Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы саморегуляции виртуально зависимых студентов
1.1 Саморегуляция как предмет психологических исследований 6
1.2 Проблема виртуальной зависимости в современных исследованиях 17
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей саморегуляции виртуально зависимых студентов
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Результаты эмпирического исследования 43
Выводы по главе 2 60
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложения 68
Актуальная, повседневная жизнь человека и имеющие место «трудные» обстоятельства жизнедеятельности требуют от него необходимой адекватной саморегуляции.
Процессы саморегуляции - внутренняя целенаправленная активность человека, которая реализуется при системном участии самых разных процессов, явлений и уровней психики. Именно в процессах саморегуляции единство и системная целостность психики получают наиболее отчётливое выражение (А.О.Прохоров).
Для нашей современности характерно бурное развитие компьютерной техники и компьютерных технологий. Под воздействием данных факторов общество претерпевает существенные изменения, в том числе получили распространение зависимости от этих новшеств.
Зависимое поведение представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений.
Технологические (нехимические) аддикции ещё не столь хорошо изучены. Основная часть исследований акцентирует своё внимание на таких возрастных группах, как детство и подростничество. Не все виды зависимости приняты учёными как таковыми (мобильная, телезависимость).
Студенчество является особым периодом, так как именно в это время молодыми людьми происходит открытие своего внутреннего мира, самоопределение, поиск своего места в жизни, увеличивается самоконтроль и саморегуляция, занимают вопросы профессионального самопознания.
Целью нашей дипломной работы является изучение особенностей саморегуляции виртуально зависимых студентов.
Объект исследования - виртуально зависимые студенты.
Гипотеза исследования: существуют различия саморегуляции у студентов с разными видами виртуальной аддикции и разной степенью аддикции, в частности имеются различия в показателях регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также в показателях развития регуляторно-личностных качеств - гибкости, самостоятельности, надёжности, ответственности.
Задачами дипломной работы являются:
- изучить проблему саморегуляции в психологии;
- представить анализ проблемы виртуальной зависимости;
- организовать и провести эмпирическое исследование по изучению особенностей саморегуляции виртуально зависимых студентов;
- провести анализ полученных данных и дать им интерпретацию.
Теоретико-методической базой исследования явились работы:
- о проблеме саморегуляции в психологии: Рубинштейн С.Л., Моросанова В.И., Конопкин О.А., Прохоров О.А. и т.д.;
- о проблеме виртуальной зависимости: Змановская Е.В., Клейберг Ю.А.,Книжникова С.В., Мандель Б.Р., Менделевич В.Д., Самыгин П.С.;
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- Для анализа литературных источников были применены: анализ, синтез, сравнение, обобщение психологической, социологической литературы по изучаемой проблеме; диалектика; индуктивно-дедуктивный метод; постановка проблемы.
- Для сбора эмпирических данных - опрос, анкетирование;
- Методы обработки данных: процентный анализ, корреляционный анализ (по Ч. Спирмену).
В исследовании были применены следующие методики:
- опросный экспресс-метод Моросановой В.И. «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУД-М» (2013).
- анкета.
Базой исследования выступили студенты 2-3 курсов направления подготовки «Психология» Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета. Всего в исследовании приняли участие 35 человек.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В ходе проведённого теоретического исследования проблемы саморегуляции виртуально зависимых студентов был проведён анализ существующих подходов для определения проблемы саморегуляции, проблемы виртуальной зависимости в современных исследованиях.
Установлено, что существуют различные концепции о регуляции деятельности. Современные теории саморегуляции принадлежат А.В.Круглански, Конопкину О.А., Моросановой В.И..
Наиболее универсальной моделью системы саморегуляции произвольной активности человека является теория Конопкина О.А.. Он выделяет основные компоненты саморегуляции, которые представляют собой единый неразрывный процесс, а также регуляторно-личностные качества.
Способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными или учебными задачами развивается на основе гармоничного поведения, которому способствует процесс саморегуляции.
Моросанова В.И., в свою очередь, разработала представления об индивидуальных и стилевых особенностях осознанной саморегуляции, которые стали основой концепции индивидуального стиля саморегуляции.
Проблема виртуальной зависимости становится очень актуальной в наше время, но при этом исследований по этой проблеме мало. Опасность этого вида аддикции заключается в быстроте привыкания, неизлечимости, возможности перехода на другие виды.
В ходе эмпирического исследования выявлены следующие корреляционные взаимосвязи саморегуляции и виртуальной зависимости:
- положительная между игровой зависимостью и надёжностью. Это значит, что игровая зависимость не влияет на индивидуальную устойчивость функционирования системы саморегуляции деятельности в условиях повышения или понижения психической напряжённости, высокой или низкой мотивации обучения;
- отрицательная между интернет-зависимостью и планированием. Это значит, что чем выше уровень интернет-зависимости, тем ниже способность студента к планированию, и наоборот.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования реализованы, гипотеза подтверждена частично. Студенты с игровой зависимостью отличаются от других виртуально зависимых (от мобильного телефона, от интернета) устойчивостью сформированного уровня саморегуляции (надёжностью). Уровень саморегуляции интернет-зависимых студентов зависит от степени зависимости, в частности от этого зависит планирование.