Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОЛОДЕЖНЫЙ КОРЕЙСКИЙ ЦЕНТР «АННЁН» КАК МЕСТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОРЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ Г. ТОМСКА

Работа №186440

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы124
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1История формирования диаспорального корейского сообщества Томской области 12
1.1 История появления корейцев на территории Томской области 12
1.2 Институциональное оформление корейской диаспоры 17
2 Молодежный корейский центр «Аннён»: общее и особенное 28
2.1 Структура МКЦ, основные направления деятельности 28
2.2 Символическое пространство МКЦ 33
3 Глобализация и МКЦ «Аннён» 43
3.1 Группа «Аннён» «Вконтакте»: эффект или его видимость 43
3.2 Глобализация и МКЦ: от диаспоры к "трансдиаспоре" 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А фотографии 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б гайды полуструктурированных интервью 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В расшифрованные интервью 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г данные онлайн-анкетирования 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Д список фотоальбомов группы в социальной сети «Вконтакте» МКЦ «Аннён» 113
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Устав Региональной национально-культурной автономии корейцев Томской области 114


Актуальность темы исследования. В настоящее время, в эпоху глобализации и активных международных контактов, интенсивность общения между народами, входящими в различные культурные ареалы, значительно увеличивается, одновременно возрастает численность миграционных потоков. За последние 50 лет численность международных мигрантов увеличилась на треть. Так, если в 1960 г. во всем мире насчитывалось 75,5 млн. человек, проживающих за пределами родной страны, то в 2000 г. это число было равно 176,6 млн., а в конце 2009 г. составляло уже 213,9 млн. Согласно оценкам экспертов ООН, в настоящее время каждый 35-й житель земного шара является международным мигрантом, а в развитых странах - каждый десятый.
Этот процесс сопровождается появлением или увеличением этнических сообществ, образуя или увеличивая существующие диаспоры. С 1990-х гг. диаспоры стали приобретать черты транснациональных сообществ. Как отмечает доктор политических наук А.С. Ким, современные диаспоры - это «особые социальные группы, чья идентичность не определяется каким- либо конкретным территориальным образованием; масштабы их распространения позволяют говорить о том, что явление диаспоральности приобрело уже транснациональный характер».
К транснациональной диаспоре можно отнести этнических корейцев, которые имеют богатую историю институционального оформления своего статуса в принимающих странах. Корейцы постсоветского пространства образуют устойчивые сети глобального характера. Российские корейцы не являются исключением и имеют богатую и насыщенную историю.
В 1991 г., когда появилась возможность самоорганизации по
национальному признаку, была создана Ассоциация томских корейцев, которая сегодня существует как национально-культурная автономия (НКА) корейцев Томской области. НКА входит в состав Общероссийского объединения корейцев, в 2001 г. были созданы молодёжный корейский центр (МКЦ) «Аннён» и вокально-хореографический ансамбль «Ариран».
Сегодня, по данным переписи 2010 г., на территории РФ проживает 153 156 корейцев . В условиях нелёгкой адаптации, оказавшись первым репрессированным народом, корейцы сумели приспособиться к новым реалиям жизни. 150-летняя история пребывания корейцев в Российской империи/СССР/Российской Федерации накладывает свой отпечаток, что не может не отразиться на их самоопределении. В таких условиях одним из способов объединения и сохранения этнической идентичности (в нашем случае - «корейскости») являются общественные институты.
Существование диаспор порождает этнокультурное разнообразие, это, в свою очередь, создает проблемы сохранения идентичности как мигрантов, так и принимающего сообщества. Таким образом, исследование диаспоральных сообществ представляется актуальным на сегодняшний день. Более того, будущее национально-культурных организаций находится в руках молодежи. Молодежный корейский центр «Аннён» является представительством интересов молодежи г. Томска. Актуальность темы данного исследования объясняется тем, что дальнейшее развитие и будущее российских корейцев в многонациональном российском государстве находится в руках молодых корейцев. В связи с этим представляется интересным выявить основные вехи в развитии МКЦ «Аннён», понять, какие факторы стали определяющими в успешном / неуспешном функционировании организации.
Степень изученности. Переходя к характеристике историографии изучаемого вопроса, представляется необходимым разделить имеющуюся исследовательскую литературу на 2 группы. В первой характеризуется исследовательская литература, посвященная истории переселения корейцев в Россию, проблемам депортации и реабилитации, во второй - литература, посвященная сибирским корейцам, в частности, томским.
Начиная с конца XIX в. и преимущественно до 1960-х гг. все исследования были посвящены преимущественно корейцам Дальнего Востока, где они в основном проживали. Изначально это были краеведческие работы путешественников, членов Русского географического общества и официальных лиц, затем появляются историко-этнографические работы о корейцах Дальнего Востока, исследуется депортация корейцев в Среднюю Азию, также появляются воспоминания корейцев-участников гражданской войны на Дальнем Востоке.
После 1990-х гг. происходит заметный рост интереса к корейскому вопросу, что было связано с политическими изменениями в стране, открытием архивных источников, ростом национального самосознания. Одной из ключевых исследовательских тем было изучение депортации и реабилитации корейцев. Здесь огромный вклад внести Б.Д. Пак, Н.Ф. Бугай.
Наряду с исследованием депортации увеличивается интерес к проблеме миграции корейцев. Появляются работы, посвященные анализу причин переселения, динамике миграционных волн, социальном составе иммигрантов, географии расселения в странах-донорах. Здесь стоит отметить таких авторов, как Г.Н. Ким, А.С. Ващук.
Появляются как обобщающие работы по истории корейцев на территории Российской империи, СССР, РФ 10 , так и исторические исследования, затрагивающие такие сюжеты, как история самоуправления корейцев Дальнего Востока, корейское национальное движение на Востоке России в 1917-1922 гг..
Но корейская проблема рассматривается не только с исторической точки зрения, существуют работы, посвященные современности. Например, следует отметить исследование А.С. Ким, в котором рассматривается этнополитическое самоопределение корейцев в Хабаровском крае.
Что касается исследований, посвященных сибирским корейцам, то их сравнительно немного. Тем не менее, необходимо отметить ряд работ, которые позволяют судить о том, что данное направление актуально и требует большего внимания.
Важное значение для изучения корейского вопроса, как в Сибири, так и в России, имеет Всероссийская конференция «Российские корейцы: история и современные проблемы», которая прошла в 2004 г. в г. Томске. На конференции были заслушаны доклады, посвященные сибирским корейцам, в частности, томским. Так, Е.А. Боровкова исследовала проблемы сохранения этнокультурной самобытности корейцев в городской среде. В статье К.Н. Семеновой рассказывается с опорой на документы Государственного архива Томской области (ГАТО) о первых корейцах в Томске, а в статье Л.Н. Приль - о северокорейских студентах в Томске в 1950-е гг..
Были заслушаны и доклады руководителя НКА корейцев Томской области О.П. Ким и Р.Б. Пан, руководившего МКЦ «Аннён» в это время. Эти доклады заслуживают отдельного внимания и были использованы в работе как источники, которые характеризуют положение корейской диаспоры Томска в начале 2000-х гг.
Стоит отметить вышедшую в 2007 г. энциклопедию «Томская область: народы, культуры, конфессии», где размещена статья И.В. Нам о томских корейцах, которая является важным источников информации о НКА и МКЦ «Аннён». Также известна книга доцента ТГАСУ В.Д. Ли «О томичах- корейцах», которая интересна в качестве источника, где описана история томских корейцев, представлены интервью со многими знаменитыми корейцами Томска, воспоминания современников, фотографии. О.М. Ворожищева в своей монографии, помимо того, что анализирует корейскую диаспору в странах Дальнего Востока, в одной из глав описывает НКА корейцев Томской области. Е.В. Ким в своей диссертационной работе описывает этносоциальные и этнополитических процессы корейцев Сибири , где в рамках общей темы исследует НКА корейцев Томской области.
Переходя непосредственно к данной работе, хочется отметить, что вышеперечисленные авторы не рассматривали деятельность МКЦ «Аннён» комплексно, а исследовали только определенный аспект. Исходя из этого, работа посвящена анализу деятельности Молодежного корейского центра «Аннён» в г. Томске. Опираясь на антропологические подходы, я постаралась охарактеризовать место МКЦ в городском пространстве, а также его роль для участников. Чем является МКЦ «Аннён» для молодых корейцев сегодня - местом для коммуникации или средством для выстраивания различных практик, адаптационных процессов, понимания своей идентичности? Данный вопрос был ключевым при характеристике деятельности данной организации.
Основной теоретической рамкой исследования послужила теория, разработанная американским социальным антропологом, социологом и философом индийского происхождения Арджуном Аппадураи . Автор пишет про новую эру, эру постнационального, и описывает общество через различные пространства - этнопространство (ethnoscapes),
медиапространство (mediascapes), технопространство (techospaces), финансовое пространство (financescapes), пространство идей (ideoscapes). Согласно А. Аппадураи этнопространство формируется потоками людей, медиапространство - СМИ, интернетом, соответственно, технологии формируют технопространство, потоки денег - финансовое пространство, а пространство идей - это государственные идеологии и идеи общественных движений. В своем исследовании я ограничусь этническим пространством и медиапространством и попытаюсь описать практики репрезентации МКЦ «Аннён», согласно вышеперечисленным рамкам.
Помимо подхода А. Аппадураи, важным для моего исследования представляется теория символического пространства, в рамках которой будут описаны некоторые корейские праздники, проводимые МКЦ «Аннён». Доктор политических наук, директор Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС при Президенте РФ В.С. Малахов полагает, что этничность обладает символической природой и в рамках социального конструктивизма описывает её как маркер различия, знак, вокруг которого организуются любые различия - от биологических до социальных. Те или иные характеристики, отличающие одних индивидов от других (расовые, антропологические, языковые, культурные), выступают как символ, по отношению к которому могут выстраиваться социальные различия. Для более полного описания феномена символичности корейской культуры также была применена символическая концепция культуры Клиффорда Гирца. Культура в понимании Гирца - это «стратифицированная иерархия значимых структур; она состоит из действий, символов и знаков. Анализ культуры, т.е. этнографическое описание, сделанное антропологами, - это интерпретация интерпретации, вторичная интерпретация мира, который уже постоянно описывается и интерпретируется людьми, которые его создают» . Основываясь на данном подходе, особое внимание в ходе исследования уделялось корейской культуре как символической форме и связующем звене между членами молодежного корейского центра.
Объектом исследования является Молодежный корейский центр «Аннён» г. Томска от момента создания до сегодняшних дней, предметом - взаимоотношения и социальные связи, которые выстраиваются вокруг центра.
Целью выпускной работы является комплексное изучение деятельности организации МКЦ «Аннён» как места взаимодействия корейской молодежи Томска как в киберпространстве, так и в социальном. В связи с этим были поставлены следующие задачи: во-первых, проследить историю развития МКЦ «Аннён»; во-вторых, определить основные направления его деятельности и, в-третьих, проанализировать виртуальное пространство, которое представлено группой в социальной сети «Вконтакте».
Хронологические рамки исследования. Верхняя граница временной рамки берет свое начало с 1991 г., когда была создана Ассоциация корейцев Томской области, а затем в 2001 г. открылось ее «молодежное крыло», которое было создано для взаимодействия корейской молодежи. Конечная же точка определяется сегодняшним днем, что не случайно, так как в исследовании был сделан акцент на современное развитие Центра «Аннён».
МКЦ «Аннён» находится в г. Томск, поэтому исследовательская деятельность велась на территории Томска. Это студенческий город, куда приезжают студенты из разных стран, в частности корейцы, некоторые из которых активно участвовали и продолжают участвовать в деятельности МКЦ.
Эмпирическая основа исследования представлена результатами полевой работы, в ходе которой использовались преимущественно качественные методы исследования, которые помогли собрать обширный и репрезентативный материал, позволивший понять специфику развития МКЦ «Аннён». Во-первых, в ходе исследования был использован метод включенного наблюдения, который позволил не только наблюдать, но и принимать участие в мероприятиях, проводимых МКЦ, которые были описаны при помощи метода насыщенного описания. Во-вторых, было проведено 12 полуструктурированных интервью с руководителями МКЦ «Аннён», с Председателем НКА корейцев и с участниками МКЦ «Аннён». Благодаря данным интервью удалось ответить на главные вопросы моего исследования, определить основные проблемы развития организации. В- третьих, среди участников группы МКЦ «Вконтакте» было проведено онлайн-анкетирование, которое позволило сделать выводы относительно интеграции Центра в социальные сети, взаимодействия руководителей и целевой аудитории, что также способствовало решению поставленных задач.
Источником анализа правового статуса МКЦ «Аннён» послужил Устав национально-культурной организации корейцев Томской области.
Таким образом, благодаря разнообразию изученной литературы и проанализированным источникам, а также использованию качественных методов исследования, удалось комплексно рассмотреть все стороны изучаемого объекта, продемонстрировать современное состояние сообщества молодых корейцев. Некоторые из результатов работы опубликованы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Появление «новых» диаспор становится значимым объектом различных общественных практик. НКА, а вместе с ними и молодежные этнокультурные центры, создают условия для появления транснациональных связей и пространств, которые в той или иной мере должны отвечать потребностям общества. Однако нельзя с уверенностью утверждать об эффективности данного института, потому что на сегодняшний день существует ряд проблем на законодательном уровне, которые препятствуют достижению данной цели. Это, в свою очередь, создает любопытную ситуацию, в которой этнокультурные организации самостоятельно решают возникающие вызовы общества. Особенно важна роль молодежных объединений, потому что молодое поколение более мобильно и восприимчиво, благодаря этому пространство из реального переходит в пространство медийное, создавая новые связи, поэтому не случайно в данной работе было проанализирована социальная группа «Вконтакте» МКЦ «Аннён», а также сделан акцент на возникающие трансграничные контакты. Однако не стоит игнорировать тот факт, что на сегодняшний день происходит трансформация понимания диаспоральных сообществ и их роли в городском пространстве. Поэтому Центр «Аннён» также подвержен постоянным изменениям, отвечающим запросам общества, и траектория развития корейской молодежной организации может быть извилистой и непредсказуемой.
Таким образом, в соответствии с заявленной целью и задачами, чтобы добиться полного понимания объекта исследования, была кратко описана история появления корейцев на территории нашей страны, а также прослежен путь институционального формирования корейской диаспоры в России.
МКЦ «Аннён» имеет длительную историю, которая позволяет говорить о том, что идея объединения молодежи по этнокультурному признаку актуальна. За время своего существования Центр сменил трёх
руководителей. Условно можно разделить историю Центра на два периода, где разделительной чертой выступает трагическая гибель первого руководителя МКЦ - Пан Романа. Во время его руководства (2001-2006 гг.) МКЦ «Аннён» находился в активной фазе своего развития, корейская молодежь участвовала в различных городских, региональных мероприятиях. В 2006 г. «Аннён» фактически перестал существовать, не было человека, который был бы способен объединить молодежь вновь. С появлением в 2007 г. нового лидера Станислава Ким появляется мотивация к восстановлению МКЦ. Для начала было необходимо собрать корейцев, рассказать о том, что существует Центр «Аннён». Это была нелегкая задача, потому что мало кто знал о Центре, поэтому следующий руководитель пытался, главным образом, найти общую идею для корейской молодежи, чтобы Центр снова стал востребованным, популярным. Поставленная задача была решена: «Аннён» вновь становится местом, которое занимает важную роль в городском пространстве среди молодежи г. Томска и приезжих студентов.
Однако и сегодня МКЦ представляет организацию, где происходит трансформация отношения молодых корейцев к деятельности центра. Если еще 5 лет назад «Аннён» принимал активное участие в различных мероприятиях, стараясь показать свою корейскость, свою инаковость, культуру, то с течением времени это уходит. Активной молодежи становится меньше, руководители все реже привлекают членов организации к мероприятиям. Корейскость остается только в перформансах-праздниках, которые проводит центр сегодня - корейский Новый год, фестивали и дни корейской культуры, игра на самульнори, языковые курсы, неформальные встречи молодежи, а также в таких символах, как язык, одежда, имя. Но стоит уточнить, что если имя, в данном случае фамилия, является реальным атрибутом человека, то одежда - национальный костюм - надевается только по особым случаям во время праздников. Язык можно определить как экзотическую составляющую, потому что многие молодые корейцы в настоящее время корейский язык не знают. Важно, что коллективная память также представляет символическую составляющую корейскости. Память жива в виде рассказов родственников о трудных временах их молодости.
Важно также было проанализировать социальную группу «Вконтакте» МКЦ «Аннён». Группа является отражением Центра в глобальной сети, поэтому нельзя отрицать тот факт, что она играет большую роль в репрезентации организации. Проанализировав её по нескольким показателем, можно сделать вывод, что группа не активна, в связи с чем напрашивается вывод, что для данной организации важную роль играет личностный фактор. Так, менеджер группы, который бы её поддерживал в активном состоянии, отсутствует, информации обновляется мало. Участников около пятисот, разной национальности. Группа открытая и слабо этнически маркированная. В администрации группы обычно все члены руководящего состава МКЦ, а также активные ребята, которые хотят помочь. Таким образом, группа - это пространство, где можно рассказать или показать (видеозаписи группы) о корейской культуре, сообщить о мероприятиях и пригласить на них. Если проанализировать фотоальбомы группы, то становится очевидным, что со сменой руководства в 2012 г. фотоотчетов стало меньше, по сравнению с предыдущими годами, что также может свидетельствовать об угасании интереса молодежи к корейской культуре.
Тем не менее, нельзя утверждать, что МКЦ сегодня переживает кризис. Центр существует для заинтересованных в его деятельности людей. Существует небольшая группа, которая старается активно работать с молодежью не только г. Томска, но и стран СНГ, а также выходить на международные контакты. Это проявляется в том, что многие лидеры МКЦ проходили различные стажировки в Южной Корее, тем самым обмениваясь опытом и рассказывая про «Аннён», что также может говорить о формировании транснационального сообщества.



1. Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи [Электронный ресурс] // Сайт Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». - Электрон. дан. - [Б.м.], 2005. URL: http://demoscope.ru/weekly/2005/0187/perep04.php (дата обращения: 01.05.2016)
2. Ким О. П. О работе национально-культурной автономии корейцев Томской области // Российские корейцы: история и современные проблемы: Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции (24 сентября 2004г.) - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. - С. 1317.
3. Пан Р. Б. Молодежный корейский центр «Аннён»: проблемы и перспективы // Российские корейцы: история и современные проблемы: Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции (24 сентября 2004г.) - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2006. - С. 6667.
4. Результаты Всесоюзной переписи населения 1926 г // Сайт
Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. - URL:
http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_26.php?reg=1348 (дата обращения: 01.05.2016)
5. Результаты Всесоюзной переписи населения 1926 г., 1939 г., 1959 г // Сайт Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. - URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_26.php?reg=1348 (дата обращения: 01.05.2016)
6. НКО в социальных сетях. Правила подбора контента
[Элекстронный ресурс]. - URL:http://www.csp- yar.ru/images/razrabotki/Buklet_socset-web.pdf, свободный (дата обращения: 15.03.2016)
7. НКО и онлайн-среда. Цикл статей «Интернет для некоммерческих организаций» [Электронный ресурс]. - URL:https://te- st.ru/2013/04/10/charities-use-of-the-internet/, свободный (дата обращения: 15.03.2016)
8. Емельянов А. Будущее у нас есть и, особенно, на томской земле // Территория согласия. - 2004. - №3. - С. 22-23.
Литература:
9. Абашин С. Н. Среднеазиатская миграция: практики, локальные сообщества, транснационализм // Этнографическое обозрение. - 2012. - №4. - С. 3-13.
10. Арутюнов С. А. Диаспора - это процесс // Этнографическое обозрение. - 2000. - №2. - С. 74-78.
11. Богоявленский Д. Д. Перепись 2010: этнический срез
[Электронный ресурс] // Перспективы. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2013. URL: http://www.perspektivy.info/rus/demo/perepis_2010_etnicheskij_srez_2013-04- 28.htm (дата обращения: 15.04.2016)
12. Бугай Н. Ф. 140 лет в России : очерк истории российских корейцев / Б. Д. Пак, Н. Ф. Бугай. - М.: ИВ РАН. - 462 с.
13. Бугай Н. Ф. К вопросу о депортации народов в 30-40-х годах // История СССР. - 1989. - № 6. - С. 135-143.
14. Бугай Н. Ф. О выселении корейцев с территории Дальневосточного края // Отечественная история. - 1992. - № 6. - С. 141-168.
15. Бугай Н. Ф. Реабилитация репрессированных граждан России (XX - начало XXI века) / Н. Ф. Бугай. - М.: МСНК-пресс, 2011. - 462 с....56



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ