Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феноменологический анализ переживания возрастного перехода от юности к взрослости

Работа №186359

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2025
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОГО ПЕРЕХОДА 6
1.1 Теории возрастных трансформаций: историко-психологический контекст 6
1.2 Мультифакторная детерминация процесса взросления 15
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Феноменологический подход к изучению возрастных переходов 24
2.2 Стратегия формирования исследовательской выборки 27
Выводы по второй главе 30
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ПЕРЕЖИВАНИЯ ВОЗРАСТНОГО ПЕРЕХОДА 32
3.1 Инструментарий и процедура интерпретации данных 32
3.2 Структура переживаний: описание результатов и их обобщение 34
Выводы по третьей главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 115


В традиционных обществах переход от юности к взрослости представлял собой не просто возрастной рубеж, а сложный, но четко регламентированный социокультурный процесс, глубоко встроенный в систему коллективных ценностей. Ритуалы инициации, такие как церемонии посвящения у коренных народов, обряды вступления в брак или передача семейных ремесел, выполняли роль социальных «якорей», закрепляя новый статус индивида. Все эти практики сопровождались ранним включением в трудовую деятельность: так, подростки осваивали профессии родителей, что не только обеспечивало экономическую стабильность, но и формировало чувство принадлежности к общине. Межпоколенная передача знаний, будь то устные сказания, традиции воспитания или нормы поведения, создавала непрерывность опыта, минимизируя неопределенность и предоставляя индивиду готовые сценарии взросления — от выбора партнера до распределения ролей в семье. Эти механизмы выполняли двойную функцию: с одной стороны, они задавали траекторию развития через систему запретов и предписаний, с другой — культивировали психологическую готовность к принятию ответственности, ограничений и новых идентичностей, смягчая внутренние конфликты.
В условиях современности, где скорость технологических инноваций превышает адаптационные возможности поколений, а глобальные кризисы — от экономических рецессий до климатических катастроф — накладываются друг на друга, создавая эффект «накопленной нестабильности», процесс взросления утрачивает не только линейность, но и саму возможность опереться на универсальные ориентиры. Цифровизация, стирая границы между реальным и виртуальным, трансформирует коммуникацию, труд и даже интимность, заставляя индивида постоянно пересматривать свои роли.
Средний возраст, ранее ассоциировавшийся с социальной и эмоциональной зрелостью, сегодня превращается в зону повышенных психологических рисков. Современный человек вынужден одновременно адаптироваться к стремительной автоматизации профессий, пересматривать семейные роли в условиях деконструкции гендерных стереотипов (например, совмещение карьеры и родительства для обоих партнеров) и сохранять идентичность в цифровом пространстве, где перформанс «успешной жизни» в социальных сетях
конфликтует с повседневными реалиями. Это порождает расхождения между ожиданиями и действительностью: ожидания от взрослой жизни, сформированные в юности под влиянием семьи, культурных нарративов, таких как «создать семью к 30 годам», «достичь карьерных высот», и медиа-идеалов, вступают в острый конфликт с реальным опытом. Результатом становится экзистенциальное напряжение: чувство утраты контроля над жизненным сценарием, когнитивный диссонанс между «должным» и «сущим», необходимость болезненного пересмотра стратегий самореализации. Особую значимость данная проблема приобретает в контексте лиц, формально достигших социальной зрелости — имеющих образование, карьеру и семью, — но переживающих внутренний кризис из-за несоответствия между внешними достижениями и внутренними смыслами, что проявляется в росте депрессивных состояний, семейных конфликтов и экзистенциальной опустошенности в данной возрастной группе.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения субъективного опыта перехода от юности к взрослости в условиях современной нестабильности, когда традиционные социальные ориентиры утрачивают силу, а технологические, экономические и культурные изменения провоцируют кризис расхождения между ожиданиями и реальностью, усиливая экзистенциальные риски и потребность в новых подходах к психологической поддержке лиц среднего возраста.
Цель исследования - выявить и систематизировать психологические смыслы, структурирующие критическую точку расхождения ожиданий и действительности.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы представляется необходимым решить следующие задачи:
— Провести реферирование литературных источников на предмет исследований возрастной периодизации, мультифакторности процесса взросления.
— Проанализировать понимание возрастного перехода от юности к взрослости в научных литературных источниках.
— Провести феноменологический анализ опыта переживания возрастного перехода от юности к взрослости на материале текстов интервью с целью уточнения гипотезы.
Объектом исследования выступают мужчины и женщины среднего возраста со средним специальным или высшим образованием, создавшие семью. Предмет 4
исследования - психологические особенности переживания критической точки, в которой ожидания, сформированные в юности, вступают в конфликт с реальным опытом взрослости.
Гипотеза: критической точкой расхождения, где ожидания, сформированные в юности, вступают в конфликт с реальным опытом взрослости, является создание собственной семьи.
Методы исследования: сбор и интерпретация литературных данных, проведение полуструктурированного интервью, феноменологический анализ текстов интервью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью феноменологического исследования было выявление и систематизация психологических смыслов, структурирующих критическую точку расхождения ожиданий, сформированных в юности, и действительности. Цель была достигнута через поставленные ранее задачи.
Первая глава посвящена рассмотрению литературных источников, включающих обзор теоретических подходов к пониманию возрастных переходов в психологии развития, возрастных периодизаций, мультифакторности процесса взросления. Данный этап работы позволил выделить основные концептуальные рамки исследования, такие как возрастная периодизация Э. Эриксона, исследование и теория Д. Левинсона, концепция становления взрослой жизни Дж. Арнетта. В целом, были рассмотрены такие концепции, как возрастные периодизации древних философов, медиков, математиков; периодизации, нашедшие отражение в Древнем Риме и Древней Греции; периодизация интеллектуального развития Ж. Пиаже, психического развития Л. С. Выготского, Л. Колберга, Уотеринга, теория А. В. Петровского, Ш. Бюлер.
Возрастное развитие человека - процесс, детерминированный биологическими, психологическими и социальными факторами, которые формируют последовательность качественных преобразований на протяжении онтогенеза. Каждый этап жизненного цикла сопровождается специфическими задачами развития, кризисами идентичности и необходимостью адаптации к меняющимся условиям среды, что обусловливает накопление уникального опыта и формирование новых навыков. Развитие личности в период зрелости по-прежнему остается одной из самых сложных и недостаточно исследованных проблем психологии.
Вторая глава посвящена описанию методологии и организации исследования. Переживание возрастного перехода от юности к взрослости является сложным, многогранным понятием, включающим в себя такие аспекты, как эволюция целей; ожидания, поставленные в молодости, и их соответствие реальному опыту во взрослой жизни; отношение к недостигнутым целям; самореализация; давление общества и культурные ожидания; восприятие времени в контексте поставленных целей. Феноменологический метод в данном случае приобретает особую значимость, поскольку этот возрастной этап характеризуется качественной трансформацией самосознания, ценностных ориентаций и 57
социального положения, что требует особого методологического инструментария, способного уловить тонкие нюансы этих изменений.
Анализ современных подходов к изучению возрастных переходов, включая роль семьи как фактора кризиса и ресурса, выявил ключевую закономерность: создание собственной семьи выступает критической точкой расхождения ожиданий и реальности. Таким образом, гипотеза подтверждается. Согласно полученным в ходе полуструктурированного интервью и феноменологического анализа данным можно утверждать, что семья для респондентов становится не только триггером конфликта между юношескими идеалами и прагматичной реальностью, но и основным компенсаторным механизмом.
В результате эмпирического исследования в третьей главе гипотеза также уточнена следующими выводами:
1. Конфликт ожиданий и реальности. У всех респондентов выявлен глубинный разрыв между юношескими идеализированными ожиданиями (карьерный рост, самореализация, финансовая независимость) и реальностью среднего возраста после создания собственной семьи, где доминируют прагматичные цели (стабильность, семья, здоровье). Этот диссонанс порождает экзистенциальную напряженность, выражающуюся в чувстве нереализованности, сожалениях о «не своих» выборах и страхе уязвимости.
2. Семья как компенсаторный механизм. Семья выполняет двойственную функцию: служит основным источником смысла и одновременно маскирует профессиональную неудовлетворенность через замещенную самореализацию. И мужчины, и женщины проецируют амбиции на успехи детей и в некоторых случаях используют семейные роли как оправдание карьерного застоя.
3. Гендерная специфика адаптации:
— Женщины испытывают острый конфликт между социально предписанными ролями (мать, жена) и подавленными амбициями, усугубляемый интериоризацией стереотипов («карьера вторична»). Попытки баланса носят фрагментарный характер из-за нехватки ресурсов и вины за «эгоистичные» устремления.
— Мужчины демонстрируют ригидность: фокусируются на роли кормильца или гиперрационализируют неудачи, минимизируя эмоциональную рефлексию.
4. Доминирование защитных стратегий. Ключевые механизмы совладания: замещенная самореализация (проекция амбиций на успехи семьи / детей); рационализация (объяснение неудач внешними факторами для защиты самооценки); компенсация (смещение фокуса на быт, хобби или гипертрофированную семейную роль); символическая отсрочка, избегание (отказ от целеполагания, вытеснение болезненных тем). Рационализация внешними факторами сохраняет самооценку, но блокирует интеграцию опыта. Пассивные формы адаптации и активные компенсации редко приводят к системным изменениям. Поверхностная рефлексия неудач, избегание поддерживают цикл символических компенсаций (мечты о бизнесе «когда дети подрастут»), создающих иллюзию контроля.
5. Кризис интеграции опыта. Неудачи воспринимаются как травма или неизбежность, но не как ресурс для роста. Исключение — Респондент 4, демонстрирующий успешную интеграцию через принятие прошлых решений как объективно обусловленных, анализ неудач без самообвинения, гибкую коррекцию целей без отказа от ценностей.
Таким образом, работа достигла цели, выявив и систематизировав психологические смыслы возрастного перехода от юности к взрослости. Практическая значимость исследования заключается в доказательстве необходимости психологической поддержки, направленной на глубинную интеграцию жизненного опыта; преодоление гендерных стереотипов, усугубляющих ролевые конфликты; развитие рефлексивных практик для перехода от компенсаторных механизмов к осознанному конструированию идентичности.



1. Абросимова Е. А. Возможности феноменологического метода в психологических исследованиях // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 2 (11). - С. 82 - 83. (пг про феном)
2. Авдиянц, М. К. Психологические особенности возрастных кризисов / М. К. Авдиянц, И. Ю. Винер, Ф. Е. Иванов // Психологические и психоаналитические исследования : Ежегодник 2017. - Москва : Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», 2017. - С. 422-438.
3. Азьмука, С. А. Психологическое содержание возрастных кризисов / С. А. Азьмука // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе : сборник научных трудов, Хабаровск, 22-25 ноября 2016 года / под ред. Е. Н. Ткач. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2017. - С. 112¬114.
4. Александрова Е. А. Проблемы самореализации мужчин и женщин в контексте семейной жизни // Социология. - 2023. - №2. - С. 144-155.
5. Андреенкова А. В. Жизненные выборы на разных этапах жизненного пути — автобиографии одного поколения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2024. - №3 (181). - С. 88-113.
6. Андреенкова А. В. Нормативность представлений о возрастных границах основных жизненных этапов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2025. - №1 (185). - С. 3-28.
7. Аникина В. Г. К проблеме использования феноменологии Э. Гуссерля для исследования рефлексии в современной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - Т. 23. № 4. - С. 42 - 51.
8. Батыршина А. Р., Шарафиева И. И. Историко-психологический обзор концепций периодизации ранней взрослости в истории психологии // Гуманизация образования. - 2023. - №3. - С. 15-27.
9. Богомаз, С. Л. Традиция качественных исследований в психологии: описательный феноменологический метод А. Джорджи / С. Л. Богомаз, М. М. Морожанова, В. И. Турковский // Право. Экономика. Психология. - 2019. - № 1. - С. 86-92.
10. Борисов Е.В. Феноменологический метод М. Хайдеггера / Е.В. Борисов // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени-Томск: Водолей, 1998. - 355с.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Московский университет, 1984.
12. Введение в феноменологическую проблематику // magisteria.ru URL: https://magisteria.ru/phenomenology/intro-2-phenomenological-problems (дата обращения: 20.04.2025).
13. Взрослость: молодость и зрелость // StudFiles URL: https://studfile.net/preview/6204926/ (дата обращения: 13.05.2025).
14. Возраст в философии // Научно-издательский центр Аспект URL: https://na- journal.ru/4-2017-gumanitarnye-nauki/996-vozrast-v-filosofii (дата обращения: 01.05.2025).
15. Возрастная психология: этапы, теории и методы исследования // 5prism.ru URL: https://5prism.ru/articles/psihologiya/vozrastnaya-psihologiya/ (дата обращения: 18.04.2025)...60



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ