Реферат 2
Введение 3
ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ 9
1.1. Понятие психической травмы 9
1.2. Виды и классификации психических травм 15
1.3.Особенности переживания психической травмы. Роль семьи в
травматизации личности 24
1.4.Формирование привязанности. Травма нарушения привязанности в семье 32
ГЛАВА 2. МЕЖПОКОЛЕННАЯ ПЕРЕДАЧА НАРУШЕНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ КАК ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ
50
2.1. Концепции и способы межпоколенной передачи нарушения
привязанности 50
2.2.Особенности передачи психической травмы нарушения привязанности в российской семье 60
2.3. Генеалогический анализ межпоколенной передачи психической травмы нарушения привязанности 68
ГЛАВА 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ
МЕЖПОЛОКОЛЕННОЙ ПСИХОЛОЛГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ В СЕМЬЕ... 73
3.1 Исследование семьи пробанда Ю. 73
3.2 Исследование семьи пробанда В. 84
3.3 Исследование семьи пробанда Л. 98
3.4 Исследование семьи пробанда П. 114
3.5 Исследование семьи пробанда М. 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 133
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 137
Приложения 147
На сегодняшний день феномен психической травмы [2,3,19,21,26,37] стал объектом изучения не только для психологической науки. В современной системе социальных, исторических, медицинских наук психическая травма рассматривается в транстемпоральном, историко-культурном, этническом и социальном аспектах. Она представляет собой некую точку отсчета «нового» искаженного времени для организма [32], личности, рода [34], а иногда даже целого этноса [28].
Под понятием «психическая травма» в современной психологической науке скрывается огромный пласт интенсивных негативных воздействий на личность, неблагоприятных факторов среды, стрессоров, нарушающих субъективное чувство безопасности [2]. В данной работе осознанно сужен фокус исследования до психической травмы нарушения привязанности с целью глубинного анализа этого феномена.
Под психической травмой нарушения привязанности в данной работе понимается частичную или полную утрату эмоциональной близости ребенком и родителем в детстве, между близкими людьми в период взрослости, сопровождающуюся субъективно переживаемым чувством утраты личной безопасности, покинутости и чувством отвержения[57].
Социальная значимость и актуальность исследования.
Изначально феномен психической травмы еще З.Фрейдом [84] рассматривался как неблагоприятный опыт в жизни одной личности, на формирование которого могут повлиять родовые структуры. Однако, на сам процесс передачи травмы от поколения к поколению в то время исследователи обращали мало внимания. Чаще исследовательский взгляд был сосредоточен, на последствиях, «отголосках» травмы, и возможностях ее терапии. Современные исследователи [42,46,47,49,62] в области психологии и генетики утверждают, что травма приводит к эмоциональным и поведенческим искажениям, которые могут воздействовать на следующее поколение. Исследования генетика И. Мансуй [48] показали следующие результаты: высокое количество самоубийств случается у детей тех родителей, которые в течение своей жизни получили психическую травму. Актуальность исследования обусловлена современным состоянием учения о человеке в целом, рассмотрением человеческой психики в контексте той системы, а именно семьи, теорий семьи и нарушенных семейных отношений; изученности опыта переживания психической травмы человеком вне его системы; недостаточной изученностью феномена травмы нарушения привязанности в российской семье; необходимостью рефлексии теоретико-методологических научных данных о феномене психической травмы в контексте травматизации личности в семье и конкретизации этих данных на примере реальных семей; противоречием между необходимостью понимания психологических закономерностей формирования психически здоровой личности в благоприятной для развития здоровой семейной системе и недостатком новых знаний об особенностях передачи психической травмы привязанности в российской семье.
Проблематика заключается в том, чтобы психическую травму нарушения привязанности конкретной личности описать с помощью психогенеалогического исследования представителей разных поколений в составе одной семьи (расширенная семья).
Обращение к межпоколенной преемственности не только в русле травматизации, но и в контексте формирования психически здоровой личности и благоприятной для развития, здоровой семейной системы.
При отмечаемом в литературе большом интересе к проблеме межпоколенной передачи психологической травмы, она, по мнению большинства исследователей, фактически остается малоизученной, особенно в части эмпирических исследований российских семей. Актуальность, значимость и труднодоступность исследований представителей разных поколений в составе одной семьи отмечается отечественными и зарубежными учеными, работающими в рамках психологии развития, возрастной психологии, социальной психологии, генетики поведения, психотерапии [1,3,48,62].
Также на данный момент в современных исследованиях, несмотря на изученность опыта переживания психической травмы человеком вне его системы, существует пробел в том знании, каким образом передается психологическая травма, на кого и в какой степени она больше воздействует.
В данной работе мы постараемся исследовать опыт межпоколенной передачи психической травмы и доказать существование феномена развивающегося межпоколенного нарушения привязанности в отношениях родителя и ребенка.
Объектом исследования является психическая травма
Предмет исследования: межпоколенная передача травмы нарушения привязанности в российской семье.
Цель исследования: описание опыта межпоколенной передачи травмы нарушения привязанности на основе данных тестирования и интервью, полученных от респондентов.
Основными задачами работы являются:
1. Провести анализ теоретических подходов к пониманию психической травмы.
2. Изучить феномен межпоколенной передачи психической травмы нарушения привязанности.
3. Провести эмпирическое исследование ресурсов, адаптационных и мотивационных процессов, семейных отношений на срезах нескольких поколений, включающее также циркулярное интервью респондентов, клинико¬генеалогический анализ межпоколенной передачи травмы нарушения привязанности.
Гипотезы исследования: мы предполагаем, что:
1. Наличие травмы нарушения привязанности между родителем и ребенком переходит от старшего поколения к младшему в расширенной семье, характеризуется особенностями, при этом усиливается интенсивность проявлений нарушений взаимоотношений в семье.
2. Психическая травма нарушения привязанности, переживаемая личностью, находится во взаимосвязи с ее адаптивными, мотивационными процессами и субъективным отношением к семье и прослеживается в нескольких поколениях российской семьи.
Методы исследования:
а) Теоретические методы: изучение и анализ психологической, социологической и методологической литературы по проблематике исследования.
б) Социологические методы: Тестирование: Шкала «Семейная адаптация и сплоченность» (Д.Х. Олсон)[60], тест «Функциональный ресурс семьи» (Н.М. Лаврова, В.В. Лавров) [37], тест «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера [100], тест «Мотивация достижения» (А.Мехрабиан)[13],тест «Мотивация одобрения (Д.А. Марлоу, Д.П. Краун)[33], Методика геносоциограммы по А. Штуценбергер[97].
в) Клинико-диагностические: Авторское циркулярное интервью[71].
В качестве методологической основы исследования были использованы положения психогенеалогии А. Штуценбергер [97,98], Хильденбранд Б [94], Гольжак В [19], генеалогический метод Е.В. Гуткевич [17].
Теоретическую основу исследования составили: психической травмы
B. Д. Менделевича [50], теория привязанности Дж. Боулби [8], типология травм по Ф. Руперту [66,67], теории семьи и семейных отношений А.Я. Варга [12],
C. И. Голод [16], В.И. Дружинин [21], Э.Г. Эйдемиллер [99,100], М. Боуэн [76], В. Сатир [68,69], А.Г. Харчев [91], Н.И. Олифорович [58,59].
Выборка исследования: Группа для эмпирического описательного исследования составила 5 женщин в возрасте от 28 до 50 лет, проживающих на территории города.
Практическая значимость исследования: Результаты данного исследования предоставят в дальнейшем возможность для психологов- практиков отследить процесс передачи травмы нарушения привязанности от поколения поколению. Как следствие, это открывает возможность идентификации и терапии травмирующего «искажения» привязанности для личности в системе ее рода, что и обеспечивает практическую значимость исследования.
Научная значимость исследования: В ходе исследования были изучены психологические особенности переживания психической травмы нарушения привязанности у женщин, а также были исследованы особенности межпоколенной передачи психической травмы в российских семьях, что в дальнейшем может использоваться в качестве психотерапевтических «мишеней» [90], а также стать базой для исследования особенностей передачи психической травмы от поколения к поколению другими авторами.
Надежность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается глубинной интерпретацией материала, основанной на апробированных валидных методиках, количеством используемых методик, а также использованием методов клинико-генеалогического и феноменологического анализа[ 17,44].
Структура: работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Выпускная квалификационная работа изложена на 147 листах основного текста, содержит 16 таблиц, 2 рисунка и 22 приложения.
Под психической травмой нарушения привязанности в данной работе понимается частичная или полная утрата эмоциональной близости ребенком и родителем в детстве, между близкими людьми в период взрослости, сопровождающуюся субъективно переживаемым чувством утраты личной безопасности, покинутости и чувством отвержения[57].
В современных исследованиях, несмотря на изученность опыта переживания психической травмы человеком вне его системы, существует пробел в том знании, каким образом передается психологическая травма, на кого и в какой степени она больше воздействует.
В дипломной работе было проведено исследование целью, которого явилось описать опыт межпоколенной передачи травмы нарушения привязанности на основе данных тестирования и интервью, полученных от респондентов.
Для достижения цели, были выполнены следующие задачи:
1. Проведен анализ теоретических подходов к пониманию психической травмы.
2. Изучен феномен межпоколенной передачи психической травмы нарушения привязанности.
3. Проведены эмпирические исследования ресурсов, адаптационных и мотивационных процессов, семейных отношений на срезах нескольких поколений, включающее также циркулярное интервью респондентов, клинико-генеалогический анализ межпоколенной передачи травмы нарушения привязанности.
Также стоит обратить внимание, что при деструктивном функционале семьи, в роду наблюдается репрезентация травмы нарушения привязанности, мы можем наблюдать усиление травматизации и ослабление ресурсной чуткой связи между близкими. Критической точкой нарушения привязанности является завершение рода: невозможность или нежелание для индивида продолжать свой род. Единственным способом выхода из этой критической
ситуации является обращение к средствам психотерапии. На сегодняшний день уже существуют исследования, которые показывают, что психотерапия индивида положительно влияет на психическое здоровье будущих поколений. Таким образом, мы можем наблюдать модель «песочных часов» травматизации и исцеления привязанности (рис. 2).Результаты данного исследования предоставят возможность для психологов-практиков отследить процесс передачи травмы нарушения привязанности от поколения поколению. Как следствие, это открывает возможность идентификации и терапии травмирующего «искажения» привязанности для личности в системе ее рода, что и обеспечивает практическую значимость исследования.
В будущем планируется разработать методы, которые могут послужить уточнением при семейной системной психотерапии членов семей, переживших опыт нарушения привязанности.
Нами было выдвинуто предположение, что наличие травмы нарушения привязанности между родителем и ребенком переходит от старшего поколения к младшему в расширенной семье, характеризуется особенностями, при этом усиливается интенсивность проявлений нарушений взаимоотношений в семье. Вторая гипотеза выглядела следующим образом: психическая травма нарушения привязанности, переживаемая личностью, находится во взаимосвязи с ее адаптивными, мотивационными процессами и субъективным отношением к семье и прослеживается в нескольких поколениях российской семьи.
Таким образом, по результатам исследования сделаны следующие выводы:
1. Нарушение привязанности обнаружено во всех семейных системах.
2. Наблюдается отсутствие удовлетворения семейной системой пробандами и их нуклеарные семьи находятся в кризисном состоянии.
3. Нарушение привязанности у пробандов к собственным детям, сибсам, полусибсам и партнерам, либо отсутствие детей, как фактор не сформированного материнства, в связи с отсутствием привязанности.
4. Обладают ресурсным состоянием для своих семьей трое из четырех пробандов.
5. Основное нарушение привязанности идет по материнской линии, только у одного пробанда по линии отца.
6. Все пробанды отрицательно относятся к праздникам и их подготовке.
7. У всех пробандов есть непринятие социальных норм, высокие требования к себе и низкое стремление к успеху.
8. Всех пробандов объединяет гиперсоциальный тип воспитания, стиль общения - авторитарный, только у одного пробанда - либеральный. Тип проживания патрилокальный у четырех пробандов и один матрилокальный. Тип общения в семье (у 3 из 4) - материально-ориентированный и один - враждебный. Уровень тревожности - средний и высокий.
9. У пробанда Ю. нарушение привязанности начинается с I поколения, травматизация увеличивается до максимума в III поколении. Во II и IV поколение, сам пробанд принадлежит к IV, остаются на одинаковом уровне. Если рассматривать нарушение привязанности через поколение, то можно сказать, что гипотеза подтверждается. V поколение находится в критической точке, т.к. происходит резкое уменьшение количества детей, не смотря на детородный возраст IV поколения (приложение 22).
10. Нарушение привязанности у пробанда В. начинается во II поколении и основная травматизация наблюдается в IV поколение, к которому принадлежит пробанд. В поколение пробанда присутствует все признаки нарушения привязанности, и отличается высокой плотностью и концентрацией видов психических травм. V поколение, не смотря на юный возраст его представителей уже подвержено нарушению привязанности (приложение 22).
11. У пробанда Л. нарушение привязанности начинается с I поколения и идет вниз по поколениям с увеличением до III поколения. В IV поколении, к которому принадлежит пробанд, происходит уменьшение привязанности, но V поколение резко уменьшается по количеству детей, это говорит о воздействии психической травмы (приложение 22).
12. Нарушение привязанности в семье пробанда П. начинается с I поколения и резко увеличивается во втором, затем идет на спад в III и вновь возрастает в IV, к которому принадлежит пробанд. По данной тенденции можно сказать, что нарушение привязанности передается через поколение, увеличиваясь в III, по сравнению с I и держится на одном уровне у II и IV поколения. Пятое поколение уже также подвержено нарушению привязанности, не смотря на небольшое количество детей в нем (приложение 22).
13. Нарушение привязанности в расширенной семье пробанда М. берет начало в I поколение. Во II поколение отсутствуют признаки нарушение привязанности, данный факт связан с малым количеством информации по этому поколению. В III поколении (к нему принадлежит пробанд) идет увеличение нарушения привязанности по сравнению с I. Нарушение привязанности увеличивается в геометрической прогрессии к IV поколению и в итоге V поколение резко уменьшается в количестве детей, тем самым подтверждая гипотезы (приложение 22).
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод: наша первая гипотеза подтвердилась. Нарушение привязанности передается от старшего поколения к младшему в расширенной семье и у всех пробандов усиливается интенсивность проявлений нарушений взаимоотношений в семье. Усиление нарушение привязанности проявляется в V поколение, которое характеризуется уменьшением количества членов данного поколения, несмотря на детородный возраст IV поколения. Вторая гипотеза подтверждается полностью - нарушение привязанности, находится во взаимосвязи с ее адаптивными, мотивационными процессами и субъективным отношением к семье и прослеживается в нескольких поколениях российской семьи.
1. Andolfi M. Family therapy: An interactional approach. — N. Y.; L.: Plenum Press, 1979. — 170 p.
2. Begoyan, Arman. An Anatomy of Psycho-trauma: Pain, Illness and Recovery // International Journal of Psychotherapy. — 2014. — Т. 18, № 3. — С. 41-51.
3. Lewis H, Lewis J. Trauma and recovery. — New York: BasicBooks, 1992 - 412 c.
4. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие - СПб.: Речь, 2004 - 244 с.
5. Бергсон А. Избранное: сознание и жизнь - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2016 - 400 с.
6. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Аст, 1996 - 399 с.
7. Болебер В. Воспоминание и историзация: трансформация индивидуальной и коллективной травмы и ее межпоколенческая передача// Журнал практической психологии и психоанализа, №4 - М: 2010 - с. 84-86.
8. Боулби Дж. Привязанность/ пер. Григорьевой Н.Г., Бурменской Г.В. - М.: Гардарики, 2003 - 286 с.
9. Бриш К.Х. Теория привязанности и воспитание счастливых людей - М., 2016 - 208с.
10. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике/ пер. С.И. Дубинская, под ред. В.И. Белопольского, М: Когито-центр, 2016г . - 316 с.
11. Ван дер Харт. Призраки прошлого. Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы: М.: Когито-Центр, 2013. - 496 с.
12. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. Стереотипное). - М.: Когито-Центр, 2011. - 182 с.
13. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003. - 240 с.
14. Василюк, Ф.Е. Психология переживания/ Ф.Е. Василюк. - М.: МГУ, 1984. - 240с
15. Винникот Д.В. Ребенок, семья и внешний мир/ пер. А. Багрянцевой - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015 - 256с...101