Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ В КИСЛОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №186441

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. История музеев школы и направления музейной деятельности 21
1.1 История музеев в Кисловской школе 21
1.2 Характеристика направлений деятельности 2 8
2. Роль и влияние музейной деятельности на образование, воспитание и
формирование личности обучающихся 36
2. 1 Проектно-исследовательская деятельность как эффективный способ обучения и формирования личности обучающихся 37
2.2 Польза проектно-исследовательской деятельность на примере музейных
проектов обучающихся Кисловской школы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Актуальность.
Если подробно рассмотреть нормативные правовые акты в сфере образования, можно проследить одну интересную тенденцию, которая тонкой нитью пронизывает весь закон “Об образовании” и прочие нормативные акты в сфере образования - это формирование полноценной, разносторонне развитой, здоровой личности ребёнка. На основе этой цели законодателями был сформирован ряд задач, одна из которых звучит следующим образом: “формирования культурно-исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.” .
Эти задачи достигаются разными методами и подходами и в самых разных областях образования, однако есть особая частная образовательная среда, которая смогла объединить и реализовывать все эти задачи. И это школьный музей.
Сам по себе музей имеет достаточно сложные организационные формы, хранит обширные объемы информации и в то же время является медиатором, своего рода посредником между посетителем и музейным предметом, а также музейной средой. Не менее важно и то, какие разнообразные функции он выполняет: научно-исследовательские, охранные, методологические, педагогические, развлекательные и воспитательные. Стоит ли говорить, что подходы работы в образовательных учреждениях и в музее, если мы говорим о работе с детьми, а в частности о музейной педагогике, очень схожи. Более того, обе организации в отношении детей преследуют одну и ту же цель - это прежде всего прохождение последовательных этапов обучения и становления личности.
Музей играет важную роль в образовании детей с самого разного возраста. Он создает условия для предметного восприятия сложных понятий, выступая носителем информации. Именно в музее детям становятся понятны абстрактные географические понятия, становятся близкими далекие исторические события, осязаемыми мифы и легенды родного края. Музей как научно-просветительская институция создает все нужные и должные условия образовательной среды для детей. Не секрет, что в музее для каждого человека, а особенно для ребёнка, царит особая атмосфера, которая способствует успешному запоминанию и усвоению знаний, то есть это большая комплексная работа, которая позволяет интегрировать знания, полученные школьниками в самых разных предметах, а так же применять проектную деятельность и современные подходы, способствовать формированию активной и всесторонне развитой личности.
В то же время музейная работа может быть прекрасной формой внеурочной деятельности. Когда для детей создается своего рода музейная модель в миниатюре, которая может помочь и освоить обучающимся основы исследовательской и творческой проектной деятельности, в особенности нужно отметить и то, что всё это само собой способствует освоению базовых компетенций в музейном деле и экскурсоведении, что отчасти ещё и является профессионально-ориентационной функцией. В конце концов, это ещё и способ организовать коммуникацию детей как внутри школы, так и вне, то есть такой формат работы может помочь решать целый ряд социальных проблем.
Всё вышесказанное прекрасно укладывается и реализуется на бумаге, но так ли оно на самом деле, в этом и состоит большой вопрос, ответ на который стоит искать на живом примере.
Темой выпускной квалификационной работы являются музейные проекты Кисловской средней общеобразовательной школы. И прежде чем приступать непосредственно к исследовательской работе, уместным будет обосновать и объяснить, почему выбор пал именно на данную школу, а не какую-то прочую.
Кисловская школа уникальна прежде всего тем, что окружена целой плеядой музеев, которые находятся буквально в шаговой доступности, меньше чем в десяти метрах от самого здания школы. Саму же деревню можно назвать музейным центром района, потому что ни в одном другом селе или деревне Томской области нет столько музеев, как в Кисловке. В одном здании находятся сразу порядка пяти музеев, а именно: музей образования Томского района, музей истории здравоохранения Томского района, музеи трудовой славы и спортивной славы Томского района, "Музей мирной игрушки" и музей школы.
Второй, немаловажный для исследования фактор, - это то, что большинство из перечисленных музеев работают в тесном взаимодействии со школой буквально с самого своего основания, а многие из них существуют уже больше двадцати лет, а значит, что через них прошло не одно поколение детей от первого до одиннадцатого класса.
И третий фактор - это большой архив уже реализованных обучающимися проектов, обширная база исследовательских работ по самым разным направлениям, а так же готовые экспозиционно-выставочные стенды, которые опять же делали сами обучающиеся под руководством смотрителей и руководителей музеев.
Степень изученности
За основу работы были взяты материалы, которые непосредственно и косвенно относятся к теме школьных музеев: монографии, статьи, сборник и научно исследовательская работа по трём тематическим направлениям: феномен школьных музеев в образовательной и социо-культурной среде; основные направления деятельности школьных музеев в работе с обучающимися; школьные музеи на современном этапе своего развития: тенденции и новации. В качестве вспомогательной литературы были использованы статьи по музейной педагогике. По каждой тематике была подобрана литература, которая отражается сущностные аспекты и многогранность работы школьных музеев, описаны различные методики, подходы и направления в работе по музейной педагогике.
По тематике феномена школьных музеев в образовательной и социо - культурной среде, была собрана литература, которая бы наиболее полно иллюстрировала предпосылки зарождения школьных музеев, как отдельного вида музеев с просветительским вектором работы с детской аудиторией. В выбранных работах наиболее полно описана специфика работы школьных музеев и их характерные отличия от обычных музеев , а так же те трудности и проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники школьных музеев и сами обучающиеся. Так же в работу была взята литература, описывающая опыт создания и работы конкретных музеев в нашей стране.
Говоря о феномене школьных музеев стоит начать с конкретного иллюстративного примера, который поясняет причины возникновения школьных музеев. Книга Богуславского С.Р. “Школьный литературный музей- клуб. Книга для учителя. Из опыта работы” . Книга была выпущена директором школы № 79 им. В.В. Маяковского города Москва. Будучи учителем литературы, Богуславский С.Р. организовал на базе школы музей- клуб Маяковского, который стал одним из ключевых направлений работы во внеурочной деятельности с обучающимися среднего и старшего звена. В книге автор делится рекомендациями по организации и методам работы школьного музея.
В статье Сальникова А.А. “Музей школы: к вопросу о методике построения и функционирования” . В статье анализируются предпосылки и тенденции в создании музея, посвященного истории школьного образования.
Далее Полоудина В. А. “Роль и значение музеев общеобразовательных учреждений в формировании личности школьников” . В статье автор подробно описывает процесс создания школьных музеев в городе Москва, рассматривая значимость школьного музея в развитии личности младших школьников, а так же выявляет проблемы школьных музеев, давая методические рекомендации по их устранению. Данная статья перекликается по своему содержанию с работой Приставкина Т. А. “Ресурсы школьного музея в воспитании и развитии личности”, где автором статьи описаны ключевые аспекты по организации работы в школьном музее с разновозрастной аудиторией, а так же писаны положительные опыты по сетевому взаимодействию школьных музеев между собой.
Следующая статья Ушакова В. И. “Школьный музей как компонент образовательного пространства школы”, в которой рассматриваются основные этапы истории создания и развития школьного музея, его специфика и самобытность, характер и содержание музейной деятельности.
Статья Вахромеева О. Б. “Современный школьный музей: петербургский и европейский опыт” об опыте работы школьных музеев в городе Санкт-Петербурге. Автор выделяет проблемы, с которыми сталкиваются школьные музеи, а так же отмечает роль музеев в контексте развития общества.
В статье Сарапулова А. Н. “Школьный музей: общее и особенное”, автором изучена история появления школьных музеев как таковых и цель их создания. Срапуловым были выделены особенности и признаки школьных музеев в сравнении с государственными и ведомственными музеями. Главная особенность такого музея участие учащихся не только как посетителе, но и как создателей музея.
Бабкина Ю. Р., Симонова И. Б., Старицына Н. В. “Школьный музей "все остается людям": история и современность”. В статье описывается история создания школьного музея и его роль в образовательном процессе.
В статье Комиссаровой И. А. “Школьные музеи Ивановской области: история, традиции, деятельность.” описываются аспекты организации и работы музеев образовательных учреждений в Ивановской области.
Зеткина И. А. в своей статье “Музей образовательного учреждения” , в своей статье проводит анализ роли музея образовательного сообщества в общественном образовательном процессе.
В статье Тельманова А.С. “Роль школьного музея в трансляции исторического опыта” описан опыт работы школьных музеев города Кемерово по реализации концепции интеграционной деятельности школьного музея как транслятора исторического опыта.
Статья Калашниковой К. Н., Новограновой Е. Г., Харченко И. И. “Функции школьных музеев Новосибирской области: между образованием и культурой” рассматривают работу школьных музеев в городе Новосибирске, позиционируя музеи как полифункциональную, многопрофильную структуру, которая способна выполнять большой спектр функций и задач, которые поставлены перед современным образованием, являясь одним из самых эффективных акторов во внеурочной деятельности и сфере дополнительного образования.
В завершении о феномене школьного музея статья Бадарчи С. Б. “Школьные музеи имени Натальи Ажикмаа-Рушевой”, где автором показана история создания школьного музея имени Натальи Ажикмаа-Рушевой. Изучены формы культурно-просветительной работы в музее .
Если говорить о направлениях деятельности в школьных музеях, то стоит отметить, что деятельность всегда была очень разносторонней. Имея тесную взаимосвязь с образовательным процессом школьные музеи всегда старались развивать свою деятельность так, чтобы она соответствовала прежде всего стандартам и запросам, которые диктовало не только Министерство просвещения Российской Федерации, но и динамично развивающееся общество. Статьи о направлениях деятельности школьных музеев были подобраны так, чтобы рассмотреть как можно больше примеров реализующихся в прошлом и на данный момент направлений.
Стоит начать со статьи Персина. А. И. “Краеведение и школьные музеи”, в которой можно рассмотреть ретроспективу опыта работы школьных музеев в образовательных учреждениях с 1984 года по 2005 год, а так же даёт характеристику их работы, разбирая интересные и необычные примеры деятельности школьных музеев.
Статья “Соколова С.Б. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в пространстве школьного музея” описывает процесс формирования культурно-нравственных ориентиров учащихся в рамках деятельности школьных краеведческих музеев. Автор пишет о том, что школьные краеведческие музеи могут оказывать существенное воздействие на ценностные нравственные ориентиры школьников.
Далее идёт статья Бранко Ш. “Школьные музеи Европы: многообразие подходов”. В статье описан опыт организации работы школьных музеев в Германии, в частно направления деятельности, которые реализуются в их школьных музеях.
Интересна статья Шмуратко Д. В. “Исследовательская работа как основной "фактор успеха" школьных музеев”, которая подробно рассматривает направление проектно- исследовательской деятельности в школьных музеях. Статья написана на основе социологического опроса школьников, занимающихся проектно-исследовательской деятельность на базе музеев. Анализируя их ответы, позволила автору сделать выводы о пользе проектно-исследовательской деятельности для детей.
В статье Табунниковой Н. М. «Ежиное царство», описана работа школьного музея МБОУ ЦО № 36 города Тулы, а так же анализируется роль направления экспозиционной деятельности музея, как ключевой фактор влияния на познавательный интерес детей.
По направлению краеведческой деятельности в школьных музеях интересные материалы содержит статья Садым В. А., Садым К. Б. “Школьные музеи космонавтики на Кубани как центры краеведческой деятельности”, статья авторов рассказывает о работе трёх школьных музеев космонавтики Кубани и Краснодарского края по краеведческому направлению деятельности. В статье подробно описана история музеев, организация исследовательской деятельности, историю формирования фондов, а так же описывают примечательные экспозиции.
В завершении тематического блока о направлениях деятельности школьных музеев статья Кривогорницыной А. В., Николаевой Н. С.
“Междисциплинарная проектная деятельность в рамках работы школьного музея” , о направлении проектной деятельности. Авторы статьи описывают опыт работы МАОУ «Кабанская СОШ» и рассматривают применение проектов как способ повышения активности школьного музея с применением технологий электронных гуманитарных наук.
Рассматривая последние тенденции и новации в работе школьных музеев, стоит сказать прежде всего о том, что к нынешнему своему положению школьный музей развился до одного из важнейших структурных подразделений в системе современного образования.
В статье Леонов Е. Е. “Исторический аспект создания школьных музеев г. Кемерово и их современное состояние” автор описывает опыт работы школьных музеев в городе Кемерово, разделяя историю развития деятельности музеев на шесть исторических этапов, а так же описывает дальнейшие перспективы их развития.
Статья Тарасовой А.Н. “Перспективы школьных музеев в современных условиях” раскрывает перспективы деятельности школьных музеев, а также и проблемы их развития. Даются рекомендации по улучшению работы по культурно-экологическому воспитанию.
Более подробно об инновационных методах развития в школьных музеях пишет Долгачева Е. А. “Новое время для школьного музея” . Долгачева пишет о важности приобщения обучающихся к исследовательской деятельности и утверждает, что самыми эффективными и интересными для детей темами в исследовательской деятельности являются тема их собственной семьи, родного города и края, при этом отдельно выделяя использование современных технологий в при проведении исследований.
Далее идут несколько статей Потяговат А. В. В статье “Школьный музей в XXI В. : стратегии и практики первого десятилетия” Потягов подробно рассматривает школьный музей как социально значимую культурную институцию XXI в. Автором выявлены практики, проблемы и перспективы развития современных школьных музеев: рост школьной музейной сети, появление новых типов музеев, акцент на самореализации и творческой активности учащихся в пространстве музея, элемент интерактивности, использование новейших информационных технологий, недостаточное материальное стимулирование. Во второй статье “Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив” Потягов рассматривает влияние инновационных технологий на деятельность современных школьных музеев, говоря о том, что информатизация школьного музейного дела и развитие творческих инициатив являются одним из факторов социализации учащихся в музейном пространстве.
Статья Тельмановой А. С. “Диверсификация роли школьного музея в социально-культурном пространстве” изучает текущие проблемы школьного музея как социально-культурного института, а так же рассматривая его растущее перспективное влияние в широком смысле- на социокультурное пространство региона.
Затем статья Рыщанова У.М. “К вопросу о новых гранях музейной педагогики (на примере костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина)” Автор описывает музейные проекты Костанайского областного мемориального музей Ибрая Алтынсарина, с помощью которых музей по новому начал вести свою просвятительскую деятельность в работе со школьниками.
Примечательна статья Щербининой Ю. В. “Трансформация сотрудничества музея и школы в просветительской и образовательной работе в 20-40-е гг. Xx В. В Тамбовской губернии” , в статье хоть и не идёт речи о школьных музея, но описываются новые формы взаимодействия между музеем и школой. В статье автор рассматривает результаты взаимодействия и сотрудничества с образовательными учреждениями. Щербинина Ю. В ставит в главу просветительской деятельности музеев краеведческое направление, как основной образовательный вектор работы со школьниками, отмечая тесную взаимосвязь краеведческой деятельности с историческими дисциплинами, которые утверждены в учебных программах общего и среднего образования.
Ещё одна статья Леонов Е.Е. “Роль, значение, актуальность школьных музеев в системе образовательного процесса в России в начале XXI века”. В этой статье Леонов описывает роль, значение и актуальность школьных музеев в России в XXI веке, при этом выделяет наиболее актуальные и долгосрочные проблемы, с которыми сталкиваются школьные музеи, говоря о их нынешнем положении в системе современного российского образования. Отдельно автор рассматривает влияние школьных музеев на развитие и формирование у обучающихся граждансвенности, патриотизма и духовно-нравственного воспитания. Так же автор характеризует школьный музей как центр проектно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, отдельно выделяя краеведческое направление в исследованиях, как одно из самых популярных.
Статья Мастеница Е. Н., Шляхтиной Л. М. “Школьный музей в социокультурном пространстве мегаполиса”, как попытка посмотреть в будущее, анализируя современные тенденции развития школьного музея, говоря о его необходимости их работы с точки зрения морально нравственного воспитания подрастающее поколение.
О новаторстве в деятельности школьных музеев пишет Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) . Автор статьи предлагает новые формы работы для школьных музеев, описывая более подходящие для детской аудитории тематики музеев, а так же эффективные методы построения экспозиции с учётом детского восприятия. В своей работе автор основывается на опыте проведения конкурса « Школьный музей : вчера, сегодня, завтра» в музее «Фридландские ворота» г. Калининграда.
И в завершении статья Ясиненко И. В. “Новое начало школьного музея, опыт участия в "Краефесте"”. В статье представлена программа современного развития школьного музея в рамках краеведческого направления деятельности, разработанная с опорой на современные тенденции развития музейного дела в России.
Так же отдельно стоит выделить вспомогательную литературу по музейной педагогике. Данные материалы помогут разобраться в особенностях работы с детьми, а конкретно о специфике организации работы с обучающимися по таким направлениям, как проектно-исследовательской деятельности, экскурсоведческая, экспозиционная деятельность.
Прежде всего в работу был взять сборник Юхневич М.Ю. “Работа музеев с детской аудиторией” . В своём сборнике автором подобраны и переведены стать об опыте зарубежных коллег в сфере музейной педагогики из США, Франции и Германии. подробно затрагивается специфика работы с детской аудиторией и проблемы, которые отмечают зарубежные педагоги, в музейном образовании в целом.
В статье Голышева Л. Б. “Музейная педагогика” дается характеристика и специфика работы с разновозрастными группами детей школьного и дошкольного возраста. Автор даёт подробный список методик подходящий для работы с каждой из описанных возрастных аудиторий детей.
Использована и диссертация Т. П. Мышева « Музейная педагогика в современном социокультурном образовательным контексте».
В данной диссертации особую ценность представляет глава под названием «Диалоговая концепция культуры как теоретико-методологические основы музейной педагогики», где рассматривается общая методология, использующаяся в музейной педагогике.
Кравцова О. В. в своей статье “Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея” рассматривает возможность применения в образовательной деятельности школьного музея игровых технологий как эффективного средства в образовательном процессе.
Так же использована статья М. В. Коротковой «Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования 21-го века”, которая посвящена, главным образом, модели музейно- педагогических программ, формам и методологиям работы с обучающимися.
Статья Батуевой Е. О., Гуляевой К. Д., Сарапулой А. Н. “Использование приемов и методов эмпатии в деятельности школьного музея” является одной из самых показательных статей о применении метода эмпатии, как одного их самых эффективных методов, помогающих в работе воспитательной функции школьного музея. Данная статья рассматривает метод эмпатии в образовательной деятельности школьных музеев на примере музейного урока по теме Великой Отечественной войны «Моя блокада».
И последняя статья Саенко А. С. “Деятельность школьного исторического музея в воспитании личности учащегося”. В статье освещаются музейно-педагогические принципы, методы и
приемы при воспитании личности учащегося, а также условия эффективного применения музейно-педагогических технологий в практике школы.
Отдельно от всех остальных была рассмотрена статья руководителя музея “Мирная игрушка”, так как в статье описана непосредственно история становления одного из музеев Кисловской школы. В своей статье Гребенникова Г. Н. “Художественный музей- мастерская Мирная Игрушка ” 42поэтапно расписывает этапы становления и развития музея разные периоды его существования, упоминая и о текущей деятельности на момент публикации статьи.
Обобщая весь вышерассмотреный материал, можно выделить темы, которые больше всего преобладают в исследованиях авторов. И в первую очередь это необходимость взаимодействия школьного музея с образовательной программой. Тут речь идёт не о сращивании образовательных программ школьного музея и школы, а разработке образовательных программ таким образом, чтобы они взаимодополняли друг друга, ведь школьные музеи уже давно являются акторами системы дополнительного образования в России, а значит имеют полное право на равных коррелировать с основной образовательной программой.
Второй насущной темой являются проблемы и трудности работы школьных музеев, тема буквально неиссякаемая, и в разные периоды авторы отмечают разрешения одних проблем и появления новых. Так же многие авторы отмечают возросшую потребность во внедрение новых актуальных форм взаимодействия с обучающимися, так как рабочие методы, которые были актуальны ещё буквально в начале 2000х больше не работают.
И последней наиболее актуальной темой является проектно-исследовательская деятельность в работе с обучающимися. Примерно с 2010 года тема набирала свою актуальность, а на сегодняшний день проектно-исследовательское направление является одним из ведущих и востребованных в деятельности школьных музеев, наравне с экскурсионной и экспозиционной деятельностью.
Цель раскрыть роль школьного музея в образовании, воспитании и формировании личности ребёнка на примере Кисловской средней общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
• Воссоздать историю основания кисловских музеев;
• Охарактеризовать основные направления и подходы в деятельности кисловских музеев;
• Выявить роль влияния личностного фактора в истории и работе музеев;
• Выявить степень влияния музеев на обучение, воспитание и формирование личности обучающихся через анализ результатов обучающихся в рамках деятельности музеев.
Объектом исследования является школьный музей как институция образования и воспитания обучающихся.
Предмет исследования - музеи Кисловской общеобразовательной школы и проекты, реализованные в них.
Хронологические и территориальные рамки исследования территориально ограничены музеями деревни Кисловка Томского района. Временные рамки исследования - с 1987 года по нынешнее время.
В дипломной работе использованы следующие методы:
• принцип историзма как рассмотрение события в развитии, в данном случае процесс становления и развития музеев Кисловской школы;
• системный анализ был использован для определения взаимосвязи направлений работы музеев с обучающимися, для сопоставления между собой учебной деятельности и деятельности школьного музея, которая направлена на обучающихся;
• функциональный метод - рассмотрение функций школьных музеев, которые помогают в осуществлении основной задачи школы, а именно по воспитанию и образованию учащихся;
• типологический метод - классификация
использовалась для распределения проектов и исследовательских работ по направлениям деятельности школьных музеев.
Источниковая база исследования. Характеризуя источниковую базу, нужно отметить следующее: все исследовательские материалы, научные и конкурсные проекты, что были реализованы сотрудниками музеев и учениками школы, ранее не подвергались никакого рода систематизации и анализу. То есть информационной базой для исследований послужил хаотичный объём материалов и информации, которая была накоплена за время существования музеев и работы в нём обучающихся. Так же одним из важнейших источников для исследования являются живые свидетельства от сотрудников и заведующих музеями, именно они стали респондентами для сбора дополнительной информации об истории и деятельности музеев.
В работе использовались следующие источники и ресурсы: документы делопроизводства музеев;
• музеографические источники - музейные проекты и исследования учащихся в рамках занятий в школьных музеях;
• интернет источники- информационные порталы, сайты периодических изданий, официальные сайты образовательных организаций;
• видеоисточники - видеозаписи экскурсий, которые проводили обучающиеся музея;
• аудиоисточники, а именно интервью с заведующими музеев;
• вещественные источники- стенды, выставочные экспозиции, музейные предметы.
Научная значимость данной работы определена воссозданием истории возникновения и развития музеев в Кисловской средней школе. Раскрытием роли педагогов, ставших инициаторами создания школьных музеев. т незначительно школьные музеи влияют на формирование личности учащихся и на их результаты обучения. В каких областях обучения школьные музеи играют особенно важную роль и способствуют более эффективному усвоению учебной программы, а где сами становятся дополнительным источником знаний для обучающихся и идут плюсом к учебной программе.
Практическая значимость. Исследование даёт возможность выбрать наиболее актуальное, интересное и подходящее для школы направление музейной деятельности, при этом сразу же заручиться набором оптимальных по эффективности и функциональности подходов и методов работы с обучающимися по каждому из указанных в качестве интересных для учащихся направлений.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена истории музеев и направлениям их деятельности, в особенности экспозиционно- выставочной деятельности с участием учащихся. Во второй главе изучена краеведческая и проектная деятельность учащихся на примере конкретных детских исследовательских работ и реализованных музейных проектов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию музейных проектов в Кисловской средней общеобразовательной школе, однако цель исследования была гораздо глубже заявленного названия. В ходе работы над исследованием предстояло не просто разобраться с тем, что из себя представляют музейные проекты в Кисловской школе, а подробно объяснить и выяснить почему вообще обучающиеся этим занимаются, и какую цель работы в проектной деятельности преследуют как дети, так и педагоги. А так же выяснить какие темы и направления работы наиболее интересны и актуальны на данный момент непосредственно самим обучающимся.
Проектной деятельностью можно заниматься в самых разных областях, однако специфика проектной деятельности конкретно в школьных музеях совершенно особенная, так как преследует ряд функций и задач, которые полностью и всецело соотносятся с теми, что ставят перед собой современные стандарты образования в России. Их реализация, с одной стороны, это своего рода активный отклик на запрос динамично развивающегося общества в людях с хорошо развитыми гибкими навыками и умом, заточенным на исследовательский лад, который в свою очередь помогает подрастающему поколению самостоятельно мыслить, видеть и находить правильное решение возникших проблем, что в свою очередь качественно влияет на уровень образованности среди обучающихся. С другой стороны это эффективный метод работы с обучающимися в аспекте воспитательной работы, ведь помимо людей образованных общество так же запрашивает будущее поколение высоко духовно-нравственной молодёжи, с развитым чувством гражданственности и патриотизма.
Чтобы как можно более детально изучить феномен школьного музея как важнейшей социо-культурной институции в сфере образования, нужно было разобраться как вообще возникла потребность в её создании, что послужило предпосылками, а так же проследить этапы становления музеев, изучив историю их развития от простых детских активных-инициативных коллективов в стенах школы до отдельно функционирующих учреждений дополнительного образования. Так в первой главе исследовательской работы была воссоздана ретроспектива истории основания и развития музеев в Кисловской, а уже позднее их функционирование, как самостоятельных образовательных единиц. Процесс становления был описан начиная с 1987 года, начиная от событий, которые породили идеи создания музеев, до нынешних дней, когда каждый музей имеет статус учреждения дополнительного образования детей и подростков.
В рамках исторического экскурса по работе музеев, были охарактеризованы направления их деятельности, одни из которых существовали и реализовывались на ранних этапах работы музеев, а затем прекращали своё существование в связи с потерей актуальности, и те направления деятельности, которые функционируют в музеях и на сегодняшний день. В ходе исследовательской работы было выделено четыре основных направления деятельности, а именно: краеведение, прикладное творчество, игровое мастерство и добровольческая деятельность. Давая характеристику каждому направлению, попутно выделялись те, которые по словам руководителей и педагогов музея являются наиболее интересными и востребованными для ребят. Стоит сказать и о том, что во внимание была взята лишь та деятельность, которой занимаются непосредственно сами обучающиеся в рамках каждого из перечисленных направлений.
Дополнительно было описано содержание выставочных залов и коллекций в фондах, так как они имеют прямое отношение к деятельности самих обучающихся в рамках музейной работы.
Отдельное внимание в описании работы музеев занимал процесс раскрытия личностного фактора руководителей и педагогов в развитии функционирования музеев. Так было выявлено ключевое влияние руководителей на непрерывное усовершенствование направлений деятельности школьных музеев. Заинтересованность и увлечённость педагогов передавалась обучающимся, тем самым всё больше и больше вовлекая их в работу музеев. Можно сказать, что музеи бы вообще не существовали, если бы сами руководители в своё время не проявили инициативности должного уровня в вопросах организации такого рода деятельности в школах, как музей. Ведь именно они искали новые подходы в работе с обучающимися, искали перспективные выходы для достойной реализации работы школьных музеев на муниципальном, областном и даже международном уровне.
Говоря о степени влияния школьных музеев на обучение, воспитание и формирование личности детей, было выявлено одно направление, которое наиболее результативно и наглядно иллюстрирует влияние на обучение и воспитание детей- это проектно-исследовательская деятельность. Обучающиеся занимались данным направлением деятельности и в рамках краеведения, и в рамках такого школьного предмета как история, то есть темы исследовательских работ обучающихся иногда касались таких тем, которые на первый взгляд можно было бы назвать далёкими от них самих.
В процессе исследования было выявлено, что проектно-исследовательская деятельность положительно влияет на познавательный интерес детей, а так же на формирование навыков гибких компетенций, которые в свою очередь помогают справляться обучающимся с такими задачами, опыта решения которых у них ещё не было, тем самым стимулируя у детей потребность в постоянном развитии и познании.
В аспекте воспитания и формирования личности проектно-исследовательская деятельность было отмечено, что данное направление деятельности создаёт благодатную почву для развития у обучающихся таких личностных качеств как самодисциплина в обучении, ответственность за взятую на себя на себя работы, так как зачастую проектно-исследовательская деятельность осуществляется в команде, что в свою очередь развивает у детей коммуникабельность и умение работать в команде, а так же навыки творческого и критического мышления в обучении. Отдельно стоит отметить, что духовно-нравственное воспитание обучающихся успешно реализуются в проектно-исследовательских работах по краеведению, где любовь и уважение к родине, патриотизм формируются непосредственно в процессе самого исследования через изучение истории родного края, а формирование гражданственности происходит через изучение биографии интересных и выдающихся личностей.
Выше описанные выводы иллюстрируются на примерах проектно-исследовательских работ обучающихся Кисловской школы. Все работы были выполнены под кураторством Гребенниковой Галины Николаевны руководителя музея “Мирная игрушка”, где ребята от начала и до конца проводили всю проектно-исследовательскую деятельность самостоятельно, начиная от выбора тем и заканчивая теми выводами, которые они прописывали в завершении каждой работы. А факт того, что данные исследовательские работы являются номинантами и призёрами различных конкурсов, конференций и слётов касающейся деятельности школьных музеев, говорит о том, что на данный момент проектно- исследовательская деятельность в Кисловской школе и музеях реализуется продуктивно и успешно.
Напоследок хочется сказать о том, что важность, которой на сегодняшний день обусловлена такая успешная деятельность школьных музеев обеспечена прежде всего тем, что прямо сейчас в нашей стране происходит формирование совершенно нового и особенного поколения общества нашего государства. В будущем эти дети и подростки станут основой кадрового резерва нашей страны, который будет осуществлять разностороннее развитие нашего государства в сферах политики, экономики, медицины, образования и тд. Именно поэтому так важно всеми возможными способами осуществлять те задачи, которые сегодня ставит перед собой современное образование, а школьные музеи являются одним из самых эффективных акторов в реализации этих задач.



1. Таушканова А.О., Шанц Е.А. “Музей как средство ориентации личности
на культурно-исторические ценности”.[Электронный ресурс]-URL:
https: //moluch.ru/conf/ped/archive/63/2714/
2. Официальный сайт информационного агентства “Мангазея”, статья О. Чайковская “Кисловка- созвездие музеев”. [Электронный ресурс]- URL: https: //www.mngz.ru/russia-world-sensation/1939994-kislovka- sozvezdie-muzeev.html
3. Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб. Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1989.
4. Сальникова А.А. Музей школы: к вопросу о методике построения и функционирования. Филология и культура. 2008 г.
5. Полоудин В. А. Роль и значение музеев общеобразовательных учреждений в формировании личности школьников.Проблемы современного образования. 2010 г.
6. Приставкина Т. А. Ресурсы школьного музея в воспитании и развитии личности. Народное образование. 2010 г.
7. Ушакова В. И. Школьный музей как компонент образовательного
пространства школы. Вестник Московского государственного
университета культуры и искусств. 2010 г.
8. Вахромеева О. Б. Современный школьный музей: петербургский и европейский опыт. Вопросы музеологии. 2014 г.
9. Сарапулов А. Н. Школьный музей: общее и особенное. Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2014 г.
10. Бабкина Ю. Р., Симонова И. Б., Старицына Н. В. Школьный музей "все остается людям": история и современность. Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2015 г.
11. Комиссарова И. А. Школьные музеи Ивановской области: история, традиции, деятельность. Мир Большого Алтая. 2016 г.
12.Зеткина И. А. Музей образовательного учреждения. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2016 г.
13. Тельманова А.С. Роль школьного музея в трансляции исторического опыта. Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2017 г.
14. Калашникова К. Н., Новогранова Е. Г., Харченко И. И. Функции школьных музеев Новосибирской области: между образованием и культурой. Мир экономики и управления. 2018 г.
15. Бадарчи С. Б. Школьные музеи имени Натальи Ажикмаа-Рушевой. Ермолаевские чтения. 2019 г.
16. Персин. А. И. Краеведение и школьные музеи. История, теория, практика. - М.:ФЦДЮТиК. 2006.
17. Соколова С.Б. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в пространстве школьного музея. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008 г.
18. Бранко Ш. Школьные музеи Европы: многообразие подходов. Журнал Вопросы музеологии. 2012 г.
19. Шмуратко Д. В. Исследовательская работа как основной "фактор успеха" школьных музеев. Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2016 г.
20. Табунникова Н. М. «Ежиное царство». Вестник академии детско- юношеского туризма и краеведения. 2016 г.
21. Садым В. А., Садым К. Б. Школьные музеи космонавтики на Кубани как центры краеведческой деятельности. Наследие Веков. 2018 г.
22. Кривогорницына А. В., Николаева Н. С. Междисциплинарная проектная деятельность в рамках работы школьного музея. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2021 г.
23. В статье Леонов Е. Е. Исторический аспект создания школьных музеев г. Кемерово и их современное состояние. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011 г.
24. Тарасова А.Н. Перспективы школьных музеев в современных условиях. Мир науки, культуры, образования. 2011 г.
25.1 Долгачева Е. А. Новое время для школьного музея. Эксперимент и инновации в школе. 2011
26. Потягов А. В. Школьный музей в XXI В. : стратегии и практики первого десятилетия. Ярославский педагогический вестник. 2011 г.
27. Потягов А. В. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив. Вестник Вятского государственного университета. 2012 г.
28. Тельманова А. С. Диверсификация роли школьного музея в социально-культурном пространстве. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014 г.
29. Рыщанова У.М. К вопросу о новых гранях музейной педагогики (на примере костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина). Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2014 г.
30. Щербинина Ю. В. Трансформация сотрудничества музея и школы в просветительской и образовательной работе в 20-40-е гг. Xx В. В Тамбовской губернии. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016 г.
31. Леонов Е.Е. Роль, значение, актуальность школьных музеев в системе образовательного процесса в России в начале XXI века. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017 г.
32. Мастеница Е. Н., Шляхтиной Л. М. Школьный музей в
социокультурном пространстве мегаполиса. Вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры. 2017 г.
33. Ярцев А. А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда). Калининградский вестник образования. 2020 г.
34. Ясиненко И. В. Новое начало школьного музея, опыт участия в "Краефесте". Исследователь/Researcher. 2022 г.
35. Юхневич М.Ю. Музейная педагогика за рубежом. Сборник Работа музеев с детской аудиторией.М. 1997.
36. Голышева Л. Б. Музейная педагогика. Преподавание истории в школе. № 2. 2003.
37. Диссертация Мышева Т. П. « Музейная педагогика в современном социокультурном образовательным контексте», г. Таганрог, 2007 г.
38. Кравцова О. В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010 г.
39. М. В. Коротковой. Музейная педагогика в свете тенденций развития исторического образования 21-го века. Наука и школа». №2. 2016.
40. Батуева Е. О., Гуляева К. Д., Сарапулов А. Н. Использование приемов и методов эмпатии в деятельности школьного музея. Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2019 г.
41. Саенко А. С. Деятельность школьного исторического музея в воспитании личности учащегося. Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2019 г.
42. Абрамова Г. Н. Художественный музей-мастерская "Мирная игрушка" д. Кисловка . Энциклопедии "Музеи и музейное дело Томской области". Томск, 2012.
43. Официальный сайта МБОУ “Кисловская СОШ” Томского района, статья
“Нашей школе 35” [Электронный ресурс]- URL: https://kislovka- school. obrpro .ru/muzei/articl e/nashei-shkole-35-1771-1375 75308
44. Официальный сайта МБОУ “Кисловская СОШ” Томского района, статья “История посёлка” [Электронный ресурс]-URL:https://kislovka- school.obrpro.ru/vizitnaia-kartochka/article/istoriia-poselka-1771-
4304 77628
45. Конкурсный материал, исследовательская работа “Знакомьтесь- наш музей ”, Г. Н. Гребенникова. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение образования “Копыловский подростковый клуб “Одиссея” им. А. И. Широкова Томского района”.
46. Официальный сайт туристического портала Томской области, статья “Музей образования Томского района” [Электронный ресурс]- URL: https://www.travel-tomsk.ru/muzey-obrazovaniya-tomskogo-rayon
47. Стенд “Проектная деятельность Музея образования Томского района”, кластер №1- проект “Создание музея Томского района”.
48. МБОУДО «Копыловский подростковый клуб «Одиссей» им. А.И. Широкова» Томского района, План учебно-воспитательной работы “Художественного музея-мастерской «Мирная игрушка»” на 2020-2025 год. Педагог дополнительного образования п/к «Одиссей» - Грибенникова Галина Николаевна.
49. Стенд- летопись “Доброволец- отряд юного социального работника”, кластер №8- документ “План работы клуба “Доброволец” п. Кисловка по оказанию помощи одиноким, больным и нуждающимся людям на 1998-1999 г. г.”.
50. Стенд- летопись “Томский Доброволец- 1999 год, первый слёт”, кластер №3- документ.
51. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа-Пресс»,1995. С. 27.
52.Официальный сайт образовательного портала “Продлёнка”, раздел “Обобщение опыта”, статья С.А. Морозова “Внеурочная деятельность учителя, направленная на формирование исследовательской компетенции учащихся”.[Электронный ресурс]
URL:https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/15233- vneyrochnaya-deyatelnost-ychitelya-napravlennaya-na-formirovanie- issledovatelskoi-kompetencii-ychashhihsya
53. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., М., 1997.- ст 205.
54. В. И. Громова. Формирование гибких компетенций школьников 5-11 классов в конкурсных мероприятиях по русскому языку// Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 6. С. 756.
55. Иванова Н. И. Значение летнего задания по биологии как способ формирования исследовательских компетенций школьников. Вестник научных конференций. №40. 2018 г.
56. Исследовательский проект Гребенюк В., Смирнова. А. “Традиции и мир увлечений космонавтов”. 2011 г. С. 2.
57. Исследовательский проект Михайлов. И., Векшина. Ю. “Их имена достойны памяти”. 2019 г. С. 4.
58. Исследовательская работа Брусницына. А., Емельянова. Е. “Имена героев на пионерских знамёнах”. 2022 г. С. 12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ