Сравнительный анализ репрезентации семейных практик подчинения в современном кинопроизводстве Индии и России в рамках концепта «Классического патриархата» Г.Торборна
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретическая часть 10
1.1 Понятие семейных практик подчинения 10
1.2 Теория патриархата Г. Торборна и её типология 14
1.3 Репрезентации в кино: подход к визуализации власти 16
2 Методологическая часть 18
2.1 Общий подход: визуальный и сравнительно-культурный анализ 18
2.2 Интерпретационные рамки: критический визуальный подход и концепт
«мужского взгляда» 20
2.3 Эмпирическая база и критерии отбора фильмов 22
3 Практическая часть 25
3.1 Индия: репрезентация семейных практик подчинения 25
3.2 Россия: репрезентация семейных практик подчинения 38
3.3 Сравнительный анализ и интерпретация через типологию Торборна 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список использованных источников и литературы 53
Приложение А 56
Приложение Б 61
Современный мир характеризуется увеличением разнообразия, созданием альтернатив и выходом за рамки привычного. Указанные процессы затрагивают и сферу семейно-брачных отношений, что находит отражение в работах современных социальных исследователей, которые отмечают неизбежную гибель этого института 1. Переход многих сообществ к эгалитарной форме семьи является важной тенденцией. Более явно данный процесс выглядит на фоне упадка популярности традиционного подхода к созданию и поддержанию жизнеспособности семьи. Всё больше людей в России и других странах предпочитают равноправное управление, размытие ролей в рамках семейных отношений и создание своих собственных гендерных стратегий взаимодействия.
Традиционная модель, как и сопутствующая ей власть мужа начинает отходить на второй план. Однако данное явление не является повсеместным. Отношения доминирования и подчинения, выраженные в этом социальном конструкте, также продолжают являться значимой частью патриархальной структуры общества .
Несмотря на эти процессы, патриархальные отношения в рамках семьи продолжают сохраняться и актуализироваться через различные формы доминирования и подчинения. Согласно К. Миллет, «патриархат - это семейная, социальная, идеологическая, политическая система, в которой женское всегда подчинено мужскому» . Подобного определения придерживается не только она, но и большинство других исследователей социального. Например, Гёран Торборн не только выделил власть мужчины, как основу патриархата в отношениях с женой, детьми и дочерью , но и подчеркнул, что гетерономия является одним из значимых критериев патриархальности . В частности, это проявляется во взаимодействии мужа и жены.
Установление главенства и подчинения в брачном союзе производится за счёт различных практик. В данном исследовании ставится проблема семейных практик подчинения, таких как, например, контроль мобильности жены , репродуктивное и сексуальное давление , экономическая зависимость и многие другие. Одной из важных сфер репрезентации этих отношений является визуальная культура, в первую очередь, кинематограф.
В настоящий момент важным средством выражения социокультурных смыслов является визуальное повествование. Трансляция такого рода смыслов, от бытовых привычек до ритуальных практик, является способом организации коммуникативного пространства культуры, в котором обычно и раскрываются должным образом визуальные формы. Культура в данном контексте представляет собой динамичную систему, поток смыслов, создаваемый в процессе интеракции .
Этот подход возник в конце двадцатого века, став протестом инакомыслящих исследователей против «лингвоцентризма» . Новый взгляд на происходящее в мире сконцентрировался на том, что коммуникация стала происходить не только в вербальной плоскости, но и в визуальной . Значимые пласты информации начали кодироваться через оптически воспринимаемые формы и ассоциироваться вместе с ними . Сам образ также перестаёт быть лишь пустым отражением реальности. Он начинает дополнять её, сливаться с ней и нести в себе своё собственное значение. Именно осознание этой автономии образа несёт в себе визуальный поворот .
При этом некорректно отделять визуальный образ или репрезентацию социального от самого социального, делая его абсолютно независимым. Неправильно отдалять его от факторов, влияющих на его формирование от специфики производства , авторского видения и общего контекста, включающего в себя экономические изменения, политические, культурные и т.д . Невозможно качественно интерпретировать визуальный источник, не зная, что за ним стоит. При исследовании могут возникать вопросы: «Почему выбрана та композиция, а не какая -то другая?», «О чём свидетельствует покрытая голова у главной героини и опущенный взгляд, направленный на собственные руки?» и подобные. Без понимания культурного и авторского контекста такие визуальные решения невозможно корректно интерпретировать.
Анализ литературы показывает возрастающий интерес к вопросам трансформации семьи и гендерных отношений. Основными способами исследования становятся проведение опросов и сбор статистики , фокус исследований направлен как правило на психологию взаимодействия внутри семьи . Темы семейных практик подчинения затрагиваются в работах таких учёных СНГ, как И. Зачёсова, А. Смирников, Р. Саттаров, Т. Гребенщикова и т.д Г. Заярская, А. Верещагина, А. Бандурина, И. Клецина, Е. Иоффе. Они изучают траектории, рассматривают в своих работах стратегии, нормы и трансформации семьи в России и мире. В отдельных случаях выделение подобных практик становится побочным продуктом изучения семейных норм и стратегий, а также патриархата. Как например было у упомянутых А.В. Верещагиной, А.П. Бандурина, С.И. Самыгина и др.
На сегодняшний день семейные отношения уже хорошо исследованы, однако в существующих работах российских ученых сами семейные практики не концептуализированы в должной мере. Сам термин «семейные практики», его определение и концептуализацию удалось обнаружить исключительно у иностранных исследователей.
Таким образом, целью исследования является выявить, каким образом визуальные репрезентации семейных практик подчинения в современном кино Индии и России соотносятся с классификацией этих стран в рамках концепции «Классического патриархата» Г. Торборна, а также проанализировать, насколько данные репрезентации соответствуют типам патриархата, предложенным Торборном для указанных стран.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Дать определение семейным практикам подчинения и отразить их содержание в формате таблицы с индикаторами определения по визуальным источникам, основываясь на концепте «Классического патриархата» Г.Торборна.
• Описать значение патриархата в контексте семейных практик подчинения и определить его типологические критерии по Торборну.
• Погрузиться в культурный контекст Индии и России для избежания переинтерпретации данных.
• Пояснить специфику сравнительно-культурного анализа и
композиционной интерпретации, а также обосновать их выбор.
• Выделить ряд индикаторов визуального для использования композиционной интерпретации, на основе исследования Джеймса Монако «How to Read a Film».
• Выбрать ряд визуальных данных, на которых будет основываться исследование и обосновать их пригодность.
• Выявить на основе визуальных данных и индикаторов, присущие культурам семейные практики подчинения жены мужу, и дать их интерпретацию в культурном контексте.
• Подтвердить или опровергнуть подход Г. Торборна в определении Индии, как неопатриархальной страны, а России, как «остаточно классической», на основании актуальных репрезентаций семейных практик подчинения.
Объектом исследования в работе выступают семейные практики подчинения, репрезентируемые в художественном кинематографе Индии и России.
Эти страны были выбраны благодаря заключению Торборна, о том, что Индия - это неопатриархальная страна, а Россия - архаичная . Это стало основой для формулирования исследовательского вопроса: соответствуют ли визуальные репрезентации семейных практик подчинения в современном кино Индии и России этим классификациям и какие формы подчинения в них преобладают.
Предметом выступили способы визуальной репрезентации взаимоотношений подчинения между мужем и женой в индийском и российском кино, интерпретируемые через концепцию «Классического патриархата» Г. Торборна.
Для анализа визуальных репрезентаций семейных практик подчинения в кино используется критическая визуальная методология, позволяющая учитывать контекст, места создания, композиции самой картины и восприятие её аудиторией . Его общая суть заключается в отрицании «невинности» изображения, которое зависимо от своего прошлого, и от своего будущего.
В рамках этого подхода Джилиан Роуз оформляет принципы использования композиционной интерпретации , сосредоточенной на выявлении, а затем и последующем анализе технологий создания изображения и его композиционной модальности . Под последней подразумевается интерпретация монтажа, цвета, композиции в мизансцене и многого другого. Как, например, в статье о «мужском взгляде в кино», где описывалась объективизация белой женщины, по средству использования определённых кино-приёмов . О подобном методе также писал Джеймс Монако в своей работе «Как читать фильмы» , на которую я буду опираться в своём исследовании.
Помимо этой интерпретационной рамки, используется сравнительно- культурный метод , в процессе использования которого будет производиться сравнение семейных практик подчинения в Индии и в России.
Фундаментом теоретической части исследования стал «Классический патриархат» Йорана Торборна, рассмотренный им в работе «Between Sex and Power: Family in the World, 1900-2000». Таким образом, концепция Г. Торборна, была взята за основу при разработке методологической таблицы типов подчинения и вариантов их проявления для неопатриархата и архаичного патриархата. Положения, разработанные Дж. Роуз («Visual Methodologies») и Дж. Монако («How to Read a Film»), послужили методологической базой для построения послужили методологической базой для построения системы визуальных приёмов, анализируемых через композиционную интерпретацию
В качестве визуальных источников выступают российские и индийские фильмы с 2020 по 2025-й годы с высоким рейтингом на imDb или Кинопоиске, в жанрах драмы, мелодрамы и комедии.
Список российских фильмов:
• «Здоровый человек» (реж. Пётр Тодоровский, 2022) ;
• «Хочу замуж» (реж. Соня Карпунина, 2022) ;
• «Родные» (реж. Илья Аксенов 2021) ;
• «Неприличные гости» (реж. Гога Мамаджанян, 2024) ;
Список индийских фильмов:
• «Минакши Сундарешвар» (реж. Викек Сони, 2021) ;
• «Роки и Рани. История любви» (реж. Каран Джохар, 2023)35;
• «14 кругов брака» (реж. Деваншу Сингх, 2021) ;
• «Говинда» (реж. Шашанк Кхайтан, 2022) .
Выбор этих фильмов обусловлен их актуальностью , популярностью, а также наличием в их сюжетах семейной тематики, что делает их релевантным материалом для анализа визуальных репрезентаций семейных практик подчинения.
Научная новизна исследования заключается в применении концепции «Классического патриархата» Г. Торборна в сочетании с методами композиционной интерпретации для анализа современных индийских и российских фильмов, посвящённых теме семьи. Новизну также составляет выявление новых форм семейного подчинения, репрезентируемых в кино и проявляющихся в повседневных практиках.
Структура работы включает три главы. Во введении описывается дизайн последующего исследования. Первая глава - полностью теоретическая, в ней даются основные теоретические рамки, термины, а также поясняется выбор индикаторов семейных практик подчинения, на основе наработок Г.Торборна и других социальных учёных.
Вторая глава - методологическая. В ней происходит погружение в основы критической визуальной методологии и раскрываются два метода анализа и интерпретации визуальных источников, на которые производилась опора в процессе исследования, также формируется таблица визуальных индикаторов.
В третьей главе представлен эмпирический анализ визуальных репрезентаций семейных практик подчинения в российском и индийском кинематографе, который опирается на вторичные источники по культурным контекстам. Итоговые выводы представлены в заключении, а все необходимые материалы, например, две таблицы с типами подчинения и вариантами их репрезентации для неопатриархата и архаичного патриархата , и визуальными приёмами с их интерпретацией расположены в приложениях, в конце дипломной работы.
На основе всего вышеописанного можно отметить, что основные исследовательские задачи были успешно решены. Первоначально мной был проведён обширный анализ исследовательской литературы, в рамках которого было сформировано описание и определение семейных практик подчинения. Часть этой работы основывалась на работе Г. Торборна и сформированной совместно с этим таблице типов подчинения и вариантов их проявления для неопатриархата и архаичного патриархата.
Далее передо мной стояла задача определить значение патриархата в контексте семейных практик, что так же было выполнено, с опорой на работы отечественных социальных учёных. Суть решения заключалась в том, что отношения власти являются первичными для семьи, и так или иначе внутри них формируется иерархия, где кто-то выше, а кто-то ниже.
Во избежание переинтерпретации практик подчинения было необходимо погрузиться в культурный контекст каждой из стран. И если в случае с Россией проблем, как таковых не возникло, то в процессе изучения Индии пришлось столкнуться со спецификой современного кастового общества, влияния возрастного аспекта на патриархальность семейного взаимодействия и с региональным фактором, который так же влиял восприятие репрезентаций. Так, например, было выявлено, что на юге страны общество более прогрессивное, чем на севере, а соответственно, и более равноправное. В высших кастах за положением женщины следят строже, чем если речь идёт о женщинах низших каст. И люди старшего поколения более консервативны, чем молодёжь.
Обоснование выбора композиционной интерпретации и сравнительно¬культурного анализа было тоже выполнено успешно, и опиралось на работу Дж.Роуз, которая занималась его разработкой. Вдобавок к этому были выявлены визуальные приёмы репрезентации властных отношений: положение женщины в кадре, лейтмотив эротического зрелища, подчёркивание социальных различий, постановка света и многое другое.
Также был проведён анализ визуальных источников. Но в связи с внешними обстоятельствами организация более качественной аналитики материалов не удалась. В связи с этим задача проинтерпретировать выявленные репрезентации семейных практик в культурном контексте и определение их места в нём - объявляется лишь частично выполненной.
Сами результаты исследования показывают, что типология Торборна не в полной мере отражает динамические процессы, происходящие в современных российских и индийских семьях, что требует её адаптации для использования в контексте визуального анализа кино .
В данный момент обе страны находятся в промежуточном состоянии - в архаичном патриархате, где одни патриархальные практики в семье изживают себя, а другие продолжают и дальше своё воспроизведение. Так, например, в российском кинематографе усиливается практика репродуктивно-сексуального подчинения, выраженная в асимметрии женской сексуальности и абсурдности проявления инициативы в этой сфере. Наоборот происходит в индийской репрезентации женской сексуальности. Мало того, что она не подвергается видимому осуждению или непринятию со стороны супруга, так ещё и ближайшие родственники готовы отнестись с пониманием к наличию сексуальной жизни у мужа и жены. Что касается публичного подчинения и его визуализации в кино, она во многом строится в Индии на кино-приёмах. Определённые элементы гендерного дисплея, как покрытая сари голова или мангалсутра на шее, пространственное дистанциирование от мужа, когда жена всегда находится чуть позади или обращение на «вы». Подобное в фильмах российского производства редко встретишь. Зато в репрезентации бытового подчинения и в России, и в Индии женщины осознают свой хозяйственный долг, и всегда, помимо работы, занимаются домашними делами. С одним лишь исключением, что в России практика помощи жене чуть более распространена, как показывает кино.
Если же рассуждать о методологической части, то в вопросе применимости теории Торборна в контексте репрезентаций в кино, я не смогла выявить сложностей. Для выявления различных стратегий, практик, норм и идей визуальные источники являются отличным материалом, а классификация учёного хоть и не полная, всё ещё в определённой степени актуальна и востребована для анализа патриархата в мире.
Другое дело, что в рамках исследования одни элементы репрезентуются лучше, а другие хуже. Так, например, экономическое и законодательное подчинение выявить сложнее, чем репродуктивно-сексуальное или бытовое, допустим. Это может быть связано с сюжетом и отсутствием необходимости для режиссёра и сценаристов раскрывать подобные темы.
Результаты исследования также демонстрируют, что применение концепции Торборна в её изначальной редакции требует модификации для более адекватного анализа современных визуальных репрезентаций семейных практик подчинения. Если в его работе основной фокус уделяется экономическому и репродуктивно-сексуальному подчинению, то сейчас в век глобализации наблюдается сдвиг в сторону бытового, публичного и психологически-эмоционального подчинения.
Научная новизна работы заключается в создании двух таблиц: первая - с типами и проявлениями подчинения в патриархальных моделях, вторая - с визуальными приёмами, используемыми для их репрезентации в кино. Также была апробирована методика композиционной интерпретации в рамках визуального анализа фильмов из двух разных культурных контекстов.
В дальнейшем в этом направлении возможно расширение выборки визуальных источников - изучение документального кино и его специфики или переход к кинематографу других стран: Афганистана, Ирана и т.д.
Таким образом, проведённое исследование подтвердило актуальность изучения репрезентаций семейных практик подчинения в кинематографе в контексте современных социальных трансформаций и показало необходимость дальнейшего развития теоретических и методологических подходов к этой теме.
1. Аванесов С.С. Визуальная антропология как исследовательская дисциплина // Томский журнал ЛИНГ и АНТР. -2013. - №1. - С. 68-74.
2. Андреева Ю. Индустрия «ведической женственности»: между
подчинением и работой над собой //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2023. - Т. 41. - №. 2. - С. 262-291.
3. Бедный Б. и др. Молодежь: актуальные социальные практики. - М.: НИСОЦ - 2020. С. 250.
4. Верещагина А. В., Бандурин А. П., Самыгин С. И. Кризис института традиционной семьи в России и семейные траектории молодой семьи //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - №. 11. - С. 24-28.
5. Воронин Г. Л., Егорова Н. Ю., Янак А. Л. Трансформация супружеских и родительских траекторий и новые вызовы социальной работы //Отечественный журнал социальной работы. - 2017. - №. 1. - С. 93-98.
6. Гребенщикова Т. А., Зачесова И. А. Реализация отношений доминирования-подчинения между членами семьи в повседневном дискурсе //Экспериментальная психология. - 2011. - Т. 4. - №. 4. - С. 75-87.
7. Захарова Н. Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа //Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - Т. 11. - №. 1. - С. 147-161.
8. Заярская Г. В. Современные семейные практики или дауншифтерское счастье //Международный академический вестник. - 2015. - №. 5. - С. 49-54.
9. Клецина И. С., Иоффе Е. В. Нормы женского поведения: традиционная и современная модели //Женщина в российском обществе. - 2019. - №. 3. - С. 72-90.
10. Морозова О. А. Социокультурное нормирование брака: история и современность: автореф. дис. канд. филос наук: 24.00.01. Ростов -на- Дону, 2012. 27 с.
11. Мясникова Л. А., Дроздова А. В., Архипова Ю. В. Визуальная репрезентация повседневности в современном медиаобществе //Теория и практика общественного развития. - 2014. - №. 19. - С. 168-172.
12. Назарова Н. Л., Петросян Л. К., Сэруа В. С. Эволюция семейных ценностей в современном западном мире //Юридическая наука: история и современность. - 2017. - №. 5. - С. 96-100.
13. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Представления молодых россиян о семейной жизни: социологический ракурс //Вопросы управления. - 2015. - №. 3 (15). - С. 85-90.
14. Саттаров Р. М. Взаимоотношения в семье и ответственность супругов //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - №. 7. - С. 265-271.
15. Сексуальная жизнь женщины: между подчинением и свободой / Анна Темкина. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2008. - 376 с. - (Труды факультета политических наук и социологии; Вып. 15)...33