современном мире, где успех все больше зависит от способности к эффективному взаимодействию и умения руководить, развитие коммуникативных и лидерских качеств становится приоритетной задачей системы образования. Параллельно с этим возрастает понимание важности эмоционального интеллекта - способности понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей - как ключевого фактора успешной адаптации, межличностных отношений и профессиональной реализации. Связь между ЭИ и умением эффективно общаться и руководить особенно актуальна для студентов, находящихся на этапе формирования личности и профессиональной идентичности, поскольку именно в этот период закладываются основы для их будущего успеха в динамичной и конкурентной среде.
Цель исследования - выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и выраженности коммуникативных и лидерских качеств у студентов высшего и среднего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятий «эмоциональный интеллект», «коммуникативные качества», «лидерские качества», а также специфику их проявления у студентов высшего и среднего профессионального образования.
2. Выявить и сравнить существующие подходы к измерению эмоционального интеллекта и коммуникативных и лидерских качеств.
3. Разработать эмпирическое исследование, включающее определение критериев отбора респондентов, выбор валидных и надежных методик для оценки эмоционального интеллекта, коммуникативных и лидерских качеств.
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и выраженности коммуникативных и лидерских качеств у студентов высшего и среднего профессионального образования.
5. Проанализировать и интерпретировать полученные эмпирические данные с последующим обсуждением результатов.
Объект исследования - эмоциональный интеллект.
Предмет исследования - взаимосвязь эмоционального интеллекта и выраженности коммуникативных и лидерских качеств у студентов высшего и среднего профессионального образования.
Гипотеза: существуют различия между уровнем эмоционального интеллекта и выраженности коммуникативных и лидерских качеств у студентов высшего и среднего профессионального образования.
Методико-теоретические аспекты исследования составили принципы и подходы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных психологов. Изучение эмоционального интеллекта (П. Сэловей и Дж. Майер, Д. Гоулман, , Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия, О.К. Тихомиров, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин). Понимание коммуникативных навыков (М.Т. Громкова, М.А. Василик, Р. Крейг, А.П. Панфилова, К. Бэрри, Г.М. Андреева, М.Ю. Коваленко, Ю.В. Таратухина, А.А. Леонтьев). Изучение лидерских способностей (Ф. Вудсзом, М. Вебером, Р. Кетелл, Х. Кларк, К. Леви, Ф. Фидлер, Н.К. Михайловский, С. Росс, Л. Офферман, С. Коссен, Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Д. Гоулман).
Методы исследования. В теоретическом методе исследования был использован анализ и синтез научной психологической литературы. Методами сбора информации выступили: опросниковые методы, направленные на выявление эмоционального
интеллекта, методика «Способность к лидерству» и методике КОС («Коммуникативные и организаторские склонности». Для статистической обработки данных применялась программа SPSS_Statistics 27 и JASP. Методами обработки полученных данных выступили: методы описательной статистики, критерий Шапиро-Уилка на нормальность распределения, непараметрический метод ранговой корреляции Спирмена, критерий Манна-Уитни, частотный анализ, регрессионный анализ.
Данная работа посвящена изучению взаимосвязи между эмоциональным интеллектом (ЭИ) и выраженностью коммуникативных, организационных и лидерских качеств у студентов высшего и среднего профессионального образования.
В рамках исследования был проведен теоретический анализ литературы, рассматривающей взаимосвязь ЭИ, коммуникативных, организационных и лидерских качеств. Для эмпирического исследования были выбраны следующие инструменты: "Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина", "Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС)" В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, а также "Тест "Способность к лидерству" Р.С. Немова.
Эмпирическое исследование проводилось на группе из 52 студентов высшего и среднего профессионального образования. Результаты анализа показали наличие статистически значимых корреляций между ЭИ, коммуникативными, организационными и лидерскими качествами.
Статистический анализ не выявил существенных различий между группами студентов по уровню ЭИ, коммуникативных и лидерских качеств. Однако корреляционный анализ подтвердил наличие устойчивых и статистически значимых положительных связей между различными аспектами ЭИ (восприятие, понимание, использование и управление эмоциями) и коммуникативными, организационными качествами. Это говорит о том, что развитый эмоциональный интеллект способствует более эффективной связи с окружающими и совместной работе в команде. Особого внимания заслуживает высокая корреляция между коммуникативными и организационными качествами, а также их тесная взаимосвязь с общим показателем лидерства. Эти результаты говорят о том, что коммуникативные и организационные качества оказывают ключевую роль в формировании лидерских качеств. Кроме того, лидерские качества показывают положительную связь с компонентами ЭИ, что также подтверждает важность развития эмоционального интеллекта для успешного лидера.
Исследование, проведенное с использованием регрессионного анализа, показало, что коммуникативные и организационные качества являются важными факторами, определяющими лидерские качества. Они объясняют значительную часть различий в том, как люди проявляют лидерство. Несмотря на наличие корреляции между компонентами эмоционального интеллекта и лидерством, их статистическая значимость в многомерных моделях не всегда подтверждается, что может указывать на опосредованное влияние ЭИ через развитие коммуникативных и организационных навыков.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта студентов ВПО и СПО и их коммуникативными, а также лидерскими качествами. Результаты работы подчеркивают значимость развития эмоционального интеллекта для формирования эффективной коммуникации и успешного лидерства.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что повышение уровня эмоционального интеллекта способствует улучшению коммуникативных и лидерских навыков у студентов. Этот фактор необходимо учитывать при разработке образовательных программ и тренингов для будущих специалистов. Развитие эмоционального интеллекта может способствовать оптимизации процессов коммуникации, организации деятельности, координации усилий членов команды и реализации лидерского потенциала, что в конечном итоге ведет к достижению поставленных целей.
1. Андреева И. Н. Современные представления об эмоциональном интеллекте и его месте в структуре личности / Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. - 2017. - № 2. - С. 104-109.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности: монография. СПб.: Изд-во БГТУ. - 2010.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования и практика. / Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78-85.
4. Ануфриенко Л. В. Лидерство: феноменология и сущность / Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XVI международной научно-практической конференции, Прага, Чешская Республика, Изд-во WORLD PRESS. - 2016. - С. 86-89.
5. Банкер К. Эмоциональный интеллект/ Р. Бояцис, Дж. Брокнер и др. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - С. 188.
6. Бассад М. Лидерство: учебник. М.: Издательский дом ГУУ. - 2023. - 339 с.
7. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп / Издательство: Эксмо. - 2016. - 349 с.
8. Белашина Т. В. Особенности эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности личности / Развитие человека в современном мире. - 2021. - № 4. - С. 8597.
9. Бескова Т. В. К вопросу о понятийном аппарате психологии социальных коммуникаций / Институт социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове / Ученые записки. Т. 3. Сер. Психология. Педагогика. - 2010. - № 1 (9). - С. 18-24.
10. Богатова А. Н. Роль эмоционально интеллекта в деятельности современных руководителей / А. Н. Богатова, Т. С. Горбачевская // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2019. - № 12 [Электронный ресурс].
11. Болдырева Н. В. Эмоциональная компетентность современного руководителя в бизнесе // Мировые цивилизации. - 2018. - Т. 3 № 2. - 12 с.
12. Болдырева Н. В. Вопросы личной эффективности и эмоциональной компетентности руководителей и менеджеров сегодня / Н. В. Болдырева, М. М. Голованов, Д. П. Бакин, Ю. С. Мазурова //вестник института мировых цивилизаций . - 2019. - Том 10 № 2 (23). - С. 79-91.
13. Бредбери Т. Эмоциональный интеллект 2.0 / Тревис Бредберри, Джин Гривз; пер. с англ. Павла Миронова. - 3-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер. - 2017. - 208 с.
14. Вавилкин В. Н. История изучения лидерских качеств у зарубежных и
отечественных авторов/ В. Н. Вавилкин, Л. В. Ануфриенко / Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной
противопожарной службы МЧС России». - 2015. - С. 179-184.
15. Воробьева Е. В. Генетические корреляты эмоционального интеллекта / Е. В. Воробьева, В. В. Косоногов, Е. М. Ковш. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2022. - С. 11-15....71